Постановление фас волго-вятского округа от 12.10.2001 n а29-2695/01а спор о привлечении налоговым органом к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью подведомственен арбитражному суду.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке
законности и
обоснованности решений
(определений,
постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 12 октября
2001 года Дело N А29-2695/01А
Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа в
составе: председательствующего Моисеевой
И.Г., судей: Башевой Н.Ю., Чигракова А.И., без
участия представителей сторон, рассмотрев
в заседании кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Воркуте на
определение от 25.05.2001 и постановление
апелляционной инстанции от 03.08.2001 по делу N
А29-2695/01А Арбитражного суда Республики Коми,
судьи: Елькин С.К., Баублис С.Л., Полицинский
В.Н., Протащук В.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Воркуте
обратилась в Арбитражный суд Республики
Коми с иском о взыскании с открытого
акционерного общества "Строительное
управление "Воркутаэнергострой" штрафов в
сумме 55168 рублей 02 копеек за нарушение
порядка работы с денежной наличностью на
основании пункта 9 Указа Президента
Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об
осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и обязательных платежей".
Определением от 25.05.2001 производство по делу
прекращено в связи с неподведомственностью
спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционной инстанции от
03.08.2001 определение оставлено без
изменения.
Не согласившись с принятыми
по делу судебными актами, Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Воркуте
обратилась с кассационной жалобой в
Федеральный арбитражный суд Волго -
Вятского округа.
Заявитель считает, что
судом неправильно применены нормы
процессуального права и спор подлежит
рассмотрению в арбитражном суде.
Стороны, надлежащим образом извещенные о
времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы, в заседание суда своих
представителей не направили, поэтому дело
рассмотрено без их участия.
Правильность применения норм
процессуального права Арбитражным судом
Республики Коми при принятии определения и
постановления апелляционной инстанции
проверена Федеральным арбитражным судом
Волго - Вятского округа в порядке,
установленном статьями 171, 174 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как следует из материалов
дела, филиалом в городе Воркуте ОАО Коми
регионального банка "Ухтабанк" была
проведена проверка соблюдения порядка
работы с денежной наличностью ОАО
"Строительное управление
"Воркутаэнергострой", результаты которой
оформлены справкой от 02.02.2001. В ходе
проверки установлено, что предприятием не
соблюдался лимит остатка наличных денег в
кассе и производились расчеты с другими
юридическими лицами наличными денежными
средствами сверх установленных предельных
сумм расчетов. Указанные обстоятельства
банк довел до сведения Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Воркуте
представлением от 20.02.2001 N 1.
26.02.2001
налоговым органом вынесено решение за N
10-15/3676 о взыскании с общества штрафов за
указанные правонарушения в сумме 55168 рублей
02 копеек на основании пункта 9 Указа
Президента Российской Федерации от 23.05.94 N
1006.
В связи неуплатой обществом штрафа в
добровольном порядке налоговая инспекция
обратилась с иском в арбитражный суд.
Принимая определение о прекращении
производства по делу, суд первой инстанции
исходил из того, что исполнение
постановлений о наложении
административных взысканий ведется в
соответствии с положениями раздела V
Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях. Данными нормативными
актами не предусмотрена возможность
обращения налогового органа в арбитражный
суд с иском о взыскании штрафных санкций по
упомянутому Указу, а потому производство по
делу должно быть прекращено. Апелляционная
инстанция согласилась с этими выводами.
Кассационная инстанция считает, что
обжалуемые судебные акты подлежат отмене в
связи с неправильным применением норм
процессуального права.
На основании
пункта 1 статьи 85 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации арбитражный суд прекращает
производство по делу, если спор не подлежит
рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 22 Кодекса арбитражному
суду подведомственны дела по спорам,
возникающим из административных
правоотношений.
Пунктом 9 Указа
Президента Российской Федерации от 23.05.94 N
1006 "Об осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и обязательных платежей"
установлена финансовая ответственность
предприятий, учреждений, организаций и
физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, за
осуществление расчетов наличными
денежными средствами с другими
предприятиями, учреждениями, организациями
сверх установленных предельных сумм в виде
взыскания штрафа в двукратном размере
суммы произведенного платежа, а за
накопление в кассах наличных денег сверх
установленных лимитов - в трехкратном
размере выявленной сверхлимитной кассовой
наличности. При этом рассмотрение дел об
административных правонарушениях и о
наложении штрафов, предусмотренных
настоящим пунктом, возложено на налоговые
органы.
Ответственность, к которой
привлечено ОАО "Строительное управление
"Воркутаэнергострой", по характеру
правоотношений является административно -
правовой.
Частью 1 статьи 22 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации установлено, что арбитражному
суду подведомственны дела по экономическим
спорам, возникающим из гражданских,
административных и иных правоотношений
между юридическими лицами.
Согласно
части 2 указанной статьи к экономическим
спорам, разрешаемым арбитражным судом, в
частности, относятся споры о взыскании с
организаций штрафов государственными
органами и иными органами, осуществляющими
контрольные функции, если федеральным
законом не предусмотрен бесспорный порядок
их взыскания.
Следовательно,
Арбитражный суд Республики Коми
неправомерно прекратил производство по
иску Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Воркуте о взыскании с ОАО "Строительное
управление "Воркутаэнергострой" штрафа за
нарушение Указа Президента Российской
Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и
обязательных платежей", а потому обжалуемые
судебные акты подлежат отмене с передачей
дела для рассмотрения по существу в первую
инстанцию.
Руководствуясь статьями 174,
175 (пунктом 3), 176 (частью 2), 177 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от
25.05.2001 и постановление апелляционной
инстанции от 03.08.2001 по делу N А29-2695/01А
Арбитражного суда Республики Коми
отменить, дело направить для рассмотрения
по существу в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу с
момента его принятия и обжалованию не
подлежит.
Председательствующий
МОИСЕЕВА И.Г.
Судьи
БАШЕВА Н.Ю.
ЧИГРАКОВ А.И.