Постановление фас волго-вятского округа от 03.07.2003 n а43-12912/02-11-576 необходимым условием отнесения на себестоимость обязательных отчислений является их установление и взимание в порядке, установленном законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 июля 2003 года Дело N А43-12912/02-11-576

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е., при участии представителей от истца: Волкова М.Ю. (доверенность от 02.06.2003), от ответчика: Мокрышева И.Ю. (доверенность от 30.06.2003 N 6800/АЗ-12-18), Смирновой Н.И. (доверенность от 30.06.2003 N 6799/АЗ-12-18), Соколовой И.Е. (доверенность от 30.06.2003 N 6801/АЗ-12-18), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" на решение от 10.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2003 по делу N А43-12912/02-11-576 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Бубновой О.В., Моисеевой И.И., Войновым С.А., Радченковой Н.Ш., по заявлению муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 25.11.2002 N 404 и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Региональная служба города Нижнего Новгорода" (далее - МУ "РСГНН", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения налогового органа от 25.11.2002 N 404 в части доначисления налога на прибыль, пени и штрафа по нему в общей сумме 8182174 рублей 43 копеек.
Решением суда от 10.02.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2003 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их по мотивам неправильного применения норм материального права, а именно: статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 31 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях", подпункта "э" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, пункта 29 статьи 264, статьи 265 и пункта 4 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению заявителя, доходы, получаемые им в результате заключения договоров аренды городских рекламных мест, являются доходами собственника Учреждения - администрации города Нижнего Новгорода, в связи с чем 60 процентов суммы от этих доходов, перечисляемых им в соответствии с распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 09.07.1999 N 971-р во внебюджетный фонд главы администрации города, являются для него обязательными платежами и правомерно отнесены им к расходам на основании подпункта "э" пункта 2 Положения о составе затрат и пункта 29 статьи 264 названного Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция против доводов заявителя возразила, считает принятые решение и постановление апелляционной инстанций законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили позиции по делу.
Правильность применения Арбитражным судом Нижегородской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Учреждения по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.06.1999 по 01.04.2002, результаты которой оформлены актом от 28.10.2002 N 404. В ходе проверки, в частности, установлено, что налогоплательщик необоснованно включил в состав расходов 60 процентов денежных средств, получаемых от своей деятельности, перечисленных во внебюджетный фонд главы администрации города Нижнего Новгорода и в бюджет города Нижнего Новгорода, что повлекло занижение налога на прибыль.
По итогам проверки 25.11.2002 руководитель Инспекции вынес решение N 404, в том числе о доначислении Учреждению налога на прибыль в сумме 4658147 рублей 05 копеек, пени по нему в сумме 2220464 рублей 21 копейки, дополнительного платежа в бюджет в сумме 371933 рублей 76 копеек. Кроме того, Учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 931629 рублей 41 копейки.
Данное решение налогоплательщик обжаловал в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", подпунктом "э" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, пунктом 5 статьи 1, пунктом 1 статьи 4, статьей 11, подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом суд исходил из того, что денежные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) и перечисленные в объеме 60 процентов во внебюджетный фонд главы администрации города Нижнего Новгорода и в бюджет города Нижнего Новгорода не могут быть признаны обязательными платежами, так как порядок и условия их уплаты не определены законодательными актами.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
В пунктах 2.12 Инструкций Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 предусмотрено, что порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций (кроме бюджетных) приводится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия, то есть в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями).
Подпунктом "э" пункта 2 названного Положения предусмотрено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.
Из указанной нормы следует, что необходимым условием отнесения на себестоимость обязательных отчислений является их установление и взимание в порядке, установленном законодательством.
Материалы дела свидетельствуют, что распоряжение главы администрации города Нижнего Новгорода от 09.07.1999 N 9781-р "Об имуществе муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода", устанавливающее порядок распределения средств, получаемых Учреждением от реализации продукции (работ, услуг), и согласно которому 60 процентов полученных средств направляются последним целевым назначением во внебюджетный фонд главы администрации города Нижнего Новгорода и впоследствии в бюджет города не относится к категории нормативных правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, в связи с чем данные денежные средства не носят характера обязательных отчислений, которые могли бы быть отнесены налогоплательщиком в состав расходов в соответствии с подпунктом "э" пункта 2 Положения о составе затрат.
При таких обстоятельствах у Учреждения не было правовых оснований для включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, денежных средств в размере 60 процентов, перечисленных во внебюджетный фонд главы администрации города Нижнего Новгорода и в бюджет города Нижнего Новгорода, полученных от реализации продукции (работ, услуг).
Ссылка заявителя на применение им в 2002 году подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, дающего право на включение названных отчислений в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацей, также является неправомерной, поскольку данным пунктом предусмотрены лишь взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных отчислений. Правоотношения между Учреждением и администрацией города Нижнего Новгорода не носят такой характер.
С учетом изложенного вывод Арбитражного суда Нижегородской области о правомерном доначислении заявителю недоимки, пени и штрафа по налогу на прибыль является законным.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не могут являться основанием для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции.
Фактически обстоятельства установлены судом на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, имеющихся в деле. Выводы суда соответствуют этим фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права применены им верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене вынесенных судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Расходы по госпошлине с кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2003 по делу N А43-12912/02-11-576 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы отнести на муниципальное учреждение "Рекламная служба города Нижнего Новгорода".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ШУТИКОВА Т.В.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
БЕРДНИКОВ О.Е.

Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также