Постановление фас волго-вятского округа от 02.10.2002 n а29-3301/02а регистрация страхователей-физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора (контракта), производится страховщиком в десятидневный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 2 октября 2002
года Дело N А29-3301/02А
Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа в
составе: председательствующего Шутиковой
Т.В., судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании
кассационную жалобу истца - Регионального
отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации по Республике Коми на
решение от 20.06.02 и постановление
апелляционной инстанции от 26.07.02 по делу N
А29-3301/02А Арбитражного суда Республики Коми,
принятые судьями Борлаковой Р.А., Баублис
С.Л., Елькиным С.К., Протащуком В.Г., по иску
Регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации по
Республике Коми к индивидуальному
предпринимателю Зайцевой Александре
Викторовне о взыскании штрафных санкций
и
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение
Фонда социального страхования Российской
Федерации по Республике Коми (далее -
Отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный
суд Республики Коми с иском к
индивидуальному предпринимателю Зайцевой
Александре Викторовне о взыскании штрафа в
размере 10000 рублей за нарушение срока
подачи заявления о постановке на учет.
Решением суда от 20.06.02 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от
26.07.02 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными
актами, Отделение обратилось в Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа с
кассационной жалобой, в которой просит
отменить их как вынесенные с нарушением
норм материального права, а именно пункта 1.6
Порядка регистрации страхователей в
исполнительных органах Фонда социального
страхования Российской Федерации,
утвержденного постановлением Фонда
социального страхования Российской
Федерации от 04.12.2000 N 119, статей 84, 116
Налогового кодекса Российской Федерации,
Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний", статьи 10
Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О
бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2000 год", статьи 8
Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете
Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2002 год", постановления
Правительства Российской Федерации от
02.03.2000 N 184.
Заявитель считает, что за
нарушение страхователями сроков
регистрации в исполнительном органе Фонда
социального страхования Российской
Федерации к ним применяются штрафные
санкции в размерах, установленных частью
первой Налогового кодекса Российской
Федерации за аналогичные налоговые
правонарушения. То, что предприниматель к
моменту проверки уже была зарегистрирована
в Фонде, значения иметь не может, так как
указанная регистрация Зайцевой А.В.
являлась постановкой на учет в
исполнительном органе Фонда в качестве
налогоплательщика единого социального
налога по обязательному социальному
страхованию.
Возражения на
кассационную жалобу от предпринимателя не
поступили.
Стороны, надлежащим образом
извещенные о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы, в судебное заседание
представителей не направили, поэтому дело
рассмотрено без их участия.
Правильность применения Арбитражным судом
Республики Коми норм материального и
процессуального права проверена
Федеральным арбитражным судом Волго -
Вятского округа в порядке, установленном
статьями 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как видно из материалов дела,
филиалом N 2 Регионального отделения Фонда
социального страхования Российской
Федерации по Республике Коми проведена
проверка индивидуального предпринимателя
Зайцевой Александры Викторовны
(свидетельство о государственной
регистрации серии "П" N 2043 выдано 10.12.99
Администрацией муниципального образования
"Город Инта") по вопросу начисления и уплаты
взносов по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний и расходования этих средств за
период с 01.01.2000 по 31.12.01, результаты которой
оформлены актом от 19.02.02 N 7.
В ходе
проверки, в частности, установлено, что
Зайцева А.В., являясь работодателем с 01.01.01,
не встала на учет в исполнительном органе
Фонда в качестве страхователя в
десятидневный срок со дня заключения
трудового договора (контракта) с первым из
нанимаемых работников.
По результатам
проверки 20.02.02 руководителем филиала N 2
Отделения принято решение N 7 о привлечении
предпринимателя к ответственности по
пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса
Российской Федерации за нарушение срока
постановки на учет на срок более 90 дней в
виде взыскания штрафа в размере 10000
рублей.
Поскольку указанная сумма
Зайцевой А.В. в добровольном порядке в
бюджет не перечислена, Отделение
обратилось за ее взысканием в суд.
Отказывая в удовлетворении иска,
Арбитражный суд Республики Коми
руководствовался статьей 54 Конституции
Российской Федерации, статьей 11
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах", Федеральным законом 24.07.98 N 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от
несчастных случае на производстве и
профессиональных заболеваний", статьей 10
Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О
бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2000 год",
Федеральным законом от 12.02.01 N 7-ФЗ "О бюджете
Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2001 год", статьей 8 Федерального
закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда
социального страхования Российской
Федерации на 2002 год".
При этом суд
исходил из того, что в 2001 году за нарушение
порядка уплаты взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний штрафные санкции в размерах,
установленных частью первой Налогового
кодекса Российской Федерации за
аналогичные правонарушения, применяться не
могли. Кроме того, выводы проверки
Отделения не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела, так как ответчик
зарегистрирован в исполнительном органе
Фонда с 29.03.2000.
Рассмотрев кассационную
жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго -
Вятского округа не нашел правовых
оснований для ее удовлетворения.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 12
Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального
страхования" страхователи обязаны встать
на учет и сняться с учета у страховщика в
сроки, установленные федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования.
Статьей 6
Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний"
предусмотрено, что регистрация
страхователей - физических лиц, нанимающих
работников на основании трудового договора
(контракта), производится страховщиком в
десятидневный срок со дня заключения
трудового договора (контракта) с первым из
нанимаемых работников. Статьей 19
указанного Закона установлена
ответственность за неисполнение
обязанности по регистрации, в соответствии
с которой в случае уклонения от регистрации
у страховщика в качестве страхователя лица,
нанимающего (привлекающего к труду) лиц,
подлежащих обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний, с указанного лица
взыскиваются страховые взносы за весь
период уклонения от указанной регистрации
с начислением пени в размере 0,5 процента
суммы страхового взноса за каждый день
просрочки после окончания периода, за
который должен быть уплачен страховой
взнос.
Иного вида ответственности за
указанное правонарушение на 2001 год
законодательством не установлено.
Что
касается статьи 8 Федерального закона от
11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2002
год", в соответствии с которой за нарушение
страхователями сроков регистрации
(постановки на учет) в исполнительном
органе Фонда к ним применяются штрафные
санкции в размерах, установленных частью
первой Налогового кодекса Российской
Федерации за аналогичные налоговые
правонарушения, то указанная норма
действует лишь с 01.01.02.
Кроме того, как
следует из материалов дела, 29.03.2000 Зайцева
А.В. зарегистрирована в филиале N 2
Регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации по
Республике Коми в качестве страхователя в
связи с заключением трудового договора, о
чем 11.02.02 ей выдано страховое свидетельство
и присвоен регистрационный номер
страхователя 110281068О.
Таким образом, как
правомерно указано в постановлении суда
апелляционной инстанции, выводы проверки,
проведенной 19.02.02 Отделением, не
соответствуют фактическим обстоятельствам
дела.
При данных обстоятельствах
Арбитражный суд Республики Коми
обоснованно отказал истцу во взыскании с
предпринимателя штрафных санкций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том,
что ранее Зайцева А.В. была
зарегистрирована лишь только как
налогоплательщик единого социального
налога и обязана перерегистрироваться с
01.01.01, не могут быть приняты кассационной
инстанцией во внимание по следующим
основаниям.
В соответствии с пунктом 1.9
Порядка регистрации страхователей в
исполнительных органах Фонда социального
страхования Российской Федерации,
утвержденного постановлением Фонда
социального страхования Российской
Федерации от 04.12.2000 N 119 (далее - Порядок) с
01.01.01 работодатели, в том числе
индивидуальные предприниматели,
одновременно с регистрацией в качестве
страхователей по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний учитываются исполнительными
органами Фонда в качестве страхователей по
государственному социальному
страхованию.
При этом из норм
установленного Порядка следует, что учет
страхователей по обоим видам социального
страхования осуществляется по единым
регистрационным номерам и кодам
подчиненности с выдачей страхового
свидетельства (уведомления),
подтверждающего их учет в качестве
страхователей по государственному
социальному страхованию. Регистрационный
номер присваивается страхователю
исполнительным органом Фонда при его
первой регистрации и в дальнейшем не
изменяется.
В связи с изложенным нормы
материального права применены судом верно.
Выводы суда сделаны им на основе
всестороннего, полного и объективного
исследования доказательств,
представленных в деле, и им не
противоречат.
Нарушений норм
процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации безусловными основаниями к
отмене судебных актов, судом не допущено.
Вопрос о распределении расходов по
государственной пошлине с кассационной
жалобы не рассматривался в связи с
освобождением заявителя от ее уплаты на
основании пункта 3 статьи 5 Закона
Российской Федерации "О государственной
пошлине".
Руководствуясь статьями 274, 286,
287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.06.02 и
постановление апелляционной инстанции от
26.07.02 по делу N А29-3301/02А Арбитражного суда
Республики Коми оставить без изменения, а
кассационную жалобу Регионального
отделения Фонд социального страхования
Российской Федерации по Республике Коми -
без удовлетворения.
Постановление
вступает в законную силу со дня его
принятия.
Председательствующий
ШУТИКОВА Т.В.
Судьи
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
МАСЛОВА О.П.