Постановление фас волго-вятского округа от 13.08.2002 n а29-1068/02а суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании налоговых санкций, однако уменьшил их размер с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
(определений, постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 августа 2002 года Дело N А29-1068/02А

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Башевой Н.Ю., судей: Бердникова О.Е., Забурдаевой И.Л., с участием представителя истца - Корниенко Е.В. (доверенность от 18.10.01 N 07-06), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району города Сыктывкара на решение от 08.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02 по делу N А29-1068/02А Арбитражного суда Республики Коми (судьи: Галаева Т.И., Протащук В.Г., Макарова Л.Ф., Полицинский В.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району города Сыктывкара (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственному унитарному предприятию "Эжвинское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - Предприятие) о взыскании 282065 рублей 18 копеек налоговых санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 08.04.02 исковые требования удовлетворены частично. Суд на основании пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшил размер налоговых санкций и взыскал с ответчика штраф в сумме 70516 рублей 30 копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.02 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель считает, что суд необоснованно уменьшил размер штрафных санкций, применив статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Инспекции, суд необоснованно принял в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность за налоговое правонарушение, тяжелое финансовое положение организации - налогового агента.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу в суд не представило, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, поэтому дело рассмотрено без его участия.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога (налога на доходы) с физических лиц за период с 28.06.98 по 30.10.01, результаты которой отражены в акте от 08.11.01. В ходе проверки выявлено, что налогоплательщиком не выполнены обязанности налогового агента по перечислению в бюджет удержанных сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц в общей сумме 1410325 рублей 92 копеек.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции 23.11.01 принял решение о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 282065 рублей 18 копеек. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить недоимку по подоходному налогу, пени за его несвоевременное перечисление в размере 595409 рублей 87 копеек.
Поскольку налоговые санкции в срок, установленный в требовании от 23.11.01 N 2050, в добровольном порядке не были уплачены, Инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, усмотрев в действиях ответчика нарушение законодательства о налогах и сборах, подтвердил правомерность привлечения его к указанной выше ответственности. Вместе с тем, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 112, пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшил размер налоговой санкции с учетом смягчающих ответственность Предприятия обстоятельств.
К аналогичному заключению пришел и суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.
Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Кодекс не содержит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Арбитражный суд Республики Коми признал наличие у Предприятия дебиторской задолженности бюджетов нескольких районов в связи с перевозкой пассажиров на льготных условиях, что способствовало задержке перечисления сумм налогов, наличие значительной задолженности по выплате заработной платы, а также тяжелое финансовое положение ответчика. Эти доводы суда заявитель кассационной жалобы не опроверг.
В силу статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет только законность принятых судебных актов и не вправе производить переоценку доказательств, полно и всесторонне исследованных судом первой и апелляционной инстанций.
Ссылка заявителя на то, что ответчиком не представлено доказательств наличия у него тяжелого финансового положения, является несостоятельной, поскольку подтверждается представленными в суд выписками банковских учреждений об отсутствии на его счетах денежных средств. Общая сумма неоплаченных документов, предъявленных к счетам, составляет 44514691 рубль 50 копеек.
В связи с изложенным арбитражный суд обоснованно уменьшил размер налоговой санкции до 70516 рублей 30 копеек.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1068/02А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району города Сыктывкара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
БАШЕВА Н.Ю.
Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ЗАБУРДАЕВА И.Л.

Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также