Постановление фас восточно-сибирского округа от 10.12.2010 по делу n а78-1721/2010 постановление суда об удовлетворении требования о признании недействительным решения в части отказа в возмещении ндс оставлено без изменения, поскольку транспортно-экспедиционные и перевозочные услуги оказаны до помещения товаров под таможенный режим экспорта, в связи с чем подлежат обложению по налоговой ставке восемнадцать процентов.суд первой инстанции арбитражный суд забайкальского края

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2010 г. N А78-1721/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Косачевой О.И., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю Шаманского Евгения Николаевича (доверенность от 26.07.2010), общества с ограниченной ответственностью "Сибэкспорт" Гаркушевой Татьяны Борисовны (доверенность от 02.11.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2010 года по делу N А78-1721/2010 Арбитражного суда Забайкальского края (суд первой инстанции: Минашкин Д.Е.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибэкспорт" (общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю (налоговый орган) о признании недействительным решения N 815 от 3 декабря 2009 года "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 46 591 рубль 93 копейки.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2010 года в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2010 года решение от 25 мая 2010 года отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе налоговый орган просит проверить законность постановления от 24 августа 2010 года по мотивам неправильного применения апелляционным судом статей 38, 39, 157, 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество заявило о своем согласии с обжалуемым судебным актом.
В судебном заседании представители налогового органа и общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки общества налоговым органом вынесено решение N 815 от 3 декабря 2009 года, согласно которому обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 70 286 рублей в связи с не подтверждением налоговых вычетов в указанной сумме, из них по счетам-фактурам, выставленным ООО "ТрансЛес", сумма налога на добавленную стоимость составляет 46 591 рубль 93 копейки.
Общество, полагая, что решение N 815 от 3 декабря 2009 года в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 46 591 рубль 93 копейки не соответствует закону и нарушает его прав и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением о признании его недействительным в названной части.
Выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда об обоснованности заявленных требований являются правильными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи (пункт 1 статьи 176 Кодекса).
Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора от 9 апреля 2008 года N В-08/127 исполнитель (ООО "ТрансЛес") обязуется за вознаграждение по заданию заказчика (ООО "Гермес") выполнить услуги, заключающиеся в обеспечении заказчика транспортными средствами (специализированными платформами) - вагонами, принадлежащими исполнителю на праве собственности, аренды или ином законном основании, а заказчик обязуется произвести оплату и принять результат оказанных услуг в соответствии с условиями этого договора.
В соответствии с пунктами 2.1.1 - 2.1.3 названного договора ООО "ТрансЛес" обязалось рассматривать заявки общества на оказание услуг по данному договору, своевременно сообщать условия оказания услуг и оформлять соответствующие приложения к договору, незамедлительно сообщать заказчику об обнаруженных недостатках информации в полученных заявках, а в случае неполноты предоставленной информации запросить у заказчика необходимые сведения; обеспечивать заказчика вагонами, пригодными в техническом отношении для перевозок грузов в соответствии с заявками заказчика и приложениями к договору; осуществлять контроль за использованием вагонов, включающий в себя также диспетчерский контроль, а при необходимости, по запросу заказчика, предоставлять последнему информацию о дислокации, продвижении и прибытии вагонов
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о неправомерности заявленных налоговых вычетов по счетам-фактурам ООО "ТрансЛес", поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке налогообложение производится по ставке 0 процентов с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. По мнению налогового органа, ООО "ТрансЛес" не вправе произвольно по своему усмотрению менять установленную ставку налога, поскольку датой оказания услуги будет являться дата "товар вывезен" на товарно-транспортных накладных.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации; работ (услуг), связанных с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки). Положения настоящего подпункта применяются при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в пункте 5 статьи 165 настоящего Кодекса отметки таможенных органов.
По смыслу и буквальному содержанию подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса. Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Операция, которая по своему характеру может быть осуществлена исключительно в отношении экспортных товаров, должна облагаться по ставке 0 процентов независимо от соотношения даты оказания услуги и даты помещения товара под таможенный режим экспорта. Налоговое законодательство не предусматривает признаки услуг, которые по своему характеру могут осуществляться только в отношении экспортируемого товара. Такие признаки вырабатывает судебная практика (например, к таким услугам отнесены услуги таможенного брокера, поскольку вывоз товара с территории Российской Федерации невозможен без таможенного декларирования).
Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом признается перевозочным процессом. Следовательно, данные услуги относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных и перевозочных услуг.
Исходя из буквального толкования подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, реализация услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, если услуги оказываются в отношении экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров. Поэтому для определения надлежащей налоговой ставки необходимо установить, являлся ли экспортируемым товар в момент оказания услуги.
Для целей обложения налогом на добавленную стоимость товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта. В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счета-фактуры, грузовые таможенные декларации, ведомости подачи-уборки вагонов, суд апелляционной инстанции установил, что услуги ООО "ТрансЛес" были оказаны обществу до помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Суд сопоставил даты оказания услуг (исходя из данных ведомостей подачи и уборки вагонов) и даты помещения товара под таможенный режим экспорта (исходя из даты проставления отметки "Выпуск разрешен" на ГТД), приведенные обществом, на основании чего пришел к выводу о том, что услуги оказаны ООО "ТрансЛес" до помещения товаров под таможенный режим экспорта, в связи с чем подлежат обложению по налоговой ставке 18 процентов. Поскольку соответствие выставленных счетов-фактур требованиям статьи 169 Кодекса, а также факт принятия на учет спорных услуг налоговым органом не оспариваются, налоговые вычеты в размере 46 591 рубль 93 копейки применены обществом правомерно.
Учитывая установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, основания для переоценки исследованных апелляционным судом доказательств отсутствуют.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании налоговым органом норм права и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2010 года по делу N А78-1721/2010 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
Н.Н.ПАРСКАЯ

Постановление фас восточно-сибирского округа от 10.12.2010 по делу n а69-812/2010 заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении ндс удовлетворено правомерно, поскольку суд установил наличие у налогоплательщика права на получение налогового вычета и отсутствие у налогового органа оснований для отказа в возмещении данного вычета.суд первой инстанции арбитражный суд республики тыва  »
Читайте также