Постановление фас восточно-сибирского округа от 01.04.2004 n а19-17352/03-5-ф02-895/04-с1 определение суда о прекращении производства по делу о взыскании налогов и пени отменено, поскольку при недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика, являющегося бюджетным учреждением, по его обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 апреля 2004 г. Дело N А19-17352/03-5-Ф02-895/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области на определение от 8 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17352/03-5 (суд первой инстанции: Шульга Н.О.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижнеилимскому району Иркутской области (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Янгелевская средняя общеобразовательная школа" (учреждение) налогов и пеней в общей сумме 429364 рубля 50 копеек.
Определением суда от 8 декабря 2003 года производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность определения не проверялись.
Не согласившись с определением от 8 декабря 2003 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что, поскольку учреждение является бюджетной организацией и у него отсутствуют внебюджетные счета и собственное имущество, взыскание недоимки по налогам и пеней должно производиться только на основании исполнительных листов судебных органов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 11.03.2004 N 74667, 74668), своих представителей на судебное заседание не направили.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием недоимки по налогам и другим обязательным платежам налоговой инспекцией вынесены и направлены в адрес учреждения требования N 593 по состоянию на 15.04.2003 об уплате 181723 рублей 50 копеек недоимки и 101486 рублей 84 копеек пеней и N 819 по состоянию на 30.04.2003 об уплате 191021 рубля 87 копеек недоимки и 21310 рублей 35 копеек пеней.
В связи с неисполнением названных требований и отсутствием у организации расчетных счетов в кредитных учреждениях налоговой инспекцией вынесены решение от 05.08.2003 N 158 и постановления от 26.06.2003 N 73, от 05.08.2003 N 158 о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет имущества учреждения.
Возбужденные на основании названных постановлений 14.07.2003 и 14.08.2003 судебным приставом-исполнителем подразделения судебных приставов по Нижнеилимскому району Иркутской области (судебный пристав) исполнительные производства соответственно N 6271-1-03, 7075 прекращены вынесением постановлений от 28.07.2003, 27.08.2003 об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания с учреждения недоимки и пеней.
Постановлениями от 28.07.2003, 27.08.2003 судебный пристав возвратил налоговой инспекции постановления от 26.06.2003 N 73, от 05.08.2003 N 158 о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет имущества учреждения.
Арбитражный суд, прекращая производство по делу, исходил из того, что у налогового органа отсутствует право на принудительное взыскание задолженности по налогам и пеням в судебном порядке, так как инспекцией реализовано право на взыскание данной задолженности в бесспорном порядке.
Вывод арбитражного суда о прекращении производства по делу является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание налога в бесспорном порядке может производиться с рублевых (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Учреждение, будучи бюджетным, не имеет банковских счетов, к которым налоговым органом могли быть выставлены инкассовые поручения для списания и перечисления задолженности по налогам (сборам) и пеней.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает учреждениям отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
По своим обязательствам учреждение согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Следовательно, налоговая инспекция не имела возможности взыскания недоимки и пеней в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах, либо за счет иного имущества бюджетного учреждения, поэтому у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу в связи с осуществлением налоговым органом процедуры бесспорного взыскания задолженности по налогам и пеней.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене с передачей дела в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 8 декабря 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17352/03-5 отменить, дело передать в тот же арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.М.ЮДИНА
------------------------------------------------------------------
--------------------

Постановление фас восточно-сибирского округа от 01.04.2004 n а19-17215/03-5-ф02-901/04-с1 суд необоснованно прекратил производство по делу о взыскании задолженности по налогам и пеней в связи с осуществлением налоговым органом процедуры бесспорного взыскания, поскольку у налогоплательщика отсутствует имущество и имеется только бюджетный счет, взыскание с которого возможно лишь в судебном порядке.  »
Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также