Постановление фас восточно-сибирского округа от 25.12.2003 n а19-12561/03-28-ф02-4481/03-с2 суд правомерно отказал в признании недействительным акта приема-передачи архива муниципального унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, так как данный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 декабря 2003 г.
Дело N А19-12561/03-28-Ф02-4481/03-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей: Некрасова С.Ю., Нестеровой Л.П.,
при участии в судебном заседании:
представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Слюдянского района Иркутской области - Цогла А.И., председателя Комитета (удостоверение N 06) и Бекетова С.В. (доверенность от 27 августа 2003 года),
представителя дочернего федерального государственного унитарного предприятия "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" - Номоконова А.Г., директора предприятия (паспорт 25 04 N 078352, выданный 25 сентября 2003 года ОВД Слюдянского района Иркутской области),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Комитета по управлению муниципальным имуществом Слюдянского района Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2003 года по делу N А19-12561/03-28 (суд первой инстанции: Куклина Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Слюдянского района Иркутской области (далее - КУМИ Слюдянского района) обратился в Арбитражный суд Иркутской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Бюро технической инвентаризации" Слюдянского района (далее - МУП "Бюро технической инвентаризации") и к дочернему федеральному государственному унитарному предприятию "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" (далее - ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости") о признании недействительным акта приема-передачи архива, подписанного 4 ноября 2002 года между МУП "Бюро технической инвентаризации" и ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости".
Решением от 22 сентября 2003 года в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе КУМИ Слюдянского района просит отменить решение, принятое Арбитражным судом Иркутской области по данному делу.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права.
Пункт 2 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах", так же как и статья 8 Закона Иркутской области от 6 января 1998 года N 1-оз "Об Архивном фонде Иркутской области и архивах", предусматривает, что передача другим лицам права собственности на архивные фонды и архивные документы, находящиеся на территории области и являющиеся федеральной собственностью, осуществляется органами представительной власти области по согласованию с Государственной архивной службой России. Передача архива от МУП "Бюро технической инвентаризации" ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" не была согласована с Государственной архивной службой России и осуществлена без решения органа местного самоуправления и без издания Правительством Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации специальных актов.
ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами.
В соответствии со статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" и пунктом 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921, технические паспорта, оценочная, иная учетно-техническая документация по объектам учета образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью. Поэтому заявитель кассационной жалобы ошибочно полагает, что передача права собственности на архивы МУП "Бюро технической инвентаризации" должна осуществляться по решению органа местного самоуправления.
Несостоятельной является ссылка КУМИ Слюдянского района на статью 8 Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" и статью 8 Закона Иркутской области от 6 января 1998 года N 1-оз "Об Архивном фонде Иркутской области и архивах", так как оспариваемым актом приема-передачи архива федеральная собственность передана органу, уполномоченному на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, в пользование, а не в собственность.
Отзыв на кассационную жалобу от МУП "Бюро технической инвентаризации" не поступил.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель МУП "Бюро технической инвентаризации" в судебное заседание не явился, поступило ходатайство исполняющего обязанности его начальника Кузнецовой Е.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя МУП "Бюро технической инвентаризации", в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18 декабря 2003 года до 10 часов 25 декабря 2003 года.
Представители КУМИ Слюдянского района Цогла А.И. и Бекетов С.В. поддержали в судебном заседании доводы кассационной жалобы.
Представитель ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" Номоконов А.Г. подтвердил обстоятельства, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, поступившие от ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости", и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого решения, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Требование о признании недействительным акта приема-передачи архива от МУП "Бюро технической инвентаризации" ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" мотивировано КУМИ Слюдянского района тем, что первое лишилось возможности осуществлять уставную деятельность, поскольку переданный архив является муниципальной собственностью.
Отказывая в удовлетворении этого требования, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемым актом не нарушены права и законные интересы заявителя, так как архив МУП "Бюро технической инвентаризации" муниципальной собственностью не является, а относится к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, в связи с чем является федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъекта Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами, содержащимися в судебном акте Арбитражного суда Иркутской области, принятом по данному делу.
Как видно из материалов дела, актом приема-передачи архива от 4 ноября 2002 года МУП "Бюро технической инвентаризации" передало ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" архив, являющийся федеральной собственностью (л.д. 6).
Согласно пункту 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранившиеся в архиве БТИ, относятся к Государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" определен Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Госстрой России) в качестве уполномоченного органа государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Приказом Госстроя России от 8 декабря 2000 года N 278 "О назначении Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости" ФГУП "Ростехинвентаризация" уполномочено на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации.
Приказом Госстроя России от 6 ноября 2002 года N 261 "Об уполномочении дочерних федеральных государственных унитарных предприятий ФГУП "Ростехинвентаризация" ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" назначено в целях обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Передача архива по акту приема-передачи от 4 ноября 2002 года, который КУМИ Слюдянского района просил признать недействительным, осуществлена во исполнение приказа Госстроя России и Федеральной архивной службы России от 30 октября 2001 года N 249/833 "Об архивах организаций технической инвентаризации в Российской Федерации", в пункте 3.2 которого на ФГУП "Ростехинвентаризация", дочерним предприятием которого является ДФГУП "Южно-Байкальский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости", возложена обязанность организовать до конца 2002 года передачу архивов организаций технической инвентаризации, являющихся государственной частью Архивного фонда Российской Федерации и федеральной собственностью, в пользование государственным специализированным предприятиям, уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными в случае, если в ходе судебного заседания будет установлено, что оспариваемые акты, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что архив, переданный по акту приема-передачи от 4 ноября 2002 года, является федеральной собственностью, а не муниципальной собственностью, в связи с чем оспариваемый заявителем акт не нарушает прав и законных интересов КУМИ Слюдянского района в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что передача архива осуществлена с нарушением статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5341-1 "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" и статьи 8 Закона Иркутской области от 6 января 1998 года N 1-оз "Об Архивном фонде Иркутской области и архивах", являются ошибочными, поскольку федеральная собственность передана уполномоченному органу не в собственность, а в пользование.
Доводы заявителя кассационной жалобы на нарушение порядка передачи архива в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции, поскольку эти доводы ранее не заявлялись и, соответственно, не рассматривались судом первой инстанции.
При проверке законности решения от 22 сентября 2003 года, принятого по данному делу, суд кассационной инстанции не нашел оснований, указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения от 22 сентября 2003 года, принятого по данному делу Арбитражным судом Иркутской области без нарушений норм материального права и норм процессуального права, поэтому в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 того же Кодекса вышеназванный судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2003 года по делу N А19-12561/03-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Н.УМАНЬ
Судьи:
С.Ю.НЕКРАСОВ
Л.П.НЕСТЕРОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также