Постановление фас восточно-сибирского округа от 29.10.2003 n а33-6248/03-с1-ф02-3693/03-с2 суд правомерно удовлетворил исковые требования о возврате излишне взысканной провозной платы, так как в спорный период времени тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, были установлены соответствующим прейскурантом тарифы на грузовые железнодорожные перевозки.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 октября 2003 г.
Дело N А33-6248/03-С1-Ф02-3693/03-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" на решение от 20 июня 2003 года по делу N А33-6248/03-С1 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Зимина Н.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Холдинг МТК-Центр" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Красноярская железная дорога" 5484201 рубля 25 копеек - суммы излишне взысканной провозной платы.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2003 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу N А33-6248/03 судебным актом, ФГУП "Красноярская железная дорога" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель указывает, что суд пришел к неправильному выводу о том, что спорные перевозки не являются международными.
По мнению заявителя, за спорные перевозки провозная плата исчислена им правомерно по Тарифной политике. Кроме того, заявитель считает, что он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального права и норм процессуального права при принятии решения от 20 июня 2003 года по делу N А33-6248/03-С1, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Холдинг МТК-Центр" в октябре - декабре 2002 года произвело отправку полувагонов/платформ со станций отправления Карабула, Канск-Енисейская, Чунояр, Енисей, Иланская, Новохайская Красноярской железной дороги до пограничных станций перехода Суземка Московской железной дороги, Забайкальск Забайкальской железной дороги, Наушки Восточно-Сибирской железной дороги.
ФГУП "Красноярская железная дорога" за указанные перевозки списало со справки ЗАО "Холдинг МТК-Центр" в ТехПД 10679952 рубля.
Взыскание железной дорогой оплаты за перевозку грузов производилось по тарифам, установленным Тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ на перевозку грузов в международном сообщении.
Полагая, что провозные платежи ФГУП "Красноярская железная дорога" должно было производить в соответствии с Прейскурантом 10-01, ЗАО "Холдинг МТК-Центр" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, пришел к выводу о том, что подлежат применению нормы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (Прейскурант 10-01).
Данный вывод является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Часть 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозку грузов устанавливаются федеральными органами власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе государственной, бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
Государственным комитетом СССР по ценам и Министерством путей сообщения СССР 31.03.1989 утвержден Прейскурант 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки".
Пунктом 3.3 Общих указаний части 1 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) определено, что тарифы указанного Прейскуранта применяются при определении провозной платы в международных сообщениях - за протяжение железных дорог Российской Федерации, если для этих сообщений не установлено особых тарифов.
Таким образом, в спорный период времени тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, были установлены Тарифным руководством - Прейскурантом 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки".
На основании изложенного доводы заявителя кассационной жалобы в части необходимости применения Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозку грузов в международном сообщении являются несостоятельными.
Не может согласиться Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с доводами кассационной жалобы о том, что ответчиком по делу должна быть дорога назначения.
Статья 137 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации предусматривает, что претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, предъявляются к железной дороге назначения.
Однако данная норма не содержит указания, к какой железной дороге следует обратиться с претензией в случае взимания ею излишней провозной платы.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что в случае взимания излишней провозной платы претензия направляется железной дороге, допустившей неправильное исчисление провозной платы, то есть железной дороге отправления.
При таких обстоятельствах решение от 20 июня 2003 года Арбитражного суда Красноярского края подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 июня 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6248/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
Л.М.СОКОЛОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также