Постановление фас восточно-сибирского округа от 31.08.2004 n а78-1078/04-с1-5/35-ф02-3470/04-с2 судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования о признании недействительным договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан и применении последствий недействительности данной сделки, поскольку заключение подобного рода договоров должно осуществляться путем проведения открытого конкурса.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 31 августа 2004 г. Дело N А78-1078/04-С1-5/35-Ф02-3470/04-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Некрасова С.Ю., Попова О.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Читинской области на решение от 20 апреля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 6 июля 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1078/04-С1-5/35 (суд первой инстанции: Юдин С.И.; суд апелляционной инстанции: Виноградская Н.Ф., Шеретеко Н.Ю., Шаркова К.Ж.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Забайкальское ЖАСО-Медицина" (ООО "Забайкальское ЖАСО-Медицина") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к государственному унитарному предприятию "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" (ГУП "ГСМК "Забайкалмедстрах") и администрации Шилкинского района о признании недействительным заключенного между ответчиками договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан N 1 от 05.06.2002 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области.
До принятия судебного решения в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил ходатайство об уточнении требований в части применения последствий недействительности ничтожной сделки и просил обязать администрацию собрать полисы обязательного медицинского страхования у неработающего населения и передать их истцу, взыскать с администрации сумму средств, перечисленных в лечебно-профилактические учреждения, взыскать с ГУП "ГСМК "Забайкалмедстрах" в пользу ТФОМС Читинской области сумму финансирования по данному договору.
Решением от 20 апреля 2004 года договор обязательного медицинского страхования N 1 от 05.06.2002 признан недействительным. В остальной части иска отказано.
Постановлением от 6 июля 2004 года решение суда от 20 апреля 2004 года оставлено без изменения.
Обжалуя в кассационном порядке судебные акты по настоящему делу, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области ставит вопрос о проверке их законности, так как считает, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает на неправильное толкование судом статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Заявитель кассационной жалобы полагает, что ссылка суда на статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку споры, вытекающие из бюджетных правоотношений, не отнесены к компетенции арбитражных судов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Читинской области норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 05.06.2002 между ГУП "ГСМК "Забайкалмедстрах" (страховщик) и администрацией Шилкинского района (страхователь) заключен договор N 1 обязательного медицинского страхования неработающего населения, согласно которому страховщик принимает на себя обязательство организовать и финансировать предоставление неработающим гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных, медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг с выдачей им страховых полисов установленного образца, а страхователь - уплачивать страховые взносы.
Полагая, что заключение договора обязательного медицинского страхования N 1 за счет бюджетных средств без проведения конкурса ограничивает конкуренцию на рынке финансовых услуг и ущемляет его законные интересы, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение о признании договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан ничтожной сделкой, судебные инстанции правомерно исходили из того, что заключение договора обязательного медицинского страхования неработающего населения за счет средств бюджета должно осуществляться путем проведения открытого конкурса. Выводы суда соответствуют положениям статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" установлено, что перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций с бюджетными средствами, определяется путем проведения открытого конкурса. Обязательность размещения муниципальных контрактов на конкурсной основе предусмотрена и пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом дана надлежащая оценка доводу заявителя о неприменении судом последствий несоответствия сделки требованиям закона, предусмотренных статьей 28 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся ненадлежащего способа защиты нарушенного права, отсутствия заинтересованности истца; внесения страховых взносов за счет кредитов медицинских учреждений, нельзя признать состоятельными, поскольку статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня способов защиты нарушенного права; заключение договора без проведения конкурса ограничивает интересы страховой компании, а способ исполнения обязательств по внесению страховых взносов не изменяет установленного порядка финансирования договора за счет бюджетных средств.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Читинской области соответствующими положениям статей 3, 12, 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", статей 71, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и материалам дела, являются законными и подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 апреля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 6 июля 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1078/04-С1-5/35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.П.ВАСИНА
Судьи:
С.Ю.НЕКРАСОВ
О.А.ПОПОВ

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также