Постановление фас восточно-сибирского округа от 21.06.2004 n а19-4168/04-44-ф02-2188/04-с1 суд удовлетворил требование о признании недействительным решения налогового органа об исключении суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль из суммы пени и включении их в состав недоимки по федеральным налогам, поскольку оспариваемым решением нарушено право заявителя на реструктуризацию задолженности и списание пени.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 21 июня 2004 г. Дело N
А19-4168/04-44-Ф02-2188/04-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Шошина П.В.,
судей: Борисова Г.Н.,
Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном
заседании представителей:
от заявителя
- Кошеровой В.Е. (дов. от 21.01.2004 N 47-04/27),
от
ответчика - Гуриной И.В. (дов. от 30.12.2003 N
05-05/4454),
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по крупнейшим
налогоплательщикам по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному
округу на решение от 8 апреля 2004 года
Арбитражного суда Иркутской области по
делу N А19-4168/04-44 (суд первой инстанции:
Скубаев А.И.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество "Ангарское управление
строительства" (далее - ОАО "АУС") обратилось
в Арбитражный суд Иркутской области с
заявлением о признании недействительным
решения Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по крупнейшим
налогоплательщикам по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному
округу (далее - налоговая инспекция) от
05.01.2004 N 05-23/8 "О внесении изменений в решения
о реструктуризации кредиторской
задолженности по налогам и сборам, пеням и
штрафам от 28.09.2001 N 3 и от 25.12.2001 N 3-д".
Решением суда от 8 апреля 2004 года заявленные
требования удовлетворены.
В
апелляционном порядке законность и
обоснованность решения от 8 апреля 2004 года
не проверялись.
В кассационной жалобе
налоговая инспекция ставит вопрос о
проверке законности принятого судебного
акта по мотивам неправильного применения
судом статьи 8 Закона Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и
организаций", Порядка проведения
реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 03.09.1999 N 1002 (в редакции от 23.05.2001 N
410). Заявитель считает, что налоговому
органу предоставлены полномочия по
корректировке графиков погашения
задолженности.
В отзыве на кассационную
жалобу ОАО "АУС" ссылается на
недействительность решения от 05.01.2004 N 05-23/8
как принятого в нарушение принципа
недопустимости обратной силы
законодательных актов, ухудшающих
положение налогоплательщика, график
погашения задолженности изменен в
одностороннем порядке, срок уплаты
задолженности не соответствует сроку,
установленному Порядком проведения
реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом.
Дело
рассматривается в порядке, предусмотренном
главой 35 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
В
судебном заседании представители сторон
поддержали доводы, изложенные в
кассационной жалобе и отзыве на нее.
Как
установлено Арбитражным судом Иркутской
области, решением налоговой инспекции от
28.09.2001 N 3 предоставлено право ОАО "АУС" на
проведение реструктуризации кредиторской
задолженности строительно-промышленного
акционерного общества открытого типа
"Ангарское управление строительства" по
федеральным и местным налогам и сборам в
сумме 19986000 рублей на срок до 6 лет, по пеням и
штрафам в сумме 63141000 рублей - до 4 лет после
погашения задолженности по налогам и
сборам согласно графикам погашения
задолженности.
Ссылаясь на пункт 2
статьи 8 Закона Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и
организаций" и полагая, что в состав
реструктурируемых сумм задолженности по
пеням и штрафам ошибочно включены суммы
дополнительных платежей по налогу на
прибыль, налоговая инспекция вынесла
решение от 05.09.2004 N 05-23/8 об изменении графика
погашения реструктурированной
задолженности по налогам и сборам, пеням и
штрафам, исключив суммы дополнительных
платежей по налогу на прибыль в размере
10279000 рублей 20 копеек из состава
реструктурируемых сумм пеней и штрафов с
последующим отнесением данной суммы в
состав реструктурированной задолженности
по налоговым платежам.
В результате
сумма реструктурируемой кредиторской
задолженности по федеральным налогам и
сборам составила 29745000 рублей, по местным
налогам и сборам - 520000 рублей, по пеням и
штрафам - 48320080 рублей.
Считая, что
решением от 05.09.2004 N 05-23/8 установлен новый,
отличный от первоначального, порядок
реструктуризации с определением иных сумм
уплаты налога и пеней, а также иных сроков
уплаты, ОАО "АУС" обратилось в арбитражный
суд с заявлением о признании его
недействительным.
Удовлетворяя исковые
требования, суд первой инстанции пришел к
выводу, что дополнительные платежи по
налогу на прибыль по своей правовой природе
являются пеней. Соответственно,
корректировка налоговым органом графика
задолженности по исключению суммы
дополнительных платежей по налогу на
прибыль из суммы пеней и включению их в
состав недоимки по федеральным налогам и
сборам является неправомерной.
Проверив правильность применения
Арбитражным судом Иркутской области норм
процессуального и материального права в
пределах доводов кассационной жалобы,
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к
следующим выводам.
Выводы суда о
признании незаконным оспариваемого
решения налоговой инспекции соответствуют
нормам материального права.
Суд
кассационной инстанции оснований для
изменения или отмены решения от 8 апреля 2004
года Арбитражного суда Иркутской области
не усматривает.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от
03.09.1999 N 1002 был утвержден Порядок проведения
реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом (Порядок), которым
были установлены условия и сроки
проведения реструктуризации указанной
задолженности юридических лиц.
В
соответствии с названным Порядком
налоговой инспекцией было принято решение N
10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении ОАО "АУС"
права на реструктуризацию задолженности по
федеральным и местным налогам и сборам в
сумме 19986000 рублей на срок до 6 лет, по пеням и
штрафам в сумме 63141000 рублей - до 4 лет после
погашения задолженности по налогам и
сборам согласно графикам погашения
задолженности.
Графики погашения
задолженности общества были подписаны
руководителем налогового органа и
руководителем ОАО "АУС".
С целью
списания полной суммы задолженности по
пеням ОАО "АУС" с 01.01.2002, пользуясь правом на
досрочное погашение задолженности,
производило уплату платежей в размерах,
рассчитанных на погашение задолженности за
4 года, а не 6 лет, как предусмотрено в
графике.
Вышеуказанный
Порядок,регламентирующий основания и
порядок реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, не содержит норм, позволяющих
вносить изменения в исполняемые
налогоплательщиком решения налоговых
органов о реструктуризации задолженности
по налогам, пеням и штрафам. Кроме того,
пунктом 4 постановления Правительства
Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002
установлено, что реструктуризация
задолженности организации по обязательным
платежам в федеральный бюджет
осуществляется один раз.
В соответствии
с определениями Конституционного Суда
Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и от
10.01.2002 N 5-О было установлено, что проценты на
сумму налога являются доплатой бюджету
фактических сумм налога с прибыли по
результатам финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщика за
определенный период (отчетный,
налоговый).
На момент вынесения решений
о списании задолженности по пеням и штрафам
по лицевому счету налогоплательщика не
значилась задолженность по дополнительным
платежам по налогу на прибыль. Поэтому
ошибочное включение их налоговой
инспекцией в реструктурированные суммы
задолженности по пеням и штрафам не может
являться основанием для изменения
исполненного решения о списании
задолженности по пеням и штрафам.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на
пункты 7 и 18 Правил по применению в 2001 году
Порядка проведения реструктуризации
кредиторской задолженности по начисленным
пеням и штрафам перед федеральным бюджетом,
утвержденных Приказом Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от
21.06.2001 N БГ-3-10/191, на наличие у налоговой
инспекции права на корректировку графика
погашения задолженности не принимаются
судом кассационной инстанции.
По
настоящему спору налоговой инспекцией
проведена не корректировка графика, а
одностороннее изменение условий решения от
28.09.2001 N 3 и подписанного графика погашения
задолженности.
При таких
обстоятельствах суд первой инстанции не
имел правовых оснований для отказа в
удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 апреля
2004 года Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-4168/04-44 оставить без
изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Л.А.КАДНИКОВА