Расширенный поиск

Закон Ленинградской области от 08.08.2016 № 76-оз

 

Л Е Н И Н Г Р А Д С К А Я   О Б Л А С Т Ь

 

 

ОБЛАСТНОЙ  ЗАКОН

 

 

 

О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года"

 

 

(Принят Законодательным собранием Ленинградской области

13 июля 2016 года)

 

 

Статья 1

 

Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (прилагается).

 

Статья 2

 

Признать утратившим силу областной закон от 28 июня 2013 года № 45-оз "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года".

 

Статья 3

 

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор

Ленинградской области

 

А.Дрозденко

 

 

Санкт-Петербург

8 августа 2016 года

№ 76-оз

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

областным законом

от 8 августа 2016 года № 76-оз

(приложение)

 

 

Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года

 

Основные понятия и определения

 

Аддитивная технология – обобщенное название технологии, предполагающей изготовление изделия по данным цифровой модели методом послойного добавления материала;

альтернативный источник энергии – способ, устройство или сооружение, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, природном газе и угле. Альтернативные источники энергии имеют характеристику возобновляемых или практически неисчерпаемых источников энергии;

бизнес-акселерация – программа интенсивного развития компаний через наставничество, обучение, финансовую и экспертную поддержку в обмен на долю в капитале компании;

вендинг – продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем;

геронтологический центр – организация медико-социального обслуживания граждан, осуществляющая медицинскую и социальную помощь лицам пожилого и старческого возраста, в том числе инвалидам, предназначенная для постоянного или временного их проживания, предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;

дата-центр – центр хранения и обработки данных, специализированное здание для размещения серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

диверсификация – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды;

диффузия инноваций – процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления;

дуальное образование – вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте;

инвестиционный лифт – программа содействия ускоренному развитию средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал либо потенциал импортозамещения;

инвестиционный рост – этап экономического развития, главными движущими силами которого становятся новые внутренние и внешние инвестиции в производство;

институты развития – один из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

локализация производства – полное или частичное размещение производства товара и (или) его комплектующих на территории региона, которые ранее импортировались или поставка которых не осуществлялась;

мультимодальный комплекс – логистический центр, позволяющий разместить в едином кластере независимые транспортные, складские, распределительные компании, поставщиков логистических услуг, промышленные и торговые предприятия с прямым доступом к терминалу и основным грузовым коридорам;

нишевой рынок – часть общего рынка, характеризующаяся небольшим размером и узкой специализацией реализуемой продукции;

мультипликативный эффект – комплексное влияние, оказываемое проектом на социально-экономическую систему; эффект, оказываемый развитием отдельной отрасли (предприятия) на смежные отрасли или экономику в целом;

научно-технологическая компетенция – совокупность знаний, умений, успешных действий на основе практического опыта при решении задач в области научного и технологического развития;

приоритет – предпочтительное с точки зрения эффективности направление социально-экономического развития;

промышленный кластер – совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;

региональный (муниципальный) инвестиционный стандарт – стандарт деятельности органов исполнительной власти (органов местного самоуправления муниципального образования) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (муниципальном образовании);

рекрутинговый центр – организация, предоставляющая услуги по подбору персонала для предприятий и организаций региона;

синергетический эффект – возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта;

стационарзамещающая технология – технология, позволяющая оказывать внебольничные виды медицинской помощи;

стратегическая проектная инициатива (проектная инициатива) – комплекс конкретных проектов развития (инвестиционных, организационных, поддерживающих, технических, инновационных) и мероприятий, реализация которых направлена на изменение сложившейся структуры той или иной сферы и имеет значительный экономический и социальный эффект в масштабе региона;

субконтрактинг – форма производственного (промышленного) аутсорсинга, применяемая предприятиями для оптимизации производственных процессов;

транспортный коридор – воздушный, наземный или морской путь для движения по определенному маршруту;

франчайзинг – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения;

экстраполяция – распространение выводов и закономерностей, полученных из наблюдения на одной территории, на другую.

 

Список сокращений и обозначений

 

АПК – агропромышленный комплекс

ВВП – валовой внутренний продукт

ВОП – врач общей практики

ВРП – валовой региональный продукт

ГЛОНАСС – глобальная навигационная спутниковая система

ГО – городской округ

ГУП – государственное унитарное предприятие

ГЧП – государственно-частное партнерство

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

ЕС – Европейский Союз

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ИТ – информационные технологии

КСЭОН – комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

ЛАЭС – Ленинградская атомная электростанция

МР – муниципальный район

ОПК – оборонно-промышленный комплекс

РАСЦО – региональная автоматизированная система централизованного оповещения

РФ – Российская Федерация

СЗФО – Северо-Западный федеральный округ

Система-112 – система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Российской Федерации

СПГ – сжиженный природный газ

ТПУ – транспортно-пересадочный узел

 

Введение

 

Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-№ 172) закрепил систему документов стратегического планирования и требования к ним, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Настоящая Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (далее – Стратегия) полностью соответствует требованиям ФЗ-№ 172. Стратегия в значительной степени отличается от Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденной областным законом от 28 июня 2013 года № 45-оз (далее – Концепция) не только из-за изменившихся на федеральном уровне требований к данному документу, но и в силу следующих причин:

1. Объективно изменились приоритеты Российской Федерации из-за смены внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Стратегия должна учитывать текущие программные и стратегические документы более высокого уровня, указы Президента Российской Федерации, программы естественных монополий и государственных корпораций и другое.

2. Завершен предыдущий этап институциональных реформ, реформ в социальной и экономической сферах на федеральном уровне.

3. Сложившаяся экономическая ситуация заставляет выделять и концентрироваться на главных направлениях развития, способных дать максимальный синергетический эффект с учетом ограниченности ресурсов.

4. В Стратегии, как документе общественного согласия, должно быть широко представлено мнение населения Ленинградской области о проблемах региона, которые должны решаться органами власти. При разработке Стратегии это мнение получено в ходе опросов и анкетирования жителей муниципальных образований Ленинградской области о наиболее волнующих проблемах. В дальнейшем проведение таких опросов позволит корректировать приоритеты Стратегии.

Структура Стратегии соответствует ФЗ-№ 172, но содержательно в Стратегии выделено три принципиальных новшества:

разделены масштабные приоритеты развития и текущая деятельность органов исполнительной власти Ленинградской области. Приоритетами являются создание комфортных для проживания поселений, развитие транспортно-логистического комплекса, промышленность, производство продуктов питания, здравоохранение и образование;

приоритеты реализуются через стратегические проектные инициативы – комплексы конкретных проектов развития (инвестиционных, организационных, поддерживающих, технических, инновационных) и мероприятий, реализация которых направлена на изменение сложившейся структуры той или иной сферы и имеет значительный экономический и социальный эффект в масштабе региона;

Стратегия закладывает основу изменений в системе государственного управления, в первую очередь имплементацию проектного подхода. Это позволит эффективно реализовывать сложные, межведомственные проекты, лежащие в основе Стратегии.

 

1. Анализ и сценарии социально-экономического развития Ленинградской области

 

1.1. Краткая экономико-географическая справка

 

Ленинградская область расположена на северо-западе России. Общая площадь региона составляет 83,9 тыс. кв. км. Область граничит с Финляндией и Эстонией, а также с пятью субъектами Российской Федерации – Республикой Карелией, Вологодской, Новгородской, Псковской областями, городом федерального значения Санкт-Петербургом.

Ленинградская область включает в себя 17 муниципальных районов и один городской округ, в состав которых входят 61 городское поселение и 138 сельских поселений. Общее число муниципальных образований составляет 217. Число городов – 31, поселков городского типа – 32, сельских населенных пунктов – 2881.

Численность1 постоянного населения Ленинградской области на 1 января 2016 года составила 1779,4 тыс. человек, в том числе городское – 1142,2 тыс. человек (64,3%), сельское – 637,2 тыс. человек (35,7%). Плотность населения – 21,1 человек на кв. км.

Крупнейшие города Ленинградской области на 1 января 2016 года: Гатчина (95,6 тыс. человек); Выборг (79,4 тыс. человек); Сосновый Бор (67,6 тыс. человек); Всеволожск (67,9 тыс. человек), Тихвин (58,0 тыс. человек), Кириши (52,3 тыс. человек).

Более 50% территории Ленинградской области занимают леса, заповедники и парки. Общая площадь лесов составляет 5,7 млн га. Площадь особо охраняемых территорий составляет около 6% общей площади Ленинградской области. Благодаря запасам лесных ресурсов область занимает одно из первых мест в Северо-Западном федеральном округе по лесозаготовкам, деревообработке и лесному экспорту.

В Ленинградской области разведано 26 наименований полезных ископаемых. Всего эксплуатируется до 239 участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Ленинградская область является одним из лидеров по экономическому развитию в Северо-Западном федеральном округе. Основу экономики области составляет промышленность, на ее долю приходится около 34,4% в структуре ВРП2. В промышленном комплексе Ленинградской области представлены следующие отрасли: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое производство, нефтехимия, лесопереработка, целлюлозно-бумажное производство, алюминиевая промышленность, промышленность строительных материалов и др. Ключевыми предприятиями, расположенными в Ленинградской области, являются ЗАО "Форд Мотор Компани", ЗАО "Филип Моррис Ижора", ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез", ООО "Нокиан Шина", GestampAutomocion, Caterpillar, ОАО "Тихвинский вагоностроительный завод", ООО "ММ-Ефимовский" и др.

На территории Ленинградской области расположен высокоразвитый агропромышленный комплекс, доля производства АПК области составляет 41,4% от общего объема сельхозпроизводства всех регионов Северо-Западного федерального округа или 7,7% от ВРП региона. Основные специализации: молочно-мясное животноводство, птицеводство, картофелеводство и овощеводство. На территории региона осуществляют деятельность 528 крупных и средних предприятий, пять сельскохозяйственных кооперативов, более 1000 фермерских хозяйств и около 104 тыс. личных подсобных хозяйств.

Ленинградская область является крупнейшим транспортно-логистическим узлом Северо-Западного федерального округа. Доля отрасли транспорта и связи в структуре ВРП составляет 15,9%. На территории региона располагаются крупнейшие российские порты Балтии (Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг).

Протяженность железных дорог на территории региона превышает 2,4 тыс. км, основные направления движения поездов – соседние регионы Российской Федерации, а также страны ЕС (Финляндия, Эстония).

На территории региона проложено свыше 22,5 тыс. км автомобильных дорог, из них пять дорог федерального значения (федеральные трассы "Россия", "Скандинавия", "Кола", "Псков", "Нарва") и 11 основных магистралей регионального значения.

Протяженность судоходных путей превышает 2000 км. Судоходство осуществляется по рекам Нева, Свирь, Волхов и другим. На территории региона также расположены участки Волго-Балтийского и Беломоро-Балтийского каналов.

Активно развивается магистральный трубопроводный транспорт. Протяженность магистральных газопроводов в границах области превышает 2,2 тыс. км; протяженность магистральных нефтепроводов – более 600 км. Трубопроводная система в основном взаимодействует с системой портов.

Важными факторами, влияющими на развитие региона, являются:

приграничное положение (граница с двумя странами ЕС);

выгодное приморское положение (берег Балтийского моря), наличие крупных действующих и строящихся морских портов;

транспортный узел, расположенный в створе панъевропейского транспортного коридора и международного транспортного коридора "Север-Юг";

мультимодальность перевозок: пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и телекоммуникационных трасс;

наличие административной границы с Санкт-Петербургом;

реализация на территории Ленинградской области инфраструктурных проектов федерального значения.

Данные факторы вместе с проводимой активной политикой Ленинградской области оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность региона, которая высоко оценивается экспертным сообществом.

Так, в соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Ленинградская область в 2015 году заняла 20 место и находится в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса.

____________________

1 Данные Территориального органа Федеральной государственной службы статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (http://petrostat.gks.ru).

2 Данные 2014 года.

 

 

1.2. Внешние условия и риски развития

 

В настоящее время мировая экономика столкнулась с рядом негативных тенденций3:

нестабильная внешнеэкономическая ситуация, отрицательно влияющая на инвестиционный имидж Российской Федерации и намерения инвесторов производить вложения в экономику России;

снижение платежеспособности населения, приводящее к снижению привлекательности внутренних рынков: реальные доходы населения в 2012 году показывали рост в 4,6%, в 2015 году в России их падение оценивается в 4,0%;

сжатие финансовых рынков и снижение доступности финансовых ресурсов;

рост социальной нагрузки на бюджет, секвестирование расходов федерального бюджета (в 2015 году – на 10%);

общая нестабильность экономики: в 2012 году рост ВВП составил 3,4%, в 2015 году – падение ВВП на 3,7%; инфляция ускорилась в два раза: с 6,6% в 2012 году до 12,9% в 2015 году.

 

 

Рисунок 1.1. Сравнение прогнозируемого и фактического значений ВВП России в 2012-2015 годах

 

Итог – замедление инвестиционной активности предприятий, увеличение срока реализации отдельных проектов.

При этом существующая экономическая ситуация дает инвесторам ряд преимуществ вложения средств в Россию. В условиях политики активного импортозамещения в ряде отраслей появились свободные рыночные ниши, а для инвесторов вложение в производство импортозамещающей продукции означает стабильный внутренний спрос на нее.

Стратегия учитывает как возможности развития, так и внешние риски:

дальнейшее ухудшение экономической и политической ситуации в мире и стране, замедление темпов экономического роста;

ужесточение санкций, снижение внешнеторгового оборота, сокращение объемов грузовых перевозок, угрозы для импортозависимых отраслей;

снижение инвестиций в экономику страны и региона;

ресурсную (бюджетную) ограниченность;

несбалансированность системы расселения и мест приложения труда на территории Ленинградской области и соседних регионов.

К внутренним рискам необходимо отнести следующие:

усиление нестабильности приведет к свертыванию бюджетных расходов региона на развитие (инновационное, промышленное и других сфер, которые впоследствии могут сформировать прибавочную стоимость и создать основу для роста) и параллельному росту социальных расходов. Таким образом, государственная инфраструктура может попасть в ситуацию роста расходов бюджетов при уменьшении доходной базы, что затруднит проведение мероприятий по выводу экономики на докризисный уровень;

большая часть доходов бюджетов всех уровней формируется за счет крупных инвестиционных проектов в сфере нефтегазохимической промышленности, транспорта и энергетики. Следующий по значимости – сектор потребления, привлекающий большую часть иностранных инвестиций: рынок жилья, торговля, автомобилестроение, пищевое производство, рынок потребительских товаров. На третьем месте – обрабатывающие производства (ОПК, тяжелое машиностроение, металлургия). Снижение количества реализуемых крупных инвестиционных проектов приведет к росту зависимости регионального бюджета от кредитов и федеральных дотаций;

экономическая база области сосредоточена преимущественно в секторах, не являющихся инновационными. Большая часть промышленных предприятий Ленинградской области ведет деятельность в секторах традиционной промышленности. В условиях роста экономических проблем увеличение числа высокотехнологичных предприятий и производство инновационной продукции позволит создать основу для долгосрочной стабилизации экономики;

регион испытывает дефицит в промышленных площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств. В настоящее время в Ленинградской области заявлено большое количество проектов, реализация которых будет еще больше способствовать увеличению данного дефицита;

инфраструктурные ограничения развития Ленинградской области. Темпы жилищного строительства на территории области, особенно в районах, граничащих с Санкт-Петербургом, значительно превосходят темпы развития инфраструктуры. В целом отмечается рост износа основных фондов коммунальной инфраструктуры;

дисбаланс системы расселения, неравномерное развитие муниципальных образований. В муниципальных районах, где происходят убыль населения и рост бюджетного дефицита, существуют риски снижения экономической и социальной устойчивости, инвестиционной активности, показателей качества жизни населения. Естественная убыль населения восполняется за счет существенного притока мигрантов.

__________________

3 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России); данные Центрального Банка Российской Федерации.

 

 

1.3. Анализ социально-экономического развития Ленинградской области в 2013-2015 годах

 

В 2013-2015 годах Ленинградская область развивалась темпами выше среднероссийских. Даже в условиях кризисных явлений основные индикаторы социально-экономической стабильности оставались в области положительных значений:

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2015 году – 889,0 млрд руб., прирост в действующих ценах к 2013 году – 128,8%;

индекс промышленного производства в 2015 году – 99,1%;

объем производства продукции сельского хозяйства в 2015 году – 99,0 млрд руб. или 147,5 % к 2013 году в действующих ценах, объем производства основных видов продукции в 2015 году: мясо – 371,3 тыс. т (107,5% к 2013 году), молоко – 588,7 тыс. т (106,3% к 2013 году), яйца – 3061 шт. (96,6% к 2013 году);

индекс производства продукции сельского хозяйства в 2015 году равен 101,8%;

объем выполненных строительных работ в 2015 году – 98,8 млрд руб., рост к 2013 году 113,5% в действующих ценах;

в 2015 году введено в действие 2323 тыс. кв. м жилья, общий объем жилья, введенного за период 2013-2015 годов, – 5403,3 тыс. кв. м;

объем транспортных услуг в 2015 году – 136,1 млрд руб. (128,2% к 2013 году в действующих ценах);

грузооборот автотранспорта организаций всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) в 2015 году составил 977,9 млн тонно-км или 131,9% к 2013 году4.

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2015 году составил 199,7 млрд. руб., что составляет 104,6% по отношению к аналогичному периоду 2014 года, наблюдается рост показателя в целлюлозно-бумажном производстве, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, производстве транспортных средств и оборудования, в строительстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.

В целом инвестиционный рост в 2013-2015 годах обеспечивался проектами в химической промышленности и нефтепереработке. Такая ситуация сохранится впервые пять лет реализации Стратегии в связи с планируемым строительством заводов по производству карбамида, метанола, сжиженного газа.

_____________________

4 Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (распоряжение Правительства Ленинградской области от 19 октября 2015 года № 431-р и данные Территориального органа Федеральной государственной службы статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (http://petrostat.gks.ru).

 


 

 

 

Рисунок 1.2. Номинальная и реальная заработная плата (в процентах к 2008 году)

 

Рисунок 1.3. Индексы производства обрабатывающей промышленности в 2015 году к уровню 2014 года

 


Номинальная заработная плата с 2008 года выросла почти в два раза и показала рост около 6% в 2015 году (относительно 2014 года). Реальная заработная плата в 2015 году относительно уровня 2008 года выросла только на 2%. За период 2008-2015 годов отмечается нарастающий процесс расхождения номинальной и реальной заработной платы, что напрямую связано с инфляционными процессами в экономике страны в целом.

Таким образом, в Ленинградской области создана существенная база для дальнейшего развития, которая даже в кризисные периоды позволяет региону показывать умеренно положительный рост.

Демографическая ситуация в Ленинградской области на протяжении последних 10 лет улучшается: наблюдается тенденция к снижению смертности (в 2005 году – 20,3; оценка 2015 года – 14,1 промилле) и повышению коэффициента рождаемости (в 2005 году – 7,8 человек на 1000 населения, оценка 2015 года – 9,1 человек на 1000 населения). Но при значительном росте основных демографических показателей рождаемость не покрывает смертность, а естественная убыль населения восполняется притоком мигрантов.

Анализ целевых показателей первого этапа Концепции показывает, что объективно не все они были достигнуты.

Из девяти показателей три выполнены полностью: оборот малого бизнеса, доходы регионального бюджета и уровень безработицы, являющийся одним из самых низких среди всех регионов страны. По пяти показателям, в том числе валовому региональному продукту, реальным денежным доходам населения, численности населения, продолжительности жизни и смертности недостижение составило не более 8% от заданного Концепцией уровня.

На степень достижения показателей Концепции существенно повлиял фактор высоких ожиданий по общеэкономическому росту в стране, масштабу импортно-экспортных операций, инвестиционному потоку и, соответственно, состоянию отраслей экономики и социальной сферы в России. Показатели Концепции базировались на росте валового продукта до 5%, который в современных условиях доступен лишь некоторым странам.

 

 

Рисунок 1.4. Итоги реализации I этапа (2013-2015 гг.) Концепции5

 

________________________

5 Данные информационной системы мониторинга социально-экономического развития Ленинградской области (http://monitoring.lenreg.ru/).

 

 

В то же время для Ленинградской области открывается ряд возможностей, использование которых легло в основу Стратегии:

1. Значительный спрос на квалифицированные трудовые ресурсы (в первую очередь рабочих специальностей), вызванный ускоренным развитием базовых отраслей экономики региона: промышленности, транспортно-логистического комплекса, инфраструктурных отраслей, сферы услуг.

2. Спрос на комфортную среду проживания с высокими требованиями по экологическим характеристикам, уровню социальных объектов, благоустройства. Спрос объективно формируется в силу изменения системы расселения в Ленинградской области, роста благосостояния населения, повышения транспортной доступности отдельных поселений.

3. Рост спроса на продукты питания местного производства, в том числе экологически чистые, за счет сохранения режима контрсанкций и политики импортозамещения в агропромышленном комплексе.

4. Спрос на качественные транспортно-логистические услуги (хранение, сортировка и распределение, первичная переработка, упаковка), обусловленный бурным развитием портовой и транспортной инфраструктуры, усилением промышленного комплекса.

5. Спрос на размещение высокотехнологичных производств и, соответственно, создание инфраструктурно подготовленных площадок для них в связи с активной федеральной политикой импортозамещения в промышленности, развития производств высокой добавленной стоимости, повышения обороноспособности России и военно-технического оснащения вооруженных сил.

 

1.4. Сценарии развития Ленинградской области

 

В зависимости от изменения внешних условий разработаны три сценария развития Ленинградской области: инерционный, реалистичный и инновационный.

 

Таблица 1.1. Сценарии социально-экономического развития Ленинградской области

 

Условия и ограничения

Источники роста

Базовые секторы

1

2

3

Инерционный сценарий

Реальные доходы населения не растут

Инвестиционная активность низкая

Бюджетные инвестиции значительно ограничены

Высокая неопределенность на рынке жилья

Переориентация граждан с внешнего на внутренний туризм

1. Реализация заявленных федеральных проектов

2. Обеспечение товарами в рамках сложившихся рыночных ниш Санкт-Петербурга и Ленинградской области

3. Выполнение "сервисных" по отношению к Санкт-Петербургу функций: жилье, пригородная и дачная рекреация, утилизация отходов

Традиционные секторы промышленности

Агропромышленный комплекс

Транспорт и логистика

Энергетика

Лесопромышленный комплекс

Строительный комплекс

Пригородная рекреация

Реалистичный сценарий

Сохраняется федеральный курс на импортозамещение

Сохраняется режим "контрсанкций" в АПК

Увеличиваются расходы на ОПК

Восстанавливаются доходы населения, платежеспособный спрос, инвестиционная активность, 1-4% роста ВВП РФ

Восстанавливается доступ к рынкам капиталов

1. Модернизация традиционных секторов экономики, увеличение добавленной стоимости, развитие в форме кластеров

2. Использование экспортного и транзитного потенциала, развитие глубокой переработки грузов

3. Развитие информационных технологий

4. Обеспечение товарами макрорегиональных рынков (частично – российского)

5. Реализация совместных проектов с Санкт-Петербургом в сфере занятости, рекреации, инфраструктуры

Традиционные секторы экономики

Высокотехнологичные сектора промышленности (машиностроение, нефтегазохимия, оборонно-промышленный комплекс)

Транспорт и логистика

Сфера услуг

Агропромышленный комплекс

Пригородная рекреация

Инновационный сценарий

Активизируется курс на развитие инновационной экономики

Отменяются санкции, открываются рынки технологий

Строительство образовательных и исследовательских центров (федерального уровня)

Появление в регионе крупных иностранных высокотехнологичных компаний (сервисных, машиностроительных, логистических)

1. Реализация крупных инновационных проектов, в том числе с участием иностранного капитала

2. Масштабные бюджетные инвестиции в инфраструктуру

3. Выход на международные рынки товаров, услуг, разработок

4. Развитие строительства коммерческой недвижимости (офисы, гостиничные комплексы и т.д.)

Высокотехнологичное производство

Разработка и коммерциализация инновационной продукции

Высшее образование, исследовательский сектор

Сфера услуг, туризм, рекреация

Транспорт и логистика

Агропромышленный комплекс с внедрением селекционных и генетических технологий

Строительный комплекс

 

Инерционный сценарий предполагает реализацию основных рисков Ленинградской области, сохранение традиционных источников роста и базовых секторов экономики без их структурной перестройки. При этом промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг будут ориентироваться на традиционный рынок сбыта – Санкт-Петербург, по отношению к которому Ленинградская область будет выполнять разнообразные "сервисные" функции.

Реалистичный сценарий предполагает самостоятельное развитие региона на основе равноправного партнерства с Санкт-Петербургом. При сохранении большинства рисков Ленинградская область будет использовать предоставляемые федеральным экономическим курсом возможности с постепенным восстановлением доступа коммерческого сектора к финансовым ресурсам. Основа реалистичного сценария – модернизация традиционных секторов промышленности, увеличение добавленной стоимости, кластерное развитие, использование экспортного и транзитного потенциалов, развитие переработки грузов, выход продукции Ленинградской области на макрорегиональные и национальный рынки, реализация совместных проектов с Санкт-Петербургом. Дополнительное развитие должны получить сфера услуг и малый бизнес, которые станут в перспективе основой устойчивого развития экономики.

Инновационный сценарий базируется на отмене экономических санкций, открытии рынков технологий и капитала, активизации федеральной политики по развитию инновационной экономики. Для реализации этого сценария должны произойти структурная перестройка по подавляющему числу секторов и экономике Ленинградской области в целом, развитие высшего профессионального образования и научно-исследовательских центров. Значимым ограничением инновационного сценария является наличие существующего научно-технологического центра России (Санкт-Петербурга). Реализация инновационного сценария требует беспрецедентных для Ленинградской области финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных) и в текущих макроэкономических условиях представляется затруднительной.

Реалистичный сценарий развития Ленинградской области является целевым. При этом очевидно, что отдельные элементы инерционного или инновационного сценария могут стать частью реалистичного сценария.

Например, реализация заявленных федеральных проектов, таких как строительство завода по производству сжиженного природного газа "Балтийский СПГ" или платной автодороги Москва – Санкт-Петербург, способны стать источниками развития отдельных территорий; создание новых инновационных производств возможно и на базе существующих научно-производственных центров, таких как г. Сосновый Бор или Петербургский институт ядерной физики (г. Гатчина).

 

2. Приоритеты социально-экономического развития Ленинградской области

 

2.1. Стратегическое видение социально-экономического развития Ленинградской области

 

Стратегическая цель развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу – обеспечение устойчивого экономического роста и улучшение качества жизни населения региона.

Стратегия направлена на каждого конкретного жителя Ленинградской области. Основная задача органов власти в рамках Стратегии – предоставить населению широкие возможности для работы (в качестве наемного работника или предпринимателя) с высоким уровнем дохода и обеспечить современные потребности каждого конкретного человека в комфортном жилье, досуге, образовании, спорте, культуре, получении медицинской помощи и т.д.

Достижение стратегической цели подразумевает реализацию трех взаимосвязанных направлений:

1) создание условий для эффективной занятости;

2) развитие человеческого капитала региона;

3) повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Векторами развития Ленинградской области до 2030 года являются:

"Индустриальное лидерство" – к 2030 году промышленность должна сформировать основное количество высокооплачиваемых рабочих мест для жителей Ленинградской области, сохранить свою долю в региональной экономике, проходить процесс постоянного обновления на основе инноваций.

"Профессиональное образование" – к 2030 году должна быть создана региональная сеть современных организаций профессионального образования, в которых жители Ленинградской области могут стать высококвалифицированными специалистами для любой из сфер экономики региона с гарантиями последующего трудоустройства на предприятия Ленинградской области.

"Комфортные поселения" – к 2030 году городские и сельские населенные пункты Ленинградской области должны стать комфортными для проживания и доступными в качестве места работы, удовлетворяющими современные потребности жителей в удобном жилье, коммунальных, бытовых, финансовых, социальных услугах, услугах сферы торговли, культуры, спорта и досуга, экологии, связи.

"Продовольственная безопасность" – к 2030 году сельское хозяйство должно обеспечивать качественными продуктами питания жителей Ленинградской области и соседних регионов, постепенно замещая импортную продукцию и наращивая свою долю в сельском хозяйстве страны.

"Современный транспортный комплекс" – Ленинградская область должна обеспечить к 2030 году своих жителей возможностью быстро и комфортно добраться до пункта назначения несколькими видами транспорта, качественно развивая транспортную систему.

"Здоровье населения" – любой житель Ленинградской области к 2030 году должен своевременно получать качественную современную медицинскую помощь на всей территории региона, регулярно проводить профилактику своего здоровья и вести здоровый образ жизни.

Перечисленные векторы – это перспективы реализации шести стратегических проектных инициатив, являющихся основой Стратегии. В Стратегии также зафиксированы дополняющие и связующие сферы, развитие которых непосредственно влияет на реализацию стратегических проектных инициатив.

Реализация направлений, не вошедших в состав стратегических проектных инициатив или дополняющих и связующих сфер, будет осуществляться в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.

Стратегическая цель и направления развития Ленинградской области формируют ряд задач Стратегии:

1. Инфраструктурное развитие региона.

2. Модернизация социальной сферы региона.

3. Повышение уровня социальной обеспеченности населения.

4. Достижение высоких стандартов качества жизни населения.

5. Развитие современного промышленного производства продукции высокой добавленной стоимости.

6. Использование потенциала внутреннего рынка и экспортных рынков.

7. Внедрение новых технологий в государственном управлении, в первую очередь – проектного подхода.

8. Устранение административных барьеров, повышение инвестиционной привлекательности экономики.

9. Развитие институтов гражданского общества.

10. Сбалансированное развитие муниципальных образований региона.

 

2.2. Стратегические проектные инициативы Ленинградской области

 

2.2.1. Проектная инициатива "Индустриальное лидерство"

 

Основным источником экономического развития региона является развитие промышленного сектора, расширение и модернизация уже существующих и привлечение новых производств на территорию региона. Обеспечение благоприятных условий для создания и развития современных высокотехнологичных производств, победа в конкуренции с другими регионами за их привлечение и удержание – важнейшая задача, которая стоит перед экономикой региона.

Политика повышения привлекательности региона должна быть нацелена как на создание благоприятных условий для всех видов экономической деятельности, так и на стимулирование развития в конкретных направлениях и отраслях. При этом должна обеспечиваться возможность участия в процессе индустриального развития как крупного, так и малого и среднего бизнеса, активного вовлечения научных и образовательных организаций.

Ленинградская область является сильным промышленным центром Северо-Западного федерального округа. В настоящее время в регионе реализуется долговременная политика инновационного развития региона, как места, благоприятного для бизнеса, обеспечены условия для устойчивого развития целых отраслей промышленности, крупных промышленных предприятий и производственных комплексов, а также предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции.

В тоже время основными вызовами и проблемами современного развития промышленности РФ и Ленинградской области и перехода к новому технологическому укладу являются:

пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия высокодоходного углеводородного сектора;

недостаток или отсутствие научно-технологических компетенций для форсированного развития традиционных отраслей промышленности, новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности;

относительно низкая производительность труда, высокая дифференциация доходов, дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей; значительный риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики;

недостаточная интеграция системы образования и промышленности;

недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, критическая зависимость от импортных поставок оборудования, материалов, компонентов;

недостаточное качество технологической инфраструктуры для локализации промышленного производства.

Для обеспечения дальнейшего устойчивого развития промышленности региона необходим комплексный подход, позволяющий оптимально концентрировать имеющиеся ресурсы. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования роста конкурентоспособности промышленности признан кластерный подход.

В настоящее время в Ленинградской области реализуется 11 кластерных инициатив. Приоритетными направлениями, способными обеспечить экономический рост и высокую конкурентоспособность на межрегиональных и международных рынках являются машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое и нефтехимическое производство, лесопереработка и целлюлозно-бумажное производство, металлургическая промышленность, промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс и др.

Результатом реализации проектной инициативы "Индустриальное лидерство" должна стать реструктуризация промышленности за счет развития современных высокотехнологичных кластеров.

Целью проектной инициативы является адаптация традиционных отраслей промышленности к новому технологическому укладу за счет формирования источников роста инновационной экономики в рамках кластерных проектов, а также достижение глобальной конкурентоспособности региональной промышленности по отдельным направлениям.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

1. Внедрение на промышленных предприятиях Ленинградской области новых технологий (нано- и биотехнологии, аддитивные, ресурсосберегающие, информационные технологии, робототехника, композитные материалы и т.д.).

2. Повышение глубины переработки сырья промышленными предприятиями Ленинградской области (нефтехимическая, деревообрабатывающая, строительная, пищевая промышленности) с повышением доли добавленной стоимости, создаваемой в регионе.

3. Импортозамещение и высокий уровень локализации производства (автопром, судостроение, вагоностроение, фармацевтика, энергомашиностроение).

Решение обозначенных задач предусмотрено через реализацию трех проектных направлений, в состав которых включены конкретные проекты развития.

1. Развитие промышленной кооперации.

Цель направления – эффективная реализация стратегии импортозамещения, глубокой переработки сырья, внедрение новых технологий, стимулирование экспорта продукции. Ключевым проектом направления является:

Проект 1. Создание Центра кластерного развития с поддержкой:

автомобильного кластера;

радиофармацевтического кластера;

судостроительного кластера;

машиностроительного кластера;

нефтегазохимического кластера;

лесопромышленного кластера;

кластера пищевой промышленности;

кластера строительных материалов.

2. Развитие промышленной инфраструктуры.

Цель направления – повышение уровня локализации производства на территории Ленинградской области и развитие научно-технологических компетенций. Ключевыми проектами являются:

Проект 1. Развитие сети индустриальных парков.

Проект 2. Создание объектов инновационной инфраструктуры (испытательные, инжиниринговые, сертификационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры компетенции), развитие нанотехнологического центра "Нанопарк "Гатчина".

Проект 3. Использование федеральных инструментов поддержки территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, промышленных зон, наукоградов.

Проект 4. Использование промышленного потенциала выбывающих мощностей ЛАЭС-1.

Проект 5. Участие в проектах Национальной технологической инициативы.

3. Развитие кадрового потенциала.

Цель направления – обеспечение экономики высококвалифицированными специалистами. Проекты направления закреплены в разделе 2.2.4. Проектная инициатива "Профессиональное образование" Стратегии. В первую очередь предполагается создание сетевого ресурсного центра по подготовке кадров.


 

Рисунок 2.1. Размещение основных проектов стратегической проектной инициативы "Индустриальное лидерство" с высокой вероятностью реализации

 


 

Таблица 2.1. Целевые показатели (индикаторы) реализации стратегической проектной инициативы "Индустриальное лидерство"

 

№п/п

Показатель (индикатор)

Этапы реализации Стратегии

2016 – 2018 гг.

2019 – 2024 гг.

2025 – 2030 гг.

1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (обрабатывающие производства) (в действующих ценах в среднем за период), млрд руб.

846,1

1148,5

1854,6

2

Индекс промышленного производства, нарастающим итогом на конец периода, процентов

103,4

112,3

120,8

3

Индекс производства по обрабатывающим производствам, нарастающим итогом на конец периода, процентов

103,7

111,5

122,9

4

Производительность труда, в действующих ценах на конец периода, тыс. руб. на одного человека, занятого в экономике

1447,3

2397,6

4089,8

 

Реализация проектной инициативы "Индустриальное лидерство" позволит получить значительные экономические и синергетические эффекты:

достижение глобальной конкурентоспособности региональной промышленности по отдельным направлениям;

рост производительности труда;

создание до семи-восьми рабочих мест в смежных отраслях на каждое рабочее место, созданное в промышленности;

не менее четырех рублей отдачи на каждый рубль, вложенный в промышленность.

 

2.2.2. Проектная инициатива "Продовольственная безопасность"

 

В состав агропромышленного комплекса Ленинградской области входит 528 крупных и средних предприятий различных форм собственности, из них: 258 сельскохозяйственных предприятий, 115 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 147 предприятий рыбохозяйственного комплекса. В регионе также работают восемь сельскохозяйственных потребительских кооперативов, более 1000 крестьянских (фермерских) хозяйств и 104 тыс. личных подсобных хозяйств, а также около 3500 садоводческих некоммерческих объединений6.

Структура агропромышленного комплекса Ленинградской области включает в себя четыре основные направления: животноводство (молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, звероводство и пчеловодство); растениеводство (выращивание зерновых и кормовых культур, картофеля, овощей, цветов); грибоводство; рыбохозяйственный комплекс (рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка); пищевая и перерабатывающая промышленность (мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, макаронная, консервная и комбикормовая отрасли, производство безалкогольных напитков, а также фасовка чая и кофе).

На долю производства продукции сельского хозяйства приходится 46,9%, на пищевые продукты 53,1% общего объема производства продукции, выполненных работ и услуг в сфере АПК7.

За последние 10 лет (2006-2015 годы) объем производства продукции сельского хозяйства в фактических ценах увеличился в три раза: с 32,47 млрд рублей до 99,0 млрд рублей, в сопоставимых ценах рост составил 34%.

Динамика индекса сельскохозяйственного производства носит цикличный характер и зависит от природно-климатических условий и внешнеэкономических факторов. В период кризисных явлений в экономике в 2008-2010 годы и в 2013-2015 годы данный показатель менялся не существенно, при этом отрицательное значение наблюдалось лишь в 2006 году (99,5), после указанного периода наблюдалось лишь увеличение производства продукции сельского хозяйства.

Доля Ленинградской области в Северо-Западном федеральном округе по производству продукции сельского хозяйства стабильно повышается: с 34,2% в 2006 году до 40,6% в 2015 году. Однако данный показатель относительно всей страны увеличился незначительно: с 1,7% в 2006 году до 2,0% в 2015 году.

Стратегическими вызовами развития агропромышленного комплекса в современных условиях являются:

1. Внешнеэкономическая ситуация (ограничение на ввоз продовольственной продукции, водных биоресурсов).

2. Неразвитая логистическая инфраструктура регионального рынка сельскохозяйственной продукции.

3. Зависимость от импортных поставок сырья, селекционных материалов, комплектующих, оборудования.

Внутренними факторами, положительно влияющими на развитие агропромышленного комплекса, являются:

государственная поддержка сферы АПК;

близость рынков сбыта, транспортно-логистическая доступность;

высокий научный и научно-технический потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, квалифицированные трудовые ресурсы.

Отрицательное влияние на развитие АПК региона оказывают:

диспаритет цен: низкий уровень закупочных цен у сельхозтоваропроизводителей на продукцию (картофель, овощи, молоко, мясо, яйцо) предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности и представителями розничной торговли на фоне постоянно растущих цен на энергоносители и расходные материалы;

неупорядоченность прав собственности на земельные участки и неэффективное использование сельскохозяйственных угодий собственниками;

отсутствие доступных финансовых инструментов реализации проектов, в том числе высокий уровень процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Результатом реализации проектной инициативы "Продовольственная безопасность" станет обеспечение продуктами питания населения Ленинградской области, Санкт-Петербурга и России в целом, а также развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса.

Целями реализации проектной инициативы являются:

замещение импортной продукции АПК на потребительском рынке Ленинградской области, Санкт-Петербурга и других регионов страны;

вхождение Ленинградской области в 15 ведущих регионов России по объему производства сельскохозяйственной продукции.

Достижение намеченных целей предусматривает решение трех задач:

1. Рост объемов сельскохозяйственного производства (ежегодно не менее 1-1,5%).

2. Развитие логистической инфраструктуры регионального рынка сельскохозяйственной продукции.

3. Внедрение на предприятиях АПК современных технологий в области региональной селекции и генетики с целью снижения зависимости сельского хозяйства области от импортного племенного и семенного материала.

Проектная инициатива включает в себя несколько основных направлений развития агропромышленного комплекса региона.

1. Современные технологии в области селекции и генетики.

Направление предусматривает создание (восстановление) всех звеньев системы воспроизводства племенного и семенного материала и доведение его до сельскохозяйственных предприятий области и соседних регионов. В рамках этого направления будут реализованы:

Проект 1. Строительство селекционно-генетических центров в молочном животноводстве.

Проект 2. Строительство селекционно-семеноводческих центров.

2. Развитие логистики и сбыта.

Направление нацелено на выстраивание эффективной системы реализации сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках. Основные проекты направления:

Проект 1. Строительство оптово-распределительных центров.

Проект 2. Развитие потребительской, снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации, в том числе межрегиональной, и кооперирования фермеров с крупными сельхозтоваропроизводителями региона.

Проект 3. Развитие сельского туризма и поддержка производства экопродукции (в большей степени эту нишу могут занять малые формы хозяйствования).

3. Стимулирование инвестиционной деятельности в сфере АПК с целью его диверсификации.

Направление включает следующие проекты:

Проект 1. Подготовка и развитие производственных площадок АПК.

Проект 2. Модернизация рыбохозяйственного комплекса: совершенствование рецептуры кормов, улучшение пород, обновление оборудования.

Проект 3. Развитие нетрадиционных для региона отраслей агропромышленного комплекса, ориентированных на нишевые рынки (производство продукции кролиководства, козоводства, овцеводства, строительство сыродельных заводов, развитие тепличных комплексов по выращиванию овощей, цветов, грибов, ягод).

С целью снижения зависимости отечественного молочного скотоводства от импортного племенного материала проектной инициативой "Продовольственная безопасность" предусматривается создание в регионе селекционно-генетического центра. Проект предусматривает создание в Ленинградской области не только селекционно-генетического центра на 160 коров-доноров, получение, хранение, заморозку и обеспечение качества спермы и эмбрионов для использования в хозяйствах области и для продажи в другие регионы России, но и создание лабораторий по селекционному контролю и анализу количества и качества животноводческой продукции, а также иммуногенетической и молекулярно-генетической экспертизе. Реализация проекта позволит полностью обеспечить СЗФО отечественным семенным и генетическим материалом.

___________________

6 Данные комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.

7 Здесь и далее данные Территориального органа Федеральной государственной службы статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (http://petrostat.gks.ru).


 

Рисунок 2.2. Размещение основных проектов стратегической проектной инициативы "Продовольственная безопасность"


 

Таблица 2.2. Целевые показатели (индикаторы) реализации стратегической проектной инициативы "Продовольственная безопасность"

 

№п/п

Показатель (индикатор)

Этапы реализации Стратегии

2016 – 2018 гг.

2019 – 2024 гг.

2025 – 2030 гг.

1

Объем продукции сельского хозяйства (в среднем за период), млрд руб.

111,0

151,5

236,7

2

Индекс производства продукции сельского хозяйства (за период), процентов

104,1

121,2

117,3

3

Объем производства сельскохозяйственной продукции (в среднем за период), тыс. тонн

 

 

 

 

мясо и мясопродукты

374,5

382,1

394,0

 

молоко и молочные продукты

595,1

609,6

630,7

 

яйца

3061,2

3063,5

3068,4

 

зерно

141,8

145,2

150,6

 

картофель

310,8

314,2

319,6

 

овощи

256,5

269,5

278,4

 

рыба и рыбопродукция

27,0

28,3

30,0

4

Обеспечение предприятий АПК региональным материалом (на конец периода), процентов

 

 

 

 

семенной материал

30

70

100

 

племенной материал

30

70

100

 

Реализация стратегической проектной инициативы "Продовольственная безопасность" позволит получить следующие экономические и социальные эффекты:

интеграция региональных производителей в национальную цепочку поставок в результате реализации программы импортозамещения;

мультипликативный эффект развития смежных отраслей от развития сельского хозяйства;

привлечение инвестиций в благоустройство и социальную инфраструктуру сельских населенных пунктов;

повышение качества жизни на селе, создание условий для привлечения и удержания квалифицированных кадров;

рост налоговых поступлений в бюджет.

Проектная инициатива предусматривает следующие изменения в системе управления сферой и определенные инструменты реализации:

режим наибольшего благоприятствования, в том числе совершенствование механизмов государственной поддержки и введение новых видов субсидий;

приоритетное развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса;

поддержка развития отраслей агропромышленного комплекса, ориентированных на нишевые рынки;

совершенствование подходов к закреплению работников в организациях агропромышленного комплекса.

 

2.2.3. Проектная инициатива "Современный транспортный комплекс"

 

Транспорт традиционно является одной из базовых, динамично развивающихся отраслей экономики Ленинградской области. По состоянию на 2015 год в структуре ВРП Ленинградской области доля транспортной отрасли составила около 17%, а общий объем услуг организаций транспорта превысил 136 млрд рублей. В отрасли работают около 2400 транспортных предприятий и организаций, на которых занято более 50 тыс. человек, или 7% работающего населения региона8. Транспортно-логистический комплекс Ленинградской области представлен:

железнодорожным транспортом (2,5тыс. км ж/д путей общего пользования, объем перевозки – 26,8 млн. тонн грузов и 26,4 млн пассажиров в 2015 году);

автомобильным транспортом (18,7 тыс. км автодорог общего пользования, объем перевозки – 6,9 млн. тонн грузов и 65 млн пассажиров в 2015 году);

морскими портами Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Выборг (общий объем переработки грузов – 166,5 млн. тонн в 2015 году);

магистральным трубопроводным транспортом (объем перекачки – 98,7 млн. тонн в 2014 году);

внутренним водным транспортом (1,84 тыс. км внутренних водных путей; объем перевозки – 6 млн. тонн грузов и 0,2 млн пассажиров в 2014 году).

Основные стратегические вызовы транспортно-логистического комплекса Ленинградской области на перспективу:

1. Наличие неиспользованного потенциала транспортного комплекса Ленинградской области для развития региона, дефицит современной терминально-логистической инфраструктуры и предоставления комплексных логистических услуг.

2. Негативные явления в экономике, вызывающие снижение спроса на транспортные услуги и падение доходов предприятий транспорта.

3. Недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, связывающих Ленинградскую область с Санкт-Петербургом.

4. Усиление разрыва между муниципальными образованиями области по транспортной доступности и качеству предоставляемых транспортных услуг.

5. Дефицит финансовых ресурсов для развития транспортного комплекса Ленинградской области.

Результатом реализации проектной инициативы "Современный транспортный комплекс" станет формирование сбалансированной и эффективной транспортной системы, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения, более полное использование транспортно-транзитного потенциала.

Стратегическая цель проектной инициативы – повышение качества транспортного обслуживания населения и качественное развитие транспортной системы Ленинградской области.

Для достижения указанных целей предусматривается решение ряда задач:

содействие созданию и развитию транспортно-логистических и производственно-транспортных комплексов;

развитие транспортной инфраструктуры с учетом внутренних и внешних функций региона;

развитие системы общественного транспорта;

повышение безопасности транспорта и снижение его негативного влияния на окружающую среду.

Решение задач осуществляется в рамках проектных направлений, включающих комплекс конкретных проектов по развитию транспортной системы Ленинградской области.

1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Проект 1. Содействие реализации проектов по развитию федеральных путей сообщения, в том числе второго транспортного обхода Санкт-Петербурга (реконструкция автодороги А-120), скоростной платной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург, магистрального газопровода "Северный поток-2", железнодорожной сети, портов.

Проект 2. Развитие транспортно-логистических и производственно-транспортных комплексов, строительство грузового аэропорта "Усть-Луга".

Проект 3. Координация проектов и программ совместного развития транспортных систем Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Проект 4. Строительство и реконструкция автомобильных дорог и мостовых переходов, формирование новых автомобильных маршрутов.

Проект 5. Внедрение интеллектуальных транспортных систем.

2. Развитие общественного транспорта.

Проект 1. Строительство и развитие транспортно-пересадочных узлов.

Проект 2. Развитие скоростного пассажирского сообщения.

Проект 3. Строительство пассажирского аэропорта "Сиверский".

Проект 4. Развитие информационных систем на общественном транспорте.

Введение в эксплуатацию транспортно-пересадочных узлов, линий скоростного пассажирского сообщения и пассажирского аэропорта позволит сократить время, затрачиваемое на поездки, повысить удобство пересадок между видами транспорта, комфорт, качество и перечень предоставляемых транспортных услуг. В области появится новый вид пассажирского транспорта – воздушный. Транспортно-пересадочные узлы, кроме того, будут выполнять общественно-деловые функции, а также обеспечивать "перехват" части индивидуального автотранспорта, разгружая автомобильные въезды в Санкт-Петербург.

3. Повышение безопасности дорожного движения и снижение его негативного влияния на окружающую среду.

Проект 1. Строительство путепроводов и транспортных развязок.

Проект 2. Строительство автодорожных обходов крупных населенных пунктов.

Проект 3. Сокращение аварийности на участках концентрации ДТП инженерными методами.

Проект 4. Развитие газозаправочной инфраструктуры.

Проект 5. Перевод транспорта на газомоторное топливо.

________________

8 Здесь и далее данные Территориального органа Федеральной государственной службы статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (http://petrostat.gks.ru).


Информация по документу
Читайте также