Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                   от 2 декабря 2015 г. N 2471-р

                              МОСКВА


     1. Утвердить прилагаемую Концепцию информационной безопасности
детей (далее - Концепция).
     2. Минкомсвязи России совместно  с  другими  заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти  обеспечить  реализацию
Концепции.
     3. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации при формировании и осуществлении  региональных
программ  в  сфере  информационной  безопасности  детей   учитывать
положения Концепции.
     4. Реализация   Концепции   осуществляется   заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти  в  пределах  бюджетных
ассигнований,  предусмотренных  им   в   федеральном   бюджете   на
соответствующий финансовый год.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________


                                               УТВЕРЖДЕНА
                                       распоряжением Правительства
                                          Российской Федерации
                                      от 2 декабря 2015 г. N 2471-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
                 информационной безопасности детей

                        I. Общие положения

     Стремительное  развитие  информационных  технологий  заставило
современное поколение детей и подростков (далее - дети) столкнуться
с   принципиально   новыми   вызовами.   Взросление,   обучение   и
социализация  детей  проходят   в   условиях   гиперинформационного
общества.
     Процесс  социализации  через  традиционные  институты  (семьи,
школы) все активнее дополняется средствами  массовой  информации  и
массовых коммуникаций, особенно  информационно-телекоммуникационной
сетью "Интернет"  (далее -  сеть  "Интернет"),  которые  становятся
важнейшими  институтами  социализации,  образования  и  просвещения
нового  поколения,  в   определенной   мере   замещая   традиционно
сложившиеся формы. Главным образом это происходит  в  тех  случаях,
когда родители (законные представители)  в  семье  отстраняются  от
своих обязанностей по воспитанию и развитию детей  и  перекладывают
их на внешних игроков.
     При  разумном  и  эффективном  сотрудничестве  общественных  и
государственных  институтов   информационные   и   коммуникационные
технологии    могут    быть    ключевыми    элементами    политики,
способствующими сохранению культуры России, укреплению нравственных
и  патриотических  принципов  в  общественном   сознании,   а также
развитию системы культурного и гуманитарного просвещения.

         II. Основные принципы обеспечения информационной
                        безопасности детей

     Исходя из  понимания  информационной  безопасности  детей  как
защиты ребенка  от  дестабилизирующего  воздействия  информационной
продукции и создания условий информационной  среды  для  позитивной
социализации   и   индивидуализации,   оптимального    социального,
личностного, познавательного  и  физического  развития,  сохранения
психического и психологического здоровья и  благополучия,  а  также
формирования позитивного мировосприятия, государственная политика в
области обеспечения информационной безопасности детей  основывается
на конституционных гарантиях равенства  прав  и  свобод  граждан  и
реализуется в соответствии со следующими принципами:
     признание    детей    равноправными    участниками    процесса
формирования информационного общества в Российской Федерации;
     ответственность государства за соблюдение  законных  интересов
детей в информационной сфере;
     необходимость формирования у детей  умения  ориентироваться  в
современной информационной среде;
     воспитание у детей  навыков  самостоятельного  и  критического
мышления;
     развитие   государственно-частного   партнерства    в    целях
обеспечения законных интересов детей в информационной среде;
     повышение эффективности сотрудничества представителей  средств
массовой  информации  и  массовых  коммуникаций  и  государственных
органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить
вред их здоровью и развитию;
     обучение детей медиаграмотности;
     поддержка   творческой   деятельности   детей   в   целях   их
самореализации в информационной среде;
     создание  условий  для  формирования  в  информационной  среде
благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального
положения, религиозной и этнической принадлежности;
     взаимодействие различных ведомств при реализации  стратегий  и
программ   в   части,   касающейся    обеспечения    информационной
безопасности детей;
     обеспечение  широкого  доступа   детей   к   историческому   и
культурному наследию России через использование современных средств
массовых коммуникаций;
     открытость и взаимодействие с другой информационной  культурой
и  традициями,  формирование  у  детей  объективного  представления
о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.

    III. Приоритетные задачи государственной политики в области
                 информационной безопасности детей

     Стратегической  целью  государственной  политики   в   области
информационной безопасности детей является обеспечение гармоничного
развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных
факторов, связанных с формированием  гиперинформационного  общества
в России.
     Обеспечение   информационной   безопасности   детей   возможно
исключительно при условии эффективного сочетания государственных  и
общественных усилий при определяющей роли семьи.
     В  связи  с  этим  важнейшей  задачей   является   налаживание
согласованного    взаимодействия    семьи,    главного    института
социализации и воспитания детей, с государством и всеми  элементами
современного  медиарынка -  производителями  и   распространителями
контента,  психолого-педагогическими  экспертными  сообществами   и
экспертными сообществами  в  области  художественного  образования.
Только  тесное  сотрудничество   всех   участников   медиаиндустрии
позволит построить эффективную  систему  регулирования  потребления
информационной продукции, максимально безопасную для психического и
физического развития и здоровья подрастающего поколения.
     Семья,   государство   и   заинтересованные   в    обеспечении
информационной безопасности детей  общественные  организации  имеют
следующие приоритетные задачи:
     формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного
потребления информационной продукции;
     повышение уровня медиаграмотности детей;
     формирование у детей  позитивной  картины  мира  и  адекватных
базисных представлений об окружающем мире и человеке;
     ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;
     воспитание у детей ответственности за свою жизнь,  здоровье  и
судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;
     усвоение детьми системы семейных ценностей и  представлений  о
семье;
     развитие  системы  социальных  и  межличностных  отношений   и
общения детей;
     удовлетворение  и  развитие  познавательных   потребностей   и
интересов ребенка,  детской  любознательности  и  исследовательской
активности;
     развитие творческих способностей детей;
     воспитание у детей толерантности;
     развитие  у  детей  идентичности  (гражданской,  этнической  и
гендерной);
     формирование  здоровых  представлений  о   сексуальной   жизни
человека;
     эмоционально-личностное развитие детей;
     формирование у детей чувства ответственности за свои  действия
в информационном пространстве;
     воспитание   детей   как    независимых,    ответственных    и
самостоятельно мыслящих личностей  с  целью  изживания  социального
иждивенчества.
     Кроме  того,  совместные  усилия  всех  участников  медиарынка
должны  быть  направлены  на  минимизацию  рисков   десоциализации,
развития и  закрепления  девиантного  и  противоправного  поведения
детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:
     агрессивное  поведение,  применение   насилия   и   проявление
жестокости по отношению к людям и животным;
     совершение  действий,  представляющих  угрозу  жизни   и (или)
здоровью ребенка, в том числе  причинение  вреда  своему  здоровью,
суицид;
     употребление  наркотических  средств,   психотропных   и (или)
одурманивающих   веществ,   табачных   изделий,    алкогольной    и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на  их
основе;
     занятие проституцией;
     бродяжничество;
     попрошайничество;
     иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.

    IV. Механизмы реализации государственной политики в области
                 информационной безопасности детей

     Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике
присутствуют три возможных варианта  регулирования  информационного
потребления с целью обеспечения безопасности детей: государственное
регулирование, саморегулирование медиа и  сорегулирование  медиа  и
государства. В каждой  стране  сделан  выбор  в  пользу  одного  из
трех вариантов.  Третий  вариант  имеет  значительные  преимущества
перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным
и   позволяет   добиться   желаемого   успеха,    если    учитывает
психолого-педагогические и художественно-культурные  характеристики
информационной продукции.
     Учет  психолого-педагогического  и   художественно-культурного
аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте
обеспечения информационной безопасности детей позволяет  обеспечить
личностное, морально-нравственное  и  культурное  развитие  детей -
участников глобального информационного процесса.
     Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия
информационной  продукции  на  психическое  развитие,  здоровье   и
психологическое  благополучие   детей,   который   лег   в   основу
Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред
их  здоровью  и  развитию",   показал   свою   достаточно   высокую
эффективность.
     Вместе  с  тем  при   возрастной   маркировке   информационной
продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не
развернутая      характеристика      информационного      продукта,
а сигнализирование родителям о том,  что  он  содержит  информацию,
которая  может  представлять  угрозу  для  ребенка.   Кроме   того,
нецелесообразно  расширенное  толкование  правоприменителями  таких
терминов, как "насилие и  жестокость",  которое  может  привести  к
тому,  что  дети  будут  ограничены  в  доступе  к   информационной
продукции военно-исторической направленности, являющейся в условиях
современного    общества    важнейшим    элементом     формирования
патриотических убеждений у молодого поколения.
     Однако  для  обеспечения  информационной  безопасности   детей
наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить
вред развитию и здоровью ребенка, государству и обществу необходимо
содействовать   созданию   условий,    обеспечивающих    позитивную
социализацию  и  индивидуализацию  ребенка,   его   психологическое
благополучие и позитивное мировосприятие.
     Необходима также  организация  последовательных  и  регулярных
мероприятий государства и общественных организаций, направленных на
повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны  с  раннего
возраста приобретать навыки безопасного существования в современном
информационном пространстве. Стремительное развитие  информационных
и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность  медиасредств
(в первую очередь смартфонов и  планшетных  компьютеров)  открывают
перед детьми практически безграничные  возможности  для  доступа  к
информации самого разного свойства, в том числе и к такой,  которая
может нанести вред их психическому и нравственному развитию. Усилия
государства  по  ограничению   доступа   к   ресурсам,   содержащим
противоправный контент,  не  смогут  полностью  оградить  детей  от
вредной  информации.  Поэтому  необходимо   формировать   у   детей
механизмы критической оценки получаемых сведений. Совместные усилия
семьи,  общественных  организаций   и   государства   должны   быть
направлены на  выработку  у  детей  навыка  самостоятельной  оценки
контента, умения анализировать  и  отличать  настоящие  новости  от
дезинформации, противостоять манипулированию и  зловредной  рекламе
асоциального поведения.
     Кроме  того,  необходимо  продолжение  активной   деятельности
контролирующих и правоохранительных органов  по  пресечению  фактов
незаконного  распространения  на  территории  страны   печатной   и
аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту  законодательством
Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия  и
жестокости, порнографию, экстремистскую  деятельность,  потребление
наркотических   средств   и   психотропных   веществ,    а    также
информационной  продукции,   запрещенной   или   ограниченной   для
реализации  несовершеннолетним.  Важным  элементом  этого  процесса
может  быть  привлечение   журналистских   сообществ,   организаций
саморегулирования и общественных организаций.
     Необходимо продолжать работу  по  совершенствованию  механизма
блокировки  сайтов  в  сети  "Интернет",   содержащих   запрещенную
информацию. В настоящий момент доказала свою высокую  эффективность
существующая   система   включения   (по   решению   уполномоченных
Правительством    Российской    Федерации    федеральных    органов
исполнительной  власти)  пяти   видов   особо   социально   опасной
информации, доступ к которой безусловно  должен  быть  запрещен,  в
Единый реестр доменных  имен,  указателей  страниц  сайтов  в  сети
"Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты  в
сети "Интернет", содержащие информацию, распространение  которой  в
Российской Федерации запрещено. К таким видам информации  относится
детская  порнография,   информация   о   продаже   и   изготовлении
наркотиков,  призывы  к  осуществлению  самоубийств,  информация  о
несовершеннолетнем,  пострадавшем   в   результате   противоправных
действий   (бездействия),   информация,    нарушающая    требования
Федерального закона "О государственном  регулировании  деятельности
по организации и проведению азартных игр и о внесении  изменений  в
некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального
закона  "О лотереях"  о  запрете  деятельности  по  организации   и
проведению азартных игр и лотерей с использованием сети  "Интернет"
и иных средств связи.
     Процесс перехода Российской  Федерации  к  постиндустриальному
обществу    сопровождается    последовательной     компьютеризацией
общеобразовательных  организаций  и   организаций   дополнительного
образования,  иных  учреждений  для   несовершеннолетних,   включая
детские и  юношеские  библиотеки.  В  связи  с  этим  целесообразно
предусмотреть  внедрение  эффективных  современных  технических   и
программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их
здоровью,   нравственному   и   духовному   развитию,   обеспечение
соблюдения  установленных  правил  гигиены   и   безопасности   при
пользовании   компьютерной   техникой.   Для    этого    необходимо
формирование   механизма   эффективного   использования    средств,
выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской
Федерации на компьютеризацию школ и  детских  библиотек.  Вместе  с
этим  необходимо  обеспечить  в  детских  и  юношеских  библиотеках
(с сохранением  осуществляемых  ими  в  настоящее  время   функций)
медиабезопасность  детей,  создавая   для   этого   соответствующие
технические и организационные условия, а также правовые механизмы.
     Кроме  того,  государству  следует  поддерживать  создание   и
осуществление деятельности  организаций  саморегулирования  средств
массовой информации и массовых коммуникаций, а  также  общественных
движений  и  объединений,  ассоциаций   и   движений   родительской
общественности, ассоциаций потребителей продукции средств  массовой
информации,   образовательных   и    телекоммуникационных    услуг,
осуществляющих функции  наблюдения  (мониторинга)  и  общественного
контроля за соблюдением  законодательства  Российской  Федерации  о
средствах массовой информации и о рекламе. Перспективными  являются
также  разработка  и  внедрение   специальных   образовательных   и
просветительских программ, содержащих информацию об  информационных
угрозах,  о   правилах   безопасного   пользования   детьми   сетью
"Интернет",  средствах  защиты  несовершеннолетних  от  доступа   к
информации, наносящей вред их здоровью, нравственному  и  духовному
развитию,  предназначенных  для   родителей,   работников   системы
образования, детских и юношеских библиотек и  других  специалистов,
занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их
досуга.
     Следует также продолжать  широкомасштабные  государственные  и
общественные эмпирические исследования с целью оценки эффективности
политики по защите детей от негативной информации.
     Усилия семьи, общества и государства должны быть направлены на
то, чтобы ребенок с детства  привыкал  свободно  ориентироваться  в
медиапространстве, умел взаимодействовать с различными  источниками
информации,  не  поддавался  манипуляциям  извне   и   мог   делать
самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов.

                      V. Ожидаемые результаты

     Реализация Концепции  обеспечит  в  2020 году  формирование  в
Российской Федерации  поколения  молодых  граждан,  которые  смогут
свободно   и   самостоятельно   ориентироваться    в    современном
информационном  пространстве.  Будет  создана   новая   медиасреда,
соответствующая следующим характеристикам:
     наличие  развитых  информационно-коммуникационных  механизмов,
направленных на социализацию молодого  поколения  и  раскрытие  его
творческого потенциала;
     свободный  доступ  детей   к   историко-культурному   наследию
предшествующих поколений;
     качественный рост уровня медиаграмотности детей;
     увеличение числа детей, разделяющих ценности патриотизма;
     гармонизация меж- и внутрипоколенческих отношений;
     популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения;
     формирование  среди  детей  устойчивого  спроса  на  получение
высококачественных информационных продуктов;
     снижение уровня противоправного и преступного поведения  среди
детей;
     формирование    у    детей    уважительного    отношения     к
интеллектуальной собственности  и  авторскому  праву,  сознательный
отказ от использования "пиратского" контента.


                           ____________


Информация по документу
Читайте также