Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Псковской области от 10.11.1998 № 798-р

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10.11.1998 N 798-р

О порядке реализации программы
"Учебники" по обеспечению литературой

     В   целях   наиболее  эффективного  контроля  и  рационального
использования    средств    областного   бюджета,   выделяемых   на
финансирование   статьи   расхода   на   приобретение  учебников  и
учебно-наглядных    пособий    Главному    управлению    общего   и
профессионального   образования   области,  а  также  для  создания
системы    книгообеспечения   области,   действующей   в   условиях
вариативного обучения:
     1.   Утвердить   предложенную  коллегией  Главного  управления
общего   и   профессионального   образования  области  Региональную
программу   обеспечения   образовательных   учреждений   учебной  и
учебно-методической литературой до 2000 года "Учебники".
     2.   Главному   финансовому   управлению   области  обеспечить
своевременное     выделение     средств     областного     бюджета,
предусмотренных  по строке "Приобретение учебников" в установленном
объеме средств.
     3.  Главному управлению общего и профессионального образования
области  обеспечить  реализацию  программы  "Учебники"  в  условиях
вариативного образования.
     4.     Главам    муниципальных    образований    рекомендовать
предусмотреть  расходы  в  местных  бюджетах  отдельной  строкой на
финансирование учебной литературы.
     5.  Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить
на заместителя Главы Администрации области Демьяненко Ю.А.

     Глава Администрации области          Е.Э.Михайлов


                                              Утверждена
                                       распоряжением
                                       Администрации области
                                       от 10 ноября 1998 г. N 798-р

                       АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ

           ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                       ПРОГРАММА "УЧЕБНИКИ"

                        ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
       Об обеспечении федеральным и региональным комплектами
       учебников учащихся образовательных учреждений области

     1.   Федеральным   комплектом   учебников   является  перечень
учебников,    ежегодно    определяемый   Министерством   общего   и
профессионального   образования  РФ,  содержание  которых  отвечает
требованиям     государственных     образовательных     стандартов,
обеспечивающих   преемственность   изучения   учебных  дисциплин  и
систематизированным по образовательным областям.
     Региональным   комплектом   является  набор  учебных  пособий,
отражающих       региональный       компонент      государственного
образовательного стандарта.
     2.  Положение  направлено  на  адресное  выделение средств для
обеспечения   федеральным   и  региональным  комплектами  учебников
учащихся  образовательных  учреждений  начального общего, основного
общего  и  среднего  (полного)  общего  образования,  начального  и
среднего  профессионального  образования  из  областного  и местных
бюджетов.
     3.  Правом  бесплатного обеспечения федеральным и региональным
комплектами  учебников  за счет средств областного бюджета в первую
очередь  пользуются  следующие  категории  учащихся образовательных
учреждений:
     3.1. Дети, воспитывающиеся в приемных семьях.
     3.2. Дети из семей, чьи родители - инвалиды или пенсионеры.
     3.3. Дети-инвалиды, проживающие в семьях.
     3.4. Дети военнослужащих срочной службы.
     3.5.   Дети   участников   ликвидации  последствий  аварии  на
Чернобыльской АЭС и приравненных к ним категорий граждан.
     3.6. Дети вынужденных переселенцев и беженцев.
     3.7.  Дети  безработных родителей, состоящих на учете в службе
занятости.
     3.8.  Дети, у которых один из родителей погиб в местах ведения
боевых действий.
     4.  Из  других  категорий  учащихся федеральный и региональный
комплекты   учебников   предоставляются   бесплатно   прежде  всего
учащимся  из  семей,  среднедушевой  доход  которых  ниже  двойного
размера  установленного  минимума  оплаты  труда,  а также учащимся
сельских малокомплектных школ.
     5.  Решение  о  предоставлении  или об отказе в предоставлении
льгот  принимается  администрацией  образовательного  учреждения на
основании  заключения  комиссии  по  социальной поддержке учащихся,
формируемой   из   представителей   педагогического   коллектива  и
родительского комитета образовательного учреждения.
     6.  Вопрос о предоставлении льгот детям из числа перечисленных
в    п.п.3   и   4   настоящего   положения   рассматривается   при
предоставлении следующих документов:
     а)  подтверждающих  право  на  льготы (для категорий учащихся,
перечисленных в п.п.3.1-3.8);
     б) справки о составе семьи;
     в)  справки  о доходах родителей (усыновителей) (для категорий
учащихся, поименованных в п.4);
     г) справка о среднем совокупном денежном доходе семьи.
     Названные    документы    предоставляются    в   администрацию
образовательного учреждения ежегодно до начала учебного года.
     7.   Протоколы  заседаний  комиссий  по  социальной  поддержке
учащихся  образовательного  учреждения  и  документы,  на основании
которых  принимаются  решения, регистрируются в специальном журнале
и хранятся в образовательном учреждении не менее 3-х лет.
     8.   Обеспечение   бесплатными   федеральным   и  региональным
комплектами  учебников  осуществляется через школьные библиотеки на
возвратной основе.

              Анализ обеспечения учебной литературой
           образовательных учреждений Псковской области

     На   начало   1997   года   потребность  области  в  учебниках
составляла  581540  экземпляров  на  сумму  9,3  млн.рублей.  Общее
количество  наименований  учебников  федерального комплекта 1997/98
учебного   года   -   738,  нами  было  заявлено  446  наименований
учебников, в том числе новых (издаваемых впервые) - 128.
     В  связи  с  этим  в  областном бюджете была заложена сумма 10
млн.рублей  на  статью  "приобретение учебников и учебных пособий",
что  составило 6,2% от общего объема средств на систему образования
в 1997 году.
     Фактически  из  областного  бюджета  1997  года  была выделена
сумма  1281420  рублей  на  приобретение  учебной  литературы,  что
составляет   12,8%  от  общей  потребности.  Количество  учебников,
приобретенных  на  выделенные из областного бюджета средства, 76932
экземпляра,  что  составляет  13,2%  от  потребности. Из этой суммы
оплачено    предприятию   "Псковкнига"   107107   рублей   согласно
Генеральному  соглашению  по доставке учебников с базы издательств.
Заключены   договоры   и  оплачены  счета  на  получение  учебников
издательствам:     "Просвещение",     "Дрофа",     АО    "Колибри",
"Аспект-Пресс", "АСТ", "Федоров", ПОИПКРО и др.
     Были  привлечены  внебюджетные средства, в том числе средства,
полученные от родителей учащихся - 466 тыс.рублей.
     На  1  февраля  1998 года полностью произведен вывоз учебников
со всех баз издательств.
     Проведенный  анализ заказа учебников федерального комплекта на
1998/99  учебный год дает следующую информацию: потребность области
в  учебниках  возросла  в  2,14 раза по сравнению с прошлым годом и
составила   1246166   экземпляров   по  747  позициям  наименований
учебников.
     С  учетом  средней  стоимости  учебника  (16  рублей) сумма на
приобретение   необходимого   для   области   количества  учебников
составит 19,94 млн.рублей.
     Предусмотрено  по  статье расходов на приобретение учебников в
областном бюджете 1996 года - 9,5 млн.рублей.


                              ПАСПОРТ
                       программы "Учебники"
___________________________________________________________________
   Наименование программы                  "Учебники"
___________________________________________________________________
Государственный                Администрация Псковской области
заказ
___________________________________________________________________
Исполнитель и                  Администрация Псковской области,  
соисполнители                  Главное управление общего и  
                               профессионального образования  
                               Псковской области, Главное 
                               финансовое управление области, 
                               рай (гор) управления образования
___________________________________________________________________
Сроки реализации               1998-2000 годы
___________________________________________________________________
Основные                       Создание системы книгообеспечения
программные                    образовательных учреждений Псковской
мероприятия                    области учебной литературой
___________________________________________________________________
Важнейшие                      Создание оптимальных условий для
целевые показатели             своевременного и полного 
                               книгообеспечения образовательных   
                               учреждений области в условиях 
                               вариативного обучения на основе
                               рыночных отношений с сохранением
                               поддержки слабозащищенным слоям 
                               населения и детям, обучающимся в
                               спец.образовательных учреждениях
___________________________________________________________________
Ожидаемые конечные             1. Создание механизма обеспечения 
результаты программы           учебной литературой учреждения 
                               образования
                               2. Решение задач по наиболее полному
                               обеспечению учебной литературой
                               3. Информационно-аналитическая 
                               работа
                               4. Создание системы эффективного
                               использования бюджетных и 
                               внебюджетных средств на приобретение 
                               учебников
___________________________________________________________________
Объемы и источники                      1998 г.   1999 г.   2000 г.
финансирования                         млн.руб.  млн.руб.  млн.руб.
                        - Областной 
                          бюджет         9,5        3         3
                        - Местные
                          бюджеты         0         1         1
                        - Внебюдж.
                          средства       0,5        1         1
                        (в том числе 
                        средства
                        родителей, 
                        спонсоров)
___________________________________________________________________

                             ПРОГРАММА
                            "УЧЕБНИКИ"

     Распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 21.07.97
г.   N   1022-р   определена  новая  политика  в  области  учебного
книгоиздания,   в   соответствии  с  этим  распоряжением  субъектам
Российской  Федерации предоставлено право самостоятельно определять
порядок   обеспечения   учебной   литературой   государственных   и
муниципальных образовательных учреждений, находящихся в их ведении.

     1. Обоснование

     Проведенный   анализ   состояния  обеспечения  образовательных
учреждений   учебной   литературой   показывает,   что  при  острой
потребности  образовательных  учреждений  области  в  разнообразной
учебной   литературе   кризис   в  системе  обеспечения  обусловлен
недостатком   финансовых   средств   и   отсутствием   эффективного
рыночного механизма.
     Для   реализации   программы  в  соответствии  с  требованиями
сегодняшнего   дня   необходимы   межведомственные  организационные
усилия, поддержанные новыми нормативными актами.
     Речь  идет  о создании системы книгообеспечения, основанной на
рыночных    отношениях,    эффективно    действующей   в   условиях
вариативного обучения.
     Задача  сегодняшнего  дня  -  отработка  партнерских отношений
между  субъектами  взаимодействия,  при  сохранении государственной
поддержки  в первую очередь социально незащищенных слоев населения,
а   также   детей,   обучающихся   в   специальных  образовательных
учреждениях.
     Создание  рынка  учебной  литературы предполагает прежде всего
решение   ряда   организационных  задач  по  развитию  региональной
инфраструктуры,  объединяющей  все  ее  элементы  (образовательные,
информационно-аналитические, издающие и торгово-проводящие).
     Отношения  потребителей (системы образования) и производителей
(издательств)   устанавливаются  в  рамках  рыночного  механизма  с
использованием   торгово-проводящей  структуры,  работающей  как  с
бюджетными,  так и с внебюджетными средствами (в т.ч. родительскими
средствами, денежными суррогатами и т.п.).
     Информационное   обеспечение  вопросов  учебного  книгоизданий
поддерживается  региональной  информационно-аналитической  службой,
отслеживающей   динамику   книжного  рынка,  изучающей  потребности
образовательных    учреждений    в    литературе,    способствующей
продвижению новой учебной литературы к потребителю.
     Поскольку   выбор  учебной  и  учебно-методической  литературы
становится  прерогативой  учителя  (при неизменном методическом его
обосновании)   значительно   меняется   роль   и  появляется  новое
функциональное содержание в работе методической службы области.
     Отдел     "Учебников"    Главного    управления    общего    и
профессионального  образования  Псковской  области,  скорректировав
предлагаемую  Министерством  общего и профессионального образования
РФ   в   Перечне   учебную   литературу   с   принятыми  в  области
образовательными   программами,  совместно  с  органами  управления
образованием  районов  и  городов  формирует  комплект,  включающий
федеральный  и  региональный  компоненты. В дальнейшем формирование
комплекта    будет    передано    методической   службе   на   базе
информационно-аналитического центра.
     Для  реализации программы по обеспечению учебной литературой и
создания   механизма   книгообеспечения  необходимы  дополнительные
мероприятия,   которые   нашли   свое   отражение  в  рекомендациях
(Приложения 1, 2, 3).

     2.  Основные  направления  деятельности структур, занимающихся
вопросами обеспечения учебной литературой

     Инфраструктура  области  по  обеспечению учебной литературой -
это  совокупность  элементов  и  связей  между ними, взаимодействие
которых   приобретает   характер   содействия,   направленного   на
достижение   единой   цели  по  созданию  оптимальных  условий  для
наиболее полного обеспечения области учебной литературой.

     Функции элементов инфраструктуры:
___________________________________________________________________
Управленческие                 МО РФ, Администрация (областн.,
                               муниц.), ГУО и ПО, рай(гор) управл.
___________________________________________________________________
Методические                   Методическая служба
___________________________________________________________________
Образовательные                Образовательные учреждения
___________________________________________________________________
Информационно-                 Информационно-аналитическая служба
аналитическая                  (ИАЦ)
___________________________________________________________________
Издающие                       Издательства
___________________________________________________________________
Торгово-проводящие             Торгово-проводящая структура (по
                               результатам конкурса, др.торговые
                               организации)
___________________________________________________________________

     3. Основные мероприятия, направленные на реализацию программы
___________________________________________________________________
3.1. Подготовка нормативных документов,    Сроки     Ответственные
регламентирующих и реализующих 
выполнение программы
___________________________________________________________________
Распоряжение Администрации Псковской    до 01.05.98г.   ГУО и ПО
области об утверждении и реализации
программы
___________________________________________________________________
Приказы Главного управления общего и      в течение     ГУО и ПО
профессионального образования Псковской   1998 года
области по реализации программы
___________________________________________________________________
Приказы рай(гор) управлений образования   в течение   Рай(гор) упр.
                                          1998 года   образования
___________________________________________________________________
3.2. Формирование областной системы
обеспечения образовательных учреждений
учебной и учебно-методической 
литературой на базе единого 
информационного пространства
___________________________________________________________________
Определение организаций, способных      до 01.05.98     ГУО и ПО
эффективно решать вопросы 
книгообеспечения региона 
(проведение конкурса)
___________________________________________________________________
Развитие информационно-                    1998 г.      ГУО и ПО, 
аналитической службы по учебному                        ПОИПКРО
книгообеспечению (Положение 
информационно-аналитического центра)
___________________________________________________________________
Развитие материально-технической           1998 г.    ГУО и ПО,
базы системы обеспечения                              рай(гор) упр.
образовательных учреждений учебной                    образования
литературой                         
___________________________________________________________________
Проведение инвентаризации фонда учебной  ежегодно     ГУО и ПО,
литературы образовательных учреждений                 рай(гор) упр.
Псковской области                                     образования
___________________________________________________________________
Проработка Перечня учебной и учебно-     ежегодно     Информац.-
методической литературы, рекомендованной              аналитическ.
Минобразованием Российской Федерации                  Центр (ИАЦ),
для формирования регионального Перечня                метод.служба
(комплекта)
___________________________________________________________________
Доведение до образовательных учреждений  постоянно    ИАЦ, метод.
информации об издаваемой учебной                      служба
литературе
___________________________________________________________________
Формирование заказа на необходимую       ежегодно     ГУО и ПО,  
учебную литературу в соответствии с                   ИАЦ, метод.  
потребностями образовательных                         служба
учреждений Псковской области
___________________________________________________________________
Заключение договора о выполнении заказа  ежегодно     ГУО и ПО
с торгово-проводящей организацией 
(по результатам конкурса)
___________________________________________________________________
3.4. Педагогический мониторинг и
маркетинг учебной и учебно-методической
литературы
___________________________________________________________________
Организация постоянно действующей          1998 г.    ГУО и ПО,
выставки учебной литературы                           ИАЦ, ПОИПКРО
___________________________________________________________________
Формирование базы данных по учебной      ежегодно     ИАЦ
литературе
___________________________________________________________________
Проведение семинаров, встреч с авторами, в течение    Метод.служба
методистами по ознакомлению с новыми     года         торгово-
поступлениями учебной литературы                      провод. 
                                                      структура
___________________________________________________________________
Организация работы с родителями и        постоянно    торгово-
учащимися по ознакомлению с учебной                   провод. 
литературой, предлагаемой для                         структура, 
приобретения за родительские деньги                   метод.служба
___________________________________________________________________
Педагогический мониторинг (оценка)       постоянно    ИАЦ, метод.
учебной литературы                                    службы
___________________________________________________________________
3.5. Оптимизация процесса обеспечения
учебной литературой региона
___________________________________________________________________
Разработка нормативов комплектования     ежегодно     ГУО и ПО,
библиотечных фондов образовательных                   рай(гор)
учреждений учебной, учебно-                           управ.
методической, справочной и программой                 Библиотеки
художественной литературой                            образ.
                                                      учреждений
___________________________________________________________________
Проведение санитарно-гигиенического      ежегодно     рай(гор)
обследования состояний библиотек                      управл. СЭС
образовательных учреждений
___________________________________________________________________
Осуществление контроля за обеспечением   в течение    ГУО и ПО,
учебной литературой образовательных      года         рай(гор)
учреждений                                            управл.
___________________________________________________________________
3.6. Кадровое обеспечение работы по
обеспечению учебниками
___________________________________________________________________
Рассмотрение вопроса изменения статуса    1998 г.     ГУО и ПО
библиотекаря образовательного учреждения
в связи с расширением круга его 
функциональных обязанностей и созданием 
школьных информационных центров
___________________________________________________________________
Разработка перечня функций библиотекаря   1998 г.     ГУО и ПО
___________________________________________________________________
3.7. Финансовое обеспечение
___________________________________________________________________
Финансирование статьи расхода на    - областн.  1998   1999   2000
приобретение учебной и учебно-        бюджет    млн.   млн.   млн.
методической литературы для                     руб.   руб.   руб.
образовательных учреждений                      9,5     3      3
Псковской области               
                                    - местные    0      1      1
                                      бюджеты
                                    - внебюдж.
                                      ср-ва
                                      (род.,
                                      спонсор.) 0,5     1      1
___________________________________________________________________
Выделение отдельной строки в областном,  ежегодно     Администрация
местных бюджетах на учебную литературу                (област.,
                                                      муниц.)
___________________________________________________________________
Обеспечение финансирования отдельной     в течение    Гл.финанс. 
строки на учебники в соответствии с      года         упр.  
принятыми объемами                                    Финанс.отделы
___________________________________________________________________
Использование для оплаты расходов на
приобретение учебной литературы 
внебюджетных средств различных форм
расчетов (в т.ч. взаимозачеты, ссуды,
кредиты, ценные бумаги, родительские,
спонсорские, средства и т.п.).
___________________________________________________________________
Материально-техническое обеспечение      в течение    ГУО и ПО РУО,
библиотек, информационно-аналитических   года         ИАЦ
служб
___________________________________________________________________
Определение средств на санитарно-        ежегодно    рай(гор)
гигиенические мероприятия по состоянию               управл., 
библиотечных фондов                                  Комитет по
                                                     культуре, СЭС
___________________________________________________________________
Выделение средств на приобретение        ежегодно    рай(гор)
художественной литературы в библиотеки               управл.
образовательных учреждений                           Комитет по
                                                     культуре
___________________________________________________________________
Разработка различных форм стимулирования  1998 г.    ГУО и ПО,
работников образования, осуществляющих               рай(гор)
контроль за обеспечением учебной                     управл. 
литературой                                          образования
___________________________________________________________________
Решение вопроса материального             1998 г.    рай(гор) 
стимулирования библиотекарей в связи с               управл.
увеличением объема деятельности по                   образования
обеспечению учебниками учащихся    
образовательных учреждений
___________________________________________________________________
Создание механизма накопления оборотных  ежегодно    ГУО и ПО,
средств (накопительный фонд, фонд                    рай(гор)
учебников)                                           управл.
                                                     образования
___________________________________________________________________

                                                     Приложение N 1

    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-ПРОВОДЯЩЕЙ СТРУКТУРЫ (ТПС)

     1. Общие положения

     1.1.   Содержание   и   виды   деятельности  ТПС  должны  быть
обеспечены соответствующей нормативной базой.
     1.2.   ТПС  несет  ответственность  за  качество  поставляемой
продукции  (в  соответствии  с  ГОСТами  и санитарно-гигиеническими
нормами).

     2. Направления деятельности ТПС

     2.1.   Использование  результатов  информационно-аналитической
службы в деятельности ТПС с целью:
     -   оперативного   согласования  выбора  приоритетных  позиций
учебной  литературы  с  Главным управлением образования области для
поставок их в регион;
     - участие в организации выбора учебной литературы;
     -    осуществления    обратной    связи    между    элементами
инфраструктуры;
     -   изучения   спроса   на  учебную  литературу  для  наиболее
эффективного  использования  бюджетных средств (в т.ч. родительской
платы).
     2.2.  Выбор  потенциальных  деловых  партнеров  с  последующим
заключением договоров.
     2.3.  Обеспечение выполнения заказа в условиях многоканального
финансирования   (работа   с   различными  финансово-экономическими
схемами):
     - работа с бюджетными средствами;
     - работа с льготными ссудами и кредитами на возвратной основе;
     - работа по взаимозачетной схеме;
     -  работа  с  собственными  оборотными средствами, в том числе
для создания резервного (страхового) фонда учебной литературы;
     - использование межрегиональной кооперации;
     - использование связанных кредитов между регионами и др.
     2.4.  Организация  доведения до потребителя учебной литературы
(приобретение,   доставка,   хранение,   комплектование  заказов  и
другое).
     2.5.  Развитие  торгово-розничной  сети  для  наиболее полного
использования   внебюджетных   средств,   в   том  числе  с  учетом
повторного   использования  учебной  литературы,  приобретенной  за
родительскую плату.
     Для  обеспечения учащихся учебной литературой используются как
бюджетные,   так  и  внебюджетные  средства.  В  условиях  дефицита
бюджета    целесообразно   привлечение   родительской   платы   как
существенной доли внебюджетных средств.


                                                     Приложение N 2

         РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ
                     НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УЧЕБНИКОВ

     Муниципальным органам управления образования предусмотреть:
     -  ежегодное предоставление ТПС ссуды на возвратной основе для
формирования фонда на приобретение учебной литературы;
     -    использование    для    розничной    торговли    площадей
образовательных  учреждений  (школ, НМЦ, РМК, УМК и др.) и массовых
библиотек  системы культуры в целях снижения затрат на содержание и
оборудование  книготорговых точек; оформление отношений производить
на основе договоров о совместной деятельности;
     -   привлечение   работников   образовательных   учреждений  к
реализации  учебной  литературы  по договору (трудовому соглашению,
договору-поручению и др.);
     - рассмотрение возможности создания родительских фондов.


                                                     Приложение N 3

               РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЙ
                ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СЛУЖБ В
                  СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНИКАМИ

     Трудности,    связанные    с    обеспечением   образовательных
учреждений    учебно-методической    литературой,   вызваны   рядом
объективных    проблем    как    социально-экономических,   так   и
непосредственно в области образования и учебного книгоиздания:
     -  Отсутствие  эффективного  информационного  обеспечения всех
элементов инфраструктуры.
     -  Малая  эффективность  системы  оценки  качества  издаваемых
средств   обучения  как  с  точки  зрения  технических,  санитарно-
гигиенических    требований,   так   и   в   части   применения   в
образовательных  процессах  (комплектность  и непрерывность курсов,
соответствие образовательным стандартам и др.).
     -  Отсутствие  на  книжном  рынке эффективного механизма сбора
информации  о спросе на учебные издания (обратной связи от конечных
потребителей).
     В   результате   складывается   ситуация,   когда   при   всем
многообразии    образовательных    средств   конечные   потребители
(учителя,  учащиеся)  не  имеют  возможности  обоснованного  выбора
средств   обучения,   в   первую   очередь  -  учебной  литературы.
Издательства,   в   свою   очередь,  не  могут  вести  эффективную,
обоснованную  с точки зрения потребности рынка тиражную политику. В
конечном  итоге  это  ведет,  с  одной  стороны,  к потере единства
образовательного  пространства страны с неуклонным снижением уровня
среднего   образования,   с   другой  стороны,  -  не  способствует
рациональному   вложению   издательских   средств  и  доведению  до
конечных  потребителей  новых учебных изданий необходимого качества
и в нужных количествах.
     Для  практического оздоровления ситуации в области образования
и    учебного   книгоиздания   и   книгораспространения   необходим
комплексный  подход  к  решению проблем, в том числе информатизация
этих   отраслей,   основным   инструментом   которой  должна  стать
информационная  система,  обеспечивающая  широкий  доступ  к  банку
данных  обеспечения  образовательных  процессов, включающего в себя
различные   по  содержанию  и  назначению  базы  данных  в  области
образовании, учебного книгоиздания и других средств обучения.
     Решение  проблемы  глобальной  информатизации системы общего и
профессионального   образования  невозможно  без  создания  единого
информационного  образовательного  пространства  России,  областной
инфраструктуры,   основанной   на   сети   информационных   центров
областного,    муниципального   уровней,   работающих   на   задачи
непрерывного  поддержания  информационного  и  учебно-методического
обеспечения развития образовательных процессов.

     Исходя из этого, основными целями ИС являются:

     1.  Удовлетворение  потребностей  в  оперативной, достоверной,
полной  информации  всех  участников  рынка образовательных услуг и
учебного книгоиздания.
     2.    Обеспечение   эффективного   взаимодействия   участников
информационно-образовательного   пространства   на   основе   новых
информационных технологий.
     3. Рациональное использование финансовых средств и ресурсов.
     Создаваемая  сеть  должна стать основой информационной системы
общего образования, учебного книгоиздания и книгообеспечения.
     Система   по   своему   построению   является  разноуровневой,
призванной  способствовать решению разноуровневых задач для всех ее
пользователей.  В  то  же  время  система  является открытой как по
вертикали,  так  и по горизонталям и способствует свободному обмену
информацией.
     С  точки  зрения  книжного  рынка, сама информационная система
является  эффективным  маркетинговым  инструментом  рынка, связывая
его   граничных   участников:  производителей  средств  обучения  и
конечных  потребителей,  обеспечивая  при  этом постоянную обратную
связь от потребителей к производителям.
     Система  обеспечивает  возможность формирования разноуровневых
заказов  на  учебно-методическое  обеспечение  (снизу  -  вверх) на
основе   обеспечения   выбора   конечными   пользователями  учебной
литературы  из  всего многообразия рынка, а также эффективной связи
системы   с   органами   управления   образования,  обеспечивающими
методическую  поддержку  заказа на всех уровнях (слабое место - нет
механизмов  методической  поддержки  заказа,  нет умения работать с
информацией).
     Информационные   потоки   отражают  интересы  различных  групп
пользователей:  обеспечение  возможности  обоснованного  выбора  не
только  учащихся,  учителей, методистов (профиль образования, новые
издания,   методики,   педагогическая   периодика,  учебные  планы,
образовательные  программы,  инновации и др.), но и для управленцев
различного  уровня  (нормативно-правовая, экономико-статистическая,
аналитическая  информация),  экспертных советов (информация о новых
авторских  разработках),  издателей  (новые  авторы,  незаполненные
"лакуны",   спрос   на   издания   (заказы   из  регионов  и  др.),
книготорговцев   (новые   издания,   издательские  проекты,  заказы
(спрос) и др.).
     Областной   ИАЦ  является  ядром  региональной  информационной
системы и решает следующие задачи:
     - Выявляет пользователей в регионе и изучает их запросы.
     - Передает пользователям информацию, полученную из Центра.
     -    Осуществляет    оперативную   связь   с   издательствами,
методическими кабинетами всей области.
     -   Осуществляет   координацию   работы   всей  информационно-
торговой сети.
     - Взаимодействует с методическими службами всех уровней.
     -   Приближает   информацию   о   новинках  книжного  рынка  к
потребителю и другое.
     Областной  информационно-аналитический  центр  будет создан на
базе  ПОИПКРО  на  основе "Положения о центре", разработанного МО и
ПО РФ.




Информация по документу
Читайте также