Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 № 830-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Зурабова
   Муссы Алиевича и Имагожева Гилани Зелимхановича на нарушение
       их конституционных прав Законом Республики Ингушетия
   "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Ингушетия
     "О формировании органов местного самоуправления во вновь
       образованных муниципальных образованиях в Республике
                            Ингушетия"

     город Санкт-Петербург                         1 июня 2010 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя  В.Д.Зорькина,  судей  К.В.Арановского,   Н.С.Бондаря,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,      Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   С.Д.Князева,   А.Н.Кокотова,   Л.О.Красавчиковой,
С.П.Маврина,     Н.В.Мельникова,     Ю.Д.Рудкина,    Н.В.Селезнева,
В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании заключение судьи Н.С.Бондаря,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное   изучение   жалобы    граждан    М.А.Зурабова    и
Г.З.Имагожева,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  своей  жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
граждане М.А.Зурабов и  Г.З.Имагожев  оспаривают  конституционность
Закона  Республики Ингушетия от 6 мая 2009 года N 19-РЗ "О внесении
изменения в статью 4 Закона Республики  Ингушетия  "О  формировании
органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных
образованиях в  Республике  Ингушетия",  которым  был  изменен  вид
избирательной  системы,  применяемой  на выборах в представительные
органы первого созыва вновь образованных муниципальных образований:
вместо мажоритарной системы по многомандатным избирательным округам
введена пропорциональная избирательная система.
     Как следует   из  представленных  материалов,  М.А.Зурабову  и
Г.З.Имагожеву было отказано в регистрации в качестве  кандидатов  в
депутаты   представительного   органа   муниципального  образования
"Городской округ "Город Назрань" в порядке самовыдвижения. При этом
правоприменительные  органы,  включая территориальную избирательную
комиссию  города  Назрань  и  Магасский  районный  суд   Республики
Ингушетия,  исходили из того, что характер избирательной системы по
выборам депутатов представительных органов  во  вновь  образованных
муниципальных  образованиях  прямо  установлен  частью  2  статьи 4
Закона  Республики  Ингушетия  от  27  февраля  2009  года  N  6-РЗ
"О формировании    органов   местного   самоуправления   во   вновь
образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия"  (в
редакции  Закона  Республики  Ингушетия  от 6 мая 2009 года N 19-РЗ
"О  внесении  изменения  в  статью 4  Закона  Республики  Ингушетия
"О формировании    органов   местного   самоуправления   во   вновь
образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия")  и
частью 6 статьи 4 Закона  Республики  Ингушетия от 8 июня 2009 года
N 24-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Ингушетия", а  потому
требования заявителей необоснованны.
     По мнению   заявителей,   оспариваемый   Закон,   устанавливая
пропорциональную   избирательную   систему   на  выборах  депутатов
представительных  органов  во  вновь   образованных   муниципальных
образованиях   и,   соответственно,   наделяя   правом   выдвижения
кандидатов в депутаты  только  политические  партии,  ставит  право
гражданина  быть  избранным в представительный орган муниципального
образования  в  зависимость  от   принадлежности   к   общественным
объединениям,  чем  нарушает конституционный принцип равенства прав
граждан и их избирательные права, а потому противоречит Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 32 (часть 2).
     2. Согласно   Конституции   Российской   Федерации   носителем
суверенитета   и   единственным   источником  власти  в  Российской
Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет
свою  власть непосредственно,  а также через органы государственной
власти и органы местного  самоуправления;  высшим  непосредственным
выражением  власти  народа  являются  референдум и свободные выборы
(статья 3,  части 1-3). Развивая эти положения, определяющие основы
конституционного строя,  статья 32 Конституции Российской Федерации
закрепляет  право   граждан   участвовать   в   управлении   делами
государства  как непосредственно,  так и через своих представителей
(часть 1),  включая право  избирать  и  быть  избранными  в  органы
государственной  власти  и  органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме (часть 2).
     В соответствии  с  этими  конституционными  установлениями  во
взаимосвязи  с  положениями  статей  12,  130  и  131   Конституции
Российской  Федерации местное самоуправление в Российской Федерации
признается   и   гарантируется   в   качестве   одной   из    основ
конституционного   строя   Российской   Федерации,   оно   является
необходимой  формой  осуществления   власти   народа   и   обладает
самостоятельностью   в   пределах  своих  полномочий,  обеспечивает
участие  граждан  в  самостоятельном  решении  населением  вопросов
местного  значения,  в  том  числе  путем  выборов представительных
органов и должностных лиц муниципальной власти.
     Одновременно с  этим  Конституция Российской Федерации исходит
из  того,  что  органы  государственной  власти  в  пределах  своих
полномочий  по предметам ведения Российской Федерации и совместного
ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации
призваны    оказывать    регулирующее    воздействие   на   местное
самоуправление,  в частности осуществлять  регулирование  и  защиту
права  избирать  и быть избранным в органы муниципальной власти,  а
также   устанавливать   общие   принципы    организации    местного
самоуправления,    учитывая   при   этом   цели   государственного,
экономического,   экологического,   социального,   культурного    и
национального развития Российской Федерации (статья 71, пункты "в",
"е";  статья 72,  пункты "б", "н" части 1); деятельность же органов
местного самоуправления должна носить законный характер (статья 15,
часть  2).  Тем  самым  Конституция  Российской   Федерации   прямо
уполномочила   федерального   и   регионального   законодателей  на
установление общих  принципов  формирования  органов  муниципальной
власти,  включая  определение  видов избирательных систем,  которые
могут применяться при проведении муниципальных выборов.
     Вместе с   тем   законодательное  регулирование  муниципальных
выборов  как  вопроса,  имеющего  общегосударственное   и   местное
значение,  не  может  быть произвольным.  В частности,  определение
видов   избирательных   систем,   в   рамках   которых   происходит
формирование   состава   представительных   органов   муниципальных
образований,  должно  соотноситься   с   конституционной   природой
местного  самоуправления  как  наиболее  приближенного  к населению
уровня публичной власти и быть по возможности гибким,  с тем  чтобы
местные  сообщества  могли  сами  на  основании  и в соответствии с
законом  определять  конкретный  организационно-правовой   механизм
осуществления местного самоуправления на соответствующей территории
с учетом исторических и иных местных традиций. При этом, как указал
Конституционный  Суд  Российской Федерации в Определении от 5 марта
2009 года N 375-О-О,  не исключается  введение  нормативных  правил
организации  местного  самоуправления  на  конкретных  территориях,
объективная  специфика  которых  допускает   специальное   правовое
регулирование   соответствующих  муниципальных  отношений,  включая
избирательные,   в   целях    обеспечения    необходимого    уровня
гарантирования баланса местных и общегосударственных интересов.
     3. Федеральный  законодатель,  реализуя  возложенные  на  него
Конституцией   Российской   Федерации   полномочия,   установил   в
Федеральном законе от 6  октября  2003  года  N  131-ФЗ  "Об  общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
Федерации"  общие  правовые,  территориальные   и   организационные
принципы   организации   местного   самоуправления   в   Российской
Федерации,  а  также  государственные  гарантии  его  осуществления
(преамбула).  Этим Федеральным законом определяются также отдельные
общие правила,  касающиеся правового  регулирования  и  организации
муниципальных выборов.
     Так, согласно части 3 статьи 23 названного Федерального закона
гарантии  избирательных  прав  граждан при проведении муниципальных
выборов,  порядок назначения,  подготовки, проведения, установления
итогов    и    определения   результатов    муниципальных   выборов
устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с
ним  законами  субъектов  Российской  Федерации;  законом  субъекта
Российской Федерации  устанавливаются  виды  избирательных  систем,
которые  могут применяться при проведении муниципальных выборов,  и
порядок их применения;  в  соответствии  с  установленными  законом
субъекта  Российской  Федерации видами избирательных систем уставом
муниципального образования определяется та  избирательная  система,
которая  применяется  при проведении муниципальных выборов в данном
муниципальном образовании.
     Как следует   из   приведенных   законоположений,  федеральный
законодатель,    определяя    регулятивные    полномочия    органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации в области
муниципальных выборов,  исходит из  того,  что  их  реализация,  по
общему  правилу,  связана  с необходимостью установления нескольких
альтернативных видов избирательных систем на муниципальных выборах,
из  которых  местные  сообщества  самостоятельно  выбирают для себя
наиболее   приемлемую   систему   и   закрепляют   это   в   уставе
муниципального образования.  Вместе с тем действующее избирательное
законодательство не исключает для  субъектов  Российской  Федерации
возможность    предусмотреть,   что   в   представительном   органе
муниципального образования все депутатские  мандаты  распределяются
между    списками    кандидатов   пропорционально   числу   голосов
избирателей,  полученных каждым из списков  кандидатов  (пункт  3-1
статьи  32  Федерального  закона  от  12 июня  2002  года  N  67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме   граждан  Российской  Федерации"),  т. е.   установить
пропорциональную   избирательную   систему.   При   этом    решение
регионального   законодателя   во   всяком   случае   должно   быть
обоснованным  и  обусловливаться   объективными   обстоятельствами,
влияющими  на  формирование,  изменение  и  развитие  муниципальных
отношений,  что согласуется и с предписаниями  части  3  статьи  23
Федерального   закона  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления в Российской  Федерации",  в  силу  которых  законом
субъекта   Российской   Федерации  могут  быть  определены  условия
применения видов избирательных систем в муниципальных  образованиях
в   зависимости   от  численности   избирателей   в   муниципальном
образовании, вида    муниципального    образования     и     других
обстоятельств.
     На определение характера муниципальных выборов могут влиять, в
частности,  особенности  осуществления  местного  самоуправления  в
условиях    переходного    периода,    связанного   с   проведением
муниципальной реформы.  Применительно к Республике  Ингушетия  этот
переходный   период  -  в  целях  обеспечения  реализации  гарантий
местного самоуправления  с  учетом  объективной  специфики  данного
субъекта  Российской  Федерации  -  регламентирован наряду с общими
положениями  главы  12  Федерального  закона  "Об  общих  принципах
организации  местного  самоуправления в Российской Федерации" также
нормами специального  Федерального  закона  от 24 ноября 2008  года
N 207-ФЗ   "О   мерах  по  организации  местного  самоуправления  в
Республике  Ингушетия  и  Чеченской  Республике"  и  установлен  до
1 января  2010  года (часть 3 статьи 1).  Согласно части 2 статьи 2
этого Федерального закона выборы в органы  местного  самоуправления
вновь   образованных   муниципальных   образований  на  территориях
Республики  Ингушетия и  Чеченской Республики проводятся в период с
1 мая   по   31   октября   2009   года   в  порядке,  определенном
соответственно   законами   Республики   Ингушетия   и    Чеченской
Республики,  регулирующими подготовку и проведение выборов в органы
местного самоуправления в соответствии  с  законодательными  актами
Российской Федерации.
     Таким законом   в   Республике   Ингушетия   является    Закон
"О формировании    органов   местного   самоуправления   во   вновь
образованных муниципальных образованиях  в  Республике  Ингушетия".
Согласно   его  статье  4  "Порядок  формирования  представительных
органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований
в Республике  Ингушетия" в  редакции Закона Республики Ингушетия от
6 мая 2009 года N 19-РЗ "О внесении изменения  в  статью  4  Закона
Республики    Ингушетия    "О    формировании    органов   местного
самоуправления во вновь образованных муниципальных  образованиях  в
Республике  Ингушетия" выборы депутатов представительных органов во
вновь  образованных  муниципальных   образованиях   проводятся   по
пропорциональной избирательной системе.
     Тем самым  законодатель   Республики   Ингушетия   в   порядке
реализации  возложенных  на  него  федеральными законами полномочий
установил  особенности  формирования  представительных  органов   в
отношении  тех  муниципальных  образований,  которые являются вновь
образованными  в  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
Федерации" и только применительно к первому созыву  данных  органов
муниципальной власти.
     Такое регулирование не предполагает ограничение права  граждан
избирать  и  быть  избранными  в  представительные  органы местного
самоуправления. Установление конкретного вида избирательной системы
на  выборах депутатов представительных органов первого созыва вновь
образованных муниципальных образований в Республике Ингушетия имеет
характер  определенной  государственной  гарантии создания условий,
направленных   на   консолидацию   местных   сообществ   в   период
реформирования   местного   самоуправления   и  одновременно  -  на
обеспечение возможно более полного  и  пропорционального  выражения
интересов основных социальных групп, образующих местные сообщества,
в том числе в процессе формирования представительных органов  вновь
создаваемых   муниципальных  образований.  Это  решение  рассчитано
только на переходный период в рамках муниципальной реформы в  целях
организации  местного  самоуправления в соответствии с требованиями
федерального    законодательства    и    проведения    выборов    в
представительные    органы    вновь    образованных   муниципальных
образований.  Данное  регулирование  не  ограничивает   возможности
муниципальных  образований закрепить впоследствии в своих уставах -
в  соответствии  с   законодательством   Российской   Федерации   и
законодательством  субъекта  Российской  Федерации - конкретный вид
избирательной   системы   по   выборам   представительных   органов
муниципальных   образований   и   не   может   рассматриваться  как
препятствующее реализации гражданами их избирательных прав.
     Что касается  возможностей выдвижения в соответствующий период
кандидатов  в  депутаты  представительного  органа   муниципального
образования, то  в силу  пункта 3-1  статьи  32 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме  граждан  Российской  Федерации"  и  части  1 статьи 82
Закона Республики Ингушетия "О муниципальных выборах  в  Республике
Ингушетия"  заявители  вправе  были  при  проведении  муниципальных
выборов по  пропорциональной  избирательной  системе  обратиться  в
любое   местное   (первичное)   отделение   политической  партии  с
предложением включить их в единый  список  кандидатов,  выдвигаемый
этой  политической партией.  Однако,  как свидетельствуют материалы
конкретных дел, этим правом они не воспользовались.
     4. Таким  образом,  положения  Закона  Республики Ингушетия от
6 мая 2009 года N 19-РЗ "О внесении изменения  в  статью  4  Закона
Республики    Ингушетия    "О    формировании    органов   местного
самоуправления во вновь образованных муниципальных  образованиях  в
Республике   Ингушетия",  действующие  в  общей  системе  правового
регулирования муниципальных выборов и имеющие  конкретные  сроки  и
цели  своего  применения (для формирования представительных органов
местного  самоуправления  во   вновь   образованных   муниципальных
образованиях   первого   созыва),   не  могут  рассматриваться  как
нарушающие конституционные права граждан избирать и быть избранными
в представительные органы местного самоуправления.
     Следовательно, данная   жалоба   не   может    быть    принята
Конституционным  Судом Российской Федерации к рассмотрению,  как не
отвечающая   требованиям   Федерального   конституционного   закона
"О Конституционном  Суде  Российской  Федерации",  согласно которым
жалоба  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации   признается
допустимой.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части  первой
статьи  43  и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона   "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в принятии к рассмотрению жалобы граждан Зурабова
Муссы Алиевича и Имагожева Гилани Зелимхановича,  поскольку она  не
отвечает    требованиям    Федерального   конституционного   закона
"О Конституционном Суде Российской  Федерации",  в  соответствии  с
которыми   жалоба   в   Конституционный  Суд  Российской  Федерации
признается допустимой.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации" и официальных  изданиях
органов государственной власти Республики Ингушетия.


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     N 830-О-О

Информация по документу
Читайте также