Расширенный поиск

Закон Республики Адыгея от 18.12.2014 № 351

ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ  АДЫГЕЯ

 

 

О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ЗАКОН  РЕСПУБЛИКИ  АДЫГЕЯ
  СТРАТЕГИИ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ  АДЫГЕЯ  ДО  2025  ГОДА"

 

Принят Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея
10 декабря 2014 года

 

Статья 1.        О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года"

Внести в Закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года № 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, № 11; 2011, № 8; 2012, № 4, 6) изменения, изложив в приложении:

1) раздел "4. Прогноз результатов от реализации Стратегии" в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему Закону;

2) подраздел "5.5. Основные целевые индикаторы социально-экономического развития в рамках целевого сценария" раздела "5. Обоснование целевого сценария развития Республики Адыгея с учетом оценки рисков и ресурсных возможностей" в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему Закону;

3) раздел "6. Механизмы реализации Стратегии" в новой редакции согласно приложению № 3 к настоящему Закону.

 

Статья 2.        Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Глава  Республики  Адыгея                                                               А.К. ТХАКУШИНОВ

г. Майкоп
18 декабря 2014 года
№ 351

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к Закону Республики Адыгея

от 18 декабря 2014 года № 351

 

 

"4. Прогноз результатов от реализации Стратегии

 

4.1. Сценарии социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочную перспективу

 

Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров на 2009-2025 годы разработан исходя из задач, поставленных Кабинетом Министров Республики Адыгея, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Южного федерального округа, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, а также с учетом итогов социально-экономического развития Республики Адыгея.

В основу прогнозных показателей, в частности ВРП, объемов производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемов строительства объектов производственной и инфраструктурной направленности легли современные оценки обеспечения Республики Адыгея природными, производственными и трудовыми ресурсами, потенциальный уровень спроса, а также анализ предыдущего развития экономики с последующей экстраполяцией темпов роста на будущие периоды.

Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики до 2025 года осуществлялась по трем основным вариантам. В качестве основного для разработки параметров консолидированного бюджета Республики Адыгея до 2025 года предлагается третий вариант прогноза.

Основными различиями в сценарных условиях социально-экономического развития Республики Адыгея являются:

1) уровень финансовых вложений в социальную сферу;

2) различия в динамике объемов производства базовых отраслей экономики Республики Адыгея, обусловленные количеством реализуемых крупных инвестиционных программ и проектов;

3) интенсивность институциональных преобразований.

Сценарий 1 (инерционный) отражает развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности и относительно более высоком вкладе импорта товаров из-за пределов Республики Адыгея в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВРП снижаются с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 2015-2025 годах.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагает реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики Республики Адыгея, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций, развитие отдельных отраслей экономики (строительства, туризма, торговли), имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП находятся на стабильном уровне и колеблются от 4,1 до 4,6%.

Сценарий 3 (инновационный) предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала Республики Адыгея в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию в экономику Южного федерального округа. Инновационный вариант выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления. Реализация инновационного варианта развития позволяет сохранить средние темпы роста ВРП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, модернизацию и техническое перевооружение предприятий, строительство крупных инфраструктурных объектов, обеспечивающих рост "локомотивов" экономики Республики Адыгея. Кроме того, предлагается увеличение расходов на образование и здравоохранение, что станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития и достижения целей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

 

4.2. Основные показатели развития Республики Адыгея по различным сценариям

 

4.2.1. Демография

 

По инерционному сценарию общая численность населения будет неуклонно снижаться, и темп снижения постепенно увеличиваться, к 2025 году сократится на 8,6% по сравнению с 2008 годом. Наибольшими темпами будет снижаться численность населения в трудоспособном возрасте – к 2025 году она будет составлять 84,1% от уровня 2008 года, население в трудоспособном возрасте будет сначала увеличиваться, но после 2023 года также будет меньше уровня 2008 года на 2,8%. Население старше трудоспособного возраста будет постепенно возрастать и также после 2023 года сокращаться. К 2025 году достигнет 106,8% от уровня 2008 года.

 

 

Рис. 4.1. Прогноз динамики возрастных групп населения (сценарий 1)

 

В результате в неблагоприятную сторону изменится возрастная структура населения. Резко возрастет нагрузка на население в трудоспособном возрасте, поскольку доля населения в трудоспособном возрасте составит 55,9% против 60,8% в 2008 году, население старше трудоспособного возраста будет составлять 26,0% (2008 год – 22,3%), а доля населения младше трудоспособного возраста вырастет с 17,0% до 18,1%.

 

 

Рис. 4.2. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 1)

 

Оптимистический вариант сценария динамики численности населения опирается на следующие предпосылки.

В Республике Адыгея наблюдаются все признаки второго демографического перехода – снижение частных коэффициентов рождаемости в группах 15-19 лет, 20-24 года, рост частных коэффициентов рождаемости в более возрастных группах фертильного возраста у женщин. Это влечет более ответственное отношение матерей к рождению ребенка и снижению детской, в том числе младенческой, смертности. Предполагается, что принесет отдачу система мер, направленная на снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни. В результате численность населения будет сокращаться, но в меньшей степени и достигнет к 2025 году 92% от уровня 2008 года. Численность населения в трудоспособном возрасте снизится до уровня 84,4% от 2008 года, а численность населения моложе трудоспособного возраста в течение прогнозного периода будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2018-2019 годам 104,1% от уровня 2008 года, а затем начнет сокращаться до 99,3% от уровня 2008 года. Меры по повышению продолжительности жизни и сокращению смертности приведут к более интенсивному росту населения старше трудоспособного возраста. К 2023 году его численность вырастет по сравнению с 2008 годом на 8,2%. Это приведет к более высоким расходам на пенсионное обеспечение.

 

 

Рис. 4.3. Прогноз динамики возрастных групп населения (сценарий 2)

 

Несколько более высокой в сравнении с инерционным вариантом будет доля населения моложе трудоспособного возраста. На 0,1 пункта ниже прогнозируется доля населения старше трудоспособного возраста. Тем не менее доля населения в трудоспособном возрасте окажется такой же, как и в инерционном сценарии.

 

Рис. 4.4. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 2)

 

Инновационный сценарий демографических процессов предполагает более медленное снижение частного коэффициента рождаемости в группе 20-24 лет по сравнению  с инерционным   сценарием, а также более высокие темпы  роста рождаемости в возрастной группе 25-29 лет. Существенную роль в росте численности населения играет миграция населения.

Рост рождаемости также сопровождается снижением смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. В результате прогнозируется следующая динамика численности основных групп населения:

 

Рис. 4.5. Прогноз динамики возрастных групп населения (сценарий 3)

 

Общая численность населения к 2025 году увеличится на 3,6%, численность населения в трудоспособном возрасте будет снижаться и достигнет к 2025 году 95,5% от уровня 2008 года. Население моложе трудоспособного возраста будет увеличиваться и к 2025 году составит 113,7% уровня 2008 года.

Численность населения старше трудоспособного возраста будет неуклонно расти на протяжении прогнозного периода и достигнет к 2025 году 118,6% от уровня 2008 года.

В результате к 2025 году сложится следующая возрастная структура населения: доля населения моложе трудоспособного возраста составит 19,3%, доля населения старше трудоспособного возраста составит 25,8%, а доля населения в трудоспособном возрасте составит 54,9%.

 

 

Рис. 4.6. Прогноз изменения возрастной структуры населения (сценарий 3)

 

4.2.2. Экономика

 

ВРП Республики Адыгея по инновационному сценарию к 2025 году достигнет 256082 миллиона рублей (в действующих ценах), что на 44,7% превышает показатель инерционного сценария и на 10,0% оптимистического сценария. Показатели ВРП в 2015 году по трем разрабатываемым сценариям имеют схожие ориентиры, что связано с необходимостью построения модели экономики в соответствии с планируемым развитием, началом реализации инвестиционных программ и проектов, эффект от которых будет получен в более поздний период.

 

 

 

 

Рис. 4.7. Прогноз ВРП Республики Адыгея до 2025 года (в миллионах рублей)

 

 

 

 

Рис. 4.8. Прогноз ВРП Республики Адыгея на душу населения (в  рублях)

 

Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в действующих  ценах к 2025 году при реализации сценарных условий составят:

1) 21500,0 миллиона рублей при инерционном варианте;

2) 23100,0 миллиона рублей при оптимистическом варианте;

3) 24700,0 миллиона рублей при инновационном варианте.


Таблица 4.1.

Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея
(в миллионах рублей)

 

 

2007 год

2010 год

2015 год

2020 год

2025 год

Сценарий -1

8048,6

12525,3

15898,0

18400,0

21500,0

Сценарий -2

8048,6

12525,3

16198,0

19600,0

23100,0

Сценарий -3

8048,6

12525,3

16578,0

20700,0

24700,0

 

 

 

Рис. 4.9. Сценарный прогноз доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея

(в миллиардах рублей)

 

Расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составят:

1) 22300,0 миллиона рублей при инерционном варианте;

2) 23900,0 миллиона рублей при оптимистическом варианте;

3) 25350,0 миллиона рублей при инновационном варианте.

 

Таблица 4.2.

Расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея
(в миллионах рублей)

 

 

2007 год

2010 год

2015 год

2020 год

2025 год

Сценарий -1

7942,2

13046,4

16458,0

19044,0

22300,0

Сценарий -2

7942,2

13046,4

16808,0

20286,0

23900,0

Сценарий -3

7942,2

13046,4

17191,0

21300,0

25350,0

 

 

 

Рис. 4.10. Сценарный прогноз расходов консолидированного бюджета Республики Адыгея

(в миллиардах рублей)

 

Прогнозные показатели расходов консолидированного бюджета Республики Адыгея привязаны к величине налоговых платежей, поступающих от предприятий реального сектора экономики, социальной сферы, и направлены на достижение стратегических ориентиров, а также поддержание высоких темпов роста экономики Республики Адыгея. Такое соотношение позволяет соблюдать баланс между собственными доходами и реализуемыми программами развития, что в итоге приведет к сокращению уровня дотаций бюджета с 60% в 2007 году до 40% к 2025 году.

 

 

Рис. 4.11. Уровень дотаций бюджета Республики Адыгея (%)

 

Структура ВРП Республики Адыгея в 2025 году при реализации инерционного и оптимистического варианта будет иметь схожую структуру, в то время как при инновационном значительно увеличится доля таких секторов, как:

1) торговля – с 19,6% в 2007 году до 22% в 2025 году (рост 12%);

2) строительство – с 5,5% до 7,0% (рост 27%);

3) туризм – с 0,7% до 2,6% (рост в 3,7 раза).

Увеличатся расходы социальной сферы, в частности образования (+0,7%), здравоохранения (+0,8%) и государственного управления (+1,0%), что связано с ростом заработных плат работников бюджетной сферы.

Рис. 4.12. Структура ВРП Республики Адыгея в 2025 году при инновационном сценарии развития (%)

 

4.2.2.1. Промышленность

 

Объем промышленного производства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях в сопоставимых ценах  составит:

1) 22307,0 миллиона рублей при инерционном варианте (рост в 2,1 раза);

2) 28688,0 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 2,7 раза);

3) 33350,0 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 3,1 раза).

Основными "локомотивами" промышленности станут такие отрасли, как:

1) пищевая промышленность;

2) промышленность строительных материалов;

3) машиностроение и металлообработка.

Динамика развития вышеперечисленных секторов экономики обеспечивается за счет развития таких отраслей экономики, как строительство, туризм, агропромышленный комплекс.

В производстве пищевой продукции инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый потребительский спрос на продовольствие на фоне стабильного роста денежных доходов населения, формирование новой культуры потребления, значительный рост туризма, масштабный объем привлечения инвестиций, направленный на технологическую модернизацию производства, улучшение сырьевой базы и использование современных технологий. Насыщение внутреннего рынка отечественным сырьем отразится на снижении доли импорта продукции из-за пределов региона.

 

Рис. 4.13. Прогноз объема промышленного производства
в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)

 

4.2.2.2. Сельское хозяйство

 

Объем производства сельского хозяйства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях в сопоставимых ценах  составит:

1) 12940,0 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 64%);

2) 15000,0 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 1,9 раза);

3) 16642,0 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,1 раза).

Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства и доминирующими в инерционном варианте, являются невысокий уровень энерговооруженности и химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост цен на материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, наличие проблем, связанных с обеспечением эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и упорядочением земельных отношений.

В инновационном варианте предусматривается ускорение интенсификации производства сельскохозяйственной продукции в результате реализации в полном объеме мер, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", увеличения объема инвестиций в основной капитал, освоения новых, соответствующих мировым стандартам технологий, совершенствования мер государственного регулирования и улучшения социальных условий жизни сельского населения.

 

 

Рис. 4.14. Прогноз объема производства сельского хозяйства
в сопоставимых ценах (в миллионах рублей)

 

Главными составляющими высокого индекса продуктивности территории Республики Адыгея будут выступать высокоплодородные почвы и уникальные агроклиматические ресурсы, позволяющие возделывать широкий спектр земледельческих культур.

 

4.2.2.3. Инвестиции

 

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составит:

1) 18,8% при инерционном варианте;

2) 27,3% при оптимистическом варианте;

3) 28,9% при инновационном варианте.

Объемы инвестиций в рамках расчетов сценарных условий включают инвестиции реального сектора экономики и социальной сферы, направленной на повышение инновационной составляющей.

При инновационном варианте развития Республики Адыгея предполагается, что доля объема инвестиций в основной капитал в ВРП в 2015 году составит 25%, а в 2018 году – 27%, что соответствует целевым значениям показателя, установленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".

 

 

Рис. 4.15. Прогноз доли инвестиций в основной капитал
в ВРП Республики Адыгея (%)

 

4.2.3. Обеспечение реализации отдельных Указов Президента    Российской Федерации

 

Динамика достижения основных целевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", представлена в таблице 4.3.

Таблица 4.3.

 

Динамика достижения основных целевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, установленных отдельными Указами Президента Российской Федерации

 

Целевой показатель социально-экономического развития Рес­публики Адыгея

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Доля объема инвестиций в основной капитал в объеме вало­вого регионального продукта, %

22,0

20,9

25,1

25,6

27,0

27,7

28,0

28,5

Темп роста производительности труда к уровню 2011 года, %

111,5

118,8

125,9

133,4

141,5

150,0

154,5

157,6

Реальная заработная плата, % к  предыдущему  году

107,5

106,1

105,9

106,2

105,2

105,6

105,5

105,2

Соотношение средней заработ­ной платы педагогических ра­ботников образовательных уч­реждений общего образования и средней заработной платы в Рес­публике Адыгея, %

100

100

100

100

100

100

100

100

Соотношение средней заработ­ной платы педагогических ра­ботников дошкольных образова­тельных учреждений и средней заработной платы в сфере об­щего образования в Республике Адыгея, %

100

100

100

100

100

100

100

100

Соотношение средней заработ­ной платы работников учрежде­ний культуры и средней заработ­ной платы в Республике Адыгея, %

56,1

64,9

73,7

84,4

91,2

100

100

100

Соотношение средней заработ­ной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных уч­реждений начального и среднего профессионального образования и средней заработной платы в Республике Адыгея, %

75

80

85

90

95

100

100

100

Соотношение средней заработ­ной платы научных сотрудников и средней заработной платы в Республике Адыгея, %

128

134

143

158

179

200

200

200

Соотношение средней заработ­ной платы врачей и средней за­работной платы в Республике Адыгея, %

129,7

130,7

137,0

159,6

200

200

200

200

Соотношение средней заработ­ной платы среднего медицин­ского персонала и средней зара­ботной платы в Республике Ады­гея, %

75,6

76,2

79,3

86,3

100

100

100

100

Количество созданных специ­альных рабочих мест для инва­лидов, ед.

44

48

48

48

-

-

-

-

Соотношение средней заработ­ной платы социальных работни­ков, включая социальных работ­ников медицинских организаций, младшего медицинского персо­нала (персонала, обеспечиваю­щего условия для предоставле­ния медицинских услуг), сред­него медицинского (фармацев­тического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в Республике Адыгея, %

47,5

58,0

68,5

79,0

89,5

100

100

100

Прирост количества выставоч­ных проектов, осуществляемых в Республике Адыгея, в % к уровню 2012 года

13

25

38

63

83

100

100

100

Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях,  от общего числа детей, %

3,0

3,1

5,0

5,0

7,0

8,0

8,0

8,0

Смертность от болезней системы кровообращения, на 100 тысяч населения

787,1

749,0

710,9

672,8

656,7

649,4

632,5

622,4

Смертность от новообразований (в том числе от злокачествен­ных), на 100 тысяч населения

205,8

204,4

203,0

201,6

196,3

192,8

191,5

190,0

Смертность от туберкулеза, на 100 тысяч населения

12,4

12,3

12,2

12,1

11,9

11,8

11,5

11,2

Смертность от дорожно-транс­портных происшествий, на 100 тысяч населения

20,1

18,2

16,3

14,4

12,5

10,6

10,3

10,0

Младенческая смертность, слу­чаев на 1 тысячу родившихся живыми

7,7

7,6

7,5

7,4

7,3

7,0

6,7

6,4

Доступность дошкольного обра­зования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (отношение численности детей, получающих услуги по дошкольному образованию, к общей численности детей в воз­расте от 3 до 7 лет, скорректиро­ванной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе), %

72

90

100

100

100

100

100

100

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнитель­ного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образо­вания, в общей численности де­тей в возрасте от 5 до 18 лет), %

60

62

65

68

70

71

72

73

Доля профессиональных образо­вательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, %

4,6

10,0

14,0

16,0

18,0

20,0

22,0

25,0

Количество выдаваемых ипотеч­ных жилищных кредитов в год, ед.

720

740

770

790

810

830

830

830

Снижение стоимости одного квадратного метра жилья на пер­вичном рынке к уровню 2011 года, %

5

10

12

15

18

20

20

20

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по прин­ципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ, %

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

90

Суммарный коэффициент рож­даемости

1,745

1,734

1,736

1,737

1,742

1,753

1,760

1,765

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

71

71,8

72,4

72,9

73,6

74,0

74,1

74,3


Информация по документу
Читайте также