Расширенный поиск

Постановление Губернатора Волгоградской области от 11.10.2012 № 969

 



                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


                     ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ                


      от 11 октября 2012 г.
      N 969


                О Концепции развития территориальной системы          
               наблюдения за состоянием атмосферного воздуха          
                     Волгоградской области до 2017 года               


      В соответствии со статьей 6 Федерального  закона  от  10  января
2002  г.  N  7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального
закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и  в
целях    обеспечения   потребности   органов   исполнительной   власти
Волгоградской области,  территориальных  органов  федеральных  органов
исполнительной  власти,  органов местного самоуправления Волгоградской
области, юридических и физических  лиц  в  оперативной  и  достоверной
информации о качестве атмосферного воздуха постановляю:
      1.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  развития  территориальной
системы  наблюдения  за  состоянием атмосферного воздуха Волгоградской
области до 2017 года.
      2. Признать утратившими силу:
      постановление Главы Администрации Волгоградской  области  от  05
октября  2009  г. N 1158 "О Концепции развития территориальной системы
наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до
2015 года";
      пункт  1.17  постановления  Главы  Администрации   Волгоградской
области  от  07 апреля 2010 г. N 489 "О внесении изменений в некоторые
постановления Главы Администрации Волгоградской области";
      постановление Главы Администрации Волгоградской  области  от  30
июня  2010  г.  N  1032  "О  внесении  изменений в постановление Главы
Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 г.  N  1158  "О
Концепции  развития  территориальной  системы наблюдения за состоянием
атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года";
      пункт  1.3  постановления  Главы   Администрации   Волгоградской
области  от 08 ноября 2011 г. N 1218 "О внесении изменений в некоторые
постановления Главы Администрации Волгоградской области";
      пункт  1.5  постановления  Главы   Администрации   Волгоградской
области  от 09 февраля 2012 г. N 123 "О внесении изменений в некоторые
постановления Главы Администрации Волгоградской области";
      постановление Главы Администрации Волгоградской  области  от  17
февраля  2012  г.  N  148  "О внесении изменений в постановление Главы
Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 г.  N  1158  "О
Концепции  развития  территориальной  системы наблюдения за состоянием
атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года".
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
и подлежит официальному опубликованию.


      Губернатор
      Волгоградской области                                С.А.Боженов




      УТВЕРЖДЕНА

      постановлением
      Губернатора
      Волгоградской области

      от 11 октября 2012 г. N 969


                                 КОНЦЕПЦИЯ                            
                                                                      
                развития территориальной системы наблюдения           
                     за состоянием атмосферного воздуха               
                     Волгоградской области до 2017 года               
                                                                      
                                                                      
                             1. Общие положения                       
                                                                      
      Настоящая  Концепция  определяет  цель  и  основные  направления
развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного
воздуха Волгоградской области.
      Стратегические цели  обеспечения  экологической  безопасности  и
рационального    природопользования   определены   Указом   Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной
безопасности   Российской  Федерации  до  2020  года",  направлены  на
сохранение  окружающей  среды  и  обеспечение  ее  защиты,   а   также
ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности.
      Настоящая Концепция разработана в  соответствии  с  федеральными
законами  от  04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об  охране  окружающей  среды",  Основами
государственной  политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской
Федерации  30  апреля  2012 г., постановлением Волгоградской областной
Думы от 24 июня 2004 г. N 8/231 "О рекомендациях депутатских  слушаний
"Охрана  и использование природных ресурсов и экологический мониторинг
на территории  Волгоградской  области",  постановлением  Правительства
Волгоградской  области  от  22  мая  2012  г.  N 104-п "Об утверждении
Положения о комитете  охраны  окружающей  среды  и  природопользования
Волгоградской области".

                     2. Основные термины и определения                

      В настоящей Концепции используются следующие основные термины  и
определения:
      территориальная система наблюдения  за  состоянием  атмосферного
воздуха  Волгоградской  области  (далее  именуется  -  ТСН)  - система
мероприятий, обеспечивающих  определение  параметров,  характеризующих
состояние  атмосферного  воздуха,  его  загрязнение.  Является  частью
единой    системы    государственного    экологического    мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды);
      наблюдательная   сеть   за   состоянием   атмосферного   воздуха
Волгоградской  области  (далее  именуется  -  наблюдательная  сеть)  -
система стационарных, маршрутных,  передвижных  (подфакельных)  постов
наблюдения, предназначенных для определения характеристик атмосферного
воздуха, его загрязнения;
      пост  наблюдения  за  состоянием   атмосферного   воздуха,   его
загрязнением  (далее  именуется  -  пост наблюдения) - выбранное место
(точка местности),  на  котором  размещают  павильон  или  автомобиль,
оборудованные соответствующими приборами;
      стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха,
его   загрязнением  (далее  именуется  -  стационарный  пост)  -  пост
наблюдения, предназначенный  для  непрерывной  регистрации  содержания
загрязняющих  веществ (автоматизированный пост) или регулярного отбора
проб воздуха для последующего анализа;
      маршрутный пост наблюдения за состоянием  атмосферного  воздуха,
его   загрязнением   (далее   именуется  -  маршрутный  пост)  -  пост
наблюдения, предназначенный для регулярного отбора проб воздуха, когда
невозможно   (нецелесообразно)   установить   стационарный   пост  или
необходимо более детальное изучение состояния атмосферного  воздуха  в
отдельных районах;
      передвижной  (подфакельный)  пост   наблюдения   за   состоянием
атмосферного  воздуха, его загрязнением [далее именуется - передвижной
(подфакельный) пост] - пост наблюдения, располагаемый на фиксированных
расстояниях  от  источника  выброса для выявления зоны влияния данного
источника выбросов;
      передвижная лаборатория - комплекс, включающий в себя автомашину
с  установленными  на  ней приборами и оборудованием, предназначенными
для определения характеристик атмосферного  воздуха,  его  загрязнения
[при  проведении  наблюдений с использованием маршрутных и передвижных
(подфакельных) постов].

                3. Характеристика действующей ТСН и факторы,          
                          определяющие ее развитие                    

      3.1.  В  настоящее   время   действующая   наблюдательная   сеть
представлена  15  стационарными  постами  (8 постов в городском округе
город-герой Волгоград, 5 постов в городском округе город  Волжский,  1
пост  в Светлоярском муниципальном районе, 1 пост в Средне-ахтубинском
муниципальном   районе)   и    двумя    передвижными    лабораториями,
используемыми  при  проведении  наблюдений на маршрутных и передвижных
(подфакельных)  постах,  в  том  числе  по  жалобам   на   загрязнение
атмосферного воздуха.
      3.2. Эксплуатация стационарных постов и передвижных  лабораторий
проводится    федеральным    государственным   бюджетным   учреждением
"Волгоградский областной  центр  по  гидрометеорологии  и  мониторингу
окружающей    среды",    комитетом    охраны    окружающей   среды   и
природопользования  Волгоградской  области,  муниципальным   бюджетным
учреждением  "Служба  охраны окружающей среды" городского округа город
Волжский   и   муниципальным   учреждением    "Городское    управление
аналитического  и  оперативного контроля качества окружающей природной
среды" (Волгоград).
      Таким образом, существующая  наблюдательная  сеть  Волгоградской
области  с  учетом  потенциала  передвижных  лабораторий  обеспечивает
репрезентативность  оценки  состояния  атмосферного  воздуха   как   в
дискретном  режиме,  так  и в режиме реального времени и в оперативном
режиме.
      3.3. В соответствии  с  установленной  программой  наблюдений  в
атмосферном воздухе определяются концентрации основных и специфических
загрязняющих   веществ,   характерных   для   выбросов    промышленных
предприятий и автотранспортного комплекса в районе расположения поста:
оксида  азота,  диоксида  азота,  оксида  углерода,   диоксида   серы,
взвешенных  веществ,  сероводорода, аммиака, хлорида водорода, фторида
водорода, формальдегида, озона, сажи, фенола, бенз(а)пирена,  а  также
тяжелых  металлов:  хрома,  марганца,  железа,  никеля,  меди,  цинка,
свинца. Характеристики загрязнения атмосферы определяются одновременно
с метеорологическими показателями, необходимыми для их интерпретации.
      3.4. На протяжении ряда лет  Волгоград  и  г.Волжский  входят  в
число  городов  Российской  Федерации с наибольшим уровнем загрязнения
атмосферного  воздуха.  Основными  веществами,  определяющими  уровень
загрязнения,   являются   формальдегид,  бенз(а)пирен,  фенол,  хлорид
водорода, сероводород и диоксид азота.
      Анализ  уровня  загрязнения  атмосферного   воздуха   показывает
необходимость  предотвращения  и  снижения  негативного воздействия на
окружающую среду,  совершенствования  ТСН  и  соответственно  развития
наблюдательной сети, входящей в ее состав.
      Для  дальнейшего  развития  ТСН   необходимо   расширение   сети
стационарных постов до рекомендованной РД 52.04.186-89 "Руководство по
контролю  загрязнения  атмосферы"  нормативной  потребности  за   счет
организации   стационарных  наблюдений  в  муниципальных  образованиях
Волгоградской области (в том числе на территориях  природных  парков),
приобретение   передвижных   лабораторий,   использование   потенциала
ведомственных лабораторий, а  также  дооснащение  существующих  постов
наблюдения  и  расширение  перечня  наблюдаемых  загрязняющих  вредных
веществ.

                4. Цель и основные направления развития ТСН           

      4.1. Целью развития ТСН является получение объективных данных  о
состоянии  атмосферного  воздуха,  его  загрязнении,  необходимых  для
предотвращения и (или) уменьшения последствий неблагоприятного влияния
на  атмосферный  воздух,  об условиях рассеивания загрязняющих веществ
при  наличии  застройки,  в  том  числе  в   периоды   неблагоприятных
метеорологических    условий,    способствующих   накоплению   вредных
(загрязняющих) веществ в атмосфере.
      Развитие ТСН способствует получению  детальных  репрезентативных
данных   о  качестве  атмосферного  воздуха,  уточнению  распределения
содержания загрязняющих  веществ  по  конкретной  территории,  которые
могут быть использованы для:
      прогнозирования социально-экономического развития области;
      разработки  мероприятий  по  оздоровлению  воздушного   бассейна
отдельного города или крупного промышленного района;
      разработки  целевых  программ  и  мероприятий  в  сфере   охраны
атмосферного воздуха;
      проведения   государственного   надзора   в    области    охраны
атмосферного воздуха;
      территориального планирования;
      ведения социально-гигиенического мониторинга.
      Информация   о   состоянии   атмосферного   воздуха    пополняет
государственный    фонд    данных    государственного   экологического
мониторинга  (государственного   мониторинга   окружающей   среды)   и
предназначена  для  обеспечения  информацией  территориальных  органов
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти   Волгоградской   области,   органов   местного  самоуправления
Волгоградской области, юридических и физических лиц  (по  требованию).
Данные  наблюдения за загрязнением атмосферы и полученные на их основе
статистические  показатели   также   используются   для   формирования
Государственного  доклада  "О  состоянии  и об охране окружающей среды
Российской  Федерации"  и  доклада  "О  состоянии   окружающей   среды
Волгоградской области".
      4.2. ТСН позволяет проводить:
      наблюдения за количественными и качественными  показателями  (их
совокупностью),   характеризующими   состояние  атмосферного  воздуха,
уровень  его  загрязнения,  на  территориях  муниципальных  районов  и
городских  округов,  включая  природные парки Волгоградской области, в
том   числе   в   районах   расположения   источников   антропогенного
воздействия;
      оценку  качества  (уровня  загрязнения)  атмосферного   воздуха,
включая  своевременное выявление негативных процессов под воздействием
природных и антропогенных факторов, влияющих на качество  атмосферного
воздуха,   выработку   рекомендаций   по   предотвращению   негативных
воздействий.
      4.3.  Основными  направлениями  деятельности  по  развитию   ТСН
являются:
      а) увеличение количества стационарных постов  до  25  единиц  за
счет их организации на территории Волгоградской области, в том числе:
      в городских округах город Михайловка и  город  Урюпинск  в  2013
году;
      в природных парках "Щербаковский" и "Эльтонский" в 2014 году;
      в городском округе город Фролово и природном парке  "Донской"  в
2015 году;
      в городском округе город Камышин и природном  парке  "Цимлянские
пески" в 2016 году;
      в природных парках "Уеть-Медведицкий" и "Нижнехоперский" в  2017
году;
      б) приобретение одной передвижной лаборатории в 2013 году;
      в) повышение эффективности работы стационарных постов за счет их
оснащения     современным     автоматизированным    измерительным    и
аналитическим   оборудованием,   обеспечения    стабильности    сбора,
обработки, хранения и передачи информации;
      г)  расширение  перечня  измеряемых  компонентов  в  атмосферном
воздухе;
      д)  расширение  наблюдательной  сети   за   счет   использования
потенциала ведомственных систем наблюдения организаций, осуществляющих
мониторинг атмосферного воздуха на территории  Волгоградской  области,
и   использования   потенциала   ведомственных  лабораторий  (центров)
организаций,  обеспечивающих  проведение  производственного   контроля
уровня   загрязнения   атмосферного  воздуха  в  районах  расположения
источников антропогенного воздействия;
      е)   формирование   баз    данных    результатов    деятельности
наблюдательной  сети  и  ведомственных систем наблюдения за состоянием
атмосферного воздуха;
      ж) использование данных ТСН для оценки эффективности  проводимых
воздухоохранных мероприятий;
      з)  совершенствование  правового  и  методического   обеспечения
деятельности ТСН.

Информация по документу
Читайте также