Расширенный поиск

Закон Республики Дагестан от 20.10.1994 б/н

 

 

 

 

ЗАКОН

 

 

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 

 

О ВЫБОРАХ В НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 

Глава I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные принципы выборов

 

Выборы в Народное Собрание осуществляются гражданами Республики Дагестан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Статья 2. Всеобщее избирательное право

 

Право избирать в Народное Собрание принадлежит каждому гражданину Республики Дагестан, достигшему 18-летнего возраста.

Право быть избранным в Народное Собрание имеет гражданин Республики Дагестан, достигший ко дню выборов 21 года.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Статья 3. Равное избирательное право

 

Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый из них имеет один голос.

 

Статья 4. Прямое избирательное право

 

Выборы в Народное Собрание Республики Дагестан являются прямыми: депутаты Народного Собрания избираются гражданами непосредственно.

 

Статья 5. Тайное голосование

 

Голосование на выборах в Народное Собрание Республики Дагестан является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

 

Статья 6. Назначение выборов в Народное Собрание

 

Выборы в Народное Собрание Республики Дагестан назначаются парламентом Республики Дагестан не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий депутатов.

Сообщение о дне выборов обнародуется через средства массовой информации не позднее чем за три дня после принятия решения о назначении выборов.

 

Статья 7. Право выдвижения кандидатов

 

Кандидаты в депутаты Народного Собрания выдвигаются группами избирателей, и избирательными объединениями, а также непосредственно избирателями.

Группами избирателей являются трудовые коллективы с числом работающих не менее 30 человек или избиратели того или иного избирательного округа численностью не менее 30 человек, объединившиеся для выдвижения и поддержки кандидата в депутаты Народного Собрания.

Избирательным объединением являются республиканские отделения общероссийских партий, политических движений, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации не позднее дня объявления даты выборов, общереспубликанские партии, политические движения, уставы, которых зарегистрированы Министерством юстиции Республики Дагестан не позднее дня объявления даты выборов, либо блок таких партий, и движений, создаваемый на период проведения выборов. В состав такого блока могут входить и другие общереспубликанские общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Дагестан, если участие в выборах в органы государственной власти предусмотрено в их уставах.

Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, политическое движение в случае вхождения в состав блока не может выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

 

Статья 8. Финансирование выборов

 

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Народное Собрание, осуществляется за счет средств бюджета Республики Дагестан. Порядок сосредоточения и использования этих средств определяется Центральной избирательной комиссией по выборам в Народное Собрание Республики Дагестан (далее - Центральная избирательная комиссия).

Использование иных источников финансирования, проведение благотворительных акций в поддержку кандидата в депутаты не допускается.

 

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов в Народное Собрание Республики Дагестан

 

Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в подготовке и проведении выборов в Народное Собрание Республики Дагестан, осуществляется открыто и гласно.

На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу, подведении общих итогов выборов, а также на всех собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать в качестве наблюдателей депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, представители органов государственной власти и местного самоуправления Республики Дагестан, доверенные лица либо другие представители кандидатов в депутаты, представители политических партий, общественных объединений и массовых движений, зарегистрированных в установленном порядке, средств массовой информации. Полномочия указанных лиц должны быть удостоверены соответствующим документом - удостоверением личности или членским билетом и выпиской из решения руководящего органа указанных выше партий, общественных объединений, массовых движений об их направлении для осуществления наблюдения. Предварительное уведомление избирательных комиссий о предполагаемом присутствии указанных лиц не требуется.

Вмешательство наблюдателей в деятельность избирательных комиссий не допускается. При нарушении настоящего Закона избирательная комиссия имеет право удалить их из помещения, где она работает и идет голосование.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.

Избирательные комиссии, государственные и общественные органы предоставляют средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

 

Статья 10. Проведение выборов избирательными комиссиями

 

Организацию подготовки и проведения выборов в Народное Собрание Республики Дагестан осуществляют избирательные комиссии.

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Республики Дагестан.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления; общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в выполнении поставленных перед ними задач, в частности предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать отчеты на обращения избирательных комиссий в срок, установленный законом.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

 

Глава II

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ

УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

 

Статья 11. Избирательные округа

 

Для выборов в Народное Собрание образуется 121 одномандатный территориальный избирательный округ, отвечающий требованиям:

1) не менее одного избирательного округа на район или город;

2) примерное равенство избирательных округов по числу жителей в пределах района, города с допускаемым отклонением до 15 процентов. В исключительных случаях Центральная избирательная комиссия в целях совмещения границ избирательных округов и районов может принимать решения, допускающие большее отклонение;

3) территориальное единство и компактность; при определении границ избирательного округа не допускается введение части или всей его территории вглубь другого избирательного округа. Исключение допускается при отнесении к избирательным округам населенных пунктов на прикутанных территориях, расположенных за пределами района;

4) соблюдение границ населенных пунктов в пределах избирательного округа.

В целях обеспечения представительства народностей в парламенте в городах и районах с многонациональным составом населения по предложению представительных органов местного самоуправления и местных администраций Центральной избирательной комиссией осуществляется квотирование мест по избирательным округам пропорционально численности населения той или иной национальности, проживающей на данной территории.

Центральная избирательная комиссия также вправе в том же порядке определить до 35 округов, по которым будет обеспечено избрание депутатов для работы на профессиональной основе в Народном Собрании, в том числе и женщин.

Схема избирательных округов утверждается и публикуется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 100 дней до выборов.

 

Статья 12. Образование избирательных участков

 

Избирательные участки образуются не позднее чем за 60 дней до дня выборов по предложению местных администраций решениями окружных избирательных комиссий районов, городов, районов в городе из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок. В горных и иных малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городе и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схемы публикуется окружными избирательными комиссиями в местной печати в течение трех дней и в виде плакатов - в течение 10 дней после принятия решения, указанного в части 1 настоящей статьи.

 

Статья 13. Списки избирателей

 

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем избирательной комиссий.

Местная администрация в районе, городе, районах в городе, поселке, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и передает окружным и участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.

Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее чем за 30 дней до выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства и исключение из списка избирателей или не включение в список по месту прежнего жительства.

В описок избирателей включается каждый гражданин Республики Дагестан, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Закона (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.

Постоянным местом жительства, если законодательством не установлено иное, считается адрес, указанный в паспорте гражданина либо в другом заменяющем паспорт документе. Длительное отсутствие гражданина по месту постоянного жительства (военная служба, учеба, командировка, нахождение в больнице, арест и др.) не служит основанием для не включения его в список избирателей или исключения из списка.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В описке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов.

Соответствующая администрация, а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.

 

Глава III

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

 

Статья 14. Система избирательных комиссий

 

Для организации и проведения выборов в Народное Собрание образуются следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия, которая одновременно является Центральной избирательной комиссией по референдуму Республики Дагестан;

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Решение об образовании избирательной комиссии и ее состав публикуются в печати не позднее чем за пять дней после образования комиссии.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - четыре года.

Срок полномочий окружной и участковой избирательных комиссий заканчивается после передачи в установленном порядке документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы.

 

Статья 15. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии

 

Центральная избирательная комиссия формируется парламентом в составе председателя и 14 членов комиссии не позднее чем за 120 дней до выборов в Народное Собрание из числа кандидатов, представленных органами местного самоуправления районов и городов и избирательными объединениями.

Председатель или его заместитель и не менее трети членов Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

 

Статья 16. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

 

Окружная избирательная комиссия образуется в каждом округе.

Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 90 дней до проведения выборов Центральной избирательной комиссией в составе председателя и до 10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных соответствующими органами местного самоуправления с учетом предложений групп избирателей и избирательных объединений. Председатели комиссий назначаются Центральной избирательной комиссией.

Каждый кандидат в депутаты по соответствующему округу вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

 

Статья 17. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

 

Участковые избирательные комиссии формируются окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 60 дней до выборов в составе председателя и до 10 членов из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления, с учетом предложений групп избирателей и избирательных объединений. Председатель комиссии назначается окружной избирательной комиссией.

Каждый кандидат в депутаты по соответствующему округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Помимо этого, в день выборов избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе направить в соответствующую избирательную комиссию по одному наблюдателю от каждого объединения или кандидата. Указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.

 

Статья 18. Статус председателя и членов избирательных комиссий

 

Председатель избирательной комиссии:

руководит работой комиссии;

предлагает к назначению кандидатуры председателя и членов нижестоящих избирательных комиссий;

вносит предложения по изменению состава избирательной комиссии;

заключает трудовые соглашения с техническим и вспомогательным персоналом, а в процессе выборной кампании - и членами рабочей комиссии;

подписывает документы, связанные с расходованием и распределением финансов, контролирует их целевое назначение;

представляет избирательную комиссию в сношениях с другими органами государственной власти и управления, а также общественными объединениями и гражданами;

решает другие вопросы, связанные с осуществлением руководства выборным процессом.

Член комиссии:

заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствует на них;

вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.

 

Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии

 

Центральная избирательная комиссия:

1) осуществляет на всей территории Республики Дагестан контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;

2) утверждает и публикует схему избирательных округов по выборам в Народное Собрание;

3) руководит работой и направляет деятельность избирательных комиссий;

4) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и принимает по ним решения;

5) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

6) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;

7) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, образцы печатей избирательных комиссий;

8) распределяет выделенные из бюджета Республики Дагестан средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;

9) рассматривает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов;

10) устанавливает результаты голосования в целом по Республике Дагестан и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

11) составляет описки лиц, избранных депутатами Народного Собрания, и передает документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, Мандатной комиссии Народного Собрания;

12) организует повторные выборы и выборы депутатов вместо выбывших;

13) принимает решение об аннулировании регистрации кандидата в депутаты;

14) проверяет законность решений избирательных комиссий, при необходимости отменяет их и принимает окончательное решение, в чрезвычайных случаях большинством в две трети своего состава принимает решение о прекращении полномочий нижестоящей избирательной комиссии и формирует комиссию в новом составе;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 20. Полномочия окружной избирательной комиссии

 

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа;

2) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;

3) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца, аннулирует регистрацию кандидатов в депутаты;

4) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;

5) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией Республики Дагестан для проведения выборов по избирательному округу;

6) устанавливает результаты выборов по округу, публикует в печати и передает их в Центральную избирательную комиссию, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

7) утверждает тексты бюллетеней для голосования по избирательным округам, обеспечивает изготовление и своевременное снабжение участковых избирательных комиссий избирательными бюллетенями;

8) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;

9) организует проведение повторного голосования, повторных выборов и выборов депутатов вместо выбывших;

10) вносит изменения в состав участковой избирательной комиссии;

11) принимает решение об аннулировании регистрации кандидатов в депутаты;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии

 

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет списки избирателей по участку;

2) ознакамливает избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) оповещает население о дне выборов, месте и времени голосования;

4) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 22. Организация работы избирательных комиссий

 

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель.

Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на ее первом заседании.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее чем одной трети членов комиссии.

Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

Инструкции и иные решения Центральной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

Нормативные решения Центральной избирательной комиссии подлежат опубликованию.

По решению Центральной и окружных избирательных комиссий в пределах выделенных бюджетных ассигнований председатель и один из членов комиссии могут осуществлять свои обязанности в комиссии постоянно или временно, с отрывом от основной работы.

Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной избирательной комиссии, включается в бюджет Республики Дагестан отдельной строкой.

На заседаниях Центральной и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.

При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.

Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

 

Статья 23. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

 

Решения и действия Центральной избирательной комиссии, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, установленном законодательством. Решение Верховного Суда Республики Дагестан является окончательным.

Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законодательством. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Центральная избирательная комиссия, окружные избирательные комиссии, а также суды в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

 

ГЛАВА IV

 

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

В ДЕПУТАТЫ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

 

Статья 24. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных или иных органах

 

Лица, входящие в состав Государственного Совета Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, судьи судов Республики Дагестан, депутаты других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут быть одновременно депутатами Народного Собрания.

Лица, у которых должность, мандат или занятие в соответствии с настоящим Законом несовместимы с мандатом депутата Народного Собрания, дают при регистрации письменное обязательство о прекращении в случае избрания соответствующей деятельности.

Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.

 

Статья 25. Сроки выдвижения кандидатов в депутаты

 

Выдвижение кандидатов в депутаты Народного Собрания начинается со дня образования окружной избирательной комиссии и завершается за 60 дней до дня выборов.

 

Статья 26. Выдвижение кандидатов в депутаты группами избирателей

 

Выдвижение кандидатов в депутаты группами избирателей производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов, расположенных на территории соответствующего избирательного округа и насчитывающих не менее 30 человек; на собраниях избирателей в количестве не менее 30 человек по месту их жительства, а также путем сбора подписи избирателей округа в поддержку кандидата.

Коллективы, насчитывающие менее 30 человек, могут выдвигать кандидатов в депутаты на совместных собраниях (конференциях) с другими коллективами. При этом общая численность членов коллективов должна составлять не менее 30 человек.

Предложение инициаторов проведения собрания доводится до сведения окружной избирательной комиссии, которая в течение трех дней устанавливает дату, время и место проведения собрания и оповещает об этом избирателей округа.

Собрание избирателей по месту жительства правомочно, если на нем присутствует не менее 30 избирателей данного округа.

Перед открытием собрания устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников собрания. Регистрация проводится путем составления поименных списков присутствующих с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса, серии и номера паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя. Присутствие избирателя на собрании удостоверяется его росписью в списке участников собрания.

На собраниях создаются условия для выдвижения неограниченного числа кандидатур, широкого, свободного их обсуждения.

Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции).

О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату не позднее чем в двухдневный срок.

Собрание трудового коллектива, собрание избирателей по месту жительства вправе выдвинуть одного кандидата в депутаты Народного Собрания.

В поддержку кандидатов, выдвинутых на собраниях (конференциях) трудовых коллективов, собраниях по месту жительства избирателей собираются подписи не менее чем 10 процентов избирателей округа. Сбор подписи осуществляется на подписных листах установленной в приложении к настоящему Закону формы. Подписные листы изготавливаются и выдаются инициаторам выдвижения окружными избирательными комиссиями за подписями двух членов комиссии, заверенными печатью соответствующей комиссии. Выдача подписных листов регистрируется в журнале регистрации с указанием даты их выдачи. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя, дату подписания. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, фамилия которого указывается в подписном листе. Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или иного удостоверения личности и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

 

Статья 27. Выдвижение кандидата в депутаты избирательным объединением

 

Решение о выдвижении кандидатов в депутаты от избирательного объединения принимается на съезде (конференции) избирательного объединения либо иным республиканским выборным органом избирательного объединения.

Перед открытием съезда (конференции) либо иного республиканского выборного органа избирательного объединения устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников. Регистрация проводится путем составления поименных списков присутствующих с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса, серии и номера паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Присутствие удостоверяется росписью участника в списке.

Избирательное объединение вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из избирательных округов.

В поддержку выдвинутого избирательным объединением кандидата проводится сбор подписей не менее чем 10 процентов избирателей округа в порядке, предусмотренном в статье 26 настоящего Закона.

 

Статья 28. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

 

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей не менее чем 10 процентов избирателей округа на подписных листах установленной формы в порядке, предусмотренном в статье 26 настоящего Закона.

Инициатива сбора подписей избирателей о выдвижении кандидата может исходить от любого избирателя (избирателей).

 

Статья 29. Регистрация кандидатов в депутаты

 

Кандидаты в депутаты Народного Собрания регистрируются окружной избирательной комиссией.

Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат не позднее чем за 60 дней до выборов вносят в окружную избирательную комиссию следующие документы:

В случае выдвижения кандидата собранием (конференцией) трудового коллектива или собрания избирателей по месту жительства:

подписные листы;

протокол собрания (конференции) трудового коллектива или протокол собрания избирателей по месту жительства с приложенным списком участников;

заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

 

В случае выдвижения кандидата избирательным объединением:

подписные листы;

Протокол съезда (конференции) либо иного республиканского выборного органа избирательного объединения с приложенным списком участников;

Заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

 

В случае выдвижения кандидата непосредственно избирателями:

подписные листы;

заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, в течение пяти дней регистрирует его и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации.

В случае обнаружения после регистрации фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает один процент собранных подписей, регистрация кандидата в депутаты аннулируется той комиссией, которая его зарегистрировала.

Данные о зарегистрированных кандидатах обнародуются в республиканских и местных средствах массовой информации.

Не могут быть выдвинуты и зарегистрированы кандидатами в депутаты граждане, имеющие судимость, которая не погашена либо не снята в установленном законом порядке.

Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в избирательном округе не останется кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению Центральной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Сроки проведения избирательных действий определяет Центральная избирательная комиссия.

 

Статья 30. Права и обязанности кандидатов в депутаты

 

Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его, желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации включая день выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный размер минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

Кандидаты в депутаты Народного Собрания со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа, где они баллотируются, бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в течение указанного периода на три поездки бесплатно общественным железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на одну поездку бесплатно авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) на территории всего города. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, включенных для проведения выборов.

Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут аресту, задержанию, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Дагестан. Меры пресечения и иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного Суда Республики Дагестан.

Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 1 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. На указанный в части 1 настоящей статьи период работодателя обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию.

Кандидат в депутаты и члены его предвыборной команды обязаны строго соблюдать требования законодательства о выборах и не вправе допускать в процессе предвыборной деятельности действия, направленные на оскорбление и унижение чести и достоинства другого кандидата в депутаты, членов его команды и семей, членов избирательных комиссий и их семей, а также действия, направленные на разжигание национальной розни и (или) насильственное изменение конституционного строя.

 

Статья 31. Основания аннулирования регистрации кандидата в депутаты

 

Регистрация кандидата в депутаты может быть аннулирована по следующим основаниям:

1) по заявлению кандидата в депутаты о снятии своей кандидатуры;

2) в случае установления фактов использования финансовых, материальных и иных средств, не выделенных из бюджета на предвыборные мероприятия, проведения благотворительных акций в поддержку кандидата в депутаты, а также иных существенных нарушений настоящего Закона;

3) в случае обнаружения фальсификации более одного процента собранных подписей в подписных листах;

4) в случае утраты гражданства Республики Дагестан.

 

Глава V

 

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

 

Статья 32. Право на участие в предвыборной агитации

 

Граждане Республики Дагестан, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты.

Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации за или против кандидата не допускается.

 

Статья 33. Порядок проведения предвыборных мероприятий

 

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

Владельцы государственных и муниципальных общественных залов обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии оплачивают пользование этими залами в пределах сумм, установленных Центральной избирательной комиссией, из бюджетных средств, выделенных для подготовки и проведения выборов в Народное Собрание. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам, баллотирующимся в одном и том же округе.

 

Статья 34. Предвыборная агитация через средства массовой информации

 

Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Народного Собрания, баллотирующихся по одному и тому же избирательному округу. Порядок выступлений кандидатов в депутаты в средствах массовой информации устанавливается Центральной избирательной комиссией.

Негосударственные средства массовой информации вправе распространять предвыборные материалы только с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии.

 

Статья 35. Выпуск агитационных печатных материалов

 

Окружные избирательные комиссии обеспечивают выпуск плакатов, листовок и иных агитационных материалов о кандидатах в депутаты по избирательному округу.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призыв к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Республики Дагестан, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с правилами, установленными в части 3 настоящей статьи.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца.

 

Статья 36. Сроки проведений агитационной кампании

 

Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.

В день выборов любая агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

 

Глава VI

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

 

Статья 37. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

 

Средства, выделенные из республиканского бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.

Избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной комиссией средств не позднее чем через 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Центральная избирательная комиссия представляет Народному Собранию отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее чем через три месяца после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в республиканской печати и передан в иные средства массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления в Народное Собрание.

 

Глава VII

 

ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

 

Статья 38. Помещение для голосования

 

Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе, сельской, поселковой администрацией. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

 

Статья 39. Избирательные бюллетени

 

Для выборов в Народное Собрание каждый избиратель получает один избирательный бюллетень по форме, установленной Центральной избирательной комиссией.

Избирательный бюллетень для голосования до избирательному округу содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на языках народов Республики Дагестан. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух или более языках, текст на всех этих языках помещается в каждом бюллетене.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружных избирательных комиссий и пересылаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 10 дней до выборов.

Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.

В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах и делают отметку "выбыл" с указанием даты выбытия.

 

Статья 40. Порядок голосования

 

Голосование производится в день выборов с 7 часов до 20 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 20 часов.

Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15 - 10 дней до дня выборов) или участковой (за 10 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии и подписи двух членов избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей.

В 7 часов утра дня выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии опускает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего удостоверения личности или паспорта и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, доверенным лицом либо наблюдателем, фамилия которого указывается в списке.

Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, прохождение через которую обязательно для каждого голосующего. В кабине или комнате не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

В каждом избирательном бюллетене избиратель оставляет фамилию кандидата, за которого он голосует, и зачеркивает другие фамилии.

Заполненные бюллетеня избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В таком случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный описок, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Неиспользованные бюллетени возвращаются в комиссию под роспись.

 

Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке

 

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

По каждому избирательному участку прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности те, в которых оставлены фамилии более одного кандидата.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на участке. В протоколе указывается:

общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

число погашенных неиспользованных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов;

число избирательных бюллетеней, оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

число недействительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за и против каждого из них;

число голосов, поданных против всех кандидатов;

поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.

По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии безотлагательно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.

Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.

 

Статья 42. Определение результатов выборов в избирательном округе

 

Окружная избирательная комиссия по выборам в Народное Собрание немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по избирательному округу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

число погашенных неиспользованных бюллетеней;

число выданных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

число недействительных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за и против каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;

число голосов, поданных против всех кандидатов;

одно из следующих решений:

признание избранным кандидата, получившего более половины действительных голосов;

признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в них приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей;

поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии в новом составе.

 

Статья 43. Установление общих итогов выборов

 

На основании протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия в течение трех дней по их получении, но не позднее чем через 10 дней после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.

Центральная избирательная комиссия признает недействительными выборы по избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах ошибки при проведении выборов в нарушение настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы.

 

Статья 44. Повторное голосование

 

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов и ни один из них не был избран, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов.

Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением настоящего Закона;

Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати или доводится до сведения населения иными способами.

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший (при повторном голосовании большее число голосов избирателей.

 

Статья 45. Повторные выборы

 

Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование по избирательному округу не позволило определить избранного депутата, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов.

В случае проведения повторных выборов в избирательном округе, по которому баллотировались не более двух кандидатов и ни один из них не избран, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, либо выборы признаны несостоявшимися, кандидатами в депутаты не могут баллотироваться те же лица.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

Центральная избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

 

Статья 46. Проведение выборов вместо выбывших депутатов

 

В случае признания полномочий депутата Народного Собрания недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы.

Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная избирательная комиссия образуется за 50 дней, участковые - за месяц до выборов, регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за месяц до выборов.

В случае выбытия депутата Народного Собрания менее чем за год до истечения срока полномочий депутатов Народного Собрания выборы нового депутата Народного Собрания вместо выбывшего не проводятся.

 

Статья 47. Регистрация избранных депутатов

 

Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Народного Собрания. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный депутатом Народного Собрания, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Народного Собрания.

Соответствующая избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов в Народное Собрание не позднее чем через пять дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов, производит регистрацию избранного депутата Народного Собрания и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований части 1 настоящей статьи.

 

Глава VIII

 

РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

 

Статья 48. Оспаривание списков избирателей

 

Любой гражданин Республики Дагестан, отвечающий требованию части 1 и не подпадающий под часть 3 статьи 2 настоящего Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в описке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана дать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

 

Статья 49. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов

 

В случае отказа зарегистрировать кандидатов в депутаты Народного Собрания избирательная комиссия обязана выдать уполномоченному представителю избирательного объединения либо кандидату или уполномоченному доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Закона.

Отказ в регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо кандидат могут обжаловать в установленном законом порядке.

 

Статья 50. Оспаривание границ избирательных округов

 

В течение 10 дней после опубликования общего списка избирательных округов по выборам в Народное Собрание границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации либо органом местного самоуправления административно - территориальной единицы, входящей в соответствующий округ, в Центральную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Отклонение жалобы Центральной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

 

Глава IX

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

 

Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в установленном законом порядке.

В случае установления, что то или иное нарушение законодательства о выборах отразилось на результатах выборов, соответствующий мандат подлежит аннулированию. Решение об этом принимает Народное Собрание Республики Дагестан.

 

Статья 52. Вступление настоящего Закона в силу

 

Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Закона Закон Дагестанской АССР "О выборах народных депутатов Дагестанской АССР", принятый 3 ноября 1989 года.


Информация по документу
Читайте также