Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.04.2004 № 104

 


           ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 23 апреля 2004 г. N 104

                            г.Владикавказ


          О Концепции осетинского национального образования
                        и планах ее реализации


     Система образования Республики  Северная  Осетия-Алания  является
составной частью российской системы образования.
     Концепция осетинского  национального   образования   исходит   из
национально-культурных   интересов   личности,   осетинского   этноса,
российского гражданского общества и федеративного государства.
     Являясь государственным    документом,    устанавливающим   цели,
направления и стратегию развития осетинского национального образования
в  начале  XXI  века,  Концепция осетинского национального образования
определяет осетинское национальное образование  как  систему,  которая
вырастает  из  культурно-исторических традиций народа,  обращена к его
насущным  потребностям,  устремлена  в  будущее   и   которая   должна
развиваться  в трехмерном пространстве национальной,  общероссийской и
мировой культуры.
     В целях  обеспечения  условий  для развития системы национального
образования  республики  и  создания  осетинской  национальной   школы
Правительство       Республики         Северная          Осетия-Алания
п о с т а н о в л я е т:

     1. Утвердить  прилагаемые  Концепцию  осетинского   национального
образования  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  Планы  реализации
Концепции осетинского национального образования.
     2. Министерству   финансов   Республики   Северная  Осетия-Алания
(Уртаев) обеспечить в 2004 году и в  последующие  годы  финансирование
планов  реализации  Концепции осетинского национального образования за
счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на образование.
     3. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
Совет Правительства Республики Северная Осетия-Алания  по  координации
социально-экономического развития республики.


     Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания          М.Шаталов




                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                     Республики Северная Осетия-Алания
                                            от 23 апреля 2004 г. N 104


                              КОНЦЕПЦИЯ
                ОСЕТИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


                           Общие положения

     В современном  мире  образование  и  наука  становятся  все более
мощной движущей силой экономического  роста,  повышения  эффективности
хозяйства,  укрепления  благосостояния  народа.  Система образования -
важнейший институт  общественного  воспроизводства  и  государственной
безопасности,   ведущий  фактор  сохранения  и  развития  национальных
культур и языков,  действенный инструмент  культурной  и  политической
интеграции российского общества.
     Образовательная политика России  отражает  общегосударственные  и
национально-культурные  интересы  в  сфере  образования и вместе с тем
учитывает  общие  тенденции   мирового   развития,   которые   требуют
модернизации российского образования.
     Осетинское национальное  образование  является  составной  частью
российской  системы  образования.  Концепция осетинского национального
образования  исходит  из  национально-культурных  интересов  личности,
осетинского этноса,  российского гражданского общества и федеративного
государства.
     Концепция осетинского национального образования - государственный
документ,  устанавливающий  цели,  основные  направления  и  стратегию
развития осетинского национального образования в начале XXI века.
     Концепция опирается на анализ мировых и  отечественных  тенденций
развития национального образования.
     Опыт социальных экспериментов XX в.  привел мировое сообщество  к
окончательному  отказу  от  идей  этнокультурной унификации.  Одним из
результатов  победы  международно-правовых   принципов   гуманизма   и
демократии   стало   утверждение   идеала   культурного   многообразия
человечества.
     Необходимой культурной    основой    полноценного   национального
развития  и  нормальной  жизнедеятельности  общества  является   такая
система   образования,  которая  способна  транслировать  национальную
культуру,  обеспечивая открытость  в  другие  культуры  и  современное
цивилизационное развитие нации.
     Процессы накопления, функционирования и трансляции этнокультурной
информации  в  системе  образования  подчинены  общей  логике развития
национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации этнического и
гражданского  сообщества  к  меняющимся  условиям жизни.  Естественной
функцией национальной культуры (а значит и национального  образования)
является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию
этнокультурного комплекса,  выработку  и  освоение  инноваций  в  ходе
активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.
     Обеспечить социокультурную стабильность и  информационную  защиту
общества,  создать  благоприятный  режим  социализации новых поколений
особенно  важно  на   этапе   общероссийской   модернизации,   которая
происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.
     Создание системы осетинского национального  образования  является
неотъемлемой  частью  общей  стратегии культурного развития Республики
Северная Осетия-Алания,  которая исходит  из  необходимости  сохранить
социокультурную   ситуацию   плюрализма   и   многообразия,   защитить
культурную самобытность каждого этнического сообщества,  создавая  тем
самым гуманитарный фундамент для гражданских,  надэтнических принципов
общественного устройства.
     Концепция разработана на основании:
     Конституции Российской Федерации;
     Закона Российской   Федерации   "О   языках   народов  Российской
Федерации";
     Закона Российской Федерации "Об образовании";
     Закона Российской   Федерации   "О   высшем   и    послевузовском
профессиональном образовании";
     Концепции государственной   национальной   политики    Российской
Федерации;
     Концепции  модернизации  российского  образования  на  период  до
2010 года;
     Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ;
     Конституции Республики Северная Осетия-Алания;
     Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании";
     Программы модернизации  педагогического  образования  в  условиях
Республики Северная Осетия-Алания.

            Система осетинского национального образования

     Система осетинского    национального     образования     является
неотъемлемой,   органической   частью   единой   системы   образования
Республики Северная Осетия-Алания и строится на основе общих принципов
государственной  политики в области образования,  которые закреплены в
законодательстве Российской Федерации.
     Осетинское национальное   образование   -   это   образовательная
система, которая:
     формирует содержание  образования  и  воспитания в рамках единого
государственного стандарта Российской Федерации;
     использует осетинский  и русский языки в качестве языков обучения
и воспитания;
     транслирует национальную   культуру,  обеспечивает  открытость  в
другие культуры и гарантирует современное политическое,  экономическое
и социальное развитие нации.
     В системе осетинского национального образования с  необходимостью
должны   быть   представлены   все   существующие  уровни  российского
образования.
     Учреждения национального  дошкольного  образования  предназначены
для  гармоничного   развития   ребенка   в   соответствии   с   единым
государственным  стандартом  Российской  Федерации на основе овладения
осетинской и русской речью.
     Базовым учреждением     национального     образования    является
одиннадцатилетняя общеобразовательная школа.  Осетинская  национальная
школа  построена  на  принципе  реализации  государственного стандарта
среднего образования Российской Федерации с использованием осетинского
и   русского   языков   в   качестве   языков   обучения  и  изучения.
Последовательность,  продолжительность и  объем  использования  языков
обучения  определяются  республиканским  учебным  планом национального
образования.
     Учреждения начального  профессионального образования обеспечивают
подготовку   специалистов   рабочих   профессий   с   полным   средним
образованием для промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
     Учреждения среднего,  высшего и дополнительного профессионального
(педагогического)    образования    берут   на   себя   подготовку   и
переподготовку   кадров   для   системы   осетинского    национального
образования.
     Для научно-методической   поддержки   учреждений    национального
образования  создаются  специальные  научные подразделения и временные
научно-исследовательские коллективы.

                          Цели и приоритеты
                осетинского национального образования

     Целями осетинского национального образования являются:
     Постоянное воспроизводство и  развитие  национальной  культуры  и
родного  языка  как необходимых инструментов социализации подрастающих
поколений и важнейшей основы жизнедеятельности осетинской нации.
     Развитие образовательного  и профессионального потенциала Осетии,
воспитание молодежи,  подготовленной к  ответственной  и  продуктивной
интеллектуальной,  организаторской,  производственной  деятельности  в
социокультурных условиях Осетии-Алании, Кавказа, России.
     Формирование всесторонне   и   гармонически   развитой  личности,
осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на  основе
осетинской  национально-культурной  традиции,  ценностей  российской и
мировой культуры;  личности,  способной к творческому  саморазвитию  в
поликультурном открытом мире.
     Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами
образовательной политики Республики Северная Осетия-Алания:
     сохранение целостности   цивилизационного   и    образовательного
пространства России;
     гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
     ответственность государства   за  получение  детьми  полноценного
образования;
     научная основа содержания образования и принципов воспитания;
     приобщение учащихся   к   духовному   наследию   своего   народа;
сохранение     этнокультурной     самобытности,     традиционной     и
профессиональной национальной культуры;
     вариативность выбора родителями образовательного пути ребенка;
     ориентация на высокий уровень подготовленности выпускников  школы
к   жизни   в   условиях   федеративного   государства  и  современной
цивилизации;
     предоставление личности   широких  возможностей  для  последующей
самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
     формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых
навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности;
     создание условий  для  сохранения  и развития сотрудничества всех
этнокультурных  групп   населения,   образующих   единое   социальное,
экономическое и политическое сообщество Осетии-Алании;
     формирование национально-культурной  и  гражданской  идентичности
человека в контексте современного мирового самосознания.

           Содержание осетинского национального образования

     Содержание осетинского  национального образования сохраняет общие
принципы системности российского образования,  в том числе определение
обязательного  минимума  содержания и требований к подготовке учащихся
как на всех уровнях и ступенях образования,  так и по всем предметам и
предметным областям.
     В системе осетинского  национального  образования  федеральный  и
национально-региональный  компоненты  совмещаются  на основе принципов
идейно-тематического   единства   и   толерантности,   содержательного
соответствия   и  системности,  значимости  и  научной  объективности,
воспитательного воздействия и учета личного опыта учащихся.
     Вместе с   тем   интересы  социального  и  культурного  развития,
потребности модернизации Осетии  предполагают  создание  содержательно
целостной    системы   национального   образования,   дающей   ребенку
возможность   усвоения   как   родной   культуры,   так   и   культуры
общероссийской   и   мировой.   Открытость  осетинского  национального
образования должна обеспечиваться на каждом учебном уровне  принципами
поликультурности   и  полилингвальности  на  диалоговой  межкультурной
основе.
     В этом  смысле  содержание  осетинского национального образования
включает в себя три взаимосвязанных компонента:
     национальный, то   есть   обеспечивающий   человеку   возможность
самоидентифицироваться       как       представителю        осетинской
национально-культурной традиции;
     межкультурный, то есть создающий условия для вступления  личности
в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением;
     общечеловеческий, то есть обеспечивающий включенность личности  в
мировые общецивилизационные процессы.
     Учебные предметы  в  той  или  иной  степени   должны   совмещать
национально-культурную    ориентацию,   региональные   особенности   и
общероссийские, общечеловеческие идеалы.
     Межкультурный компонент   осетинского  национального  образования
необходимо строить прежде всего на изучении культуры и истории народов
Кавказа и России.
     Важнейшими критериями    качества     и     конкурентоспособности
осетинского    национального    образования    являются   системность,
фундаментальность и практическая ориентация.  Задача особой важности -
качественная    подготовка   учащихся   в   области   естественных   и
математических  наук.  Только  функциональная  грамотность   (владение
современной техникой,  языками и т.п.) позволяет современному человеку
осваивать социальную и природную среду,  активно работать  в  условиях
интенсивной    экономики    и    постиндустриальной,    информационной
цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.

                            Языки обучения
           в системе осетинского национального образования

     Фундаментальным принципом  функционирования  системы  осетинского
национального образования является использование осетинского  языка  в
качестве  языка  обучения  и  изучения.  Ведущая роль русского языка в
российском образовательном пространстве,  в  общественно-политической,
хозяйственной    и    духовной    жизни    федеративного   государства
предопределяет его первостепенную важность в качестве одного из языков
обучения и изучения в осетинской школе.
     Система осетинского   национального   образования   строится   на
принципе  паритетного  двуязычия  в  школьном  обучении и углубленного
изучения  иностранных  языков.  Такой  подход   совмещает   сохранение
фундаментальных   образовательно-воспитательных   функций  осетинского
языка  со  специфическим  усилением  роли  русского   языка,   который
становится  активным  посредником  в  функционировании родного языка и
действенным катализатором диалога культур.
     Функциональное двуязычие, то есть преподавание части предметов на
родном,  части - на русском языках, дополняется различным соотношением
языков  обучения  на  разных  образовательных ступенях.  Родному языку
уделяется больше внимания на начальной стадии  обучения.  На  старшей,
профильной  ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и
осетинским языками  может  быть  использован  также  английский  язык,
поскольку   практическое  владение  им  (в  частности,  для  работы  в
глобальных  компьютерных  сетях)  становится   насущной   потребностью
современного человека.
     Такое соотношение   языков   обучения   создает    условия    для
гармоничного   самоопределения   личности   в  национально-культурном,
гражданском    и    общецивилизационном     измерениях,     задаваемых
социокультурными  и  общественно-политическими ориентирами российского
образования.

                         Принципы воспитания

     Воспитательный идеал,  как общая цель  осетинского  национального
образования,   формируется  в  соответствии  с  важнейшими  критериями
национально-культурной  укорененности,   гуманистической   открытости,
личностной состоятельности, гражданской ответственности, созидательной
активности.
     Национально-культурная основа воспитания создается использованием
для   обучения   и   воспитания   детей    родного    языка,    учетом
этнопсихологических  особенностей и достижений народной педагогики для
развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка,
систематическим  приобщением  подрастающего  поколения  к национальной
культуре  и  традиционным  духовным  и  социально-этическим  ценностям
народа.
     Гуманистическая открытость,   способность    и    склонность    к
межличностным   и   межкультурным  контактам  -  необходимые  качества
современного  человека,  живущего  и  работающего  в  многоэтничном  и
поликультурном  мире.  Поэтому  один  из базовых элементов осетинского
национального  образования  -  воспитание  в  духе   многонациональной
отечественной  культуры,  являющейся  краеугольным  камнем  российской
цивилизации.
     Социальный статус    и    личностная   состоятельность   человека
определяются  совокупностью  его  морально-этических,   творческих   и
образовательно-профессиональных   качеств.  Личностно  ориентированная
модель  воспитания  предполагает  вовлечение   учащихся   в   процессы
социализации,      развитие     доступных     форм     самоуправления,
психолого-педагогическую   поддержку   стремления   к   лидерству    и
самовыражению.  Насущной  задачей  осетинской школы является включение
здорового образа жизни,  высокого образовательного стандарта, трудовой
этики  и  профессионального мастерства в систему актуальных культурных
ценностей и личностных ориентиров.
     Воспитание гражданской  ответственности предполагает формирование
таких качеств,  как готовность защищать родину, способность объективно
оценивать  соответствие политики государства интересам народа,  умение
объединяться для достижения общей цели,  отодвигая свой личный интерес
на второй план.
     Целенаправленная созидательная  активность  новых   поколений   в
рамках  новейшей  экономической  и  технологической  культуры является
главной   гарантией   успешной   модернизации   страны   и   повышения
благосостояния граждан.  Трудовое обучение,  творческое моделирование,
привлечение  к  практической  и   социально   значимой   деятельности,
обеспечение  занятости  и  трудоустройства  учащихся в летний период и
другие формы трудового  воспитания  в  осетинской  школе  должны  быть
использованы для реализации приоритетных образовательно-воспитательных
задач:  освоения учащимися приемов  активной  деятельности,  выработки
умения   ставить   цели   и   организовывать   собственную  регулярную
деятельность по их достижению, формирования навыков общения и работы в
коллективе,  а  также  привычки  к технологическому мышлению,  то есть
наиболее рациональному,  аккуратному и  точному  исполнению  действий,
вытекающих из четко сформулированной цели.






Информация по документу
Читайте также