Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.04.2015 № 61

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 3 апреля 2015 г.   № 61

 

гладикавказ

 

 

О внесении изменений в постановление

Правительства Республики Северная Осетия-Алания

 от 28 октября 2013 г. № 393 «О Государственной программе

 Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие

 Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы»

 

 

Правительство Республики Северная Осетия-Алания  постановляет:

 

Внести в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. № 393 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы» изменения согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания                 С.Такоев

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Республики Северная Осетия-Алания

от 3 апреля 2015 г. № 61

 

Изменения в постановление Правительства Республики

Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. № 393

 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания

«Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания»

на 2014-2016 годы»

 

В Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. № 393 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы»:

1. В паспорте Государственной программы:

а) позицию «Подпрограммы Госпрограммы» дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. «Каждому ребенку – семью»;

б) позицию «Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы»:

дополнить абзацем пятьдесят третьим следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 131929,7 тыс. рублей;

дополнить абзацем семьдесят первым следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 101176,9 тыс. рублей;

в абзаце восьмидесятом цифры «60475,02» заменить на «85231,42»; 

в абзаце восемьдесят восьмом цифры «13770,0» заменить на «38526,4»;

дополнить абзацем девяносто третьим следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 24756,4 тыс. рублей;

дополнить абзацем девяносто девятым следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 0,0 тыс. рублей.».

2. В разделе IV «Обобщенная характеристика основных мероприятий Госпрограммы»:

дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:

«13. «Каждому ребенку – семью.»;

дополнить абзацем девяносто четвертым следующего содержания:

«Подпрограмма 13 «Каждому ребенку – семью» направлена на внедрение  системных изменений в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, усиление процесса деинституциализиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики, восстановление благоприятной для ребенка семейной среды, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.».

3. В разделе IX «Ресурсное обеспечение Госпрограммы»:

дополнить абзацем пятьдесят третьим следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 131929,7 тыс. рублей;

дополнить абзацем семьдесят первым следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 101176,9 тыс. рублей

в абзаце восьмидесятом цифры «60475,02» заменить цифрами «85231,42»; 

в абзаце восемьдесят восьмом цифры «13770,0» заменить цифрами «38526,4»;

дополнить абзацем девяносто третьим следующего содержания:

 «Каждому ребенку – семью» - 24756,4 тыс. рублей;

дополнить абзацем девяносто девятым следующего содержания:

«Каждому ребенку – семью» - 0,0 тыс. рублей.».

4. Дополнить подпрограммой следующего содержания:

«Подпрограмма 13 «Каждому ребенку – семью»

«Паспорт подпрограммы 13 «Каждому ребенку – семью»


Ответственный исполнитель подпрограммы 13

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания

Соисполнители подпрограммы 13

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по делам несовершеннолетних и защите их прав и интересов

Цели подпрограммы 13

Системные изменения в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановление благоприятной для ребенка семейной среды, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи подпрограммы 13

1. Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот.

2. Развитие системы своевременного выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организация комплексной работы для профилактики лишения родительских прав.

3. Совершенствование работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, для предотвращения лишения родительских прав.

4. Семейное жизнеустройство детей-сирот, социальное и психологическое сопровождение замещающих семей.

5. Совершенствование системы повышения квалификации специалистов,  организующих  работу  по  профилактике

семейного неблагополучия, социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Методическое обеспечение процесса профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Формирование позитивного отношения общественности к замещающим семьям, к органам, работающим в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 13

1. Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики.

2. Показатель численности детей, чьи родители лишены родительских прав.

3. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.

4. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этапы и сроки подпрограммы 13

2015-2017 годы.

 

Объем и источники финансирования подпрограммы 13

257863,0 тыс. рублей, в т.ч.

2015 год – 156686,1 тыс. рублей;

2016 год – 101176,9 тыс. рублей. 

Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч.:

2015 год – 24756,4 тыс. рублей;

2016 год – 0,0 тыс. рублей.

Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания – 233106,6 тыс. рублей, в т.ч.:

2015 год -  131929,7 тыс. рублей;

2016 год –  101176,9 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 13

Снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики: 1,29% на начало реализации программы до 1,19% по окончании реализации программы;

снижение показателя численности детей, родители которых лишены родительских прав, на 15 человек: 52 на начало реализации программы, 37 - по окончании реализации программы;

снижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов: 99,062 на начало реализации программы до 99,067 по окончании реализации программы;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с 80% на начало реализации программы до 82% по окончании реализации программы


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. В рамках очередного этапа социально-экономического развития Российской Федерации принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы позволяет реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ответственного родительства, позитивного восприятия института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.

Для реализации основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, должны создаваться условия для обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Необходимо внедрять формы работы, позволяющие преодолевать социальную исключенность таких детей и способствующие их реабилитации и полноценной интеграции в общество. Профессионализм и высокая квалификация при работе с каждым ребенком и его семьей должны обеспечиваться качественной подготовкой и регулярным повышением квалификации кадров, связанных с работой с детьми и их семьями.

В республике создана единая инфраструктура сети органов и учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющих деятельность по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, включающая в себя 12 управлений социальной защиты населения – территориальных органов опеки и попечительства, 12 комплексных центров социального обслуживания населения в гладикавказ и районах республики, ГБУ социального обслуживания населения «Центр профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства «Моя семья», ГБУ социального обслуживания населения «Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце», ГБУ социального обслуживания Республики Северная Осетия-Алания «Алагирский территориальный центр социальной помощи семье и детям», ГБУ социального обслуживания населения «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Ласка», ГБУ социального обслуживания населения «Республиканский детский реабилитационно – оздоровительный центр «Горный воздух», ГБУ социального обслуживания населения «Республиканский детский лечебно – реабилитационный центр «Тамиск». Деятельность указанных учреждений осуществляется на основе оперативного обмена информацией, совместных выходов в семьи и организации, совместной работы со случаем, комиссионного принятия решений, совместного обучения специалистов на семинарах и тренингах. Регулярно проводятся совместные рабочие совещания, различные мероприятия.

Конструктивный опыт разработки и реализации республиканских целевых программ, таких как «Дети Осетии», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания», а также реализация совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, республиканских программ «Раннее вмешательство и профилактика социального сиротства в Республике Северная Осетия-Алания» (программа Фонда «Лига помощи») на 2009 – 2011 г.г. и «Организация и осуществление деятельности по подбору, подготовке, сопровождению и поддержке замещающих семей в Республике Северная Осетия-Алания » (программа Фонда «Новая семья») на 2009 – 2011 г.г. подтвердили практическую эффективность и действенность программно-целевого подхода к решению обозначенных проблем.

 Созданная в рамках реализации вышеуказанных программ система профессионального сопровождения замещающих семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, комплексная консультативная помощь семьям и детям на ранних этапах выявления неблагополучия позволили за период с 2009 г. до 2013 г. уменьшить в 1,5 раза долю детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики и в 2 раза снизить число впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. 

В целях закрепления мер, обеспечивающих внедрение результатов инновационной деятельности в сфере поддержки детей и семей с детьми, используются новые виды услуг, многие услуги получили развитие в плане повышения качества и расширения категорий получателей услуг. Созданные в рамках программ «Лига помощи» и «Новая семья» служба экстренной социально – психологической помощи детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и служба сопровождения и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, граждан, желающих принять или принявших на воспитание детей в свои семьи, были преобразованы в отделы Центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моя семья», начавшего свою работу с 2013 г.

Республика Северная Осетия-Алания обеспечивает реализацию мер по государственной социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.

В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 21 июля 2004 г. № 24-РЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)» на 50% увеличился размер вознаграждения приемному родителю за воспитание каждого последующего ребенка, оставшегося без попечения родителей (но не более чем на 5 детей). На каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, а также хронически больного приемного ребенка размер вознаграждения приемному родителю увеличился на 4330 рублей. На каждого приемного ребенка - инвалида объем вознаграждения приемному родителю увеличился на 8660 рублей. Ежегодно на оздоровление приемных детей выплачиваются денежные средства в размере 12990 руб. на каждого приемного ребенка. Предусмотрена ежегодная индексация указанных выплат.

В целях развития и стимулирования национального усыновления как конституционно значимой цели и наиболее отвечающей интересам ребенка формы семейного устройства установлена ежемесячная выплата на усыновленного ребенка в размере 2500 руб. С 2010 г. международных усыновлений в республике не зарегистрировано.

Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства в Республике Северная Осетия-Алания является воспитание детей в кровной семье. Системная работа по возвращению детей в кровные семьи позволила за 2013 г. уменьшить на 10 % (с 42 чел. в 2012 г. до 38 чел. в 2013 г.) число родителей, лишенных родительских прав, и возвратить в кровную семью 39 детей.

Единая система обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, программный подход к реализации поставленных задач, использование в работе инновационных технологий, трехуровневая вертикальная система контроля за деятельностью органов опеки и попечительства позволили снизить на 10 % численность впервые выявленных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (со 182 чел. в 2012 г. до 165 чел. в 2013 г.).  

В 2013 г. по сравнению с показателями за 2012 г. на 32 ребенка уменьшилась численность детей, находящихся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2014 – 243 ребенка, на 01.01.2013 – 275 детей).

В 2013 г. по сравнению с показателем за 2012 г. на 7 человек (17 %) увеличилось количество кандидатов в усыновители, находящихся на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2014 – 42 кандидата, на 01.01.2013 - 35 кандидатов).

Для реализации мероприятий по пропаганде различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания проводится информационно - рекламная кампания по формированию положительного общественного мнения о данной проблеме под девизом «Каждому ребенку – семью». Производная информация о детях, которым нужна семья, регулярно размещается в центральной республиканской газете «Северная Осетия». На сайте Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания функционирует раздел «Опека и попечительство».

С 2008 г. в республике отсутствуют случаи возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с ненадлежащим выполнением опекунами (попечителями), приемными родителями возложенных на них обязанностей. Вместе с тем существуют проблемы, связанные с адаптацией воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных на воспитание в замещающие семьи, а также проблемы, связанные с социализацией выпускников таких организаций.

В республике проводится работа по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Координацию работы по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляет Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Северная Осетия – Алания по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Ежегодно в бюджете республики предусматриваются денежные средства на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот. Всего, начиная с 2008 г., жильем обеспечен 301 человек.

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания совместно с территориальными управлениями социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и интересов осуществляют работу по повышению эффективности предпринимаемых мер в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства. Ведущими направлениями указанной деятельности  являются организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 Мобильные группы при территориальных управлениях социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания осуществляют работу по выявлению семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия. Все сведения о семье, о работе с семьей вносятся в «социальный паспорт семьи». Проведение работы по оказанию своевременной помощи выявленным семьям позволяет не доводить ситуацию до изъятия из семьи ребенка, предотвратить угрозу попадания семьи в «группу риска».

Результатом подобной работы является снижение удельного веса семей, находящихся в социально опасном положении. Всего на 31 декабря 2013 г. количество таких семей составило 841 (на 31.12.2012 – 929 семей).

В то же время проблема организации работы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства остается по-прежнему актуальной. Важным направлением в данной работе является совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия и поиска новых подходов, технологий работы в сфере профилактики социального сиротства детей, методов организации работы с семьями в трудной жизненной ситуации, выявленными на ранней стадии социального неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении. 

В этой связи приоритетными становятся системные изменения в области профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства,  семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающие следующее:

создание  Центра раннего выявления семейного неблагополучия, поддержки и сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в его структуре 12 участковых служб во всех районах гладикавказ и республики с их последующей передачей районным центрам помощи семье и детям, что позволит обеспечить своевременное выявление семей, находящихся на ранних стадиях развития социального неблагополучия, оказание экстренной помощи в случаях нарушения прав ребенка, беспрепятственный доступ семей с детьми к социальным услугам, организовать индивидуальную профилактическую работу с семьями в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях неблагополучия, сопровождение семей, снижение риска лишения родительских прав или ограничения лиц в родительских правах;

внедрение инновационных услуг, обеспечивающих экстренное реагирование в случае нарушения прав ребенка и беспрепятственный доступ к услугам кризисной, реабилитационной помощи, услугам социального сопровождения;

реализация программ активной поддержки родительства, которая позволит обеспечить повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, сформировать эмоциональную близость между детьми и родителями;

создание площадок в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, что позволит совершенствовать работу по социальной адаптации воспитанников;

совершенствование системы повышения квалификации специалистов, организующих работу по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для предоставления качественных и доступных услуг в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо применение методов программно-целевого планирования и расширения сферы его применения.

Эффективная профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства не могут быть обеспечены только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти. Характер вышеописанных проблем требует наличия долгосрочной стратегии их решения и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов (кадровых, технологических, материальных).

При применении программно-целевого подхода осуществляется:

совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы своевременного выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организации комплексной работы с ними для предотвращения дезорганизации семьи и профилактики лишения родителей родительских прав;

совершенствование работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, для предотвращения лишения родительских прав;

семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальное и психологическое сопровождение замещающих семей, позитивная социализация лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование системы повышения квалификации специалистов, организующих работу по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

методическое обеспечение процесса профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными недостатками подхода к профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без использования программно-целевого метода являются:

невозможность определения показателей эффективности реализации комплекса мероприятий региональной программы, обеспечивающих решение существующих в данной сфере проблем;

невозможность оценки эффективности вложения финансовых средств в мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий по данным направлениям;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно сказывается на совершенствовании системы социальных услуг для детей и семей целевой группы, обеспечении их качества и доступности. Достижение системных изменений в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится практически невозможным.

Таким образом, использование программно-целевого подхода является основополагающим принципом эффективного решения проблем, существующих в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

II. Основные цели и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы являются системные изменения в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановления благоприятной для ребенка семейной среды, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) развитие системы своевременного выявления семей в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организация комплексной работы с ними для профилактики лишения родительских прав;

3) совершенствование работы с семьями в социально опасном положении для предотвращения лишения родительских прав;

4) семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальное и психологическое сопровождение замещающих семей;

5) совершенствование системы повышения квалификации специалистов, организующих работу по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) методическое обеспечение процесса профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) формирование позитивного отношения общественности к замещающим семьям, к органам, работающим в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

III. Сроки реализации подпрограммы

Подпрограмма рассчитана на реализацию в 2015-2017 годах.

1-й этап – 2015 - 2016 годы.

Основное содержание этапа - реализация основных мероприятий подпрограммы, привлечение в сферу профилактики дополнительных учреждений; расширение социального партнерства и спектра социальных услуг; организация информационной кампании в средствах массовой информации.

2-й этап - 2017 год.

Основное содержание этапа - реализация мероприятий подпрограммы; внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений социальной защиты; подведение итогов, мониторинг эффективности реализации подпрограммы; оценка эффективности использования привлеченных финансовых средств (средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации); проведение итоговой конференции по результатам реализации подпрограммы.

IV. Система мероприятий подпрограммы

Реализация системы программных мероприятий предполагает организацию работы по взаимосвязанным направлениям, позволяющим обеспечить необходимые и достаточные условия для успешной реализации задач и достижения поставленной цели. 

1. Анализ имеющихся ресурсов действующих нормативных правовых  актов Республики Северная Осетия-Алания и полномочий органов исполнительной власти – участников подпрограммы в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты: определение приоритетных направлений в разработке и утверждении недостающих республиканских нормативных правовых актов для проведения на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, направленных на формирование институциональной системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития форм семейного устройства детей-сирот. 

2. Проведение регулярных межведомственных рабочих совещаний, дискуссионных площадок для специалистов, занятых в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития  семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Ожидаемые результаты: создание необходимых условий для повышения эффективности межведомственных и внутриведомственных координированных действий специалистов - участников подпрограммы в оказании услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

3. Разработка критериев независимой оценки качества предоставления услуг социальными службами по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты: определение и утверждение единых межведомственных требований к кадровому обеспечению, ведению документации, к критериям оценки результатов предоставления услуг по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определению качества их предоставления.

4. Создание Центра раннего выявления семейного неблагополучия, поддержки и сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в его структуре 12 участковых служб в гладикавказ и районах республики.

Ожидаемые результаты: развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб в целях профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей; обеспечение своевременного выявления семей, находящихся на ранних стадиях социального неблагополучия, оказание экстренной помощи в случаях нарушения прав ребенка, обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к социальным услугам, организация индивидуальной профилактической работы с семьями в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях неблагополучия, социальное сопровождение семей, снижение риска лишения родительских прав или ограничения лиц в родительских правах, восстановление родителей в родительских правах.

5. Обучение и формирование команды шести тренеров-супервизоров по раннему выявлению семейного неблагополучия и работе со случаем.

Ожидаемые результаты: обеспечение проведения супервизии специалистов, занятых в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по раннему выявлению семейного неблагополучия и работе со случаем, оказание им профессиональной поддержки.

6. Реализация программ активной поддержки родительства (в том числе организация выездных тренингов детско-родительских отношений).

Ожидаемые результаты: реализация индивидуальных программ оказания социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая мероприятия по их социальному сопровождению, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, формирование эмоциональной близости между детьми и родителями.

7. Совершенствование деятельности на межведомственной основе по созданию реабилитационного пространства для семей с детьми на ранних стадиях неблагополучия и в трудной жизненной ситуации с внедрением реабилитационных методик.

Ожидаемые результаты: коррекция внутрисемейных отношений, поиск новых способов решения внутриличностных и межличностных проблем для взрослых и детей, выявление причин неадекватного поведения детей, нормализации и улучшения эмоционального состояния целевых групп, снижение чувства тревоги, снятие депрессивного фона настроения у детей.

8. Внедрение технологии «Сохранение ребенка – инвалида в кровной семье».

Ожидаемые результаты: создание условий для семейного воспитания детей-инвалидов.

9. Внедрение восстановительных технологий работы  с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: организация    кружков «Рукодельница».

Ожидаемые результаты: создание условий для развития художественного вкуса у детей, формирование трудовых навыков, творческой активности.

10. Создание и сопровождение интернет-сайта, содержащего информацию по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты: социально значимый информационный ресурс для широкого круга лиц для правовой, социально – педагогической и иной поддержки граждан по вопросам семейного воспитания детей, в том числе детей-сирот; подготовка кандидатов в замещающие родители, в том числе в формате «вопрос-ответ», обучение в режиме on-line в Школе приемных родителей граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи и проживающих в отдаленных горных районах республики.

11. Проведение семинаров – интенсивов для замещающих семей.

Ожидаемые результаты: взаимная поддержка замещающих родителей с детьми, обмен личным опытом, совершенствование процесса социализации замещающих семей, оказание психологических услуг замещающим родителям, коррекция внутрисемейных отношений. 

12. Ежемесячные выплаты на усыновленных детей.

Ожидаемые результаты: обеспечение социальной поддержки усыновленных детей.

13. Создание в организациях для детей-сирот площадок (мастерских) для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Ожидаемые результаты: формирование трудовых навыков, творческой активности, социализация и успешная интеграция в общество выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14. Проведение ежегодного республиканского совещания по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты: анализ деятельности для определения приоритетных направлений в работе для осуществления на межведомственной основе проведения комплекса последовательных мероприятий, направленных на формирование институциональной системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей.

15. Выплаты приемной семье на содержание подопечных детей.

Ожидаемые результаты: обеспечение социальной поддержки приемных семей.

16. Выплаты семьям опекунов на содержание подопечных детей.

Ожидаемые результаты: обеспечение социальной поддержки опекунских семей.

17. Создание и развитие клуба выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «18 плюс».

Ожидаемые результаты: социальное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с оказанием социально – правовых, социально – психологических, социально – педагогических и иных услуг для их социализации и успешной интеграции в общество, использование технологии «социального лифта».

18. Проведение двух обучающих семинаров для специалистов, работающих в сфере   профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты: повышение компетентности специалистов, занятых в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения  родителей.

19. Проведение обучающего семинара и супервизий для консультантов и волонтеров, привлеченных для помощи службам, работающим в сфере профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты: привлечение внимания к проблемам семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, пропаганда семейного образа жизни, повышение статуса семьи в обществе, оказание адресной помощи семьям.

Реализация подпрограммы предполагает четкую структуру мероприятий, выстроенных в определенном логическом порядке и полностью обеспечивающих решение поставленных задач.

20. Оплата труда приемных родителей.

Ожидаемые результаты: обеспечение социальной поддержки приемных семей.

 

V. Ресурсное обеспечение подпрограммы    

Общий объем финансирования подпрограммы 13 – 257863,0 тыс. рублей, в том числе:

233106,6 тыс. рублей - республиканский бюджет, из них:

 

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания

233106,6 тыс. рублей

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (внебюджетные средства)

24756,4 тыс. рублей

 

2015 год - всего – 156686,1 тыс. рублей, в том числе:

131929,7 тыс. рублей - республиканский бюджет, из них:

 

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания

131929,7 тыс. рублей

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (внебюджетные средства)

24756,4 тыс. рублей

 

2016 год - всего – 101176,9 тыс. рублей, в том числе:

101176,9 тыс. рублей - республиканский бюджет, из них:

 

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания

101176,9 тыс. рублей

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (внебюджетные средства)

0,0 тыс. рублей

 

Данные средства запрашиваются на реализацию следующих мероприятий:

развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб, способствующих профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

повышение профессионального уровня и эффективности работы специалистов органов опеки и попечительства и служб раннего выявления семейного неблагополучия, поддержки и сопровождения семей;

реализация индивидуальных программ оказания социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая мероприятия по их социальному сопровождению;

создание условий для творческого развития семьи, духовно – нравственное и патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни;

материально-техническое и методическое обеспечение служб по раннему выявлению семейного неблагополучия, поддержке и сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их развитие.

Подпрограмма будет осуществляться на базе учреждений, входящих в структуру Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, занимающихся проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, с использованием имеющейся материальной базы, кадрового потенциала, методического обеспечения.

Выполнению поставленных задач и достижению конечных результатов подпрограммы в определенной степени могут помешать потенциальные риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов или социально-экономических проблем:

инфляция, повышение потребительских цен и тарифов на товары и услуги, приобретение которых предусмотрено подпрограммой;

сокращение финансирования мероприятий, что в итоге может привести к сокращению количества и качества помощи целевым группам подпрограммы;

недостаточное доверие населения к полезности и доступности мероприятий подпрограммы.

В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации подпрограммы предусматривается:

создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей подпрограммы;

внедрение новых технологий по оказанию помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

осуществление тесного межведомственного взаимодействия между исполнителями подпрограммы;

формирование единого информационно-методического пространства в сопровождении подпрограммы;

проведение ежегодного мониторинга выполнения подпрограммы, систематический анализ и, при необходимости, корректировка и ранжирование индикаторов, показателей, а также мероприятий подпрограммы;

перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач подпрограммы.

 Гарантией от объективных и субъективных рисков является реализация постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. № 393 «О Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы».

VI. Механизм реализации подпрограммы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, являясь ответственным исполнителем подпрограммы 13, осуществляет следующие меры по полному и качественному выполнению мероприятий подпрограммы: ежегодная подготовка бюджетной заявки, внесение предложений по корректировке отдельных мероприятий подпрограммы, контроль за использованием средств и выполнением включенных в подпрограмму мероприятий, подготовка сводных аналитических записок и докладов по результатам выполнения мероприятий подпрограммы и др.

Соисполнителями подпрограммы 13 являются Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по делам несовершеннолетних, защите их прав и интересов.

Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществляет финансовое обеспечение подпрограммы.

VI. Организация контроля за ходом реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий в пределах средств, направленных на их выполнение в очередном финансовом году.

Контроль за реализацией мероприятий подпрограммы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Ответственный исполнитель - Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания осуществляет координацию работы по реализации мероприятий и представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания ежегодно промежуточный отчет, а по окончании срока реализации подпрограммы - итоговый отчет.

Вопросы о ходе реализации мероприятий подпрограммы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия-Алания, соответствующей межведомственной комиссии и заинтересованных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.

VII. Социально-экономические последствия и оценка эффективности

подпрограммы

В результате реализации программных мероприятий ожидается достижение системных изменений в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановления благоприятной для ребенка семейной среды, развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить деятельность по:

своевременному выявлению семей, находящихся на ранних стадиях развития социального неблагополучия, оказанию экстренной помощи в случаях нарушения прав ребенка;

беспрепятственному доступу семей с детьми к социальным услугам, организации индивидуальной профилактической работы с семьями в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях неблагополучия;

социальному сопровождению семей, снижению риска лишения или ограничения родителей в родительских правах, восстановлению родителей в родительских правах;

коррекции внутрисемейных отношений, улучшению качества отношений в замещающих семьях;

оказанию правовой и психологической помощи замещающим семьям;

повышению уровня деинституциализиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

увеличению количества граждан, желающих принять детей в семью, и количества детей, передаваемых на воспитание в замещающие семьи;

уменьшению доли детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

созданию условий для творческого развития семьи, духовно – нравственного и патриотического воспитания, пропаганды здорового образа жизни;

формированию позитивного отношения общественности к замещающим семьям и к службам, осуществляющим деятельность  в сфере опеки и попечительства;

увеличению численности детей старше 7 лет, детей – инвалидов, детей, имеющих братьев и сестер, охваченных семейными формами устройства;


Информация по документу
Читайте также