Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.03.2016 № 105

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

О ПРОГРАММЕ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ

НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В 2016 ГОДУ"

 

Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2016 году" (далее - Программа).

2. Республиканским органам исполнительной власти - соисполнителям Программы обеспечить реализацию мероприятий Программы и представлять в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан информацию о ходе их реализации до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан Р.Марданов

 

Уфа, 31 марта 2016 г.

N 105

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 31 марта 2016 г. N 105

 

ПРОГРАММА

"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ

НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2016 ГОДУ"

 

Паспорт программы "Дополнительные мероприятия по снижению

напряженности на рынке труда Республики Башкортостан

в 2016 году"

 

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Соисполнители Программы

Министерство образования Республики Башкортостан;

Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;

Министерство экономического развития Республики Башкортостан;

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;

Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (по согласованию);

администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Цели:

сдерживание возможного роста уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда за счет применения различных форм содействия занятости населения;

стимулирование работодателей к созданию рабочих мест в условиях спада производства;

принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, недопущению массовых увольнений, созданию условий для обеспечения дополнительной занятости работников, находящихся под риском увольнения, а также трудоустройства на временные и постоянные рабочие места работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, и выпускников профессиональных образовательных организаций;

содействие занятости инвалидов

Задачи:

повышение конкурентоспособности работников, находящихся под риском увольнения, а также уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников;

содействие занятости работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;

сохранение рабочих мест и стимулирование их создания, в том числе временных, в организациях значимых для республики видов экономической деятельности;

предоставление дополнительных возможностей для трудоустройства инвалидов в условиях повышения напряженности на рынке труда

Срок и этапы реализации Программы

2016 год без деления на этапы

Целевые индикаторы и показатели Программы

Уровень регистрируемой безработицы;

коэффициент напряженности на рынке труда;

число работников, находящихся под риском увольнения;

число прошедших опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, а также уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников;

число трудоустроенных на временную и постоянную работу работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;

число временно трудоустроенных работников, находящихся под риском увольнения;

число трудоустроенных инвалидов

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансового обеспечения Программы составит 254307,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 76383,0 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 177924,9 тыс. рублей

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

РЫНКА ТРУДА, ЕГО ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

 

1.1. Основные показатели социально-экономического развития

Республики Башкортостан

 

Основной индикатор экономического развития - валовой региональный продукт Республики Башкортостан (далее - ВРП) - по оценке Министерства экономического развития Республики Башкортостан в 2015 году в действующих ценах составил 1,4 трлн. рублей (в 2014 году - 1,3 трлн. рублей). В расчете на душу населения ВРП, по предварительной оценке, составил 349,9 тыс. рублей (в 2014 году - 329,6 тыс. рублей).

Общее снижение экономических результатов относительно предыдущего года отмечалось по следующим макроэкономическим показателям: в сопоставимых ценах прошлого года оборот розничной торговли сократился на 12,0%, оборот оптовой торговли - на 15,2%, объем платных услуг, предоставленных населению, - на 4,7%. Динамика статистических цифр объясняется тем, что республиканский товарооборот в отчетном периоде формировался под влиянием замедления темпов роста заработной платы и в целом денежных доходов населения относительно предыдущего года, роста инфляции, ухудшения потребительской уверенности, сжатия потребительского кредитования, а также роста склонности населения к сбережению. Кроме того, сохраняющийся достаточно высокий уровень инфляции существенно продолжал принижать реальное значение доходов населения и заработной платы.

Денежные доходы населения в 2015 году сложились в сумме 1366,1 млрд. рублей, или 27960 рублей в среднем за месяц на душу населения. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2015 году относительно 2014 года снизились на 5,1%.

В 2015 году начисленная среднемесячная заработная плата одного работника республики (с досчетом до полного круга организаций) составила 25834,7 рубля (103,2% к 2014 году). Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в 2015 году относительно 2014 года снизилась на 9,6%.

Тем не менее, несмотря на общее снижение экономических результатов, выраженных в сокращении валовой добавленной стоимости по ряду секторов, в республиканской экономике наблюдался прирост показателей в части промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, которые в целом сгладили глубину экономического спада в отчетном периоде.

Оборот организаций по хозяйственным видам экономической деятельности в 2015 году составил 2,8 трлн. рублей с ростом по отношению к 2014 году в действующих ценах на уровне 100,6%, в январе 2016 года - 204,6 млрд. рублей (к январю 2015 года - 99,0%). Доля отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами в обороте за 2015 год составила 67,5%.

Развитие промышленного производства региона в 2015 году характеризовалось умеренным ростом. Индекс промышленного производства по сравнению с 2014 годом составил 101,0%.

В 2014 - 2015 годах в республике наблюдался незначительный рост деловой активности строительных организаций. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2015 году, по предварительным данным, оценивается в размере 156,1 млрд. рублей (100,2% к уровню 2014 года).

По предварительным расчетам, объем продукции сельского хозяйства в 2015 году в действующих ценах составил 152,1 млрд. рублей (103,2% в сопоставимой оценке к 2014 году). В структуре произведенной продукции преобладала доля хозяйств населения - 54,0% (в 2014 году - 59,7%), доля сельскохозяйственных организаций - 33,6% (33,1%), крестьянских (фермерских) хозяйств - 9,4% (7,2%).

Оборот розничной торговли в 2015 году равнялся 784,7 млрд. рублей, что в товарной массе на 12,0% меньше, чем в 2014 году. Оборот розничной торговли, в январе 2016 года составлявший 58,4 млрд. рублей, или 91,5% к январю 2015 года, на 91,5% был сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, при доле розничных рынков и ярмарок - 8,9% (в январе 2015 года - соответственно 87,8% и 12,2%).

В 2015 году оборот оптовой торговли составил 592,2 млрд. рублей, или 84,8% к 2014 году. Малый бизнес (малые предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели) сформировал 37,0% оборота оптовой торговли (в 2014 году - 37,1%).

Внешнеторговый оборот без учета взаимной торговли с республиками Арменией, Беларусь и Казахстан в 2015 году сложился в сумме 7,1 млрд. долларов США, что на 48,6% ниже уровня 2014 года, в том числе со странами дальнего зарубежья составил 6,8 млрд. долларов США и уменьшился на 48,7%, со странами СНГ - 0,3 млрд. долларов США (сократился на 45,7%). Сальдо внешнеторгового оборота сложилось положительным в сумме 6,0 млрд. долларов США.

В январе - сентябре 2015 года в республике действовали 41480 малых предприятий (в том числе 36455 микропредприятий), 369 средних предприятий с численностью работающих более 340 тыс. человек, или 29,4% от среднесписочной численности работников республики. По численности работников малых предприятий (без микропредприятий) Республика Башкортостан занимает 3-е место среди субъектов Приволжского федерального округа, по численности средних предприятий - 4-е место.

Индекс потребительских цен в Республике Башкортостан в декабре 2015 года составил 100,5%, в субъектах Приволжского федерального округа - от 100,1% в Удмуртской республике до 101,0% в Пермском крае, в среднем по Российской Федерации - 100,8%.

За период с начала года показатель инфляции в Республике Башкортостан сложился на уровне 10,9%, в субъектах Приволжского федерального округа варьировал от 10,4% в Оренбургской области до 13,8% в Ульяновской области, в среднем по Российской Федерации - 12,9%.

Уровень инфляции в январе 2016 года в Республике Башкортостан составил 0,8%, по Приволжскому федеральному округу - 0,7%, в среднем по Российской Федерации - 1,0%.

Демографическая ситуация в республике в 2015 году характеризовалась уменьшением числа родившихся, увеличением числа умерших и сохранением естественного прироста населения. По предварительным данным, за 2015 год Республика Башкортостан по уровню рождаемости среди субъектов Российской Федерации находится на 20-м месте, по уровню смертности - на 36-м месте, среди регионов Приволжского федерального округа по этим двум показателям занимает 4-е место.

За 2015 год общая миграционная убыль населения составила 5927 человек. Наблюдаются убыль населения в другие регионы России (8735 человек), а также положительное сальдо международной миграции (2808 человек), в том числе со странами СНГ (2742 человека) и другими зарубежными странами (66 человек).

 

1.2. Реализация инвестиционных проектов

в Республике Башкортостан

 

Для стабилизации положения в экономике и последующего экономического роста в регионе необходимы активизация инвестиционной деятельности, мобилизация инвестиций в реальный сектор экономики и их эффективное использование.

Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики в 2015 году, составил 316,7 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке практически соответствует уровню 2014 года (100,2%). Объем инвестиций на душу населения оценивается в 77,8 тыс. рублей.

По-прежнему основной объем инвестиций приходится на строительство зданий и сооружений (40,2%). На строительство и реконструкцию жилищ направлено 27,2% всех инвестиций, на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря - 24,9%.

В составе инвестиций в основной капитал большая часть в 2015 году приходилась на организации частной формы собственности (76,5%), которая сократилась по сравнению с 2014 годом на 0,7 процентных пункта. Существенно (на 5,5 процентных пункта) сократилась доля организаций государственной формы собственности (6,3%), на 1,4 процентных пункта - иностранной (1,9%), при этом доля организаций смешанной формы собственности возросла на 8,1 процентных пункта (10,2%).

Значительную долю в структуре инвестиций в основной капитал, как и в предыдущие годы, занимают обрабатывающие производства - 34,3%, добыча полезных ископаемых - 16,7%, транспорт и связь - 17,3%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 10,1%.

Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан включает в себя 73 проекта с общим объемом инвестиций 460,0 млрд. рублей и созданием 27000 новых рабочих мест. В составе перечня приоритетных инвестиционных проектов 29 проектов приходятся на обрабатывающие производства.

Для определения инвестиционных приоритетов разработана Стратегия инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 188. Совместно с Внешэкономбанком в 2013 году был создан региональный Центр государственно-частного партнерства, целью деятельности которого является развитие механизмов государственно-частного партнерства для решения задач, относящихся к публичному сектору.

В продолжение работы по развитию механизма государственно-частного партнерства в 2015 году была сформирована система управления проектами государственно-частного партнерства, сформированы их реестр и планы реализации. В 2015 году было заключено концессионное соглашение по проекту развития спортивного комплекса "Спортакадемия" в городе Стерлитамаке. На стадии подготовки находятся десять проектов государственно-частного партнерства в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения населения.

В 2015 году были реализованы следующие инвестиционные проекты: "Строительство современного селекционно-гибридного центра (свинокомплекса) по производству племенных двухпородных свинок, терминальных хряков и товарных свиней мощностью 42 тыс. голов в год" в Благоварском районе (ООО "УСГЦ"); "Создание современного свинокомплекса общей мощностью 42 тыс. тонн свинины в живом весе в год на территории Республики Башкортостан (ООО "Башкирская мясная компания"); "Строительство четырехзвездочного гостиничного комплекса в центре деловой части города Уфы" (ООО "Гранель-Недвижимость"); "Строительство гостиницы международного класса под брендом Hampton by Hilton" (ООО "Основа-Уфа"); "Строительство четырехзвездочного гостиничного комплекса "Атола" в городе Уфе (ООО "СФ "Прогресс"); "Строительство гостиничного объекта категории 4 звезды" (ООО "Парк-сити Урал") и другие.

Проведены расширение и модернизация производства в АО "ИНМАН" в городе Ишимбае.

Дополнительным финансовым инструментом развития инвестиционных проектов выступила республиканская адресная инвестиционная программа (далее - РАИП). В 2015 году из средств РАИП были субсидированы затраты по двум проектам на общую сумму 175 млн. рублей. Финансирование получили Уфимский селекционно-гибридный центр и Башкирская мясная компания.

В 2015 году в рамках РАИП было освоено более 10 млрд. рублей, введено в эксплуатацию 38 крупных объектов. Удалось снизить объем незавершенного строительства, обеспечить своевременное софинансирование по всем заявленным в РАИП инвестиционным проектам, не допустить появления задолженности или остановки строительства ни по одному из объектов.

Проводится работа по наращиванию инвестиционных потенциалов монопрофильных территорий республики. Успешным опытом в этом направлении стал моногород Кумертау, совместно с Администрацией которого в 2015 году была организована работа по привлечению федерального финансирования на реализацию инвестиционного проекта по строительству маслоэкстракционного завода. Эти мероприятия проведены в рамках генерального соглашения, заключенного между Главой Республики Башкортостан и некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" (далее - Фонд). В результате на создание объектов инфраструктуры Фондом будет выделено 313 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан - 64 млн. рублей.

 

1.3. Характеристика текущего состояния рынка труда

 

По данным выборочного обследования населения Республики Башкортостан в части проблем занятости, в среднем за 2015 год численность экономически активного населения составила 2016,6 тыс. человек, из них 123,3 тыс. человек классифицированы как безработные с применением критериев Международной организаций труда, 1893,3 тыс. человек - как занятые экономической деятельностью. Уровень общей безработицы вырос по сравнению с 2014 годом с 5,3% до 6,1% (в Российской Федерации - до 5,6%).

За 2015 год в государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - центры занятости) обратился 95471 гражданин (за 2014 год - 92473 гражданина). По состоянию на 1 января 2016 года в центрах занятости были зарегистрированы 27683 гражданина, ищущих работу, из них 27670 - не занятых трудовой деятельностью. Статус безработного за год получили 53699 жителей республики, что на 13% больше, чем за 2014 год (47330 человек).

Численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, на 1 января 2016 года составила 26078 человек, что на 3034 человека, или на 13%, больше, чем на начало 2015 года.

В структуре безработных преобладали: женщины - 61,2%, лица со средним и начальным профессиональным образованием - 48,9%, жители городской местности - 58,8%. Доля молодежи в возрасте 16 - 29 лет составила 20%, граждан предпенсионного возраста - 10,4%, граждан, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, - 22,8%, инвалидов - 5,6%.

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2016 года составил 1,32% против 1,16% на начало 2015 года.

За 2015 год были трудоустроены 62742 человека (уровень трудоустройства - 65,7%, за 2014 год - 70,8%). На обучение профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, направлены 4756 безработных граждан, 383 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и 97 пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность. Работодателями республики за год была заявлена потребность в 189390 работниках.

На 1 января 2016 года в республиканском банке вакансий находились 23164 вакантные позиции (на 1 января 2015 года - 28677 позиций), из них на постоянные рабочие места - 93,1%, по рабочим профессиям - 75,4%.

Наибольшая потребность была заявлена по следующим видам экономической деятельности:

строительство - 17,5%;

транспорт и связь - 13,5%;

обрабатывающие производства - 12,7%;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 8,9%;

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования - 7,5%.

Коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,2.

За 2015 год были уволены 17961 человек, из них:

на градо- и системообразующих предприятиях - 1116 человек;

на предприятиях, расположенных в моногородах республики, - 1660 человек;

на предприятиях с численностью более 500 человек - 6401 человек.

Из числа уволенных 8490 человек были сразу трудоустроены (47%). Таким образом, по состоянию на 1 января 2016 года численность уволенных без предоставления работы составила 9471 человек, из которых 1135 гражданам назначена трудовая пенсия по старости.

Численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе работодателя, составила на 1 января 2016 года 2508 человек. Находились в простое и отпусках без сохранения зарплаты 628 человек. Значения показателей сопоставимы с данными на 1 января 2015 года: численность занятых неполное рабочее время по инициативе работодателя составляла 2971 человек, находящихся в простое и отпусках без сохранения зарплаты - 112 человек. В совокупности рост составил 1,7%.

Сохранению, а также недопущению значительного ухудшения основных показателей рынка труда способствовала реализация программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2015 году". В случае непринятия превентивных дополнительных мер на рынке труда республики уровень общей безработицы мог составить 7,2%, уровень регистрируемой безработицы - 2,0%, коэффициент напряженности - 5,5.

 

1.4. Прогноз развития рынка труда и его планируемые

показатели по итогам реализации Программы

 

В соответствии с данными прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2016 год и период до 2018 года сохранится тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста, уменьшится доля занятых в экономике в численности трудовых ресурсов. В целом сокращение численности населения в трудоспособном возрасте будет сбалансировано ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста, сокращением занятости в неформальном секторе экономики, повышением уровня экономической активности населения за счет развития внутрирегиональной маятниковой трудовой миграции.

Согласно республиканскому прогнозу потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах в разрезе уровней образования по 55 укрупненным группам специальностей на 2016 - 2018 годы общая потребность составит: в 2016 году - 75,3 тыс. человек; в 2017 году - 71,9 тыс. человек; в 2018 году - 70,5 тыс. человек.

Нисходящая динамика кадровой потребности в прогнозном периоде обусловлена снижением темпов естественной убыли населения и, как следствие, сокращением количества высвобождаемых рабочих мест.

Потребность республики в рабочих кадрах составит: в 2016 году - 27,5 тыс. человек; в 2017 году - 25,4 тыс. человек; в 2018 году - 24,1 тыс. человек. Наибольшая потребность отмечается по следующим укрупненным группам специальностей:

машиностроение - 13,4% от общей потребности в рабочих кадрах;

сельское, лесное и рыбное хозяйство - 12,9%;

техника и технологии строительства - 12,1%;

экономика и управление - 9,9%.

Потребность в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием составит: в 2016 году - 23,5 тыс. человек; в 2017 году - 22,4 тыс. человек; в 2018 году - 21,8 тыс. человек. Наибольшая потребность отмечается по следующим укрупненным группам специальностей:

экономика и управление - 9,3% от общей потребности в специалистах со средним профессиональным образованием;

сельское, лесное и рыбное хозяйство - 7,5%;

техника и технологии строительства - 7,0%;

сестринское дело - 6,9%.

Потребность республики в квалифицированных специалистах с высшим образованием составит: в 2016 году - 24,2 тыс. человек; в 2017 году - 24,0 тыс. человек; в 2018 году - 24,6 тыс. человек. Наибольшая потребность отмечается по следующим укрупненным группам специальностей:

экономика и управление - 10,2% от общей потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием;

образование и педагогические науки - 9,3%;

клиническая медицина - 5,7%;

информатика и вычислительная техника - 5,5%;

техника и технологии строительства - 4,5%;

техника и технологии наземного транспорта - 4,3%;

машиностроение - 3,9%.

Численность занятых в экономике республики в 2016 году составит 1735,1 тыс. человек, или 98,5% по отношению к 2014 году.

В республике сохранится сложившаяся в последние годы тенденция развития сферы торговли и услуг, в результате возрастет удельный вес занятых по виду экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (с 16,3% в 2014 году до 16,8% в 2016 году). Введение в 2015 году в эксплуатацию крупных объектов гостиничного комплекса в рамках подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС приведет к росту численности занятых по виду экономической деятельности "Гостиницы и рестораны" (с 1,7% до 1,8%).

Также структура занятых в экономике может измениться в сторону увеличения удельного веса занятых по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" (с 1,8% до 1,9%), "Транспорт и связь" (с 6,2% до 6,3%), "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (с 6,9% до 7,0%).

Ожидается снижение удельного веса занятых в обрабатывающих производствах (с 15,8%) до 15,1%), сфере строительства (с 8,9% до 8,8%), образовании (с 9,4% до 9,3%) и здравоохранении (с 6,6% до 6,5%).

Развитие ситуации в сфере труда и занятости населения в среднесрочном прогнозном периоде будет определяться общей ситуацией в экономике республики. Сдержанные темпы роста экономики, происходящие процессы высвобождения работников, связанные с реструктуризацией производства и оптимизацией численности работников предприятий, сети учреждений бюджетной сферы, а также возможные риски снижения объемов продукции сельского хозяйства обусловили ухудшение прогнозных показателей в сфере занятости населения в республике. Пик ухудшения приходится на 2015 - 2016 годы. В силу инерционности социальных процессов восстановление уровня безработицы по методологии МОТ до значений 2014 года может быть достигнуто лишь к 2021 году.

 

ПОКАЗАТЕЛИ

баланса трудовых ресурсов Республики Башкортостан

 

(люди)

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2014 (факт)

2015 (оценка)

2016 (прогноз)

Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе:

2414630

2386790

2384241

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

2256435

2225034

2218653

иностранные трудовые мигранты

37610

39419

41499

лица, старше трудоспособного возраста, и подростки, занятые в экономике, - всего, в том числе:

120585

122337

124089

лица, старше трудоспособного возраста

118725

120588

122315

подростки

1860

1749

1774

Распределение численности трудовых ресурсов

Среднегодовая численность занятых в экономике - всего, в том числе:

1761943

1737870

1735071

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

265571

263106

261973

Рыболовство, рыбоводство

1195

1180

1170

Добыча полезных ископаемых

32198

33278

33724

Обрабатывающие производства

277991

264690

262651

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

47086

46838

46710

Строительство

156309

153448

152976

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

287673

290248

292312

Гостиницы и рестораны

29884

30809

30750

Транспорт и связь

108693

108892

108617

Финансовая деятельность

24915

24155

24260

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

121114

120948

120958

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

72613

72400

72200

Образование

72538

72227

71969

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

165087

160964

160633

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

115900

113357

112784

 

Несмотря на то, что благодаря дополнительным мероприятиям по снижению напряженности на рынке труда в 2015 году удалось сдержать существенное ухудшение показателей, в настоящее время негативные тенденции сохраняются.

За период с 1 января 2016 года по состоянию на 1 марта 2016 года рынок труда характеризовался следующими показателями:

численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, выросла на 8,0%;

уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,1 процентного пункта;

в 26 муниципальных образованиях Республики Башкортостан уровень безработицы сложился выше, чем в среднем по региону;

количество вакансий снизилось на 5,4%;

коэффициент напряженности на рынке труда увеличился на 0,2;

число работников, находящихся в режиме неполного рабочего времени, увеличилось на 59,0%.

В случае непринятия превентивных дополнительных мер ситуация на рынке труда может еще более усугубиться. Общим итогом действия негативных факторов может явиться рост уровня регистрируемой безработицы до 1,8%, коэффициента напряженности - до 2,0.

Все вышеперечисленное обусловило необходимость разработки программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2016 году" (далее - Программа), для реализации которой необходима скоординированная совместная деятельность республиканских органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, работодателей.

Принятие Программы позволит в значительной степени содействовать стабилизации ситуации на рынке труда и снижению социальной напряженности в республике. Реализация программных мероприятий и других инвестиционных проектов позволит удержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,3%, коэффициент напряженности на рынке труда - в пределах 1,4. Число работников, находящихся под риском увольнения, не превысит 9,2 тыс. человек.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Целями Программы являются следующие:

сдерживание возможного роста уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда за счет применения различных форм содействия занятости населения;

стимулирование работодателей к созданию рабочих мест в условиях спада производства;

принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, недопущению массовых увольнений, созданию условий для обеспечения дополнительной занятости работников, находящихся под риском увольнения, а также трудоустройства на временные и постоянные рабочие места работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, и выпускников профессиональных образовательных организаций;

содействие занятости инвалидов.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

повышение конкурентоспособности работников, находящихся под риском увольнения, а также уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников;

содействие занятости работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;

сохранение рабочих мест и стимулирование их создания, в том числе временных, в организациях значимых для республики видов экономической деятельности;

предоставление дополнительных возможностей для трудоустройства инвалидов в условиях повышения напряженности на рынке труда.

 

3. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И РИСКИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

К целевым индикаторам и показателям, характеризующим выполнение мероприятий Программы, относятся следующие:

уровень регистрируемой безработицы;

коэффициент напряженности на рынке труда;

число работников, находящихся под риском увольнения;

число прошедших опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, а также уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников;

число трудоустроенных на временную и постоянную работу работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;

число временно трудоустроенных работников, находящихся под риском увольнения;

число трудоустроенных инвалидов.

Сведения о значениях целевых индикаторов и показателей Программы представлены в приложении N 1 к ней.

На достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей Программы могут оказывать влияние возможные экономические риски, высвобождение работников, связанное с падением объемов производства, сокращением рынков сбыта, а также риски ухудшения погодно-климатических условий, влияющих на развитие сельского хозяйства.

 

4. СРОК И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Срок реализации Программы - 2016 год без деления на этапы.

 

5. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Организация опережающего профессионального обучения

работников, находящихся под риском увольнения, а также

принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных

организаций в связи с ликвидацией либо сокращением

численности или штата работников

 

Целью организаций опережающего профессионального обучения является повышение конкурентоспособности работников, находящихся под риском увольнения, а также уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников.

Предприятиям опережающее обучение позволит успешно продолжить и завершить планы, направленные на инновации, развитие персонала, рост производительности труда и обеспечение выпуска импортозамещающей российской продукции.

Опережающее профессиональное обучение работников проводится под рабочие места, предоставляемые работодателями работникам, находящимся под риском увольнения, а также принятым на постоянную работу работникам, уволенным из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников.

Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по очной и очно-заочной формам обучения, может быть курсовым (групповым) или индивидуальным, а также может выполняться с отрывом, без отрыва или с частичным отрывом от производства. Продолжительность опережающего профессионального обучения устанавливается профессиональными образовательными программами.

Финансовые средства, предусмотренные Программой, будут направлены предприятиям - участникам Программы.

Дополнительные меры позволят сохранить кадровый потенциал организаций, а их работникам - обрести уверенность и стабильность.

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, а также уволенных из иных организаций, проводится в организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, а также на базе учебных центров, структурных образовательных подразделений, на рабочих (учебных) местах организаций и предполагает гарантированное сохранение занятости работников на этих или других предприятиях.

В результате реализации данного программного мероприятия будет обеспечена занятость 2408 работников, оказавшихся под риском увольнения, а также работников, уволенных из иных организаций.

 

5.2. Возмещение работодателям расходов на частичную оплату

труда работников, принятых на постоянную или временную

работу, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией

либо сокращением численности или штата работников,

выпускников профессиональных образовательных организаций

 

Целями мероприятия по возмещению работодателям, реализующим программы развития организаций (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, принятых на постоянную или временную работу, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций являются:

финансовая поддержка организаций, вносящих эффективный вклад в экономическое и техническое развитие республики, в виде возмещения расходов на частичную оплату труда работников;

стимулирование создания рабочих мест;

принятие на постоянную или временную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций.

Основанием для включения организаций в указанное мероприятие Программы является наличие программ (мероприятий) развития организаций, в том числе программ, направленных на импортозамещение, внедрение инноваций, развитие персонала.

Для возмещения работодателям соответствующих расходов были проанализированы программы предприятий, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала, и отобраны 7 организаций.

В результате реализации данного программного мероприятия будет обеспечена занятость 289 работников, уволенных из иных организаций  выпускников профессиональных образовательных организаций.

 

5.3. Организация временной занятости работников,

находящихся под риском увольнения

 

Целью организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, является сохранение и стимулирование создания рабочих мест, в том числе временных, на предприятиях значимых для республики видов экономической деятельности.

Основанием для включения работодателей в соответствующие мероприятия Программы является наличие программ (мероприятий) развития организаций, в том числе программ, направленных на импортозамещение, внедрение инноваций, развитие персонала.

Для организаций временной занятости 308 работников предприятий проанализированы различные виды работ, на которые возможно привлечение работников, и составлен график проведения таких работ (с учетом сезонного фактора).

Указанные виды работ ориентированы на различные категории граждан и по характеру достигают целей, установленных по другим направлениям социально-экономического развития региона.

 

5.4. Возмещение работодателям затрат, связанных с

трудоустройством инвалидов, включая создание соответствующей

инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество

 

Целями реализации мероприятия по возмещению работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, является расширение инструментария содействия занятости инвалидов путем создания инфраструктуры, обеспечивающей доступность для них рабочих мест.

В условиях экономического кризиса предприятия будут сокращать свои издержки, и инвалидам - наиболее уязвимой группе граждан на рынке труда - станет намного сложнее трудоустроиться.

Участниками мероприятия станут инвалиды, испытывающие трудности в поиске работы.

В результате реализации данного программного мероприятия будет предоставлена дополнительная возможность для трудоустройства 27 инвалидов с созданием для них инфраструктуры, обеспечивающей доступность рабочих мест.

Мероприятия, направленные на достижение целей и решение задач Программы, сроки их реализации, целевые индикаторы и показатели, для достижения плановых значений которых реализуется основное мероприятие (мероприятие), а также показатели непосредственных результатов реализации указанных мероприятий представлены в приложении N 2 к Программе.

 

6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Республике Башкортостан на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также средства бюджета Республики Башкортостан.

Общий объем финансирования Программы в 2016 году составит 254307,9 тыс. рублей, в том числе:

субсидия из федерального бюджета - 177924,9 тыс. рублей (70% от общего объема финансирования);

средства бюджета Республики Башкортостан - 76383,0 тыс. рублей (30% от общего объема финансирования).

 

7. ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОГРАММЕ

 

7.1. Государственное унитарное предприятие Башкирские

художественные промыслы "Агидель" Республики Башкортостан

 

Государственное унитарное предприятие Башкирские художественные промыслы "Агидель" Республики Башкортостан (далее - ГУП БХП "Агидель" РБ) расположено в городе Уфе.

ГУП БХП "Агидель" РБ было образовано Указом Президента Республики Башкортостан от 2 марта 2000 года N УП-158 "О дополнительных мерах по сохранению производства изделий народных художественных промыслов".

Среднесписочная численность ГУП БХП "Агидель" РБ - 135 человек. В настоящее время численность инвалидов на предприятии составляет 9 человек, из них 1 человек - 2-й группы инвалидности, 8 человек - 3-й группы инвалидности.

Предприятие специализируется на выпуске сувенирной продукции: лаковой миниатюрной живописи, росписи по дереву и ткани, вышивки, юрт, строчевышитых изделий, швейных изделий с традиционным национальным орнаментом.

В настоящее время, в период экономического кризиса, спрос на сувенирную продукцию упал, что существенно сказалось на снижении объемов выпуска.

В целях выхода из сложившейся ситуации ГУП БХП "Агидель" РБ осуществляет работу по диверсификации выпускаемой продукции в целях расширения рынков сбыта: упаковки различной конфигурации, ложементов и фурнитуры, в производстве которой будут задействованы инвалиды.

Необходимы существенные вложения для создания условий перед приемом на работу, адаптации и наставничества трех работников с нарушениями функций слуха и опорно-двигательного аппарата. Предусматриваются установка пандусов, двухуровневых поручней, модификация элементов интерьера (расширение дверных проемов, установка дверей, открываемых в обе стороны), обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, определение специальных мест для парковки инвалидного транспорта.

 

7.2. Открытое акционерное общество

"Акционерная Компания ОЗНА"

 

Открытое акционерное общество "Акционерная Компания ОЗНА" (далее - ОАО "АК ОЗНА") расположено в городе Октябрьском, находящемся на западе Республики Башкортостан, в 189 километрах от города Уфы.

ОАО "АК ОЗНА" уже более 60 лет занимается производством насосно-компрессорного и котельного оборудования, установок по измерению дебитов нефтяных скважин. Оно обладает значительными производственными мощностями, позволяющими производить широкий спектр блочного оборудования для обустройства нефтяных и газовых месторождений.

Среднесписочная численность работников составляет 1967 человек.

Производство ОАО "АК ОЗНА" представляет собой комплекс подразделений, самостоятельно осуществляющих все этапы цикла изготовления нефтегазового оборудования, что позволяет обеспечить высокое качество продукции и ускорить внедрение новых разработок. В структуру завода входят сварочное, кузнечное, литейное производства, механическая обработка металла, производство электротехнического оборудования и т.д.

ОАО "АК ОЗНА" постоянно осуществляет инвестиции, направленные на расширение производственных возможностей и совершенствование применяемых технологий и оборудования.

Из-за ухудшения ситуации на рынке сбыта компания стала испытывать трудности с объемом загрузки производства, вследствие чего для 185 сотрудников был установлен режим неполного рабочего времени.

В целях выполнения объемов производства ОАО "АК ОЗНА" планирует повысить энергоэффективность за счет оптимизации использования производственных мощностей и основных фондов, а также развития инжиниринговых услуг и новых направлений выпускаемого оборудования.

В качестве ориентиров в развитии инноваций и импортозамещения продукции производителей из Китая и Италии в ОАО "АК ОЗНА" определены следующие направления деятельности:

мобильная установка гидроциклонного фильтр-пескоотделителя высокого давления;

коммерциализация продуктового направления "Блоки фильтров для очистки воды";

выпуск фильтров для очистки бурового раствора, скважинных фильтров, а также фильтров с быстросъемной крышкой для очистки от механических примесей сырой и товарной нефти, воды.

Чтобы осуществить указанные планы и обеспечить компанию высококвалифицированными специалистами, необходимо направить на опережающее профессиональное обучение инженерно-технический персонал, линейных руководителей и руководителей среднего звена, рабочих - для повышения разрядности и приобретения смежных специальностей.

Работников, находящихся под риском увольнения и планируемых для обучения, - 150 человек, 89 из которых являются приоритетными участниками Программы.

Участие ОАО "АК ОЗНА" в Программе позволит подготовить квалифицированных специалистов для выпуска новой продукции, увеличить объемы производства, повысить его эффективность и производительность труда.

 

7.3. Закрытое акционерное общество "ОЗНА -

Измерительные системы" (г. Октябрьский)

 

Закрытое акционерное общество "ОЗНА - Измерительные системы" (далее - ЗАО "ОЗНА - Измерительные системы") образовалось в 2011 году путем выделения измерительного бизнеса из состава ОАО "АК ОЗНА".

ЗАО "ОЗНА - Измерительные системы" занимается изготовлением оборудования для измерения дебита нефтяных скважин, сепарационных измерительных установок, запасных частей к автоматизированной групповой замерной установке, предоставляет услуги мобильного сервиса по пуско-наладке, техническому обслуживанию и модернизации измерительных установок.

Предприятие обладает замкнутым циклом производства, включающим исследования, разработку, производство, пуско-наладку, маркетинг и продажу измерительных установок. Современные измерительные системы предприятия соответствуют требованиям национального стандарта ГОСТ Р 8.615-2005, позволяют проводить измерения расходов жидкости, нефти и воды в массовых единицах, а газа - в объемных, приведенных к стандартным условиям.

Среднесписочная численность работников - 901 человек.

В настоящее время на предприятии в связи с падением объемов производства обострилась проблема загрузки мощностей, поэтому 50 работников переведены на неполный режим работы. Для преодоления данных проблем ведется целенаправленная работа по поиску и освоению новых видов продукции.

Перспективный план развития предприятия и модернизация производства предполагают увеличение его объемов, чему способствуют осуществление соответствующих конструкторских работ, использование новых технологических и технических возможностей, а также расширение географии деятельности ЗАО "ОЗНА - Измерительные системы" и продуктового портфеля.

В рамках развития инноваций в части импортозамещения продукции производителей из Китая, Германии и Италии планируется освоение следующих видов продукции: частотно-регулируемого привода, мультифазной бессепарационной измерительной установки "ОЗНА-Vx", измерительного модуля на базе Vx.

Для реализации этих перспективных планов предприятие будет нуждаться в квалифицированных кадрах. В связи с этим ЗАО "ОЗНА - Измерительные системы" планирует 50 работников (из них 20 человек являются приоритетными участниками Программы) направить на опережающее профессиональное обучение, осуществление которого приведет к сохранению персонала, находящегося под риском увольнения, и к увеличению объемов производства.

 

7.4. Общество с ограниченной ответственностью

"ОЗНА - Октябрьский механический завод"

 

Общество с ограниченной ответственностью "ОЗНА - Октябрьский механический завод" (далее - ООО "ОЗНА - ОМЗ"), созданное в 2012 году путем выделения части бизнеса из состава ОАО "АК ОЗНА", занимается производством бурового оборудования и запасных частей к нему, деталей трубопроводов, являясь в этом сегменте рынка одним из лидеров в России. Выпускаемая продукция соответствуют высоким стандартам качества и надежности.

Среднесписочная численность персонала составляет 250 человек, 56 из которых работают в режиме неполного рабочего времени вследствие падения объемов производства. В связи с этим ведется целенаправленная работа по поиску и освоению новых видов продукции - соответствующие заказы ожидаются в 2016 году.

Перспективный план развития предприятия предполагает увеличение объемов производства, чему способствует целенаправленное расширение технологических и технических возможностей. Кроме того, ведется работа по развитию инноваций в части импортозамещения продукции производителей из Китая - производство биметаллической втулки.

Для реализации намеченного предприятие будет нуждаться в квалифицированных кадрах, поэтому планируется направить на опережающее профессиональное обучение 48 человек, 22 из которых - приоритетные участники Программы.

Участие в Программе ООО "ОЗНА - ОМЗ" предотвратит увольнение его квалифицированного персонала, повысит производительность труда и позволит увеличить объемы производства.

 

7.5. Акционерное общество "Башкирская содовая компания"

 

Акционерное общество "Башкирская содовая компания" (далее - АО "БСК") расположено в городе Стерлитамаке, находящемся немного южнее географического центра Республики Башкортостан, в 121 километре от города Уфы.

АО "БСК", образованное в 2013 году путем объединения двух предприятий: ООО "Сода" и ОАО "Каустик", является одним из крупнейших химических комплексов России.

АО "БСК" - производитель широкого спектра химической продукции, в его номенклатуре - около 90 наименований. Компания занимает первое место в России по производству кальцинированной и пищевой соды, второе место - по выпуску поливинилхлорида, а также входит в тройку крупнейших производителей каустической соды, считается одним из лидеров по производству кабельных пластикатов.

Среднесписочная численность работников предприятия составляет 9116 человек, 375 из которых работают в режиме неполного рабочего времени.

С 2016 года согласно инвестиционной программе в АО "БСК" планируются внедрение и увеличение мощностей по производству поливинилхлорида до 260 тыс. тонн в год, а также реализация приоритетного инвестиционного проекта Республики Башкортостан "Модернизация колонного оборудования производства кальцинированной соды" с увеличением мощности до 1,8 млн. тонн в год (Приказ Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 30 декабря 2015 года N 262).

Для реализации вышеперечисленных мероприятий и продолжения выпуска качественной продукции предприятие нуждается в высококвалифицированных специалистах, в связи с чем планируется направить на опережающее профессиональное обучение 312 работников предприятия, в том числе 210 приоритетных участников Программы.

Кроме этого, в рамках мероприятий по возмещению затрат на оплату труда работников предполагается трудоустроить 15 человек.

 

7.6. Общество с ограниченной ответственностью

"Белебеевское предприятие "Автодеталь"

 

Общество с ограниченной ответственностью "Белебеевское предприятие "Автодеталь" (далее - ООО "БелАвтодеталь") является одним из градообразующих предприятий моногорода Белебея, находящегося в 180 километрах к юго-западу от города Уфы.

ООО "БелАвтодеталь" - правопреемник Белебеевского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых, которое было организовано в 1945 году для трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению - участников Великой Отечественной войны.

ООО "БелАвтодеталь" имеет в своем составе Уфимский филиал. Общая численность персонала предприятия - 250 человек, в том числе в городе Белебее - 220 человек. В настоящее время численность инвалидов на предприятии составляет 112 человек, из них 28 человек - 1-й группы инвалидности, 44 человека - 2-й группы инвалидности, 40 человек - 3-й группы инвалидности (из общего числа - 61 инвалид по зрению).

До 2011 года доля продукции для автопрома составляла до 90% от общего объема производства этого предприятия. Снижение спроса на автомобили марки ВАЗ и снятие с производства классических моделей и модели "Самара" существенно сказались на объемах заказов, поступающих на предприятие, вследствие чего объемы закупок комплектующих значительно снизились.

Администрация ООО "БелАвтодеталь" осуществляет большую работу по диверсификации выпускаемой продукции в целях восполнения потерянных объемов, однако этот процесс затрудняется низкой конкурентоспособностью инвалидов, высокой конкуренцией на рынке, нехваткой оборотных средств, урезанием налоговых льгот.

Из-за недозагруженности производства ООО "БелАвтодеталь" с 2014 года работает в режиме неполного рабочего времени. В целях сохранения коллектива и загрузки мощностей предприятия идет поиск новых профилей работы, в том числе импортозамещающих.

В настоящее время на предприятии осваивается новая продукция, в производстве которой будут задействованы инвалиды: проволочные изделия для изготовления выхлопных систем автомобилей, сидений, системы подвеса лотков для промышленных теплиц (замещение голландских производителей), металлической сетчатой тары, ценникодержателей, крючков (замещение китайских производителей), а также комплектующих для гладильных досок - сетчатых рамок.

Мероприятия по освоению новой продукции должны обеспечить более высокую загрузку производства, стабильность и экономическую независимость предприятия.

Необходимы существенные вложения для подготовки инфраструктуры для приема на работу 10 инвалидов по зрению 1-й и 2-й групп, для адаптации которых на рабочем месте планируется наставничество. Речь идет о соответствующей подготовке санитарно-гигиенических помещений; оборудовании путей движения инвалидов; установке поручней, визуальных и тактильных указателей, сигнальных кнопок, звуковых ориентирующих устройств и осветительных приборов.

 

7.7. Общество с ограниченной ответственностью

"Белорецкое учебно-производственное предприятие

Всероссийского общества слепых"

 

Общество с ограниченной ответственностью "Белорецкое учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых" (далее - ООО "Белорецкое УПП ВОС") расположено в моногороде Белорецке, находящемся на востоке Республики Башкортостан, в 245 км от города Уфы.

Общество учреждено Постановлением президиума Центрального правления Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых от 30 июля 1998 года N 8-4/2 и является правопреемником прав и обязанностей Белорецкого учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых, которое было организовано в 1951 году для привлечения к трудовой деятельности инвалидов по зрению, создания условий, обеспечивающих социальную защиту инвалидов, а также для производства и реализации товаров и услуг.

Деятельность ООО "Белорецкое УПП ВОС" связана с производством и дальнейшей реализацией продукции промышленного и бытового назначения: щетино-щеточных изделий, патронов электроламп для автомобильной промышленности, шнуров армированных, изделий из пластмасс, металлопродукции, гальванопокрытия металлоизделий.

Среднесписочная численность предприятия составляет 75 человек, в том числе 47 человек (62,7%) - инвалиды по зрению 1-й, 2-й и 3-й групп.

В настоящее время в целях расширения номенклатуры продукции и увеличения объемов производства на предприятии реализуются мероприятия по установке нового технологического оборудования. Это позволит вывести нерентабельную и устаревшую продукцию из производства и начать освоение ее новых видов с использованием труда инвалидов по зрению: щеток дорожных для подметальных машин двух видов, строительного подвеса, зажима плашечного, зажима для крепления арматуры самонесущих изолированных проводов.

Прием на работу инвалидов по зрению потребует затрат предприятия на обеспечение доступности места работы инвалида, обучение инвалида пользованию техническими средствами, приемам и навыкам работы на специально созданном рабочем месте. За принятыми на работу инвалидами по зрению планируется закрепить наставников - квалифицированных работников. Для обеспечения соответствующих условий работы будет создана специальная инфраструктура: нанесены надписи по Брайлю на стенах зданий и в помещениях, установлены звуковые ориентирующие средства, поручни и ограждения на территории предприятия и в здании, а также яркие контрастные указатели.

 

7.8. Государственное автономное учреждение социального

обслуживания населения Уфимский дом-интернат

для престарелых и инвалидов

 

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Уфимский дом-интернат для престарелых и инвалидов (далее - ГАУСОН Уфимский дом-интернат для престарелых и инвалидов) был открыт в 1991 году. Он предназначен для постоянного либо временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе.

На сегодняшний день в ГАУСОН Уфимский дом-интернат для престарелых и инвалидов проживают 234 человека, из них - 230 инвалидов, 72 инвалида-колясочника.

Планируется трудоустроить 1 инвалида 2-й группы на должность обувщика по ремонту обуви, для адаптации которого на рабочем месте будет организовано наставничество.

В целях обеспечения принятому инвалиду доступности рабочего места и санитарно-гигиенических помещений предполагается создание специальной инфраструктуры, в том числе установка двери с доводчиком, удобной для проезда инвалида-колясочника, осветительных приборов для рабочего места и специально оборудованного рабочего стола.

 

7.9. Закрытое акционерное общество "Комбинат рабочей одежды"

 

Закрытое акционерное общество "Комбинат рабочей одежды" (далее - ЗАО "КРО"), расположенное в городе Уфе, специализируется на выпуске зимней и летней спецодежды для промышленных предприятий Республики Башкортостан и Российской Федерации.

Среднесписочная численность работающих в ЗАО "КРО" - 212 человек, 144 из которых работают в режиме неполного рабочего времени, 23 работника предполагаются к увольнению.

Предприятие представляет собой современное швейное производство, оснащенное высокотехнологичным оборудованием. Выполняются все этапы производственного цикла - от формирования заказа, разработки эскизных проектов, опытных образцов-эталонов до составления полного комплекта рабочей документации. Изделия разрабатываются согласно техническим условиям и ГОСТам. Вся продукция имеет сертификаты соответствия России. На сегодняшний день ассортимент изделий превысил 300 наименований.

В швейных цехах установлено оборудование с элементами электроники и автоматики корейской фирмы "СанСтар" и японской фирмы "Джуки".

Целями производственно-хозяйственной деятельности ЗАО "КРО" являются обеспечение населения высококачественной спецодеждой, произведенной по современным технологиям; недопущение сокращения численности рабочих мест; получение достаточной нормы прибыли для расширения и модернизации производства.

Цели инвестиционных мероприятий по техническому перевооружению производства - это внедрение новых технологий и оборудования, подготовка специалистов по его обслуживанию и ремонту.

ЗАО "КРО" самостоятельно готовит работников из лиц, не имеющих специальных навыков, образования и опыта.

Для обслуживания и ремонта швейного оборудования с элементами электроники, микропроцессорной техники, управляющих систем и программного обеспечения необходимо провести квалифицированную переподготовку существующих кадров. Планируется организовать опережающее профессиональное обучение 167 работников, 70 из которых являются приоритетными участниками Программы.

Целесообразность данного мероприятия выражается в повышении профессионального мастерства специалистов и, как следствие, в повышении трудового потенциала ЗАО "КРО"; адаптации работников к новым направлениям в профессиональном развитии и формировании у них прикладных навыков; сохранности рабочих мест для социально не защищенных категорий работников; обеспечении рынка качественной продукцией.

 

7.10. Акционерное общество "Кумертауское авиационное

производственное предприятие"

 

Акционерное общество "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (далее - АО "КумАПП") является градообразующим предприятием моногорода Кумертау, находящегося в 250 километрах к югу от города Уфы. Основная продукция АО "КумАПП" - многоцелевые вертолеты разработки конструкторского коллектива "Камов", имеющие уникальную соосную винтовую схему и способные сохранять работоспособность, устойчивость и управляемость в стесненных условиях, при таких внешних воздействиях силы и направлениях ветра и таких режимах маневрирования, при которых вертолетам со стандартной винтовой схемой крайне затруднительно. Вертолеты производства АО "КумАПП" составляют основу корабельной авиации России.

Среднесписочная численность персонала этой организации - 3439 человек.

Продукция АО "КумАПП" занимает одну из лидирующих позиций на международном рынке гражданских вертолетов, предназначенных для выполнения специальных работ, и успешно эксплуатируются наряду с Россией в Азербайджане, Казахстане, Корее, Китае, Канаде, Кубе, Индии, Вьетнаме, Новой Гвинее, Португалии, Испании, Швейцарии, Бразилии и других странах. В настоящее время продолжаются выпуск вертолетов согласно заключенным контрактам, а также деятельность, направленная на расширение рынков сбыта авиационной техники, модернизацию выпускаемой продукции и освоение нового производства.

АО "КумАПП" постоянно совершенствует технические характеристики изготавливаемых вертолетов: осуществляет техническое перевооружение производства, активно внедряет современные технологии, обновляет парк оборудования заготовительно-штамповочного, термического и композитного производств.


Информация по документу
Читайте также