Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2014 № 564

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

НА 2014 - 2016 ГОДЫ

 

В целях дальнейшего развития нефтехимического территориального кластера в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа).

2. Определить Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета в части реализации мероприятий Программы.

3. Контроль за ходом реализации Программы возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.

 

Первый заместитель

Премьер-министра Правительства

Республики Башкортостан Р.Марданов

Уфа, 9 декабря 2014 г.

N 564

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 9 декабря 2014 г. N 564

 

ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" НА 2014 - 2016 ГОДЫ

 

Паспорт Программы

 

Исполнитель

Программы

Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

Наименование

Программы

"Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014 - 2016 годы

Цели и задачи Программы

Цели:

создание и развитие инновационной инфраструктурной площадки, объединяющей максимальное количество компетенций в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;

рост международной конкурентоспособности организаций - участниц Кластера

 

Задачи:

объединение и координация деятельности предприятий Республики Башкортостан в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;

поддержка малого и среднего предпринимательства в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;

развитие фундаментальных научных исследований и разработок в областях добычи, транспортировки, переработки нефти и газа;

развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров;

формирование и реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в нефтехимической промышленности;

создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организаций - участниц Кластера в рамках реализации совместных проектов;

маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами

Целевые индикаторы и

показатели Программы

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест;

средняя выработка на одного работника организации - участницы Кластера;

объем инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера;

объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера;

объем инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами

Характеристика

программных

мероприятий

Развитие производственного потенциала Кластера;

развитие сектора научных исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

развитие инновационной инфраструктуры Кластера;

развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2016 годы без деления на этапы

Объемы и источники

финансового обеспечения Программы

Общий объем финансового обеспечения Программы в 2014 - 2016 годах составляет 52128374,2 тыс. рублей, в том числе средства:

а) федерального бюджета в 2014 году - 123500,0 тыс. рублей;

б) бюджета Республики Башкортостан в 2014 году - 13722,2 тыс. рублей;

в) внебюджетных источников - 51991152,0 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 51453666,5 тыс. рублей;

2015 год - 537485,5 тыс. рублей

Ожидаемые конечные

результаты реализации Программы

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест (единицы):

в 2014 году - 1379;

в 2015 году - 1420;

в 2016 году - 1560;

средняя выработка на одного работника организации - участницы Кластера (млн. рублей):

в 2014 году - 8,771;

в 2015 году - 9,332;

в 2016 году - 9,945;

объем инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера (млрд. рублей):

в 2014 году - 64,230;

в 2015 году - 82,455;

в 2016 году - 91,173;

объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера (млн. рублей):

в 2014 году - 880;

в 2015 году - 913;

в 2016 году - 921;

объем инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (млрд. рублей):

в 2014 году - 27,9;

в 2015 году - 31,48;

в 2016 году - 35,39

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ

НАПРАВЛЕНА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

 

В настоящее время тенденция развития нефтехимической отрасли Российской Федерации существенно отстает от общемировых. Из производимых в мире более 3000 наименований крупнотоннажных и более 50000 малотоннажных востребованных экономикой нефтехимических продуктов в Российской Федерации освоено, соответственно, не более 100 и 500. На импорт необходимых продуктов российские потребители ежегодно затрачивают триллионы рублей, питая российскими деньгами западную экономику.

Без этой нефтехимической продукции невозможно производство всех без исключения высокотехнологичных наукоемких изделий. В итоге оборонная, авиационная, космическая и автомобильная промышленность, электроника, топливно-энергетический комплекс и многие другие ключевые отрасли экономики России находятся в фатальной зависимости от импортных поставок.

В мировой практике крупные нефтехимические компании выпускают, как правило, полупродукты - сырье для дальнейших переделов малыми и средними предприятиями. Российские нефтехимические гиганты в последние годы ведут работу по реанимации закрытых после распада СССР и по созданию новых производств. Однако ключевая составляющая выхода на независимость от импорта - малые и средние предприятия, выпускающие конечную товарную продукцию, - остались за пределами государственного внимания.

Необходимым условием успешной конкуренции на рынке производителей малотоннажных химических продуктов является способность производства к быстрому изменению ассортимента продукции в соответствии с конъюнктурой рынка, что, в свою очередь, требует доступа к современной аналитической базе, отработке технологий в пилотном и опытно-промышленном масштабах.

Также необходимо отметить важность создания гибких химико-технологических систем по расширению спектра химических продуктов, поскольку проектирование, монтаж и ввод в эксплуатацию промышленных установок химического синтеза, ориентированных на выпуск только одного малотоннажного продукта, не имеют перспективы.

В Республике Башкортостан существует уникальная возможность для ускоренной ликвидации отставания Российской Федерации в производстве конечной товарной нефтехимической продукции. Регион - лидер страны по концентрации крупных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Именно здесь были созданы и успешно функционируют десятки малых и средних предприятий, выпускающих широкую линейку малотоннажной нефтехимической продукции, имеется развитая сеть научных, проектных и образовательных специализированных учреждений.

Для поддержки и координации работы указанных предприятий в 2012 году был создан нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан (далее - Кластер).

Его основные специализации - разработка спектра технологий нефтепереработки и нефтехимии (от подготовки и первичной переработки до комплекса вторичных процессов), проектирование нефтехимических комплексов, предоставление инжиниринговых услуг, производство нефтехимической продукции. Разработчиками и производителями такой продукции являются градообразующие предприятия Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Октябрьского.

В рамках Кластера также осуществляются:

подготовка и обеспечение процессов разработки, опытно-промышленного производства, реализации биотехнологической продукции;

внедрение новейших биотехнологий в химическую и нефтехимическую промышленность.

Одним из главных факторов, сдерживающих развитие Кластера, является низкая эффективность использования потенциала соответствующих инновационных малых и средних предприятий.

Первым шагом решения такой задачи стало создание на производственной площадке ГУП "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан" (далее - ГУП ИНХП РБ) Центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию (далее - ЦКД), что позволило обеспечить субъекты малого и среднего предпринимательства научными и аналитическими услугами. Для реализации соответствующих проектов было приобретено уникальное научно-аналитическое и пилотное оборудование.

Отличительной особенностью ЦКД является его трехблочная организационная структура:

I блок - оборудование для количественного и качественного анализов;

II блок - экспериментально-пилотная база;

III блок - опытно-промышленная база.

Трехблочная структура ЦКД обеспечивает проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований широкого спектра, позволяет осуществить весь комплекс необходимых работ: от поисковой разработки до выпуска опытно-промышленной партии продукта.

ЦКД проводит специализированные исследования нефти, природного газа, продуктов газо- и нефтепереработки, а также продуктов неорганического и органического синтеза, природных и синтетических материалов и полимеров, объектов экологии и социальной сферы.

Несмотря на то, что масштабная модернизация нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей дала уникальные возможности для роста отечественного инженерного потенциала, одновременно это вызвало мощнейшую экспансию в отечественную экономику зарубежных инжиниринговых компаний с их технологиями и материалами. Сегодня на российском рынке активно действуют ведущие мировые лицензиары и инжиниринговые компании, обладающие большим финансовым потенциалом, что приводит к прекращению внедрения в Российской Федерации новых отечественных технологических процессов нефтепереработки, вытеснению российских научных и проектных организаций с рынка инжиниринговых услуг, резкому росту количества импортного оборудования, используемого при модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Таким образом, следующим этапом развития Кластера должна стать поддержка отечественных научных и проектных организаций.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Программа "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) разработана в целях повышения эффективности использования существующего на территории Республики Башкортостан научного и высокотехнологичного производственного потенциала в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии.

Основными целями Программы являются:

создание и развитие инновационной инфраструктурной площадки, объединяющей максимальное количество компетенций в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;

рост международной конкурентоспособности организаций - участниц Кластера.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

объединение и координация деятельности предприятий Республики Башкортостан в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;

поддержка малого и среднего предпринимательства в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии, биотехнологии;

развитие фундаментальных научных исследований и разработок в областях добычи, транспортировки, переработки нефти и газа;

развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров;

формирование и реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в нефтехимической промышленности;

создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организаций - участниц Кластера в рамках реализации совместных проектов;

маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами.

 

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ЦЕЛЕВЫЕ

ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

 

Целевые индикаторы и показатели Программы, позволяющие оценить ход и результаты ее реализации, отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости и представлены в таблице:

 

Целевые индикаторы и показатели Программы

 

N

п/п

Наименование целевого индикатора и показателя Программы, единица измерения

Динамика количественных значений целевых индикаторов и показателей по годам

2013

2014

2015

2016

1

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест, единицы

1102

1379

1420

1560

2

Средняя выработка на одного работника организации - участницы Кластера, млн. рублей/год

8,257

8,771

9,332

9,945

3

Объем инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера, млрд. рублей

57,851

64,230

82,455

91,173

4

Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера, млн. рублей

842

880

913

921

5

Объем инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, млрд. рублей

22,30

27,90

31,48

35,39

 

Достижение намеченных Программой целей будет осуществляться за счет:

увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, на 41,6% к уровню 2013 года;

увеличения средней выработки на одного работника организаций - участниц Кластера на 20% к уровню 2013 года;

увеличения объема инвестиционных затрат организаций - участниц Кластера на 57,6% к уровню 2013 года;

увеличения объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участницами Кластера, на 9% к уровню 2013 года;

увеличения объема инновационной продукции собственного производства, отгруженной организациями - участницами Кластера, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, на 58,7% к уровню 2013 года.

 

4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

План реализации Программы в разрезах ее мероприятий, источников и объемов финансового обеспечения представлен в приложении к ней.

 

4.1. Развитие производственного потенциала Кластера

 

Одним из путей развития химического производства является создание концепций развития бизнеса на самих предприятиях, в основу которых должны быть заложены реконструкция действующих и создание новых производств, разработка и внедрение наукоемких технологий, привлечение инвестиций.

Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов напрямую связано с повышением инвестиционной и инновационной привлекательности предприятий за счет снижения рисков и обеспечения защиты прав инвесторов, а также расширения сети инновационных малых и средних предприятий.

Предприятиями Кластера разработаны инвестиционные и инновационные программы, в рамках которых активно и успешно осуществляют модернизацию производства крупные химические предприятия Кластера: ОАО "Газпром нефтехим Салават", ОАО "Каустик", ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод".

Предприятия Кластера развиваются в следующих направлениях:

организация нового производства;

расширение доступа к сырьевым ресурсам (в частности, Западной Сибири);

разработка новых видов продукции;

модернизация и реконструкция основных средств.

Все мероприятия по развитию Кластера можно разделить на две части:

первая часть - производственная, ориентированная на развитие производств и формирование развитой производственной инфраструктуры;

вторая часть - социальная, ориентированная на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности и развития работников предприятий Кластера и членов их семей, проживающих на территории Кластера.

Решение задач развития производственного потенциала Кластера связано с усовершенствованием действующих и вводом в эксплуатацию новых производств Кластера.

 

4.2. Развитие сектора научных исследований и разработок,

включая кооперацию в научно-технической сфере

 

Приоритетные программные мероприятия в сфере научных исследований и разработок, определенные в соответствии с основными направлениями создания и развития Кластера - нефтехимией и нефтегазопереработкой, представлены в приложении к Программе.

 

4.3. Развитие инновационной инфраструктуры Кластера

 

Поддержка малого и среднего предпринимательства в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии является одним из важнейших направлений развития Кластера. Первым шагом в данном направлении стало создание ЦКД. Следующий шаг в указанной области - создание Инжинирингового центра.

Обеспечение малых предприятий собственным современным высокопроизводительным оборудованием и дорогостоящим программным обеспечением невозможно в силу небольших объемов их производства и, соответственно, прибыли. При стоимости в несколько сотен тысяч долларов США высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения их покупку и эффективную эксплуатацию в целях выпуска продукции может позволить только достаточно крупное предприятие, поэтому подавляющее большинство малых и большая часть средних предприятий вынуждены отказываться от использования новых технологий.

Зачастую, не имея финансовой возможности получить доступ к высокопроизводительному оборудованию и дорогостоящему программному обеспечению, отечественные проектные и научные организации оказываются неконкурентоспособными.

Создание Инжинирингового центра будет содействовать изменению ситуации на отечественном рынке инжиниринговых услуг в областях нефтегазопереработки и нефтехимии.

Инжиниринговый центр даст научным и проектным организациям Республики Башкортостан возможность усилить свои позиции на международном рынке, обеспечит выполнение требований взыскательных заказчиков. Участники Инжинирингового центра смогут воспользоваться самыми современными средствами проектирования объектов нефтепереработки и нефтехимии. Применение новейших информационных технологий, доступных пользователям Инжинирингового центра, приведет к оптимизации технологий и методов строительства объектов нефтепереработки и нефтехимии, что позволит резко сократить технологическое отставание региональных предприятий в этой области от зарубежных конкурентов.

Создание Инжинирингового центра будет способствовать объединению работы субподрядных организаций в рамках одного проекта на единой проектировочной платформе с использованием современных методов проектирования. Объединение вычислительных мощностей сократит издержки на стадиях проектирования и строительства. Единая платформа проектирования, доступная для всех подрядных и субподрядных организаций, даст существенный прирост производительности и сократит сроки работ по проектированию с существенным приростом качества проектов в соответствии с международными стандартами.

Видами деятельности Инжинирингового центра являются следующие:

оказание консультационных и экспертных услуг при разработке и реализации проектов строительства, технического перевооружения и реконструкции объектов нефте- и газопереработки, нефтехимии;

предоставление инженерно-консультационных, проектно-конструкторских и расчетно-аналитических услуг;

подготовка технико-экономических обоснований реализации проектов строительства, технического перевооружения и реконструкции объектов нефте- и газопереработки, нефтехимии;

оказание содействия в профессиональной подготовке и повышении квалификации кадров;

подготовка единых стандартов и унифицированных методических решений по применению технологий управления проектами в различных областях деятельности;

оказание инженерно-исследовательских услуг по разработке технологических процессов и технологий;

информирование, в том числе посредством размещения сведений в сети Интернет, о внедренных в рамках проектов, реализуемых организациями - участницами Кластера, инновационных решениях и технологиях, о деятельности Инжинирингового центра, об оказываемых им услугах, о графиках встреч, заседаний рабочих групп и совещаний партнеров Инжинирингового центра, о новых технологиях, которые могут быть использованы для повышения технологической готовности и конкурентоспособности указанных организаций.

Структура Инжинирингового центра представляет собой следующее:

научно-технологический сектор;

сектор базового и детального проектирования нефте- и газоперерабатывающих, нефтехимических объектов;

сектор профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

Научно-технологический сектор является ядром Инжинирингового центра, определяющим диапазон осуществляемых им разработок и принимаемых решений.

Сектор базового и детального проектирования Инжинирингового центра определяет его инженерные возможности, перечень оказываемых услуг. Данный сектор демонстрирует уровень выполнения конкретных инжиниринговых заказов как в рамках одного направления (нефте- и газоперерабатывающие, нефтехимические установки), так и в рамках решения комплексных задач (нефте- и газоперерабатывающие, нефтехимические заводы). Для осуществления данных проектов имеются необходимые оборудование, материально-техническое и программное обеспечение, технические и инженерные разработки, а также специалисты, которые используют и обслуживают это оборудование и программное обеспечение.

В задачи сектора профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров входит оказание соответствующего содействия для организаций - участниц Инжинирингового центра в рамках проектов модернизации и (или) создания новых производств.

Общую координацию и реализацию стратегии развития Инжинирингового центра выполняет его специальная команда, на которую возложены следующие задачи:

продвижение возможностей, услуг и разработок Инжинирингового центра, проектных команд и технологий;

привлечение заказчиков и взаимодействие с ними;

разработка пакета проектов;

организация процессов выполнения заказов;

формирование проектных групп и обеспечение их всем необходимым.

Инжиниринговый центр является координирующей структурой, способной качественно и профессионально решать комплекс задач по реализации проектов строительства промышленных объектов, включая разработку технологий, а также осуществлять аналитические исследования, проектирование и поставку оборудования, авторский надзор и пуско-наладочные работы.

В связи с недостатком подобных центров в Республике Башкортостан и в Российской Федерации в целом потенциальная конкуренция в этой области невысокая. Зарубежные инжиниринговые центры тоже не могут составить высокой конкуренции, так как не знают всей специфики российских проектно-строительных работ.

Конечными потребителями услуг Инжинирингового центра являются участники Кластера и заинтересованные сторонние организации.

Якорное предприятие Инжинирингового центра - ГУП ИНХП РБ - обладает необходимыми опытом, кадровыми, технологическими, интеллектуальными ресурсами, развитой инженерной и транспортной инфраструктурами, коммуникациями и территорией.

Преимущества Инжинирингового центра в части технологий разработки и реализации проектов заключаются в следующем:

единая база данных позволяет эффективно использовать информацию о каждой организации - участнице Инжинирингового центра, а также о квалификации специалистов и наличии программных продуктов;

облачный ресурс (единая система управления проектами) способствует сокращению затрат рабочего времени, а также затрат на программное обеспечение и вычислительные ресурсы;

эффективная система мониторинга и контроля реализации проектов, доступность данных обеспечивает координацию всех рабочих процессов и своевременную реакцию на происходящие изменения.

 

4.4. Развитие системы профессиональной подготовки

и повышения квалификации научных и инженерно-технических

кадров в областях нефтехимии, нефтегазопереработки,

биохимии и биотехнологии

 

В рамках направления реализации Программы "Развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров в областях нефтехимии, нефтегазопереработки, биохимии и биотехнологии" планируется повышение квалификации сотрудников организаций - участниц Кластера по следующим программам:

1) "Управление инновационной инфраструктурой региона";

2) "Управление процессом разработки нового продукта";

3) "Теория и практика Форсайта - руководство к действию".

4.4.1. Программа "Управление инновационной инфраструктурой региона" ориентирована на комплексную подготовку слушателей и состоит из трех блоков: теоретический, практический и метод "кейсов" (техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций).

Темами указанной программы являются следующие:

национальная инновационная система;

нормативная правовая база и инструменты формирования и реализации инновационной политики в регионе;

теория и практика управления результатами научно-технической деятельности, включая вопросы защиты, оценки, коммерциализации интеллектуальной собственности;

система объектов инновационной инфраструктуры региона;

создание и поддержка малых инновационных компаний;

организация работы со средними инновационными компаниями;

инновационное предпринимательство;

кейс по программе на примере одного из успешных инновационных регионов Российской Федерации.

4.4.2. Программа "Управление процессом разработки нового продукта" тоже ориентирована на комплексную подготовку слушателей и состоит из трех блоков: теоретический, практический и метод "кейсов".

В рамках настоящей программы рассматриваются маркетинговые, финансовые, технологические и организационные аспекты разработки нового продукта. Данный процесс оценивается как комплексный, привлекающий специалистов разных профилей и компетенций.

Задачами программы являются следующие:

сформировать представление о процессах разработки и выведения на рынок нового продукта и об основных этапах этих процессов;

дать информацию о принципах, типовых методах и современных инструментах выявления потребностей потребителей, разработки и тестирования концепций нового продукта, маркетингового планирования, а также о методах рыночного тестирования и инструментах продвижения новых продуктов;

сформировать навыки перевода потребностей потребителя в технические характеристики продукта и особенности его описания;

выработать представления о современных требованиях и подходах к инженерному проектированию и использованию прототипов в нем;

снабдить сведениями о технологической подготовке производства нового продукта;

познакомить с подходами и профессиональными инструментами качественного управления, а также управления на основе бережливого производства;

сформировать представления о создаваемых в процессе разработки нового продукта объектах интеллектуальной собственности и о способах ее охраны;

познакомить с современными подходами к организации управления процессом разработки нового продукта и к формированию команды проекта;

научить управлять рисками при реализации проекта;

проинформировать о методах оценки финансовых показателей реализации проектов по разработке новых продуктов.

4.4.3. Целями международной образовательной программы "Теория и практика Форсайта - руководство к действию" являются следующие:

формирование у слушателей представления о Форсайте как о методе прогнозирования средне- и долгосрочного инновационного развития в условиях растущей неопределенности на внешнем и внутреннем рынках;

проработка в режиме деловой игры практического использования одного из инструментов Форсайта - "дорожной карты" - на примере областей стратегических интересов Кластера.

По окончании курса слушатели должны обладать знаниями об основах и инструментах Форсайта, о его типах и принципах проведения (в том числе о методах Дельфи, критических технологий, сканирования глобальных трендов), а также об ожидаемых результатах применения данной методики. Слушатели должны быть готовы использовать полученные знания в своей каждодневной практической деятельности, так как в процессе обучения они расширяют горизонты видения и представления об угрозах и о возможностях стратегического развития, принципах и методах отбора перспективных рынков и продуктов, приобретают компетенции, необходимые для работы с "дорожными картами", построения их макетов и формирования заказов на их разработку.

Организатором описанных трех программ является Институт менеджмента инноваций Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

 

5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Программа реализуется в 2014 - 2016 годах без деления на этапы.

 

6. СОЦИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В результате реконструкции действующих и создания новых производств, разработки и внедрения наукоемких технологий будет создано 4359 высокотехнологичных рабочих мест, а государство получит дополнительную экономическую выгоду от роста налоговых отчислений.

Реализация Программы обеспечит совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров. Численность работников организаций - участниц Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в области интеллектуальной собственности и управления инновационной деятельностью, предположительно составит 105 человек.

 

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан исходя из степени достижения соответствующих показателей результативности.

Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:

 

 

R - коэффициент, характеризующий эффективность реализации Программы;

N - индикатор исполнения программного мероприятия (если N равен 1 - мероприятие исполнено в полном объеме; если N более или равен 0,5 - мероприятие исполнено частично и не требует дополнительных действий; если N более 0 - мероприятие исполнено частично и требует дополнительных действий; если N равен 0 - мероприятие не исполнено);

m - количество программных мероприятий.

При значении коэффициента R, равном 1, - реализация Программы оценивается на "отлично";

при значении коэффициента, более или равном 0,5, - реализация Программы оценивается на "хорошо";

при значении коэффициента, более или равном 0,2, - реализация Программы оценивается на "удовлетворительно";

при значении коэффициента менее 0,2 - реализация Программы оценивается на "неудовлетворительно".

По мероприятиям, предусматривающим два и более действий, производится оценка каждого действия (согласно методике определения значения индикатора исполнения мероприятия). При этом индикатор исполнения программного мероприятия определяется отношением суммы индивидуальных значений действия к количеству признаков в совокупности.

 

8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Объем финансового обеспечения программных мероприятий определен исходя из стоимости выполнения аналогичных работ (услуг).

Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 52128374,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 51590888,7 тыс. рублей;

2015 год - 537485,5 тыс. рублей.

При этом финансовое обеспечение Программы в 2014 году составляет:

из федерального бюджета - 123500,0 тыс. рублей;

из бюджета Республики Башкортостан - 13722,2 тыс. рублей.

Финансовое обеспечение Программы формируется за счет средств, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 года N 249 "О государственной программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" (с последующими изменениями).

 

9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Программа реализуется Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, которое с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и предварительных результатов ее выполнения уточняет содержание программных мероприятий, промежуточные сроки их осуществления и объемы финансирования.

При необходимости Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан в установленном порядке вносит изменения в объемы принимаемых обязательств на предстоящий период.

Система управления реализацией Программы предусматривает следующие положения:

ответственным за реализацию Программы в целом, достижение ее целей и решение задач, а также за достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей Программы является Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;

ежеквартальный и ежегодный мониторинг, а также формирование отчетности о ходе реализации Программы, контроль за целевым и эффективным использованием ее исполнителями выделенных финансовых средств, оценку социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий осуществляют структурные подразделения Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и органы государственного контроля.

Отчеты о выполнении Программы направляются в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан. Данные отчеты обязаны содержать оценку результативности реализации Программы, причины и обоснование отклонения фактически достигнутых значений индикаторов Программы от запланированных, предложения по корректировке этих значений, а также меры по повышению ее эффективности.

При существенных отклонениях фактических значений показателей Программы от планируемых Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан выявляет причины этого и факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, а также разрабатывает предложения по повышению ее результативности.

 

 

 

 

Приложение

к Программе "Развитие

нефтехимического территориального

кластера Республики Башкортостан"

на 2014 - 2016 годы

 

ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

НА 2014 - 2016 ГОДЫ

 

N п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Срок исполнения, годы

Направление и источник финансирования Программы

Прогнозируемый объем финансового обеспечения Программы, тыс. рублей

Ожидаемый результат реализации Программы

Всего

в том числе по годам

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Приобретение оборудования и лицензионного программного обеспечения для Инжинирингового центра

Инжиниринговый центр

2014 - 2016

федеральный бюджет

108064,4

108064,4

-

-

приобретены 30 единиц оборудования, 16 программных продуктов

бюджет РБ

12006,9

12006,9

-

-

2

Разработка и внедрение программного обеспечения для Инжинирингового центра

Инжиниринговый центр

2014

федеральный бюджет

13796,9

13796,9

-

-

разработана и внедрена корпоративная система управления проектами

бюджет РБ

1532,8

1532,8

-

-

3

Повышение квалификации сотрудников организаций - участниц Кластера

организации - участницы Кластера (по согласованию)

2014 - 2016

федеральный бюджет

1638,7

1638,7

-

-

ежегодно не менее 35 человек, повысивших свою квалификацию

бюджет РБ

182,5

182,5

-

-

4

Реконструкция комплекса по производству ВХ и ПВХ

ОАО "БСК"

2014 - 2018

внебюджетные источники

-

-

-

-

увеличена мощность производства ПВХ до 600 тыс. т/год

5

Организация производства фенольных антиоксидантов марки "Агидол"

ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод"

2014 - 2015

внебюджетные источники

-

-

-

-

организовано производство антиоксидантов на базе "Агидола-110" ("Агидол-110", "Агидол-111", "Агидол-112", "Агидол-168", "Агидол-176") мощностью до 6000 т/год

6

Организация производства синтетических каучуков

ОАО "Синтез-Каучук"

2014 - 2015

внебюджетные источники

-

-

-

-

организовано производство каучуков специального назначения:

эпихлоргидриновых - 1300 - 1400 т/год;

пропиленоксидных - 600 - 700 т/год

7

Строительство комплекса по производству акриловой кислоты и акрилатов

ОАО "Газпром-нефтехим Салават"

2014 - 2016

внебюджетные источники

35047000,0

-

-

-

сооружены:

установка по получению сырой акриловой кислоты мощностью 80 тыс. т/год;

установка по получению бутил-акрилата (эфира акриловой кислоты и бутанола) производительностью 80 тыс. т/год;

установка получения ледяной акриловой кислоты мощностью 35 тыс. т/год

8

Строительство установок производства и концентрирования водорода из установок водородосодержащих газов ОАО "Газпром-нефтехим Салават"

ОАО "Газпром-нефтехим Салават"

2014 - 2017

внебюджетные источники

6448000,0

-

-

-

сооружены:

установка производства

водорода мощностью

        3

25000 нм /час;

установка

концентрирования

водорода из

водородосодержащих

газов

9

Строительство установки производства гранулированной серы

ОАО "Газпром-нефтехим Салават"

2014 - 2016

внебюджетные источники

5552000,0

-

-

-

сооружена установка производства гранулированной серы

10

Модернизация этиленового производства "ЭП-300"

ОАО "Газпром-нефтехим Салават"

2014 - 2015

внебюджетные источники

3469000,0

-

-

-

модернизировано этиленовое производство "ЭП-300"

11

Рассмотрение и согласование технологических регламентов установок нефтеперерабатывающих заводов

ОАО "Газпром-нефтехим Салават"

2014

внебюджетные источники

746,7

746,7

-

-

технологические регламенты согласованы

12

Разработка проектной, рабочей, сметной и иной технической документации по созданию объекта "III очередь строительства ЗАО "Антипинский НПЗ"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "ТехАрс";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

298255,4

298255,4

-

-

разработана проектная, рабочая, сметная и иная техническая документация по объектам:

установка "ЭЛОУ-АТ-3";

установка гидроочистки дизельного топлива;

товарно-сырьевой парк;

объекты энергоснабжения;

объекты общезаводского хозяйства;

установка производства водорода;

установка производства элементарной серы;

очистные сооружения

13

Авторский надзор за строительством объектов по проекту "III очередь строительства ЗАО "Антипинский НПЗ"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "ТехАрс";

ООО "НефтеХим-Инжиниринг"

2014

внебюджетные источники

-

-

-

-

построены объекты:

установка "ЭЛОУ-АТ-3";

установка гидроочистки дизельного топлива;

товарно-сырьевой парк;

объекты энергоснабжения;

объекты общезаводского хозяйства;

установка производства водорода;

установка производства элементарной серы;

очистные сооружения

14

Установка гидроочистки дизельного топлива ООО "Пурнефтепереработка"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

20204,4

20204,4

-

-

выполнены услуги по технике безопасности, охране здоровья и охране окружающей среды

15

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение завода по подготовке конденсата к транспорту для переработки конденсата ачимовских залежей Уренгойского месторождения" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014 - 2015

внебюджетные источники

140591,9

24832,6

115759,3

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение завода по подготовке конденсата к транспорту для переработки конденсата ачимовских залежей Уренгойского месторождения" в составе стройки "ПИР будущих лет"

16

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция резервуарных парков Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "Промэксперт";

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014 - 2015

внебюджетные источники

37106,9

6424,5

30682,4

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция резервуарных парков Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

17

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция систем общезаводского хозяйства Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014 - 2015

внебюджетные источники

66804,4

9714,9

57089,5

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция систем общезаводского хозяйства Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту в составе стройки "ПИР будущих лет"

18

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция склада завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "Промэксперт";

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

6732,4

6732,4

-

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция склада завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

19

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция "УСК-1" Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "Промэксперт";

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014 - 2015

внебюджетные источники

68885,0

10431,2

58453,8

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция "УСК-1" Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

20

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция установки получения дизельного топлива Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "ТехАрс";

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014 - 2015

внебюджетные источники

47340,0

7432,5

39907,5

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция установки получения дизельного топлива Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

21

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция установки получения пропан-бутана Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ,

ООО "Промэксперт";

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014 - 2015

внебюджетные источники

50773,3

9012,3

41761,0

 

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Реконструкция установки получения пропан-бутана Уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту" в составе стройки "ПИР будущих лет"

22

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Узел ввода противотурбулентной присадки в магистральный конденсатопровод "Уренгой - Сургут" в составе стройки "ПИР будущих лет"

ГУП ИНХП РБ;

ООО ПФ "Уралтрубопроводстройпроект";

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

17963,0

17963,0

-

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Узел ввода противотурбулентной присадки в магистральный конденсатопровод "Уренгой - Сургут" в составе стройки "ПИР будущих лет"

23

Выполнение проектно-изыскательских работ для строительства склада горюче-смазочных материалов (топливозаправочного комплекса) "Оренбург"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

21181,7

21181,7

-

-

выполнены проектно-изыскательские работы для строительства склада горюче-смазочных материалов (топливозаправочного комплекса) "Оренбург"

24

Выполнение   проектно-

изыскательских   работ

по объектам:

"Установка комплексной

подготовки   газа   на

Саратовском

газоконденсатном

месторождении";

"Расширение  установки

комплексной подготовки

газа  на   Саратовском

газоконденсатном

месторождении       до

производительности 2,5

       3

млрд. м /год"

ГУП ИНХП РБ;

ООО ЭПЦ "Трубопроводсервис"

2014 - 2015

внебюджетные источники

355628,9

161796,9

193832,0

-

выполнены    проектно-

изыскательские  работы

по объектам:

"Установка комплексной

подготовки   газа   на

Саратовском

газоконденсатном

месторождении";

"Расширение  установки

комплексной подготовки

газа  на   Саратовском

газоконденсатном

месторождении       до

производительности 2,5

       3

млрд. м /год"

25

Разработка раздела рабочей документации "Технологическая установка стабилизации конденсата" по объекту "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "Промэксперт"

2014

внебюджетные источники

36494,8

36494,8

-

-

разработан раздел рабочей документации "Технологическая установка стабилизации конденсата" по объекту "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона"

26

Разработка проектной документации по площадным сооружениям объекта проектирования "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона"

ГУП ИНХП РБ;

ООО ЭПЦ "Трубопроводсервис";

ООО "Промэксперт"

2014

внебюджетные источники

8826,4

8826,4

-

-

разработана проектная документация по площадным сооружениям объекта проектирования "Установка стабилизации конденсата ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона"

27

Разработка проектной и рабочей документации для объекта "Развитие инфраструктуры отгрузки товарного автомобильного топлива ЗАО "Антипинский НПЗ"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "ТехАрс";

ООО

"НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

224661,0

224661,0

-

-

разработана проектная и рабочая документация для объекта "Развитие инфраструктуры отгрузки товарного автомобильного топлива ЗАО "Антипинский НПЗ"

28

Разработка проектной и рабочей документации по объекту "Железнодорожные пути к объектам III очереди строительства ЗАО "Антипинский НПЗ"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

42553,4

42553,4

-

-

разработана проектная и рабочая документация по объекту "Железнодорожные пути к объектам III очереди строительства ЗАО "Антипинский НПЗ"

29

Разработка строительной части рабочей документации комбинированной установки ЛК-2Д "Ильский НПЗ" секции 400 "Глубокая гидроочистка средних дистиллятов, включая колонну фракционирования сжиженных углеводородных газов"

ГУП ИНХП РБ;

ООО "НефтеХимИнжиниринг"

2014

внебюджетные источники

17252,9

17252,9

-

-

разработана строительная часть рабочей документации комбинированной установки ЛК-2Д "Ильский НПЗ" секции 400 "Глубокая гидроочистка средних дистиллятов, включая колонну фракционирования сжиженных углеводородных газов"

30

Разработка проекта "Реконструкция комплекса очистных сооружений производственных стоков ОАО "УМКК"

ГУП ИНХП РБ;

ООО НПП "Синтез"

2014

внебюджетные источники

4321,5

4321,5

-

-

разработан проект реконструкции комплекса очистных сооружений производственных стоков ОАО "УМКК"

31

Выполнение оценки воздействия на окружающую среду филиала ОАО "АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим"

ГУП ИНХП РБ;

ФГБОУ ВПО УГНТУ

2014

внебюджетные источники

500,0

500,0

-

-

выполнена оценка воздействия на окружающую среду филиала ОАО "АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим"

32

Разработка корпоративного стандарта ОАО "АНК "Башнефть" на высококачественные дорожные битумы с учетом отечественного и зарубежного опыта применительно к дорожно-климатическим условиям Республики Башкортостан

ГУП ИНХП РБ

2014

внебюджетные источники

5428,0

5428,0

-

-

разработан корпоративный стандарт на высококачественные дорожные битумы

33

Выполнение технологических расчетов и разработка технологии раскоксования "на ходу" для проектирования печи установки замедленного коксования (секция 5100) ОАО "Татнефть"

ГУП ИНХП РБ

2014

внебюджетные источники

2360,0

2360,0

-

-

разработана технология раскоксования "на ходу" для проектирования печи установки замедленного коксования (секция 5100) ОАО "Татнефть"

34

Исследование физико-химических свойств нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргсинтез"

ГУП ИНХП РБ

2014

внебюджетные источники

270,0

270,0

-

-

исследованы физико-химические свойства нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргсинтез"

35

Исследование октанового числа нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргсинтез"

ГУП ИНХП РБ

2014

внебюджетные источники

270,0

270,0

-

-

исследовано октановое число нефтепродуктов и нефтяных фракций для ООО НТЦ "Салаватнефтеоргсинтез"

 

Итого

 

 

федеральный бюджет

123500,0

123500,0

-

-

 

бюджет РБ

13722,2

13722,2

-

-

внебюджетные источники

51991152,0

51453666,5

537485,5

-

 


Информация по документу
Читайте также