Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 469-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                  по ходатайству гражданки Адамян
                 Жульетты Семеновны о разъяснении
      Определения Конституционного Суда Российской Федерации
         от 4 марта 2004 года N 146-О об отказе в принятии
      к рассмотрению жалобы гражданки Ж.С.Адамян на нарушение
      ее конституционных прав положениями федеральных законов
           "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и
 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

     город Москва                              27 декабря 2005 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Ю.М.Данилова,
Л.М.Жарковой,    Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,     М.И.Клеандрова,
А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,   Н.В.Мельникова,
Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,      В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение  судьи А.Л.Кононова,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение ходатайства гражданки Ж.С.Адамян,

                        у с т а н о в и л:

     1. Определением  от  4 марта 2004 года N 146-О Конституционный
Суд Российской Федерации отказал в принятии к  рассмотрению  жалобы
гражданки   Ж.С.Адамян   на   нарушение   ее  конституционных  прав
положениями статьи 3 Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях  в
Российской   Федерации"    и    статьи    3    Федерального  закона
"О государственном пенсионном обеспечении в  Российской  Федерации"
на том основании, что данные статьи не содержат прямого указания на
связь возникновения права  на  пенсионное  обеспечение  иностранных
граждан  и  лиц  без  гражданства  с наличием или отсутствием у них
регистрационного учета по месту  жительства,  а  значит,  не  могут
рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы,
а  также  поскольку  факт  постоянного  проживания   в   Российской
Федерации  для назначения ей пенсии,  исходя из обстоятельств дела,
может быть установлен судом общей юрисдикции.
     Гражданка Ж.С.Адамян  обратилась с ходатайством об официальном
разъяснении  данного  Определения,   поскольку,   по   ее   мнению,
Конституционный  Суд  Российской  Федерации не решил поставленный в
жалобе вопрос о связи возникновения у нее как лица  в  прошлом  без
гражданства,   имевшего   статус   беженца,   права  на  пенсионное
обеспечение  с  наличием  вида   на   жительство,   подтверждающего
законность  ее  постоянного  проживания  на  территории  Российской
Федерации.
     2. Как  следует  из  статьи  83  Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации",  официальное
разъяснение  решения  Конституционного  Суда  Российской  Федерации
дается самим Конституционным Судом Российской Федерации в  пределах
содержания  разъясняемого  решения и не должно являться простым его
воспроизведением;  Конституционный  Суд  Российской  Федерации   не
вправе  формулировать  правовые  позиции,  не  нашедшие отражение в
разъясняемом  решении.  Поэтому  ходатайство  о  даче  официального
разъяснения  не  может быть удовлетворено,  если поставленные в нем
вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения
по  существу или же предполагают необходимость формулирования новых
правовых позиций.
     Вопрос, поставленный   в   ходатайстве  гражданки  Ж.С.Адамян,
касается не существа  изложенного  в  Определении  Конституционного
Суда  Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 146-О решения,  а
возможности подтверждения ее права  на  пенсионное  обеспечение  за
прошлое время, когда у нее отсутствовал вид на жительство.
     Оспариваемые  заявительницей  положения  федеральных   законов
"О трудовых  пенсиях  в  Российской Федерации" и "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской  Федерации",  согласно  которым
право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации,
за  исключением  случаев,  установленных  федеральным  законом  или
международным  договором  Российской  Федерации,  имеют иностранные
граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской
Федерации,  не  содержат  прямого  указания  на связь возникновения
права на пенсионное  обеспечение  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства  с  наличием или отсутствием как регистрационного учета
по  месту  жительства,  так  и  вида  на  жительство,  -  право  на
пенсионное  обеспечение  названных  лиц  связывается  с  постоянным
проживанием в Российской Федерации на законных основаниях.
     Вид на  жительство удостоверяет право на постоянное проживание
и подтверждает законность проживания  иностранного  гражданина  или
лица  без  гражданства на территории Российской Федерации.  Само по
себе отсутствие вида на жительство у Ж.С.Адамян, имевшей в  прошлом
статус   беженца,  если  для  необращения  за  получением  вида  на
жительство  у  нее   имелись   уважительные   причины,   не   может
рассматриваться    как    лишающее    ее    права   на   пенсионное
обеспечение.
     Таким образом,  вопрос, поставленный в ходатайстве, не требует
официального разъяснения Определения от 4 марта 2004 года N 146-О.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и    статьей    83    Федерального     конституционного      закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Признать ходатайство гражданки Адамян Жульетты Семеновны не
подлежащим  дальнейшему  рассмотрению  в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации,  поскольку для разрешения  поставленного
заявительницей    вопроса   официальное   разъяснение   Определения
Конституционного  Суда  Российской  Федерации от 4 марта 2004  года
N 146-О не требуется.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 469-О

Информация по документу
Читайте также