Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.06.2015 № 244

 

          26.06.2015             244                                                  26.06.2015            244   

 

                 Шупашкар хули                                                                  г. Чебоксары

 

 

 

О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году»

 

 

Кабинет Министров Чувашской Республики   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году».

2. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда, органами местного самоуправления в Чувашской Республике, профсоюзными организациями по выполнению приоритетных задач по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике.

3. Министерству информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики обеспечить освещение в средствах массовой информации основных положений государственного доклада.

4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июля 2014 г. № 243 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2013 году».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Ми­нистерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

 

 

 

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики                                                                         И.Моторин

 

 

 


УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 26.06.2015   № 244

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

«О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2014 ГОДУ»

 

 

 

Чебоксары 2015


оГЛаВЛЕние

 

Введение

...............................................................................................................

3

 

 

 

Раздел I.

Охрана труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике...........................................................................................

 

7

 

 

 

Раздел II.

Государственное управление охраной труда...................................

12

 

 

 

Раздел III.

Государственный надзор и контроль в области охраны труда......

16

 

 

 

Раздел IV.

Муниципальное управление охраной труда....................................

24

 

 

 

Раздел V.

Производственный травматизм.........................................................

28

 

 

 

Раздел VI.

Условия труда......................................................................................

43

 

Раздел VII.

Профессиональная заболеваемость и инвалидность.......................

53

 

 

 

Раздел VIII.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны

труда, возмещение вреда, причиненного здоровью   работников,

реабилитация пострадавших на производстве.................................

 

 

63

 

 

 

Раздел IX.

Специальная оценка условий труда в Чувашской Республике......

71

 

 

 

Раздел X.

Обучение по охране труда.................................................................

75

 

 

 

Раздел XI.

Информационное обеспечение охраны труда..................................

79

 

 

 

Раздел XII.

Задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2015 году......................................................................

 

82

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году» (далее – государственный доклад) подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее также – Минздравсоцразвития Чувашии) на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашстат), Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (далее – Гострудинспекция в Чувашской Республике), Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее – ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии), а также результатов работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять надзорные и контрольные функции в области охраны труда, объединений работодателей и профессиональных союзов Чувашской Республики. В нем представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, системе государственного управления охраной труда, проанализированы деятельность в сфере государственного надзора и контроля за выполнением требований законодательства в области охраны труда, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, показатели экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда, результаты работы по специальной оценке условий труда, определены перспективные направления работы в 2015 году.

Настоящий государственный доклад состоит из 12 разделов.

Раздел I посвящен охране труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике. В 2014 году подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Общественной организацией – Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2014–2016 годы (далее – Республиканское соглашение о социальном партнерстве). В истекшем году проведено 4 заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений, на которых рассмотрено 16 вопросов.

В республике действуют 34 территориальных и республиканских отраслевых соглашения, регулирующих социально-трудовые отношения, в том числе 26 в социальной сфере.

В прошедшем году в Чувашии впервые состоялся республиканский конкурс социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций.

В разделе II проанализировано развитие государственной системы управления охраной труда в 2014 году: автоматизация системы мониторинга условий и охраны труда, внедрение и совершенствование новых подходов на основе информационных технологий и оценки профессиональных рисков. В отчетный период продолжилась деятельность Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики, активно работали объединения работодателей и профсоюзов.

Все мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году проводились в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и подпрограммой «Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362 (далее – подпрограмма).

На выполнение мероприятий подпрограммы в 2014 году привлечено 519713,1 тыс. рублей (106,3% от запланированного объема финансирования на 2014 год). Основной объем затрат (95,7%) составляют внебюджетные средства – 497718,9 тыс. рублей. Наибольший объем средств израсходован на реабилитацию пострадавших на производстве и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих (возмещение вреда пострадавшим на производстве в сумме 429737,1 тыс. рублей (82,7% от общего объема затрат в 2014 году) и организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих в сумме 67447,3 тыс. рублей (13,0%).

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия подпрограммы израсходовано 3082,5 тыс. рублей (98,8% от запланированного объема финансирования из средств республиканского бюджета Чувашской Республики). Из местных бюджетов израсходовано 18911,7 тыс. рублей на развитие инфраструктуры и материально-технической базы объектов для занятий массовым спортом по месту жительства и работы, а также на организацию спортивных, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Основные мероприятия подпрограммы, запланированные на 2014 год, выполнены.

Раздел III содержит информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять надзорные и контрольные функции в области охраны труда. В 2014 году проведено 846 различных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2013 г. – 885), в том числе государственными инспекторами по охране труда – 277 проверок соблюдения законодательства об охране труда (в 2013 г. – 398). Контрольно-надзорными мероприятиями было охвачено 862 юридических лица и индивидуальных предпринимателя. В ходе всех видов проверок выявлено 3746 нарушений трудового законодательства (в 2013 г. – 4136), из них 2327 (62,1%) – в субъектах малого предпринимательства, 2288 (61,0%) – связанных с охраной труда. Из общего количества нарушений в установленные сроки устранено 3475 (92,8%) нарушений. Показатель эффективности привлечения к административной ответственности (административных штрафов) по Чувашии составил 5330 рублей (в 2013 г. – 5100 рублей), показатель эффективности надзорной деятельности (число проверок в расчете на одного инспектора) – 31,68 (в 2013 г. – 41,20).

В разделе IV проанализировано состояние муниципального управления охраной труда. Законом Чувашской Республики от 2 мая 2013 г. № 16 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органам местного самоуправления с 1 июля 2013 г. переданы отдельные государственные полномочия Чувашской Республики в сфере трудовых отношений, в том числе в области охраны труда. В прошедшем году продолжена работа по созданию служб охраны труда в организациях на территориях муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. В результате такой работы в 93,8% организаций с численностью работающих более 50 человек созданы службы охраны труда.

В большинстве муниципальных районов и городских округов проводились месячники, семинары, совещания, круглые столы, выставки средств индивидуальной защиты и смотры-конкурсы по охране труда.

В разделе V отражено состояние производственного травматизма в Чувашской Республике. В 2014 году по сравнению с 2013 годом на фоне снижения общего уровня производственного травматизма на 4% и снижения производственного травматизма с тяжелыми последствиями в 1,3 раза наблюдается рост производственного травматизма со смертельным исходом на 5,6%. Коэффициент производственного травматизма в республике (число пострадавших со смертельным, тяжелым исходом и групповых случаев в расчете на 1000 работающих) по состоянию на 1 января 2015 г. составил 1,1. Уровень производственного травматизма в Чувашии остается одним из самых низких в Приволжском федеральном округе.

В разделе VI характеризуются условия труда. По данным Чувашстата, в Чувашской Республике численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на конец 2014 года составила 38,0 тыс. человек, или 39,8% от численности работников обследованных организаций. На конец 2014 года на работах с вредными и (или) опасными условиями труда бы­ли заняты 26,1 тыс. мужчин (или 68,5% от всех занятых в таких условиях) и 12,0 тыс. женщин (31,5%), что составило соответственно 47,5 и 29,4% от общей численности работников соответствующего пола в обследованных организациях. На тяжелых работах в 2014 году в Чувашии были заняты 13,3 тыс. работников, или 13,9% от всех занятых в организациях обследованных видов экономической деятельности, среди них 27,7% – женщины.

В разделе VII анализируется состояние профессиональной заболеваемости и инвалидности в республике. По итогам 2014 года в республике отмечено снижение количества случаев профессиональных заболеваний (установлены у 31 работника, в том числе 12 женщин (38,7%); в 2013 г. – у 36 работников, в том числе 11 женщин (30,6%). Показатель первичной профессиональной заболеваемости в 2014 году в расчете на 10 тыс. работающих составил 0,81 (в 2013 г. – 1,0). Показатель первичной профессиональной заболеваемости за 5 лет в республике снизился в абсолютных и относительных цифрах в 1,4 раза. Лицам, признанным инвалидами, I группа не установлена (в 2013 г. установлена 2 работникам), II группа установлена 9 (9) работникам, III группа – 31 (51) работнику.

В разделе VIII представлена информация о затратах на мероприятия по охране труда, скидках и надбавках к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о затратах на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями или профессиональными заболеваниями, а также о реабилитации пострадавших на производстве. В 2014 году в Чувашской Республике наблюдалось улучшение финансового обеспечения охраны труда в организациях, затраты на мероприятия на одного работающего возросли на 11,8%. На мероприятия по охране труда в 2014 году израсходовано 1,2 млрд. рублей, или 109,1% к 2013 году. В среднем за год на охрану труда одного работника было потрачено 6584,6 рубля (в 2013 г. – 5888,1 рубля). ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний финансируются предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Количество страхователей, получивших разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер, составило 214, что на 104 страхователя больше, чем в 2013 году. В 2014 году на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлены средства страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 28236,6 тыс. рублей. На выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в 2014 году за 18846 дней нетрудоспособности было израсходовано 7994,4 тыс. рублей (в 2013 г. – 9193,4 тыс. рублей за 22845 дней нетрудоспособности). Средний размер дневного пособия составил 424,2 рубля.

В разделе IX характеризуется развитие специальной оценки условий труда. С 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в республике началась работа по внедрению и развитию специальной оценки условий труда. За 2014 год специальную оценку условий труда провели 833 работодателя. Специальной оценкой условий труда охвачено 30115 рабочих мест, на которых трудятся 36017 работников. По итогам специальной оценки условий труда на 22677 рабочих местах (75,3%) условия труда признаны оптимальными и допустимыми, на 7438 рабочих местах (24,7%) – не соответствовали государственным нормативным требованиям охраны труда.

В разделе X проанализировано состояние обучения в области охраны труда. В республике в 2014 году обучением охране труда было охвачено 9474 человека (в 2013 г. – 8053 человека), из них 2167 человек (22,9%) – работники субъектов малого предпринимательства (в 2013 г. – 2528). Одним из индикаторов мониторинга условий и охраны труда является число обученных по охране труда в расчете на 100 работающих. Индикатор обученности по охране труда руководителей и специалистов организаций в расчете на 100 работающих в 2014 году составил 2,5 (в 2013 г. – 2,3).

Раздел XI посвящен деятельности по информационному обеспечению охраны труда. В рамках информационной работы в 2014 году проводились семинары-совещания, месячники, смотры-конкурсы по охране труда, выставки современных средств защиты работающих. Стал уже традиционным День безопасности в г. Чебоксары. На Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» функционирует специализированный сайт «Охрана труда в Чувашской Республике» (www.ot.cap.ru).

В разделе XII обозначены основные задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2015 году.

 

 


Раздел I

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

В соответствии со статьей 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства в республике действует более 20 лет и основывается на нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе «Об объединениях работодателей», Законе Чувашской Республики «О социальном партнерстве», Указе Президента Чувашской Республики от 29 ноября 1999 г. № 86 «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Она позволяет эффективно решать многие социальные вопросы в республике, такие как рост заработной платы работников бюджетной сферы, улучшение условий и охраны труда, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, строительство социальных объектов, развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

30 апреля 2014 г. подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве. В истекшем году проведено 4 заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которых рассмотрено 16 вопросов.

В республике действуют 34 территориальных и республиканских отраслевых соглашения, регулирующих социально-трудовые отношения, в том числе 26 в социальной сфере.

Реализуемые в настоящее время соглашения и коллективные договоры позволяют обеспечить учет интересов сторон при выработке и проведении государственной политики в сфере труда и занятости населения, повысить мотивацию работников к эффективному труду, являются реальным инструментом повышения качества жизни населения. В результате такой совместной работы в республике начиная с 2000 года коллективных трудовых споров и забастовок не зарегистрировано. Тесное сотрудничество сторон социального партнерства позволило добиться положительных результатов в реализации государственной социальной политики республики.

С июля 2009 года Гострудинспекцией в Чувашской Республике совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики (далее – ТПП Чувашской Республики) и Общественной организацией – Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (далее – Чувашрессовпроф) реализуется социальный проект «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». Условием участия работодателей в реализации проекта является соблюдение ими требований трудового законодательства. С момента начала реализации проекта сертификаты доверия были вручены 23 организациям.

ТПП Чувашской Республики в своей работе уделяет большое внимание обеспечению соблюдения требований охраны труда в субъектах малого предпринимательства, оказанию им практической и методической помощи. В 2014 году ТПП Чувашской Республики организован и проведен семинар «Безопасность и охрана труда».

Защита работников от травм и заболеваний, связанных с производством, остается ключевой задачей для профсоюзов. Чувашрессовпроф проводит целенаправленную работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением работодателями требований законодательных актов по охране труда, коллективных договоров и соглашений через институт уполномоченных по охране труда профсоюзов, техническую инспекцию труда Чувашрессовпрофа и внештатных инспекторов по охране труда.

Состояние условий и охраны труда в организациях республики находится на постоянном контроле республиканских комитетов профсоюзов и Чувашрессовпрофа. Ежемесячно до председателей республиканских организаций профсоюзов доводится информация о состоянии травматизма в республике. Профсоюзные комитеты обсуждают на своих заседаниях каждый случай производственного травматизма и состояние условий и охраны труда в своих организациях. В сентябре 2014 года представители Чувашрессовпрофа приняли участие в работе Международной научно-практической конференции Федерации независимых профсоюзов России – Международной организации труда в Приволжском федеральном округе «Роль профсоюзов в продвижении стандартов Достойного труда», проходившей в городе Оренбурге.

Традиционными стали форумы трудовой молодежи организаций здравоохранения Чувашской Республики, проводимые Минздравсоцразвития Чувашии совместно с Чувашской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации. В 2014 году прошел III республиканский форум трудовой молодежи медицинских организаций Чувашии «Профсоюз за молодежь, молодежь за здоровый и безопасный труд!». Программа форума включала научно-просветительские, культурно-массовые и спортивные мероприятия. Особое внимание участники форума уделили вопросам охраны труда, развитию механизмов общественного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, роли профсоюзов в обеспечении безопасных условий труда работников здравоохранения. В работе форума приняли участие более 70 молодых представителей республиканских медицинских организаций.

В прошедшем году технической инспекцией труда Чувашрессовпрофа проведено 59 семинаров-совещаний, основная цель которых повышение качества общественного контроля за соблюдением требований охраны труда как работодателем, так и самими работниками на своих рабочих местах. Общественный контроль в Чувашрессовпрофе осуществляют 3 штатных и 47 внештатных технических инспекторов труда. Ими за 2014 год проведено 1127 проверок, в ходе которых выявлено 5094 нарушения (устранено 4987, или 97,9% от выявленных нарушений).

В прошедшем году продолжилась практика взаимодействия Чувашрессовпрофа с Гострудинспекцией в Чувашской Республике и прокуратурой Чувашской Республики. За год технической инспекцией труда Чувашрессовпрофа совместно с органами надзора и контроля проведено 49 проверок организаций на соответствие требованиям безопасности труда, из них 4 проверки – совместно с Гострудинспекцией в Чувашской Республике, 28 – с органами прокуратуры Чувашской Республики, 17 – совместно с представителями рескомов профсоюзов.

По результатам анализа производственного травматизма Чувашрессовпрофом вынесены на рассмотрение и рассмотрены на заседаниях территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений г. Чебоксары и Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы «О состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма на предприятиях строительства и ЖКХ» и «О состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма в организациях строительства и производства строительных материалов и о мерах по их улучшению». Определены мероприятия, способствующие снижению травматизма.

Основным звеном общественного контроля состояния охраны труда остаются уполномоченные по охране труда, которые имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. В республике избраны и действуют 2493 уполномоченных по охране труда профессиональных союзов, в течение 2014 года проведено 5315 проверок соблюдения законодательства об охране труда и выявлено 15615 нарушений, из которых устранено 15521 (99,4%).

Число уполномоченных по охране труда профсоюзов в расчете на 1000 членов профсоюзов в 2014 году в республике составило 20,10 (в 2013 г. – 20,30). В разрезе отраслевых профсоюзов наибольшее их число в следующих отраслях: автосельхозмашиностроение (26,80), образование и наука (25,10), агропромышленный комплекс (25,0), энергетика (19,80), здравоохранение (19,00) (диаграмма 1.1). Проведенный анализ показал, что, несмотря на снижение общего числа уполномоченных по охране труда, качество проводимых ими проверок растет.

В целях активизации работы по охране труда в республике с 2000 года проводится конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Чувашрессовпрофа». По итогам работы за 2014 год шести профсоюзным активистам было присвоено это звание.

В 2014 году Минздравсоцразвития Чувашии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 г. № 265-р был объявлен ежегодный всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». Конкурс проводился в два этапа: на региональном и всероссийском уровнях. Конкурсная комиссия регионального этапа конкурса определила следующих претендентов на I место:

в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы» – общество с ограниченной ответственностью «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры»;

в номинации «За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы» – открытое акционерное общество «Шумерлинский завод специализированных автомобилей»;

в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» – муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики.

 

 


Диаграмма 1.1

 

Число уполномоченных по охране труда в разрезе отраслевых профсоюзов

(в расчете на 1000 членов профсоюзов)

 

 

 

В прошедшем году в Чувашии впервые состоялся республиканский конкурс социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций. Победителями конкурса стали три проекта:

«Обучение по охране труда» (Чувашское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация информационных работников»);

«Создание ресурсного центра по вопросам охраны труда для работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы» (ТПП Чувашской Республики);

«Информационная поддержка работодателя и работника» (негосударственное образовательное учреждение «Учебно-методический центр «Безопасность и охрана труда»).

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2014 году на реализацию указанных проектов выделено почти 364,7 тыс. рублей, а реализация данных проектов в 2015 году позволит привлечь из внебюджетных источников дополнительно 216,5 тыс. рублей на улучшение охраны труда в Чувашской Республике.

В 2014 году в Чувашской Республике социальное партнерство получило дальнейшее развитие в первую очередь в части выработки согласованных механизмов использования рабочей силы на рынке труда путем создания благоприятных условий для работы, профессионального роста, повышения уровня квалификации, уровня социальной защищенности, недопущения массового высвобождения работников.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 июля 2014 г. № 433-р утвержден План мероприятий по реализации Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашрессовпрофом на 2014–2016 годы.

Необходимо отметить, что кризисное состояние экономики стало дополнительным стимулом для развития системы социального партнерства. В связи с этим приоритетными направлениями развития системы социального партнерства на 2015 год являются:

выполнение Плана мероприятий по реализации Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашрессовпрофом на 2014–2016 годы;

создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в республику, развития импортозамещения и малого предпринимательства;

вовлечение общественных организаций в работу по реализации основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда; 

совершенствование механизмов социального партнерства на муниципальном уровне;

повышение роли коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и улучшения условий труда;

вовлечение в коллективно-договорные отношения работодателей и работников организаций в Чувашской Республике;

мониторинг эффективности реализуемых в сфере социального партнерства мероприятий.

 

 


Раздел II

ГОСУДАРСТВЕННОе УПРАВЛЕНИе ОХРАНОЙ ТРУДА

 

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Чувашской Республики обеспечивается согласованными действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. № 554 внесены изменения в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362, в частности, указанная государственная программа была дополнена подпрограммой. В октябре 2014 года подпрограмма была согласована с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России). Чувашия в числе первых среди регионов России утвердила подпрограмму. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2014 г. № 439 «О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы» внесены изменения в подпрограмму, разработанные на основе актуализированной Минтрудом России типовой программы (подпрограммы). В подпрограмму введен ряд новых индикаторов и показателей для специальной оценки условий труда. Мероприятия подпрограммы дополнены мероприятиями, касающимися специальной оценки условий труда (развитие специальной оценки условий труда, оказание консультационной помощи работодателям и проведение специальной оценки условий труда).

На выполнение мероприятий подпрограммы в 2014 году привлечено 519713,1 тыс. рублей (106,3% от запланированного объема финансирования на 2014 год). Основной объем затрат (95,7%) составляют внебюджетные средства – 497718,9 тыс. рублей. Наибольший объем средств израсходован на реабилитацию пострадавших на производстве и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих, возмещение вреда пострадавшим на производстве в сумме 429737,1 тыс. рублей (82,7% от общего объема затрат в 2014 году) и мероприятия организационно-технического обеспечения охраны труда и здоровья работающих в сумме 67447,3 тыс. рублей (13,0%).

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия подпрограммы израсходовано 3082,5 тыс. рублей (98,8% от запланированного объема финансирования из средств республиканского бюджета Чувашской Республики). Из местных бюджетов израсходовано 18911,7 тыс. рублей на развитие инфраструктуры и материально-технической базы для занятий массовым спортом по месту жительства и работы, а также на организацию спортивных, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Основные мероприятия подпрограммы, запланированные на 2014 год, выполнены.

В целях правового обеспечения охраны труда в прошедшем году приняты Закон Чувашской Республики от 26 июня 2014 г. № 35 «О внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 г. № 136 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики», от 11 июня 2014 г. № 198 «О республиканском конкурсе социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций», от 16 июля 2014 г. № 243 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2013 году».

В 2014 году продолжилась работа по совершенствованию и автоматизации системы показателей и индикаторов мониторинга условий и охраны труда, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 25 января 2008 г. № 20 «Об утверждении схемы и системы показателей мониторинга условий и охраны труда» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 12 февраля 2008 г., регистрационный № 305). Приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 22 января 2014 г. № 78 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 25 января 2008 г. № 20» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 13 марта 2014 г., регистрационный № 1895) в целях оптимизации схемы и системы показателей мониторинга условий и охраны труда внесены изменения, связанные с упразднением приложений, потерявших свою актуальность, и введением новых приложений, позволяющих получать оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда на территории Чувашской Республики, в том числе на муниципальном уровне.

В целях взаимодействия и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять надзорные и контрольные функции в области охраны труда, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в области охраны труда создана и действует Межведомственная комиссия по охране труда Чувашской Республики, которая по итогам комплексных проверок ежеквартально проводит выездные расширенные заседания. Решения комиссии направлены на улучшение условий и охраны труда в организациях республики.

В 2014 году проведено четыре расширенных выездных заседания Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики, на которых рассмотрено 14 вопросов и принят ряд решений, в том числе: «Об основных итогах работы в области улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2013 году и задачах на 2014 год», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Московского района г. Чебоксары», «О состоянии условий и охраны труда в строительном комплексе Чувашской Республики и мерах по их улучшению», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Вурнарского района», «О финансовом обеспечении в 2014 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О состоянии санитарно-ги­гиенических условий труда и профессиональной заболеваемости на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства всех форм собственности», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологи­чес­ком благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Батыревского района», «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике», «О состоянии условий труда работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности по химическим и физическим факторам ионизирующей природы за 2013 год», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Канашского района», «Проведение профилактических медицинских осмотров работников медицинскими организациями Чувашской Республики», «О реализации задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О состоянии условий и охраны труда в организациях жизнеобеспечения» и др.

Государственная экспертиза условий труда – одно из важных направлений работы Минздравсоцразвития Чувашии в области охраны труда. В 2014 году Минздравсоцразвития Чувашии выдано 89 экспертных заключений о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, из них 83 – о несоответствии государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществлялась в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (1 обращение), фактических условий труда работников (88 обращений).

Экспертиза проводилась в 75 организациях и позволила обследовать и оценить условия труда на 90 рабочих местах, на которых занято 94 работника. Результаты государственной экспертизы условий труда показали, что на 16 рабочих местах (17,8% от общего числа обследованных) условия труда признаны оптимальными и допустимыми (классы условий труда 1 и 2), на 74 рабочих местах (82,2%) – вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4), 19 рабочих мест (21,1%) являются травмоопасными, 28 рабочих мест (31,1%) не соответствуют требованиям обеспеченности средствами индивидуальной защиты. По итогам экспертизы даны рекомендации по улучшению условий труда на 83 рабочих местах для 88 работников.

Заметно активизировалась работа по улучшению условий и охраны труда на муниципальном уровне. Во всех администрациях муниципальных районов и городских округов действуют специалисты по вопросам трудовых отношений, созданы координационные советы по охране труда, приняты муниципальные подпрограммы по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих (подробнее в разделе IV «Муниципальное управление охраной труда»).

Таким образом, в республике создана трехуровневая система управления охраной труда, которая позволяет мониторировать ситуацию, комплексно и эффективно решать проблемы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих (схема).

 

 

 

Раздел III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Чувашской Республики осуществляется Гострудинспек­цией в Чувашской Республике, государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах, соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии), территориальный отдел Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Приволжское управление Ростехнадзора), Верхневолжский отдел инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Волжское МТУ по надзору за ЯРБ).

В 2014 году Гострудинспекцией в Чувашской Республике проведены плановые проверки соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда в организациях. Всего проведено 846 различных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2013 г. – 885), в том числе государственными инспекторами по охране труда – 277 проверок соблюдения законодательства об охране труда (в 2013 г. – 398). Контрольно-надзор­ными мероприятиями было охвачено 862 юридических лица и индивидуальных предпринимателя. Структура основных видов экономической деятельности, в организациях которых выявлены нарушения, представлена на диаграмме 3.1.

В ходе всех видов проверок в течение 2014 года выявлено 3746 нарушений трудового законодательства (в 2013 г. – 4136), из них 2327 (62,1%) – в субъектах малого предпринимательства, 2288 (61%) – связанных с охраной труда. Из общего количества нарушений в установленные сроки устранено 3475 (92,8%) нарушений. Структура нарушений, выявленных в ходе проверок государственными инспекторами труда в организациях, представлена в табл. 3.1.

Больше всего нарушений выявлено в организациях таких видов экономической деятельности, как образование – 569, сельское хозяйство – 481, обрабатывающие производства – 389, строительство – 264, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов – 243. Работодателям выдано 732 предписания на устранение выявленных нарушений, в том числе государственными инспекторами по охране труда – 294, из них исполнено в установленные сроки 405 предписаний (92,4%), в том числе по охране труда – 275 (93,5%).

 

 


Диаграмма 3.1

 

Структура основных видов экономической деятельности,

в организациях которых выявлены нарушения

 

 

Таблица 3.1

 

Структура нарушений, выявленных в ходе проверок

государственными инспекторами труда в организациях

(по данным Гострудинспекции в Чувашской Республике)

 

 

2013 г.

2014 г.

1

2

3

Общее количество выявленных в ходе проведения проверок правонарушений, всего

4136

3746

            в том числе:

в субъектах малого предпринимательства

 

 

2266

 

2327

Нарушений трудового законодательства:

 

 

не связанных с охраной труда

1120

1458

связанных с охраной труда

 

3016

2288

Прочих нарушений:

 

 

коллективных договоров и соглашений

16

23

трудового договора

494

750

рабочего времени и времени отдыха

72

87

оплаты труда

309

449

гарантий и компенсаций

40

36

дисциплины труда и трудового распорядка

24

36

материальной ответственности сторон трудового договора

92

109

регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

7

4

регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

1

-

особенностей регулирования труда других категорий работников

4

-

целевого использования средств на мероприятия по охране труда

42

58

проведения медицинских осмотров работников

125

55

обучения и инструктирования работников по охране труда

966

827

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты

627

440

проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)

126

45

санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников

111

46

обеспечения работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

5

-

соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

46

59

иного

-

722

 

В связи с непрохождением в установленном порядке обучения и инструктажа по охране труда, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда отстранены от работы по требованию государственных инспекторов труда 575 человек.

По итогам 2014 года запрещено использование работниками 512 единиц средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификатов соответствия или декларации о соответствии.

За нарушения законодательства о труде и об охране труда в 2014 году на 1295 должностных лиц организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложены административные штрафы на общую сумму 14416,5 тыс. рублей.

Основные причины нарушений законодательства об охране труда:

непрохождение руководителями, специалистами и другими работниками организаций в установленном порядке обучения, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

отсутствие целенаправленного планирования мероприятий по охране труда и невыделение денежных средств на эти цели;

несоблюдение работодателями установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве (сокрытие несчастных случаев, обвинение пострадавших в несчастном случае, неправильное установление причин несчастного случая и т.д.);

отсутствие в организациях утвержденных инструкций по охране труда для работников по профессиям и видам работ;

несоблюдение работодателями установленного порядка осуществления надзора и контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией про­изводственных зданий и сооружений;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, спецобувью, не имеющими сертификатов соответствия или не соответствующими своему предназначению по защитным свойствам;

нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, проведения погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатации автомобильного транспорта и производственного оборудования;

низкий уровень правовых знаний и отсутствие производственной дисциплины у руководителей организаций, должностных лиц и работников.

Государственными инспекторами по охране труда в 2014 году расследовано 87 несчастных случаев (в 2013 г. – 102), из них 78 произошли в отчетном периоде. Из общего количества расследованных случаев 0 – групповых (в 2013 г. – 3), 47 – с тяжелым исходом (в 2013 г. – 59), 37 – со смертельным исходом (в 2013 г. – 34), 3 – других (в 2013 г. – 6). За отчетный период проведено 13 расследований сокрытых несчастных случаев (в 2013 г. – 27), в том числе 5 тяжелых несчастных случаев (в 2013 г. – 18), 5 – со смертельным исходом (в 2013 г. – 4), 3 – легких несчастных случая (в 2013 г. – 0).

В Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии по состоянию на 1 января 2015 г. состоял на учете 1631 объект надзора.

В 2014 году с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» из 1631 организации промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, состоящей на учете, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 120 организациях (7,35%) было проведено исследование воздуха рабочей зоны.

Под контролем Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в 2014 году находилось 5520 единиц автомобильного транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них: пассажирского автотранспорта – 2755 единиц, грузового автотранспорта – 2765 единиц, 325 троллейбусов, 37 речных судов (пассажирских – 16, грузовых – 21).

В 2014 году из 102 предприятий транспорта, находящихся на учете Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, проверками с применением лабораторных и инструментальных методов исследования охвачено 22 организации (21,5%).

Несоответствие условий труда работающих в организациях транспорта гигиеническим нормативам обусловлено воздействием на работников физических факторов производственной среды (уровень шума, вибрации и электромагнитных полей выше предельно допустимого уровня, недостаточная освещенность рабочих мест).

За нарушения санитарного законодательства в организациях промышленности, строительства, связи, сельского хозяйства в 2014 году вынесено 380 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 1447 тыс. рублей.

В 2014 году на поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора объектах энергетики, подлежащих учету, аварии и несчастные случаи не зарегистрированы.

На поднадзорных опасных производственных объектах (далее также – ОПО) произошло 2 несчастных случая (1 несчастный случай с тяжелым исходом, 1 – со смертельным исходом).

В области энергобезопасности за 2014 год проведено 813 проверок в поднадзорных организациях, при этом выявлено 3280 нарушений обязательных требований нормативных документов. По итогам проверок и профилактической работы наложен 891 штраф, в том числе 70 – на юридических лиц. Общая сумма штрафов составила 2837 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2014 году Приволжским управлением Ростехнадзора проводились мероприятия по контролю за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. За отчетный период проверены:

организации, обязанные соблюдать требование о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, – 280;

организации, обязанные провести энергетическое обследование в установленный срок, – 280;

здания, строения и сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, – 97;

здания, строения и сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности, предъявляемыми к таким зданиям, строениям, сооружениям, требованиями об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, – 97.

По результатам данных проверок при выявлении нарушений установленных требований применялись меры по привлечению к административной ответственности. В частности, привлечены к административной ответственности 6 должностных лиц.

Контрольно-надзорные мероприятия по оценке надежности электро- и теплоснабжения эксплуатируемых ОПО проводились в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Согласно актам обследований состояние электроустановок в основном удовлетворительное и в целом соответствует требованиям глав Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) от 8 июля 2002 г. № 204, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 января 2003 г., регистрационный № 4145), Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2013 г., регистрационный № 30593), Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный № 4799), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 апреля 2003 г., регистрационный № 4358), но при их эксплуатации допускалось частичное нарушение действующих правил.

Основными нарушениями, связанными с безопасной эксплуатацией электроустановок и тепловых установок, являются:

недоукомплектованность небольших организаций квалифицированным электротехническим персоналом и несоблюдение требований к повышению квалификации персонала;

несвоевременное проведение планово-предупредительного ремонта;

отсутствие эксплуатационной и технической документации.

К аттестации территориальной аттестационной комиссией Приволжского управления Ростехнадзора допущено 2254 специалиста энергетического направления, из них аттестовано 1622 специалиста, не аттестовано 562. Информация о специалистах, которые не смогли пройти аттестацию 2 и более раза, для принятия решения отправлена руководителям 65 организаций, временно отстранены от работы на действующих электроустановках 30 человек.

В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 апреля 2013 г., регистрационный № 28269), в целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в Чувашской Республике проведены внеочередные проверки 51 организации и 26 муниципальных образований.

Состояние систем теплоснабжения муниципальных сетей характеризуется большим уровнем износа, что может вызвать высокую аварийность сетей, особенно в осенне-зимний период, большие потери при транспортировке тепловой энергии. По республике средний физический износ тепловых сетей составляет порядка 65%. В то же время физический износ тепловых сетей, эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго» г. Шумерли, обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго», г. Мариинский Посад, муниципальным унитарным предприятием Урмарского района «Урмарытеплосеть» пгт Урмары, составляет порядка 80%.

В области промышленной безопасности инспекторским составом за отчетный период проведено 265 обследований поднадзорных организаций, при этом выявлено 697 нарушений обязательных требований нормативных документов. Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, – 119, из них 21 – на юридических лиц, в том числе 9 административных приостановлений деятельности, наложено штрафов на сумму 2768,3 тыс. рублей.

Основными факторами, негативно влияющими на состояние промышленной безопасности ОПО и их противоаварийную устойчивость, остаются высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная и инновационная активность в промышленности, сдерживающие развитие промышленных организаций и повышающие риск аварий на опасных производственных объектах.

Так, изношенность технических устройств (оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 оС), применяемых на ОПО, составляет 66,1%.

За 2014 год технические устройства, отработавшие нормативный срок службы и не прошедшие техническое диагностирование, были выведены предприятиями из эксплуатации (15 паровых котлов, 8 экономайзеров, 1 водогрейный котел, 7 трубопроводов пара, 36 сосудов, работающих под давлением). Приостановлена деятельность 5 технических устройств.

Анализ деятельности эксплуатирующих организаций свидетельствует о том, что повышение промышленной безопасности в основном проводится организациями путем технического диагностирования (экспертизы промышленной без­опасности) оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации, что позволяет обеспечить его работоспособность в период до замены на новое оборудование и вывести из эксплуатации находящееся в аварийном состоянии оборудование.

В 2014 году Приволжским управлением Ростехнадзора внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности 1233 экспертизы.

В 2014 году аттестацию в области промышленной безопасности прошли 1330 руководителей и специалистов организаций.

За 2013 год организациям, зарегистрированным на территории Чувашской Республики, Приволжским управлением Ростехнадзора выдано 34 лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности), 30 лицензий переоформлены, 2 соискателям отказано в предоставлении лицензии и 3 лицензиатам отказано в переоформлении лицензии. Прекращены 2 лицензии по заявлениям лицензиатов.

В 2014 году продолжилась работа по регистрации, перерегистрации, внесению изменений в государственный реестр ОПО в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

На 1 января 2015 г. в государственном реестре ОПО зарегистрировано 648 организаций, эксплуатирующих 1184 ОПО, расположенных на территории Чувашской Республики. Из них 6 ОПО – 1 класса опасности, 7 ОПО – 2 класса опасности, 695 ОПО – 3 класса опасности, 476 ОПО – 4 класса опасности.

Общее количество организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и подлежащих лицензированию, – 2, обе имеют соответствующие лицензии.

Осуществляют деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности, и подлежат регистрации 5 организаций.

Всего на территории Чувашской Республики 13 радиационно опасных объектов, из них 9 эксплуатируют закрытые радиационные источники, 1 – открытые радиационные источники, 3 пункта хранения радиоактивных веществ.

Наиболее потенциально опасными радиационными объектами являются 2 организации (бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и акционерное общество «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева»).

Общее количество используемых радиационных источников – 28 (из них 10 урановых защит), суммарная паспортная активность – 4,63 1014 Бк.

В бюджетном учреждении Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики мероприятия по обеспечению радиационной безопасности (замена просроченных источников, поверка дозиметрических приборов) проводятся в полном объеме.

В акционерном обществе «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» в отчетном периоде состояние радиационной безопасности также признано удовлетворительным.

Все организации осуществляют соответствующую деятельность на основании разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или регистрации в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

За 2014 год в организациях образовалось и передано на захоронение 11 отработавших назначенный срок службы закрытых радиационных источников.

На всех предприятиях приняты и согласованы в установленном порядке контрольные уровни годовой накопленной дозы, которые значительно ниже предельно допустимых уровней доз и составляют порядка 5–15 мЗв/год.

Общее состояние радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии в Чувашской Республике удовлетворительное.


Информация по документу
Читайте также