Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 23.12.2003 № 371

 
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 23.12.2003                                         N 371

              Об утверждении Концепции семейной политики
                       в Нижегородской области


     В  целях  реализации  Указа  Президента  Российской  Федерации от
14.05.1996  N  712  "Об основных направлениях государственной семейной
политики"  и  укрепления  социального  института  семьи  Правительство
Нижегородской области постановляет:
     1.   Утвердить   прилагаемую   Концепцию   семейной   политики  в
Нижегородской области (далее - Концепция).
     2.  Министерству  труда и социальной защиты Нижегородской области
обеспечить   разработку  плана  действий  по  реализации  Концепции  и
представить  его на рассмотрение Правительства Нижегородской области в
марте 2004 года.
     3.   Органам   государственной   власти   Нижегородской  области,
находящимся  в  подчинении  Губернатора Нижегородской области, считать
одной  из приоритетных задач работу, направленную на улучшение условий
и  повышение  качества жизни семьи, и при разработке проектов программ
и иных нормативных правовых актов учитывать положения Концепции.
     4.   Управлению  общественных  связей  Администрации  Губернатора
Нижегородской  области  обеспечить  информирование  общественности  об
основных положениях Концепции.
     5.   Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  городов  и
районов  Нижегородской  области  разработать  муниципальные  программы
семейной   политики   с   учетом   Концепции,   а  также  обеспечивать
приоритетное финансирование этих программ.


     Губернатор          Г.М. Ходырев


                                                            Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                                 Нижегородской области
                                                   от 23.12.2003 N 371

                     КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
                       В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                             1. Введение

     На   каждом   витке   своего   развития  от  общества  и  органов
государственной  власти  и  органов  местного самоуправления требуется
пересмотр   целей,  задач,  средств  и  методов  социальной  работы  с
различными  группами населения, учет происходящих изменений в объектах
и субъектах социальной политики.
     Семья   -   один  из  основных  социальных  институтов  общества,
претерпевающих  серьезную  трансформацию в ходе происходящих перемен в
российском обществе и в мире в целом.
     Одной   из   задач  государственной  семейной  политики  является
преодоление  неблагоприятных последствий данной трансформации, которые
в  своей  совокупности  характеризуют  кризис  семьи  как  социального
института.  Этот  кризис  является  всеобщим,  но приобретает в каждой
стране  и  регионе  специфическую окраску. В Нижегородской области так
же,  как  и  в  России  в  целом, он усугубляется особенностями нашего
исторического   пути,   социально-экономическим  кризисом  и  все  еще
сохраняющимся низким жизненным уровнем значительной части населения.
     Семья  как социальный институт оказалась ослабленной и  перестала
на   должном   уровне   выполнять   основные   функции,  прежде  всего
репродуктивную  и  воспитательную.  В  этих  условиях  государственная
семейная   политика   стала   рассматриваться   главным   образом  как
организуемая,  направляемая  и  финансируемая  государством социальная
защита  семьи  от  снижения  уровня ее благосостояния. В связи с этим,
главный  упор  делался  на  необходимость  компенсации  этого снижения
путем  предоставления семьям материальной помощи, но объем этой помощи
оставался  довольно  скромным  ввиду нехватки финансовых ресурсов. Эта
помощь  лишь  в  незначительной  степени  компенсировала  инфляционное
падение  уровня  жизни, так как кроме семьи в помощи нуждаются одиноко
проживающие  пенсионеры,  беженцы  и  т.д.  Поддержка малоимущих семей
находится  в  плане первоочередных мер, но Концепция семейной политики
современного   уровня  предполагает  также  формулировку  долгосрочных
задач и мер.
     Семейная  политика  призвана  системно  решать  задачи укрепления
семьи  и  семейных  ценностей,  обеспечения  ее  интересов  в процессе
общественного  развития,  создания  необходимых условий для реализации
семьей   своих  функций  на  основе  преимущественно  самостоятельного
жизнеобеспечения, обеспечения защиты социально-уязвимых семей.
     Концепция  семейной  политики  в  Нижегородской  области (далее -
Концепция)  разработана  с  учетом  социального состояния, тенденций и
перспектив  развития  института  семьи.  При  этом в контексте данного
документа  семья  рассматривается  не  только  как  объект,  но  и как
субъект семейной политики.
     В   Концепции   наряду   с  результатами  теоретического  анализа
представлена  система  мер  по  выводу  семьи из кризиса и обеспечению
эффективности семейной политики.

     2. Семья и ее современное состояние в Нижегородской области

     Семья  является  одной  из  самых древних форм социальной жизни и
выступает   одновременно   и   как  малая  социальная  группа,  и  как
социальный  институт.  Как  малая  социальная  группа семья объединяет
целый   спектр   различных   отношений:   эмоциональных,  сексуальных,
духовных  и  др.  Как  социальный институт она включает в себя системы
норм,   ценностей,   образцов   поведения   и  деятельности  в  рамках
социо-культурного  процесса.  Они  реализуются  в  социальных  ролях и
статусах.
     Семья    определяется    как   исторически   изменяющаяся   форма
организации  совместной  жизни  людей  обоего пола, группа из двух или
нескольких  лиц, связанных браком, кровным родством или усыновлением и
живущих  вместе.  Благодаря  выполнению  комплекса социальных функций,
которые,  в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории,
семья  обеспечивала  относительную  устойчивость  социальных  связей и
отношений  в  рамках всей социальной организации общества. К важнейшим
функциям     семьи    относятся:    репродуктивная,    воспитательная,
социализирующая,   хозяйственно-бытовая,  экономическая,  сексуальная,
социального  контроля,  социально-статусная, досуговая, эмоциональная,
духовного общения.
     На  протяжении XX века семья в России пережила глубокие перемены.
Современная   семья  приходит  на  смену  традиционной  патриархальной
семье:  семья перестала быть основной хозяйственной единицей, семейный
статус   перестал   передаваться  по  наследству,  выросла  социальная
мобильность,  личные  цели индивида стали превалировать над интересами
родства,  рост  прав  и  свобод  личности (мужчины и женщины) привел к
дальнейшему  сокращению  численности  нуклеарной семьи (средний размер
семьи снизился до 2,9 человека).
     Анализ состояния семьи в Нижегородской области
     В  настоящее  время в области проживает около 1 млн. семей, в том
числе  более  500  тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
Нижегородская  область  так  же,  как  и  Россия  в  целом, переживает
репродуктивный  кризис:  смертность  превышает рождаемость в среднем в
2,2  раза,  а  в  сельских  районах  области  - в 2,9 раза (таблица 1,
график 1).

                              Таблица 1

            1999     2000      2001      2002

Родилось    27006    27699     28187     28585

Умерло      62131    65310     66754     68141

     Суммарный  коэффициент  рождаемости,  отражающий  число рождений,
приходящихся  на  одну  женщину  за  всю  ее  жизнь,  в  2002  году  в
Нижегородской  области составил 1,13 против 1,88 в 1989 году при норме
простого  воспроизводства  - 2,15. Значительно выросла доля однодетных
семей  (по  данным  органов  социальной  защиты  населения - 72,9 % от
общего  количества  семей  с  детьми), трех- и двухдетная модели семьи
стали   нетипичными,  а  это  означает  начало  процесса  депопуляции.
Нижегородская  область  превращается в регион с вымирающим населением.
Причем  социально-экономический  кризис  в стране лишь ускорил процесс
смены  моделей,  но  не  был причиной этой смены. Проблема осложняется
тем,  что  происходит  изменение  ценностных  ориентации - уменьшается
ожидаемое  число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых
детей  систематически  падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать,
что  это  не  откладывание  рождений,  а  отказ от них. Дети перестают
рассматриваться  как  непременный  компонент  семейного производства и
гарант   обеспеченной   старости   родителей.  Следовательно,  падение
рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг.

                               График 1

     ( в электронном виде не приводится, смотри бумжный вариант)

     В  Нижегородской  области  так  же,  как  и  по  России  в целом,
отчетливо   наблюдается  рост  числа  разводов  при  сокращении  числа
регистрируемых браков.
     Вместе  с  тем,  типичным  становится  такое явление, как семья с
нерегистрируемым  браком. По данным социологических исследований, доля
таких семей составляет 12-14%.
     Значителен  удельный вес неполных семей (более 18%). 22,5 % детей
в  Нижегородской  области  в  2002  году  рождены вне брака. Свыше 50%
детей  какую-то  часть детства проводят в неполных семьях. Специалисты
делают  вывод,  что  нормальная  социализация  детей в условиях полной
семьи становится нетипичным явлением.
     Постоянно   повышается   уровень  "добровольного  безбрачия".  Он
достиг уже 17% среди мужчин и 18,7% среди женщин.
     Малодетные  и  бездетные  семьи, разводы, нерегистрируемые браки,
неполные  семьи  и внебрачная рождаемость стали не только массовым, но
и приемлемым стилем жизни.
     Все  это  характеризует  нарастание нестабильности брака и семьи.
Ценности  воспроизводства, дети и их социализация постепенно отступили
на  задний  план по сравнению с развитием собственной личности, личной
карьеры,  гедонистическими  ценностями, реализовать которые возможно с
успехом  и вне рамок традиционной семьи. Значимость, привлекательность
и устойчивость традиционной полной детной семьи зримо снижаются.
     В   то   же  время,  именно  семья  несет  на  себе  колоссальные
отрицательные  нагрузки  в  современном  обществе:  падение жизненного
уровня,  безработица  и одновременно с этим трудовые перегрузки членов
семей,  ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и так далее.
Все    это    приводит    к   снижению   ресурсности   семьи.   Причем
социально-экономический    потенциал    семьи   находится   в   прямой
зависимости от фактора детности (таблица 2, график 3).

                                                             Таблица 2

     Удельный вес семей с детьми в целом по Нижегородской области
                  с доходами ниже черты бедности (%)


                            2002 год

Семьи с 1 ребенком          20,6

Семьи с 2 детьми            44,3

Семьи с 3 детьми            70,3

Семьи с 4 и более детьми    90,8

     По  данным органов социальной защиты населения на 1 сентября 2003
года  294688  семей  являлись  получателями  детских  пособий, то есть
имели среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

                             График 2

     ( в электронном виде не приводится, смотри бумжный вариант)

     Вместе   с  тем,  в  Нижегородской  области  накоплен  достаточно
большой  опыт в решении проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством
области   была  утверждена  Концепция  адресной  социальной  поддержки
семьи,  предусматривающая  меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной
жизненной    ситуации.    Также   в   области   имеется   определенная
материально-техническая   база  для  проведения  социальной  работы  с
семьей.  В  настоящее  время  в  области  действуют  54  муниципальных
учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе:
     - 8 центров социальной помощи семье и детям,
     - 29 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,
     -   6   реабилитационных   центров   для  детей  и  подростков  с
ограниченными возможностями;
     - 11 социальных приютов для детей и подростков.
     В  2003  году  создан  областной социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних "Бригантина".
     Также  в  области  работают  13  межрайонных центров планирования
семьи и 1 областной.
     Однако  проведенный  анализ состояния семьи убеждает, что она как
сложный  социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме,
но  общесоциальные  по сути потребности, должна находиться под защитой
государства.     Опыт     мирового    сообщества    показывает,    что
институциональные   проблемы  семьи  эффективнее  решаются  с  помощью
специально организованной семейной политики.
     Создаваемая  новая  Концепция  семейной политики должна учитывать
все  неблагоприятные  факторы,  воздействующие  на  семью, отражать ее
роль  и  значение в развитии общества, а также место семьи в структуре
общественного  производства.  Кроме того, сегодня необходимо не только
разрабатывать  новые  программы,  но  и  вырабатывать  новые механизмы
реализации   этих   программ,   в   том   числе  предусматривая  более
эффективную   организацию   деятельности,  развития  и  финансирования
организаций  и учреждений, реализующих программы помощи семье, а также
инновационные результативные формы и методы взаимодействия с семьей.

                  3. Цели и задачи семейной политики

     Стратегическая  цель  семейной  политики:  укрепление  и развитие
социального  института  семьи;  создание  и  обеспечение  условий  для
наилучшего  выполнения  семьей  своих основных функций: экономической,
репродуктивной,  адаптации,  защиты,  социализации  и  психологической
поддержки.
     Достижение  этой  цели  требует  специальной поддержки со стороны
общества и государства успешной семьи, поощрение семей с детьми.
     Это  не  предполагает дискриминации других типов семей или отказа
им  в  поддержке.  Это  означает  право  общества  на  предпочтение  и
поддержку  того  типа  семьи,  который  в  наибольшей степени отвечает
общественным    интересам.    То   есть   семейная   политика   должна
рассматриваться  шире,  чем только социальная поддержка семей и детей,
оказавшихся  в трудной жизненной ситуации. Результатом такой политики,
не  связанной только с оказанием традиционной помощи в неблагоприятных
стрессовых  ситуациях,  является  упрочение  семьи  и семейного образа
жизни   вообще,   распространение   такого   социально-экономического,
социокультурного и социопсихологического явления, как успешная семья.
     При  этом  успешной может называться семья, являющаяся самоценной
и  самодостаточной  и  способная  обеспечить  следующие  положительные
результаты в функционировании общества:
     а)  стабильность  демографической ситуации и оптимальная динамика
социума  /  региона; ориентация супружеских пар на детный образ жизни,
на осознанное родительство;
     б)  обеспечение  здорового  генофонда;  воспроизводство,  рост  и
сохранение  качественного  человеческого  капитала,  трудовых ресурсов
общества;
     в)  адекватная  включенность  семьи  в обеспечение экономического
потенциала  социума  на  основе  самообеспечения и самозанятости, т.е.
организации  неприбыльного  производства продуктов, товаров и услуг, а
также   на   прибыльной   основе,  т.е.  участии  в  различных  формах
предпринимательства.  Максимальная экономическая отдача семей, занятых
в государственном секторе экономики;
     г)  успешная социализация подрастающего поколения, формирование у
него   "вертикали"  социальных  и  духовно-нравственных  потребностей;
обеспечение  трудовой, социокультурной, патриотической преемственности
поколений.
     Приоритет  в работе с семьей необходимо отдать семьям социально и
экономически  активным, с высоким жизненным потенциалом. Именно с ними
государство   сможет   строить  партнерские  отношения,  сменить  свою
традиционную  "патерналистскую" политику, поощряющую "потребительскую"
позицию   и   иждивенческие   настроения   семьи,  на  мобилизационную
политику,      призванную      раскрыть      потенциал     семьи     в
социально-экономическом  поведении.  Это семьи, проявившие успех ранее
и   готовые   в   современных   условиях   к   постоянному  духовному,
профессиональному, карьерному, предпринимательскому росту.
     Таким  полноценным,  работоспособным  семьям необходимо оказывать
поддержку в создании условий для рождения и воспитания детей.
     Таким образом, семейная политика должна включать в себя:
     1) поддержание института семьи на уровне реализации его функций;
     2) повышение социального статуса успешной семьи;
     3)  обеспечение условий для удовлетворения базовых материальных и
духовных потребностей семьи;
     4)   использование   творческого   потенциала  семьи  в  развитии
общества.

     Концепция  семейной  политики  современного  уровня  предполагает
также формулировку долгосрочных задач и мер:

     1. Совершенствование семейного законодательства.
     2.   Мобилизация   финансовых   ресурсов   в   целях  поддержания
доступности  для  семьи  необходимого  уровня  социальных  гарантий (в
сфере образования, здравоохранения, в обеспечении жильем и т.д.).
     3.  Формирование  эффективного  механизма самообеспечения семьи в
современных  социально-экономических  условиях,  в  том числе создание
условий для обеспечения занятости трудоспособных членов семьи.
     4.  Формирование  субъектности  семьи  в  использовании имеющихся
возможностей   при  решении  проблем  и,  таким  образом,  преодоление
иждивенчества и потребительства семьи в обществе.
     5.   Обеспечение   организационных  и  материальных  условий  для
планирования  семьи.  Создание  благоприятных  условий  для рождения и
воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства.
     6.  Создание условий для получения детьми адекватного образования
и воспитания, профилактика детской безнадзорности и правонарушений.
     7.   Использование   творческого   потенциала  семьи  в  развитии
общества.
     8.   Развитие  традиционных  и  создание  новых  форм  содействия
семейному    благополучию,    совершенствование   системы   социальной
поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех уровнях.
     9.  Совершенствование  и развитие системы социальной защиты семьи
с  объективно пониженными внутренними ресурсами и семьи, находящейся в
кризисной  ситуации.  Создание  разнообразных  возможностей и развитие
системы  поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые
условия  для  разрешения  возникающего  кризиса и дальнейшего развития
семьи.
     10.  Укрепление  различных  форм  взаимодействия  государственных
органов,    органов    местного   самоуправления,   благотворительных,
религиозных  и  иных общественных организаций, бизнеса, науки, средств
массовой информации в поддержку семьи.
     11.  Формирование  благоприятного  общественного мнения о семье и
семейном образе жизни, пропаганда семейных ценностей.
     12.   Создание  условий  для  обеспечения  кадрами  учреждений  и
организаций, работающих с семьей.

                    4. Принципы семейной политики

     Исходя  из  целей  и задач семейной политики, можно определить ее
основные принципы:

     1.  Принцип  единства  целей  государственной  семейной  политики
Российской Федерации и Нижегородской области.

     2.  Принцип  партнерства семьи и государства, закрепляющий статус
семьи   как  равного  партнера  государства,  предполагающий  взаимную
ответственность  сторон  и  открывающий  ей  возможности  в  различных
сферах жизнедеятельности.

     3.  Принцип  базисности,  ставящий  семью  в  центр  общественной
системы, повышение ее статуса и роли.

     4.   Принцип   суверенности   семьи  и  свободы  образа  жизни  в
соответствии   с   индивидуальным  выбором  и  системой  нравственных,
культурных,  социопсихологических  предпочтений  членов семьи в рамках
правового общества.

     5.  Принцип  опоры  на собственные силы, исходя из которого семья
должна   как   можно  меньше  зависеть  от  государственной  помощи  и
общественной благотворительности.

     6.   Принцип   преемственности   и  стабильности  государственной
семейной  политики, создание новых и поддержка существующих социальных
служб  и  услуг, сохранение и дальнейшее совершенствование достигнутых
социальных гарантий защиты семьи.

     7.  Принцип  социальной защищенности, гарантии устойчивого уровня
жизни   и  получения  необходимой  поддержки  со  стороны  государства
семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

     8.   Принцип  адресной  социальной  помощи  и  дифференцированной
системы   мер   в  отношении  семей  разных  типов  и  разного  уровня
ресурсности,   в   том   числе   предоставление  гарантий  поддержания
социально  приемлемого  уровня  жизни  нетрудоспособных членов семьи и
создание  условий  экономически  активным членам семьи для обеспечения
благосостояния на условиях занятости.

     9.  Принцип  гендерной симметрии: состояние общества, при котором
практически  реализован принцип равных прав, свобод и возможностей для
женщин  и  мужчин  -  равенство  в  аспектах  здравоохранения,  равная
поддержка  и  развитие  культуры  материнства  и  отцовства, равенства
занятости на производстве и в быту.

     10.    Принцип   социального   партнерства:   семейная   политика
осуществляется  органами  государственной  власти  и органами местного
самоуправления  во  взаимодействии  с некоммерческими организациями, в
том   числе   с   государственными   и   муниципальными  учреждениями,
благотворительными,  религиозными  организациями,  иными общественными
организациями,   коммерческими   организациями,   а  также  семьями  и
физическими лицами.

     11.  Принцип научности; принятие инновационных решений в семейной
политике,   оценка   эффективности   услуг,   программ   и   проектов,
опирающихся  на научный анализ сущности семейных проблем и независимую
экспертизу,   проводимую   учеными,  специалистами  в  области  семьи,
семейной политики, социального управления.

              5. Основные направления семейной политики

     Государственная   семейная  политика  является  составной  частью
социальной  политики России и представляет собой целостную систему мер
экономического,                 правового,                социального,
информационно-пропагандистского    и    организационного    характера,
направленных   на   улучшение   условий   жизнедеятельности   семьи  и
укрепление института семьи.
     Объектом   семейной   политики   является  сама  семья,  а  также
государственные  и  общественные  институты,  функционирование которых
непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.
     Семейная    политика    области,   направленная   на   достижение
поставленных   целей   и   задач,  в  соответствии  с  вышеизложенными
принципами   предполагает  поэтапные  действия  в  следующих  основных
направлениях:
     1.  Создание  условий  для экономической самостоятельности семьи,
улучшения  материальных  условий  жизнедеятельности  семьи,  поддержки
семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
     -  разработка  и  реализация  программ усиления правовой защиты и
экономической    поддержки    становления    индивидуальной   трудовой
деятельности,  семейного  предпринимательства  и  фермерства; создание
условий для развития высококвалифицированного надомного труда;
     -  обеспечение  государственных гарантий занятости трудоспособных
членов  семьи, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели)
для  подростков  (от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время, а также
женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
     -  усиление  гарантий  занятости  в сфере общественного труда для
семей,  нуждающихся  в  повышенной социальной защите (семей одиноких и
многодетных  родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.): стимулирование
создания  для  них  специальных рабочих мест, предоставление налоговых
или иных льгот предприятиям, использующим их труд;
     -    обеспечение   условий   для   повышения   квалификации   или
переобучения  работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том
числе  при  возвращении  из отпуска по беременности и родам и уходу за
ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации;
     -  разработка и внедрение экономических стимулов и льгот, а также
других   мер  поощрения,  повышающих  заинтересованность  предприятий,
организаций  и  учреждений  в  приеме на работу женщин как на условиях
полного,  так  и неполного рабочего дня, по гибкому графику или работы
на  дому,  в том числе с использованием высококвалифицированного труда
(услуги  в  сфере  информационных  технологий,  переводческие услуги и
др.);
     -    формирование    системы   банковского   и   потребительского
кредитования  семей с учетом семейного состава за счет снижения ставки
налогообложения  банковской прибыли, возмещения банками недополученной
прибыли   за   счет   средств   областного  и  местных  бюджетов  либо
специальных фондов;
     -  формирование  системы семейных пособий, охватывающей поддержку
семьи   с   несовершеннолетними   детьми  и  обеспечивающей  частичное
возмещение  сокращения доходов семей в связи с занятостью одного из ее
трудоспособных членов уходом за детьми;
     -   предоставление  дополнительной  материальной  помощи  семьям,
попавшим   в   трудную  жизненную  ситуацию,  на  основе  адресного  и
заявительного   принципа   с  обязательной  взаимной  ответственностью
сторон;
     -   повышение  гарантий  материального  обеспечения  ребенка  при
раздельном   проживании  родителей,  совершенствование  в  этих  целях
алиментных правоотношений;
     -  разработка  и  реализация  областных и муниципальных программ,
направленных  на  обеспечение жильем молодых семей и семей с детьми, а
также   льготное   кредитование   и  субсидирование  семей  с  детьми,
осуществляющих  строительство  и  приобретение  жилья в собственность.
Сохранение    льготности   обеспечения   жильем   многодетных   семей.
Обеспечение   приемлемого   для  семьи  соотношения  доходов  семьи  и
стоимости жилья, размеров оплаты аренды и найма жилья;
     -  развитие  программ  трудоустройства  и  занятости подростков и
молодежи.

     2.  Обеспечение сочетания занятости в общественном производстве с
выполнением семейных обязанностей:
     -  реализация  на  практике  прав  отца  и других членов семьи на
льготы,    предоставляемые   в   настоящее   время   на   производстве
женщине-матери  в  связи  с  воспитанием  детей,  пропаганда  ценности
отцовства,  равенства  в распределении домашних обязанностей и баланса
в сфере занятости;
     -  усиление  помощи  родителям  в  выборе желаемой формы ухода за
ребенком   и   его   воспитания:  обеспечение  развития  сети  детских
дошкольных учреждений различных направлений и форм собственности;
     -  развитие сети специальных учреждений для содержания и ухода за
детьми-инвалидами,  взрослыми-инвалидами,  престарелыми  и  безнадежно
больными, в том числе для временного пребывания.

     3.  Охрана  здоровья  детей  и  родителей,  создание  условий для
формирования здорового образа жизни семьи:
     -  сохранение за счет бюджетного и иных источников финансирования
бесплатных   медицинских   услуг   для   детей,   беременных   женщин,
медицинской  помощи  по  охране  репродуктивного  здоровья  граждан, а
также традиционной системы детского оздоровления;
     -  распространение  современных знаний о культуре репродуктивного
поведения,   профилактика   беременности  среди  несовершеннолетних  и
профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
     -  укрепление  и развитие системы учреждений и служб планирования
семьи,  охрана  репродуктивного  здоровья  женщин и мужчин, пропаганда
осознанного материнства и отцовства;
     -      развитие     медико-генетической     помощи     населению:
совершенствование  и  внедрение современных медицинских технологий для
ранней  диагностики  заболеваний плода, развитие системы обязательного
обследования  беременных  и новорожденных и системы подготовки семьи к
родам;
     -   улучшение   оказания   медико-социальной   помощи   детям   с
ограниченными       возможностями,      включая      квалифицированное
восстановительное   лечение,   протезирование,   санаторное   лечение,
реабилитационные мероприятия;
     -   создание  и  внедрение  междисциплинарных  программ  обучения
родителей   основам  реабилитации  и  воспитания  детей  с  проблемами
физического и умственного развития;
     -  формирование  рабочих мест специалистов по социальной работе в
учреждениях  здравоохранения; создание и поощрение инициатив всех форм
сотрудничества   в   сфере   профилактики  наркомании  и  алкоголизма,
токсикомании;
     -    пропаганда   своевременного   и   регулярного   медицинского
обследования всех членов семьи любого возраста;
     -  соблюдение  требований действующего законодательства об охране
труда;
     -  обмен  опытом  работы  в  сфере  охраны  здоровья  семьи между
российскими и зарубежными специалистами.

     4.      Укрепление      воспитательного     потенциала     семьи,
культурно-просветительская работа:
     -  формирование  новой семейной культуры, основанной на гендерном
равенстве, толерантном отношении и ненасильственной коммуникации;
     -  объединение  и  координация усилий заинтересованных родителей,
обеспокоенных   проблемами  детства,  семьи,  образования,  готовых  к
защите прав и интересов детей;
     -  реальное  участие родителей через все доступные формы местного
самоуправления  в  реализации  образовательной,  семейной,  молодежной
политики;
     -  общественный родительский контроль за деятельностью конкретных
органов    исполнительной    власти,    отвечающих    за    реализацию
государственной политики в сфере образования, семьи и детства;
     -  пропаганда  и  распространение  среди родителей педагогической
культуры,   разработка   программ   самообразования,   образовательных
программ, курсов и консультаций для родителей;
     -  внедрение  новых  эффективных  форм  и  методов взаимодействия
семьи    и    образовательных   учреждений,   учреждений   социального
обслуживания  семьи  и  детей,  помощь  семье в эффективной социальной
адаптации детей;
     -   разработка  и  внедрение  программ  по  формированию  позиции
ответственного родительства;
     -   внедрение  программ  по  повышению  правовой  компетентности,
гражданской  инициативы  и  ответственности  детей  и родителей, в том
числе профилактика подростковых правонарушений;
     -   совершенствование  культуры  родительства  через  создание  и
развитие    родительских   общественных   организаций,   использование
успешного  российского  и зарубежного опыта в данной сфере (ассоциации
многодетных   семей,   ассоциации   родителей  детей  с  ограниченными
возможностями,    родительские    комитеты   и   другие   общественные
объединения);
     -  формирование  культуры  семейного досуга, создание условий для
реализации творческого и духовного потенциала семьи;
     -  формирование у учащихся осознанного ответственного отношения к
будущему   родительству   через   включение  в  планы  образовательных
учреждений  области  основ  семейного  законодательства,  разработку и
внедрение образовательных программ по основам здорового образа жизни;
     -  привлечение  учреждений  культуры  к  разработке  и реализации
программ   работы   с  семьей,  направленных  на  популяризацию  опыта
успешных   семей,  пропаганду  детного  образа  жизни,  возрождение  и
развитие семейных традиций;
     -   организация   совместной   досуговой   деятельности  детей  и
родителей  с  целью  формирования общесемейных нравственных и духовных
ценностей, распространения культуры здорового образа жизни.

     5.  Создание условий для реализации права ребенка на воспитание в
семье. Профилактика социального сиротства, детской безнадзорности:
     -  совершенствование  нормативной  правовой  базы  и  обеспечение
контроля  подготовленными  специалистами  в сфере социальной работы за
соблюдением прав детей и подростков;
     -  внедрение  и  развитие  всех  форм  устройства  детей в семью:
усыновление,   опекунство,  приемные  семьи,  семейные  воспитательные
группы и т.д.;
     -   совершенствование   работы   органов   и  учреждений  системы
профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  с
лицами,     в     отношении    которых    проводится    индивидуальная
профилактическая работа;
     -   выработка  рекомендаций,  методов  и  внедрение  проектов  по
профилактике безнадзорности и социального сиротства;
     -  разработка  и внедрение программ, направленных на формирование
семейной  культуры  и  культуры  ответственного  родительства у детей,
воспитывающихся в интернатных учреждениях;
     -  активизация  деятельности  в  направлении  обобщения  опыта  и
обмена  информацией  между  российскими и зарубежными специалистами по
охране  прав  детства  и  профилактике социального сиротства и детской
безнадзорности.

     6. Подготовка специалистов, работающих с семьей:
     -    организация   подготовки   кадров   социальных   работников,
психологов,  юристов,  врачей  различной специализации для обеспечения
работы служб социальной помощи и планирования семьи;
     -   создание   системы   непрерывного   образования  и  повышения
квалификации  социальных работников - специалистов по работе с семьей,
семейных   врачей,   семейных  психологов,  семейных  психотерапевтов,
юристов семейного профиля, социальных педагогов и др.;
     -  организация  и проведение обучающих семинаров, мастер-классов,
тренингов,  а  также  конференций  разного  уровня  с  целью повышения
квалификации,  обмена  опытом  работы,  распространения  инновационных
технологий работы с семьей;
     -  содействие  получению  работниками  социальных  служб высшего,
второго  высшего  и  среднего  специального  образования по социальной
работе  с  семьей  (с  отрывом  и  без отрыва от производства, очной и
заочной форм обучения);
     -   разработка   новых  программ  профессиональной  подготовки  и
повышения  квалификации специалистов, работающих с семьей в социальной
сфере;
     -  разработка  и  внедрение  эффективных  механизмов аттестации и
профессионального  роста  специалистов  социальных учреждений и служб,
работающих с семьей.

     7.   Использование  научного  потенциала  для  работы  с  семьей,
организация исследовательской и информационной работы:
     -   создание   на   базе   вузов  и  научных  учреждений  области
специального  направления  исследовательских  и  внедренческих работ в
сфере  проблем  семьи:  доведение  результатов исследований до широкой
общественности,  организация  проблемных дискуссий по семье, гендерным
отношениям,  социализации,  семейной  политике Нижегородской области в
средствах массовой информации;
     -  участие  в  разработке  социальных  стандартов по обслуживанию
семьи  для формирования государственного социального заказа; участие в
организации   изучения   экономических,   демографических,   правовых,
педагогических   и   социально-психологических   проблем,   постоянный
мониторинг  и анализ состояния нижегородской семьи; подготовка доклада
о положении нижегородской семьи один раз в три года;
     -  привлечение  ученых и активистов негосударственных организаций
к   разработкам   научно-практического   характера,  междисциплинарным
исследованиям современного состояния семьи;
     -   использование  научного  потенциала  области  для  разработки
различных  программ  комплексного и целевого характера по направлениям
семейной политики;
     -  организация  межведомственного  информационного взаимодействия
по  созданию  единой  интегрированной информационной базы; обеспечение
информационной  безопасности  семьи  и личности при использовании базы
данных единой интегрированной системы персонифицированного учета;
     -  изучение  и  обобщение  мирового  опыта  социальной  работы  с
семьей,  разработка  инновационных  программ,  методов  и технологий в
сфере социальной работы с семьей.

     8. Развитие системы комплексной социальной помощи семье:
     -    дальнейшее    развитие    на    территории    области   сети
специализированных  учреждений  и служб социального обслуживания семьи
и  детей  (центров  помощи  семье  и детям, социально-реабилитационных
центров  для  несовершеннолетних,  центров  реабилитации  для  детей с
ограниченными  возможностями  здоровья,  кризисных  центров для членов
семьи,  оказавшихся  в  сложной  жизненной  ситуации, семейных детских
домов и др.), укрепление их материально-технической базы;
     -  использование  ресурсов некоммерческого сектора для расширения
сферы услуг, предоставляемых семье;
     -  внедрение  и  совершенствование  механизмов  конкурсности  при
определении  размера финансирования деятельности и программ учреждений
социального обслуживания семьи и детей;
     -   разработка   и   внедрение   новых   социальных   технологий,
ориентированных на успешную семью;
     -  реализация  пилотных  проектов  по внедрению практики семейных
врачей;
     -  развитие  сети учреждений и служб для молодежи (клубы по месту
жительства,  центры  молодежных  инициатив,  молодежные  биржи  труда,
службы психологической помощи, другие);
     -   организация   социальной   работы   по  технологии  "телефона
доверия";
     -  разработка  модели  и  внедрение  на  правах пилотного проекта
механизма     действия     общественной    комиссии,    осуществляющей
правозащитные  функции  в  отношении  семьи  и  ребенка ("товарищеский
семейный суд", социально-педагогический консилиум);
     -  сохранение  и развитие материально-технической базы учреждений
отдыха,  оздоровления  детей  и  семьи, развитие семейных форм отдыха,
досуга и творчества;
     -  содействие  сотрудничеству  учреждений  и  организаций в целях
наилучшего обслуживания семьи.

     9.  Формирование  общественного  мнения  и  поддержка гражданских
инициатив, направленных на реализацию семейной политики:
     -  разработка  системы организационных и иных мер по формированию
в  средствах  массовой  информации  образа  успешной семьи, пропаганда
через  средства  массовой  информации  семейных  ценностей и семейного
образа  жизни;  выпуск  в  различных видах средств массовой информации
специальных программ и рубрик по вопросам семейной политики;
     -  организация  конкурсов  больших  и малых грантов (со смешанным
финансированием)    на   исследования   семьи,   конкурсов   поддержки
социальных проектов;
     -    привлечение    спонсоров    и    благотворителей,   создание
попечительских  советов  для реализации наиболее интересных проектов в
сфере семейной политики;
     -   развитие   сотрудничества  государственных  органов,  органов
местного   самоуправления,   коммерческих   организаций,   учреждений,
общественных  организаций, в том числе этнических культурных центров и
представительств различных конфессий, в области семейной политики.

     10.  Организационные  и  финансовые механизмы реализации основных
направлений семейной политики:
     -   совершенствование   нормативно-правовой  базы,  в  том  числе
разработка   новых   нормативных  документов,  обеспечивающих  условия
успешного функционирования семьи - совершенствование семейного права;
     -  разработка  и  реализация  областных  и муниципальных программ
комплексного  и  целевого характера по направлениям семейной политики,
а  также  включение  соответствующих  разделов  в  областные программы
экономического,  социального  и культурного развития с соответствующим
выделением средств из бюджетов различного уровня;
     -  обеспечение приоритетности распределения средств на реализацию
программ, направленных на укрепление социального института семьи;
     -    широкое    использование,   распространение   социальной   и
демографической  статистики  для  информационного  обеспечения органов
власти   различного  уровня,  издание  соответствующих  информационных
бюллетеней;
     -     организация    фамилистической    экспертизы    (экспертное
установление   соответствия   деятельности  управленческих  решений  и
законопроектов  в  Нижегородской области интересам нижегородской семьи
и условиям ее успешного функционирования);
     -  развитие  экспертизы печатной и видеопродукции на установление
наличия  рекламы и пропаганды порнографии, культа насилия и жесткости,
употребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
     - совершенствование менеджмента социальных учреждений;
     -    обеспечение    научного    изучения    различных    аспектов
жизнедеятельности  нижегородской семьи, включая вопросы финансирования
исследований;
     -  усиление  контроля  за  процессом  перепрофилирования  детских
дошкольных  учреждений, сохранение материальной базы данных учреждений
в  областной и муниципальной собственности для расширения сферы услуг,
предоставляемых семье и детям;
     -  содействие  совместным программам обмена опытом специалистов в
сфере  социальной  работы,  образования,  здравоохранения и внутренних
дел,  координация  услуг  социальных,  медицинских,  образовательных и
юридических учреждений.

                       6. Ожидаемые результаты

     Основным   результатом   последовательной   реализации   семейной
политики  должно стать укрепление института семьи вследствие повышения
статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей за счет:

     1. Совершенствования семейного законодательства.

     2.  Доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий
в сфере образования, здравоохранения, занятости и т.д.

     3.  Повышения  уровня  благосостояния семьи с несовершеннолетними
детьми  за  счет  действия  эффективного  механизма самообеспечения, а
также  за  счет  разработки  системы  мер,  способствующих  развитию и
поддержке семейного предпринимательства;

     4.  Роста  числа семей с активной жизненной позицией, преодоление
иждивенческой и потребительской ориентации/практики;

     5.  Повышения уровня репродуктивных намерений семьи; более полной
реализации  семьей репродуктивных намерений и улучшение на этой основе
режима воспроизводства населения;

     6.   Снижения  младенческой  и  материнской  смертности,  частоты
врожденных пороков развития и генетических заболеваний у детей.

     7.    Формирования   установок   самосохранительного   поведения,
здорового образа жизни.

     8.  Повышения  уровня  социальной  поддержки семьи, материнства и
детства.

     9.   Создания   условий   для   воспитания  в  семье  и  успешной
последующей интеграции в общество детей-инвалидов.

     10.   Сокращения   масштабов   социального   сиротства,   детской
безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

     11.  Обеспечения преимущественного воспитания в семейных условиях
детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения;

     12.   Развития  сети  учреждений  и  организаций,  обеспечивающих
необходимые  условия  для  повышения  ресурсности семей, оказавшихся в
сложной жизненной ситуации.

     13.   Обеспечения   необходимыми   специалистами  государственных
органов,     органов     местного     самоуправления,     организаций,
взаимодействующих с семьей;

     14.  Совершенствования  механизма различных форм взаимодействия и
создания комплексных программ работы с семьей;

     15.  Роста числа успешно действующих некоммерческих организаций в
сфере социальной поддержки семьи;

     16.   Возрождения   и   развития  лучших  отечественных  традиций
семейного воспитания;

     17.  Укрепления  в  общественном  сознании образа полной, детной,
благополучной семьи.

         НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

     - Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995;
     -   Основные   направления   государственной   семейной  политики
(утверждены  Указом  Президента  Российской  Федерации от 14.05.1996 N
712);
     -   областная  межведомственная  программа  "Улучшение  положения
семьи,  женщин  и  детей  в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах"
(утверждена  постановлением  Законодательного  Собрания  Нижегородской
области от 18.01.2001 N 136);
     -  Концепция  адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской
области   (утверждена   постановлением   Правительства   Нижегородской
области от 01.04.2002 N 52);
     -  План  действий  по  реализации  Концепции  адресной социальной
поддержки  семьи  в  Нижегородской  области  на  период  до  2005 года
(утвержден   постановлением  Правительства  Нижегородской  области  от
19.06.2002 N 136);
     -  областная  межведомственная  программа  по улучшению положения
многодетных   семей   в   Нижегородской   области  на  2004-2006  годы
(утверждена  постановлением  Правительства  Нижегородской  области  от
23.05.2003 N 158).

           Краткий словарь употребляемых в тексте терминов

     Концепция  -  1) система взглядов, то или иное понимание явлений,
процессов;  2)  единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо
произведения, труда и т.д.
     Гедонизм  (от греческого - "удовольствие") - направление в этике,
утверждающее  наслаждение  и  удовольствие как основной мотив и высшую
цель человеческого поведения.
     Нуклеарная  семья  -  семья,  состоящая из одной пары родителей с
детьми  или  без  детей.  Нуклеарная семья может также быть полной или
неполной, состоящей из одного родителя с детьми.
     Патернализм  -  покровительство,  опека  старшего  по отношению к
младшим, подчиненным.
     Принцип  -  1)  основное  исходное  положение  какой-либо теории,
учения  и  т.д.;  руководящая  идея, основное правило деятельности; 2)
внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.
     Ресурсность   семьи   -   комплексное,   интегративное   понятие,
определяющее   совокупность   следующих   потенциалов  (ресурсов)  для
формирования   и   удовлетворения   потребностей   семьи:  финансовый,
материальный,       психологический,       физический      (здоровье),
интеллектуальный,       коммуникативно-информационный,      статусный,
адаптационный и др.
     Социальная   субъектность  -  комплексное  понятие,  определяющее
совокупность  способностей  семьи  как  социального  института и малой
социальной группы:
     -  быть  субъектом  прав  и  обязанностей, т.е. уметь и хотеть их
осуществлять,  осознавать;  артикулировать, защищать и отстаивать свои
интересы   (при   этом   права  и  обязанности  понимаются  как  формы
взаимодействия с социумом);
     -  продуктивно  использовать  свой потенциал и компетентность для
преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения;
     - постоянно совершенствовать свою ресурсную базу;
     -    способность    к    самоуправлению,   саморегулированию   во
внутрисемейных процессах и изменениях;
     -   осознавать   ответственность  перед  социумом  за  социальное
поведение семьи в целом и ее членов;
     -    обладание    способностями    и   социально   обусловленными
возможностями самостоятельной социально-преобразующей деятельности.
     Фамилистика  - система наук, объясняющих динамику семьи с позиции
необходимости   укрепления   полной   семьи   с   несколькими  детьми.
Фамилистическая - просемейная.


Информация по документу
Читайте также