Расширенный поиск

Закон Пензенской области от 01.12.2015 № 2832-ЗПО


ЗАКОН

Пензенской области

 

 

О внесении изменений в Закон Пензенской области

«О Стратегии социально-экономического развития Пензенской

области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)»

Принят Законодательным Собранием Пензенской области 20 ноября 2015 года

Статья 1

 

Внести в Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 года № 1367-ЗПО «О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, № 42 часть 2; 2009, № 16 часть 3; 2011, № 33, № 36 часть 1; Пензенские губернские ведомости, 2012, № 37, № 123; 2013, № 107, № 119; 2014, № 19; 2015, № 23) следующие изменения:

1)  в наименовании Закона слова «(до 2021 года)» заменить словами «(до 2030 года)»;

2)  в статье 1 слова «(до 2021 года)» заменить словами «(до 2030 года)»;

3)  в Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года):

а) в наименовании слова «(до 2021 года)» заменить словами «(до 2030 года)»;

б) в абзаце первом раздела «Введение» слова «(до 2021 года)» заменить словами «(до 2030 года)»;

в) в разделе 1:

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«Налоговые платежи составляют значительную долю доходов консолидированного бюджета Пензенской области. В структуре поступлений налоговых платежей по отраслям доминируют поступления от предприятий обрабатывающей промышленности.»;

в подразделе «Макроэкономические показатели и структура экономики» слова «в процентах» заменить словами «(в процентах)»;

г) в подразделе «Внутренние вызовы (региональные проблемы)» раздела 2:

после наименования таблицы 3 слово «человек» заменить словом «(человек)»;

после абзаца сорокового дополнить абзацами следующего содержания:

«– зависимость предприятий оборонной промышленности от госзаказа;

– зависимость предприятий от стратегических партнеров и субъектов естественных монополий;

– отсутствие завершенных сборочных производств с высокой добавленной стоимостью на территории региона;

– недостаток высококвалифицированных кадров основных рабочих профессий;»;

абзацы сорок первый–сорок восьмой считать абзацами сорок пятым–пятьдесят вторым соответственно;

абзац сорок девятый считать абзацем пятьдесят третьим и в нем слова «Самарской области» заменить словами «Ульяновской и Саратовской областей», слово «Урала» заменить словами «Средней Волги»;

абзацы пятидесятый–пятьдесят пятый считать абзацами пятьдесят четвертым–пятьдесят девятым соответственно;

абзац пятьдесят шестой считать абзацем шестидесятым и признать его утратившим силу;

абзацы пятьдесят седьмой–пятьдесят девятый считать абзацами шестьдесят первым–шестьдесят третьим соответственно;

абзац шестидесятый считать абзацем шестьдесят четвертым и изложить его в следующей редакции:

«Бюджет Пензенской области имеет дотационный характер и социальную направленность. Основными доходными источниками консолидированного бюджета области из состава налоговых доходов являются: налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), налог на прибыль организаций, налоги на имущество, акцизы и налоги на совокупный доход.»;

абзацы шестьдесят первый–шестьдесят четвертый считать абзацами шестьдесят пятым–шестьдесят восьмым соответственно;

д) в пункте 3.1 раздела 3:

в абзаце первом цифры «2021» заменить цифрами «2030»;

в абзаце втором цифры «2021» заменить цифрами «2030», цифры «2,2» заменить цифрами «2,3»;

е) в разделе 4:

в пункте 4.4:

после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«– создание условий для вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность;»;

абзацы четвертый–четырнадцатый считать абзацами пятым–пятнадцатым соответственно;

абзац девятый пункта 4.6 изложить в следующей редакции:

«– поддержки муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;»;

ж) в разделе 5:

абзацы сорок седьмой–пятьдесят первый пункта 5.2 изложить в следующей редакции:

«Решение указанных задач должно привести к улучшению показателей здоровья и качества жизни населения к 2030 году. В качестве целевых показателей определены:

– увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения — до 75,6 лет;

– снижение показателя младенческой смертности до 5,0 на 1 000 родившихся живыми;

– удержание показателя материнской смертности на уровне ниже среднероссийского.

В связи с прогнозируемым изменением структуры постоянного населения Пензенской области общий коэффициент смертности достигнет 15,1 на 1 000 населения.»;

в пункте 5.3:

абзацы шестнадцатый–восемнадцатый изложить в следующей редакции:

«– увеличение доли граждан Пензенской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения к 2021 году — до 47 %, к 2030 году — до 54,0 %;

– увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта к 2021 году — до 50,0 %, к 2030 году — до 55,0 %;

– увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения к 2021 году — до 24,0 %, к 2030 году — до 27,0 %.»;

абзац девятнадцатый признать утратившим силу;

пункт 5.4 изложить в следующей редакции:

«5.4. Образование

Цель региональной образовательной политики — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Пензенской области.

Основными задачами являются: формирование творческих компетенций; навыков непрерывного образования, обеспечивающих опережающее развитие обучающихся; усиление воспитательного потенциала школы, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство, успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие потенциала педагогических работников, тесное взаимодействие с семьей.

Для обеспечения достижения указанной цели и задач запланированы следующие мероприятия:

1) обеспечение доступности качественного общего образования:

а) обеспечение достижения к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет через:

– строительство новых дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО), реконструкцию существующих зданий под ДОО, возвращение в систему переданных ранее зданий детских садов, открытие дополнительных дошкольных групп на базе функционирующих ДОО и в общеобразовательных организациях;

– укрепление материально-технической базы организаций системы дошкольного образования;

– внедрение в жизнь новых организационно-правовых форм дошкольного образования;

– стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Эти мероприятия позволят к 1 января 2016 года обеспечить стопроцентный охват детей в возрасте 3–7 лет дошкольным образованием;

б) обеспечение доступного качественного образования через ликвидацию вторых смен в общеобразовательных организациях региона путем оптимизации сети общеобразовательных организаций, позволяющей предоставлять качественные образовательные услуги, с учетом потребности в строительстве новых объектов общего образования.

В результате 100 % обучающихся школ Пензенской области к 2020 году будут обучаться в одну смену;

в) обеспечение доступного качественного профессионального образования, соответствующего требованиям развития экономики Пензенской области, через:

– оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций, предусматривающую внедрение уровневых программ, переход на модульно-накопительную систему с целью предоставления обучающимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию;

– расширение возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

– создание в каждой образовательной организации адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

г) обеспечение доступного качественного образования через реализацию комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи:

– создание региональной системы выявления и поддержки, общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей и молодежи;

– устойчивое развитие инфраструктуры системы дополнительного образования, ориентированной на потребности региональной экономики и на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности;

– создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

2) обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, включая:

а) обновление содержания и технологий образования, соблюдающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода;

б) создание инновационной инфраструктуры в сфере образования, формирование условий для ее активного развития, для расширения проектной деятельности образовательных организаций, содействие в организации опытно-экспериментальных и научно-исследовательских разработок для участия в конкурсах инновационных проектов;

в) развитие сети организаций, обеспечивающих реализацию стандартов нового поколения, расширение дополнительных образовательных программ, создание на старшей ступени возможностей одновременно с освоением основных образовательных программ получить элементы профессионального образования;

г) развитие вариативности образовательных программ, предполагающих как обязательные занятия, так и занятия по выбору обучающихся, соблюдение соотношения частей образовательных программ, развитие форм внеаудиторной занятости обучающихся и студентов;

д) развитие дуального обучения в системе среднего профессионального образования;

е) укрепление международных связей региональной системы образования, участие в международных образовательных проектах;

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, включая:

а) формирование кластера поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций;

б) поддержку потребителей услуг непрерывного профессионального образования и организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

в) собственную образовательную деятельность граждан в богатой культурно-образовательной среде, создание которой будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации;

г) оптимизацию структуры коллективов образовательных организаций и внедрение практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей педагогов, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;

д) развитие практики привлечения в образовательные организации учителей, имеющих базовое непедагогическое образование, прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий в процессе консультационной поддержки образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования;

е) обеспечение деятельности многофункциональных центров прикладных квалификаций;

ж) использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

4) усиление воспитательного потенциала образовательных организаций, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, включая:

а) профилактику безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений как необходимую естественную составляющую деятельности образовательной организации;

б) активный поиск и использование лучших моделей воспитательной работы в организациях дополнительного образования детей и в общеобразовательных организациях;

в) ведущие направления воспитательной работы: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, развитие лидерских качеств, стремление к общественно полезной деятельности, инновационным формам работы в общественном секторе, организация работы по повышению речевой культуры населения области, воспитание милосердия;

г) создание в образовательных организациях системы массовой физкультурно-оздоровительной работы, приобщающей обучающихся и воспитанников к здоровому образу жизни, внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры;

д) реализацию комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни населения Пензенской области;

е) тесное взаимодействие образовательных организаций с семьями обучающихся и воспитанников, превращение образовательной организации в центры досуга, которые будут открыты в будние и воскресные дни и станут привлекательным местом семейного отдыха;

ж) обновление современной инфраструктуры образовательных организаций с целью совершенствования системы организации питания обучающихся;

5) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:

а) создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

б) создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

в) развитие системы независимой оценки качества образования, обеспечение участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;

6) развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования, включая:

а) участие общественности в управлении и контроле качества образования на уровне образовательной организации, а также на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

б) обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности образовательных организаций, включая размещение такой информации на собственных сайтах, а именно: образовательные программы и оценка их реализации; персональный состав преподавателей и их квалификация; бюджет образовательной организации, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;

в) введение в органы управления профессиональных образовательных организаций представителей профессиональных сообществ. В целях обеспечения соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики в регионе уделяется большое внимание развитию государственно-частного партнерства. В том числе для обеспечения соответствия содержания образования требованиям конкретного производства работодатели привлекаются к разработке образовательных программ, предоставляют студентам места прохождения производственной практики, организуют стажировки педагогических работников, работники предприятий привлекаются к проведению теоретических и практических занятий, промежуточной и итоговой аттестации и прочее;

7) обновление механизмов финансирования образовательных организаций в соответствии с задачами инновационного развития, включая:

а) совершенствование системы оплаты труда, обеспечивающей повышение качества работы, гибкую систему стимулирования педагогических и руководящих работников образовательных организаций, выводящую ее в среднем на уровень, сопоставимый со средним уровнем зарплаты в Пензенской области;

б) совершенствование механизмов нормативно-подушевого финансирования.

Реализация указанных задач и мероприятий ориентирована на достижение следующих целевых ориентиров развития региональной системы образования:

к 2018–2020 годам:

– совершенствование финансово-экономических механизмов образовательных организаций, позволяющих сконцентрировать финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования;

– поэтапное доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования до средней заработной платы учителей в Пензенской области, поэтапное доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования до средней заработной платы в Пензенской области;

– увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 % за счет открытия новых объединений дополнительного образования и уплотнения количества обучающихся в объединениях дополнительного образования;

– снижение доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях;

– создание и функционирование центров поддержки семейного воспитания на базе дошкольных и других образовательных организаций;

– создание и нормативное закрепление системы инклюзивного образования, расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных организациях;

– развитие сети организаций инклюзивного образования, предоставление возможности детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться в неспециализированных образовательных организациях, обеспечение их последующей социализации;

– организация деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников, обеспечивающих доступность качественного образования, развитие очно-заочных форм получения дополнительного образования, создание региональных моделей дистанционного обучения;

– внедрение модульно-накопительной системы повышения квалификации и сохранение кадрового потенциала образовательной сети Пензенской области. В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы в Пензенской области будут продолжены мероприятия по внедрению опыта практического обучения на реальных рабочих местах, в том числе в форме дуального обучения, развитию государственно-частного партнерства по подготовке кадров с представителями реального сектора экономики, созданию центра независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, формированию предпринимательских компетенций у подрастающего поколения, созданию условий для реализации молодежной предпринимательской инициативы с использованием стандартов WorldSkills по компетенции «Предпринимательство»;

– внедрение новых механизмов организации работы по повышению квалификации и сохранение кадрового потенциала образовательной сети Пензенской области;

– формирование перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Пензенской области и соответствующих потребностям регионального рынка труда и запросам личности;

– создание системы независимой общественно-профессиональной экспертизы качества образования, региональной системы оценки качества образования;

– создание системы общественных рейтингов образовательных организаций;

– создание во всех образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

– создание регионального электронного банка образовательной статистики, обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, муниципальные органы управления образованием, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, родители, обучающиеся, учителя и т.д.);

к 2030 году:

– внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля их деятельности;

– обеспечение прозрачности системы образования для потенциальных инвесторов;

– дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных организаций, рост инвестиций в модернизацию основных фондов;

– повышение конкурентоспособности профессионального образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями инновационного развития экономики;

– совершенствование методик дистанционного обучения в образовательных организациях;

– создание действенной системы профилактики правонарушений среди подростков и молодежи;

– создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства;

– создание региональной системы мониторинга качества образования, направленной на повышение эффективности управления образовательным процессом.»;

в пункте 5.5:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Целью региональной культурной политики на территории Пензенской области является формирование гармонично развитой личности посредством использования богатейшего историко-культурного наследия и обеспечения доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.»;

абзацы восемнадцатый–двадцать второй изложить в следующей редакции:

«к 2021 году:

– увеличение посещаемости музейных учреждений на 15 % (к уровню 2013 года);

– увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России на 11 % (к уровню 2013 года);

– увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий на 17 % (к уровню 2013 года);

к 2030 году:»;

в абзаце двадцать шестом цифры «2021» заменить цифрами «2030», слова «оптимизировать и» исключить;

в пункте 5.6:

в абзаце седьмом слова «организации новых форм предпринимательской деятельности» заменить словами «создания новых рабочих мест»;

абзац двадцатый признать утратившими силу;

абзац двадцать первый дополнить словами «работников организаций, подлежащих высвобождению»;

абзац тридцать четвертый признать утратившими силу;

в абзаце тридцать пятом слова «в 2013 году — 5,2 процентов, в 2021 году — 4,5 процента» заменить словами «в 2015 году — 4,7 %, в 2021 году — 4,4 %, а к 2030 году — 4,2 %»;

в пункте 5.7:

абзацы тридцать третий–сорок первый признать утратившими силу;

абзац сорок второй изложить в следующей редакции:

«к 2030 году:»;

абзац сорок седьмой изложить в следующей редакции:

«– функционирование при поддержке государства механизмов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов.»;

в пункте 5.8:

в абзаце двадцать пятом слова «стационарных учреждениях социального обслуживания» заменить словами «организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание»;

после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацем следующего содержания:

«– развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.»;

абзацы двадцать восьмой–двадцать девятый считать абзацами двадцать девятым–тридцатым соответственно;

абзац тридцатый считать абзацем тридцать первым и изложить его в следующей редакции:

«– социальная реабилитация несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы, не имеющих места жительства;»;

абзацы тридцать первый–тридцать пятый считать абзацами тридцать вторым–тридцать шестым соответственно;

абзац тридцать шестой считать абзацем тридцать седьмым и изложить его в следующей редакции:

«– снижение уровня бедности с 23,1 % в 2006 году до 12,6 % в 2021 году и 11,0 % в 2030 году;»;

абзац тридцать седьмой считать абзацем тридцать восьмым и признать его утратившим силу;

абзац тридцать восьмой считать абзацем тридцать девятым и в нем цифры «2021» заменить цифрами «2030»;

абзац тридцать девятый считать абзацем сороковым и изложить его в следующей редакции:

«– к 2030 году обеспечить устойчивое состояние «доступной среды» для инвалидов и других маломобильных групп населения в социально значимых сферах жизнедеятельности;»;

абзацы сороковой–сорок первый считать абзацами сорок первым–сорок вторым и признать их утратившими силу;

абзац сорок второй считать абзацем сорок третьим;

в пункте 5.9:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«– стимулирования инновационной и предпринимательской деятельности молодых граждан, в том числе в рамках реализации межведомственного комплексного проекта «Малый инновационный лифт Пензенской области»;»;

после абзаца пятнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«– развитие сети центров молодежного инновационного творчества;»;

абзацы шестнадцатый–сорок третий считать абзацами семнадцатым–сорок четвертым соответственно;

после абзаца сорок четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

«– разработка и реализация программ поддержки молодежного предпринимательства в области инноваций;»;

абзацы сорок четвертый–сорок пятый считать абзацами сорок шестым–сорок седьмым соответственно;

абзац сорок шестой считать абзацем сорок восьмым и в нем цифры «2021» заменить цифрами «2030»;

абзацы сорок седьмой–пятидесятый считать абзацами сорок девятым–пятьдесят вторым и изложить их в следующей редакции:

«– увеличить долю молодых людей, участвующих в мероприятиях по государственной молодежной политике, от общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет до 43,5 %;

– вовлечь не менее 37 % молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в социально полезную деятельность;

– увеличить долю молодых людей, участвующих в проектной, управленческой, исследовательской, творческой деятельности, от общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет до 24 %;

– содействовать участию не менее 44 % молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в мероприятиях по патриотическому воспитанию.»;

з) пункт 6.2 раздела 6 изложить в следующей редакции:

«6.2. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики

Основной целью долгосрочной бюджетной политики Пензенской области является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижение других стратегических целей социально-экономического развития Пензенской области.

В складывающихся макроэкономических условиях особое внимание следует уделить решению следующих основных задач:

– обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Пензенской области;

– сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса;

– повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах;

– эффективное расходование бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;

– создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, в том числе путем усиления стимулирующей роли межбюджетных отношений;

– создание стимулов для повышения качества управления государственными и муниципальными финансами;

– повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Решение этих задач предполагается по следующим направлениям:

– расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет формирования долгосрочных бюджетных прогнозов;

– создание условий для развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала Пензенской области, в том числе за счет расширения практики использования механизмов государственно-частного партнерства, развития инновационной деятельности в Пензенской области, реализации эффективных мер поддержки хозяйствующих субъектов;

– эффективное использование бюджетных средств за счет полноценного внедрения передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов;

– выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Пензенской области;

– обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов путем предоставления межбюджетных трансфертов в сочетании с развитием экономики муниципальных образований за счет собственных средств местных бюджетов;

– поддержание безопасного уровня государственного долга Пензенской области;

– комплексное повышение финансовой прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса.»;

и) в разделе 7:

в пункте 7.1:

в абзаце одиннадцатом слово «дополнительных» заменить словом «высокопроизводительных»;

дополнить абзацами тридцатым–тридцать вторым следующего содержания:

«– определение новых направлений развития промышленности для производства наиболее востребованной импортозамещающей продукции за счет использования свободных производственных площадей, применения новых технологий и инновационных продуктов;

– создание новых высокопроизводительных рабочих мест за счет модернизации и техперевооружения производства на предприятиях области;

– обеспечение роста темпов объемов промышленного производства на предприятиях за счет модернизации и технического перевооружения производства, расширения взаимодействия с субъектами естественных монополий (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «АВТОВАЗ» и др.), внедрения программы «бережливого производства» на предприятиях, расширения кооперационных связей.»;

пункт 7.2 изложить в следующей редакции:

«7.2. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре

Все 27 районных центров Пензенской области имеют устойчивую автомобильную связь с областным центром. Общая протяженность дорог общего пользования на территории Пензенской области на 1 января 2015 года составляет 14 498 км, в том числе с твердым покрытием — 11 521,4 км. Протяженность сети федеральных автомобильных дорог — 719,7 км, дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области — 3 691 км, дорог местного значения общего пользования — 9 189 км. Из дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения дорог с усовершенствованным асфальтобетонным покрытием — 3 544,8 км, с цементобетонным покрытием — 34,9 км, с щебеночным покрытием — 112,2 км. На автомобильных дорогах регионального значения эксплуатируется 209 мостов и путепроводов протяженностью 12 444 м, 3 166 водопропускных труб протяженностью 52 760 п.м.

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Пензенской области составляет 0,265 км/кв. км.

По территории Пензенской области проходит семь транспортных коридоров, соединяющих по кратчайшему направлению областные центры Саратовской, Ульяновской, Тамбовской, Рязанской областей и Республики Мордовии. 80 % от общей интенсивности движения транспорта составляют транзитные перевозки.

Существенное хозяйственное значение для региона имеет проходящая по территории Пензенской области стратегическая автомагистраль — федеральная автомобильная дорога М-5 «Урал», протяженность которой по территории Пензенской области составляет 313,7 км.

Конфигурация автомобильных дорог Пензенской области в целом соответствует направлениям транспортно-экономических связей как на территории в целом, так и на выходах в соседние регионы: Тамбовскую, Саратовскую, Ульяновскую области и Республику Мордовию.

Цель региональной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры — рост конкурентоспособности транспортной системы на фоне субъектов ПФО и экономики региона.

Это достигается за счет решения следующих основных задач:

1) модернизация транспортной инфраструктуры, увеличение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения;

2) увеличение строительства автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в 2013–2022 годах в два раза по сравнению с 2003–2012 годами;

3) повышение эффективности транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике региона;

4) модернизация объектов железнодорожного вокзала станции «Пенза-I» и привокзальной площади;

5) снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

6) увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство и реконструкция региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, включая объездную автодорогу вокруг г. Пензы;

7) увеличение интенсивности пассажиропотока аэропорта Пензы в два раза до 2021 года;

8) реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства.»;

в пункте 7.3:

в абзаце девятом слова «Самарской области» заменить словами «Ульяновской и Саратовской областей», слово «Урала» заменить словами «Средней Волги»;

в абзаце двадцать восьмом слова «90 тыс. тонн условного топлива к 2014 году» заменить словами «50 тыс. тонн условного топлива к 2021 году»;

абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

«– снижение в сопоставимых условиях объема топливно-энергетических ресурсов, потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями, не менее чем на 3 % ежегодно;»;

в пункте 7.4:

в подпункте 7.4.1:

после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«– информационно-аналитическое обеспечение системы недропользования.»;

абзац тринадцатый считать абзацем четырнадцатым и в нем слова «к 2021 году» заменить словами «в долгосрочной перспективе»;

абзацы четырнадцатый–восемнадцатый считать абзацами пятнадцатым–девятнадцатым соответственно;

дополнить абзацем двадцатым следующего содержания:

«– обеспечить рациональное использование минерально-сырьевой базы области, а также повысить степень инвестиционной привлекательности региона в целом.»;

абзацы первый и второй подпункта 7.4.2 изложить в следующей редакции:

«Общая площадь лесов в Пензенской области составляет 999,3 тыс. га, из них земли лесного фонда — 965,0 тыс. га, земли обороны и безопасности — 13,7 тыс. га, земли населенных пунктов, на которых расположены леса, — 12,2 тыс. га и земли особо охраняемых природных территорий — 8,4 тыс. га. Общий запас насаждений равен 149,87 млн. куб. м. Основная часть лесов имеет естественное происхождение. Главными лесообразующими породами являются сосна, дуб, береза, осина. По породному составу хвойные леса занимают площадь 279,3 тыс. га (31,4 %), твердолиственные — 157,9 тыс. га (17,7 %), мягколиственные — 452,4 тыс. га (50,9 %). Из общей площади лесного фонда 530,6 тыс. га занимают защитные леса.

Установленная расчетная годовая лесосека составляет 1 633,2 тыс. куб. м и используется на 35,5 %.»;

подпункт 7.4.3 изложить в следующей редакции:

«7.4.3. Водные ресурсы

Реки Пензенской области относятся к бассейнам двух крупных рек европейской территории Российской Федерации — Волжскому (72 % водосборной площади, или 31,2 тыс. кв. км) и Донскому (28 % водосборной площади, или 12,1 тыс. кв. км). Речная сеть Пензенской области представлена бассейнами рек Суры, Мокши, Выши, Хопра и Вороны.

С учетом гидрологических особенностей рек существующая антропогенная нагрузка на водные экосистемы Пензенской области становится критической, что требует реализации комплекса взаимоувязанных водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

При пропуске весеннего половодья через гидротехнические сооружения (ГТС), находящиеся в предаварийном и аварийном состоянии, могут возникать чрезвычайные ситуации с разрушением плотин и затоплением населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, промышленных предприятий.

Для приведения ГТС в надлежащее безопасное состояние необходимо проведение капитального ремонта.

Приоритетными направлениями развития водохозяйственного комплекса региона в долгосрочной перспективе являются:

1) повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате проведения водохозяйственных мероприятий на водных объектах;

2) повышение безопасности гидротехнических сооружений в результате проведения их капитального ремонта;

3) обеспечение охраны водных объектов в результате проведения водоохранных мероприятий на водных объектах, установление и закрепление на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.»;

в пункте 7.5:

абзацы тридцать четвертый–тридцать восьмой изложить в следующей редакции:

«– зерновых культур — 1 572 тыс. тонн,

– сахарной свеклы — 1 753 тыс. тонн,

– масличных культур — 290 тыс. тонн,

– картофеля — 604 тыс. тонн.

Производство скота и птицы (в живом весе) к 2021 году достигнет 221 тыс. тонн, молока — 410,0 тыс. тонн, производство яиц будет выше 300 млн. штук.»;

дополнить абзацем тридцать девятым следующего содержания:

«Индекс производства продукции сельского хозяйства увеличится к 2030 году по отношению к уровню 2006 года в 2,3 раза.»;

в пункте 7.6:

абзац десятый признать утратившим силу;

в абзаце одиннадцатом цифры «2021» заменить цифрами «2030»;

в абзаце двенадцатом слова «до 10–11 процентов» заменить словами «до 3–4 %»;

в абзаце четырнадцатом цифры «1 200» заменить цифрами «2 100»;

в абзаце пятнадцатом слова «не менее 700 млн. рублей» заменить словами «не менее 3 млрд. рублей»;

абзац двенадцатый пункта 7.7 изложить в следующей редакции:

«Решение поставленных задач позволит обеспечить к 2030 году рост оборота розничной торговли в 3,4 раза (по отношению к 2006 году).»;

к) в разделе 8:

абзацы двенадцатый–тринадцатый изложить в следующей редакции:

«– увеличение числа экспортеров региона, в том числе производителей товаров (работ, услуг), до 350 к 2021 году, до 400 к 2030 году;

– увеличение экспортных поставок с 111,7 млн. долларов США в 2006 году до более 200 млн. долларов США в 2021 году и более 280 млн. долларов США к 2030 году.»;

абзац четырнадцатый признать утратившим силу;

л) в пункте 10.2 раздела 10:

в абзаце восьмом цифры «2021» заменить цифрами «2030»;

в абзаце тридцать седьмом цифры «2021» заменить цифрами «2030»;

после абзаца шестьдесят третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«Цели Стратегии реализуются через государственные программы Пензенской области, перечень которых утвержден постановлением Правительства Пензенской области. В государственных программах Пензенской области определены объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации целей Стратегии.»;

абзацы шестьдесят четвертый–шестьдесят шестой считать абзацами шестьдесят пятым–шестьдесят седьмым соответственно;

м) раздел 11 изложить в следующей редакции:

«11. Ожидаемые результаты

Составленный прогноз отражает ситуации, возникающие при реализации инерционного (пессимистического) и активного (оптимистического) вариантов сценария инновационного развития Пензенской области.

Реализация намеченных в рамках организационно-проектных новаций мер и проектов позволит достичь в период 2014–2021 годов (8 лет) среднегодовых темпов роста ВРП 3,4 %, а в 2022–2030 годах (9 лет) — 5,1 %, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста могут составить в 2014–2021 годах 2,8 %, а в 2022–2030 годах — 3,9 %.

На рисунке 1 представлены годовые прогнозные темпы роста ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария в процентах к предыдущему году.

Рисунок 1. Годовые прогнозные темпы роста ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария (2006–2030 годы, в процентах к предыдущему году)

В соответствии с прогнозом ВРП Пензенской области к 2030 году в случае реализации активного варианта сценария достигнет 264,9 млрд. рублей в ценах 2006 года, т.е. увеличится в 3,0 раза по сравнению с 2006 годом. В случае реализации инерционного варианта сценария ВРП региона в 2030 году составит 228,6 млрд. рублей, увеличившись относительно 2006 года в 2,6 раза.

Динамика ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария (2006–2030 годы, млн. рублей в ценах 2006 года)

Реализация инерционного варианта сценария к 2030 году приведет к существенному изменению структуры ВРП в результате опережающего роста в поддерживающих секторах экономики: промышленность — до 31,5 % (22,9 % в 2006 году), сельское хозяйство — 8,0 % (12,4 % в 2006 году), транспорт и связь — до 9,6 % (14,0 % в 2006 году), торговля — до 13,0 % (15,8 % в 2006 году), строительство — до 11,4 % (6,8 % в 2006 году).

Доля сельского хозяйства, торговли, транспорта и связи в ВРП области сократится (при росте натуральных показателей).

При реализации активного варианта сценария к 2030 году обеспечивается динамичное увеличение ВРП во всех отраслях экономики с увеличением доли производственной сферы.

На рисунках 3–5 представлен прогноз структуры ВРП Пензенской области в рамках активного и инерционного вариантов сценария.

Рисунок 3. Прогноз структуры ВРП Пензенской области в рамках активного варианта сценария (%)

Рисунок 4. Прогноз структуры ВРП Пензенской области в рамках инерционного варианта сценария (%)


 

Рисунок 5. Прогноз структуры ВРП в рамках активного и инерционного вариантов сценария (%)


Прогнозное изменение структуры ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах базового сценария в разрезе видов экономической деятельности отражено на рисунке 6.

Рисунок 6. Прогнозное изменение структуры ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария в разрезе видов экономической деятельности (к 2030 году, %)

Темп роста реальных доходов населения в 2015 году снизится, а затем начнет медленно увеличиваться (по активному сценарию с 2016 года, по инерционному — с 2018 года).

На рисунке 7 представлен прогноз динамики реальных доходов населения Пензенской области до 2030 года.

Рисунок 7. Прогноз динамики реальных доходов на душу населения Пензенской области до 2030 года (в процентах к предыдущему периоду)

Рост реальных доходов населения к 2030 году при активном сценарии составит 2,8 раза, а при инерционном — 2,3 раза.

Прогноз роста реальных денежных доходов населения Пензенской области до 2030 года к уровню 2006 года представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Прогноз реальных денежных доходов на душу населения Пензенской области до 2030 года (в процентах к уровню 2006 года)

 


Основные параметры активного и инерционного вариантов сценария инновационного развития Пензенской области отражены в таблицах 5 и 6 соответственно.

Таблица 5

Основные параметры активного варианта сценария инновационного развития Пензенской области

 

№ п/п

Показатели

Значения показателей

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2030 в % к 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

1

Индекс физического объема валового регионального продукта (% к предыдущему году)

116,2

107,7

95,3

101,8

107,9

106,7

104,6

103,3

99,7

102,6

103,6

104,3

104,2

104,8

104,9

103,5

104,7

105,1

105,4

105,5

105,6

104,1

105,6

106,1

298,3

2

Индекс промышленного производства (% к предыдущему году)

106,4

110,2

97,7

113

115,4

110

104,8

107,4

105,4

104,3

104,8

104,9

105,6

105,5

105,7

105,8

105,9

105,5

105,3

105,3

105,3

105,4

105,2

105,3

424,1

3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году)

143,4

97,4

79

100,2

117,5

115,5

114,1

100,3

54,5

104,5

104,0

105

105

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

103,5

103,5

103,5

103,5

103,5

103,5

171,8

4

Реальные денежные доходы на душу населения (% к предыдущему году)

127,3

109

102,1

105,7

100,8

107,6

105,2

102,5

96,2

100,2

101,3

101,6

102

102,4

102,8

103,4

103,9

104,2

104,5

104,8

105,2

105,5

105,7

106

284,4

5

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (% от всего населения)

17,1

15,7

14,9

15,5

15,4

13,2

12,6

12,5

13,8

13,5

13,2

13

12,8

12,7

12,6

12,5

12,4

12,2

12

11,8

11,6

11,4

11,2

11

64,3

6

Индекс производства продукции сельского хозяйства (% к предыдущему году)

104,4

112,3

105,7

72,9

150,4

101,4

101,7

100,3

104,9

104

104,5

103,5

102

102,5

102,2

102,7

102,4

103

103,1

102,8

102,6

103,2

103,7

103,4

230,9

7

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (% к предыдущему году)

168

120

71,6

92,2

118,6

119,3

109,4

100,3

90,0

101,5

103

106,5

106,7

106,9

107

107,1

107,3

107,5

108

108,5

109

109,5

110

110

528,3

8

Оборот розничной торговли (% к предыдущему году)

142,4

110,7

98,9

103,9

106,7

103,3

109,2

102,6

92,6

102,4

103,6

104,2

103,7

103,5

103,5

103,6

103,7

104

104,2

104,5

104,7

105

105,2

105,5

337,6

9

Численность занятых в экономике (среднегодовая, тысяч человек)

677,3

673,1

667,7

667,3

666,8

665,8

661,9

660,6

659,5

656

654

652,5

648,6

644,7

640

637,1

631,3

628,4

625,5

622,6

619,6

619,6

620

620

91,5

10

Уровень безработицы по методологии международной организации труда (%)

5,2

7,8

7,9

6,6

5,3

4,9

4,8

4,6

4,7

4,6

4,5

4,5

4,4

4,4

4,4

4,3

4,3

4,3

4,3

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

80,8


Информация по документу
Читайте также