Расширенный поиск

Закон Пермской области от 09.08.2005 № 2371-524

    Об утверждении отчета об исполнении областной целевой программы
         ипотечного жилищного кредитования в Пермской области
                 на 2002-2006 годы за 2002-2004 годы


                                      Принят Законодательным Собранием
                                    Пермской области 21 июля 2005 года

     Статья 1                                                         
     Утвердить отчет   об   исполнении   областной  целевой  программы
ипотечного жилищного кредитования в Пермской области на 2002-2006 годы
за 2002-2004 годы согласно приложению к настоящему Закону.

     Статья 2
     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.


     И.о.губернатора
     Пермской области          О.А.Чиркунов

     09.08.2005 N 2371-524

                                             Приложение
                                             к Закону Пермской области
                                             от 09.08.2005 N 2371-524


                                ОТЧЕТ
              ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                  ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
                 В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ
                          ЗА 2002-2004 ГОДЫ

     Наименование программы:  областная целевая  программа  ипотечного
жилищного  кредитования  в Пермской области на 2002-2006 годы (далее -
Программа) утверждена Законом Пермской области от 09.08.2002 N  277-46
"Об  областной  целевой  программе ипотечного жилищного кредитования в
Пермской области на 2002-2006 годы".
     В соответствии  с  приложением  26  к  Закону Пермской области от
29.12.2004 N 1945-422 "О бюджете Пермской области на 2005  год"  Закон
Пермской   области  от  09.08.2002  N  277-46  "Об  областной  целевой
программе ипотечного жилищного  кредитования  в  Пермской  области  на
2002-2006 годы" признан утратившим силу с 1 января 2005 года.
     1. Описание  проблемы,  на   которую   ориентирована   Программа.
     Традиционная советская     система    жилищного    финансирования
соответствовала проводимой жилищной политике в целом и  заключалась  в
централизованном  распределении  бюджетных  ресурсов для строительства
государственного   и   муниципального   жилья   и    его    бесплатном
предоставлении  гражданам,  стоящим  в  очереди  на улучшение жилищных
условий.
     В результате   сокращения   в   первые   годы   реформ  бюджетных
ассигнований  в  строительство  рынок   жилья   оказался   необеспечен
необходимыми  кредитно-финансовыми  механизмами.  В  условиях  резкого
сокращения  бюджетных  расходов   в   жилищном   секторе   государство
сосредоточило  внимание  в основном на проблемах отдельных категорий и
групп населения,  которые не в состоянии  самостоятельно  решить  свои
жилищные  проблемы.  Основная  часть  населения,  имеющая относительно
стабильные  доходы,  не   имела   возможности   приобрести   жилье   в
собственность  из-за  отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных
кредитов.
     В Пермской области,  несмотря на свою важность,  жилищная реформа
проводилась  очень  медленно.  За  прошедшее  десятилетие  существенно
увеличился  износ  жилого  фонда,  что  привело к увеличению ветхого и
аварийного жилья. Кроме того, в течение нескольких лет объем вводимого
жилья  в Пермской области продолжал сокращаться:  в 2002 году составил
примерно 30,2%  к уровню 1990 года. Основной причиной данного процесса
являлись  ограниченные возможности привлечения прямых государственных,
муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов.
     Приватизация и  акционирование  предприятий строительной отрасли,
изменение инвестиционной  политики  администраций  городов  и  районов
области,  инфляция  и ряд других причин привели в 90-х годах к резкому
снижению объемов строительства жилья. На рубеже 1980-1990 годов только
в  г.Перми ежегодно вводилось до 500 тыс.кв.м жилья,  примерно столько
же и на территории всей области.  За 1999 год было введено  в  области
414,6 тыс.кв.м жилья.
     В переходный период многие инвесторы и  строительные  организации
переориентировались   на   строительство   элитного   жилья,  поселков
коттеджной (усадебной) застройки.  Жилые дома массовых серий строились
в местах,  не обеспеченных развитой инфраструктурой. Все это привело к
росту объемов  незавершенного  строительства,  замораживанию  средств,
уменьшению  оборотных средств самих подрядных организаций,  увеличению
неплатежей  в  бюджет,  потере  квалифицированных  кадров.  Ухудшилось
качество строительства, увеличился травматизм.
     Попытки развития строительного комплекса  в  1993-1996  годах  не
привели   к   положительному   результату.  Основной  задачей  органов
государственной власти области и строительной отрасли  в  этот  период
стало привлечение инвестиций.
     Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 N 431 "О новом
этапе  реализации  государственной целевой программы "Жилище" субъекты
Российской Федерации были наделены полномочиями по привлечению средств
граждан  к инвестированию в строительство в части внедрения в практику
следующих  мер:  выплаты  гражданам  субсидий   на   строительство   и
приобретение   жилья;   предоставления   жилищных   кредитов,  включая
ипотечные  кредиты;  выпуска  жилищных  ценных   бумаг.   В   процессе
реализации указанных мер возникли следующие проблемы:
     выплаты субсидий на строительство и приобретение жилья  населению
со  средним  и ниже среднего достатка были невозможны из-за отсутствия
механизма выдачи субсидий и дефицита бюджета;
     выплаты ссуд   и   кредитов   предприятиями-работодателями   были
невозможны из-за отсутствия у них  свободных  средств  и  относительно
низкой рентабельности этих предприятий;
     жилищный сертификат,  Положение о котором было утверждено  Указом
Президента   Российской   Федерации   от  10.06.94  N  1182,  оказался
непривлекателен  для  многих  потенциальных  эмитентов  из-за  жестких
требований по погашению (7 банковских дней).
     Исполнение Указа Президента Российской Федерации  от  28.02.96  N
293  "О  дополнительных  мерах по развитию ипотечного кредитования" не
получило ожидаемого эффекта из-за высоких процентных ставок при выдаче
кредитов (120% годовых), крайне невыгодных заемщикам.
     Принятые в течение 1997-1999  годов  нормативные  правовые  акты,
снижение    инфляции,   некоторая   стабилизация   экономики   создали
благоприятные условия для развития ипотечного жилищного кредитования.
     2. Цели и задачи Программы.
     Цель -  повышение   уровня   доступности   жилья   для   граждан,
проживающих  на  территории  Пермской области,  путем создания системы
долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
     Задачи - разработка и внедрение единых стандартов,  норм и правил
ипотечного   жилищного   кредитования,   соответствующих   федеральным
требованиям;  создание  в  Пермской  области инфраструктуры ипотечного
жилищного   кредитования;   вовлечение    в    экономический    оборот
приватизированного  жилья;  привлечение  в  жилищную  сферу сбережений
населения и других внебюджетных финансовых ресурсов.
     3. Исполнитель  Программы:  комитет строительства,  архитектуры и
градостроительства Пермской области.
     Участник Программы:    некоммерческая    организация    "Пермский
областной ипотечный фонд жилищного кредитования" (далее - ПОИФ).
     4. Реализация Программы.
     Запланированный на  2002-2004  годы   первый   этап   программных
мероприятий выполнен полностью.
     В рамках мероприятий Программы разработаны:                      
     нормативные правовые  акты  Пермской  области:  "Методика расчета
средней стоимости квадратного  метра  жилья  по  территориям  Пермской
области", утверждена указом губернатора Пермской области от 11.06.2003
N 113;  "Положение об использовании средств бюджета Пермской  области,
направляемых  на  финансирование  ипотечного  жилищного кредитования",
утверждено указом губернатора Пермской области от 24.12.2003 N 246;
     локальные нормативные    акты    ПОИФ:   "Положение   о   порядке
аккредитации  участников  областной   целевой   программы   ипотечного
жилищного   кредитования   в  Пермской  области  на  2002-2006  годы",
утверждено Советом  ПОИФ,  протокол  N  6  от  28.11.2002;  "Примерная
программа    ипотечного   жилищного   кредитования   в   муниципальном
образовании Пермской области",  утверждена Советом ПОИФ,  протокол N 6
от   28.11.2002;  "Примерный  договор  о  сотрудничестве  между  ПОИФ,
администрацией   муниципального   образования    и    (или)    местным
территориальным ипотечным фондом",  утвержден Советом ПОИФ, протокол N
6 от 28.11.2002; "Примерный договор об оказании консалтинговых услуг",
утвержден  Советом  ПОИФ,  протокол  N  6 от 28.11.2002;  "Положение о
порядке установления очередности  на  получение  ипотечного  жилищного
кредита",  утверждено  Советом  ПОИФ,  протокол  N  7  от  13.11.2003;
"Положение  о  порядке  предоставления  ипотечных  жилищных  кредитов,
регламентирующих  процедуру  ипотечного  кредитования и взаимодействие
участников ипотечного кредитования", утверждено Советом ПОИФ, протокол
N   7   от  13.11.2003.  Разработанные  в  соответствии  с  Программой
нормативные правовые акты на сегодняшний день  используются  в  работе
ПОИФ.
     Во исполнение мероприятий Программы проведен отбор (аккредитация)
на  конкурсной  основе  и  обучение  участников  ипотечного  жилищного
кредитования.  В соответствии  с  Положением  о  порядке  аккредитации
участников    областной   целевой   программы   ипотечного   жилищного
кредитования в Пермской  области  на  2002-2006  годы  по  результатам
проведенной  аккредитации  заключены  соглашения  о сотрудничестве с 3
банками (ОАО КБ "Камабанк",  ОАО Банк "Пермкредит", ОАО КБ "Урал ФД"),
6   страховыми  компаниями  (ЗАО  "СГ"УралСиб",  ОАО  "ВСК",  ЗАО  САК
"Информстрах",  ОСАО  "Ингосстрах",  ОАО  "Росно",  ОАО  СГ  "Спасские
ворота"),  6  риэлторами  ("Пермское бюро недвижимости",  "Вега-риэл",
"Инвест-риэл",  "Перспектива",  "Пермское   агентство   недвижимости",
"Сатурн-Р"),  5  оценщиками  (ИП  Ширинкин А.Ю.,  ООО "Проспект",  ООО
"Ассесоръ", ООО "Центр оценки Ежиковой", ОАО "Камская долина").
     Механизм реализации  Программы  апробирован  путем выдачи первого
кредита 18 ноября 2003 года через ОАО КБ "Камабанк".
     5. Ресурсное обеспечение Программы.
     Финансирование Программы  осуществлялось   из   средств   бюджета
Пермской  области:  в  соответствии  с  Законом  Пермской  области  от
30.12.2002 N 549-103 "О бюджете Пермской области  на  2003  год"  были
выделены 8000 тыс.рублей на участие в имуществе ПОИФ; в соответствии с
Законом Пермской области от 29.12.2003 N 1160-235 "О бюджете  Пермской
области  на  2004  год"  были  выделены 118980 тыс.рублей на участие в
имуществе ПОИФ на выполнение мероприятий Программы.
     Сводные финансовые затраты за 2002-2004 годы изложены в таблице N
1.
     6. Результаты выполнения Программы.
     По состоянию  на  01.01.2005  на  выделенные  в  2003-2004   г.г.
бюджетные средства области ПОИФ:
     выкупил у банков закладные в количестве 140 штук на сумму 49564,8
тыс. рублей;
     продал закладные в количестве 101 штуки на  общую  сумму  34755,9
тыс.  рублей,  в  соответствии  с  заключенным  19  сентября 2003 года
трехсторонним  соглашением  о  сотрудничестве   между   администрацией
Пермской области, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"
(г.Москва) и ПОИФ.
     За время  действия  Программы  ипотечным кредитом воспользовались
140 семей,  вложив 38910,2 тыс.  рублей собственных средств,  получили
кредитов на сумму 49564,8 тыс. рублей.
     Результаты реализации Программы  за  2002-2004  годы  изложены  в
таблице N 2.
     7. Выводы.
     Таким образом,   в   2004   году   система  ипотечного  жилищного
кредитования на  территории  Пермской  области  начала  действовать  в
соответствии   с   утвержденным  Программой  механизмом.  Первый  этап
реализации Программы завершен.
     В результате   проведенного   ПОИФ  анализа  основные  показатели
получаемых заемщиками ипотечных кредитов за период с января по декабрь
2004 года следующие:
     средний возраст заемщика - 35 лет;
     средний платеж по кредиту в месяц - 5946 рублей;
     средний совокупный семейный  доход  -  15160  рублей  (по  данным
Пермьстата:  начисленная  средняя заработная плата в расчете на одного
работника в Пермской области за 9 месяцев 2004 года - 6212,4 рубля);
     средний размер   кредита,   выданного  аккредитованными  банками,
составил 467 тыс.рублей;
     средний срок кредитования по выданным кредитам - 15 лет;
     процентная ставка по обслуживанию кредита - 15% годовых;
     средняя стоимость квартиры - 946 тыс.рублей.
     На сегодняшний день ипотечным кредитом,  оформленным по  условиям
Программы,  могут  воспользоваться  граждане  со средним декларируемым
доходом, имеющие 30% собственных средств на покупку квартиры.
     На практике система ипотечного жилищного кредитования реализуется
на территории городов:  Пермь, Березники, Кунгур, Лысьва, Краснокамск.
В  рамках  Программы  ПОИФ  заключил  соглашения  о  сотрудничестве  с
администрациями  городов:  Березники,  Лысьва,  Краснокамск,   Кунгур,
Горнозаводск.
     В городе Березники создана необходимая инфраструктура,  заключены
соглашения  о  сотрудничестве с банками,  страховщиками,  риэлторами и
оценщиками и оформлено на 01.01.2005 - 8 кредитов на сумму  2020  тыс.
рублей.
     В городах:  Кунгур,  Краснокамск, Лысьва - заключены соглашения о
сотрудничестве  с участниками ипотечного кредитования,  ведется работа
по отбору потенциальных заемщиков и оформлению кредитов.
     Основными сдерживающими  факторами  развития  системы  ипотечного
жилищного кредитования во многих муниципальных  образованиях  является
отсутствие  грамотных  специалистов и инфраструктуры,  необходимой для
проведения ипотечных сделок по условиям, установленным Программой.
     В настоящее   время   ПОИФ   проводит   обучение  специалистов  в
муниципальных  образованиях  и  формирование   инфраструктуры,   путем
аккредитации  и  обучения  специалистов  банков,  страховых  компаний,
риэлторов и оценщиков.

                               СВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ ЗА 2002-2004 ГОДЫ             

                                                                                             Таблица 1
|———|——————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————|—————|—————|—————|
| N |                          |                        |   Всего на период действия   |     |     |     |
|п/п| Наименование мероприятия | Источник финансирования|           Программы          |2002 |2003 |2004 |
|   |                          |                        |————————|———————————|—————————|     |     |     |
|   |                          |                        | Текущие|Капитальные|  всего  |     |     |     |
|   |                          |                        | расходы|  расходы  |         |     |     |     |
|———|——————————————————|———————|———————————|————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|1. |Создание системы  |       | Областной |   Бюджет   |    0   |   220,0   |  220,0  |  0  |20,0 |200,0|
|   |ипотечного        | план  |  бюджет   | содействия |        |           |         |     |     |     |
|   |кредитования:     |       |           | инвестициям|        |           |         |     |     |     |
|   |на выкуп          |       |           |            |        |           |         |     |     |     |
|   |закладных у       |       |           |            |        |           |         |     |     |     |
|   |аккредитованных   |       |           |            |        |           |         |     |     |     |
|   |банков            |       |           |            |        |           |         |     |     |     |
|   |                  |       |———————————|————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                  |       |     Местный бюджет     |    0   |   220,0   |  220,0  |  0  |20,0 |200,0|
|   |                  |———————|———————————|————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                  |       | Областной |   Бюджет   |    0   |   127,0   |  127,0  |  0  | 8,0 |119,0|
|   |                  | факт  |  бюджет   | содействия |        |           |         |     |     |     |
|   |                  |       |           | инвестициям|        |           |         |     |     |     |
|   |                  |       |———————————|————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                  |       |     Местный бюджет     |    0   |     0     |    0    |  0  |  0  |  0  |
|———|——————————————————|———————|————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |   Итого по мероприятию   |          план          |    0   |   440,0   |  440,0  |  0  |40,0 |400,0|
|   |                          |————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                          |          факт          |    0   |   127,0   |  127,0  |  0  | 8,0 |119,0|
|———|——————————————————|———————|————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|2. |Средства,         |       |                        |  440,0 |     0     |  440,0  |  0  |40,0 |400,0|
|   |полученные от     | план  |                        |        |           |         |     |     |     |
|   |продажи закладных |       |  Привлеченные средства |        |           |         |     |     |     |
|   |Российскому       |       |                        |        |           |         |     |     |     |
|   |агентству         |       |                        |        |           |         |     |     |     |
|   |ипотечного        |       |                        |        |           |         |     |     |     |
|   |жилищного         |       |                        |        |           |         |     |     |     |
|   |кредитования      |       |                        |        |           |         |     |     |     |
|   |                  |———————|                        |————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                  |       |                        |  35,0  |     0     |  35,0   |  0  |  0  |35,0 |
|   |                  | факт  |                        |        |           |         |     |     |     |
|———|——————————————————|———————|————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |Итого по мероприятию      |          план          |  440,0 |     0     |  440,0  |  0  |40,0 |400,0|
|   |                          |————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                          |          факт          |  35,0  |     0     |  35,0   |  0  |  0  |35,0 |
|———|——————————————————————————|————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |Всего по Программе        |          план          |  440,0 |   440,0   |  880,0  |  0  |80,0 |800,0|
|   |                          |————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|
|   |                          |          факт          |  35,0  |   127,0   |  162,0  |  0  | 8,0 |154,0|
|———|——————————————————————————|————————————————————————|————————|———————————|—————————|—————|—————|—————|

                            РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА 2002-2004 ГОДЫ          

                                                                                            Таблица 2
|———|————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————————————————|———————————————|
| N |  Показатели    |     Наименование мероприятия      | Изменение значений показателя|    Целевое    |
|п/п|    оценки      |                                   |           по годам           |   значение    |
|   | эффективности  |                                   |                              | показателя на |
|   |  реализации    |                                   |                              |    момент     |
|   |   Программы    |                                   |                              |   окончания   |
|   |                |                                   |                              |   действия    |
|   |                |                                   |                              |   Программы   |
|   |                |                                   |—————————|—————————|——————————|               |
|   |                |                                   |  2002   |  2003   |   2004   |               |
|———|————————————————|——————————————————————————|————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|1. |Количество      |Выкуп закладных у         |  план  |    0    |   100   |   1000   |     1100      |
|   |кредитов, шт.   |аккредитованных банков    |        |         |         |          |               |
|   |                |                          |————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |                          |  факт  |    0    |    0    |    140   |      140      |
|———|————————————————|——————————————————————————|————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |Всего                     |  план  |         |         |          |     558,8     |
|2. |Дополнительное  |                          |        |         |         |          |               |
|   |вовлечение в    |                          |        |         |         |          |               |
|   |хозяйственный   |                          |        |         |         |          |               |
|   |оборот денежных |                          |        |         |         |          |               |
|   |средств,        |                          |        |         |         |          |               |
|   |млн.руб.        |                          |        |         |         |          |               |
|   |                |                          |————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |                          |  факт  |         |         |          |     74,0      |
|   |                |——————————————————————————|————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |В том числе:              |  план  |    0    |  40,0   |   400,0  |     440,0     |
|   |                |2.1.Средства, полученные  |        |         |         |          |               |
|   |                |от продажи закладных      |        |         |         |          |               |
|   |                |Российскому агентству     |        |         |         |          |               |
|   |                |ипотечного жилищного      |        |         |         |          |               |
|   |                |кредитования              |        |         |         |          |               |
|   |                |                          |————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |                          |  факт  |    0    |    0    |   35,0   |     35,0      |
|   |                |——————————————————————————|————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |2.2. Средства заемщиков,  |  план  |    0    |  10,8   |   108,0  |     118,8     |
|   |                |привлеченные при          |        |         |         |          |               |
|   |                |оформлении ипотечных      |        |         |         |          |               |
|   |                |кредитов (первоначальный  |        |         |         |          |               |
|   |                |платеж на приобретаемое   |        |         |         |          |               |
|   |                |жилье, оплата             |        |         |         |          |               |
|   |                |нотариальных услуг, услуг |        |         |         |          |               |
|   |                |оценщика, риэлтора,       |        |         |         |          |               |
|   |                |страхование и др.)        |        |         |         |          |               |
|   |                |                          |————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|
|   |                |                          |  факт  |    0    |    0    |   39,0   |     39,0      |
|———|————————————————|——————————————————————————|————————|—————————|—————————|——————————|———————————————|

Информация по документу
Читайте также