Расширенный поиск

Постановление Губернатора Пермской области от 11.04.1997 № 125

 
                                                            00022119
                                                            0200210
                                                            1157401372


      А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я  П Е Р М С К О Й  О Б Л А С Т И


                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


11.04.97                                          N 125


+-                                 -+
 Об организации проведения аварийно-
 спасательных работ в чрезвычайных
 ситуациях


     Во исполнение Закона Российской Федерации "О защите  населения  и
территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного
характера"  и  постановления  Правительства  Российской  Федерации  "О
единой   государственной   системе   предупреждения   и   действий   в
чрезвычайных ситуациях" от 5 ноября 1995 г. N 1113
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1 Утвердить  прилагаемое  Положение  об  организации   проведения
аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях (приложение 1).
     2 Привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных  ситуаций
осуществлять  решениями  областной  или  территориальных  комиссий  по
чрезвычайным ситуациям  через  соответствующие  органы  управления  по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
     3 Считать утратившим силу распоряжение  исполнительного  комитета
Пермского областного Совета народных депутатов от  13  декабря  1990 г.
N 1119-р.
     4 Контроль  за выполнением постановления возложить на заместителя
губернатора области Щукина В.А.


     Губернатор области          Г.В.Игумнов

2815

                                           Приложение
                                           к постановлению
                                           губернатора области
                                           11.04.97 N 125


                          П О Л О Ж Е Н И Е

        об организации проведения аварийно-спасательных работ
                      в чрезвычайных ситуациях

                          1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1 Аварийно-спасательные  работы  (далее  -  АСР)  на   объектах
(территориях),  подвергшихся  воздействию  аварий,  катастроф или иных
стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения
здоровья людей,  снижения размеров ущерба окружающей природной среде и
материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций
(далее  -  ЧС),  прекращения  действия  характерных  для  них  опасных
факторов.
     1.2 Ликвидация  ЧС  природного и техногенного характера возложена
на органы исполнительной власти,  которые  привлекают  для  проведения
аварийно-спасательных  работ  силы  и  средства  областной  подсистемы
единой   государственной   системы   предупреждения    и    ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  (далее - ОПЧС),  дислоцированные на территории
области:
     воинские части ГО (по согласованию);
     силы и средства поисково-спасательной службы (ПСС) области;
     силы и   средства   территориального  центра  медицины  катастроф
управления здравоохранения администрации области;
     части и   подразделения  Государственной  противопожарной  службы
(ГПС) области;
     невоенизированные формирования  постоянной  готовности ведомств и
организаций, расположенные на территории области.
     1.3 Учет  имеющихся  аварийно-спасательных  формирований  ведется
органами  управления  по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям звеньев ОПЧС.
     1.4 При авариях и катастрофах на транспортных объектах  и  других
предприятиях,  управление которыми осуществляется органами министерств
и  ведомств,   непосредственное   руководство   аварийно-спасательными
работами   в   очаге  ЧС  возглавляет  ведомственная  комиссия  по  ЧС
соответствующего предприятия (ведомства).
     1.5 Комиссии   по   ЧС  и  создаваемые  ими  временные  структуры
(координационный центр управления и связи,  оперативный штаб) проводят
свою  работу,  привлекая  существующие государственные и хозяйственные
органы управления,  органы управления  по  делам  ГО  и  ЧС,  а  также
территориальные  противопожарные  и  аварийно-спасательные службы и их
местные подразделения.
     1.6 Для  перевозки  сил  и средств,  участвующих в ликвидации ЧС,
эвакуации населения и пострадавших, решениями соответствующих комиссий
по  ЧС  используется  пассажирский  и грузовой транспорт предприятий и
организаций, а также самолеты и вертолеты авиапредприятий области.
     1.7 Руководители  предприятий  и служб,  осуществляющих работы по
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,   строят   работу   на   принципах
единоначалия и твердой дисциплины и несут персональную ответственность
за своевременное  и  полное  выполнение  решений  оперативного  штаба,
действующих  наставлений и других нормативных актов,  регламентирующих
порядок   проведения   соответствующих   работ,   четкое    соблюдение
установленных     оперативным    штабом    схем    взаимодействия    и
взаимоинформации об изменениях обстановки на участках работ,  а  также
за безопасность вверенного им личного состава.
     1.8 Привлекаемые в установленном порядке к ликвидации ЧС воинские
части    и    подразделения,   подчиняясь   непосредственно   военному
командованию,   осуществляют   аварийно-спасательные   и    неотложные
аварийно-восстановительные работы в соответствии с планом оперативного
штаба и в тесном взаимодействии с соответствующими службами.

              2 ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

     2.1 Организация аварийно-спасательных работ
     2.1.1 Первоначальные  действия  по  ликвидации  ЧС осуществляются
силами    и    средствами    пожарной    охраны,     газоспасательных,
горноспасательных частей,  дежурных аварийно-технических групп, бригад
скорой медицинской помощи и мобильного  формирования  территориального
центра медицины катастроф. Данные силы являются силами первого эшелона
и прибывают на место ЧС по вызову в соответствии с планами действий по
предупреждению и ликвидации ЧС.
     2.1.2 При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях для наращивания
сил и средств,  проводящих аварийно-спасательные работы,  используются
силы второго эшелона,  которые включают в себя  специальное  мобильное
подразделение батальона ГО, спасателей областной поисково-спасательной
службы, силы центра экстремальной медицины, аварийно-спасательные силы
и невоенизированные формирования ближайших городов и районов.
     2.1.3 Для  выполнения  сложных  специфических  работ,   требующих
высокого    уровня    профессионализма    и   проведения   специальных
консультаций,  оперативный штаб вызывает соответствующих исполнителей,
создавая  группы  консультантов  и  распорядителей  по отдельным видам
работ.
     2.1.4 Финансирование    расходов    по   материально-техническому
обеспечению,  размещению и питанию личного состава,  привлекаемого для
ликвидации  ЧС,  оплате  его  труда,  возмещению транспортных и других
затрат,  связанных с ликвидаций  ЧС,  осуществляется  предприятиями  и
соответствующими органами исполнительной власти, КЧС которых принимали
решение  о  привлечении  сил  и  средств  за  счет  резервных  фондов,
создаваемых в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного
характера".
     2.2 Технология аварийно-спасательных работ
     2.2.1 Технологические      приемы      и      способы     ведения
аварийно-спасательных работ зависят от обстановки в зоне  чрезвычайной
ситуации  и  наличия  сведений  о количестве и местах нахождения в ней
пострадавших.
     Одновременно со      спасательными      работами     организуются
первоочередные  аварийные  работы  по   ликвидации   очагов   горения,
недопущению   взрыва  паров  газовоздушных  смесей  (ГВС),  ликвидации
истечения сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
     2.2.2 До  ввода  аварийно-спасательных  подразделений  на  объект
(территорию) на  нем  должна  быть  проведена  комплексная  (пожарная,
радиационная,  химическая  и  др.)  разведка.  Для проведения разведки
привлекаются силы ГПС, СНЛК и специальных формирований ГО.
     Разведка должна установить:
     места нахождения и количество пострадавших,  приемы и способы  их
спасения;
     наличие участков,  опасных  для  работ  спасателей  по   причинам
возможного взрыва, обрушения конструкции, радиационного, химического и
бактериологического  заражения;  наличие  электросетей   под   высоким
напряжением и т.д.;
     необходимое количество  и  тип  аварийно-спасательной  техники  и
оборудования для проведения работ;
     требуемый состав и численность спасательных сил;
     безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
     наличие и  возможность   использования   для   проведения   работ
искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе АСР;
     состояние подъездных путей;
     опасные факторы  чрезвычайной  ситуации,  сложившиеся  на объекте
(территории), способы их локализации и ликвидации.
     2.2.3 Главным  руководителем  работ объект разбивается на участки
(сектора)  с   назначением   на   них   руководителей   работ.   Между
руководителями  работ  на  участках (секторах) и главным руководителем
работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь.
     При наличии  сведений  о  нахождении под завалами или в уцелевших
помещениях  (зданиях)  людей  основной  задачей  аварийно-спасательных
подразделений является их поиск и спасение.
     2.2.4 Решение о необходимости проведения эвакуации  населения  из
опасных   зон   или   принятия   других   защитных   мер   принимается
соответствующим органом исполнительной власти или его КЧС.
     2.2.5 Поиск  места  нахождения людей в зоне чрезвычайной ситуации
производится с использованием:
     информации  непосредственных  свидетелей;
     визуального осмотра;
     служебно-розыскных собак;
     специальных поисковых приборов и инструмента;
     простукивания  и прослушивания завалов.
     Установленные места нахождения  людей  обозначаются,  и  об  этом
извещаются  все спасатели,  работающие на данном участке.  При наличии
возможности с самого  начала  спасательной  операции  с  пострадавшими
устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
     2.2.6 На одном участке спасательные работы производятся от начала
до   полного   завершения   одним   составом   спасателей.   В  случае
невозможности  выполнения  этого  условия  при  посменной  работе  вся
информация о ходе спасательных работ передается при смене.
     2.2.7 Инженерная техника для разборки  завала  над  установленным
местом   нахождения  людей  применяется  в  исключительных  случаях  с
обеспечением   страховки   от   возможного   падения   поднимаемых   и
перемещаемых конструкций.
     Для подъема и перемещения  конструкций  максимально  используется
электрический,  гидравлический  и пневматический аварийно-спасательный
инструмент.

            3 РУКОВОДСТВО АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

     3.1 Руководство первоочередными  аварийно-спасательными  работами
непосредственно   в   зоне  ЧС  до  принятия  решения  соответствующей
комиссией по чрезвычайным ситуациям  возглавляет  прибывший  на  место
старший  по  должности  представитель  объекта  экономики,  а  при ЧС,
связанных с тушением пожара, - старший начальник ГПС МВД.
     3.2 Для руководства действиями всех сил и средств, осуществляющих
аварийно-спасательные работы, в зоне ЧС создается оперативный штаб.
     Начальником оперативного  штаба  -  главным  распорядителем работ
является  директор  (главный  инженер)  предприятия  или  председатель
соответствующей   комиссии  по  ЧС.  В  состав  штаба  входят  старшие
руководители служб, действующих в зоне ЧС, и ответственные исполнители
на объектах работ.
     3.3 При территориальных ЧС руководство  аварийно-спасательными  и
другими   неотложными   работами   (АСиДНР)   осуществляется  КЧС  при
администрации области посредством координационного центра управления и
связи  КЧС,  оперативной группы,  направляемой в зону ЧС,  и областных
служб ГО,  объединяющих в зоне ЧС родственные штатные подразделения  и
формирования, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных работ.
     3.4 В  ходе  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций   комиссиями   по
чрезвычайным  ситуациям  создаются  временные дополнительные структуры
управления для решения специфических задач.
     Координационный центр   управления  и  связи  КЧС  создается  при
принятии КЧС решения о руководстве работами по ликвидации ЧС  на  базе
рабочего  аппарата  комиссии,  органа  управления  по  делам ГО и ЧС и
подразделения   АО   "Уралсвязьинформ".   На   координационный   центр
возлагаются следующие задачи и функции:
     обеспечение связи,  сбора, обобщения и анализа информации о ЧС на
всех участках работ, а также о возможном развитии обстановки;
     определение общей  потребности  сил  и  средств  для   проведения
аварийно-спасательных   работ;   решение   вопросов,  связанных  с  их
своевременным   выдвижением,   прибытием   на    объекты    работ    и
материально-техническим обеспечением;
     подготовка проектов необходимых решений  и  распоряжений  местных
органов  власти  по  данной  ЧС  и  контроль  их  выполнения,  а также
подготовка обоснованных предложений  по  вопросам,  требующим  решений
вышестоящих органов власти;
     проработка вопросов        научно-технического        обеспечения
аварийно-спасательных     работ,    обеспечение    взаимодействия    с
общественными организациями и средствами массовой информации.
     Оперативный штаб  в  зоне ЧС создается на базе оперативной группы
КЧС,  представителей   аварийно-спасательных   служб   и   служб   ГО,
привлекаемых  для  ликвидации  ЧС,  и  решает в своей работе следующие
задачи:
     изучение создавшейся   в  зоне  ЧС  обстановки,  определение  зон
поражения и степени опасности нахождения людей в этих зонах;
     прогнозирование дальнейшего развития ЧС;
     определение первоначальных мер по спасению людей,  находящихся  в
опасности, и снижению возможных последствий развития обстановки;
     распределение имеющихся сил и средств для эффективного выполнения
задач, руководство этими силами и координация их действий;
     разработка общего    плана    аварийно-спасательных    работ    с
определением наиболее эффективных методов их проведения;
     определение потребности в  дополнительных  силах  и  средствах  с
учетом имеющихся возможностей и привлечением необходимых служб;
     организация встречи сил и  средств,  прибывающих  для  проведения
аварийно-спасательных  работ,  и  передача  их  в  подчинение службам,
действующим в зоне ЧС;
     проведение мероприятий   по   созданию   безопасных  условий  для
проведения аварийно-спасательных работ, установка границ опасных зон с
определением порядка въезда и прохода в них;
     проведение инструктажа по мерам безопасности в зоне работ;
     обеспечение взаимодействия   с  местными  органами  управления  в
решении вопросов материально-технического обеспечения сил  и  средств,
привлекаемых для проведения АСиДНР, а также решение других возникающих
проблем.
     Орган управления по делам ГО и ЧС, являясь рабочим органом КЧС, в
ходе ликвидации чрезвычайной ситуации решает следующие задачи:
     организует оповещение и последующее информирование населения о ЧС
и необходимых мерах безопасности;
     обеспечивает реализацию имеющихся планов привлечения объектовых и
территориальных  невоенизированных  формирований  ГО,  сил  и  средств
специализированных  подразделений для проведения аварийно-спасательных
и аварийно-восстановительных работ;
     организует перемещение в заданные районы частей Вооруженных Сил и
Гражданской обороны России,  привлекаемых в установленном порядке  для
проведения работ в зоне ЧС;
     руководит в  необходимых  случаях  созданием  группировки  сил  и
средств, требующихся для успешных действий в данной ЧС;
     участвует в  работе  и  обеспечивает   работу   создаваемых   КЧС
временных структур управления.

         4 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ
                     АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

     4.1 В зависимости от вида ЧС, ее масштабов и местных особенностей
комиссиями    по    ЧС   или   оперативным   штабом   для   проведения
аварийно-спасательных работ привлекаются уже созданные или создаваемые
вновь службы ГО.
     4.2 Служба связи, оповещения и информации организуется на базе АО
"Уралсвязьинформ"  и подчиненных ему подразделений в городах и районах
области и наращивается за счет привлечения специалистов,  имеющихся  в
привлекаемых аварийно-спасательных формированиях и других предприятиях
связи, находящихся на территории области.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     организация связи для обеспечения управления;
     организация  связи для обеспечения  взаимодействия;
     организация связи для обеспечения информацией населения.
     4.3 Противопожарная  служба  организуется  на  базе подразделений
пожарной  охраны  МВД,  ведомственных  и  добровольных   подразделений
пожарной  охраны.  В  зависимости  от обстановки в помощь службе могут
придаваться   поисково-спасательные   формирования    и    специальные
формирования ГО, обеспеченные землеройной и грузоподъемной техникой.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     проведение пожарной разведки в зонах чрезвычайных ситуаций;
     тушение пожаров в зоне  ЧС,  а  также  локализация  и  ликвидация
пожаров на маршрутах выдвижения сил и средств;
     участие в работах по нейтрализации очагов химического заражения;
     поиск пострадавших;
     спасательные и другие первоочередные аварийные работы.
     4.4 Служба    медицинской    и   санитарно-эпидемической   защиты
организуется на базе территориального и межрайонных  центров  медицины
катастроф,  отделений  и станций скорой помощи,  лечебных учреждений -
формирователей бригад постоянной готовности и  формирований  медслужбы
гражданской   обороны,   областного,   районных  и  городских  центров
санитарно-эпидемиологического надзора.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
     ведение медицинской  разведки,  эпидемиологического  наблюдения и
лабораторного контроля за состоянием продовольствия и внешней среды;
     проведение, санитарно-гигиенических     и    противоэпидемических
мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций;
     проведение лечебно-эвакуационных  мероприятий;
     организация снабжения привлеченных сил и  учреждений  медицинской
службы   лекарственными   препаратами,   медицинским   и   специальным
имуществом.
     4.5 Служба  охраны  общественного  порядка организуется в составе
местных  подразделений   УВД   Пермской   области,   госавтоинспекции,
подразделений  охраны  общественного  порядка,  других служб и учебных
заведений УВД (МВД России) на территории области.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     организация  движения транспорта;
     ограничение или запрещение доступа граждан и транспортных средств
на отдельные объекты и  участки  местности  в  целях  охраны  жизни  и
здоровья     граждан     и    создания    условий    для    проведения
аварийно-спасательных работ;
     привлечение транспорта  предприятий,  организаций  и  граждан для
доставки пострадавших в лечебные учреждения и эвакуации  населения  из
опасных зон;
     охрана важнейших объектов и обеспечение  комендантской  службы  в
зоне ЧС.
     4.6 Служба материально-технического обеспечения создается на базе
местных  и  областных  органов материального и технического снабжения,
соответствующих подразделений объектов экономики,  а также  складов  и
баз   указанных   организаций   на   основе  заранее  разработанных  и
согласованных с ними планов.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     обеспечение действующих  в  зоне   ЧС   служб   горюче-смазочными
материалами,  запасными  частями  и  ремонтными  узлами  для  срочного
ремонта работающей техники и оборудования;
     обеспечение отдельными видами спецтехники,  изделий и спецсредств
по заявкам служб;
     организация ремонта и восстановления техники и вышедшего из строя
спецоборудования на ближайших специализированных предприятиях, а также
в организуемых временных мастерских.
     4.7 Транспортная  служба  создается  на  базе  специализированных
транспортных предприятий,  в состав службы привлекается пассажирский и
грузовой транспорт предприятий,  организаций,  учреждений  и  граждан,
мобилизуемых для участия в спасательных работах.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     перевозка сил    и    средств,    привлекаемых   для   проведения
аварийно-спасательных работ;
     обеспечение эвакуационных мероприятий;
     удовлетворение транспортных  нужд  работающих  непосредственно  в
зоне ЧС.
     4.8 Служба  торговли  и  питания  создается   на   базе   местных
организаций  и  учреждений торговли и общественного питания независимо
от формы собственности, а также складов и баз указанных организаций на
основе заранее согласованных с ними планов.
     Задачи и функции, решаемые службой:
     снабжение продуктами  питания участвующих в ликвидации ЧС служб и
формирований, имеющих собственные пункты приготовления пищи;
     организация питания работников, участвующих в проведении работ, и
пострадавшего населения;
     обеспечение пострадавшего     населения     предметами     первой
необходимости через подвижные пункты вещевого снабжения;
     организация снабжения  обменной  и  специальной одеждой и другими
видами материальных средств личного состава формирований,  участвующих
в ликвидации ЧС.
     4.9 Служба аварийно-восстановительных  работ  создается  на  базе
специализированных строительных и монтажных, дорожно-восстановительных
и дорожно-строительных подразделений,  а также строительных, монтажных
и  ремонтно-эксплуатационных  подразделений  коммунального  хозяйства.
Виды  создаваемых  формирований  службы,   их   численный   состав   и
техническое  оснащение  зависят  от  характера ЧС и объема выполняемых
работ.
     Задачи и  функции, решаемые  службой:
     осуществление неотложных  аварийно-восстановительных   работ   по
предупреждению дальнейшего развития аварии;
     обеспечение успешного   проведения    спасательных    работ    по
восстановлению объектов жизнеобеспечения;
     обеспечение механизации аварийно-спасательных работ;
     проведение подрывных работ;
     обеспечение  освещения в темное время суток.
     4.10 Руководители  служб и лица,  осуществляющие непосредственное
руководство   аварийно-спасательными   и   аварийно-восстановительными
работами,  в  пределах своих обязанностей и полученных поручений имеют
право:
     своевременно получать   имеющуюся   в   данный  момент  полную  и
объективную информацию об обстановке в зоне ЧС и на участках работ;
     развертывать при   необходимости   силы   и   средства  на  любой
территории,  беспрепятственно использовать имеющиеся на участке  работ
вспомогательные  механизмы  и оборудование предприятий и организаций и
их транспорт;
     использовать в срочном порядке для служебных переговоров средства
связи независимо от ведомственной принадлежности;
     в случае  необходимости  требовать от администрации и должностных
лиц предприятий удаления персонала объекта из опасной зоны,  остановки
работы отдельных цехов и производств;
     на оправданный профессиональный риск для принятия срочных мер  по
спасению  людей,  оказавшихся  в  опасности,  предотвращению взрывов и
других происшествий, которые могут резко обострить обстановку;
     на возмещение  всех расходов,  связанных с участием сил и средств
службы в проведении работ по ликвидации последствий ЧС;
     на возмещение  ущерба  здоровью,  нанесенному  в  этот период,  и
установленные законодательством меры социальной защиты.



Информация по документу
Читайте также