Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 30.06.2016 № 321-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 30 июня 2016 года N 321-П

 

г. Саратов

 

 

 

 

Об утверждении Стратегии

социально-экономического развития

Саратовской области до 2030 года

 

 

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года";

пункт 6 постановления Правительства Саратовской области от 9 сентября 2013 года N 469-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области";

пункт 5 постановления Правительства Саратовской области от 22 ноября 2013 года N 654-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области";

пункт 4 постановления Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года N 788-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области".

3. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Губернатор области                                                                           В.В.Радаев

 

 

 

 


Приложение к постановлению

Правительства области от

30 июня 2016 года N 321-П

 

 

Стратегия

социально-экономического развития Саратовской области

до 2030 года

 

1. Общие положения

 

Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально- экономического развития Саратовской области до 2030 года (далее – Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года N 56-ЗСО "О стратегическом планировании в Саратовской области".

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), Указах Президента Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 14 мая 2015 года), отраслевых документах стратегического планирования федерального уровня.

Стратегия предусматривает:

определение системы стратегических приоритетов социально-экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Саратовской области, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияниях внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;

формирование пространственной модели экономического роста в региональном и муниципальном разрезе;

этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;

систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.

Стратегия представляет собой глобальное видение будущего облика Саратовской области и путей достижения поставленных целей. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий по реализации Стратегии.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Саратовской области, схемы территориального планирования Саратовской области.

 

2. Стратегический анализ

 

2.1. Обоснование необходимости переосмысления принципов

и логики стратегического планирования

 

Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.

Однако существенное изменение внешних и внутренних факторов оказало заметное влияние на реализацию ее 1 этапа, абсолютное большинство целевых показателей не были достигнуты (показатели стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии).

Усиление конкуренции, в том числе и между субъектами Российской Федерации, усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне. По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре валового внутреннего продукта (далее – ВВП) и как результат уменьшение ресурсов для инвестиционного роста. В итоге инвестиционная пауза затянулась.

В 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года, ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что в еще большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции.

Все они нашли свое проявление и в экономике Саратовской области, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.

Указанные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии в целом с положениями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к государственному управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.

 

2.2. "Точка отсчета". Текущее социально-экономическое положение

Саратовской области

 

Саратовская область – традиционно индустриально-аграрный регион, добавленная стоимость валового регионального продукта (далее – ВРП) которого формируется на 30,3 процента промышленностью (Приволжский федеральный округ (далее – ПФО) – 38,9 процента, Российская Федерация – 31,7 процента) и на 13 процентов сельским хозяйством (ПФО – 7,1 процента, Российская Федерация – 4,8 процента).

 

Структура валовой добавленной стоимости по видам

экономической деятельности в 2014 году по Саратовской области

 


 

 

По производству отдельных видов промышленной продукции (производство троллейбусов, серной кислоты, подшипников, удобрений минеральных, электроэнергии, а также первичной переработки нефти) Саратовская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.

Область входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса. Объем сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.

Саратовская область – один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Сейчас у нас ежегодно добывается порядка 1-1,5 млн т нефти и порядка 1,2 млрд куб. м газа. Ресурсная база углеводородного сырья характеризуется низкой степенью разведанности. По экспертным оценкам область по объему прогнозных ресурсов занимает ведущее место в Поволжье и является одним из перспективных регионов в нефтегазоносном отношении. Потенциальные ресурсы нефти и газа в области составляют около 700 млн тонн нефти и 1 трлн. куб. м газа. В области имеется более 80 тыс. кв. км  малоизученных нефтегазоперспективных территорий.

Область обладает достаточно богатым минерально-сырьевым потенциалом. Интенсивное развитие производства строительных материалов опирается на сырьевую базу области, которая имеет практически все виды ресурсов для удовлетворения нужд строительного комплекса: цементное сырье, строительные, стекольные и формовочные пески, кирпичные и керамзитовые глины, щебень, гравий из природного камня, опоки, мел.

Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации. На долю Волжского сланцевого бассейна (значительная часть которого располагается в Саратовской области) приходится более 38 процентов от общих промышленных запасов горючих сланцев России.

Основные показатели, характеризующие вклад области в экономику Российской Федерации, представлены следующим образом:

 

Удельный вес области в общероссийских основных экономических

показателях в 2014 году, в процентах

 


 

Средние темпы экономического роста за последние 10 лет (105 процентов) превышают аналогичный показатель как по ПФО (104 процента), так и по Российской Федерации в целом (103,8 процента). Объем инвестиций в основной капитал в области за аналогичный период увеличился в 2,5 раза (Российская Федерация – в 1,9 раза), индекс промышленного производства – почти в 2 раза (Российская Федерация – в 1,3 раза) и т.д.

Однако анализ ряда подушевых показателей свидетельствует о необходимости их кратного увеличения для выравнивания позиций региона в рейтинге субъектов Российской Федерации и ПФО (основные показатели социально-экономического развития области представлены в приложении N 2 к настоящей Стратегии).

Так, если по объему ВРП Саратовская область стабильно занимает 27 место среди регионов России, то по объему ВРП на душу населения (в 2014 году – 225,4 тыс. руб.) лишь 55 место, с отставанием от среднероссийского значения на 44,8 процента.

По итогам 2014 года среднедушевые денежные доходы по Саратовской области составили 17941,1 руб., что ниже  показателей в среднем по ПФО – 24020 руб. и по Российской Федерации – 27766 руб.

По объему налоговых и неналоговых доходов  консолидированного бюджета области на душу населения при относительно стабильной доле собственных доходов область занимает заключительные места в рейтинге регионов, что не позволяет рассматривать бюджет региона как источник реализации крупных инфраструктурных проектов и программ стимулирования реального сектора экономики.

 

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области

на душу населения (руб./чел.)

 


 

2.3. Ключевые структурные проблемы развития Саратовской области

 

Комплексный анализ формирования валовой добавленной стоимости в разрезе видов экономической деятельности, их налоговой отдачи, а также динамики социально-демографических процессов в Саратовской области, позволил выявить следующие структурные дисбалансы в экономике области, не позволяющие даже на фоне положительной динамики основных показателей социально-экономического развития сократить отставание Саратовской области от российских регионов-лидеров:

1. Существенная доля секторов и услуг, имеющих незначительный налоговый потенциал (сельское хозяйство, государственный сектор и услуги) при незначительной доле добывающих производств, традиционно представляющих основной доходный источник бюджетов.

2. Недостаточное число организаций, выпускающих конечную продукцию, что минимизирует добавленную стоимость, формирующуюся на территории области.

При этом в структуре производства преобладают сырье и продукция производственно-технического назначения (75 процентов) промежуточного цикла при относительной малой доле производства товаров потребительского назначения (25 процентов).

 

3. Низкая рентабельность сельского хозяйства, обусловленная:

 

низкой долей сельхозорганизаций в структуре производства (в области высокая доля продукции сельского хозяйства, произведенной малыми формами хозяйствования: 71,3 процента мяса, 84 процента молока и 47,8 процента яиц, которая  не отвечает требованиям стандарта отрасли и характеризуется высокой затратностью и отрицательной рентабельностью производства);

несбалансированностью и недостаточным уровнем кооперации в развитии сырьевой базы и перерабатывающей промышленности;

недостаточным уровнем развития распределительной логистики, включая инфраструктуру заготовки, хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции; 

высокой закредитованностью хозяйств;

зависимостью от оборудования, семенного материала и животноводческого генетического потенциала иностранного производства;

низкой привлекательностью сельских территорий для проживания.

4. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств.

Саратовская область занимает 12 место в Приволжском федеральном округе по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, а по количеству поданных заявок на изобретения – на 6 месте, по числу разработанных передовых производственных технологий Саратовская область занимает также 6 место среди субъектов Российской Федерации, входящих в ПФО.

Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала области, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 37,8 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО – 69 человек, по Российской Федерации – 97 человек).

Основным типом инноваций остаются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации.

5. Высокая степень износа основных фондов и отставание в развитии инженерной инфраструктуры.

Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме составляет 16,9 процента. В среднем по области за год основные фонды обновляются лишь на 6-7 процентов, при этом большая часть фондов продолжает поступать не для замены и модернизации действующих фондов, а на расширение и создание новых производств.

Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных систем и тепловых сетей приводит к потере воды. Нуждается в замене 45,8 процента водопроводной сети и 11,9 процента тепловых сетей.

Развитие транспортно-логистического потенциала сдерживается отставанием развития дорожного хозяйства. Нормативным требованиям не соответствует более 91 процента автомобильных дорог регионального значения дорог.

6. Неудовлетворительное положение дел в сфере воспроизводства и сохранения человеческого потенциала.

Несмотря на снижение естественной убыли населения за последние 10 лет в 3 раза (с -7,5 до -2,5 на 1000 населения), человеческие ресурсы имеют тенденцию к сокращению. На 1 января 2016 года численность населения Саратовской области, по предварительным данным, составила 2487,5 тыс. человек, сократившись за последний год на 5,5 тыс. человек.

В области сохраняется регрессивный тип населения, когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста превосходит долю детского населения. Численность населения старше трудоспособного возраста составила 654 тыс. человек (26,2 процента от общей численности населения), численность детей и подростков до 15 лет – 400,3 тыс. человек (16,1 процента). Численность населения трудоспособного возраста составила 1438,7 тыс. человек (57,7 процента от общей численности населения).

Тенденция старения и убыли постоянного населения области, создает значительную демографическую нагрузку на трудоспособное население и бюджет. Так, на 1000 человек трудоспособного населения приходится 710 человек нетрудоспособного возраста. Численность пенсионеров составляет порядка 30 процентов населения и по доле населения в трудоспособном и моложе трудоспособного возраста область занимает 9-10 место в рейтинге субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. Неблагоприятное влияние на изменение численности населения оказывает и миграционный обмен с субъектами Российской Федерации, в котором Саратовская область является донором, а также прогрессирующие темпы прибытия на территорию области переселенцев из стран СНГ, при котором доля прибывших старше трудоспособного возраста составляет около 12 процентов с тенденцией к росту. Коэффициент трудового замещения по Саратовской области ниже, чем в среднем по стране, и в разы ниже порогового значения.

Результаты измерений показателей социально-экономического развития Саратовской области по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, приведены на диаграмме:

 

Воспроизводство человеческого потенциала  в Саратовской области

 


 

Количественные характеристики основных структурных дисбалансов социально-экономического развития Саратовской области представлены в приложении N 3 к настоящей Стратегии.

 

2.4. SWOT-анализ

 

Сильные стороны

 

К сильным сторонам социально-экономического положения Саратовской области относятся:

диверсифицированная структура промышленности включающая электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, химическую и нефтехимическую промышленность, металлургию, промышленность строительных материалов, мебельное производство, пищевую промышленность;

высокая доля Саратовской области в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерновые и масличные культуры, тепличное  овощеводство, мясо, молоко) в России;

значительный ресурсный потенциал: запасы минерально-сырьевой базы, прежде всего строительного сырья, высокая обеспеченность энергоресурсами, значительные гидроресурсы,  наличие земельных ресурсов для  производства сельскохозяйственной продукции;

выгодное транспортно-географическое положение на пересечении транспортных коридоров для создания транспортно-логистических узлов и исполнения транзитных функций, продвижения товаров в направлениях "Север – Юг", "Запад – Восток"; наличие объективных предпосылок для появления у региона функции транспортно-логистического центра. Строительство нового авиатранспортного комплекса на территории области;

наличие свободных инвестиционных площадок;

развитый образовательный комплекс, высокий образовательный потенциал трудовых ресурсов, достаточно высокий научный и инновационный потенциал;

благоприятные межнациональные и межконфессиональные отношения, развивающиеся институты гражданского общества.

высокая культура основной массы населения;

условия для развития спорта высших достижений;

обширная сеть государственных и частных медицинских учреждений, позволяющая обеспечить доступность качественной медицинской помощи на территории всей области.

 

Слабые стороны

 

Использованию сильных сторон Саратовской области в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся:

малая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции и, как следствие, низкая доля добавленной стоимости (по ключевому показателю развития экономики – ВРП в расчете  на душу населения область на 55 месте в Российской Федерации);

наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья;

высокий износ коммунальной сети, особенно в сельской местности, низкие темпы создания новых объектов;

неполная обеспеченность  необходимой инженерной инфраструктурой ряда свободных инвестиционных площадок, в отдельных случаях – ограниченная возможность обеспечения площадок газом;

значительный физический и моральный износ основных производственных фондов организаций;

отставание развития транспортной системы, ее инфраструктурных сетей и объектов от резко возрастающих темпов автомобилизации, увеличивающегося пассажиропотока и растущего объема грузоперевозок;

природно-климатическое расположение области в зоне рискованного земледелия с тенденцией  истощения почвенного плодородия земель сельхозназначения;

недостаточная обеспеченность населенных пунктов левобережной части Саратовской области водой питьевого и хозяйственного назначения;

сохранение негативных демографических тенденций, которые в перспективе приведут к снижению демографического потенциала и рождаемости, а также к росту дефицита трудовых ресурсов и, соответственно, увеличению демографической нагрузки на работающее население;

низкий уровень оплаты труда во внебюджетном секторе экономики, высокий уровень неформальной занятости вследствие недостатка качественных рабочих мест и их отсутствия в ряде территорий области.

территориальные диспропорции на рынке труда области,  дефицит квалифицированных кадров технических специальностей и рабочих профессий;

дисбаланс в качестве жизни и экономическом росте по муниципальным районам области;

наличие "теневой" экономики и неформальной занятости;

снижение качества человеческого капитала области: ухудшение общего уровня здоровья детей, отток населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста за пределы области, деформация системы духовных и нравственных ценностей, препятствующая повышению образовательного и культурного уровня, ведению человеком здорового образа жизни.

 

Возможности

 

К возможностям социально-экономического развития Саратовской области относятся:

возможность занять освободившиеся ниши в результате удорожания импортных товаров (колебания валютного курса) и санкционного закрытия рынков, а также заместить собственным производством часть импортируемой продукции;

мировой продовольственный кризис, формирующий повышенный спрос на продукцию аграрного сектора и пищевой промышленности;

использование потенциала рынка стран СНГ с акцентом на страны Евразийского экономического союза, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки; стран-участников  форматов БРИКС, ШОС для увеличения экспорта продукции саратовских  предприятий;

активизация взаимодействия с регионами-соседями в части продвижения продукции и услуг Саратовской области, а также реализации  совместных проектов;

реализация инвестиционного потенциала области, снижение инвестиционных рисков, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;

реализация транзитного потенциала Саратовской области, создание транспортно-логистического кластера, в том числе за счет реализации проекта по строительству международного транспортного коридора "Европа – Западный Китай".

 

Угрозы

 

К потенциальным угрозам социально-экономического развития Саратовской области относятся:

усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг;

истощение невозобновляемых природных ресурсов, в том числе почвенного плодородия, водных ресурсов (обезвоживание и загрязнение Волги и других рек, протекающих на территории области), видового разнообразия флоры и фауны области;

ограниченные сроки эксплуатации действующих энергоблоков Балаковской АЭС;

снижение финансовой помощи из федерального бюджета при одновременно растущем давлении на расходную часть бюджетов за счет расширения расходных полномочий регионального и муниципального уровней;

высокий уровень долговой нагрузки на областной бюджет;

сужение инвестиционных программ естественных монополий;

снижение доступности финансовых ресурсов вследствие колебания конъюнктуры мировых финансовых рынков.

 

2.5. Территориальный срез

 

Для определения потенциала и перспектив развития территорий Саратовской области проведен анализ:

1. Муниципальных районов и городских округов по основным макроэкономическим показателям с рейтинговой оценкой (приложение N 4).

2. Основных показателей, характеризующих качество жизни населения (приложение N 5), на основании которого муниципальные районы и городские округа области распределены на группы по степени комфортности для проживания и доступности инженерной инфраструктуры.

3. Миграционных потоков (приложение N 6) с ранжированием территории по степени привлекательности для населения.

В целом комплексный анализ муниципальных районов и городских округов области и наложение вышеперечисленных матриц друг на друга позволили выделить следующие основные типы территорий с точки зрения перспектив их развития:

районы – "локомотивы" – крупные центры, способные стать в относительно короткие сроки точками роста и центрами агломерации для соседних, менее успешных районов. На данных территориях сконцентрирован наибольший научно-технический, человеческий, производственный, логистический потенциал, в наличии абсолютно все звенья в цепочке "исследования разработки технологии производство рыночная реализация" для превращения научно-технического продукта в конкурентоспособный товар с высокими потребительскими свойствами. Развитие направлений: транспортное машиностроение, электроника, биотехнологии, нанотехнологии, лазерные технологии, химия, нефтехимия, стройиндустрия, сельхозпереработка и др. В пространственном видении к таким "локомотивам" относятся Саратов, Энгельс, Балаково, а в перспективе Балашов и Вольск. В становлении данных территорий полноценными "локомотивами" должны быть использованы такие инструменты, как индустриальные и технопарки, кластеры, "центры превосходства";

районы "биоэкополисы", имеющие значительный ресурсный потенциал для развития агропродовольственных кластеров, ориентированных на производство экологически чистой продукции. Данные районы хоть и имеют порой внушительные по площади размеры, но населенная их часть, в большей степени, это компактные поселения малого масштаба, которые могли бы частично, а некоторые и в полной мере обеспечить себя электроэнергией, теплом, утилизировать свои отходы и вести эффективную хозяйственную деятельность с применением главным образом биотехнологий. К таким территориям относится большинство районов Саратовской области, в 9 из которых планируется создание агропарков (Балаковский, Ртищевский, Петровский, Вольский, Марксовский, Ершовский, Новоузенский, Калининский, Пугачевский районы).

Для этой группы районов основным инструментом развития может стать расширение и укрепление внутрирегиональных связей, а также использование опыта других регионов Российской Федерации;

районы – "инфраструктурные спутники", расположенные вблизи крупных объектов транспортной инфраструктуры преимущественно федерального уровня, приграничные территории, туристические объекты, здравницы, частично территории, прилегающие к районам "локомотивам" и т.п. Предполагается создание транспортно-логистических центров (Саратовский, Ртищевский, Петровский, Хвалынский, Балаковский,  Озинский, Красноармейский, Балашовский, Александрово-Гайский районы). Становлению других районов полноценными "инфраструктурными спутниками" будет способствовать создание полноценной сети обеспечивающих предприятий на всем протяжении транспортных потоков;

"депрессивные" районы, не имеющие на данный момент объективных точек роста, перспективы развития которых будут связаны с расширением кооперационных связей с районами вышеназванных групп, что может стать отправной точкой для их смещения в другой тип территорий. На данный момент выделяются 11 таких муниципальных районов области, у которых существует перспектива перехода в группу инфраструктурных спутников или биоэкополисов, и это одна из задач, которую предстоит решить при реализации Стратегии.

Следует отметить, что отдельные муниципальные районы области могут совмещать в себе несколько типов территориального разделения.

Основные типы пространственного развития территорий области представлены в приложении N 7 к настоящей Стратегии.

 

2.6. Сценарии развития и обоснование выбора основного

 

В долгосрочной перспективе возможны 3 сценария развития области:

консервативный основан на предположении об инерционном развитии экономики и сохранении сложившихся подходов к ее управлению, при котором область будет развиваться преимущественно за счет экстенсивного расширения экономики, путем наращивания объемов использования ресурсов. При этом динамика экономического роста будет замедляться, а медленные преобразования в качестве уровня жизни и среды жизнедеятельности приведут к дальнейшему сокращению численности населения;

умеренно оптимистичныйпредполагает повышение эффективности использования всех видов ресурсов с повышением внимания к вопросам улучшения делового климата, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности. Однако позитивные изменения в экономике будут сопровождаться адекватными положительными сдвигами в социальной сфере с определенными задержками по времени;

инновационныйориентирован на максимальное раскрытие потенциала стратегического развития, эффективное использование человеческого капитала, сбалансированное развитие территорий, реализацию новых подходов к управлению регионом. Данный сценарий содержит базовые элементы умеренно оптимистичного сценария в сочетании с существенным притоком капитала, активизацией развития социальной сферы, более эффективным использованием ресурсов, наращиванием параметров человеческого капитала и повышением роли инноваций.

В качестве основного сценария долгосрочного развития Саратовской области, в соответствии с параметрами которого будут определены количественные значения целевых ориентиров, закладываемых в Стратегию, предлагается инновационный сценарий, основанный на внедрении инноваций в производстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере, управлении и т.д.

Основной показатель экономического роста в рамках каждого из сценариев представлен в таблицах 1, 2.

 

Таблица 1

 

Сценарный прогноз ВРП на душу населения в Саратовской области

на 2016-2030 годы (в ценах 2015 года)

 

ВРП на душу населения в ценах 2015 года

(темп роста  к 2015 году), в процентах

2018 год

2025 год

2030 год

Консервативный сценарий

102,0

129,0

139,0

Умеренно оптимистичный сценарий

105,0

135,0

167,0

Инновационный сценарий

106,0

151,2

216,0

 

 

Таблица 2

Ключевые показатели развития экономики

Саратовской области в 2016-2030 годах (в сопоставимой оценке)

 

ВРП в ценах 2015 года, среднегодовые темпы роста

за период, в процентах

2016-2018

годы

2019-2025

годы

2026-2030

годы

2030 год

к 2015 году

Консервативный сценарий

101,1

102,1

103,2

139,9

Умеренно оптимистичный сценарий

101,3

103,9

104,3

167,7

Инновационный сценарий

101,5

105,4

107,5

217,0

Производительность труда, среднегодовой прирост за период, в процентах

 

 

 

 

Консервативный сценарий

1,1

2,1

3,2

140,2

Умеренно оптимистичный сценарий

1,3

3,91

4,3

168,1

Инновационный сценарий

2,2

5,1

7,3

215,6

 

3. Стратегические цели и приоритеты

 

3.1. Видение будущего и генеральная цель

 

Стратегическая диагностика позволила сформировать качественно новый образ (стратегическое видение) будущего области к 2030 году, основанного на трех базовых элементах:

1. Саратовская область – регион инноваций, универсальная технико-внедренческая площадка, территория реализации возможностей человеческого капитала и интеллектуального потенциала.

2. Саратовская область – территория, привлекательная для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.

3. Саратовская область – крупный экономический  центр благодаря синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов, производящих и перерабатывающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом, в том числе:

мультимодальный транспортный узел, создающий особые условия прохождения товарно-материальных потоков через Россию и возможность их приумножения и аккумулирования (именно через Саратовскую область проходит кратчайший путь, соединяющий грузопотоки между странами Юго-Восточной и Средней Азии, Китаем, западной частью СНГ, странами Европы; на территории области пересекаются два международных транспортных коридора "Север-Юг" и Запад-Восток" или "Транссиб");

развитый промышленный комплекс, базирующийся на производстве инновационной продукции и глубоко интегрированный с промышленным комплексом Российской Федерации;

развитый агропромышленный комплекс, базирующийся на производстве экологически чистой продукции;

развитый строительный комплекс, обеспечивающий развитие экономических комплексов и повышение условий жизнедеятельности, туризма и рекреации;

развитый топливно-энергетический комплекс, обеспечивающий растущую потребность в энергоресурсах.

Генеральная цель Стратегии – обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности области на основе перехода к экономике знаний, в центре которой человек. Стратегия – это выбор основных приоритетов развития, а, следовательно, отказ от решения отдельных задач. Задачи и направления Стратегии сформированы с учетом ограниченных финансовых возможностей областного бюджета, даже в долгосрочной перспективе.

Абсолютным критерием эффективности экономического роста определено развитие и накопление человеческого капитала с соответствующим повышением его вклада в социально-экономический потенциал области. Экономическая политика выступает в качестве регулятора среды, в которой данный капитал может найти наиболее конкурентоспособные по сравнению с другими территориями Российской Федерации условия для сохранения, накопления и применения.

 

3.2. Основные этапы реализации Стратегии

 

Основные этапы Стратегии, отражающие пошаговое движение к намеченной цели:

2016-2018 годы – стабилизация посткризисной ситуации и наращивание темпов экономического развития (физических объемов хозяйственной деятельности);

2018-2025 годы – расширение процессов технологической модернизации, структурной перестройки экономики и достижения весомых качественных результатов;

2025-2030 годы – функционирование новой модели экономического роста, предусматривающей переход от стимулирования инноваций и человеческого потенциала к росту на их основе.

 

3.3. Стратегические приоритеты

 

3.3.1. Стратегический приоритет: сохранение, воспроизводство

и развитие человеческого потенциала региона

 

Целевое видение:

Саратовская область – растущий регион;

доступные здравоохранение и физкультура обеспечивают продление долголетия;

эффективная система образования поэтапно формирует человеческий капитал в соответствии с потребностями общества и экономики;

общество имеет высокий культурный уровень.

Направления действий:

стимулирование рождаемости, в первую очередь, за счет создания условий для рождения в семьях второго и последующих детей, включая вопросы обеспечения многодетных семей земельными участками, предоставляемыми для жилищного строительства, с необходимой инженерной инфраструктурой и т.д.;

обеспечение доступности общего дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет развития инфраструктуры образовательных организаций, развития негосударственного сектора дошкольного образования, а также его альтернативных форм (группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы, адаптационные группы для детей раннего возраста и т.д.);

снижение смертности населения, прежде всего, высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин;

создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом, сокращения потребления алкоголя и табака, последовательной борьбы с распространением наркотиков и реабилитации больных наркоманией, существенного снижения уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

развитие инфраструктуры объектов физической культуры и спорта, увеличение количества уличных спортивных объектов, расположенных в шаговой доступности, а также популяризация здорового образа жизни;

создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах области;

совершенствование управления миграционными процессами, включая стимулирование селективной миграции, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области, а также снижение оттока граждан трудоспособного возраста в целях трудоустройства за пределы региона;

проведение активной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения в депрессивных муниципальных образованиях области;

формирование эффективного механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда путем построения новой единой образовательной сети, включающей в себя территориально-отраслевые кластеры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, специализированные образовательные структуры, центры коллективного доступа к образовательным ресурсам, последовательное внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, а также развитие системы профориентации в тесной взаимосвязи органов власти, образования и бизнеса;

создание системы стимулирования самореализации специалистов;

совершенствование системы общего образования, направленное на обеспечение социализации и высоких образовательных достижений каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей;

обеспечение развития культурной инфраструктуры и повышение ее доступности для населения;

сохранение и актуализация культурного наследия области, в том числе как фактора въездного культурного туризма.

Ожидаемые результаты:

увеличение численности населения области на 0,6 процента(с 2490,3 тыс. чел. до 2504,8 тыс. чел.);

увеличение продолжительности жизни населения c 71,4 в 2015 году до 78 лет в 2030 году;

увеличение рождаемости на 8,7 процента (с 11,5 на 1000 населения в 2015 году до 12,5 на 1000 населения в 2030 году);

снижение смертности на 11,3 процента (с 14,2 на 1000 населения в 2015 году до 12,6 на 1000 населения в 2030 году);

снижение потребления алкогольной продукции (литров на душу населения в перерасчете на абсолютный алкоголь) почти на 30 процентов к показателю 2015 года (с 11,4 до 8 л);

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения на 28,4 процента к показателю 2015 года (с 37 процентов до 26,5 процента);

обеспечение к 2030 году доступности дошкольного образования для 100 процентов детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;

увеличение охвата учащихся в возрасте 7-24 лет к общему числу детей и молодежи данной возрастной группы с 76,1 процента до 98,4 процента;

увеличение числа жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 29,1 процента в 2014 году до 48 процентов в 2030 году;

увеличение обеспеченности населения спортивными залами с 65,7 процента в 2014 году до 73,2 процента в 2030 году; плоскостными сооружениями – с 19,1 процента до 29,1 процента; бассейнами – с 7,1 процента до 20 процентов;

снижение смертности трудоспособного населения на 20,3 процента до 2030 года к уровню 2015 года (с 537,4 на 100 тыс. трудоспособного населения до 450 на 100 тыс. трудоспособного населения);

снижение к 2030 году показателей младенческой смертности на 20,3 процента к уровню 2015 года (с 6,9 на 1000 родившихся живыми до 5,5 на 1000 родившихся живыми);

увеличение индекса развития человеческого потенциала с 0,848 до 0,931.

 

3.3.2. Стратегический приоритет:

повышение качества жизни населения

 

Целевое видение:

каждому гражданину гарантирована достойная жизнь и обеспеченная старость;

все нуждающиеся обеспечены необходимым и достаточным уровнем доступности вариантных форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания;

работающий человек не может быть бедным;

объекты социальной инфраструктуры доступны для населения;

благоприятная окружающая среда и экологическая безопасность – залог развития, сохранения и укрепления человеческого потенциала области;

Саратовская область – территория, безопасная для жизни.

Направления действий:

повышение эффективности системы государственной поддержки семьи, а также профилактики и вмешательства в семейное неблагополучие на ранних стадиях;

обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе в электронном виде;

создание полноценной системы адресной социальной защиты населения, обеспечивающей поддержание жизненных стандартов для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, с переориентацией социальных выплат с поддерживающих мер на "социальные" инвестиции;

создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения в социальной  сфере;

обеспечение доступности качественного общего образования путем создания новых мест и модернизации действующих образовательных организаций, ориентированное на обучение в первую смену, перевод обучающихся из зданий с высокой степенью износа и т.д.;

обеспечение доступности современных медицинских технологий, соответствующих международным стандартам оказания медицинской помощи, для всех категорий населения области, за счет привлечения инвестиций для развития медицинских организаций, создания сети современных центров высокотехнологичной помощи, развития профилактического звена и первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, а также повышения профессионального уровня медицинских работников с акцентом на их постоянное переобучение и освоение передовых технологий;

достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных, нестационарных торговых объектов и торговых объектов местного значения путем создания территориальной и экономической возможности приобретения товаров в объемах и ассортименте, удовлетворяющих потребительский спрос, обеспечения комфортных условий для потребителей при получении услуг розничной торговли с возможностью выбора торгового формата (приложения N 8-10);

повышение уровня сбалансированности торговых форматов за счет развития розничных рынков, ярмарочной торговли, обеспечения стабильного функционирования и развития нестационарной, мобильной торговли, дистанционной торговли;

создание условий для обеспечения доступности услуг торговли маломобильным гражданам;

реализация комплексных мероприятий по доведению прожиточного минимума до размера не ниже одной второй от размера среднемесячных душевых доходов в области;

развитие системы обеспечения социальным жильем специалистов бюджетной сферы, в том числе молодых специалистов;

содействие эффективной занятости населения, включая создание новых рабочих мест, внедрение механизмов трудоустройства населения, проживающего в "критических зонах" сельского рынка труда, а также стимулирование работодателей к повышению заработной платы;

принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, включая расширение условий коллективных договоров организаций дополнительными льготами и гарантиями сверх действующего законодательства, направленными на создание безопасных условий труда;

сохранение и улучшение природной среды обитания человека, минимизация всех видов антропогенного воздействия на экосистему и сохранение биологического разнообразия области, включая формирование экологических стандартов в сфере экономического развития, развитие систем использования вторичных ресурсов и использование возобновляемых источников энергии;

совершенствование системы экологического мониторинга и контроля, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

развитие рынка переработки и утилизации отходов посредством реализации инвестиционных проектов инновационной направленности;

развитие экологического образования в целях повышения уровня культуры в сфере охраны окружающей среды;

обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья экономического класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;

поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

приоритетное развитие малоэтажного жилищного строительства, формирующего новый облик городов и отражающего мировые тенденции развития в воспроизводстве жилищного фонда, ориентированные на формирование более комфортной и экологической среды для населения.

активное использование механизма государственно-частного партнерства в коммунальной сфере – в рамках строительства новых объектов водоснабжения и канализации (реконструкции существующих) для обеспечения населения качественной водой, услугами по водоотведению и обеспечению надлежащей очистки стоков;

совершенствование многоуровневой системы профилактики преступлений и правонарушений, включая противодействие террористическим актам, экстремистским акциям, незаконному обороту наркотиков, коррупции и др.

Ожидаемые результаты:

рост уровня доходов на душу населения более чем в 2,4 раза с 20129,6 руб. в 2015 году до 48950 руб. в 2030 году;

снижение уровня бедности  с 16,8 процента в 2015 году до 10,5 процента в 2030 году;

рост доли среднего класса области с 11,3 процента в 2014 году до 30 процентов в 2030 году;

создание новых мест в общеобразовательных организациях(2016-2020 годы – перевод 100 процентов обучающихся 1-4-х классов и 10-11-х (12-х) классов на обучение в первую смену; перевод 100 процентов обучающихся из зданий с износом 50 процентов и выше в новые здания);

повышение уровня оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 1,7 раза (с 547,2 на 100 тыс. населения в 2015 году до 900 на 100 тыс. населения к 2030 году);

увеличение укомплектованности врачами по физическим лицам(с 59,3 процентов до 64 процентов);

увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных, на 1,9 процента;

увеличение уровня обеспеченности жилыми помещениями с 27,5 до 35,0 кв. м на человека;

ликвидация аварийного жилищного фонда;

полная ликвидация очередности на получение государственных услуг в сфере социальной защиты (в том числе на размещение в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, обслуживание на дому);

повышение уровня обеспеченности сельского населения  питьевой водой с 73,9 процента в 2015 году до 79 процентов к 2030 году;

увеличение доли твердых бытовых отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, с 23 процентов до 75 процентов;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 34 процентов до 50 процентов;

снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с 385,5 тыс. тонн в 2015 году до 200,0 тыс. тонн в 2030 году;

снижение объема сброса загрязненных сточных вод в водные объекты с 12,9 млн куб. м в 2015 году до 1,5 млн куб. м в 2030 году;

расширение зоны охвата и улучшение сервисного обслуживания сотовой связи в населенных пунктах области, строительство сетей сотовой связи 3-го и 4-го поколения, обеспечивающих высокоскоростной мобильный доступ к сети Интернет;

снижение уровня преступности, формирование в обществе ориентации на законопослушный образ жизни, нетерпимое отношение к коррупции.

 

3.3.3. Стратегический приоритет: сильная экономика

 

Целевое видение:

Саратовская область – центр притяжения инвестиций, предпринимательской инициативы и транспортных потоков;

Саратовская область – территория инноваций, интегрированная в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;

комплексное развитие территорий обеспечивает сбалансированное социально-экономическое развитие;

развитая индустрия и диверсифицированный агропромышленный комплекс обеспечивают высокую рентабельность производства с соответствующей бюджетной отдачей;

Саратовская область – туристско-рекреационный центр.

Направления действий:


Информация по документу
Читайте также