Расширенный поиск

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII

 



                              У К А З

                 ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР


           O порядке рассмотрения предложений, заявлений
                          и жалоб граждан

     В условиях     строительства     коммунизма,     всестороннего
развертывания  и  совершенствования  социалистической  демократии в
нашей  стране  все  большее  значение  приобретает   правильное   и
своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан.
     Предложения граждан по вопросам политической,  экономической и
культурной жизни, совершенствования законодательства - одна из форм
участия трудящихся  в  управлении  государством,  улучшения  работы
государственного    аппарата    и   усиления   контроля   над   его
деятельностью,  борьбы  с  бюрократизмом  и  волокитой,  укрепления
социалистической законности.  Все возрастающее число предложений по
различным вопросам жизни общества и государства является  одним  из
показателей  непрерывного  роста политической активности советского
народа.
     Значительное место  в  работе  государственных  и общественных
органов    занимает    рассмотрение    заявлений     граждан     по
социально-культурным,  жилищно-бытовым  и другим вопросам в связи с
осуществлением предоставленных гражданам прав.
     В современных  условиях  развития  советского общества жалобы,
как правило, являются формой реагирования на факты нарушения прав и
охраняемых   законом  интересов  граждан,  средством  устранения  и
предотвращения этих нарушений.  Они свидетельствуют и об  имеющихся
еще   серьезных  недостатках  в  работе  многих  государственных  и
общественных    органов.    Последовательное    улучшение    работы
государственных   и  общественных  органов,  рост  материального  и
культурного уровня жизни  населения  приводят  к  сокращению  числа
жалоб граждан.
     Имеются случаи,  когда  жалобы  и  заявления  своевременно  не
рассматриваются,  ответы  на  них  даются формальные.  Недостаточно
осуществляется  контроль  за  исполнением  решений,   принятых   по
предложениям,  заявлениям  и жалобам граждан.  Нередко руководители
государственных  органов,  предприятий,  учреждений  и  организаций
уклоняются от разрешения предложений,  заявлений и жалоб,  не ведут
личный прием. Должностные лица, виновные в волоките и бюрократизме,
часто   остаются  безнаказанными.  В  отдельных  государственных  и
общественных органах недостаточно обобщаются предложения, заявления
и  жалобы  граждан;  не  изучаются  условия и причины,  порождающие
жалобы,  и не принимаются  своевременные  меры  к  устранению  этих
причин;   слабо  ведется  среди  населения  разъяснение  советского
законодательств. В ряде случаев граждане,  обращаясь в  вышестоящие
органы,  минуя местные,  сами создают волокиту, так как вышестоящие
органы,  соблюдая закон и интересы граждан и государства, вынуждены
наводить  соответствующие  справки  на  местах  и,  таким  образом,
задерживать рассмотрение заявлений и жалоб.
     Президиум Верховного Совета СССР  п о с т а н о в л я е т:
     1. Все   государственные   и   общественные   органы    должны
обеспечивать необходимые условия для осуществления предоставленного
и гарантированного гражданам СССР права обращаться с предложениями,
заявлениями и жалобами в письменной и устной форме.
     Государственные органы,  предприятия, учреждения, организации,
колхозы   и  иные  кооперативные  и  общественные  организации,  их
руководители и  другие  должностные  лица  обязаны  принимать  и  в
соответствии   со   своими   полномочиями   разрешать  предложения,
заявления и жалобы граждан.
     2. Предложения,  заявления  и  жалобы  граждан государственные
органы разрешают в соответствии с  их  компетенцией,  установленной
Конституцией  СССР,  Конституциями  союзных и автономных республик,
законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
     Органы Союза  ССР  разрешают  предложения,  заявления и жалобы
граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР.
     По вопросам  совместного ведения Союза ССР и союзных республик
органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы граждан,
когда  данные  вопросы  отнесены  к компетенции союзных органов,  а
также  в  порядке  рассмотрения  жалоб  на  решения,  принятые   по
заявлениям  и  жалобам центральными органами союзной республики,  в
случае несоответствия этих решений законодательству Союза ССР.
     По иным  вопросам  предложения,  заявления  и  жалобы  граждан
разрешаются органами союзных республик.
     3. В целях своевременного рассмотрения предложений,  заявлений
и жалоб граждан:
     предложения и    заявления    подаются    гражданами    в   те
государственные органы,  предприятия,  учреждения и организации или
тем   должностным   лицам,   к  непосредственному  ведению  которых
относится разрешение данного вопроса;
     жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым
непосредственно  подчинены  государственный   орган,   предприятие,
учреждение,  организация  или  должностное  лицо,  действия которых
обжалуются.
     Жалобы на  решения  общих  собраний  членов  колхозов  и  иных
кооперативных организаций,  не имеющих своих вышестоящих органов, а
также на решения органов общественной самодеятельности, действующих
под руководством местных Советов депутатов трудящихся,  подаются  в
исполнительный комитет соответствующего местного Совета.
     В случаях, предусмотренных законом, жалобы могут быть поданы в
районный (городской) народный суд.
     4. Государственные    органы,     предприятия,     учреждения,
организации  и их должностные лица,  к ведению которых не относится
решение  вопросов,  поставленных  в  предложениях,  заявлениях  или
жалобах,  направляют  их  не  позднее  чем  в  пятидневный  срок  в
соответствующие учреждения,  извещая  об  этом  заявителей,  а  при
личном  приеме разъясняют,  куда следует обратиться с предложением,
заявлением или жалобой.
     5. Запрещается  направлять  жалобы  граждан для разрешения тем
должностным лицам, действия которых обжалуются.
     6. Руководители  и  другие  должностные  лица  государственных
органов,  предприятий,  учреждений,  организаций,  колхозов и  иных
кооперативных  и  общественных организаций обязаны проводить личный
прием граждан.
     Прием граждан  должен проводиться в установленные и доведенные
до их сведения дни  и  часы,  в  удобное  для  населения  время,  в
необходимых случаях - в вечерние часы.
     Личную ответственность за организацию  приема  и  рассмотрение
предложений,  заявлений  и жалоб граждан в государственных органах,
на предприятиях,  в  учреждениях,  организациях,  колхозах  и  иных
кооперативных и общественных организациях несут их руководители.
     7. Должностные лица при разрешении  предложений,  заявлений  и
жалоб обязаны:
     внимательно разбираться в их существе,  в случае необходимости
истребовать  нужные  документы,  направлять работников на места для
проверки  и  принимать  другие  меры  для  объективного  разрешения
вопроса;
     выносить обоснованные решения по предложениям,  заявлениям или
жалобам  и  обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих
решений;
     сообщать гражданам  о  решениях,  принятых по их предложениям,
заявлениям или жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы;
     своевременно выявлять   и   устранять   причины,   порождающие
нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
     8. Гражданин,   не  согласный  с  решением,  принятым  по  его
заявлению  или  жалобе,  имеет  право  обжаловать  это  решение   в
вышестоящий     орган,     которому    непосредственно    подчинены
государственный орган,  предприятие,  учреждение  или  организация,
принявшие обжалуемое решение.
     9. Заявления и жалобы во всех органах разрешаются  в  срок  до
одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки -
безотлагательно, но, во всяком случае, не позднее 15 дней со дня их
поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
     Законодательством союзных  республик   могут   устанавливаться
сокращенные  сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и
местных  органах,  а  также  на  предприятиях,  в   учреждениях   и
организациях.
     В тех случаях,  когда  для  разрешения  заявления  или  жалобы
необходимо    проведение    специальной    проверки,   истребование
дополнительных материалов и принятие других мер,  сроки  разрешения
заявления  или  жалобы  могут  быть  в  порядке исключения продлены
руководителем  или   заместителем   руководителя   соответствующего
органа,  но  не  более чем на один месяц с сообщением об этом лицу,
подавшему заявление или жалобу.
     Предложения граждан  рассматриваются  в срок до одного месяца,
за исключением тех  предложений,  которые  требуют  дополнительного
изучения.
     10. Заявления  и  жалобы  военнослужащих  и  членов  их  семей
разрешаются:
     в органах Союза ССР и в республиканских органах в срок  до  15
дней  со дня их поступления в орган,  обязанный разрешить вопрос по
существу;
     в местных   органах   государственной   власти,   а  также  на
предприятиях, в учреждениях и организациях - безотлагательно, но не
позднее  7  дней  со  дня поступления заявления или жалобы в орган,
обязанный разрешить вопрос по существу.
     В тех  случаях,  когда  для  разрешения  заявления  или жалобы
необходимо   проведение    специальной    проверки,    истребование
дополнительных  материалов и принятие других мер,  сроки разрешения
заявления или жалобы  могут  быть  в  порядке  исключения  продлены
руководителем   или   заместителем   руководителя  соответствующего
органа,  но не более чем на 15 дней  с  сообщением  об  этом  лицу,
подавшему заявление или жалобу.
     Предложения, заявления и жалобы  военнослужащих,  связанные  с
прохождением службы, рассматриваются и разрешаются в соответствии с
Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных  Сил
Союза ССР.
     11. Поступающие из  редакций  газет  и  журналов  предложения,
заявления  и  жалобы  граждан,  а  также связанные с их разрешением
выступления   и   другие   опубликованные   в   печати    материалы
рассматриваются  в  порядке  и  в сроки,  предусмотренные настоящим
Указом.
     12. Исполнительные  комитеты  Советов депутатов трудящихся для
рассмотрения предложений,  заявлений  и  жалоб  граждан  привлекают
депутатов и актив соответствующих Советов.
     Для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, проведения по
ним  дополнительных  проверок  и других мер государственные органы,
предприятия,  учреждения и  организации  привлекают  представителей
общественности,   актив   народного  контроля,  передовых  рабочих,
служащих и колхозников.
     В необходимых случаях предложения граждан,  а также результаты
рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб,  имеющих  общественное
значение,  должны обсуждаться на собраниях коллективов предприятий,
учреждений, организаций и по месту жительства граждан.
     13. Установить,   что   все   государственные  органы  обязаны
систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений,
заявлений   и   жалоб   граждан   в  подчиненных  им  предприятиях,
учреждениях и организациях,  принимать меры к устранению  причин  и
условий,  порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов
граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.
     14. Исполнительные   комитеты   Советов  депутатов  трудящихся
обязаны систематически  проверять  состояние  дел  по  рассмотрению
предложений,  заявлений  и  жалоб  граждан  в отделах и управлениях
исполнительного  комитета,  на  предприятиях,   в   учреждениях   и
организациях,   расположенных   на  территории  данного  Совета,  и
результаты  проверок  заслушивать  на   своих   заседаниях,   а   в
необходимых  случаях вносить на обсуждение сессий Советов депутатов
трудящихся.
     Руководители исполнительных    комитетов   Советов   депутатов
трудящихся,  их отделов  и  управлений,  руководители  предприятий,
учреждений  и организаций должны периодически отчитываться о работе
с  предложениями,  заявлениями  и  жалобами  на   сессиях   Советов
депутатов трудящихся,  заседаниях исполнительных комитетов, а также
на собраниях граждан.
     15. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан,  волокита,  бюрократическое отношение  к
предложениям,  заявлениям  и  жалобам  влекут  в отношении виновных
должностных лиц дисциплинарную  ответственность  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     Те же деяния должностных лиц,  причинившие  существенный  вред
государственным или общественным интересам, или правам и охраняемым
законом  интересам  граждан,  а  также  преследование  должностными
лицами  граждан  в  связи  с подачей ими жалоб или заявлений влекут
уголовную  ответственность  по  соответствующим  статьям  уголовных
кодексов союзных республик о должностных преступлениях.
     Подача гражданином жалобы или заявления в клеветнических целях
влечет     ответственность    в    соответствии    с    действующим
законодательством.
     16. Органам  прокуратуры  и  народного контроля систематически
осуществлять надзор и контроль за соблюдением советских законов при
рассмотрении  предложений,  заявлений  и  жалоб граждан,  проводить
проверки состояния этой работы во всех министерствах и  ведомствах,
подчиненных  им предприятиях,  учреждениях,  организациях,  а также
колхозах  и  иных  кооперативных   и   общественных   организациях,
привлекая  виновных  в  нарушении  законов,  волоките,  формализме,
бюрократизме и невыполнении принимаемых по предложениям, заявлениям
и жалобам решений к строгой ответственности.
     17. Действие настоящего Указа не распространяется  на  жалобы,
заявления   и   предложения  граждан,  рассматриваемые  в  порядке,
установленном уголовно-процессуальным,  гражданским  процессуальным
законодательством  Союза  ССР  и  союзных  республик,  Положением о
порядке рассмотрения  трудовых  споров,  Положением  об  открытиях,
изобретениях    и    рационализаторских   предложениях   и   другим
законодательством.
     18. Поручить  Президиумам  Верховных Советов союзных республик
привести  законодательство  союзных  республик  в  соответствие   с
настоящим Указом.
     19. Признать утратившими  силу  Постановление  Президиума  ЦИК
СССР  от  13  апреля  1933  г.  "О  рассмотрении жалоб трудящихся и
принятии по ним необходимых мер" (СЗ СССР,  1933 г., N 26, ст. 153)
Постановление  ЦИК  СССР  от 14 декабря 1935 г.  "О положении дел с
разбором жалоб трудящихся" (СЗ СССР,  1936 г.,  N 31,  ст.  274)  с
дополнением,  внесенным  разъяснением  Президиума ЦИК СССР от 7 мая
1937 г.


     Председатель Президиума
     Верховного Совета СССР                            Н. Подгорный

     Секретарь Президиума
     Верховного Совета СССР                            М. Георгадзе

     Москва, Кремль
     12 апреля 1968 г.
     N 2534-VII

Информация по документу
Читайте также