Расширенный поиск

Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


  О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в
          части использования беспилотных воздушных судов

     Принят Государственной Думой              22 декабря 2015 года
     Одобрен Советом Федерации                 25 декабря 2015 года

     Статья 1

     Внести  в  Воздушный  кодекс  Российской  Федерации  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383;  2004,
N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078;  2006,  N 30,
ст. 3290, 3291; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 29,  ст. 3616;  2010,
N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901;  2012,  N 31,  ст. 4318;  2013,
N 23,  ст. 2882;  N 27,  ст. 3477;  2014,  N 16,  ст. 1830;   N 30,
ст. 4254;  2015,  N 27,   ст. 3957;   N 29,   ст. 4380)   следующие
изменения:
     1) в пункте 1 статьи 8:
     а) в  подпункте 2  слова   "2) гражданские"  заменить  словами
"2) пилотируемые  гражданские",  после  слов  ",  за   исключением"
дополнить словом  "пилотируемых",  дополнить  словами  ",  а  также
сверхлегких  пилотируемых  гражданских  воздушных  судов  с  массой
конструкции 115 килограммов и менее";
     б) дополнить подпунктом 2-1 следующего содержания:
     "2-1) беспилотные   авиационные   системы,   за    исключением
беспилотных  авиационных  систем,  включающих  в  себя  беспилотные
гражданские воздушные суда, на которые  сертификат  летной годности
выдается на основании сертификата типа или акта оценки  конкретного
воздушного судна на его соответствие требованиям к  летной годности
гражданских  воздушных  судов  и  требованиям  в   области   охраны
окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;";
     2) в статье 32:
     а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
     "2. Легкое воздушное  судно -  воздушное  судно,  максимальная
взлетная масса которого составляет менее 5700  килограммов,  в  том
числе вертолет, максимальная  взлетная  масса  которого  составляет
менее 3100 килограммов.
     3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная
взлетная масса которого составляет не  более  495  килограммов  без
учета массы авиационных средств спасания.";
     б) дополнить пунктами 4-6 следующего содержания:
     "4. Пилотируемое   воздушное    судно -    воздушное    судно,
управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.
     5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно,  управляемое
в полете пилотом, находящимся вне  борта  такого  воздушного  судна
(внешний пилот).
     6. Беспилотная авиационная система -  комплекс,  включающий  в
себя одно или несколько беспилотных  воздушных  судов,  технические
средства и оборудование, используемые для управления полетом такого
воздушного судна или таких воздушных судов.";
     3) в статье 33:
     а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
     "1. Государственной регистрации подлежат  предназначенные  для
выполнения полетов следующие воздушные суда:
     1) беспилотные  воздушные  суда,  за  исключением  беспилотных
гражданских воздушных судов с  максимальной  взлетной  массой  0,25
килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные  суда,  за
исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов  с
массой конструкции 115 килограммов и менее;
     2) государственные воздушные суда.";
     б) дополнить пунктами 1-1 - 1-4 следующего содержания:
     "1-1. Пилотируемые  гражданские  воздушные  суда,   подлежащие
государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта  1
настоящей   статьи,   за   исключением   сверхлегких   пилотируемых
гражданских  воздушных  судов,  регистрируются  в   Государственном
реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с  выдачей
свидетельств о государственной регистрации  или  в  государственном
реестре гражданских воздушных судов  иностранного  государства  при
условии заключения соглашения о поддержании  летной годности  между
Российской Федерацией и государством регистрации.
     1-2. Сверхлегкие  пилотируемые  гражданские  воздушные   суда,
подлежащие государственной регистрации в соответствии с  подпунктом
1  пункта   1   настоящей   статьи,   регистрируются   в   порядке,
установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
     1-3. Беспилотные  гражданские   воздушные   суда,   подлежащие
государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта  1
настоящей   статьи,   регистрируются   в   порядке,   установленном
Правительством Российской Федерации.
     1-4. Государственные воздушные суда регистрируются в  порядке,
установленном  уполномоченным  органом  в   области   обороны,   по
согласованию с  уполномоченными  органами,  имеющими  подразделения
государственной авиации.";
     в) дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
     "3-1. Беспилотные  воздушные  суда,  ввезенные  в   Российскую
Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат  учету
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
     4) в  пункте  1  статьи  34  слова  "При  включении  данных  о
гражданском воздушном судне в  Государственный  реестр  гражданских
воздушных  судов  Российской  Федерации  этому  воздушному   судну"
заменить  словами  "При  государственной  регистрации  гражданского
воздушного судна ему";
     5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:
     "1. Гражданские воздушные  суда,  за  исключением  сверхлегких
пилотируемых гражданских воздушных судов с массой  конструкции  115
килограммов  и  менее,  допускаются  к  эксплуатации  при   наличии
сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на
основании сертификата типа,  аттестата  о годности  к  эксплуатации
либо иного акта об  утверждении  типовой  конструкции  гражданского
воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта  оценки
воздушного судна на его соответствие требованиям к  летной годности
и к охране окружающей среды. Использование гражданского  воздушного
судна, имеющего сертификат летной годности, выданный  на  основании
указанного акта оценки, для  осуществления  коммерческих  воздушных
перевозок не допускается.";
     6) пункт  1  статьи  53  после  слов   "экипажа   гражданского
воздушного судна," дополнить словами "за  исключением  сверхлегкого
пилотируемого гражданского воздушного судна  с  массой  конструкции
115 килограммов и менее,";
     7) в статье 56:
     а) пункт   1   после   слова   "Экипаж"    дополнить    словом
"пилотируемого";
     б) дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
     "1-1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит  из  одного
либо  нескольких  внешних  пилотов,  одного  из  которых   владелец
беспилотного   воздушного   судна   назначает   командиром   такого
воздушного судна.";
     8) в статье 57:
     а) пункт 1 после  слов  "воздушного судна"  дополнить  словами
",   за   исключением   сверхлегкого   пилотируемого   гражданского
воздушного судна с массой конструкции 115  килограммов  и  менее,",
слово "(летчика)" заменить словами "(летчика, внешнего пилота)";
     б) пункт 2:
     после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";
     дополнить абзацем следующего содержания:
     "Командир  беспилотного  воздушного  судна  руководит  работой
экипажа беспилотного воздушного  судна  и  отвечает  за  безопасное
выполнение полета.";
     9) дополнить статьей 58-1 следующего содержания:

     "Статья 58-1. Права командира беспилотного воздушного судна

     Командир беспилотного воздушного судна имеет право:
     1) принимать окончательные решения о взлете, полете и  посадке
беспилотного воздушного судна,  а  также  о  прекращении  полета  и
возвращении на аэродром или о вынужденной посадке  в  случае  явной
угрозы безопасности полета  беспилотного  воздушного  судна.  Такие
решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний
соответствующего  органа  единой  системы  организации   воздушного
движения  и  задания  на   полет,   с   обязательным   уведомлением
соответствующего   органа    обслуживания    воздушного    движения
(управления  полетами)  и   по   возможности   в   соответствии   с
установленными правилами полетов;
     2) принимать иные меры по обеспечению  безопасного  завершения
полета беспилотного воздушного судна.";
     10) статью 59 изложить в следующей редакции:

     "Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна
                 в случае бедствия

     Если  пилотируемое  воздушное  судно  терпит   или   потерпело
бедствие, командир пилотируемого воздушного судна  и  другие  члены
экипажа  пилотируемого  воздушного  судна   обязаны   принять   все
возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на  борту
пилотируемого  воздушного  судна  людей,  а  также  по  обеспечению
сохранности пилотируемого воздушного судна и  находящегося  на  нем
имущества.";
     11) в пункте 1 статьи 67:
     а) абзац первый изложить в следующей редакции:
     "1. На борту гражданского воздушного судна  должна  находиться
следующая документация:";
     б) в подпункте 1:
     абзац  второй  дополнить   словами   "для   воздушных   судов,
подлежащих государственной регистрации";
     абзац четвертый дополнить словами ", за исключением  воздушных
судов,   эксплуатация   которых   допускается    без    сертификата
летной годности";
     абзац  пятый  после  слов   "при   эксплуатации   сверхлегких"
дополнить словами "и беспилотных";
     в) подпункт  2  дополнить  словами  "пилотируемого  воздушного
судна";
     12) пункт  2  статьи  84  дополнить  подпунктом  6  следующего
содержания:
     "6) исключения   возможности   несанкционированного    доступа
посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.";
     13) пункт 3 статьи 86 после  слов  "Терпящее  или  потерпевшее
бедствие" дополнить словом "пилотируемое";
     14) в статье 88:
     а) пункт 1:
     после   слов   "потерпевших   бедствие"    дополнить    словом
"пилотируемых";
     дополнить абзацем следующего содержания:
     "Поиск  и   спасание   терпящих   или   потерпевших   бедствие
беспилотных воздушных  судов  организует  и  осуществляет  владелец
такого воздушного судна.";
     б) пункт   4   после   слова   "Полеты"    дополнить    словом
"пилотируемых";
     15) в пункте 2 статьи 131 слова "максимального взлетного веса"
заменить словами "максимальной взлетной массы";
     16) в статье 132:
     а) наименование  после  слова   "экипажа"   дополнить   словом
"пилотируемого";
     б) пункт   1   после   слова   "экипажа"   дополнить    словом
"пилотируемого";
     в) пункт   2   после   слова   "экипажа"   дополнить    словом
"пилотируемого".

     Статья 2

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  по  истечении
девяноста дней после дня его официального опубликования.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     30 декабря 2015 года
     N 462-ФЗ

Информация по документу
Читайте также