Расширенный поиск

Определение Уставного Суда Свердловской области от 17.03.2009 № б/н

 



                     Именем Свердловской области                      


Определение Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии
 Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 постановления  
  Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года № 5174 «Об установлении  
  ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании «город  
    Екатеринбург» на 2009 год» и пункта 4 Приложения № 2 к данному    
  постановлению «Ставки платы за содержание и текущий ремонт жилого   
     помещения для нанимателей жилых помещений государственного и     
   муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений,    
которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным
  домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим   
                      домом не было реализовано»                      


17 марта 2009 года                              город Екатеринбург


       Уставный Суд Свердловской области в составе  Председателя  Суда
А.В.Гусева,  судей В.И. Задиоры, Н.Д.Мершиной и Д.Н.Разина, с участием
гражданки Зюзиной  Э.А.,  обратившейся  с  запросом  в  Уставный  Суд,
представителей  Главы  Екатеринбурга Кожевникова О.А., Морозовой Т.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело  о  соответствии  Уставу
Свердловской  области  подпунктов  2  и 3 пункта 1 постановления Главы
Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года № 5174  «Об  установлении  ставок
платы   за   жилое   помещение   в  муниципальном  образовании  «город
Екатеринбург» на  2009  год»,  пункта  4  Приложения  №  2  к  данному
постановлению  «Ставки  платы  за  содержание  и текущий ремонт жилого
помещения  для  нанимателей   жилых   помещений   государственного   и
муниципального  жилого  фонда и собственников жилых помещений, которые
не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным  домом,
или  если  принятое  решение о выборе способа управления этим домом не
было реализовано».
       Заслушав  сообщение  судьи-докладчика  В.И.Задиоры,  объяснения
заявительницы,     представителей    Главы    Екатеринбурга,    мнение
представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской  области
Жернакова М.Д., исследовав материалы дела, Уставный Суд

                              УСТАНОВИЛ:                              

       1. Гражданка Зюзина Эмма Александровна, имеющая в собственности
квартиру  в  городе  Екатеринбурге,  в  декабре 2008 года обратилась в
Уставный Суд Свердловской области с  запросом  о  соответствии  Уставу
Свердловской   области   подпунктов   2  и  3  пункта  1  и  пункта  3
постановления Главы Екатеринбурга от 25 декабря 2007 года  № 5957  «Об
установлении   ставок   платы   за  жилое  помещение  в  муниципальном
образовании «город Екатеринбург» на 2008 год» и  пункта  4  Приложения
№ 2 к данному постановлению.
       В январе 2009 года Зюзина Э.А. вновь обратилась в Уставный  Суд
с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3
пункта 1 постановления Главы Екатеринбурга  от  3  декабря  2008  года
№ 5174   «Об   установлении   ставок   платы   за  жилое  помещение  в
муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2009 год» и пункта 4
Приложения № 2 к данному постановлению.
       Поскольку обращения касались одного и того же предмета, дела по
ним  на  основании  статьи  48  Областного  закона  «Об  Уставном Суде
Свердловской области» были соединены в одном производстве.
       Постановлением Главы Екатеринбурга  от  25  декабря  2007  года
№ 5957   были   установлены   ставки   платы   за  жилое  помещение  в
муниципальном образовании «город Екатеринбург»  на  2008  год.  Данное
постановление  с  принятием  Главой  Екатеринбурга  постановления от 3
декабря 2008 года № 5174 было  признано  утратившим  силу,  поэтому  в
соответствии  с  пунктом  1.3 статьи 67 Областного закона «Об Уставном
Суде Свердловской области» производство по делу в этой части  подлежит
прекращению.
       Постановлением Главы  Екатеринбурга  от  3  декабря  2008  года
№ 5174, в частности, устанавливаются для собственников жилых помещений
в  многоквартирных  домах,  не  принявших  решение  о  выборе  способа
управления  многоквартирным  домом, или если принятое решение о выборе
способа управления многоквартирным домом не было  реализовано,  ставки
платы  на  2009  год  за содержание и текущий ремонт жилых помещений в
соответствии с приложением № 2 к  данному  постановлению  (подпункт  2
пункта  1)  и  за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного
дома (подпункт 3 пункта 1).
       Заявительница полагает, что  оспариваемое  постановление  Главы
Екатеринбурга   применимо   к   ней   как   собственнику   квартиры  в
многоквартирном доме,  собственники  которого  не  приняли  решение  о
выборе    способа   управления   домом,   устанавливает   экономически
необоснованные, несоразмерно высокие  ставки  платы  за  содержание  и
ремонт жилого помещения, нарушает ее жилищные права и не соответствует
статьям  2,  16  (пункт  1),  19  (пункт  5)  и  90  (пункт  1) Устава
Свердловской области.
       2. В  силу  части  2  статьи  1  Жилищного  кодекса  Российской
Федерации   граждане   по   своему  усмотрению  и  в  своих  интересах
осуществляют  принадлежащие   им   жилищные   права,   в   том   числе
распоряжаются  ими.  Граждане  свободны  в установлении и в реализации
своих жилищных прав в  силу  договора  и  (или)  иных  предусмотренных
жилищным  законодательством  оснований. Осуществление гражданами своих
жилищных прав не должно нарушать права, свободы и интересы других лиц,
в  том  числе  других  собственников жилых помещений в многоквартирном
доме. Данный принцип  вытекает  из  требований  статьи  17  (часть  3)
Конституции  Российской  Федерации,  реализован  в статье 17 Жилищного
кодекса Российской Федерации  и  статьях  2  и  19  (часть  2)  Устава
Свердловской области.
       Согласно статьям 39 (части 1 и 2), 158 (части 1) и  161  (часть
2)  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации собственники помещений в
многоквартирном доме обязаны выбрать один из  предусмотренных  законом
способов управления многоквартирным домом, нести расходы на содержание
принадлежащих  им  помещений,  а  также  участвовать  в  расходах   на
содержание  общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных
расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме,  бремя
которых  несет  собственник  помещения  в таком доме, определяется его
долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
       Плата  за  жилое  помещение  для   собственника   помещений   в
многоквартирном  доме, помимо платы за коммунальные услуги, включает в
себя плату за услуги и работы  по  управлению  многоквартирным  домом,
содержанию,   текущему  и  капитальному  ремонту  общего  имущества  в
многоквартирном доме. Плата за содержание и  ремонт  жилого  помещения
устанавливается  в размере, обеспечивающем содержание общего имущества
в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер   платы   за   содержание   и   ремонт   жилого   помещения   в
многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество  собственников
жилья   либо   жилищный   кооператив   или   иной   специализированный
потребительский   кооператив,   определяется   на    общем    собрании
собственников  помещений  в  таком  доме. Размер платы за содержание и
ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется  с  учетом
предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее
чем один год. В случае, если собственники помещений в  многоквартирном
доме   на   их   общем   собрании   не   выбрали   способ   управления
многоквартирным домом и  (или)  не  приняли  решение  об  установлении
размера  платы  за  содержание и ремонт жилого помещения, такой размер
устанавливается органом местного самоуправления (часть 2  статьи  154,
части  1,  3  и 7 статьи 156, части 2 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса
Российской Федерации).
       Как  установлено   в   судебном   заседании,   общее   собрание
собственников  помещений  в  многоквартирном  доме,  где заявительница
имеет принадлежащую ей на праве собственности квартиру, состоялось  28
ноября   2006   года.  Решением  общего  собрания  был  выбран  способ
управления данным домом - управление ЗАО «Управляющая компания  «РЭМП»
Верх-Исетского района» - и утвержден договор № 414/1 между управляющей
компанией и собственником жилого помещения. Примечанием  к  приложению
№ 4 к данному договору предусмотрено, что размер платы за содержание и
ремонт  общего  имущества  многоквартирного  дома  устанавливается  по
тарифам  (ставкам),  утвержденным  постановлением Главы Екатеринбурга,
если иное не предусмотрено соглашением сторон.
       Решение   общего    собрания    собственников    помещений    в
многоквартирном  доме о способе управления домом является обязательным
для  всех  собственников  помещений  в  данном  многоквартирном  доме,
включая  тех,  кто не принял в нем участие (часть 5 статьи 46, часть 3
статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
       Следовательно, применительно к заявительнице размеры  платы  за
жилое  помещение,  хотя  и  совпадают  с  предусмотренными  обжалуемым
постановлением Главы Екатеринбурга от  3  декабря  2008  года  № 5174,
установлены  не  указанным муниципальным нормативным правовым актом, а
решением  общего  собрания  собственников  помещений  многоквартирного
дома.   Проверка   его  легитимности,  в  том  числе  с  точки  зрения
экономической обоснованности, так  же  как  и  оценка  индивидуального
договора  с  Зюзиной  Э.А.  от  14  декабря  2006  года, в компетенцию
Уставного Суда не входит. Восстановление  в  этих  случаях  нарушенных
прав и интересов производится судами общей юрисдикции.
       На основании изложенного запрос Зюзиной Э.А. в  рассматриваемой
части   не   может  быть  признан  отвечающим  критерию  допустимости,
поскольку согласно статье  83  Областного  закона  «Об  Уставном  Суде
Свердловской области» граждане обладают правом на обращение в Уставный
Суд с запросом о проверке  соответствия  Уставу  Свердловской  области
нормативного  акта  или отдельного его положения только в случае, если
права граждан  нарушаются  этим  нормативным  актом,  примененным  или
подлежащим  применению  в  конкретном  деле.  В соответствии с пунктом
1.1. статьи  67  Областного  закона  «Об  Уставном  Суде  Свердловской
области» производство по делу в этой части также подлежит прекращению.
       Руководствуясь статьями 44, 70, 76 и 77 Областного  закона  «Об
Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд

                              ОПРЕДЕЛИЛ:                              

       1.  Прекратить  производство   по   делу   в   части   проверки
соответствия  Уставу  Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 и
пункта 3 постановления Главы Екатеринбурга от 25 декабря 2007  года  №
5957  «Об  установлении  платы  за  жилое  помещение  в  муниципальном
образовании «город Екатеринбург» на 2008 год» и пункта 4 Приложения  №
2  к данному постановлению «Ставки платы за содержание и ремонт жилого
помещения с учетом предельных индексов роста оплаты жилья» в  связи  с
утратой  силы  постановления  в  период  рассмотрения дела в заседании
Уставного Суда.
       2.  Прекратить  производство   по   делу   в   части   проверки
соответствия  Уставу  Свердловской  области  подпунктов 2 и 3 пункта 1
постановления Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года  №  5174  «Об
установлении   ставок   платы   за  жилое  помещение  в  муниципальном
образовании «город Екатеринбург» на 2009 год» и пункта 4 Приложения  №
2 к данному постановлению «Ставки платы за содержание и текущий ремонт
жилого помещения для нанимателей жилых  помещений  государственного  и
муниципального  жилого  фонда и собственников жилых помещений, которые
не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным  домом,
или  если  принятое  решение о выборе способа управления этим домом не
было реализовано» ввиду выявления в ходе заседания оснований к  отказу
в принятии обращения к рассмотрению.
       3. Настоящее Определение обжалованию не  подлежит,  вступает  в
законную  силу  немедленно  после  его  провозглашения и не может быть
пересмотрено иным судом.
       4.   Определение    подлежит    опубликованию    в    «Собрании
законодательства Свердловской области».


                                     Уставный Суд Свердловской области

Информация по документу
Читайте также