Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 04.04.1996 № 419

 
                       


                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    04.04.1996                                                N 419
                             г.Тюмень


    Об обращении Государственной Думы
    к депутатам и законодательным
    (представительным) органам
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации о своевременных
    выборах законодательных (представительных)
    органов государственной власти субъектов
    Российской Федерации


    Рассмотрев   обращение   Государственной  Думы  к  депутатам  и
законодательным  (представительным)  органам государственной власти
субъектов    Российской    Федерации    о   своевременных   выборах
законодательных  (представительных)  органов государственной власти
субъектов   Российской   Федерации,   утвержденное   постановлением
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации
13.03.96 N 153-II ГД, постановление Государственной Думы Российской
Федерации      "О      практике      продления     законодательными
(представительными)  органами  субъектов Российской Федерации своих
полномочий" от 22.03.96 N 187-II ГД, руководствуясь статьями 31, 33
Устава Тюменской области, областная Дума ПОСТАНОВИЛА:

    1. Вышеназванное обращение принять к сведению.
    2. Направить в адрес Государственной Думы Федерального Собрания
Российской  Федерации официальный ответ Тюменской областной Думы на
обращение (прилагается).
    3. Официальный   ответ   Тюменской  областной  Думы    в  адрес
Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации на
обращение   передать   в   редакции   газет  "Тюменские  известия",
"Тюменская   правда",   "Новости   Югры"   и  "Красный  Север"  для
опубликования.


    Председатель областной Думы                     Н.П. Барышников
    ________________


    Приложение к постановлению
    областной Думы от 04.04.96
    N 419


                                  Председателю Государственной
                                  Думы Федерального Собрания
                                  Российской Федерации
                                  Г.Н. Селезневу,
                                  депутатам
                                  Государственной Думы Федерального
                                  Собрания Российской Федерации

                  Уважаемый Геннадий Николаевич !
             Уважаемые депутаты Государственной Думы!

    В  ответ  на  Обращение  Государственной  Думы  к  депутатам  и
законодательным  (представительным)  органам государственной власти
субъектов    Российской    Федерации    о   своевременных   выборах
законодательных  (представительных)  органов государственной власти
субъектов   Российской   Федерации,   утвержденное   постановлением
Государственной  Думы  13 марта 1996 года за N 153-II ГД, сообщаем,
что  Тюменская  областная  Дума 14.03.96 г. приняла постановление о
назначении выборов депутатов Тюменской областной Думы на 14 декабря
1997 года.
    Настоящее    решение    было    продиктовано    прежде    всего
неурегулированностью   взаимоотношений   на   основе   федерального
законодательства  между  Тюменской областью и входящими в ее состав
Ханты-Мансийским  автономным  округом  и  Ямало-Ненецким автономным
округом.
    Существующее законодательство расположенных в области субъектов
Российской    Федерации:   Тюменской   области,   Ханты-Мансийского
автономного  округа и Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня, в
силу  отсутствия  необходимого федерального законодательства, также
не    позволяет    обеспечить   выборы   представительного   органа
государственной  власти и Губернатора области на всей ее территории
с  участием  всего  населения области, включая население входящих в
область  автономных  округов.  Это  связано с отсутствием в Уставах
автономных  округов  соответствующих  правовых норм, обеспечивающих
возможность проведения настоящих выборов.
    Так  в  Уставе  (Основном  Законе)  Ямало-Ненецкого автономного
округа  в пунктах 3 и 4 статьи 77 записано: "Территория автономного
округа  включена  в  территорию  Российской Федерации и не является
составной частью территории области. Автономный округ и область как
равноправные    субъекты    Российской   Федерации   самостоятельно
осуществляют    государственную   власть   на   своих   территориях
посредством  образования  ими  органов  государственной власти...".
Настоящими  положениями  Устава  Ямало-Ненецкого автономного округа
фактически  вводится  запрет  на  участие населения, проживающего в
Ямало-Ненецком автономном округе, в выборах органов государственной
власти области.
    Что  касается проведения референдума области, то в соответствии
с  пунктом  1  статьи  81 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа
"Население  автономного  округа  может  участвовать в референдуме в
области  в  порядке, установленном законом автономного округа". При
этом   в   пункте   1   статьи   7  Закона  "Об  участии  населения
Ямало-Ненецкого автономного округа в референдуме Тюменской области"
указывается,  что  "На  референдум  области  с  участием  населения
автономного округа не могут выносится вопросы:
    - о выборах депутатов в областную Думу;
    - о выборах главы исполнительной власти области".
    В  статье  3 Закона утверждается "право на мотивированный отказ
от участия в референдуме области" и " приоритет законов автономного
округа  и  иных  нормативных  правовых  актов  Государственной Думы
автономного  округа  и Губернатора автономного округа на территории
автономного  округа, касающихся подготовки и проведения референдума
перед   законами  области  о  референдуме  и  другими  нормативными
правовыми   актами   органов  государственной  власти  области...".
    Соответственно,    в   статье   34   Устава   Ханты-Мансийского
автономного  округа  закреплена  норма о том, что "Ханты-Мансийский
автономный    округ    может    участвовать   в   выборах   органов
государственной  власти  Тюменской области в соответствии с Законом
Ханты-Мансийского  автономного  округа".  В  настоящее  время  Дума
Ханты-Мансийского автономного округа такой Закон не рассматривала и
не   принимала.   Что  касается  проведения  референдума  Тюменской
области,  то  согласно  пункту 3 статьи 33 Устава Ханты-Мансийского
автономного   округа  "Порядок  проведения  областного  референдума
согласуется  с органами государственной власти автономного округа и
регулируется     областным    законом,    ратифицированным    Думой
Ханты-Мансийского автономного округа". Направленный Думой Тюменской
области  Закон  Тюменской области "О референдуме Тюменской области"
до   сегодняшнего  дня  не  ратифицирован  Думой  Ханты-Мансийского
автономного округа.
    В  сложившейся  ситуации  областная  Дума  еще 11 мая 1995 года
вышла  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  с  законодательной  инициативой  - проектом Федерального
закона  "Об  основах  отношений края, области и автономного округа,
находящегося в их составе".
    Законопроект     предполагает     законодательное    оформление
территориального,   экономического,   правового  и  информационного
единства    сложнопостроенных   субъектов   Российской   Федерации,
обеспечивающее   основу  их  стабильного  и  динамичного  развития,
последовательное     осуществление     конституционного    принципа
федерализма  на территории края, области и находящихся в их составе
автономных  округов  и,  соответственно,  возможность  формирования
органов  государственной власти области всем ее населением, включая
население, проживающее в автономных округах.
    17  ноября 1995 года Государственная Дума Федерального Собрания
Российской  Федерации  рассмотрела  проект  настоящего Федерального
закона и приняла его в первом чтении.
    Постановлением  от  31.10.95  N  297  областная Дума предложила
также  в  порядке  законодательной  инициативы Государственной Думе
Федерального  Собрания Российской Федерации дополнить частью второй
статью  73 Конституции Российской Федерации, изложив ее в следующей
редакции:  "В  сложнопостроенных  субъектах  Российской Федерации -
крае,  области,  с  находящимися в их составе автономными округами,
полномочия   по   предметам  ведения,  предусмотренные  статьей  72
Конституции    Российской    Федерации,   осуществляются   органами
государственной   власти  Российской  Федерации,  края,  области  и
находящегося в их составе автономного округа совместно".
    Помимо  названного  законопроекта  и  дополнения  к Конституции
Российской   Федерации   Тюменская   областная   Дума  направила  в
Конституционный Суд Российской Федерации запрос по толкованию части
4  статьи  66 Конституции Российской Федерации, а 26.03.96 на своем
очередном  заседании приняла решение об обращении в Конституционный
Суд  Российской  Федерации  с  запросом  "О  проверке  соответствия
Конституции    Российской   Федерации   отдельных   статей   Устава
Ханты-Мансийского   автономного  округа  и  Устава  Ямало-Ненецкого
автономного   округа".   Запросы   Тюменской   областной   Думы   в
Конституционный  Суд Российской Федерации пока не рассматривались и
решения по ним не принимались.
    В целом реализация предложенных областной Думой законодательных
инициатив,  несомненно,  позволила  бы разрешить сложнейшие вопросы
отношений  края,  области  и  автономных  округов  по всему спектру
имеющихся   проблем,   в   том  числе  и  в  отношении  обеспечения
возможности  выборов  органов  государственной власти края, области
всем населением, включая население, проживающее во входящих в край,
область автономных округах.
    В   условиях   отсутствия   необходимой  нормативной  базы  для
проведения  референдума  Тюменской  области  по  вопросам о выборах
органов  государственной  власти области или о продлении полномочий
существующего   представительного   органа  государственной  власти
области  на  своем  21  заседании  20.02.96  постановлением  N  381
областная Дума приняла Обращение к Президенту Российской Федерации,
депутатам   Государственной   Думы   и   членам   Совета  Федерации
Федерального  Собрания  Российской Федерации по вопросу обеспечения
единства  области  и  обратилась  к  жителям области с предложением
поддержать  настоящий  документ и поставить свои подписи под ним. В
настоящее   время   идет  сбор  подписей  жителей  под  Обращением.
    Таким образом, срок назначения выборов в органы государственной
власти  области  напрямую  зависит  от сроков принятия федеральными
органами   государственной   власти  вышеназванных  законодательных
инициатив.  Принятие областной Думой решения о проведении выборов в
органы  государственной власти области или о проведении референдума
области  без  данных федеральных законов неизбежно приведет к тому,
что   область   останется   без   своего  представительного  органа
государственной  власти  и  фактически  основное  гражданское право
избирателей  иметь  своих  представителей в законодательных органах
государственной  власти,  а  также  избирать  и  быть  избранным, в
соответствии  со  статьями 3 и 32 Конституции Российской Федерации,
будет нарушено.
    Считаем   также,   что  до  принятия  Федерального  закона  "Об
отношениях  края,  области  и автономного округа, находящегося в их
составе"  в  окончательном  чтении возможность проведения выборов в
органы  государственной  власти  в крае и областях, имеющих в своем
составе  автономные  округа,  могли  бы  быть  обеспечены на основе
Федерального закона "О выборах в законодательные (представительные)
органы  государственной  власти  субъектов Российской Федерации", с
проектом  которого  Совет Федерации вышел в Государственную Думу 20
марта  1996  года  и  предложил  Государственной  Думе  рассмотреть
указанный  проект  Федерального  закона  в  первоочередном порядке.
    При    поддержке    и    принятии    настоящего   законопроекта
Государственной  Думой Тюменская Областная Дума, используя статью 5
закона,     определяющую,    что    "выборы    в    законодательный
(представительный)  орган государственной власти в крае (области) с
входящими  в их состав автономными округами проводятся одновременно
и  на  всей  территории края (области), в том числе и на территории
автономных   округов",   могла  бы  обеспечить  проведение  выборов
депутатов  областной  Думы  в  течение  трех месяцев после принятия
настоящего закона.
    Необходимо    отметить,    что    Тюменская    областная   Дума
заинтересована в проведении выборов в органы государственной власти
области   в   1996   году  при  условии  скорейшего  урегулирования
взаимоотношений  между  краем,  областью  и  входящими  в их состав
автономными   округами   на  основе  соответствующего  федерального
законодательства,  гарантирующего  основные  гражданские права всех
жителей края, области.


    С уважением,
    председатель областной Думы                     Н.П. Барышников

Информация по документу
Читайте также