Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 26.03.1996 № 392

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    26.03.1996                                                N 392
                             г.Тюмень


    Об обращении в Конституционный
    Суд Российской Федерации


    На   основании  пункта  "б"  части  2  статьи  125  Конституции
Российской Федерации, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи
3,    статьей    84   Федерального   конституционного   Закона   "О
Конституционном Суде Российской Федерации" Тюменская областная Дума
ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации с
запросом  о  проверке соответствия Конституции Российской Федерации
отдельных  статей  Уставов  Ханты-Мансийского  автономного округа и
Ямало-Ненецкого      автономного     округа,     принятых     Думой
Ханты-Мансийского   автономного   округа  26  апреля  1995  года  и
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа 19 сентября
1995 года (запрос прилагается).

    2.  Поручить    председателю    областной    Думы     назначить
представителей   от   Тюменской  областной  Думы  при  рассмотрении
указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.


    Председатель областной Думы                     Н.П. Барышников
    _________________



    Приложение
    к постановлению областной
    Думы от 26.03.96 N 392

    В Конституционный Суд
    Российской Федерации


                              ЗАПРОС
     о проверке соответствия Конституции Российской Федерации
   отдельных статей Устава Ханты-Мансийского автономного округа
            и Устава Ямало-Ненецкого автономного округа

    Тюменская  областная  Дума  (625000, г. Тюмень, ул. Республики,
52) на основании постановления Тюменской областной Думы N 392 от 26
марта  1996  года и в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 125
Конституции  Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 1 статьи 3
и   статьей  84  Федерального  конституционного  закона  Российской
Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации"
    обращается   в   Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с
запросом   о   проверке  конституционности  ряда  положений  Устава
Ханты-Мансийского     автономного     округа,    принятого    Думой
Ханты-Мансийского  автономного  округа  (решение  N 66 от 26 апреля
1995 года, опубликован в издании Думы Ханты-Мансийского автономного
округа ИИИ "Северный дом", 1995), а именно:
    статья 4, пункт 1 статьи 20, статьи 26, 29, 31, 33, 34, пунктом
8 статьи 36;
    и   Устава   Ямало-Ненецкого   автономного   округа,  принятого
Государственной  Думой  Ямало-Ненецкого  автономного  округа (от 19
сентября  1995  г.  решение  N  147,  опубликован в газете "Красный
Север" 6 октября 1995 г. N 40), а именно:
    пункт  4  статьи  1, часть 2 пункта 1 статьи 26, пункт 3 статьи
77,  часть  3  пункта 3 статьи 80, статья 81, параграф 6 переходных
положений.
    Основанием  к  рассмотрению  данного  обращения Конституционным
Судом  Российской  Федерации, согласно статье 36 названного Закона,
является   обнаружившаяся   неопределенность   в   вопросе  о  том,
соответствуют   ли   Конституции   Российской  Федерации  указанные
положения  Устава  Ханты-Мансийского  автономного  округа  и Устава
Ямало-Ненецкого  автономного  округа  в части, касающейся отношений
автономных округов и Тюменской области.
    Согласно  статье  85  Закона  о Конституционном Суде Российской
Федерации заявитель считает данный запрос допустимым, поскольку, по
его  мнению,  оспариваемые  положения  Уставов не подлежат действию
из-за  неконституционности,  а  также  поскольку  указанные  Уставы
затрагивают  вопросы, относящиеся к ведению органов государственной
власти   Российской  Федерации  и  к  совместному  ведению  органов
государственной    власти    Российской    Федерации    и   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Позиция  заявителя  и  ее  правовое  обоснование  заключается в
следующем.
    Статья    5   Конституции   Российской   Федерации   закрепляет
равноправие субъектов Российской Федерации.
    Вместе   с  тем  в  части  4  статьи  66  Конституция  отражает
особенности  некоторых  субъектов  федерации, существующее правовое
положение:  нахождение  в  их  составе других субъектов федерации -
автономных   округов.   Применительно  к  Тюменской  области  такое
положение было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 14 августа 1944 г., согласно которому в Тюменскую область входят
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные (тогда "национальные")
округа.
    Таким  образом,  части  1  и  4  статьи  5  и часть 4 статьи 66
Конституции  соотносятся  как  общая  и  специальная  нормы:  общий
принцип  статьи  5 конкретизируется применительно к сложносоставным
субъектам  в  части  4  статьи  66,  каким,  в  частности, является
Тюменская область.
    Взаимосогласованное систематическое толкование указанных статей
подводит к следующему:
    -  упразднение  существующей  ранее  неравнозначности субъектов
РСФСР  и  установление в Конституции Российской Федерации 1993 года
равноправия  субъектов  не устраняет, тем не менее, вхождение одних
субъектов в состав других;
    -  Конституция  сохраняет  наличие  сложносоставных  субъектов,
следовательно, гарантирует сохранение их территории, экономического
и правового пространства;
    -  общий принцип равноправия субъектов применительно к условиям
"сложного"  субъекта  реализуется  с  учетом  существования  одного
субъекта в составе другого и не может толковаться абсолютно.
    В  соответствии  с  Указом  Президента Российской Федерации "Об
утверждении "Основных положений о выборах в представительные органы
государственной власти края, области, города федерального значения,
автономной  области,  автономного округа" от 27 октября 1993 года N
1765  выборы  в представительные органы области осуществляются всем
населением области, включая автономные округа.
    Однако  Уставы  Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого автономных
округов,   вопреки   частям   1   и  3  статьи  67  Конституции,  в
одностороннем,  явочном  порядке  перекраивают территорию Тюменской
области,  фактически  изменяют  ее  статус, лишают область права на
участие в изменении ее границ.
    Устав  Ханты-Мансийского автономного округа, с одной стороны, в
статье  26 закрепляет, что округ входит в состав Тюменской области,
с  другой  -  фактически  отрицает,  что территория округа является
составной частью территории области. Пункт 2 статьи 4 предполагает,
что изменение территории округа может осуществляться, даже если при
этом  затрагиваются  территория  и  границы  области,  без согласия
последней.
    Устав  Ямало-Ненецкого автономного округа в пункте 4 статьи 1 и
в  пункте 3 статьи 80 предусматривает изменение статуса автономного
округа  без  согласия  с областью. Это положение прямо противоречит
пункту  1  статьи  5  Конституции  Российской  Федерации и пункту 4
статьи 66 Конституции Российской Федерации, а также пункту 3 статьи
67  Конституции  Российской  Федерации, поскольку изменение статуса
автономного округа, входящего в состав области, несомненно повлечет
изменение статуса и границ последней.
    Кроме  того,  пункт  3  статьи  77 Устава закрепляет положение,
согласно  которому территория автономного округа не является частью
территории области, что противоречит пункту 3 статьи 67 Конституции
Российской   Федерации,   поскольку  Тюменская  область  не  давала
согласия на изменение своих границ.
    Между  тем  трудно  представить ситуацию, что если один субъект
входит  в  состав другого, в то же время его территория не входит в
территорию последнего.
    Неконституционным  является  положение Устава Ханты-Мансийского
автономного  округа об условиях вхождения округа в состав Тюменской
области.  Конституция  Российской  Федерации  в  части  4 статьи 66
подтвердила и закрепила существующее положение. Тогда как статья 26
Устава  говорит об условиях вхождения округа в область, которые еще
должны   будут   определяться   законами,   уставом  и  договорами.
    По  мнению  заявителя,  противоречат  Конституции  и  положения
Уставов  автономных  округов,  в  которых фактически ограничивается
конституционное   право   граждан   на   участие   в  осуществлении
государственной  власти.  Статья  3  Конституции гарантирует народу
право  на  осуществление  власти  непосредственно  и  через  органы
государственной власти и местного самоуправления. Высшим выражением
власти народа являются референдум и выборы.
    Статьи  же  33, 34 и пункт 8 статьи 36 Устава Ханты-Мансийского
автономного округа произвольно ставят право граждан, проживающих на
территории  округа, участвовать в референдуме Тюменской области и в
выборах   органов   государственной   власти  Тюменской  области  в
зависимость  от  желания органов государственной власти автономного
округа.
    Статья 81 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа существенно
ограничивает  права населения, проживающего в автономном округе, на
участие  в областном референдуме (а параграф 6 переходных положений
Устава  вообще  лишает его этого права до заключения договора между
областью и автономным округом).
    Неконституционным,  по  мнению  заявителя,  является  и  способ
урегулирования  в Уставах автономных округов вопросов использования
месторождений  полезных  ископаемых  и  других  природных объектов.
Статья  9 Конституции говорит, что земля и другие природные ресурсы
используются  как  основа жизни и деятельности народов, проживающих
на  соответствующей  территории.  Жители  всей территории Тюменской
области, а не только те, что непосредственно проживают в автономных
округах,  участвовали  и  участвуют  в освоении, разработке, добыче
природных    ресурсов,    создании    необходимой   инфраструктуры,
транспортных и других систем. Очевидно, что все жители имеют равное
право  пользоваться  благами  от  использования природных ресурсов.
Соответственно,   эти   вопросы   должны  регулироваться  совместно
органами государственной власти области и автономных округов.
    В  то  же  время статья 20 Устава Ханты-Мансийского автономного
округа относит вопросы владения, пользования и распоряжения недрами
и природными ресурсами к совместному ведению Российской Федерации и
только автономного округа. Статья 29 в перечень полномочий, которые
могут быть переданы округом в сферу совместной компетенции округа и
области,   не   включает   вопросы   недро-  и  природопользования.
    Часть  2  пункта 1 статьи 26 Устава Ямало-Ненецкого автономного
округа,  закрепляющая,  что  государственное регулирование вопросов
недропользования  на территории автономного округа осуществляется в
соответствии  с федеральными законами, законами автономного округа,
а   также   на   основе  соглашений  с  Российской  Федерацией,  не
предусматривает  участия  в  этом  вопросе области и ущемляет права
части   населения   области,   непосредственно   не  проживающей  в
автономном округе, но вовлеченной в сферу хозяйственной, социальной
и  культурной  деятельности,  осуществляемой  в  автономном округе.
    Согласно   статье   73  Конституции  Российской  Федерации  вне
пределов  ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам
совместного  ведения  с  субъектами  Российской Федерации последние
обладают   всей   полнотой   государственной   власти.   Статья  76
Конституции   предоставляет  им  право  осуществления  собственного
правового   регулирования,   включая   принятие   законов   и  иных
нормативных правовых актов.
    Уставы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в
одностороннем  порядке  ограничивают  данные  конституционные права
Тюменской  области  на  осуществление  власти  и принятие законов в
отношении всей территории области.
    Статья 31 Устава Ханты-Мансийского автономного округа допускает
действие  на  территории округа только тех правовых актов Тюменской
области,   которые   приняты   по   вопросам,   переданным  органам
государственной власти автономного округа.
    Пункт   1.4.8.   части   1  статьи  57  Устава  Ямало-Ненецкого
автономного   округа  идет  еще  дальше,  предоставляя  губернатору
автономного  округа право отменять нормативные акты должностных лиц
и   органов   исполнительной  власти  других  субъектов  Российской
Федерации,  действие которых распространяется на территорию округа.
    Заявитель   просит  Конституционный  суд  Российской  Федерации
признать
    статью 4, пункт 1 статьи 20, статьи 26, 29, 31, 33, 34, пункт 8
статьи 36 Устава Ханты-Мансийского автономного округа;
    пункт  4  статьи  1, часть 2 пункта 1 статьи 26, пункт 3 статьи
77,  часть  3  пункта 3 статьи 80, статью 81, параграф 6 переходных
положений     Устава     Ямало-Ненецкого     автономного     округа
    не   соответствующими   Конституции   Российской  Федерации  по
содержанию  норм и с точки зрения разграничения предметов ведения и
полномочий   между   органами   государственной  власти  Российской
Федерации  и  органов  государственной  власти субъектов Российской
Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.

    Представитель заявителя:
    Заместитель   председателя
    Тюменской  областной  Думы  Владимир
Николаевич Третьяков

    Приложения:
    1. Текст постановления Тюменской областной Думы "Об обращении в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации"  от 26 марта 1996 г. N
392.
    2. Квитанция об оплате государственной пошлины.
    3. Текст Устава Ханты-Мансийского автономного округа.
    4. Текст Устава Ямало-Ненецкого автономного округа.

Информация по документу
Читайте также