Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 20.11.1997 № 204

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 20.11.97 N 204
     г.Челябинск

     О целевой программе
     "Сохранение и развитие
     курортов   Челябинской
     области"

     Рассмотрев проект  целевой  программы  "Сохранение   и   развитие
курортов  Челябинской  области",  предложенный  Губернатором  области,
Законодательное собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить целевую программу "Сохранение  и  развитие  курортов
Челябинской области".
     2. Рекомендовать  Правительству  Челябинской   области   включить
указанную   Программу   в   перечень   областных  целевых  программ  и
предусмотреть её финансирование в 1998 году.

     Председатель
     Законодательного собрания                В.Ф.Давыдов



                                     Приложение
                                     к постановлению Законодательного
                                     собрания Челябинской области
                                     N 204 от 20 ноября 1997 г.



                          ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                   "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ
                         ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"








                             г. Челябинск
                               1997 год




                             СОДЕРЖАНИЕ


1.  Введение                                                   1-2

II  Содержание проблемы и обоснование необходимости
    ее решения программными методами                           2-5

III. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
     программы                                                 5-6

IV. Ресурсное обеспечение Программы                            6-7

V. Организация управления программой и контроль за ходом
   ее реализации                                                 7

VI. Механизм реализации Программы                              7-8

VII.Оценка эффективности социально-экономических и
    экологических последствий от реализации программы          8-9

VIII. Паспорт целевой Программы                                1-2

IX. Мероприятия, направленные на нормативно-правовое
    обеспечение, совершенствование управления, сохранения
    природных лечебных ресурсов и развитие годроминераль-
    ной базы, кадровое и научное обеспечение ( приложение N 1
    на 9 листах) .                                              -

X. Финансовые затраты, необходимые для сохранения
   и развития курортов федерального, областного и
   местного значений (приложение N 2 на 8 листах)               -

XI. Бюджетная заявка к целевой Программе "Сохранение
    и развитие курортов Челябинской области"
   ( приложение N 3 на 1 л. )                                   -

ХII.Финансовое обеспечение Программы (приложение N 4
    на 1 листе)


                             1. ВВЕДЕНИЕ

     Основанием для  разработки  целевой   программы   "Сохранение   и
развитие   курортов  Челябинской  области"  на  1997-2005  гг.  (далее
именуется - Программа) служит:
     1. Федеральные    законы    "О   природных   лечебных   ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах".  ( N 26-ФЗ 23  февраля
1995  года),  "Об  особо охраняемых природных территориях" (N 33-ФЗ от
14.03.95г.).
     2. Закон  Челябинской  области  "О  природных  лечебных ресурсах.
лечебно-оздоровительных местностях и  курортах  Челябинской  области".
N 38-03 от 19.09.96г.
     3. Федеральная целевая программа "Развитие курортов  федерального
значения", утвержденная  постановлением  Правительства РФ 02.02.1996г.
N 101; Постановление  Правительства  РФ  от  16.11.1996г.  N  1369  "О
комплексе  первоочередных  мероприятий  по  оздоровлению экологической
обстановки и населения в  Уральском  районе  и  Тюменской  области  на
1997-2000 годы".
     4. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан,  подвергшихся
воздействию радиации   вследствии  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС"
N 3061-1 от 18.06.1992 года.
     5. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957  году  на  ПО  "Маяк"  и
сбросов  радиоактивных  отходов  в  реку  Теча" N 4995-1 от 25.05.1993
года.
     6. Целевая  областная программа "Организация санаторно-курортного
оздоровления населения Челябинской области,  подвергшихся  воздействию
радиации в  результате  деятельности  ПО  "Маяк"  на  1995-2000 годы",
утвержденная Главой администрации области от 29.09.95г.
     Разработка Программы     обусловлена     социально-экономическими
особенностями области: высокий промышленный потенциал, высокий уровень
радиации,   техногенных   нагрузок;   богатейшие   природные  ресурсы,
климато-географические  условия,  которые  диктуют  о   приоритетности
санаторно-курортного дела.
     Разработка Программы     обусловлена     состоянием      здоровья
южноуральцев.
     Продолжается снижение естественного прироста  населения  области,
растет смертность во всех возрастных группах.
     Нарастает угроза жизни и здоровья каждого южноуральца.
     Программа нацелена   па  усиление  государственной  роли  о  деле
улучшения экологической обстановки на курортных территориях.
     Программа рассчитана:
     - на признании Правительством области  целесообразности  создания
экономических,   социальных,  правовых,  организационных  условий  для
развития санаторно-курортного дела области;
     - на  гарантии населению области санаторно-курортной помощи,  как
одного из этапов медицинской помощи;
     - на    гарантии    Правительства   области   по   финансированию
санаторно-курортного дела на основе сочетания бюджетных, внебюджетных,
страховых ассигнований, коммерческих и благотворительных начал.

         II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

     Объектами Программы   являются   курорт   Федерального   значения
Кисегач, включающий  санатории  "Кисегач"  и  "Еловое",  пансионаты  с
лечением "Утес" и "Сосновая горка",  строительно-монтажное предприятие
"Курортстрой",  автотранспортное  предприятие  "Челябинсккурорт",  ТОО
"Полюс- "Боровое"),  курорт федерального значения  Увильды,  санатории
"Солнечный", "Урал", Магнитогорская курортная поликлиника, пансионат с
лечением "Карагайский бор",  дома отдыха "Тургояк" и  "Золотой  пляж",
Челябинский  областной  Центр  реабилитации  пострадавших от радиации.
Указанные здравницы на 4950 койко-мест и хозяйства  составляют  основу
курортного  фонда  Челябинской  области,  который  является  составной
частью курортного фонда Российской Федерации.
     Необходимость разработки    Программы    вызвана    экономическим
положением санаторно-курортных организаций и предприятий.
     С 1992     года     практически    прекращено    централизованное
финансирование  капитального  строительства  новых   и   реконструкции
действующих объектов.
     В 1996  году  сумма  вложений  денежных  средств  на   эти   цели
сократилась более чем в 10 раз.
     Недостаток денежных средств не позволил  закончить  реконструкцию
дома  отдыха  "Золотой  пляж",  закрытого в 1991 году,  и приступить к
выполнению работ по переводу из сезонного в  круглогодичный  санаторий
"Солнечный", закрытый на реконструкцию в 1992 году.
     В стадии незавершенного строительства и  реконструкции  находятся
пять спальных корпусов на 500 койко-мест. По состоянию на 01.01.1997г.
количество  неблагоустроенных  и  не  отвечающих   санитарным   нормам
койко-мест составляет 22.5% от общей вместимости.
     Объекты инженерной инфраструктуры здравниц остаются  без  средств
на  эксплуатацию и реконструкцию.  Резко возросло количество аварий на
системах жизнеобеспечения  здравниц,  некоторые  из  них  находятся  в
аварийном состоянии.
     Срочно требуется   принятие   мер   по   реконструкции    системы
водоснабжения, канализования, очистных сооружений и воде и канализации
в санаториях "Кисегач",  "Увильды",  "Урал",  пансионатах "Карагайский
бор",  "Утес",  где  качество  питьевой воды и хозбытовых стоков после
очистки не соответствует санитарным нормам.
     Тяжелое положение сложилось по объектам теплоснабжения, требуется
проведение  реконструкции  в  доме  отдыха   "Тургояк"   котельной   с
разводящими  сетями,  в  санатории  "Солнечный"  -  строительства всей
инженерной инфраструктуры: тепло-водо-электроснабжения и канализования
хозбытовых стоков и т. д.
     Необходима реконструкция котельных и тепловых сетей в  санаториях
"Увильды", "Урал", "Еловое", пансионате "Карагайский бор".

     Повышается интенсивность   использования  лечебно-оздоровительных
местностей.
     Продолжается загрязнение озер "Увильды", "Кисегач", "Тургояк". По
их охране нет  единой  политики.  Не  установлены  научно-обоснованные
нормы нагрузки на природно-лечебные ресурсы.
     Фактически с 1990 года прекращено проведение поисково-разведочных
и  исследовательских  работ  по  лечебным грязям,  минеральным водам и
другим    лечебным     ресурсам.     По     предварительным     данным
геологоразведочного     объединения    "Лечминресурсы"    Министерства
здравоохранения  СССР  (1990 год)  Челябинской   область   располагает
запасами лечебных  грязей  в  1  млрд.  куб.м,  запасы минеральных вод
остаются не определенными.
     Принятие Программы обуславливается, таким образом, необходимостью
предупреждения необратимых процессов в экологии,  истощения  природных
лечебных ресурсов.
     Программа предусматривает подготовку и утверждение Правительством
области "Положений  об  округах  санитарной  и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов". "Положений о признании
территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами".
     Подготовка этих документов а также  генеральных  планов  курортов
предусматривает их государственную экологическую экспертизу.
     Принятие Программы  необходимо  в  связи  с  резким   ростом   за
последние годы заболеваемости и смертности населения области.
     Растет инвалидизация  населения,  в  том   числе   лиц   молодого
возраста. Только 10% школьников признаются здоровыми.
     В то же время в области не разработаны программы по профилактике,
лечению,  реабилитации населения по структурам заболеваемости, которые
вошли на первое место: болезни органов дыхания, нервной системы.
     Требует системности  подход  к  санаторно-курортному оздоровлению
участников событий в "горячих точках" России, СНГ, дальнего зарубежья.
Особого внимания требует подход к оздоровлению детей.
     Заслуживает внимания  опыт  магнитогорцев  по  созданию   "лесных
школ".
     Остро стоит вопрос о проведении санаторно-курортной  реабилитации
населения   области,   пострадавшего   от  воздействия  радионуклидов,
образовавшихся в результате аварии на ПО "Маяк",  ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации
не  соответствует  требованиям,  предъявленным  к  санаторно-курортным
учреждениям и  подлежит  реконструкции  и  расширению.  Потребность  в
санаторно-курортной  реабилитации  этой  категории  населения велика и
требуется  расширение  существующих  специализированных  отделений   и
центров в санаторно-курортных организациях области.
     Существующая лечебная база в санаториях и пансионатах с  лечением
крайне  недостаточная  и  не  позволяет  открывать  новые  и расширять
действующие центры и отделения,  внедрять новые медицинские технологии
для   проведения  новых  реабилитационных  мероприятий,  устанавливать
дополнительное  современное  медицинское  отечественное  и  зарубежное
оборудование, аппаратуру и бальнеотехнику.
     Специализация отдельных санаториев и пансионатов  на  лечение  по
профилю   заболеваний   граждан,   в  том  числе,  участников  Великой
Отечественной  войны  и  других  вооруженных  конфликтов,   инвалидов,
пенсионеров,  подростков,  детей и других также вызывает необходимость
расширения лечебной базы.  Все  это  требует  разработки  программного
подхода   к   этим   проблемам  внедрения  современных  медицинских  и
бальнеологических технологий.
     приобретения для    этого    соответствующего    медицинского   и
бальнеологического оборудования;
     проведения цикла повышения квалификации кадров;
     научного сопровождения этого процесса и коррекции этого раздела;
     осуществления ежегодной     экспертной    оценки    качества    и
эффективности санаторно-курортного лечения.
     Следовательно, санаторно-курортному        делу        необходима
государственная поддержка, которая позволит обеспечить приемственность
и   взаимосвязь   процессов   профилактики,   лечения  и  реабилитации
лечебно-профилактических      учреждений       здравоохранения       и
санаторно-курортных организаций.

                  III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. СРОКИ
                     И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Основной целью  настоящей   Программы   является   сохранение   и
дальнейшее  развитие курортного фонда области,  с учетом специализации
его  составляющих  по  видам  лечебно-профилактической   деятельности,
выявление  и  рациональное  использование  природных лечебных ресурсов
области для укрепления здоровья южноуральцев.
     Среди задач,  требующих  решения  для  достижения  указанной цели
главным являются:
     - определение  направлений  государственной  политики  области  в
сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
     - укрепление  и  дальнейшее развитие материально-технической базы
существующих  лечебно-профилактических  организаций,  создание  в  них
новых специализированных центров и отделений;
     - повышение   доступности   санаторно-курортного   лечения    для
большинства населения области и его эффективности;
     - поддержание высокой и устойчивой конъюктуры спроса;
     - сохранение   кадрового   потенциала,   материальной,   научной,
лечебно-методической и природной базы курортного дела;
     - создание 3-го этапа медицинской помощи: поликлиника - стационар
- отделения реабилитации в санаторно-курортных  условиях  с  открытием
отделений  реабилитации в санаторно-курортных организациях для больных
с заболеваниями  органов  дыхания,  органов  пищеварения,  эндокринной
системы, мочеполовой сферы и др. отделения;
     - уточнение инвестиционной политики;
     - определение    принципов    участия    лечебно-профилактических
организаций  на  отечественном  и  мировом  рынке  санаторно-курортных
услуг.
     Программа реализуется в период 1998-2005 годов и разделена на два
этапа.  Первый этап (1998-2000годы) включает выполнение первоочередных
неотложных   мероприятий.   Па   втором   этапе    (2001-2005    годы)
предусматривается   реализация   основных   мероприятий  и  завершение
Программы.

                 IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Программа реализуется  за  счет  долевого  участия   Федерального
бюджета по курортам Федерального значения, бюджета Челябинской области
и привлечения для  ее  выполнения  внебюджетных  источников,  а  также
собственных средств санаторно-курортной системы области.
     В качестве внебюджетных источников предусматривается использовать
средства   предприятий  и  учреждений  различных  форм  собственности,
имеющих долю  собственности  в  курортном  фонде  области,  отчисления
юридических   и   физических  лиц,  заинтересованных  в  осуществлении
Программы, а также другие источники финансирования.
     Стоимость мероприятий Программы составляет 201870 млн.  рублей, в
том числе, из средств бюджета Челябинской области - 114841 млн. рублей
(56,84%),   из  средств  федерального  бюджета  -  26800  млн.  рублей
(13.28%),  из собственных средств санаторно-курортной системы -  45179
млн.  рублей  (22.38%),  из  привлеченных средств - 15050 млн.  рублей
(7.46%).
     Финансирование мероприятий   Программы,  осуществляемых  за  счет
средств бюджета области и внебюджетных  фондов  производится  в  форме
бюджетных   инвестиций,  субсидий,  бюджетных  ссуд,  государственного
контракта или заказа,  привлечения средств  частных  лиц,  иностранных
инвестиций.

     Финансирование по    другим    источникам    осуществляется    по
договоренности сторон.

                 V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
                  И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     Управление и  контроль  за  реализацией  Программы осуществляется
Законодательным  собранием  и  Правительством  Челябинской  области  и
областным государственным унитарным предприятием "Челябинсккурорт".
     Ежегодно ОГУП    "Челябинсккурорт"    в    установленные    сроки
представляет   в  администрацию  и  Законодательное  собрание  области
предложения  по  финансовому  обеспечению  мероприятий  Программы   из
бюджета  области  на  предстоящий календарный год и отчет о реализации
мероприятий за текущий год.
     ОГУП "Челябинсккурорт"  готовит администрации области необходимые
документы по решению  на  федеральном  и  областном  уровнях  вопросов
привлечения  средств  фондов  социального  страхования,  обязательного
медицинского страхования,  социальной защиты населения,  пенсионного и
иных фондов,  льготных кредитов банков и финансовых компаний,  средств
зарубежных инвесторов на определенных условиях, а также предоставления
налоговых  и  иных  льгот  предприятиям  и организациям различных форм
собственности,   заинтересованных   в   осуществлении   Программы    и
участвующих в ее финансировании.

                  VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Реализация мероприятий      Программы     осуществляется     ОГУП
"Челябинсккурорт" в тесном взаимодействии с Законодательным  собранием
области,  Правительством области, с привлечением всех заинтересованных
сторон.
     Механизм реализации    Программы    охватывает   широкий   спектр
организационных,  экономических,   правовых   мер.   Предусматривается
использовать  льготное  налогообложение,  льготные тарифы,  субсидии и
ассигнования из бюджета области, иностранные инвестиции.
     Доминирующим фактором    по    реализации    Программы   является
практическое  осуществление  областной   экономической   политики   по
сохранению и развитию санаторно-курортного дела. Основу экономического
механизма управления  Программой  составит   консолидация   источников
финансирования отдельных проектов Программы.
     Устанавливаются следующие  основные  направления  по   реализации
Программы:
     - стимулирование     направления     прибыли     на      развитие
санаторно-курортного  комплекса  и финансирование капитальных вложений
путем установления  льготной  ставки   налога   на   прибыль,   банка,
предприятия,   организации,  направляющих  средства  на  инвестиции  в
санаторно-курортные организации;
     - освобождение  санаторно-курортных  организаций  на определенный
срок от уплаты налогов на прибыль,  платежей в дорожные фонды и других
местных и областных налогов;
     - первоочередное    размещение    заказов     на     приобретение
санаторно-курортных путевок в местные здравницы;
     - представление  в  пользование  земельных  участков  и  лечебных
природных ресурсов на льготных условиях;
     - осуществление   мер   регулирования   задолженности    объектов
Программы по платежам в бюджет.

          VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
              И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
                              ПРОГРАММЫ

     В настоящее  время  практически не существует научно-обоснованных
критериев  и  норм,  позволяющих  определить   социально-экономическую
эффективность и окупаемость вложенных средств в социальной Программе.
     Реализация Программы     позволит      обеспечить      сохранение
санаторно-курортных   организаций   области,  увеличить  их  мощность,
повысить качество санаторно-курортной  помощи,  снизить  себестоимость
санаторно-курортной путевки;
     - обеспечить полную загрузку санаторно-курортных коек.  Тем самым
оздоровить не менее 120,0 тыс. человек в год.
     Экономическая эффективность  Программы  оценивается,  исходя   из
показателей  эффективности  в  течение  первого  года после курортного
лечения:  сокращения количества дней временной  нетрудоспособности  на
60%,  уменьшение  потребности  в  госпитализации  на  40%,  сокращение
расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах среди рабочих
в  2  раза,  уменьшение  пособий  по  временной  нетрудоспособности  у
работающих на  предприятиях  различной  формы  собственности  на  80%,
снижение  ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих на 50%
(Л.П.Дюкарева. 1997; И.К.Кочергин, 1989).
     Осуществление Программы    будет    способствовать   прибыльности
санаторно-курортных организаций,  увеличению отчислений в бюджеты всех
уровней, снижению социальной напряженности у населения области.
     Реализация Программы существенно улучшит экологическую обстановку
на  курортах области,  защитит и сохранит природные лечебные ресурсы и
лечебно-оздоровительные местности с прилегающими к  ним  участками  от
загрязнения и преждевременного истощения.



                               ПАСПОРТ
               целевой программы "Сохранение и развитие
                    курортов Челябинской области"

Наименование программы              - Целевая программа "Сохране-
                                      ние и развитие курортов Челя-
                                      бинской области"

Дата принятия решения о разра-      - Постановление Челябинской об-
ботке Программы, дата ее утвер-       ластной Думы от 19.09.96г.
ждения (наименование и номер          N 526
соответствующего нормативного
акта)

Государственный заказчик            - Областное государственное уни-
                                      тарное предприятие "Челябинск-
                                      курорт"

Основной разработчик Программы      - Областное государственное уни-
                                      тарное предприятие "Челябинск-
                                      курорт"

Цели и задачи Программы, важ-       - сохранение и развитие курортов
нейшие целевые показатели             федерального (долевое участие
                                      Администрации Челябинской обла-
                                      сти) , областного и местного зна-
                                      чений; улучшение их экологическо-
                                      го состояния, сохранение и рацио-
                                      нальное использование ценных при-
                                      родных лечебных ресурсов, укреп-
                                      ление гидроминеральной базы, раз-
                                      витие инфраструктуры.

Сроки и этапы реализации            - 1998-2005 годы
Программы                             1 этап (1998-2000 годы)- подгото-
                                      вка и реализация первоочередных
                                      мероприятий;
                                      2 этап (2001-2005годы) - реали-
                                      зация основных мероприятий и за-
                                      вершение Программы

Перечень основных мероприятий       - нормативно-правовое обеспечение;
                                      организация управления курортным
                                      делом; сохранение природных лече-
                                      бных ресурсов и развитие гидроми-
                                      неральной базы курортов; научное
                                      обеспечение (приложение 1).
                                      Финансовое обеспечение, необходи-
                                      мое для сохранения и развития ку-
                                      рортов Челябинской области
                                      (приложение 2)

Исполнители основных мероприятий    - Областное государственное унитар-
                                      ное предприятие "Челябинсккурорт'
                                      Челябинская медицинская академия,
                                      Уральская медицинская академия
                                      дополнительного образования,
                                      Уральский научно-практический
                                      центр радиационной медицины ,
                                      Главное управление здравоохра-
                                      нения области,
                                      Областной комитет по геологии
                                      и минеральным ресурсам,
                                      Комитет по управлению государ-
                                      ственным имуществом Челябинской
                                      области,
                                      Комитет по экономике области,
                                      Главное  Финансовое управление
                                      области

Объемы и источники финансирования  -  201870  млн. руб.  (в  ценах
                                      1995 г. - коэффициент  к  це-
                                      нам 1984г. - 5492.8 из них,
                                      26800млн.руб. (13.28%) из
                                      средств  федерального бюджета,
                                      114841млн. руб. ( 56. 88%) (приложе-
                                      ние 3) средств областного  бюд-
                                      жета,   45179млн.   рублей
                                      (22.38%)  из    собственных
                                      средств санаторно-курортной
                                      системы    области        и
                                      15050лн. руб. (7.46%)      из
                                      привлеченных средств

Ожидаемые конечные результаты       - улучшение показателей здоровья
реализации Программы                  и демографических показателей
                                      населения Челябинской области,
                                      сохранение и развитие курортов
                                      области, резервирование и рацио-
                                      нальное использование наиболее
                                      ценных природных лечебных фак-
                                      торов; сохранение особо ценных
                                      лечебно-оздоровительных местно-
                                      стей; повышение общего уровня
                                      санаторно-курортных услуг и их
                                      конкурентноспособности

Система организации контроля        - Администрация, Законодательное
за исполнением Программы              собрание Челябинской области
                                      и Областное государственное
                                      унитарное предприятие "Челябин-
                                      сккурорт"



Информация по документу
Читайте также