Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 02.07.2003 № 224

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 О Концепции развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления
и занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010
                               годы

     В целях  проведения  единой  государственной  политики  в области
организации отдыха,  оздоровления и занятости  детей  и  подростков  и
осуществления  мер  государственной  поддержки системы детского отдыха
Правительство Республики Бурятия постановляет:
     1. Одобрить     прилагаемую     Концепцию     развития    системы
круглогодичного отдыха,  оздоровления и занятости детей и подростков в
Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы (далее - Концепция).
     2. Руководителям органов исполнительной власти Республики Бурятия
принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.
     3. Министерству труда и социального развития  Республики  Бурятия
(Ефимов С.Г.) осуществлять координацию действий органов исполнительной
власти Республики Бурятия по выполнению положений Концепции и ежегодно
готовить  проект  акта  Правительства  Республики Бурятия о выполнении
Концепции с учетом складывающейся социально-экономической  ситуации  в
республике.
     4. Рекомендовать главам муниципальных образований принять меры по
выполнению положений Концепции.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
Контрольное  управление  Президента  Республики  Бурятия  (Белоколодов
Н.М.).

     Президент - Председатель
     Правительства Республики Бурятия          Л.В.ПОТАПОВ
     2 июля 2003 г.
     N 224

                                                              Одобрена
                                          Постановлением Правительства
                                                    Республики Бурятия
                                                   от 02.07.2003 N 224

                              КОНЦЕПЦИЯ
       РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРУГЛОГОДИЧНОГО ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И
          ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
                         НА 2003 - 2010 ГОДЫ

                               Введение

     Концепция развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления и
занятости детей и подростков в Республике Бурятия на 2003 - 2010  годы
(далее  -  Концепция)  представляет  собой  систему определения целей,
задач и приоритетов государственной поддержки  отдыха  и  оздоровления
детей и подростков.
     В Концепции    определены    основные    направления     политики
Правительства Республики Бурятия в сфере детского отдыха до 2010 года.
     Концепция является нормативно-правовым документом, обеспечивающим
системные  и  согласованные  действия  органов  исполнительной власти,
местного самоуправления  и  организаций,  направленные  на  увеличение
числа  оздоровленных  детей,  повышение  уровня  и  качества  отдыха и
оздоровления детей в среднесрочной перспективе.

           Состояние и тенденции развития детского отдыха,
                       оздоровления и занятости

     Наиболее острые    проблемы    становления   рыночной   экономики
непосредственно повлияли на социально-экономические и  демографические
аспекты жизнедеятельности семьи.
     С 1991  по  2002  год   в   республике   наблюдается   сокращение
численности  населения  детских  возрастов от 0 до 15 лет с 330,0 тыс.
человек до 235,7 тыс.  человек,  удельный вес детей в общей  структуре
населения  снизился с 31,3%  до 23,1%.  По прогнозным оценкам Комитета
государственной статистики Республики Бурятия,  до 2006 года с  учетом
наметившейся  тенденции  повышения  рождаемости  продолжится  снижение
общей численности и удельного веса населения  детских  возрастов,  при
этом заметно сократится численность возрастной группы 7 - 15 лет.
     Вызывает тревогу отрицательная динамика состояния здоровья  детей
и подростков:  рост общей заболеваемости, увеличение числа хронических
заболеваний.  Общая заболеваемость детей в 2002 году составила  146686
на  100 тыс.  детей,  74%  детей имеют хронические заболевания,  высок
процент заболеваемости туберкулезом.
     Социально-экономические изменения,     происходящие    в    жизни
современного  общества,   объективно   предполагают   формирование   и
реализацию  адекватной  государственной  политики  в  отношении детей,
женщин и семьи.  При этом важно  максимально  обеспечить  всестороннюю
защиту   населения   наиболее   уязвимых   категорий,   не  способного
самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию.
     Одним из  факторов,  обеспечивающих  социальную поддержку семей с
детьми, является государственная поддержка сферы детского отдыха.
     За последние  годы  в  Республике Бурятия созданы экономические и
организационные  условия,  обеспечивающие  стабилизацию  и  дальнейшее
развитие республиканской системы детского отдыха.
     В целях реализации  социальной  политики,  обеспечения  в  первую
очередь отдыхом и оздоровлением детей социально незащищенных категорий
населения Правительство республики возложило координацию действий всех
органов  исполнительной  власти  на органы социальной защиты,  которые
приняли все меры по сохранению системы  детского  отдыха  в  кризисные
1994 - 1997 годы.
     Анализ состояния и развития сферы детского отдыха за последние  8
лет  показывает,  что созданная в соответствии с новыми экономическими
условиями система детского отдыха дает определенные результаты.

                 Охват детей отдыхом и оздоровлением
                      (всего оздоровлено, чел.)

     Диаграмма не приводится.

     Ежегодному увеличению числа оздоровленных детей и расширению сети
детских оздоровительных учреждений способствует  ежегодное  увеличение
финансовых средств из всех источников финансирования (с 14 млн. рублей
в 1995 году до 91,7 млн. рублей в 2002 году).

           Развитие сети детских оздоровительных учреждений
                         в 1995 - 2002 годах

     ---------------------T-----------------------------------------------
     ¦        Типы        ¦                     Годы
     ¦     учреждений     +-----T-----T-----T-----T-----T----T----T----¬
     ¦                    ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001¦2002¦
     ¦                    ¦г.   ¦г.   ¦г.   ¦г.   ¦г.   ¦г.  ¦г.  ¦г.  ¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Загородные лагеря  ¦   18¦   21¦   22¦   22¦   22¦  23¦  30¦  30¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Районные лагеря    ¦    8¦   19¦   19¦   19¦   21¦  26¦  26¦  32¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Спортивные лагеря  ¦   20¦   19¦    6¦    6¦   10¦  10¦  10¦  12¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Лагеря с дневным   ¦  423¦  434¦  271¦  410¦  466¦ 478¦ 481¦ 513¦
     ¦ пребыванием        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Профильные         ¦   17¦   38¦   38¦   27¦   35¦  41¦  76¦  97¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Социальные         ¦   16¦   30¦   43¦   66¦   82¦  93¦ 103¦ 116¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ ЛТО                ¦  195¦  165¦  142¦  233¦  260¦ 303¦ 327¦ 197¦
     +--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
     ¦ Социальные столовые¦    -¦    -¦   78¦  135¦  204¦ 268¦ 379¦ 406¦
     L--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+-----

     К позитивным  результатам  реализации  программ  в сфере детского
отдыха можно отнести:
     - увеличение  охвата  детей отдыхом и оздоровлением,  в том числе
населения социально незащищенных категорий,  с  30%  от  общего  числа
детей от 7 до 17 лет в 1995 году до 72% в 2002 году;
     - расширение сети детских оздоровительных учреждений с 697 в 1995
году до 1403 в 2002 году;
     - увеличение финансовых средств на детский отдых и оздоровление;
     - укрепление материально-технической базы системы детского отдыха
при использовании финансовых средств из республиканского бюджета;
     - повышение    качества   содержательной   деятельности   детских
оздоровительных учреждений за счет внедрения новых технологий и работы
экспериментальных площадок.
     Однако в  организации  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей
существует еще немало проблем.
     Существующие объемы финансирования не позволяют  обеспечить  всех
нуждающихся  детей  необходимым  лечением,  условиями  для  социальной
реабилитации,  оздоровления и отдыха:  в 2002 году  только  30%  детей
отдохнули  на  курортах,  в  санаториях,  в санаторных оздоровительных
лагерях.  Сохраняется высокий процент детей,  отдохнувших в социальных
лагерях и получивших питание в социальных столовых (36,2%).
     Доля средств,  направляемых  на  детский   отдых   организациями,
сократилась и составила в 2002 году 5,7% против 14,8% в 2000 году.
     Одной из основных проблем является укрепление  материальной  базы
детских    оздоровительных    учреждений.    Детские   оздоровительные
учреждения,  построенные 20 - 40 лет назад,  требуют  реконструкции  и
капитального ремонта.
     Основной целью Концепции является поэтапное решение задач  защиты
прав  и  законных  интересов  детей,  совершенствование  механизмов их
обеспечения,  выработка и  реализация  единых  приоритетов  социальной
политики в сфере детского отдыха.

                          Основные принципы

     Система отдыха  и оздоровления детей является неотъемлемой частью
социальной политики государства и основывается на следующих принципах:
     - приоритет интересов личности ребенка в деятельности организаций
детского и семейного отдыха;
     - равенство  прав граждан на пользование системой детского отдыха
и оздоровления, общедоступность детских оздоровительных учреждений;
     - обеспечение   социальных   гарантий   на  пользование  системой
круглогодичного отдыха,  оздоровления и занятости детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
     - консолидация  действий  и  повышение  ответственности   органов
исполнительной власти,  местного самоуправления в Республике Бурятия в
решении проблем отдыха детей;
     - содействие  развитию  различных форм совместного отдыха детей с
родителями;
     - обеспечение  благоприятных  условий  деятельности  для  детских
оздоровительных учреждений;
     - демократический,      государственно-общественный      характер
управления системой детского отдыха и оздоровления.
     Реализация государственной     политики     оздоровления    детей
предполагает дифференцированный  подход  к  различным  группам  детей,
который включает:
     - осуществление   комплекса   мер,   обеспечивающих   гармоничное
развитие личности ребенка,  укрепление его здоровья, развитие трудовой
мотивации, профилактику школьной и социальной дезадаптации;
     - развитие  форм  и  методов работы с целью коррекции поведения и
социальной адаптации  детей,  находящихся  в  зоне  социального  риска
(подростки с девиантным поведением,  безнадзорные и беспризорные, дети
и  подростки  с  зависимостью  от  алкоголя,  наркотиков,  токсических
веществ и др.);
     - принятие мер,  обеспечивающих социальную помощь и  реабилитацию
для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

                Цель, задачи, приоритетные направления

     Целью Концепции   является  дальнейшее  развитие  государственной
поддержки  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей  и   подростков,
создание   оптимальных   условий  для  целенаправленного  полноценного
отдыха,  оздоровления и занятости детей и подростков в  круглогодичных
учреждениях различного типа.
     Основными задачами являются:
     - охват    наибольшего    числа    детей    различными    формами
организованного отдыха,  расширение их возрастного диапазона до 5 - 18
лет;
     - усиление социальной направленности  организации  отдыха  детей:
обеспечение     адресности,     достижение     максимального    охвата
организованными  формами  отдыха,  оздоровления  и  занятости   детей,
нуждающихся в особой заботе государства;
     - улучшение   качества   детского    отдыха,    совершенствование
воспитательной  работы,  развитие  профильной  направленности  отдыха,
оздоровления и занятости, новых форм отдыха и оздоровления;
     - развитие разнообразных форм занятости подростков;
     - содействие развитию семейных форм отдыха;
     - научно-методическое   и   кадровое   обеспечение   деятельности
организаций, осуществляющих отдых, оздоровление и занятость детей;
     - повышение эффективности медицинского и санитарно-гигиенического
обеспечения детского отдыха;
     - совершенствование  организационного механизма межведомственного
взаимодействия,  а также сотрудничества с общественными  организациями
по вопросам отдыха и оздоровление детей;
     - совершенствование   нормативно-правовой    базы    в    области
организации детского отдыха и оздоровления;
     - осуществление финансового обеспечения  отдыха,  оздоровления  и
занятости детей и подростков;
     - создание   социальной   и   экономической    заинтересованности
организаций, осуществляющих отдых и оздоровление;
     - расширение сети детских оздоровительных учреждений,  работающих
в круглогодичном режиме;
     - укрепление материально-технической базы детских оздоровительных
лагерей, находящихся на территории Республики Бурятия.
     В рамках  решения  этих  задач  усилия  органов  государственного
управления,   местного   самоуправления   и  организаций  должны  быть
сосредоточены на следующих направлениях:
     1. Организационные   меры,   направленные   на  развитие  системы
детского отдыха и оздоровления:
     - совершенствование    форм   работы   комиссий,   осуществляющих
координацию деятельности различных учреждений отдыха и оздоровления по
реализации данной Концепции;
     - укрепление  взаимодействия  вышеназванных  комиссий   с   иными
негосударственными учреждениями;
     - регулярный анализ  состояния  системы  оздоровления,  отдыха  и
занятости детей, оценка ее эффективности;
     - организация  различных  форм  совместного  отдыха  родителей  с
детьми;
     - организация  отдыха   детей   в   оздоровительных   учреждениях
различных типов;
     - развитие  разнообразных  форм  и  видов  организации  отдыха  и
оздоровления  детей,  в том числе лагерей с дневным пребыванием детей,
ЛТО, социальных лагерей, профильных лагерей и т.д.;
     - организация   отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей-сирот,
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  детей,  находящихся  в
интернатных учреждениях, детских домах;
     - организация  круглогодичного  отдыха  и  оздоровления  детей  и
подростков     социально     незащищенных     категорий     населения:
детей-инвалидов,  детей  из  малообеспеченных,  многодетных,  неполных
семей;
     - увеличение охвата детей  отдыхом  в  социально-реабилитационных
центрах и приютах;
     - создание  условий  для  реабилитации  детей  и   подростков   в
курортно-санаторных учреждениях республики;
     - организация отдыха и оздоровления одаренных детей;
     - организация  отдыха  и  оздоровления детей из семей безработных
родителей;
     - профилактика   безнадзорности   и   правонарушений  подростков,
организация   социальной   реабилитации   подростков   с    девиантным
поведением,   безнадзорных   и  других  категорий  несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении,  в детских  оздоровительных
учреждениях;
     - обеспечение организации временных рабочих мест для подростков в
каникулярное время;
     - организация  занятости  учащихся  учреждений  профессионального
образования;
     - организация отдыха и оздоровления детей,  находящихся в детских
дошкольных учреждениях;
     - совершенствование структуры управления  организацией  отдыха  и
оздоровления детей.
     2. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы  по
организации детского и семейного отдыха:
     - разработка нормативных  документов  для  развития  новых  типов
оздоровительных учреждений, обеспечивающих семейный отдых;
     - обеспечение  в  детских  оздоровительных  учреждениях  правовых
услуг,  направленных  на  оказание  детям  и  их родителям юридической
помощи, защиту их законных прав и интересов.
     3. Совершенствование   форм   работы  в  детских  оздоровительных
учреждениях:
     - разработка и реализация программ: оздоровительных, развивающих,
образовательных, социальной реабилитации детей;
     - переход   к   вариативно-программному  подходу  в  деятельности
детских оздоровительных учреждений;
     - реализация  в  сфере  детского  отдыха инновационных программ и
проектов, способствующих социализации подростков;
     - сохранение  и  развитие положительных тенденций педагогического
обеспечения социализации подростков;
     - обеспечение  социальной  и психологической реабилитации детей в
детских оздоровительных учреждениях;
     - предоставление    в    детских    оздоровительных   учреждениях
образовательных услуг,  направленных  на  повышение  интеллектуального
уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование
умений и навыков, развитие творческого потенциала;
     - предоставление    в    детских    оздоровительных   учреждениях
психологических  услуг,   направленных   на   улучшение   психического
состояния детей и их адаптацию к окружающей среде;
     - реализация совместных  международных  проектов  по  организации
детского и семейного отдыха;
     - развитие детского и семейного туризма, спорта.
     4. Кадровое  обеспечение.  Разработка  научно-методических  основ
системы детского отдыха:
     - анализ  кадрового  состава  и существующей системы подготовки и
переподготовки кадров оздоровительных учреждений;
     - формирование  государственного заказа на республиканском уровне
по подготовке и переподготовке кадров для работы в учреждениях системы
круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;
     - обеспечение              методического              руководства
воспитательно-педагогической   деятельностью  детских  оздоровительных
учреждений;
     - разработка    и    издание    коррекционно-реабилитационных   и
психосоциальных технологий, методик для работы с детьми;
     - проведение конференций,  семинаров,  ориентированных на анализ,
выявление эффективного опыта,  разработку новых технологий организации
круглогодичного  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей,  создание
опорных площадок по их отработке;
     - обобщение опыта оздоровительной,  воспитательной, превентивной,
охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики  организации
детского и семейного отдыха;
     - изучение международного и межрегионального опыта работы в сфере
детского отдыха.
     5. Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение:
     - развитие   в   детских   оздоровительных   учреждениях   услуг,
обеспечивающих охрану  здоровья,  своевременное  оказание  медицинской
помощи,  профилактику  заболеваний  и  формирование  навыков здорового
образа жизни;
     - обеспечение      соблюдения      санитарно-гигиенических      и
противоэпидемических требований в учреждениях системы оздоровления;
     - обеспечение       детских       оздоровительных      учреждений
квалифицированными медицинскими работниками;
     - организация  снабжения  учреждений  отдыха и оздоровления детей
медицинским  оборудованием,   лекарственными   средствами,   изделиями
медицинского назначения;
     - организация оздоровления и реабилитации детей и  подростков  на
базе     лечебно-профилактических     учреждений,    в    том    числе
санаторно-курортных.
     6. Финансово-экономическое обеспечение:
     - рациональное и эффективное использование  финансовых  ресурсов,
предназначенных для организации круглогодичного отдыха, оздоровления и
занятости детей;
     - усиление  контроля  органов  исполнительной  власти  за целевым
расходованием средств, выделяемых на организацию отдыха детей.
     7. Информационное  обеспечение,  взаимодействие  с  общественными
организациями:
     - привлечение    средств   массовой   информации   к   пропаганде
позитивного опыта организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
     - освещение   в   электронных   и   печатных  средствах  массовой
информации проблем,  связанных с организацией отдыха,  оздоровления  и
занятости детей;
     - информационная   поддержка    деятельности    общественных    и
негосударственных учреждений системы оздоровления детей;
     - издание  информационных  каталогов,  справочников,  бюллетеней,
обзоров    для    родителей   о   сети   учреждений,   предоставляющих
оздоровительные услуги,  формах оздоровления, отдыха, занятости детей,
подростков и молодежи;
     - развитие социального  партнерства  в  области  реализации  прав
детского населения на отдых и оздоровление.

                         Ожидаемые результаты

     Реализация Концепции   позволит   сформировать   целенаправленную
социальную политику поддержки  и  укрепления  системы,  обеспечивающей
каждому   ребенку   необходимые  и  достаточные  условия  полноценного
оздоровления, отдыха и занятости.
     Последовательное осуществление  данной социальной политики окажет
позитивное влияние  на  повышение  качества  жизни  детей,  сохранение
здорового генофонда.
     Кроме того:
     - повысит  требовательность  к  содержанию  деятельности  детских
оздоровительных учреждений,  расширит их возможности в части  оказания
социально-медицинских, психолого-педагогических услуг;
     - укрепит   материально-техническую   базу   учреждений   отдыха,
оздоровления и занятости детей;
     - повысит ответственность исполнительных органов  государственной
власти;
     - позволит:
     - аккумулировать  финансовые  средства и рационально использовать
их на отдых, оздоровление и занятость детей;
     - рационально    использовать    государственные   инвестиции   и
привлекать дополнительные средства;
     - развивать    духовно-нравственный,    культурно-образовательный
потенциал и трудовую мотивацию детей и подростков;
     - улучшить  состояние  здоровья  детей,  сформировать потребность
вести здоровый образ жизни;
     - сохранить    и    усовершенствовать    базу   для   организации
круглогодичного оздоровления детей.

                                Верно:



Информация по документу
Читайте также