Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.06.2007 № 198

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


  О Концепции комплексного развития лесоперерабатывающей отрасли
                        Республики Хакасия


27 июня 2007 года               г. Абакан                     N 198     

    В   целях   рационального   и   полного  использования  лесного  
потенциала Республики Хакасия,
    Правительство Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1.   Утвердить   прилагаемую  Концепцию  комплексного  развития  
лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия на 2007-2015 годы. 
    2.  Рекомендовать  министерствам  и  ведомствам,  муниципальным  
образованиям,     руководителям     хозяйствующих    субъектов    и    
предпринимателям при принятии решений развития лесоперерабатывающей 
отрасли руководствоваться настоящей Концепцией.
    3.  Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить 
на  Заместителя  Председателя  Правительства  Республики  Хакасия - 
Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова. 


    Председатель Правительства
    Республики Хакасия          А. ЛЕБЕДЬ



                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                             от 27.06.2007 г. N 198

                             КОНЦЕПЦИЯ
   КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ
                              ХАКАСИЯ

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Настоящая  Концепция комплексного развития лесоперерабатывающей 
отрасли   Республики   Хакасия   (далее   -  Концепция)  определяет  
стратегические  цели и приоритеты экономической политики Республики 
Хакасия  в  сфере  развития лесоперерабатывающей отрасли Республики 
Хакасия   (далее   -  отрасль),  проблемы  и  основные  направления  
государственного регулирования деятельности отрасли.
    Концепция   учитывает   положения   распоряжения  Правительства  
Российской   Федерации   от   01.11.2002   N  1540-р  "Об  основных  
направлениях  развития  лесной  промышленности",  предложений  3-го  
Международного  форума  по  проблемам  лесоперерабатывающей отрасли 
России  и  окружного  совещания по вопросам развития лесной отрасли 
Сибири.
    Основой для развития отрасли являются следующие факторы:
    -  лесоперерабатывающая  отрасль  - стратегически важный сектор 
экономики  Республики  Хакасия,  требующий принятия соответствующих 
мер  государственной  поддержки  и  разработки  лесной долгосрочной 
региональной политики;
    -   необходимость   реализации   и  положений  Лесного  кодекса  
Российской   Федерации   от   и  механизмов  реорганизации  системы  
лесоуправления;
    - значительный сырьевой потенциал Республики Хакасия;
    -  наличие  свободных  трудовых  ресурсов и специалистов, в том 
числе в основных местах лесозаготовок;        
    -  наличие  в  городах  и  районах  республики производственных 
площадей,  позволяющих производить первичную и глубокую переработку 
древесины;
    -    выгодное   географическое   положение   по   отношению   к   
лесонедостаточным   территориям   (возможность   выхода   на  рынки  
Республики Казахстан, стран Средней Азии, Монголии и Китая);  
    -   наличие  развитой  транспортной  инфраструктуры.  
    Состояние  отрасли  леса  в  Республике  Хакасия занимают 48,4% 
общей площади, горные и труднодоступные леса составляют 96%. 
    Общий  запас  древесины на 01.01.2005 составляет 464,5 млн. м-3 
спелых и переспелых лесов, из них более 75% хвойных насаждений. 
    Лесной  основной  фонд  Республики Хакасия расположен в четырех 
лесхозах: Абазинский, Балыксинский, Бирикчульский, Таштыпский.  

     Площадь лесов спелых и перестойных насаждений возможных к
                        эксплуатации (га)

|——————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|Лесхозы               |1 группа лесов|2 группа лесов|3 группа лесов|Всего         |
|——————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|Абазинский            |6687          |2651          |57199         |66537         |
|——————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|Балыксинский          |6276          |35736         |38702         |80714         |
|——————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|Бирикчульский         |4193          |3438          |14702         |22333         |
|——————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|
|Таштыпский            |16146         |16279         |53910         |86335         |
|——————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

Распределение по площади и запасам спелых и перестойных насаждений
                   в разрезе пород и групп лесов

|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Лесхозы        |Сосна   |Ель   |Пихта   |Лиственн|Береза  |Сосна |Ель   |Пихта   |Лиственн|Береза  |
|               |пл. га  |пл. га|пл. га  |ые пл.  |пл. га  |тыс.  |тыс.  |тыс. м-3|ые тыс. |тыс. м-3|
|               |        |      |        |га      |        |м-3   |м-3   |        |м-3     |        |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|1 группа лесов |        |      |        |        |        |      |      |        |        |        |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Абазинский     |1237    |182   |254     |2455    |2444    |285,5 |38,1  |49,5    |538,9   |367     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Балыксинский   |43      |28    |3622    |-       |1841    |6,3   |4,5   |806,6   |-       |271     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Бирикчульский  |719     |10    |827     |1847    |353     |185,7 |1,7   |173,2   |418,5   |39      |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Таштыпский     |1013    |279   |10775   |16      |3205    |196,1 |57,0  |2292,4  |3,5     |441     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|2 группа лесов |        |      |        |        |        |      |      |        |        |        |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Абазинский     |439     |19    |68      |-       |1293    |90,3  |3,1   |15,6    |-       |206     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Балыксинский   |111     |66    |27183   |-       |6361    |17Д   |15,1  |5661,5  |-       |914     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Бирикчульский  |316     |679   |-       |-       |2422    |55,8  |130,1 |-       |-       |343     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Таштыпский     |979     |-     |1779    |131     |9969    |188,5 |-     |378,5   |22,7    |1339    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|3 группа лесов |        |      |        |        |        |      |      |        |        |        |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Абазинский     |4809    |291   |15680   |10472   |24557   |1030,9|55,2  |3426,6  |2079    |3565    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Балыксинский   |51      |9     |20329   |-       |14138   |10,2  |3,0   |4177,0  |-       |2236    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Бирикчульский  |2717    |221   |3016    |2609    |3408    |531,7 |40,9  |660,5   |529,1   |441     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Таштыпский     |235     |49    |42542   |82      |7917    |47,0  |10,8  |8585,7  |14,0    |1033    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Всего          |        |      |        |        |        |      |      |        |        |        |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Абазинский     |6485    |492   |16002   |12927   |28314   |1406,7|96,4  |3491,7  |2618    |4139    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Балыксинский   |205     |103   |51134   |-       |22340   |33,6  |22,6  |10645   |-       |3422    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Бирикчульский  |3752    |231   |3843    |5135    |6183    |773,2 |42,6  |833,7   |1077    |824     |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|
|Таштыпский     |2227    |328   |55096   |229     |21091   |431,6 |67,8  |11256   |40,2    |2813    |
|———————————————|————————|——————|————————|————————|————————|——————|——————|————————|————————|————————|

    Возможности   по   эксплуатации   лесных   запасов   республики   
составляют  177,8  млн.  м-3,  объем  расчетной  лесосеки в регионе 
2552,7 тыс. м-3. Из-за незначительного использования рубок главного 
пользования около 2 млн. м3 древесины, в том числе около 1 млн. м-3 
хвойных   пород  стареет,  теряет  свои  технические  качества,  не  
вовлекается в народнохозяйственный оборот.
    Лесная   промышленность  Республики  Хакасия  включает  в  себя  
лесозаготовительные    и    деревообрабатывающие   предприятия,   в   
большинстве  технологически  не  связанные между собой. Доля лесной 
промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и 
экспорта  составляет около 5%. В лесной промышленности осуществляет 
производственную  деятельность более 80 организаций, в том числе 31 
индивидуальный  предприниматель.  В связи с недостаточным развитием 
мощностей    по    глубокой    переработке   древесины,   структура   
лесопромышленной отрасли несовершенна, значительная часть древесины 
не находит применения, а заготовленная используется преимущественно 
(до  80%)  в круглом виде или для распиловки. Кроме того, отходы от 
общего объема заготавливаемой древесины составляют более 40%.  
    К основным факторам, сдерживающим развитие отрасли, относятся:
    -   отсутствие   оптимальной  организационно-технической  схемы  
размещения   высокотехнологичного   производства,   соответствующей   
новому этапу размещения производительных сил;      
    - низкий технический уровень производства;
    -   физическая   и   моральная   изношенность  производственных  
мощностей;
    - отсутствие мощностей по глубокой переработке древесины;
    - низкий уровень менеджмента организаций отрасли;
    -  недостаточное  количество  лесовозных  дорог круглогодичного 
пользования   и   обусловленная  этим  ярко  выраженная  сезонность  
лесозаготовок;
    -  увеличение  доли  затрат  на энергетические ресурсы, технику 
оборудования    и    железнодорожные    тарифы    в   себестоимости   
лесопродукции;
    -  отсутствие  комплексного  маркетинга по изучению конъюнктуры 
региональных и межрегиональных рынков;
    -  низкая  инвестиционная активность и отсутствие инновационных 
возможностей.

      2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

    Целями развития отрасли являются:
    -    обеспечение   условий   для   стабилизации   и   прогресса   
лесопромышленного  комплекса  как  важного  фактора  экономического  
развития  Республики  Хакасия,  защита  прав  и  интересов  жителей  
республики, трудовых коллективов и государственных интересов;  
    -  обеспечение  рационального  и  полного использования лесного 
потенциала  Республики Хакасия за счет роста объемов производства и 
повышения  конкурентоспособности продукции отрасли, оптимизации его 
структуры,  вовлечения в производство низкосортной, мелкотоварной и 
лиственной древесины;
    -  расширение  экспортной  деятельности  организаций отрасли, а 
также освоение межрегиональных рынков продукции лесопереработки. 
    Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение следующих 
задач:
    -   решение   организационных   мероприятий   по  реорганизации  
предприятий лесной отрасли;
    - государственная поддержка и развитие малого бизнеса;
    -    совершенствование   рыночных   механизмов   и   механизмов   
государственного    планирования    и    регулирования   с   учетом   
социально-экономического     развития    Республики    Хакасия    и    
муниципальных образований;
    -  создание  оптимальной схемы размещения отрасли на территории 
Республики   Хакасия,   обеспечивающей   максимизацию   добавленной   
стоимости на основе замкнутых технологических циклов;   
    -   привлечение  инвестиций  для  модернизации  и  технического  
перевооружения  действующих  производств, введения в действие новых 
мощностей и их эффективной эксплуатации;       
    -   интеграция   организаций   лесоперерабатывающей  отрасли  и  
предприятий машиностроения;
    - повышение производительности труда;
    -   совершенствование   форм,   приемов  и  средств  управления  
производством в организациях отрасли;
    - финансовое оздоровление организаций отрасли;
    - развитие внешнеэкономических связей.
 
 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

    Приоритетными направлениями развития отрасли являются:
    -    разработка    и    реализация   инвестиционных   проектов,   
ориентированных  на существенные изменения структуры производства и 
повышение конкурентоспособности организаций отрасли;
    -  кардинальное обновление производственного и технологического 
потенциала,  направленное  на  значительное уменьшение расхода всех 
видов ресурсов и повышение качества выпускаемой продукции;  
    - освоение производства новых видов продукции, в первую очередь 
современных  древесных  плитных и строительных материалов, с учетом 
возможной схемы производства продукции при переработке лесосырьевых 
ресурсов Республики Хакасия;
    -   освоение   экономически  и  экологически  доступных  лесных  
ресурсов с учетом сохранения биоразнообразия и лесной сертификации, 
сбалансированное  внедрение прогрессивных технологий заготовки леса 
и  лесозаготовительных  машин  нового  поколения,  освоение  лесных  
труднодоступных   районов   республики  и  развитие  инфраструктуры  
отрасли;
    -  последовательная  маркетинговая  политика при продвижении на 
рынки продукции отрасли.
    Для   реализации   вышеперечисленных   направлений   необходимо   
комплексное использование следующих мер экономической политики: 
    Организационные меры:
    -   формирование  оптимальной  структуры  организаций  отрасли,  
ориентированных на платежеспособный спрос;
    - создание и поддержка акционерных обществ работников (народных 
предприятий)  в  соответствии  с  действующим  законодательством, с 
целью   обеспечения  защиты  прав  и  интересов  лесных  поселений,  
трудовых коллективов и государственных интересов;     
    -   создание   замкнутых   технологических   цепочек   на  базе  
интегрированных  структур,  объединяющих  заготовку,  переработку и 
сбыт продукции для максимизации добавленной стоимости;   
    -   совершенствование   менеджмента   организаций  отрасли  для  
повышения их инвестиционной привлекательности;
    -  развитие  производств  по  первичной переработке древесины в 
местах ее заготовки (г. Абаза, с. Таштып, с. Бирикчуль, с. Балыкса, 
с.  Бея,  с.  Усть-Бюрь,  с.  Копьево, п. Туим) в целях привлечения 
имеющихся трудовых ресурсов в лесных районах Республики Хакасия; 
    -  совершенствование  системы  контроля за заготовкой древесины 
для предотвращения несанкционированных рубок;
    -  развитие  смежных отраслей экономики, использующих продукцию 
отрасли;
    -   усиление   роли   деревянного   домостроения  в  реализации  
республиканской целевой программы "Жилище";
    -  подготовка  и  реализация  проектов  массового строительства 
индивидуальных жилых домов с использованием деревянных составляющих 
на всех его этапах;
    -  пересмотр действующих нормативных документов по производству 
и  применению  продукции  деревообработки в жилищном строительстве; 
    -  пересмотр  генеральных  планов  развития территорий с учетом 
перспектив   широкого   применения   деревянных  домов  в  жилищном  
строительстве;
    - максимальное использование отходов лесопереработки в качестве 
топлива и других видов продукции.         
    Меры в сфере инновационной и технологической политики:
    -  внедрение  и  применение  современных технологий по глубокой 
переработке  древесины,  в  том  числе  на  основе  франчайзинговых  
технологий;
    -   создание  современных  производств  плит  и  пиломатериалов  
клееных  конструкций  и  фанеры,  ориентированное  на  строительный  
комплекс  Республики  Хакасия,  Российской  Федерации  и экспорт на 
международные рынки;
    - выпуск изделий деревообработки для строительства (в том числе 
паркета),  экологически чистых деревянных домов с учетом разработки 
инвестиционных  проектов технического перевооружения, реконструкции 
и создания организаций отрасли;
    -  освоение  и  производство  топливных  пакетов из опилочных и 
стружечных отходов.
    Инновационная политика должна быть направлена на:
    -  техническую  и  технологическую модернизацию отрасли с целью 
повышения      производительности     труда     и     использование     
энергосберегающих технологий;
    - оснащение организаций отрасли современными высокоэффективными 
технологиями для комплексной безотходной переработки древесины; 
    -  глубокую  переработку  древесины с вовлечением в переработку 
мелкотоварной, низкосортной и лиственной древесины;     
    - создание лесохимических производств в отрасли;
    -  снижение  топливно-энергетических  затрат  с  частичной  или  
полной заменой более дорогих видов топлива на древесные отходы; 
    Меры в сфере финансовой политики:
    - обеспечение благоприятного инвестиционного климата в отрасли, 
в  том  числе  за  счет развития механизмов частно-государственного 
партнерства, обеспечения гарантий долгосрочного лесопользования для 
российских  и  иностранных  инвесторов,  а  также иных мер снижения 
коммерческих и некоммерческих рисков;
    -   создание   инвестиционной   привлекательности   организаций   
отрасли,  в  том  числе  с  использованием  механизмов рынка ценных 
бумаг;
    -   разработка   и   внедрение   современных  схем  привлечения  
инвестиций;
    - формирование системы лизинга техники и оборудования;
    -   государственная   поддержка   мероприятий   по  финансовому  
оздоровлению организаций отрасли;
    -  меры  по  стимулированию  производителей  с  целью  создания  
республиканской  индустрии  деревянного  домостроения,  в том числе 
предоставление   налоговых   льгот,   государственных  гарантий  по  
кредитам на расширения производства, субсидий на снижение кредитных 
ставок;
    -  использование системы софинансирования государства и бизнеса 
при  строительстве  доступного  и  комфортного жилья для малоимущих 
граждан;
    -  введение  системы  экономической  оценки лесных ресурсов для 
повышения их инвестиционной привлекательности;
    Меры в сфере инфраструктурной политики:
    - комплексный маркетинг;
    -  создание  сети  лесовозных дорог круглогодичного пользования 
для  снижения  сезонности  лесозаготовок,  потребности  в оборотных 
средствах и повышения объемов заготовки и вывоза древесины;  
    -       организация       ремонтно-сервисного      обслуживания      
лесозаготовительной техники;
    -   развитие   системы  взаимодействия  организаций  отрасли  и  
финансово-кредитных учреждений;
    -  развитие  системы  подготовки  кадров  для  отрасли  на базе 
имеющегося  в  Республике  Хакасия  научного  потенциала  и учебных 
заведений;
    Меры   в   сфере   воспроизводства   лесосырьевых   ресурсов  и  
экологической безопасности производства:
    - улучшение качественного состава и репродукции лесного фонда;
    -   сохранение  объемов  лесовосстановительных  работ  в  целях  
создания в будущем участков лесного фонда для заготовки древесины в 
местах, приближенных к пунктам переработки и потребления;  
    -   организация  рациональных  схем  ведения  лесозаготовок,  в  
частности,   с   использованием   современных   лесозаготовительных   
комплексов и переработкой древесины в местах заготовки;   
    -  широкое  внедрение  экологически чистых и ресурсосберегающих 
технологий, современных машин и оборудования, эффективных химикатов 
и материалов;
    -  повышение  эффективности  очистки  сточных  вод  и  снижение  
вредных газовых выбросов.

         4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
                   ЛЕСОПЕРЕРАБАТЬШАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

    На  первом  этапе  (2007-2010  годы) предполагается осуществить 
решение следующих задач:
    - формирования модели управления лесным хозяйством в Республике 
Хакасия;     
    -  оптимальное размещение высокотехнологического производства с 
учетомсостояния   и   возможностей   лесоперерабатывающей   отрасли   
Республики Хакасия;
    -  совершенствования  нормативно-правовой базы в целях создания 
условий для привлечения инвестиций и развития отрасли;   
    -  формирование условий для реализации инвестиционных проектов, 
направленных на существенное изменение структуры производства;  
    - повышение ассортимента и качества продукции;
    -  развитие  производств  по  первичной переработке древесины в 
местах ее заготовки (г. Абаза, с. Таштып, с. Бирикчюль, с. Балыкса, 
с. Бея, с. Усть-Бюрь, с. Копьево, п. Туим);    
    -  содействие  освоению  производств  новых  видов продукции, в 
первую   очередь   изделий   санитарно-гигиенического   назначения,   
картона,  тары  и  упаковки,  мебели, современных древесных плитных 
материалов и продукции домостроения;
    - строительство лесных дорог круглогодичного пользования.
    На втором этапе (2010-2015 годы) предусмотреть:
    -   кардинальное   обновление   производственного   потенциала,   
направленное  на значительное снижение расходов всех видов ресурсов 
и повышение качества выпускаемой продукции;       
    -  освоение  новых лесных труднодоступных районов и развитие их 
инфраструктуры;
    -  повышение  эффективности  лесопромышленной  отрасли  за счет 
сбалансированного  использования  в лесных регионах заготавливаемой 
древесины,  в том числе с созданием новых организаций по химической 
и химико-механической переработке древесины;
    -  защита  местных  производителей  и  активное  продвижение на 
экспорт их продукции.

                 5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

    Для  достижения  целей, обозначенных Концепцией, предполагается 
использовать следующие механизмы реализации:
    -   разработка   республиканской  целевой  программы  "Развитие  
мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных 
массивов на период до 2015 года";       
    - формирование государственного заказа на продукцию отрасли для 
регионального потребления;
    -   выявление  спроса  на  продукцию  отрасли  и  осуществление  
товарообменных   операций   с  субъектами  Российской  Федерации  и  
странами ближнего зарубежья;
    - передача в аренду участков лесного фонда организациям отрасли 
и мониторинг их использования;
    - использование финансовых механизмов государственной поддержки 
организаций   отрасли   при   реализации  инвестиционных  проектов,  
направленных на достижение поставленных целей;      
    - мониторинг реализации Концепции;
    - информационное обеспечение процесса реализации Концепции.

                           6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Реализация настоящей Концепции позволит:
    -  качественно  улучшить структуру товарной продукции, повысить 
конкурентоспособность продукции организаций отрасли;
    -  увеличить  объемы  поставок  продукции  на  внутренний рынок 
Республики Хакасия, межрегиональный и международный рынки;  
    - снизить отрицательное влияние на окружающую среду;
    -  увеличить  доходы организаций отрасли и валовой региональный 
продукт;
    - повысить производительность труда, занятость населения и рост 
заработной платы в организациях отрасли;       
    -   увеличить   налогооблагаемую  базу  организаций  отрасли  и  
поступления налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;  
    - сформировать новую модель управления лесным хозяйством.
    Реализация Концепции комплексного развития лесоперерабатывающей 
отрасли  Республики  Хакасия будет, способствовать созданию условий 
для эффективного развития смежных отраслей.       

Информация по документу
Читайте также