Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 30.05.2015 № 202

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

30.05.2015                                                                                        № 202

 

г. Барнаул

 

Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года на 2015-2017 годы

 

 

В целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС, постановляю:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года на 2015-2017 годы (далее - «План»).

2. Органам исполнительной власти Алтайского края обеспечить выполнение мероприятий и достижение целевых индикаторов, установленных Планом.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края принять участие в реализации Плана в пределах установленных полномочий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Снесаря В.В.

 

 

 

Губернатор Алтайского края                                                          А.Б. Карлин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Администрации

Алтайского края

от 30.05.2015 № 202

 

ПЛАН

мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года на 2015-2017 годы

 

I. Общие положения

 

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года на 2015 - 2017 годы (далее - «План») является документом стратегического планирования, содержащим цели и задачи социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу, реализация которых будет способствовать достижению долгосрочных целей развития региона, установленных в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС (далее - «Стратегия»).

Необходимость разработки Плана обусловлена изменением действующего законодательства в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Ранее основным инструментом реализации Стратегии в период с 2013 по 2017 годы являлась программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года, утвержденная  законом Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 87-ЗС (далее - «Программа»). После принятия Федерального закона эту функцию в оставшийся период (2015-2017 годы) продолжит выполнять  План.

План разработан с учетом целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, установленных основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р.

План закрепляет систему действий (мероприятий) органов исполнительной власти Алтайского края, обеспечивающих эффективную реализацию стратегических целей и задач по направлениям социально-экономического развития Алтайского края. Он учитывает особенности текущего периода развития региона, Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом, базируется на анализе сложившейся в крае социально-экономической ситуации, оценке тенденций и прогнозов социально-экономического развития Алтайского края.

 

II. Оценка итогов социально-экономического развития Алтайского края за 2013 - 2014 годы

 

В 2013 - 2014 годах реализация Стратегии осуществлялась в рамках Программы, мероприятия и целевые индикаторы которой были направлены на реализацию целевого (инновационного) сценария Стратегии.

За два года реализации Программы раньше запланированного срока достигнуты значения отдельных целевых показателей, таких как общий коэффициент рождаемости, посещаемость культурно-досуговых мероприятий, продуктивность коров в крупных и средних сельскохозяйственных организациях, обеспеченность населения площадью торговых объектов и т.д.

Средняя заработная плата за 2013 - 2014 годы в Алтайском крае возросла на 21,5% (3 место в Сибирском федеральном округе), реальные располагаемые доходы населения – на 16,4%, уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности трудоспособного населения (на конец  года) снизился с 1,9% в 2012 году до 1,5% в 2014 году. Собственные доходы бюджета увеличились на 14%, что позволило эффективно решать многие социальные проблемы.

В 2013 году итоги социально-экономического развития Алтайского края превышали среднероссийский уровень: по темпам роста в сельском хозяйстве - почти в 4 раза, в промышленном производстве – в 2,8 раза. Получен четвертый результат в России по сбору зерновых культур (4,9 млн. тонн в весе после доработки), третий - по объему производства молока, девятый – по производству скота и птицы на убой. На фоне общего замедления глобальных экономических процессов в регионе наблюдалась положительная динамика инвестиций в основной капитал, усилились темпы жилищного строительства, сохранялся устойчивый рост показателей уровня жизни населения. В результате темп роста объема валового регионального продукта в регионе составил 104,9% (3 результат в Сибирском федеральном округе).

В 2014 году социально-экономическое развитие края существенно замедлилось: индекс производства в промышленности составил 100,2%, темп роста оборота розничной торговли и оказания платных услуг населению – 100,1% и 100,7% соответственно. Вследствие высоких базовых показателей предыдущего года и неблагоприятных погодных условий существенно снизился объем производства сельскохозяйственной продукции (89,6%). В то же время индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 103,7%, в экономику и социальную сферу региона суммарно направлено 102,2 млрд. рублей.

Анализ выполнения целевых показателей Программы за                  2013 - 2014 годы, представленный в таблице 1, показал, что целевой сценарий Стратегии не был реализован в полном объеме вследствие изменения внешних и внутренних условий социально-экономического развития.

Динамика показателей социально-экономического развития начиная с 2014 года отражает консервативный сценарий Стратегии. На выполнение установленных в Программе целевых индикаторов заметное влияние оказали следующие факторы: нестабильность развития мировой и российской экономики; рост цен на продовольствие; недостаточно высокое качество институциональной среды и инфраструктуры, уровня инвестиционного и бизнес-климата, несмотря на принятые в последние годы усилия.

 

Таблица 1

 

п/п

Наименование индикатора,

единица измерения

2013 год

факт

2014 год

факт

2017 год

план

1

2

3

4

5

1

Достижение высокого уровня и качества жизни населения

 1.1   

Общий коэффициент рождаемости, промилле

13,4

13,2

13,1

1.2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

69,8

70*

74

1.3

Удельный вес населения Алтайского края, занимающегося физической культурой и спортом, %

26,8

28,5

32

1.4

 Доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, охваченных услугами дошкольного образования, в общем количестве детей данного возраста, %

76,5

78,0

85,0

1.5

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста, %

44,2

44,6

45

1.6

Посещаемость культурно-досуговых мероприятий, количество посещений на 1 жителя в год

1,32

1,42

1,38

1.7

Удельный вес малоимущих граждан, получивших социальную поддержку, в общем числе малоимущих граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, %

98,3

98,5

99,5

1.8

Уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности трудоспособного населения (на конец периода), %

1,6

1,5

1,9

1.9

Ввод новых постоянных рабочих мест, тыс. единиц

16,3

15,7

15,1

1.10

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб.

18011

19452

28800

1.11

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади

664,7

754,5

990

2

Создание условий для устойчивого экономического роста

2.1

Индекс физического объема валового регионального продукта, в % к уровню 2012 года

104,9

104,9*

132

2.2

Производительность труда, в % к уровню 2012 года

105,7*

104,1*

130

2.3

Индекс промышленного производства, в % к уровню 2012 года

101,3

101,5

128

2.4

в том числе в обрабатывающих производствах, в % к уровню 2012 года

101,5

101,5

130

2.5

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в % к уровню 2012 года

122,7

109,9

145

2.6

Урожайность зерновых культур во всех категориях хозяйств (зерно в весе после доработки), ц/га

13,9

8,9

13,2

2.7

Продуктивность коров в крупных и средних сельскохозяйственных организациях, кг на одну корову

3762

4242

4243

2.8

Количество мест размещения, тысест

46,2

47,2

58,7

2.9

Туристcкий поток – всего, тысел.

1576,1

1636

2200

2.10

Удельный вес продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, в % к ВРП

19,9

19,4*

13,5

2.11

Удельный вес инвестиций в объеме ВРП,  %

23,0

23,6

30

2.12

Удельный вес инвестиций, направляемых на реализацию проектов ГЧП в общем объеме инвестиций, %

9,8

2,3

15

2.13

Удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике, %

39

40*

45

2.14

Удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП, %

17,5

17,5*

20

2.15

Обеспеченность населения площадью торговых объектов, кв.м. на 1 тыс. чел.

737

828

686

2.16

Индекс физического объема платных услуг населению, в % к уровню 2012 года

100,7

100,7

126,5

2.17

Объем экспорта продукции, млн. долл. США

516,4

460,8

850

2.18

Удельный вес региональных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети региональных автомобильных дорог, %

46,1

47,8

47,5

2.19

Уровень доступности для населения региона базовых услуг в сфере связи, %

75

80

100

2.20

Удельный вес ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда, %

2,3

2,4

1,3

 

3

Повышение эффективности управления

 

3.1

Бюджетная обеспеченность за счет доходов консолидированного бюджета, руб. на душу населения

21582

22981

26889

 

3.2

 Удельный вес использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов, %

24,9

30,0

45

 

 

3.3

Уровень преступности на 1 тыс. человек населения

18,8

18,3

17,3

 

3.4

Уровень дорожно-транспортных происшествий на 10 тысяч транспортных средств

51,2

45,8

42,3

*- оценка

 

В предстоящий период на социально-экономическое развитие края могут оказывать влияние следующие группы рисков: геополитические и финансово-экономические.

Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики может привести к ухудшению их финансового состояния, росту инфляции, снижению потребительской уверенности. В условиях снижения экономической активности могут сократиться инвестиции в основной капитал. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик. В результате геополитические риски могут негативно повлиять на возможность достижения запланированных целей, задач и показателей Плана.

Финансово-экономические риски в ходе реализации Плана связаны с возможным сокращением доходной части бюджета при росте на него социальной нагрузки. В период нестабильной экономической ситуации бюджетные расходы могут быть вынужденно увеличены в целях проведения антикризисной политики.

Отмеченные факторы в совокупности означают, что необходима активная и целенаправленная экономическая политика, способная обеспечить высокие темпы  экономического роста, сбалансировать экономические и социальные составляющие развития края.

 

III. Целевые ориентиры долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития Алтайского края

 

Главной целью долгосрочного социально-экономического развития Алтайского края является достижение к 2025 году высокого уровня и качества жизни населения, основанного на опережающих темпах инновационного экономического роста, усилении стратегических позиций региона в аграрном, промышленном и туристическом комплексах России.

 

3.1 Этапы реализации Стратегии

 

Достижение главной цели Стратегии предполагается осуществить в два этапа:

I этап (2013 - 2017 годы) – акцент делается на технологическую модернизацию в выбранных сегментах экономического развития и преодоление инфраструктурных ограничений, на реализацию приоритетных среднесрочных проектов и создание задела для последующей реализации масштабных долгосрочных программ и проектов, на реформирование институциональной среды для создания комфортных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций.

II этап (2018 - 2025 годы) предполагает реализацию масштабных инвестиционных проектов, достижение высокого уровня устойчивости экономики и бюджета Алтайского края, повышение на этой основе качества жизни населения.

План является инструментом для реализации I этапа Стратегии и разработан с учетом установленной периодичности бюджетного планирования – на трехлетний период 2015 - 2017 годов, что соответствует закону Алтайского края от 18 декабря 2014 года № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

 

3.2. Цели и задачи социально-экономического развития Алтайского края, приоритетные для каждого этапа реализации Стратегии

 

Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели I этапа реализации Стратегии повышение конкурентоспособности экономики Алтайского края на основе интенсивного роста производительности труда, создание условий для устойчивого роста качества жизни населения.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

формирование и сохранение макроэкономических условий для устойчивого экономического роста на основе реализация пакета мер антикризисного плана;

повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики края;

усиление инновационной составляющей экономического развития;

существенный рост производительности труда во всех основных отраслях и секторах экономики края;

проведение активной политики импортозамещения;

преодоление инфраструктурных ограничений;

повышение качества и доступности услуг в социальной сфере;

обеспечение населения качественным и доступным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ;

повышение эффективности государственного управления и качества предоставляемых государственных услуг;

модернизация бюджетного процесса в условиях дальнейшего совершенствования программно-целевых методов управления;

обеспечение сбалансированного регионального развития.

II этап (2018 - 2025 годы) – это этап устойчивого развития Алтайского края, связанный с переходом экономики на новую технологическую базу. Целью социально-экономического развития Алтайского края на данном этапе является формирование новой эффективной экономики, обеспечивающей высокие стандарты благосостояния жителей в регионе.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:

повышение технологической, инновационной и социальной конкурентоспособности края;

расширение конкурентного потенциала аграрного сектора края на российских и мировых рынках;

обеспечение макроэкономической стабильности;

выход на максимально высокие темпы сбалансированного экономического роста;

формирование в крае конкурентоспособных центров здравоохранения, культуры и отдыха;

создание условий для ускоренного формирования среднего класса, роста уровня жизни и преодоления депопуляции населения;

приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни населения.

 

3.3. Показатели реализации Стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации Стратегии

 

На I этапе реализации Стратегии (2013 - 2017 годы) в рамках  Плана будут заложены основы для дальнейшей реализации стратегических направлений развития экономики и социальной сферы Алтайского края.

Осуществление предусмотренных в Плане мероприятий позволит создать необходимые условия для устойчивого социально-экономического развития Алтайского края на II этапе (в 2018-2025 годах) на уровне, обеспечивающем реализацию и достижение параметров Стратегии в целом, так как окончание II этапа означает завершение реализации Стратегии. Значения показателей Плана в 2015, 2016 и 2017 годах и целевые значения результатов реализации Стратегии в 2025 году  изложены в приложении 1.

 

IV.  Комплекс мероприятий Плана, направленных  на реализацию целей и  задач социально-экономического развития Алтайского края

на 2015 - 2017 годы

 

Достижение основной цели Плана и приоритетных задач предполагается за счет реализации органами исполнительной власти Алтайского края мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие региона, в рамках установленных полномочий.

В соответствии со структурой Стратегии, содержащей разделы «экономика», «социальная сфера» и «управление», Планом предлагается объединить все направления социально-экономического развития Алтайского края в соответствующие три целевых блока:

1) экономический блок, который предполагает создание условий для устойчивого экономического роста Алтайского края и включает следующие направления:

повышение конкурентоспособности промышленного комплекса края;

повышение конкурентоспособности аграрного комплекса края;

реализация туристско-рекреационного потенциала;

формирование инновационной системы Алтайского края;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;

развитие предпринимательства;

обеспечение устойчивого развития потребительского рынка;

развитие внешнеэкономических связей;

развитие транспортного комплекса;

развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

2) социальный блок, или блок развития человеческого капитала, который предполагает достижение высокого уровня и качества жизни населения Алтайского края и включает следующие направления:

улучшение демографической ситуации;

развитие системы здравоохранения и улучшение состояния здоровья населения;

развитие массовой физической культуры и спорта;

создание условий для получения доступного и качественного образования;

реализация молодежной политики и патриотическое воспитание молодежи;

формирование условий для развития духовности, культуры и нравственного здоровья населения;

улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения;

развитие рынка труда и обеспечение эффективной занятости;

обеспечение населения качественным и доступным жильем;

модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение экологической безопасности;

обеспечение правопорядка, повышение безопасности жизни населения;

3) блок, направленный на повышение эффективности управления Алтайского края и включающий следующие направления:

повышение эффективности государственного и муниципального управления;

управление государственной собственностью;

управление государственными финансами;

обеспечение участия общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в вопросах управления социально-экономическим развитием Алтайского края;

управление пространственным развитием региона.

 

4.1. Создание условий для устойчивого экономического роста Алтайского края

 

Данный целевой блок Плана направлен на повышение конкурентоспособности региональной экономики, его реализация будет осуществляться прежде всего в рамках выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», по представленным ниже направлениям экономического развития.

4.1.1. Повышение конкурентоспособности промышленного комплекса края

 

Алтайский край имеет развитую и диверсифицированную промышленность. Отрасль занимает ведущее место в экономике региона, значителен вклад края в производство страны в целом. В течение последних лет темпы развития промышленности края опережали общероссийские.

Вместе с тем в отрасли существует ряд проблем:

недостаток собственных финансовых средств для развития, сопровождающийся сложностями в получении банковских кредитов: высокие процентные ставки, отсутствие залогового имущества;

недостаточный уровень технической и технологической оснащенности промышленного комплекса, выражающийся в высокой энергоемкости, сырьеемкости и трудоемкости производства;

низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий;

низкая восприимчивость внешних рынков к продукции, производимой предприятиями края;

низкий уровень кооперационных связей между предприятиями;

усиление потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах.

Цель развития промышленного комплекса - повышение конкурентоспособности промышленной продукции на российском и международном рынках, создание устойчивого энерго- и теплообеспечения края.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

развитие приоритетных видов обрабатывающей промышленности: производства пищевых продуктов, продукции машиностроения, деревообработки, фармацевтики и стройиндустрии;

модернизация технологического оборудования и технологий производства в промышленности;

создание новых инновационно-ориентированных, энергоэффективных и ресурсосберегающих производств высших технологических укладов, инновационных продуктов;

развитие минерально-сырьевой базы края, добычи полезных ископаемых;

развитие энергетической инфраструктуры, технологическое обновление энергетического комплекса, внедрение энергосберегающих технологий;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров.

Основные мероприятия:

реализация плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в Алтайском крае;

стимулирование инвестиционной деятельности организаций промышленного комплекса;

содействие участию организаций промышленного комплекса в реализации государственных программ Российской Федерации и инфраструктурных проектов государственного масштаба;

поддержка внедрения новых, прогрессивных и экологически безопасных технологий производства, внедрения международных систем менеджмента качества и безопасности продукции;

координация научно-технической деятельности по разработке новейших видов продукции в промышленности, обеспечение связи «наука-производство»;

укрепление взаимодействия между промышленными предприятиями, отраслевыми научно-исследовательскими и проектными организациями в целях ускорения коммерциализации научно-технической продукции;

формирование и развитие инфраструктуры индустрии высоких технологий: создание центров коллективного пользования уникальными технологиями и оборудованием, региональных специализированных технологических центров;

создание сети территориально-производственных кластеров, индустриальных парков, зон опережающего развития, способствующих структурной диверсификации промышленности и росту ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

создание условий для образования на территории Алтайского края совместных производств современной высокотехнологичной продукции;

расширение внутреннего рынка промышленной продукции путем развития механизмов межотраслевой производственной кооперации и импортозамещения;

развитие непрерывной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.

Прогнозные показатели социально-экономического развития, ожидаемые результаты реализации мероприятий:

таблица 2

 

Наименование показателя,

единица измерения

2014 г.

факт

2015 г.

2016 г.

2017 г.

план

Рост промышленного производства относительно уровня 2011 года, %

106,0

105,7

108,6

113,1

Рост производительности труда в промышленности относительно уровня 2011 года, %

109,9

114,5

119,6

125,7

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Пищевая и перерабатывающая промышленность», %

104,1

104,2

106,7

111,0

 

 

4.1.2. Повышение конкурентоспособности аграрного комплекса края

 

Алтайский край является ведущим производителем сельскохозяйственной продукции. Взвешенный и сбалансированный подход к развитию производства данного вида продукции способствует обеспечению продовольственной безопасности не только внутри региона, но и в масштабах страны. В крае реализуются активные меры государственной поддержки сельского хозяйства и стимулирования инвестиционной деятельности в отрасли, в результате чего увеличиваются показатели эффективности сельскохозяйственного производства.

Тем не менее существует ряд проблем, характерных для данной области экономики края:

несовершенство правовых механизмов в сфере земельных отношений;

недостаточные темпы технологической модернизации аграрного производства;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта в условиях возрастающей монополизации торговых сетей;

недостаточный уровень развития страхования рисков в сельском хозяйстве;

низкий уровень инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

недостаточные темпы социального развития сельских территорий.

Цель развития аграрной отрасли – повышение конкурентоспособности аграрного комплекса края и устойчивое развитие сельских территорий на основе роста эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

стимулирование технической и технологической модернизации производства, инновационного развития  агропромышленного комплекса;

поддержка создания и развития малых форм хозяйствования, в том числе сельскохозяйственной потребительской кооперации;

повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

создание условий для развития племенного животноводства и семеноводства сельскохозяйственных культур;

улучшение кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;

диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Основные мероприятия:

реализация плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в Алтайском крае;

оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства;

поддержка развития элитного семеноводства;

развитие садоводства, поддержка закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений и ухода за ними;

развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;

развитие производства семенного картофеля и овощей открытого грунта;

поддержка развития свеклосахарного производства и производства льна;

стимулирование развития племенной базы, повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных;

содействие созданию высокопродуктивных молочных и мясных комплексов (ферм);

поддержка развития овцеводства, козоводства, пантового оленеводства и табунного коневодства;

обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в крае;

поддержка начинающих фермеров;

государственная поддержка семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

государственная поддержка кредитования подотраслей растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования;

государственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

расширение масштабов внедрения научных разработок, передового опыта в сельскохозяйственных организациях и малых формах хозяйствования;

государственная поддержка развития объектов селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, производственно-логистических и оптово-распределительных центров;

развитие системы информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;

содействие в подготовке и переподготовке кадров для агропромышленного комплекса;

удовлетворение потребности сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры, включая автомобильные дороги;

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.

Прогнозные показатели социально-экономического развития, ожидаемые результаты реализации мероприятий:

таблица 3

 

Наименование показателя,

единица измерения

2014 г.

факт

2015 г.

2016 г.

2017 г.

план

ндекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году

89,6

110,9

103,0

102,5

Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году

79,3

120,9

104,4

103,3

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году

102,6

101,1

101,4

101,4

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учётом субсидий), %

8,3

12,0

12,5

13,0

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб.

14277

14800

15300

16100

Количество бизнес-проектов по организации, расширению, модернизации производственной базы и бытового обустройства начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших государственную поддержку, ед.

35

35

35

35

Объем строительства (приобретения) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, кв. м

19767

15400

17200

19000

 

4.1.3. Реализация туристско-рекреационного потенциала

 

Алтайский край обладает всеми необходимыми ресурсами для развития сферы туризма. Разнообразие природных комплексов, наличие уникальных памятников истории и культуры ежегодно привлекают более миллиона не только российских, но и иностранных туристов. Около половины муниципальных образований региона являются сегодня зонами активного развития туризма. Алтайский край по туристическому потенциалу занимает ведущее место среди регионов Сибирского федерального округа. За последние годы многое сделано для раскрытия туристического потенциала края, формирования современной туристической деятельности, роста вклада туристической индустрии в социально-экономическое развитие региона. В настоящее время в Алтайском крае реализуется пять крупных инвестиционных проектов по развитию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорной зоны «Сибирская монета», автотуристского кластера «Золотые ворота», туристско-рекреационных кластеров «Белокуриха» и «Барнаул – горнозаводской город».

Основные проблемы, препятствующие развитию туристической деятельности в крае:

недостаточно развитая материально-техническая база коллективных средств размещения;

невысокий уровень подготовки кадров;

недостаток информации о туристско-рекреационном потенциале региона, слабая система внутрирегиональной навигации.

Цель реализации туристско-рекреационного потенциала – создание условий для устойчивого развития туризма; продвижение туристского продукта на российский и зарубежные рынки.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

формирование на территории края системы туристских кластеров для обеспечения развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, привлечение инвестиций в туристскую индустрию;

улучшение качества туристских и сопутствующих услуг;

формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма; научное обеспечение развития туристской деятельности;

содействие развитию сельского туризма в Алтайском крае;

содействие развитию социального туризма в Алтайском крае;

продвижение турпродукта Алтайского края.

Основные мероприятия:

привлечение инвестиций в туристскую индустрию, в том числе в рамках реализации крупных инвестиционных проектов;

реализация инвестиционных проектов: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», туристско-рекреационный кластер «Белокуриха», автотуристский кластер «Золотые ворота», туристско-рекреационный кластер «Барнаул – горнозаводской город»;

обустройство туристских маршрутов, выполнение научных исследований по тематике развития туризма в Алтайском крае;

проведение пресс-туров, «круглых столов», конференций, семинаров по вопросам развития туристской индустрии;

организация тренингов и мастер-классов для гидов, экскурсоводов и специалистов сферы гостеприимства на базе лицензированных учебных заведений;

содействие развитию на территории края сельского туризма путем субсидирования части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домов;

содействие развитию социального туризма путем субсидирования туристско-экскурсионных поездок для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также части затрат на оборудование коллективных средств размещения и объектов показа необходимой инфраструктурой для приема туристов с ограниченными физическими возможностями;

создание сети региональных туристских кластеров на территории  15 муниципальных образований края.

Прогнозные показатели социально-экономического развития, ожидаемые результаты реализации мероприятий:

таблица 4

 

Наименование показателя,

единица измерения

2014 г.

факт

2015 г.

2016 г.

2017 г.

план

Количество мест размещения туристов, тыс. мест

47,2

47,8

48,9

49,6

Туристский поток – всего, тыс. чел.

1636

1720

1840

2000

Темп роста численности занятых в сфере туризма (нарастающим итогом), в % к 2014 году

100,0

102,0

105,1

108,2


Информация по документу
Читайте также