Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 01.10.2015 № 508-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

01.10.2015

г. Красноярск

№ 508-п

 

 

О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" следующее изменение:

государственную программу Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" изложить в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель

Губернатора края –

председатель

Правительства края

В.П. Томенко

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 01.10.2015 № 508-п

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 30.09.2013 № 503-п

 

 

Государственная программа Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности"

 

1. Паспорт государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности"

 

Наименование государственной программы

"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р;

постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации"

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство)

Соисполнители государственной программы

министерство спорта Красноярского края;

министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края;

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края;

служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края;

агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

подпрограммы государственной программы:

"Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края";

"Чистая вода Красноярского края";

"Развитие объектов социальной сферы, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда муниципальных образований город Норильск и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район";

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае";

"Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".

Отдельные мероприятия государственной программы:

субвенции бюджетам муниципальных образований на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения;

субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг;

субвенция бюджету муниципального образования на обеспечение твердым топливом граждан, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в домах с печным отоплением (включая доставку) (в соответствие с Законом края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края");

возмещение расходов газоснабжающих организаций края, связанных с реализацией сжиженного газа населению края для бытовых нужд по государственным регулируемым ценам;

обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений;

субсидии государственному предприятию Красноярского края "Центр транспортной логистики" на строительство объектов внешнего электроснабжения в ЗАТО г. Железногорск;

субсидии государственному предприятию Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса" на строительство коммунальных объектов систем жизнеобеспечения населения;

субсидии территориальным сетевым организациям, на компенсацию экономически обоснованных затрат, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на оказание услуг по передаче электрической энергии в 2015 году, с исключением выявленных экономически обоснованных расходов организаций, понесенных в 2013 году и не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2013 год, а также связанных с прекращением с 1 января 2014 года передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети";

субсидии бюджетам муниципальных образований края, расположенных в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на финансирование (возмещение) затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникших вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2014 год;

субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги;

субсидии товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств краевого бюджета;

субсидии товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

иные межбюджетные трансферты на компенсацию расходов, возникших в результате реализации мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг;

субсидии бюджетам муниципальных образований края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, на финансирование (возмещение) затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникших вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2015 год;

субсидии на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике за счет средств федерального бюджета

Цели государственной программы

обеспечение населения Красноярского края качественными жилищно-коммунальными услугами в условиях развития рыночных отношений в отрасли и ограниченного роста оплаты жилищно-коммунальных услуг;

формирование целостности и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности;

создание предпосылок направленных на внедрение экономических механизмов в отрасль жилищно-коммунального хозяйства

Задачи государственной программы

развитие, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда Красноярского края;

внедрение рыночных механизмов жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение доступности предоставляемых коммунальных услуг;

предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения;

повышение энергосбережения и энергоэффективности;

обеспечение реализации государственной программы;

сбалансированное регулирование тарифов ресурсоснабжающих организаций;

поэтапное доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 % от тарифов, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций

Сроки реализации государственной программы

2014-2018 годы

Перечень целевых показателей и показателей результативности государственной программы

целевые показатели:

доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства не более 31 % ежегодно;

снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры с 59,87 % в 2014 году до 59,0 % в 2018 году;

снижение энергоемкости валового регионального продукта с 50,44 кг у.т./тыс. руб. в 2014 году до 49,0 кг у.т./тыс. руб. в 2018 году.

Показатели результативности:

снижение интегрального показателя аварийности инженерных сетей:

теплоснабжение - с 4,8 ед. в 2014 году до 4,6 ед. в течение 2015-2018 годов;

водоснабжение - с 6,6 ед. в 2014 году до 6,4 ед. в течение 2015-2018 годов;

водоотведение - с 2,4 ед. в 2014 году до 2,35 ед. в течение 2015-2018 годов;

снижение потерь энергоресурсов в инженерных сетях с 22,15 % в 2014 году до 22,0 % в течение 2015-2018 годов;

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, с 85,0 % в 2014 году до 85,1 % в течение 2015-2018 годов;

удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, на уровне 15 % в течение 2014-2018 годов;

удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, на уровне 7,2 % в течение 2014-2018 годов;

доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, на уровне 47,95 % в течение 2014-2018 годов;

число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в год на 1000 км сетей на уровне 40,36 ед. в течение 2014-2018 годов;

доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, на уровне 8,96 % в течение 2014-2018 годов;

снижение доли магистральных коллекторов, нуждающихся в замене, с 20,0 % в 2014 году до 7,0 % в 2018 году, до 3,0 % в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

снижение доли потерь тепловой энергии в инженерных сетях с 5,6 % в 2014 году до 5,2 % в 2018 году, до 5,0 % в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

доведение объема ремонта инженерных сетей с 11057 метров в 2014 году до 34844 метров в 2018 году, до 58862 метров в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

снижение доли строений, требующих восстановления несущих способностей конструкций и оснований фундаментов, с 62,0 % в 2014 году до 40,0 % в 2018 году, до 26,0 % в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

доведение объема восстановления жилищного фонда с 6047,0 кв. м в 2014 году до 11120,0 кв. м в 2016 году в муниципальном образовании город Норильск;

снижение доли аварийных и ветхих строений в общем количестве строений с 0,7 % в 2014 году до 0,3 % в 2018 году, до 0,0 % в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

доведение объема сноса аварийных и ветхих строений с 36777 кв. м в 2014 году до 63678 кв. м в 2018 году, до 82168 кв. м в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

снижение доли заселенных квартир в аварийном и ветхом жилищном фонде с 3,5 % в 2014 году до 2,3 % в 2018 году, до 2,0 % в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

доведение количества отремонтированных квартир с 480 в 2014 году до 1120 квартир в 2018 году, до 1440 квартир в 2020 году в муниципальном образовании город Норильск;

ввод физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Дудинке (крытого катка с искусственным льдом на 250 мест в г. Дудинке) в 2014 году;

ввод плавательного бассейна в г. Норильске в 2020 году;

объем восстановления жилищного фонда с 800 ед. многоквартирных домов в 2015 году до 2000 ед. многоквартирных домов в 2018 году;

уровень возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам - 86,1 % ежегодно;

фактическая оплата населением за жилищно-коммунальные услуги от начисленных платежей 95,0 % ежегодно;

снижение темпа износа объектов коммунальной инфраструктуры 0,05 % в течение 2014-2018 годов;

снижение доли перекрестного субсидирования в общем объеме валовой выручки территориальных сетевых организаций с 15,03 % в 2014 году до 9,66 % в 2018 году;

увеличение доли объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме энергоресурсов, потребляемых (используемых) на территории Красноярского края,

в том числе:

электрической энергии - с 99,20 % в 2014 году до 99,30 % в 2018 году;

тепловой энергии - с 42,56 % в 2014 году до 43,45 % в 2018 году;

воды - с 44,51 % в 2014 году до 45,50 % в 2018 году;

увеличение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов - с 323,21 тыс. ту.т. в 2014 году до 329,61 тыс. ту.т. в 2018 году;

увеличение доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Красноярского края, с 7,10 % в 2014 году до 9,44 % в 2018 году;

увеличение объемов внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме подпрограммы - с 34 % в 2014 году до 40 % в 2018 году;

доведение доли исполненных бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственной программе, с 95,0 % в 2014 году до 95,4 % в 2018 году;

доведение количества проведенных контрольных и проверочных мероприятий по отношению к запланированным проверкам организаций, которые управляют многоквартирными домами на период проведения проверки, до 100,0 % ежегодно;

(приложения № 1, 2 к паспорту государственной программы)

Информация по ресурсному обеспечению государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2014-2018 годах за счет всех источников финансирования составит 62 416 922,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 4 363 988,8 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 3 425 398,8 тыс. рублей;

2015 год - 938 590,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

краевого бюджета - 53 738 686,3 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 10 115 395,3 тыс. рублей;

2015 год - 11 401 483,9 тыс. рублей;

2016 год - 10 893 860,6 тыс. рублей;

2017 год - 10 597 178,0 тыс. рублей;

2018 год - 10 730 768,5 тыс. рублей;

бюджетов муниципальных образований - 76 142,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 57 695,8 тыс. рублей;

2015 год - 5 654,3 тыс. рублей;

2016 год - 4 161,0 тыс. рублей;

2017 год - 4 190,0 тыс. рублей;

2018 год - 4 441,6 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 4 238 104,8 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 2 571 624,7 тыс. рублей;

2015 год - 804 144,1 тыс. рублей;

2016 год - 704 736,0 тыс. рублей;

2017 год - 78 800,0 тыс. рублей;

2018 год - 78 800,0 тыс. рублей

Перечень объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению

приложение № 3 к паспорту государственной программы

 

2. Характеристика текущего состояния в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием основных показателей социально-экономического развития красноярского края и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы

 

2.1. Общие положения

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью экономики Красноярского края, обеспечивающей население Красноярского края жизненно важными услугами: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением.

Согласно опросам общественного мнения, проводимым Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на протяжении нескольких последних лет ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве остается главной проблемой, волнующей россиян (в том числе и жителей Красноярского края).

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Основными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, являются:

высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования, до 60 - 70 % обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;

высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие 30 - 50 %, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;

высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов;

отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры на территории Красноярского края составляет 59,88 %. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. В государственной программе запланировано постепенное снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 59,0 % в 2018 году.

На территории Красноярского края за 2012 год организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, предоставлены следующие объемы коммунальных ресурсов:

холодная вода - 209,9 млн м3;

горячая вода - 74,5 млн м3;

водоотведение - 276 млн м3;

тепловая энергия - 32,4 млн Гкал;

электрическая энергия - 24,5 млрд кВат/час;

утилизация бытовых отходов - 4,4 млн м3;

сжиженный газ - 24,5 млн кг.

Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Красноярского края на текущий момент составляет 57,1 % (планируется увеличение данного показателя до 57,9 % в 2018 году). Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях.

Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией.

Следует отметить, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют место быть неплатежи населения, недостаточная информационная открытость ресурсоснабжающих организаций.

Доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории Красноярского края, в год составляют порядка 93,2 млрд рублей при объеме расходов 94,8 млрд рублей. При этом возмещение населением затрат за предоставление услуг составляет 39,5 млрд рублей (или 88,5 % от стоимости предоставленных населению услуг).

Вместе с тем в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития отрасли на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне приняты новые законы, регулирующие отношения в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утверждены или находятся в стадии утверждения десятки подзаконных нормативных правовых актов, которые создают фундамент для новой системы регулирования. Устанавливаются детальные требования к качеству и надежности жилищно-коммунальных услуг. Принят федеральный закон, призванный системно решить задачу капитального ремонта многоквартирных домов. Во многом пересмотрены правила работы управляющих организаций.

Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства далека от завершения, и для достижения запланированных результатов необходимо точное и последовательное выполнение мероприятий в соответствии с задачами, определенными государственной программой.

Эффективное государственное регулирование коммунального хозяйства, при котором достигается баланс интересов всех сторон, будет обеспечиваться путем реализации заложенных в отраслевое законодательство механизмов следующих мероприятий:

государственная регистрация объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;

создание системы капитального ремонта многоквартирных домов;

обеспечение контроля за формированием целевых показателей деятельности и подготовкой на их основе инвестиционных программ, финансируемых, в том числе, за счет привлечения частных инвестиций;

утверждение планов мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями и планов снижения сбросов;

обеспечение контроля за качеством и надежностью коммунальных услуг и ресурсов;

формирование долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

обеспечение социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

контроль за раскрытием информации для потребителей в соответствии с установленными стандартами.

При этом ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, могут формировать существенные риски реализации государственной программы.

 

2.2. Теплоснабжение

 

В жилищно-коммунальном комплексе Красноярского края эксплуатируются централизованные системы теплоснабжения, которые представлены 777 теплоисточниками суммарной мощностью 3,9 тыс. Гкал/час, вырабатывающих 5,64 млн Гкал тепловой энергии. По тепловым сетям протяженностью 3,17 тыс. км транспортируется тепловая энергия в объеме 13,9 млн Гкал в год с учетом 9,5 млн Гкал полученной со стороны.

Теплоисточники эксплуатируются с применением устаревших неэффективных технологических схем, где исполнение котельного оборудования не соответствует предъявляемым современным конструктивным требованиям, процесс сжигания топлива упрощается и нарушается. В результате фактически коэффициент полезного действия котельных составляет 30 - 60 % вместо нормативного 75 - 80 %. Расход топлива на выработку тепловой энергии превышает нормативный на 15 %. Из общего количества установленных котлов в котельных коммунального комплекса только 10 % автоматизированы. Отсутствие на котельных малой мощности (при открытых системах теплоснабжения) систем водоподготовки сетевой воды ведет к сокращению срока эксплуатации котельного оборудования, отсутствие в котельных оборудования по очистке дымовых газов создает неблагоприятную экологическую обстановку в поселениях Красноярского края.

Основными причинами неэффективности действующих котельных являются:

низкий коэффициент использования установленной мощности теплоисточников;

отсутствие систем водоподготовки и элементарных приборов технологического контроля;

использование топлива низкого качества;

низкий уровень обслуживания (отсутствие автоматизации технологических процессов).

В период 2010 - 2012 годов в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" на 2010 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 № 596-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа модернизации на 2010 - 2012 годы), при реализации проектов оптимизации систем теплоснабжения закрыто 17 аварийных высокозатратных котельных малой мощности (п. Балахта Балахтинского района, п. Киндяково Березовского района, п. Козулька Козульского района, г. Заозерный Рыбинского района, г. Ужур и с. Локшино Ужурского района, п. Шушенское Шушенского района), ведется строительство центральной котельной в с. Краснотуранске Краснотуранского района.

В настоящее время в замене нуждается 1,35 тыс. км (42,7 %) ветхих тепловых сетей. При нормативном сроке службы трубопроводов 25 лет фактический срок до первого коррозионного разрушения может составлять около 5 лет, что обусловлено субъективными причинами - высоким уровнем грунтовых вод, применением некачественных строительных материалов при проведении строительно-монтажных работ.

Суммарные потери тепловой энергии в сетях составляют 16,1 %, что эквивалентно 370,0 тыс. т.у.т. в год.

Проблемы в системах теплоснабжения обостряются еще и отсутствием резервирования теплоисточников по электроснабжению и водоснабжению. Отсутствие резервного питания в аварийной ситуации увеличивает вероятность отключения котельной и разморожения систем теплопотребления.

В рамках государственной программы планируется:

применение комплексного подхода к замене морально устаревших и не сертифицированных котлов на котельное оборудование с обязательной установкой систем водоподготовки в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации котельных для продления эксплуатационного срока котлов и тепловых сетей, повышения надежности работы систем теплоснабжения и качества сетевой воды;

поэтапное приведение в соответствие установленной мощности теплоисточников присоединенной нагрузке;

использование современных теплоизоляционных материалов;

снижение тепловых потерь;

обеспечение надежности работы систем теплоснабжения и экономии топливно-энергетических ресурсов;

проведение государственной регистрации объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

разработка схем теплоснабжения;

обеспечение контроля за качеством и надежностью коммунальных услуг и ресурсов;

формирование долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.

В результате проведенных мероприятий в рамках реализации Программы модернизации на 2010 - 2012 годы:

сократилось число аварий на системах теплоснабжения с 5,08 до 5,0 единицы на 100 км тепловых сетей;

снизился на 3 % удельный расход топлива на производство тепловой энергии;

заменено и построено 308,4 км тепловых сетей с использованием современных теплоизоляционных материалов.

Следствием технической политики, проводимой Правительством Красноярского края в области теплоснабжения, является повышение устойчивости систем теплоснабжения, увеличение срока эксплуатации котельного и технологического оборудования теплоисточников, внедрение ресурсосберегающего оборудования и энергоэффективных технологий, снижение затрат на их производство тепловой энергии и, как следствие, предоставление качественных услуг потребителям по теплоснабжению.

 

2.3. Водоснабжение, водоотведение

 

Основными источниками водоснабжения населения Красноярского края являются поверхностные и подземные водоисточники, обеспечивающие централизованным водоснабжением 2612,7 тыс. человек (95,9 %).

Из нецентрализованных водоисточников (трубчатых и шахтных колодцев, каптажей родников) используют воду 84,047 тыс. человек (3,1 %). Доля жителей, пользующихся привозной водой, составляет 26,58 тыс. человек (1,0 %), проживающих в 91 населенном пункте.

Результаты исследований воды поверхностных и подземных водоисточников, используемых для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Красноярского края, свидетельствуют об ухудшении ее качества по гигиеническим нормативам.

Основной удельный вес неудовлетворительных проб воды из водоисточников по гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям вносят подземные водоисточники, по микробиологическим показателям - поверхностные.

Неблагополучное состояние подземных водоисточников по санитарно-химическим показателям обуславливается повышенным природным содержанием в воде железа, солей жесткости, фторидов, марганца. К техногенным причинам следует отнести загрязнение подземных вод нитратами.

Поверхностные источники водоснабжения являются основными приемниками сточных вод, принимая 98 % общего количества стоков, являющихся недостаточно очищенными и неочищенными.

Канализационные очистные сооружения, осуществляющие очистку сточных вод в большинстве населенных пунктов, эксплуатируются в течение 20 - 30 лет без проведения реконструкции, представлены механизированными комплексами биологической очистки стоков, в основе которых лежат морально устаревшие технологии, конструкции и элементы, не обеспечивающие необходимую степень очистки в соответствии с требованием действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

При этом процесс урбанизации и развития территорий, современные технологии промышленных производств способствуют появлению и увеличению в составе сточных вод городов и населенных пунктов Красноярского края новых химических элементов и соединений, повсеместно образующих более "жесткие" стоки, не поддающиеся очистке традиционными методами.

Необходимо отметить, что в системы общесплавной канализации населенных пунктов поступают неочищенные сточные воды промышленных предприятий.

Кроме того, на территории ряда муниципальных образований Красноярского края (г. Заозерный Рыбинского района, с. Краснотуранск Краснотуранского района, с. Шалинское Манского района, п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района, с. Новоселово Новоселовского района, г. Уяр Уярского района) построенные в 80-х годах прошлого столетия очистные сооружения до настоящего времени не введены в эксплуатацию (кроме г. Заозерного), частично демонтированы или полностью разрушены и не выполняют своего функционального назначения.

Проблема снабжения населения Красноярского края питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве, экологическая безопасность окружающей среды является наиболее актуальной, так как доступность и качество данного коммунального ресурса определяют здоровье населения Красноярского края и качество жизни.

Решение проблемы окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, что в конечном итоге будет способствовать повышению темпов роста экономического развития Красноярского края и улучшению демографической ситуации в регионе.

 

2.4. Электроснабжение

 

Энергосистема Красноярского края является уникальной и одной из самых мощных в Российской Федерации, доля по объему производства электроэнергии Красноярского края составляет 5,5 % от общей выработки электроэнергии России (56,2 млрд кВт/ч), а электропотребление составляет 53,31 млрд кВт/ч, что составляет 4-е место в ЕЭС России после г. Москвы и Московской области (100,9 млрд кВт/ч), Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа (87,16 млрд кВт/ч), Иркутской области (54,7 млрд кВт/ч).

Общая установленная электрическая мощность электростанций региона составляет 6 % от установленной мощности ЕЭС России (13581 МВт).

Обеспечение электрической энергией населения Красноярского края и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, осуществляется преимущественно от централизованной системы энергоснабжения. Объем реализуемой на территории Красноярского края электрической энергии составляет более 57825 млн кВт/ч.

Износ основных фондов систем электроснабжения составляет 40 - 50 %. В коммунальных системах централизованного электроснабжения потери в сетях и трансформаторах составляют 18,8 %. Из-за отсутствия на территориях муниципальных образований Красноярского края схем электроснабжения подключение потребителей производится без учета реальных нагрузок и трансформаторных мощностей подстанций, загрузки электролиний и пропускной способности.

На территории Красноярского края электрическая энергия вырабатывается Красноярской ГЭС, Усть-Хантайской ГЭС, Курейской ГЭС, Красноярской ГРЭС-2, Березовской и Назаровской ГРЭС, тепловыми электростанциями г. Красноярска, г. Канска, г. Минусинска и г. Норильска, а также дизельными электростанциями.

Электроснабжение потребителей 8 муниципальных образований (Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский и Туруханский районы, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы), отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также 3 районов (Абанский, Ермаковский и Тасеевский), поселения которых удалены от централизованной системы энергоснабжения, осуществляется от стационарных дизельных электростанций. Численность проживающих на этих территориях составляет более 50,0 тыс. человек.

В настоящее время в обслуживании предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Красноярского края находится 120 дизельных электростанций установленной мощностью 107,8 тыс. кВт/ч. Объем электрической энергии, отпускаемой дизельными электростанциями, составляет более 170 млн кВт/ч в год.

Данный вид электроснабжения характеризуется большими потерями электроэнергии в распределительных сетях и трансформаторах, достигающими 20 - 30 % от общего объема электроэнергии, поступающего в распределительную сеть.

Дизельные электростанции введены в эксплуатацию до 90-х годов прошлого века. Большая часть зданий электростанций требуют капитального ремонта, реконструкции либо нового строительства. Отдельные дизельные установки размещены в деревянных зданиях. Износ электроустановок и оборудования дизельных электростанций составляет 70 % и более от балансовой стоимости. В замене нуждается 18 % электрических сетей, обеспечивающих подачу электрической энергии от дизельных станций. Кроме того, линии электропередачи в ряде отдаленных поселков, получающих электроэнергию от дизельных электростанций, имеют вставки различного сечения. Планово-профилактические ремонты из-за отсутствия запасных частей производятся несвоевременно.

В результате возникают перебои в энергоснабжении потребителей. Это приводит к повышенному переходному сопротивлению и, как следствие, к росту потерь электроэнергии при транспортировке электроэнергии от электростанции до потребителей. Потери электроэнергии в сетях достигают 20 % от общей выработки электроэнергии, что, в свою очередь, ведет к увеличению расхода дизельного топлива на дизельных электростанциях. В свою очередь, рост потерь влечет за собой значительное увеличение себестоимости 1 кВт/ч электроэнергии.

Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, достаточно высока. Это обусловлено высокой ценой дизельного топлива и моторного масла, а также их транспортировки до дизельной электростанции. Ведь топливная составляющая как в экономически обоснованных тарифах, так и в фактических затратах на производство и реализацию электроэнергии составляет 40 - 90 %.

 

2.5. Газоснабжение

 

На территории Красноярского края для бытовых нужд населения Красноярского края используется сжиженный углеводородный газ. Поставка сжиженного углеводородного газа на территорию Красноярского края осуществляется железнодорожным транспортом до баз хранения или автомобильным (автоцистерны) транспортом. По территории Красноярского края доставка газа производится автотранспортом.

Система газоснабжения сжиженным газом представлена 4 газонаполнительными станциями производительностью 30 тыс. тонн в год, 5 газонаполнительными пунктами с объемом хранения 80 тонн газа, 55 пунктами хранения баллонов, наружными газопроводами протяженностью 166,7 км и внутридомовыми газопроводами протяженностью 490,7 км со сроком эксплуатации 30 лет и более.

Уровень газификации жилищного фонда Красноярского края сжиженным газом по состоянию на 1 января 2013 года составляет 19,2 %, в том числе по городам - 16,8 %, по районам - 35,1 %.

Поставка газа населению осуществляется через газораспределительные установки и в газобаллонных установках.

Природный сетевой газ, добываемый на территории Норильского промышленного района, используется в производственных целях.

 

2.6. Капитальный ремонт многоквартирных домов

 

В соответствии со статистическими данными площадь жилищного фонда Красноярского края составляет 64100,36 млн кв. м - это более 18 тыс. многоквартирных домов (без учета домов блокированной застройки).

Из указанного количества многоквартирных домов в более чем 13 тыс. домов (29,4 млн кв. м), что составляет свыше 60 % от всего краевого жилищного фонда, истек нормативный срок эксплуатации, и требуется проведение капитального ремонта уже на сегодняшний день.

Основная доля многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, была введена в эксплуатацию в 70 - 90-е годы прошлого столетия, и соответственно в отношении большей части жилищного фонда истекли или подходят нормативные сроки проведения капитального ремонта.

В советский период содержание жилищного фонда дотировалось государством путем капитальных вложений в капитальный ремонт жилищного фонда. В период перестройки, учитывая дефицит бюджетов всех уровней, финансирование отрасли проводилось по остаточному принципу. В результате с середины 90-х годов прошлого столетия, несмотря на проводимые работы по капитальному ремонту, объем жилищного фонда, требующего капитального ремонта, постоянно увеличивается.

С 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, определившего переход к рыночным отношениям в жилищно-коммунальном хозяйстве, бремя по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов легло на собственников помещений в данных многоквартирных домах. В соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем, то есть государством, сохранилась обязанность производить капитальный ремонт домов и жилых помещений в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда до момента исполнения обязательств. Однако принимая во внимание колоссальный объем жилищного фонда, нуждающегося в капитальном ремонте на момент его приватизации, решение проблемы разовыми мероприятиями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, не представлялось возможным.

Для решения существующих проблем органами государственной власти Российской Федерации был разработан механизм, позволяющий стимулировать проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства за счет предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов через государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). В период работы Фонда (с 2007 года) на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края было направлено 4,5 млрд рублей, что позволило не допустить прирост жилья с износом от 31 до 60 %. Однако реализация программ по капитальному ремонту, проводимому в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", позволила провести выборочный капитальный ремонт лишь на 14 % многоквартирных домов из числа нуждающихся в таком ремонте.

В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации в декабре 2012 года, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта).

Средний нормативный срок эксплуатации конструктивных элементов многоквартирных домов составляет 15 - 30 лет. При этом учитывая, что программа капитального ремонта, утверждаемая на уровне субъекта Российской Федерации, должна предполагать цикличность выполнения работ, накопить на капитальный ремонт в состоянии только собственники 5-, 9-этажных многоквартирных домов. Собственники помещений в малоэтажных многоквартирных домах (до трех этажей) для выполнения работ на доме площадью 700 кв. м должны будут собирать средства не менее 40 лет.

В соответствии с положениями статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации на проведение работ по капитальному ремонту может предоставляться государственная поддержка. Учитывая, что срок нормативной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт по малоэтажной застройке аналогичен (а в некоторых случаях даже ниже) срока, установленного для многоэтажных домов, необходимо предоставление государственной поддержки на выполнение работ по капитальному ремонту как минимум тем домам, которые профинансировать работы в нормативные сроки самостоятельно не способны.

Согласно статистической отчетности площадь жилищного фонда малоэтажной застройки в Красноярском крае составляет 5478,24 тыс. кв. м, в том числе:

в муниципальных образованиях, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, - 1269,6 тыс. кв. м;

в остальных муниципальных образованиях - 4208,64 тыс. кв. м.

Средняя стоимость капитального ремонта 1 м2 малоэтажного жилого дома составляет:

6,0 тыс. рублей в муниципальных образованиях, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;

3,0 тыс. рублей в остальных муниципальных образованиях.

 

2.7. Тарифная политика

 

На протяжении ряда лет тарифы на коммунальные ресурсы были ограничены предельным ростом, утверждаемым ежегодно на федеральном уровне (предельные индексы максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию).

Предельные индексы максимально возможного изменения действующих тарифов составили:

2014 год: водоснабжение и водоотведение - 105,4 %, тепловая энергия - 104,6 %;

2015 год: водоснабжение и водоотведение - 110,6 %, тепловая энергия - 108,0 %.

В тоже время, нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляется тарифное регулирование, содержат требование об обеспечении необходимой валовой выручки и утверждении экономически обоснованных тарифов, обеспечивающих безубыточную деятельность ресурсоснабжающих организаций.

Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых ресурсов.

На территории Красноярского края осуществляют деятельность по теплоснабжению 139 ресурсоснабжающих организаций, 98 из которых осуществляет реализацию коммунальных ресурсов на территории муниципальных районов.

При этом диапазон утвержденных тарифов составляет от 424,84 руб/Гкал для ОАО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат" (г. Ачинск) до 13995,91 руб./Гкал для МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети" (п. Шушенское).

Наибольшую долю в необходимой валовой выручке, учтенной при формировании тарифов на тепловую энергию, занимают затраты на топливо - 35 %, расходы на оплату труда -20 %, расходы на электроэнергию - 8,5 % и расходы на капитальный ремонт - 7,1 %.

В целом по краю валовая выручка, планируемая к включению в тарифы на тепловую энергию на 2016 год, составляет 44 642,4 млн рублей, что обеспечивает предельный рост тарифов на 103,5 % с 1 июля 2016 года.

Что касается сферы водоснабжения и водоотведения, то здесь следующая ситуация.

На территории Красноярского края осуществляют деятельность по водоснабжению 188 ресурсоснабжающих организаций, 162 из которых осуществляет реализацию коммунальных ресурсов на территории муниципальных районов; деятельность по водоотведению 135 ресурсоснабжающих организаций, 109 из которых осуществляет реализацию коммунальных ресурсов на территории муниципальных районов.

При этом диапазон утвержденных тарифов составляет:

по холодной воде - от 6,54 руб/куб.м. для ОАО "Южно-Енисейские тепловые сети", оказывающего услуги на территории п. Тесь Минусинского района, до 2783,71 руб./куб.м. за подвоз воды для потребителей ОАО "Хантайское" (Таймырский Долгано-Ненецкий район, п. Хантайское озеро);

по водоотведению - от 8,72 руб/куб.м. для МУП ЗАТО Железногорск Красноярского края "Гортеплоэнерго", оказывающего услуги на территории ЗАТО г. Железногорск, до 636,61 руб./куб.м. для ООО "Квант-2" (с. Ермаковское).

Наибольшую долю в необходимой валовой выручке, учтенной при формировании тарифов на холодную воду, занимают затраты на электроэнергию - 21 %, расходы на оплату труда - 33 %, и расходы на капитальный ремонт - 7,1 %, в необходимой валовой выручке по водоотведению: затраты на электроэнергию - 9,3 %, расходы на оплату труда - 37 %.

В целом по краю валовая выручка, планируемая к включению в тарифы на холодную воду на 2016 год составляет 6 712,9 млн рублей, а на водоотведение - 5 208 млн. рублей что обеспечивает предельный рост тарифов на 104,0 % с 1 июля 2016 года.

Однако уже в 2015 году рост цен по нерегулируемым видам деятельности, таким как реализация топливных ресурсов, реализация электрической энергии (за исключением группы потребителей "население") позволяет судить о том, что затраты, учтенные в необходимой валовой выручке по тепло-, водоснабжению и водоотведению, не позволят компенсировать фактические расходы по данным направлениям.

Ожидается, что в 2016 году расходы по покупку топливно-энергетических ресурсов могут увеличатся на 120 % по отношению у уровню цен в 2015 году, а расходы на электрическую энергию с учетом колебания цен на оптовых рынках - на 134 %.

С другой стороны утверждение экономически обоснованных тарифов требует полное возмещение затрат по предоставляемым коммунальным услугам конечными потребителями, большинством из которых является население.

В тоже время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации рост платы граждан за коммунальные услуги ограничен предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

С учетом высокой себестоимости производства коммунальных услуг и одновременным требованием ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, граждане, проживающие на территории Красноярского края, не имеют возможности производить оплату за коммунальные услуги в полном объеме в соответствии утвержденными тарифами. Одновременно с этим возникает компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.

С учетом данной ситуации необходимо создание предпосылок направленных на внедрение экономических механизмов в отрасль ЖКХ через:

- сбалансированное регулирование тарифов РСО;

- поэтапное доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов от тарифов установленных РЭК.

Эти задачи предлагается решать через:

- разработку и утверждение схем теплоснабжения водоснабжения (органы местного самоуправления);

-определение единых теплоснабжающих и гарантирующих организаций (органы местного самоуправления);

- формирование и утверждение инвестиционных программ, с одновременной оценкой рисков и роста тарифов на коммунальные ресурсы, в городских округах,

- утверждение предельных индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по отдельным городским округам в большем размере, чем в среднем по краю, оценивая в том числе социальную напряженность среди населения таких муниципальных образований.

- формирование единых (укрупнение) ресурсоснабжающих организаций по муниципальных районам,

- предоставление государственной поддержки предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства на модернизацию и капитальный ремонт инженерной инфраструктуры, оказывающим услуги в сельских поселениях края.

 

2.8. Риски реализации государственной программы

 

К основным рискам реализации государственной программы относятся:

финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий государственной программы за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов Красноярского края, влияющих на мероприятия государственной программы;


Информация по документу
Читайте также