Расширенный поиск
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.03.2008 № 197-рРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 03.03.08 N 197-р г. Кемерово Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области на 2008-2012 годы В целях обеспечения эффективности управления жилищным фондом и предоставления качественных и доступных коммунальных услуг гражданам и определения ключевых направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области в течение 2008-2012 годов: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области на 2008-2012 годы (далее - Концепция). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления: учитывать положения Концепции при реализации мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса в муниципальных образованиях; представлять ежеквартально не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации мероприятий по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса в департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области. 3. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И. Черемнов) опубликовать настоящее распоряжение в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области". 4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области А.Н. Наумова. 5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания. Губернатор Кемеровской области А.М. Тулеев Утверждена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 марта 2008 г. N 197-р Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области на 2008-2012 годы Введение Настоящая Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области на 2008-2012 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.07 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Основной целью разработки настоящей Концепции является определение ключевых направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области в течение 2008-2012 годов для обеспечения эффективности управления системами жизнеобеспечения населенных пунктов, жилищным фондом и предоставления качественных и доступных коммунальных услуг. 1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области Реформирование жилищно-коммунального комплекса в последние годы является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Кемеровской области. Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой многоотраслевой производственно-технологический комплекс услуг, затрагивающий интересы каждого человека, влияющий на его жизненный уровень в зависимости от стоимости и качества этих услуг. Этот комплекс услуг насчитывает свыше 30 видов деятельности и включает в себя: водоснабжение, водоотведение, включая ливневую канализацию, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, включая сжиженный и природный газ, очистку сточных вод, включая утилизацию осадков сточных вод, сбор, вывоз, утилизацию и захоронение бытовых отходов, уборку и благоустройство придомовых территорий; содержание и ремонт жилых домов, включая общее имущество в многоквартирном доме, ремонт дорог и мостов, и многие другие. Поставщиками данных услуг являются свыше 500 организаций, 80 процентов которых имеют частную форму собственности. В Кемеровской области общая площадь жилищного фонда на 01.01.2007 составляет 57,9 млн. кв. метров. За последние два года общая площадь увеличилась на 2 процента (на 01.01.2005 - 56,8 млн. кв. метров, на 01.01.2006 - 57,3 млн. кв. метров), в том числе общая площадь жилых помещений в многоквартирных жилых домах составляет 40,1 млн. кв. метров. В общей структуре жилищного фонда преобладает частная форма собственности, и если на 01.01.2005 она составляла 75 процентов, то на 01.01.2007 - 81 процент. В результате приватизации жилья гражданами произошло уменьшение доли муниципальной формы собственности, и в настоящее время она составляет 9,5 млн. кв. метров или 16 процентов от всего жилищного фонда. В Кемеровской области по сравнению с другими регионами высока доля ветхого и аварийного жилищного фонда, она составляет 3,211 млн. кв. метров или 5,55 процента от всего жилищного фонда Кемеровской области, в котором проживают 65 тысяч семей. Этот показатель превышает среднероссийский почти в 3 раза. Ветхое и аварийное жилье - это временные щитовые одно-двухэтажные бараки, не отвечающие санитарным и техническим нормам, построенные в 30-50-е годы ХХ века, как правило, вокруг шахт и заводов, превратившееся в постоянное место жительства не одного поколения граждан. В процессе реструктуризации угольной отрасли в Кузбассе начиная с 1996 года было закрыто 44 шахты. Аварийное жилье, расположенное на подработанных горными выработками территориях, составило 1165 тыс. кв. метров, в нем проживало 17,4 тыс. семей. По состоянию на 01.01.2007 это жилье составляет 773 тыс. кв. метров или 25 процентов от всего ветхого и аварийного фонда области. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, что требует серьезных экономических вложений и стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально - технических ресурсов. 2. Периоды реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области В течение 2008-2012 годов должна быть проведена полномасштабная модернизация и реконструкция жилищно-коммунального комплекса, при этом: на первом этапе в 2008-2010 годах: будет осуществлен переход на 100 - процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг; будут обеспечены балансы интересов в решении тарифной политики всех заинтересованных сторон: потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг, а также бюджетов всех уровней; будут внедрены новые перспективные энергосберегающие технологии, обеспечивающие повышение надежности и снижение издержек производства; будут приняты меры по стимулированию предприятий монополистов к повышению качества предоставляемых услуг; на втором этапе в 2011-2012 годах планируется: активирование привлечения инвестиций в форме банковских кредитов, инвестиционных займов путем предоставления государственных и муниципальных гарантий, развитие концессионных механизмов; внедрение пообъектного управления недвижимостью в жилищной сфере; усовершенствована система профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов жилищно-коммунального комплекса. 3. Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области Основные целями реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области являются: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: 1) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности или введения процедуры банкротства, а также постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, ликвидация перекрестного субсидирования тарифов, усовершенствование системы субсидирования малообеспеченных семей. В ходе процедуры банкротства возможны различные варианты решения проблемы восстановления платежеспособности предприятия, в том числе создание новых акционерных обществ; 2) снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг; 3) обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств; 4) внедрение системного мониторинга технического состояния жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома. 5) формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению и привлечения частного бизнеса. 4. Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области Основные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области: 1) обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса; 2) обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; 3) формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса; 4) реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса. 4.1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики и предполагает осуществление следующих мер: 1) реструктуризация кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включающая ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключение соглашений о реструктуризации долгов, предусматривающих условия и графики их погашения; 2) сокращение дебиторской задолженности, в том числе у населения; 3) обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает: применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг; повсеместное введение оплаты за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с экономически обоснованными тарифами; реализация мероприятий по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг; введение платы за наем муниципального жилья, позволяющей дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); постепенная ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг; проведение независимых экспертиз и комплексных проверок предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования; разработка методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения; 4) повышение инвестиционной привлекательности отрасли. 4.2. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области при поэтапном переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг осуществляется с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Компенсация расходов на предоставление субсидий производится за счет бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством. Для повышения эффективности социальной поддержки населения должна быть усовершенствована система персонифицированных социальных счетов граждан, на которые перечисляются средства, предусмотренные на все виды адресной социальной поддержки. 4.3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса Одно из основных направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса - это создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированием договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими и подрядными организациями. Разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом. Муниципальное образование как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) заключает с управляющей организацией договор на управление жилищным фондом. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в многоквартирном доме. Основное требование при формировании или выборе управляющей организации - это ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, при этом функции управляющей компании могут выполняться организацией любой организационно-правовой формы. Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности возможно при формировании муниципального заказа, размещаемого на конкурсной основе. Необходимо проведение конкурсов на выполнение специализированных работ: обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и других приборов учета на уровне жилого дома, проведение капитального ремонта. Организаторами конкурсов могут выступать управляющие организации на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления. Таким образом, в основу системы управления коммунальным комплексом должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. Реформа жилищно-коммунального комплекса должна создавать условия к развитию конкуренции в двух направлениях: 1) в сфере управления недвижимостью - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом; 2) между подрядными организациями - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации. Основой для развития конкуренции послужит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума) является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений. Для активизации процесса создания ТСЖ и их успешного развития необходимо решение следующих вопросов: упрощение процедуры оформления кондоминиума и товариществ собственников жилья; оформление договоров ТСЖ с органами местного самоуправления на предоставление субсидий, дотаций и льгот; создание механизма передачи прав гражданам распоряжаться предназначенными для них бюджетными средствами; формирование в муниципальных образованиях методических центров для оказания соответствующей помощи гражданам в организации и функционировании ТСЖ. На развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом может оказать существенное влияние установка приборов учета в жилых домах и возможность рассматривать альтернативные варианты по затратам на содержание, текущий и капитальный ремонт и обслуживание жилищного фонда. Способствовать развитию конкуренции будет и привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе путем поэтапного преобразования муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Это позволит обеспечить равные юридические права для всех участников рынка. Учитывая целесообразность сохранения объектов сетевой коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности, одновременно необходимо использовать концессионные механизмы управления. Посредством заключения концессионных соглашений возможно предоставление хозяйствующему субъекту (управляющей компании, частному инвестору) исключительных прав на пользование, эксплуатацию и управление государственной или муниципальной собственностью. Реализация данного механизма позволит более эффективно использовать имущество, находящееся в муниципальной собственности, предотвращая его отчуждение в результате приватизации. Переход на использование новых форм хозяйственных отношений будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость органов местного самоуправления в отношениях с концессионерами, создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон. Процесс реформирования жилищно-коммунального комплекса затрагивает не только города, но и сельскую местность, где имеются свои особенности. Объекты жилищно-коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах передавались в муниципальную собственность, как правило, в ненадлежащем техническом состоянии, так как за годы реформ на селе капитальный ремонт зачастую не проводился. В муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства в большинстве случаев были переданы с большим техническим износом, без материально-технического обеспечения и финансовых средств. Учитывая специфику села, организация эксплуатации объектов жилищно-коммунального комплекса в сельском поселении может осуществляться по следующим направлениям: 1) создание производственных участков многоотраслевых предприятий (филиалы, представительства) по содержанию и технической эксплуатации объектов ЖКХ и социальной сферы. Учитывая малый объем коммунальных услуг, в обязанности участков можно включать техническое оборудование объектов коммунального назначения и оказание услуг бюджетной сферы, а также оказание ритуальных услуг и проведение работ по благоустройству поселка; 2) привлечение по договорам технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы организаций любых форм собственности, а также предпринимателей без образования юридического лица для выполнения отдельных видов работ. Для эффективной работы данного направления необходимо: проведение разъяснительной работы среди населения с целью добровольного объединения граждан в некоммерческие товарищества; решение вопросов, связанных с дополнительным целевым финансированием за счет бюджетных средств; обеспечение надлежащего контроля со стороны муниципалитета и других контролирующих органов за качественным предоставлением услуг населению. Структура управления жилищно-коммунальным комплексом сельских населенных пунктов должна организовываться при наличии четкого взаимодействия с органами местного самоуправления (сельскими администрациями). При решении указанных проблем особое внимание следует уделить: проведению органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования коммунального хозяйства; формированию структур (управляющие организации, товарищества собственников жилья и др.), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг; совершенствованию договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг; завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов коммунального хозяйства. 4.4. Реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса Приоритетными направлениями на первом этапе реформирования жилищно-коммунального комплекса являются восстановление жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и переход к работе в эксплуатационном режиме, что требует проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ. С целью повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения с одновременным снижением нерациональных затрат предлагается: использовать при реконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений высококачественные, равные по долговечности строительные материалы, конструкции и элементы инженерных систем (долговечные кровельные материалы, пластиковые трубы, фасадные отделочные материалы, и др.), ограничить (запретить) применение недолговечных, морально и технологически устаревших материалов и технологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты при эксплуатации зданий; повысить энергоэффективность реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями. Продолжение реконструкции и ремонта по устаревшим технологиям из-за высоких теплопотерь в ходе эксплуатации приводит к существенным затратам на вынужденные дотации для компенсации удорожания стоимости топлива и созданию дополнительных мощностей по производству тепловой энергии; использовать автономные системы отопления. При проектировании нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда рассматривать возможности использования автономных систем теплоснабжения; использовать при модернизации котельных высокоэффективное теплоэнергетическое оборудование (котлы с КПД 92 процента и более, насосы с частотно-регулируемыми электроприводами, пластинчатые теплообменники). Запретить внедрение котлов с КПД менее 92 процентов и кожуховых теплообменников; при строительстве и реконструкции сетей использовать в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, санацию трубопроводов, а также применение труб из полимерных материалов; применять для теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей новые материалы; осуществлять внедрение новых перспективных энерго- и ресурсосберегающих технологий. Реконструкцию, модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области предполагается осуществить за счет комплексного использования средств областного и местных бюджетов, предприятий жилищно-коммунального комплекса, населения и инвестиций. Мероприятия по развитию (увеличение мощности и техническое перевооружение) систем жизнеобеспечения с использованием современных технологий и оборудования должны финансироваться с привлечением всех возможных источников, причем в осуществлении программы реформирования жилищно-коммунального комплекса наибольшее значение будут иметь внебюджетные источники средств и инвестиции. Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов будет определяться в значительной степени тем огромным потенциалом энергоресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс. 5. Организационное обеспечение и контроль за реализацией Концепции Наличие различных видов собственности предполагает государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и дифференцированных региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками. Организация управления и контроль за ходом реализации Концепции возлагаются на департамент жилищно-коммунального и дорожного комп-лекса Кемеровской области, который осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления. Заместитель Губернатора Кемеровской области А.Н. Наумов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|