Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Омской области от 25.10.2001 № 287ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.10.2001 г. N 287 г. Омск О протесте прокурора на отдельные положения статьи 1, статьи 7 (пункт 1), статьи 11 (пункт 3), статьи 14 (пункты 1 и 2), статьи 15 (пункты 1, 2 и 4), статьи 17 (пункт 1), статьи 23 (пункт 2), статьи 24 (часть 2), статьи 26 (подпункты "и", "л", "р" пункта 1, пункт 2), статьи 28 (пункт 2) Закона Омской области от 15 июля 1994 года N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" (в редакции Закона Омской области от 7 июля 1999 года N 204-ОЗ) Рассмотрев протест прокурора Омской области на отдельные положения статьи 1, статьи 7 (пункт 1), статьи 11 (пункт 3), статьи 14 (пункты 1 и 2), статьи 15 (пункты 1, 2 и 4), статьи 17 (пункт 1), статьи 23 (пункт 2), статьи 24 (часть 2), статьи 26 (подпункты "и", "л", "р" пункта 1, пункт 2), статьи 28 (пункт 2) Закона Омской области от 15 июля 1994 года N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" (в редакции Закона Омской области от 7 июля 1999 года N 204-ОЗ), Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять к рассмотрению протест прокурора на отдельные положения статьи 1, статьи 7 (пункт 1), статьи 11 (пункт 3), статьи 14 (пункты 1 и 2), статьи 15 (пункты 1, 2 и 4), статьи 17 (пункт 1), статьи 23 (пункт 2), статьи 24 (часть 2), статьи 26 (подпункты "и", "л", "р" пункта 1, пункт 2), статьи 28 (пункт 2) Закона Омской области от 15 июля 1994 года N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" (в редакции Закона Омской области от 7 июля 1999 года N 204-ОЗ). 2. Комитету законодательных предположений, законности и правопорядка Законодательного Собрания Омской области подготовить предложения по реагированию на протест прокурора Омской области и внести их в установленном порядке на следующее заседание Законодательного Собрания Омской области. Председатель Законодательного Собрания В.А. Варнавский Прокуратура Российской Федерации ПРОКУРАТУРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Законодательное Собрание 644099, г. Омск, ул. Ленина, 1 Омской области 10.10.2001 N 7-5-2001 ПРОТЕСТ на отдельные положения статьи 1, статьи 7 (пункт 1), статьи 11 (пункт 3), статьи 14 (пункты 1 и 2), статьи 15 (пункты 1, 2 и 4), статьи 17 (пункт 1), статьи 23 (пункт 2), статьи 24 (часть 2), статьи 26 (подпункты "и", "л", "р" пункта 1, пункт 2), статьи 28 (пункт 2) Закона Омской области от 15 июля 1994 года N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" (в редакции Закона Омской области от 7 июля 1999 года N 204-ОЗ) 7 июня 1994 года Законодательным Собранием Омской области принят Закон Омской области "О Законодательном Собрании Омской области". Законом Омской области от 7 июля 1999 года N 204-ОЗ в него внесены изменения и дополнения. В настоящее время отдельные положения Закона Омской области "О Законодательном Собрании Омской области" (далее - Закон Омской области) вступили в противоречие с федеральным законодательством, поэтому подлежат отмене либо изменению по следующим основаниям. 1. Согласно статье 1 Закона Омской области Законодательное Собрание (Парламент) Омской области является высшим представительным и законодательным органом государственной власти Омской области, что не в полной мере соответствует пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Федеральный закон (в редакции от 08.02.2001), в соответствии с которым законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. 2. Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Омской области право законодательной инициативы принадлежит, в частности, органам местного самоуправления городов и районов области, что не в полной мере соответствует пункту 1 статьи 6 Федерального закона, в соответствии с которым право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит представительным органам местного самоуправления. 3. Пунктом 3 статьи 11 Закона Омской области установлено, что до полного избрания депутатов Законодательного Собрания заседания правомочны, если в них принимает участие не менее двух третей избранных депутатов. Данное положение не соответствует пункту 9 статьи 4 Федерального закона, согласно которому законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. 4. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Омской области законы и постановления Законодательного Собрания считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов. Указанное положение не в полной мере соответствует статье 7 Федерального закона, согласно которой законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов (пункт 2); постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (пункт 3). 5. Пунктом 2 статьи 14 Закона Омской области предусмотрено, что закон о внесении поправок в Устав области, повторное голосование по возвращенному Главой Администрации (Губернатором) Омской области законопроекту в прежней редакции, постановление Законодательного Собрания об отстранении от должности Председателя Законодательного Собрания считаются принятыми, если за них проголосовало две трети от общего числа депутатов. Данное положение не в полной мере соответствует пункту 1 статьи 7 и пункту 3 статьи 8 Федерального закона. Устав субъекта Российской Федерации, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (пункт 1 статьи 7); в случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона). 6. Положение пункта 1 статьи 15 Закона Омской области, согласно которому Губернатор Омской области в течение десяти дней подписывает закон и в течение семи дней публикует его в соответствии с областным законом противоречит пункту 2 статьи 8 Федерального закона. Согласно указанной норме Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. 7. Пунктом 2 статьи 15 Закона Омской области установлено, что если при повторном рассмотрении за закон в прежней редакции проголосовало две трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания, Глава Администрации (Губернатор) Омской области в течение семи дней подписывает и публикует его. Данное положение не в полной мере соответствует пункту 3 статьи 8 Федерального закона, по основаниям, указанным в пункте 5 протеста. 8. Пунктом 4 статьи 15 областного Закона установлено, что закон Омской области, постановление Законодательного Собрания вступает в силу со дня опубликования, если иное не предусмотрено областным законом. Указанное положение не в полной мере соответствует пункту 5 статьи 8 Федерального закона, согласно которому устав и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования; законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. 9. Пунктом 1 статьи 17 Закона Омской области предусмотрено, что структура Законодательного Собрания определяется им самостоятельно. Данное положение не соответствует пункту 2 статьи 4 Федерального закона, согласно которому структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. 10. Согласно пункту 2 статьи 23 Закона Омской области депутат Законодательного Собрания не может быть одновременно депутатом (членом) иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, занимать должности в исполнительных и судебных органах государственной власти, действующих на территории области, если иное не предусмотрено федеральным и областным законом. Положения указанного пункта не соответствуют статье 12 Федерального закона, согласно которой в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1); в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2). 11. Согласно части 2 статьи 24 Закона Омской области депутаты Законодательного Собрания на территории Омской области не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме предусмотренных федеральным законом случаев задержания на месте преступления; личный досмотр депутатов, их жилища и имущества, досмотр используемых ими транспортных средств допускается лишь в предусмотренных федеральным законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Согласно Конституции Российской Федерации вопросы неприкосновенности депутатов, затрагивающие аспекты уголовного и уголовно-процессуального законодательства, находятся в ведении Российской Федерации и по ним принимаются федеральные законы (статья 71, пункт "о"; статья 76, часть 1); административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2). Вопросы неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок получения согласия на лишение депутата неприкосновенности уже урегулированы статьями 13, 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и они значительно шире понятия неприкосновенности, которое определено статьей 24 Закона Омской области для депутатов Законодательного Собрания Омской области. Поскольку гарантии неприкосновенности депутата и порядок получения согласия законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации на лишение депутата неприкосновенности уже установлены федеральным законом, какой-либо иной порядок законодатель субъекта Российской Федерации устанавливать не вправе. 12. Статья 26 (подпункт "и" пункта 1) Закона Омской области относит к числу полномочий Законодательного Собрания определение порядка пользования и распоряжения землей, водами, лесами, недрами и другими природными ресурсами. Данное положение не соответствует федеральному законодательству. Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). В силу статьи 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Конституция Российской Федерация относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, лесное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "в", "г", "д", "к" части 1); по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, на основе которых может также осуществляться разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить соответствующим федеральным законам (статья 76, части 2 и 5). Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе самостоятельно определять порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а может осуществлять правовое регулирование указанных вопросов только в соответствии с федеральными законами. 13. Статья 26 (подпункт "л" пункта 1) Закона Омской области относит к числу полномочий Законодательного Собрания установление областных налогов, сборов, штрафов, пошлин и порядка их взыскания, определение льгот и преимуществ по налоговым и неналоговым платежам в областной бюджет. Указанное положение в части установления штрафов, пошлин и порядка их взыскания противоречит федеральному законодательству. По гражданскому праву штраф - это вид неустойки. В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка может устанавливаться законом - законная неустойка. Под законом в гражданском законодательстве понимается только федеральный закон (пункты 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ). Поскольку гражданское законодательство - предмет исключительного ведения Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции РФ), субъект Федерации не вправе принимать какие-либо нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права. В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" (в редакции от 07.08.2001) под государственной пошлиной понимается установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Поэтому штраф (как вид неустойки), пошлина, а также порядок их взыскания, не могут устанавливаться на региональном уровне и относиться к полномочиям законодательного (представительного органа субъекта Российской Федерации. На основании статьи 5 (пункт 9) Закона РФ "О государственной пошлине" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать только льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом Российской Федерации. 14. Статья 26 (подпункт "р" пункта 1) Закона Омской области относит к числу полномочий Законодательного Собрания назначение выборов органов местного самоуправления. Указанное положение не в полной мере соответствует статье 5 (подпункт "в" пункта 2) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статье 44 (подпункт 18 пункта 1) Устава (Основного Закона) Омской области, согласно которым к полномочиям Законодательного Собрания относится установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны обеспечить законодательное закрепление гарантий своевременного назначения даты выборов в органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения указанных выборов. 15. Согласно пункту 2 статьи 26 Закона Омской области Законодательное Собрание утверждает руководителя органа внутренних дел Омской области. Данное положение в части "утверждения" Законодательным Собранием Омской области руководителя органа внутренних дел не соответствует федеральному законодательству. В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в согласовании назначения на должность руководителя территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти устанавливаются федеральным законом. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О милиции" (в редакции от 04.08.2001) начальники управлений (главных управлений) внутренних дел в субъектах Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации (часть 4); при этом выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по предлагаемой кандидатуре (часть 5). Поскольку Законом РФ "О милиции" в настоящее время не предусмотрено участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в процедуре согласования (а тем более утверждения) при назначении на должность кандидатуры руководителя органа внутренних дел, областной Закон в этой части подлежит изменению и приведению в соответствие с федеральным законом. 16. Согласно статье 28 (пункт 2) Закона Омской области невыполнение актов Законодательного Собрания, принятых в пределах его компетенции, а также непредставление в Законодательное Собрание запрашиваемой им информации, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан б виде штрафа в размере от двукратной до двадцатикратной величины минимальной заработной платы, налагаемого в судебном порядке. Следовательно, областным Законом установлен судебный порядок привлечения к административной ответственности за невыполнение актов законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации, что противоречит федеральному законодательству. В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 1 октября 1998 года N 145-О "По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части Первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях" указал, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации. Установив в пункте 2 статьи 28 Закона Омской области административную ответственность, законодатель субъекта Российской Федерации указал на судебный порядок привлечения к такой ответственности, в связи с чем вторгся в сферу общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации. В соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса РСФСР порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", названным Кодексом и другими федеральными законами; гражданское судопроизводство у мирового судьи определяется названным Кодексом, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" и другими федеральными законами. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. В силу части 6 статьи 19, части 3 статьи 20 и части 3 статьи 21 Федерального конституционного закона полномочия, порядок образования и деятельности Верховного суда Российской Федерации, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Часть 4 статьи 195 КоАП РСФСР предусматривает, что районные (городские) народные суды (народные судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, другими законодательными актами СССР, а также законодательными актами РСФСР. Таким образом, областной законодатель, установив судебный порядок привлечения к административной ответственности за невыполнение актов Законодательного Собрания и, тем самым, наделив суды дополнительными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, вышел за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 22 (пункт 3), 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 27 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ПРЕДЛАГАЮ: Вышеуказанные положения статьи 1, статьи 7 (пункт 1), статьи 11 (пункт 3), статьи 14 (пункты 1 и 2), статьи 15 (пункты 1, 2 и 4), статьи 17 (пункт 1), статьи 23 (пункт 2), статьи 24 (часть 2), статьи 26 (подпункты "и", "л", "р" пункта 1, пункт 2), статьи 28 (пункт 2) Закона Омской области от 15 июля 1994 года N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" (в редакции Закона Омской области от 7 июля 1999 года N 204-ОЗ) отменить либо изменить, привести их в соответствие с действующим федеральным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания Омской области. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщите в письменной форме. Прокурор Омской области государственный советник юстиции 2 класса С.П. Казаков Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|