Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 24.05.2001 № 139

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        от 24.05.2001 г. N 139
                               г. Омск

            О законодательной инициативе Законодательного
        Собрания Омской области по внесению в Государственную
           Думу Федерального Собрания Российской Федерации
         проекта федерального закона "О внесении изменения и
        дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях
         избирательных прав и права на участие в референдуме
                    граждан Российской Федерации"

     В соответствии со статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Внести  в порядке законодательной инициативы в государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  федерального
закона  "О  внесении  изменения  и  дополнений в федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".

     2. Обратиться   к   законодательным   (представительным)  органам
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой
поддержать данный проект федерального закона.

     3. Поручить   депутату  Законодательного  Собрания  М.И.Машкарину
представлять   настоящий   законопроект   в    Государственной    Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский

                                    Вносится Законодательным Собранием
                                                        Омской области

                                                                Проект

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об
      основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
              референдуме граждан Российской Федерации"

     Статья 1.  Внести  в  Федеральный  закон  "Об  основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"  (Собрание законодательства Российской Федерации,  1997,  N
38, ст. 4339; 1999, N 14, ст. 1653) следующие изменение и дополнения:
     1. В статье 2:
     в абзаце двадцать пятом:
     после слов    "международную   организацию"   дополнить   словами
"общественное объединение,  а также частное лицо,  имеющее  признанный
авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина";

     2. В   статье  26:
     пункт 3 дополнить предложением следующего содержания:
     "Присутствие иностранных       (международных)       наблюдателей
осуществляется с  учетом  требований,  изложенных  в  пунктах  6  и  7
настоящей статьи.",
     пункт 5 дополнить предложением следующего содержания:
     "Присутствие иностранных       (международных)       наблюдателей
осуществляется с учетом требований,  изложенных в пункте  6  настоящей
статьи.";
     дополнить новыми пунктами 6-7 следующего содержания:
     "6. Присутствие   иностранных   (международных)  наблюдателей  на
избирательных участках, в иных избирательных комиссиях, образованных в
воинской  части  (в  том  числе  в  воинской  части,  расположенной за
пределами  Российской  Федерации),  на  судах  Военно-морского   флота
Российской  Федерации,  находящихся  в  день  голосования  в плавании,
закрытом административно-территориальном образовании  и  территории  с
регламентированным посещением для иностранных граждан,  допускается на
основании специального разрешения, выданного Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации.
     7. Присутствие  иностранных   (международных)   наблюдателей   на
избирательных  участках,  образованных  в  больнице,  санатории,  доме
отдыха,  следственном  изоляторе  и  изоляторе  временного  содержания
допускается   без   специального   разрешения   после  согласования  с
Центральной избирательной  комиссией  Российской  Федерации.";
     пункты 6 - 13 считать соответственно пунктами 8 - 15;
     пункт 15 изложить в следующей редакции:
     "15. Иностранные    (международные)    наблюдатели,    получившие
разрешение на въезд в Российскую Федерацию  в  порядке,  установленном
федеральным законом, либо постоянно или преимущественно проживающие на
территории  Российской  Федерации  при  наличии  приглашения   органов
государственной   власти,   Уполномоченного   по   правам  человека  в
Российской Федерации,  избирательных  комиссий,  комиссий  референдума
аккредитуются    Центральной    избирательной   комиссией   Российской
Федерации.  Деятельность  иностранных   (международных)   наблюдателей
регулируется  федеральными  конституционными  законами  и федеральными
законами.".
     Статья 2.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.

     Президент
     Российской Федерации          В.Путин

     Москва, Кремль
     "__"_____________2001 г.
     N -ФЗ


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                    к проекту федерального закона
      "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об
      основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
              референдуме граждан Российской Федерации"

     Настоящий законопроект направлен на совершенствование российского
избирательного   законодательства   в  части  регулирования  правового
статуса иностранных (международных) наблюдателей.
     Анализ последних    федеральных   избирательных   кампаний   дает
основания полагать,  что международное наблюдение за ходом  выборов  в
Российской  Федерации  можно  считать состоявшимся и имеющим тенденцию
стабильного развития институтом избирательного  права.  Вместе  с  тем
практика   применения   законов   о   выборах   в  федеральные  органы
государственной власти свидетельствует о том,  что еще не все  аспекты
правового   положения   данной   категории  участников  избирательного
процесса урегулированы в достаточной степени.
     Законопроект имеет следующие цели:
     - устранение пробелов и некоторых  противоречий,  содержащихся  в
нормах  Федерального  закона  от  19  сентября  1997 года "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях...");
     - приведение норм ФЗ "Об основных гарантиях..." в соответствие  с
нормами   российского   законодательства,  регулирующего  общественные
отношения в других сферах;
     - обеспечение   избирательных   прав  граждан  и  иных  субъектов
избирательного процесса на осуществление международного наблюдения  за
ходом выборов;
     - обеспечение   интересов   государственной   безопасности    при
проведении избирательных кампаний.
     Данным законопроектом вносятся изменение и дополнения в статьи  2
и 26 ФЗ "Об основных гарантиях...".
     В частности одно из двух дополнений,  вносимых в  абзац  двадцать
пятый статьи 2, направлено на приведение его содержания в соответствие
с  Федеральным  законом  от  19  мая  1995   года   "Об   общественных
объединениях".    Оно    предусматривает   закрепление   общественного
объединения в  качестве  субъекта,  чьи  интересы  может  представлять
иностранный   (международный)   наблюдатель.   Необходимость   в  этом
существует,  так  как  по  смыслу  действующей   нормы   осуществление
международного  наблюдения возможно только представителями иностранных
или  международных  организаций,  а  в  соответствии  со   статьей   7
Федерального   закона   "Об  общественных  объединениях"  общественная
организация - это лишь одна из пяти  организационно-правовых  форм,  в
которых  могут создаваться общественные объединения (в случае принятия
Федерального  закона  "О  политических  партиях"  -  одна  из  шести).
Практика   показывает,   что   уже   сегодня  различные  международные
правозащитные и исследовательские  общественные  объединения,  которые
занимаются  избирательной  проблематикой  и  ставят перед собой задачу
осуществления мониторинга за выборами,  реализуют это право,  опираясь
на нормы, регулирующие другие сферы общественных отношений. Речь идет,
прежде  всего,  о  российских  общественных  объединениях,  которые  в
порядке  статьи  47 Федерального закона "Об общественных объединениях"
приобретают статус  международных  и,  соответственно  получают  право
предлагать    своих   кандидатов   для   осуществления   такого   рода
деятельности.
     В силу  этого  предлагаемое  дополнение следует рассматривать как
приведение в соответствие норм,  содержащихся в разных источниках,  но
не как искусственное расширение перечня указанных субъектов.
     Аналогично следует рассматривать  и  второе  дополнение,  которое
предусматривает закрепление в качестве самостоятельного субъекта,  чьи
интересы может представлять иностранный  (международный)  наблюдатель,
частное  лицо,  имеющее  признанный  авторитет в области защиты прав и
свобод человека и гражданина.  Такого рода  изменения  уже  внесены  в
федеральные  законы  о  выборах президента и депутатов Государственной
Думы и их целесообразность была подтверждена практикой проведения двух
последних избирательных кампаний в 1999-2000 годах.
     Изменение и дополнения,  вносимые  в  статью  26,  направлены  на
устранение пробела в законодательном регулировании статуса иностранных
(международных) наблюдателей и  на  приведение  некоторых  ее  норм  в
соответствие  с  нормами,  содержащимися в других нормативных правовых
актах.
     Действующее российское       законодательство,       регулирующее
общественные   отношения,   связанные   со    статусом    иностранцев,
предусматривает   ряд  ограничений  на  передвижение  и  устанавливает
разрешительный  характер  посещения  некоторых   участков   территории
Российской   Федерации.   Вместе   с   тем   нормы   ФЗ  "Об  основных
гарантиях...",   регламентирующие   порядок   посещения   иностранными
(международными)   наблюдателями   избирательных   участков   и   иных
избирательных  комиссий,   по   сути,   предоставляют   им   право   в
уведомительном  порядке  осуществлять наблюдение в любой точке страны.
Косвенное  ограничение  права  наблюдателей  на  присутствие  на  ряде
избирательных  участков,  содержащееся  в  пункте 4 статьи 26,  нельзя
считать достаточным.
     В связи  с  этим  данную статью предлагается дополнить пунктом 6,
предусматривающим  получение   специального   разрешения   Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации на присутствие иностранных
(международных)  наблюдателей  на  избирательных  участках,   в   иных
избирательных комиссиях,  образованных в пределах территорий,  Имеющих
особый режим посещения иностранцами.
     Кроме того,  целесообразно  расширить  и  сам  перечень указанных
территорий,  так как в нормах ФЗ "Об  основных  гарантиях..."  имеются
определенные  разночтения  и  пробелы.  К  уже  имеющимся  территориям
воинских    частей    и    закрытых    административно-территориальных
образований, следует добавить:
     территории воинских частей, расположенных за пределами Российской
Федерации  (поскольку  в  настоящее  время в случае формирования на их
территории избирательных участков не достаточно определено,  под какую
категорию они должны попадать - тех, которые формируются на территории
воинской части (и к которым применимы ограничения)  или  тех,  которые
формируются  на территории иностранного государства (и к которым можно
применять общие правила);
     суда Военно-морского  флота  Российской Федерации,  находящиеся в
день голосования в плавании (поскольку отсутствует формальное  деление
судов  на гражданские и военные и ко второй их группе нельзя применить
понятие "воинская часть");
     территории с   регламентированным   посещением   для  иностранных
граждан (поскольку такого рода участки местности имеются на территории
девятнадцать  субъектов  Российской  Федерации,  и  к  ним  могут быть
отнесены города  (Комсомольск-на-Амуре)  и  даже  субъекты  Российской
Федерации (Чукотский автономный округ).
     В связи с предлагаемыми  изменениями  возникает  необходимость  в
дополнении  данной  статьи  еще  одним  пунктом,  закрепляющим порядок
посещения иностранными  (международными)  наблюдателями  избирательных
участков,  образованных  в  местах  временного  пребывания граждан - в
больнице,  санатории,  доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе
временного содержания.
     Анализ норм избирательного законодательства  и  законодательства,
регулирующего  другие сферы общественных отношений,  позволяет сделать
вывод о  том,  что  в  ряде  случаев  международное  наблюдение  может
осуществляться  не  только  иностранными  гражданами,  но и гражданами
Российской  Федерации.  Например,  когда  они  представляют   интересы
российских общественных объединений, имеющих статус международных, или
российских общественных объединений,  входящих в состав  международных
организаций,  или когда гражданин Российской Федерации является членом
международной   правительственной   организации,    или    иностранная
организация   или  частное  лицо  предлагает  кандидатуру  российского
гражданина, а также еще в ряде случаев.
     Вместе с  тем в ФЗ "Об основных гарантиях..." предусмотрен только
один порядок получения аккредитации,  а именно - по  факту  въезда  на
территорию нашей страны при наличии соответствующего приглашения.  Для
того,  чтобы   устранить   данный   пробел,   предлагается   дополнить
соответствующий  пункт  статьи  26 положением о том,  что аккредитацию
может  получить  в  том  числе  лицо  постоянно  или   преимущественно
проживающее  на  территории  Российской  Федерации.  При  этом следует
отметить,  что  данные  лица  будут  в  основном  рассматриваться  как
приглашенные  стать  участниками  избирательной  кампании,  и только в
некоторых  случаях  -  как  приглашенные  прибыть  для  этой  цели  на
территорию Российской Федерации.
     Принятие данного Федерального закона повлечет за  собой  внесение
соответствующих изменений и дополнений в Федеральные законы "О выборах
депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации".
     Реализация данного    Федерального    закона     не     потребует
дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Информация по документу
Читайте также