Расширенный поиск

Решение Администрации Томской области от 27.09.2002 б/н

 
                         



                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

                              РЕШЕНИЕ
               
                   ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА

               ПРИ ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРЕ)

                          
     27.09.2002
     г. Томск
          
     
     1. Утвердить план работы Высшего экономического совета на 2002
год. Членам совета до 1 декабря 2002 года подать в адрес  секретаря
совета (Мозголина Б.С.) предложения для включения в план работы  на
2003 год.
     
     2. Принять  за   основу   предложенные  проекты   Региональной
инновационной стратегии  и  плана действий  по  ее реализации.  Для
оформления   единой  позиции   создать   рабочую  группу,   которой
делегировать  права  по   окончательной  доработке  документов,   в
составе: Козловская О.В. - председатель группы, Гага В.А., Звонарев
СВ., Зинченко В.И., Кобзев  А.В., Коровин С.Д., Майер ВТ.,  Майофис
А.И., Макаров АС, Мальцев Б.А., Пономаренко В.Л., Шидловский В.В.
     Доработанный проект    представить   на    подписание    Главе
Администрации (Губернатору) области до 8 октября 2002 года.
     
     3. Для подготовки материалов для последующих заседаний  совета
создать рабочие группы:
3.1. По  вопросу "Задачи  государственной  политики (федеральной  и
региональной)    в    сфере    развития    и    поддержки    малого
предпринимательства в Томской области" в составе: Козловская О.В. -
председатель группы, Акатаев Ч.М., Иткин И.И., Кляйн И.Г., Левчугов
ВВ., Осипов ЕВ.
3.2. По вопросу "Инвестиционная привлекательность Томской  области:
пути  и механизмы  ее  повышения"  в  составе: Пономаренко  В.Л.  -
председатель  группы,   Акатаев  Ч.М.,  Губкин   А.А.,  Крук   СМ.,
Козловская О.В, Мозголин Б.С, Собканюк Е.М.
3.1.

     Губернатор Томской области                        В.М. Кресс



                                              УТВЕРЖДЕНО
                                   Глава Администрации (Губернатор)
                                   Томской области       В.М. Кресс
                                   "08" октября 2002 г.             
                                               


              Инновационная Стратегия Томской Области


                            ТОМСК 2003

                            Содержание

    Направление   1.   Стимулирование   существующих   региональных   
компаний к использованию инноваций
    Направление  2.  Стимулирование  создания  малых  инновационных  
предприятий
    Направление  3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно 
в высокотехнологическую сферу)
    Направление   4.   Создание   эффективной   инфраструктуры  для  
поддержки инноваций.
    Направление  5. Повышение уровня навыков и умений руководителей 
и  специалистов,  вовлеченных в региональное экономическое развитие 
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
УПРАВЛЕНИЕ
Наблюдательный совет
Агентство
Рабочие группы
Основные принципы реализации Инновационной стратегии
ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ

                             Введение

     Инновационная стратегия Томской  области  - это  согласованное
видение  различных  участников  ее  реализации  -  органов  власти,
крупных   компаний,   среднего    и   малого   бизнеса,    научных,
образовательных     организаций,     организаций     инфраструктуры
государственного   и   частного   секторов   на   среднесрочное   и
долгосрочное  развитие  Томской  области.  Инновационная  стратегия
определяет общую цель,  модель и инструменты развития,  приоритеты,
роль различных участников в этом процессе.
     Сложившаяся к   настоящему   времени   отраслевая    структура
производства   Томской   области  имеет   в   основном   экспортную
ресурсно-сырьевую  направленность.   Основной  ее  базой   являются
топливно-энергетический   комплекс,   химическая    промышленность,
машиностроение  и   цветная  металлургия.  В   этих  отраслях   (за
исключением    машиностроения)   действует    ограниченное    число
предприятий  (около  20-ти), производящих  более  70%  промышленной
продукции.
     Развитие Томской  области  в долгосрочной  перспективе  должно
сопровождаться переходом региональной экономики, ориентированной на
экспорт  сырьевых   ресурсов,  к   развитию  наукоемких   отраслей,
основанных  на  технологиях.  Выбор  такой  стратегии  определяется
высоким научным  и инновационным потенциалом  Томской области,  где
расположены  6  ведущих  государственных  университетов,  институты
Сибирского  отделения РАН  и  Сибирского отделения  РАМН.  Решающее
значение  для  реализации  такой стратегии  имеет  высокий  уровень
квалификации  человеческих  ресурсов  и  активность   межсекторного
взаимодействия промышленности, малого бизнеса и науки.
     Для реализации  существующего  потенциала  и  развития   более
успешной  и  конкурентоспособной  экономики  в  регионе  необходима
четкая   стратегия,   последовательная  политика   и   общественная
поддержка. Инновационная стратегия Томской области была разработана
с использованием европейских методологий региональных инновационных
стратегий для Евросоюза; эти методологии были адаптированы с учетом
особенностей Томской области.
     Инновационное развитие для  Томской области  - это  стратегия,
основанная   на    широком   внедрении   новшеств,    использовании
возможностей,  реализация  которых требует  применения  современных
стандартов  и  технологий.  Инновационная  стратегия  нацелена   на
широкое внедрение  инноваций  в компаниях,  в сфере  взаимодействия
власти   и   бизнеса,   в   области   осуществления   интерфейсного
взаимодействия между  наукой, промышленностью  и другими  секторами
экономики.
     Важной особенностью  Инновационной стратегии  Томской  области
является то, что  в ней ведущая  роль отводится компаниям  региона.
Она ориентирована  на  активное участие  в  ее реализации  бизнеса,
учитывает его интересы и  нацелена на развитие спроса на  инновации
со стороны предприятий региона. Инновационная стратегия  определяет
ориентиры для инициатив и  мероприятий по ее реализации -  создание
условий для развития партнерских  связей между наукой и бизнесом  и
повышение деловой активности в регионе.
     В системе программного развития Томской области  Инновационная
стратегия определяет приоритеты  в сфере экономического развития  и
рассматривает  комплексные и  целевые  программы развития  отраслей
экономики   региона   в   качестве   механизмов   реализации   этих
приоритетов.
     Наличие региональной инновационной стратегии, разработанной  в
соответствии  с европейскими  стандартами,  позволит региону  более
эффективно  работать  с  экономическими  и  финансовыми  партнерами
(программами, фондами, инвесторами, министерствами и т.д.), создает
благоприятные  предпосылки  для расширения  взаимодействия  Томской
области с федеральными органами власти и другими регионами.
     

           Стратегические цели развития Томской области

     Миссия (генеральная цель) Инновационной стратегии - устойчивое
экономическое развитие Томской области  на основе использования  ее
научно-технологического потенциала.
     Инновационная стратегия  направлена  на создание  условий  для
активного   использования   инноваций   самого   широкого   спектра
направлений -  технологии,  менеджмент, маркетинг,  финансы и  др.,
повышения конкурентоспособности  региональных компаний,  расширения
возможностей для развития бизнеса в регионе.
     Ключевым критерием для оценки выполнения миссии  Инновационной
стратегии является доля  инновационной продукции в приросте  объема
промышленного   производства   области.  Базовое   значение   этого
показателя составляет в 2002 г. 12%.
     Реализация Инновационной стратегии должна обеспечить рост доли
инновационной продукции    в    приросте    объема    промышленного
производства до 50 % к 2010 году.
     Выполнение миссии    Инновационной   стратегии    определяется
достижением следующих целей:
· Обеспечить значительный рост валового регионального продукта.
· Стать одним из наиболее инвестиционно привлекательных  российских
регионов, который  базируется на эффективной  стратегии создания  и
использования знаний.
· Создать  условия  для  развития  существующих  и  создания  новых
компаний на основе использования научно-технологического потенциала
региона.
· Обеспечить рыночную ориентацию научных организаций региона.


             Конкурентные преимущества Томской области

     Выбор инновационного    пути   развития    Томской    области,
определение   приоритетных  направлений   инновационной   стратегии
основаны на анализе конкурентных преимуществ Томской области.
     Важным конкурентным преимуществом  региона является наличие  в
нем  многопрофильного  научно-образовательного  комплекса,  который
способен обеспечить разработку  и внедрение современных  технологий
мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях  Томской
области.  Высшие  учебные заведения  региона  готовят  специалистов
высшей квалификации по всем необходимым специальностям для  ведения
высокотехнологичного бизнеса.
     С точки зрения  технологического  потенциала региона  наиболее
перспективными областями являются:
· информационные технологии;
· биомедицина;
· химические технологии;
· новые материалы и покрытия.
     В последние    годы   наблюдается    положительная    динамика
деятельности  малых и  средних  инновационных предприятий  (МСП)  и
большие  потенциальные  возможности  для  их  развития.  МСП  имеют
хороший  кадровый  потенциал (научный,  инженерно-технический),  на
этих предприятиях  уже  сформирована начальная  предпринимательская
культура.
     Ряд крупных  компаний   региона   (прежде  всего   предприятия
нефтегазового   комплекса   и   цветной   металлургии)    динамично
развиваются  и  начинают   формировать  спрос  на  создание   новой
технологичной   продукции   в  научных   и   опытно-конструкторских
организациях региона.
     Важным фактором   для   успешной   реализации    инновационной
стратегии  в  Томской области  является  последовательная  политика
региональных   органов   власти  по   формированию   инфраструктуры
поддержки   инновационной    деятельности.   В   настоящее    время
инновационная инфраструктура демонстрирует положительную динамику в
своем развитии и интеграционные тенденции.

         Приоритетные направления Инновационной стратегии

     Инновационная стратегия   Томской   области   состоит   из   5
приоритетных   направлений,   на  основе   которых   осуществляется
планирование конкретной  деятельности  по реализации  Инновационной
стратегии:
1. Стимулирование    существующих    региональных    компаний     к
использованию инноваций.
2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.
3. Привлечение     внешних    инвестиций     (преимущественно     в
высокотехнологическую сферу).
4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.
5. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
     Первые три приоритета  определяют  целевые группы  воздействия
Инновационной  стратегии.  Четвертый  и  пятый  приоритеты  создают
основу для реализации  Инновационной стратегии. Таким образом,  все
приоритеты,  рассматриваются   во  взаимосвязи   и  направлены   на
выполнение миссии и целей Инновационной стратегии.
Направление 1. Стимулирование существующих региональных компаний к
использованию инноваций
     Цель направления  -  содействовать  существующим  компаниям  в
активном  использовании  инноваций  всего  спектра  направлений   -
технологические  инновации,   инновации   в  области   менеджмента,
маркетинга, финансов и др.
     Активное использование   инноваций  существующими   компаниями
обеспечит  повышение  их  эффективности  и   конкурентоспособности,
поможет компаниям ускорить свой рост, освоить новые рынки,  создать
новые   рабочие   места,   что,  в   конечном   счете,   определяет
экономическое  развитие  региона, рост  налоговой  базы,  повышение
качества жизни.
     Данное направление   обладает   наибольшим   потенциалом   для
достижения целей Инновационной стратегии, позволяет в  сравнительно
короткие  сроки получить  результаты,  поскольку использует  ресурс
действующих компаний и не требует затрат в создание нового бизнеса.
Томская  область  обладает  достаточными  условиями  для   успешной
реализации этого приоритетного направления.

        Подготовительная работа по реализации направления 1

1. Формирование кластеров наиболее перспективных компаний,  которые
работают  в  ключевых технологических  секторах,  обладают  высоким
потенциалом для развития,  экспортно-ориентированы и будут  поэтому
оказывать   наибольшее   влияние   при   реализации   Инновационной
стратегии.
2. Анализ потребностей,  проблем,  основных причин,  препятствующих
развитию компаний.
3. Разработка моделей и механизмов, которые позволят  стимулировать
сотрудничество между компаниями и научными организациями.
Основные задачи направления 1
1. Обеспечить   постоянную   информационную   поддержку   выбранных
компаний со  стороны организаций научно-образовательного  комплекса
по  имеющимся   и   ведущимся  разработкам,   со  стороны   органов
государственной   власти  и   местного   самоуправления,  а   также
организаций    инновационной    инфраструктуры    -    о    наличии
квалифицированных     кадров,    бизнес-партнерах,     возможностях
продвижения продукции и т.д.
2. Обеспечить  организационную  и  финансовую  поддержку   органами
государственной  власти  и местного  самоуправления,  организациями
инновационной  инфраструктуры,  руководством  компаний  и   научных
организаций совместных мероприятий представителей бизнеса и научных
кругов.
3. Создать  при  организационной  и  финансовой  поддержке  органов
государственной власти и  самоуправления и руководства  организаций
научно-образовательного комплекса  специализированные структуры  по
связям с бизнесом (офисы коммерциализации технологий).
4. Осуществить финансовую поддержку органами государственной власти
НИОКР, проводимых компаниями на условиях паритетного финансирования
с самими компаниями.
5. Осуществить финансовую поддержку органами государственной власти
работу в компаниях студентов, аспирантов и молодых специалистов  на
условиях паритетного финансирования с самими компаниями.
6. Осуществить   организационную,   кадровую,   информационную    и
финансовую  поддержку органами  государственной  власти и  местного
самоуправления,    организациями    инновационной    инфраструктуры
реализации компаниями инновационных проектов.
7. Обеспечить независимый мониторинг результатов.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 1
§ Повышение    эффективности   и    целенаправленности    поддержки
инновационной деятельности компаний;
§ Повышение навыков и опыта инновационного менеджмента в компаниях;
§ Создание     новых      связей      между     высшей      школой,
научно-исследовательскими организациями и компаниями;
§ Опережающие темпы роста выбранных компаний, вовлеченных в процесс
реализации Инновационной  стратегии,   по  сравнению  со   средними
данными в их экономическом секторе;
§ Рост конкурентоспособности и прибыли компаний.

    Направление 2. Стимулирование создания малых инновационных
                            предприятий

     Цель направления  - создание  условий  для роста  новых  малых
инновационных, технологически  ориентированных  предприятий, в  том
числе, выделяющихся из научных организаций.
     Данное направление обладает  большими возможностями в  Томской
области. Во-первых, развитие новых малых инновационных предприятий,
которые используют  научно-технологический потенциал, это  реальная
возможность для  коммерциализации  разработок научных  организаций.
Во-вторых,  новые  малые  предприятия  создают  базу  для  будущего
экономического   потенциала   региона.   В-третьих,   рост    малых
инновационных компаний создает  новый имидж региона,  экономическое
развитие  которого  осуществляется за  счет  использования  знаний.
Кроме того, новые предприятия это увеличение вклада в экономическое
развитие - рост налоговой базы, создание новых рабочих мест.
Подготовительная работа по реализации направления 2
1. Подробный анализ  проблем, возникающих при  создании и  развитии
малых  инновационных  предприятий  на  основе  опыта   существующих
компаний.
2. Анализ   реальных   возможностей   организаций   инфраструктуры,
поддерживающих начинающие малые инновационные предприятия.
3. Достижение консенсуса  с руководителями  научных организаций  по
вопросу создания новых малых инновационных предприятий.
4. Создание   условий  для   создания   и  развития   новых   малых
инновационных предприятий в ключевых технологических секторах.
Основные задачи направления 2
1. Ввести в высших учебных заведениях курсы по предпринимательству,
в том числе с использованием формы мастер-классов реальных успешных
предпринимателей.
2. При   участии   органов  государственной   власти   и   местного
управления, организаций  инновационной инфраструктуры,  руководства
высших  учебных заведений  и  научных организаций  создать  систему
прединкубационной    подготовки    предпринимательской     проектов
(проведение НИОКР  на  площадях и  оборудовании  организации НОК  с
последующей организацией малого предприятия).
3. С      помощью      существующих      компаний,      организаций
научно-образовательного комплекса, финансовых структур, организаций
инновационной инфраструктуры при поддержке органов  государственной
власти  и  местного  самоуправления  создать  реально   действующие
инкубаторы бизнеса, предоставляющие начинающим компаниям  помещения
и консалтинговую поддержку.
4. Подготовить  и  сформировать  с  помощью  финансовых   структур,
частных  лиц   и  организаций   инновационной  инфраструктуры   при
поддержке органов государственной власти сеть инвесторов для  новых
технологических компаний.
5. Организация органами  государственной  власти конкурса  создания
новых технологических компаний.
6. При  поддержке   органов  государственной   власти  и   местного
самоуправления, а  также  организаций инновационной  инфраструктуры
создать  систему   продвижения   продукции  новых   технологических
компаний в России и за рубежом.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 2
· Создание от 10 до  15 новых технологически ориентированных  малых
инновационных предприятий  в  год, с  высоким уровнем  выживаемости
(60-70%);
· Создание  позитивного  имиджа региона,  где  происходит  развитие
бизнеса и рост новых компаний;
· Вовлечение  в  процесс экономического  развития  государственного
сектора,   формирование    позитивного    отношения   к    процессу
коммерциализации  научных  результатов  и  использования   научного
потенциала для развития бизнеса;
· Создание позитивных примеров компаний, отпочковавшихся от научных
учреждений и сотрудничающих с ними.

 Направление 3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в
                   высокотехнологическую сферу)

     Цель направления  -  использование  конкурентных   преимуществ
Томской области (сильная  наука и знания, способность  использовать
знания в целях экономического развития) для привлечения  инвестиций
в регион.
     Данное направление,  с  одной стороны,  использует  результаты
приоритетных направлений  1 и 2,  а с  другой стороны усиливает  их
возможности.  Привлечение  внешних  инвестиций  -  это   увеличение
реальных  ресурсов  для  экономического  развития  региона.  Важной
предпосылкой  этого   направления   является  ориентация   научного
сообщества Томской области на нужды и ожидания мировых рынков.
Подготовительная работа по реализации направления 3.
1. Анализ       международной       деятельности        организаций
научно-образовательного комплекса Томской  области и выбор  научных
секторов, в которых получены  научные результаты мирового уровня  и
установлены  активные   международные  контакты   как  с   научными
организациями, так и с компаниями.
2. Формирование пакета условий, создающих максимально благоприятную
атмосферу для потенциальных инвесторов.
Основные задачи направления 3
1. Организационная  и  финансовая  поддержка  со  стороны   органов
государственной власти развития международных контактов в выбранных
секторах вплоть до создания международных научных центров.
2. Организационная  и  финансовая  поддержка  со  стороны   органов
государственной   власти  и   местного   самоуправления,  а   также
организаций   инновационной   инфраструктуры,   в   том   числе   с
возможностью  создания специализированного  агентства,  продвижения
инвестиционной  привлекательности  территории  Томской  области   в
технологических секторах, связанных с научными секторами  созданных
международных научных центров.
3. Организационная  поддержка  органами  государственной  власти  и
местного   самоуправления,  организациями   научно-образовательного
комплекса,  а  также  организациями  инновационной   инфраструктуры
создания совместных  предприятий и открытия  филиалов российских  и
зарубежных  компаний, прежде  всего  работающих в  производственной
сфере.
4. Организационная и финансовая поддержка органами  государственной
власти      и      местного      самоуправления,      организациями
научно-образовательного   комплекса,   компаниями,    организациями
инновационной  инфраструктуры  создания  научного  технологического
парка.

      Основные ожидаемые результаты реализации направления 3

· Рост  количества   различных  форм   коммерческих  соглашений   в
технологических секторах,  связанных с деятельностью  международных
научных центров;
· Привлечение наукоемких компаний в Томскую область;
· Создание историй  успеха, которые будут  основой для  последующей
широкой  кампании  по  продвижению региона  на  мировой  научный  и
технологический рынок.

 Направление 4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки
                            инноваций.

     Цель направления    -    создание    эффективно     работающей
инфраструктуры,  способствующей  быстрому  развитию   инновационной
деятельности в регионе.
     Зарубежный опыт  показывает,   что  инфраструктура   поддержки
инновационного бизнеса  является реальным инструментом  позитивного
влияния власти на региональное экономическое развитие.
     Наличие этого  самостоятельного  приоритетного  направления  в
Инновационной стратегии обусловлено следующими причинами:
1. В  Томской  области  отсутствуют  отдельные  ключевые   элементы
инфраструктуры для поддержки инноваций.
2. Существующая инфраструктура для поддержки инноваций не полностью
адаптирована к потребностям  целевых групп Инновационной  стратегии
(существующие компании,  использующие  инновации, начинающие  малые
инновационные предприятия, научные организации).
3. Различные организации, ориентированные на экономическое развитие
региона, не работают как интегральная инфраструктура, что ослабляет
ее возможности.
Подготовительная работа по реализации направления 4
1. Анализ  реальных  услуг   и  возможностей  каждой   существующей
организации   инфраструктуры.   Подготовка   "карты    компетенции"
организаций инфраструктуры региона.
2. Анализ   потребностей   и    спроса   на   услуги    организаций
инфраструктуры региона со стороны существующих компаний, начинающих
малых  инновационных   предприятий,  внешних  инвесторов,   научных
организаций. Сопоставление спроса и предложения услуг.
3. Определение недостающих элементов инновационной инфраструктуры.
4. Формирование сети организаций инновационной инфраструктуры
Основные задачи направления 4
1. Создать при поддержке органов государственной власти и  местного
самоуправления недостающие элементы инновационной инфраструктуры.
2. При участии руководства организаций инновационной инфраструктуры
и органов   государственной   власти   организовать    мероприятия,
способствующие развитию инфраструктурной сети (совместные семинары,
заседания клуба, веб-страница и т.д.)
3. При  организационной  поддержке органов  государственной  власти
содействовать  развитию  внешних связей  организаций  инновационной
инфраструктуры.
4. Обеспечить    независимую    регулярную    (ежегодную)    оценку
деятельности инфраструктуры в Томской области.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 4
· Наличие   профессионалов,   способных   предоставить   поддержку,
соответствующую  потребностям  разных   целевых  групп  и   задачам
Инновационной стратегии.
· Реальный  пакет  услуг, обеспечивающий  развитие  разных  целевых
групп Инновационной стратегии.

 Направление 5. Повышение уровня инновационной культуры в регионе

     Цель направления  -   максимально  эффективное   использование
людских ресурсов для реализации различных направлений Инновационной
стратегии.
     Способность одних людей генерировать  новые идеи, а других  их
объективно  оценивать и  принимать  решения  по их  воплощению,  их
умения  и  навыки  профессионально  решать  поставленные  задачи  в
конечном счете является определяющим фактором успеха  Инновационной
стратегии.   Поэтому  данное   направление   -  основа   для   всех
приоритетных направлений Инновационной стратегии.
       Подготовительная работа по реализации направления 5.
1. Анализ потребностей в обучении различных целевых групп.
2. Выбор и подготовка преподавателей
3. Подготовка схем и программ обучения.
Основные задачи направления 5
1. С  участием  руководства  компаний,  высших  учебных  заведений,
органов  государственной  власти организация  курсов  для  обучения
персонала  компаний.   Создание  органами  государственной   власти
условий, стимулирующих участие компаний в этом процессе.
2. Целевая подготовка кадров  высшими и средними  профессиональными
учебными заведениями кадров для растущих инновационных производств,
в том числе с использованием механизма госзаказа.
3. Организация     высшими    учебными     заведениями     обучения
высокопрофессиональных консультантов для организаций  инновационной
инфраструктуры   с   их   стажировкой   как   на   производственных
предприятиях,  так и  в  родственных  организациях  в России  и  за
рубежом.
4. Организация высшими  учебными  заведениями обучения  сотрудников
средств  массовой  информации  для  обеспечения   квалифицированной
информационной поддержки реализации Инновационной стратегии.
5. Повышение инновационной культуры на всех уровнях образования.

Основные ожидаемые результаты реализации направления 5
· Повышение эффективности взаимодействия между различными  целевыми
группами, вовлеченными в реализацию Инновационной стратегии;
· Повышение  квалификации   кадров   в  компаниях,   консалтинговых
организациях до уровня международных стандартов.

           Механизмы реализации Инновационной Стратегии

     Реализация инновационной      стратегии     заключается      в
скоординированной   деятельности   заинтересованных    организаций,
представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес,
некоммерческий   сектор   и  т.д.   в   осуществлении   собственных
инициативных   проектов   и  мероприятий,   определенных   органами
управления Инновационной стратегии.
     Для достижения целей и  решения задач Инновационной  стратегии
будут использованы следующие основные механизмы.

                      Ежегодный план действий

     Определение конкретных  мероприятий и  координация  совместной
деятельности участников  Инновационной стратегии обеспечивается  за
счет   формирования  ежегодного   плана   действий  по   реализации
стратегии.  Выработка плана  действий  основывается на  приоритетах
Инновационной  стратегии,  учитывает динамику  процесса  реализации
стратегии и изменение внешних факторов и условий. Это план действий
находит свое отражение в областных целевых программах, прежде всего
в  программе   «Развитие  инновационной   деятельности  в   Томской
области»,   а   также   в  мероприятиях,   планируемых   в   рамках
Межведомственной   программы   «Разработка  и   реализация   модели
территории  инновационного развития  на  примере Томской  области»,
федеральных целевых  программ, программ  совместной деятельности  с
российскими и международными  финансовыми организациями и  фондами,
международных программ и проектов.

                             Консенсус

     Инновационная стратегия может иметь  успех только при  условии
достижения   консенсуса  между   ее   участниками.  Консенсус   при
реализации   Инновационной    стратегии   -   это    сотрудничество
региональных лидеров,  распределение функций  и ответственности  за
выполнение приоритетов и  задач Инновационной стратегии.  Основными
условиями для достижения консенсуса по Инновационной стратегии  при
ее  реализации является  создание  связей и  надежной  коммуникации
между участниками  Стратегии, открытость и  понятность процесса  ее
реализации, учет различных интересов сторон.

     Интегрирование возможностей различных программ и проектов

     Одним из важных механизмов реализации Инновационной  стратегии
является  -  согласование различных  стратегических  направлений  и
инициатив      (федеральные,      региональные,      ведомственные,
межведомственные  программы  и  проекты),  выполняемых   различными
участниками,  в  рамках Инновационной  стратегии,  использование  и
одновременное усиление возможностей этих программ и проектов.

                          Пилотные акции

     Разработка и   реализация   пилотных  акций,   т.е.   проектов
нацеленных на  апробацию различных  экономических или  общественных
механизмов, являющихся новыми не  только для Томской области, но  и
других   регионов  России.   Важное   значение  имеет   участие   в
осуществлении пилотных  акций  федеральных органов  власти с  целью
отработки методов территориального экономического развития регионов
с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

                    Законодательное обеспечение

     Экономическое инновационное   развитие   Томской   области   -
деятельность,  затрагивающая   различные   сферы  экономической   и
общественной  жизни.  Реализация многих  направлений  Инновационной
стратегии  потребует  специального правового  обеспечения,  как  на
региональном, так и на федеральном уровне.

                        Приоритеты развития

     Важным механизмом реализации Инновационной стратегии  является
концентрация   ресурсов   на  приоритетных   направлениях.   Органы
управления Инновационной стратегии, ориентируясь на данные оценки и
мониторинга  будут   регулярно  определять   и  при   необходимости
корректировать приоритетные  направления  в экономическом  развитии
Томской  области,   выявлять  точки  роста   и  декларировать   эти
приоритеты для различных секторов экономики.
Ожидаемые результаты Инновационной Стратегии
     Инновационная стратегия предполагает достижение  экономических
и  культурных изменений  в  Томской  области. Эти  изменения  будут
носить системный  характер  и в  конечном  итоге должны  обеспечить
повышение   конкурентоспособности  региона.   Основные   результаты
Инновационной   стратегии   определяются   ее   миссией,    целями,
приоритетными   направлениями.  С   точки   зрения  целевых   групп
Инновационная стратегия будет иметь следующие результаты.
     Для компаний   региона  реализация   Инновационной   стратегии
обеспечит:
· привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных,  человеческих
и т.д.) для реализации инновационных проектов;
· создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса;
· развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
· улучшение    бизнес-культуры    и    повышение     инвестиционной
привлекательности региона;
· рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;
· повышение   возможностей    для   подготовки    квалифицированных
специалистов;
· рост авторитета бизнеса;
· улучшение экономической и социальной среды в регионе.
     Научным и образовательным  организациям  участие в  реализации
Инновационной стратегии позволит:
· сформировать рынок НИОКР;
· накопить  опыт  и  знания  в  области  коммерциализации  научного
потенциала;
· осуществлять  взаимовыгодное сотрудничество  с  малым бизнесом  и
крупными компаниями;
· увеличить спрос на образовательные услуги.
     Для организаций   инновационной   инфраструктуры    реализация
Инновационной стратегии обеспечит:
· развитие рынка услуг;
· повышение возможностей инновационной инфраструктуры;
· подготовку квалифицированных специалистов.
     
     Общими результатами   реализации   Инновационной    стратегии,
которые  повлияют на  уровень  жизни  населения Томской  области  в
целом, являются:
· увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;
· создание новых рабочих мест;
· повышение качества жизни.
· повышение эффективности власти.


                            Управление
                       Наблюдательный совет


     Стратегическое управление реализацией инновационной  стратегии
осуществляется Наблюдательным советом, роль которого сыграет Высший
Экономический Совет, созданный по распоряжению Губернатора  Томской
области  из  представителей органов  региональной  и  муниципальной
власти Томской  области, организаций  науки, образования,  крупных,
средних  и  малых  компаний,  некоммерческих  ассоциаций  и  союзов
предприятий и организаций.
     Основными задачами Наблюдательного совета являются:
· определение текущих целей деятельности. Принятие ежегодного плана
деятельности по реализации Инновационной стратегии;
· текущий мониторинг реализации Инновационной стратегии;
· утверждение   отчетов   по  мониторингу   и   оценке   реализации
Инновационной стратегии;
· политическая поддержка реализации Инновационной стратегии;
· связь с федеральными органами государственной власти.
Агентство
     Текущее управление  реализацией Стратегии  будет  осуществлять
специализированная  уполномоченная   организация  -  Агентство   по
экономическому развитию территории. В ее задачи будут входить:
· подготовка  предложений  для  Наблюдательного  Совета  по  планам
реализации Стратегии на очередной период и ее корректировке;
· оценка степени достижения цели инновационной стратегии;
· обеспечение деятельности Наблюдательного совета;
· обеспечение построения регионального консенсуса по  Инновационной
стратегии.
Координационный Совет по инновационной деятельности и Рабочие
группы
     В качестве механизма  для  создания консенсуса  по проектам  и
программам Инновационной  стратегии могут использоваться  заседания
Координационного Совета  по инновационной деятельности,  созданного
по  Постановлению  Губернатора  из  представителей  региональной  и
муниципальной власти, организаций научно-образовательного комплекса
и организаций инновационной  инфраструктуры, а также  формироваться
специальные  постоянные или  временные  рабочие группы  (комитеты),
цели и полномочия для которых определяются Наблюдательным советом.
Основные принципы реализации Инновационной стратегии
     Управление Инновационной  Стратегии   будет  основываться   на
следующих принципах.
Принятие решений на основе консенсуса
     Все решения  по   реализации  Инновационной  стратегии   будут
приниматься  на  основе консенсуса  всех  заинтересованных  сторон.
Только в  этом случае возможно  эффективное взаимодействие  власти,
науки и бизнеса по достижению поставленных целей.
Децентрализация управления
     При формировании органов  управления Инновационной  стратегией
будут реализованы принципы децентрализации и открытости управления.
Это позволит обеспечить равные возможности в инициировании проектов
и  осуществлении  конкретных  мероприятий  для  всех  участников  и
заинтересованных организаций.
Использование консультантов
     Европейский опыт    реализации   региональных    инновационных
стратегий   говорит   об   эффективности   использования    внешних
консультантов, которые привлекаются для выполнения следующих работ:
· Методологическая поддержка, использование опыта других регионов.
· Выполнения задач, где требуется независимость и беспристрастность
в оценке.
· Профессиональная  поддержка   органов  управления   Инновационной
стратегией.
     В зависимости  от  задач  консультанты  могут  быть   местными
специалистами   или  иметь   более   широкий  международный   опыт,
привлекаться на долговременной или кратковременной основе.
     
                        Оценка и мониторинг
                            Мониторинг
     
     Успешная реализация  Инновационной стратегии  определяется  не
только  качеством  ее   подготовки  и  наличием  детального   плана
реализации, но и  эффективной организацией процесса мониторинга  ее
осуществления.
     Роль системы  мониторинга  состоит  в  том,  чтобы   позволить
Наблюдательному  совету и  организациям,  вовлеченным в  выполнение
Инновационной   стратегии,  эффективно   регулировать   выполняемые
проекты  и  акции,   корректировать  проекты,  не   удовлетворяющие
ожиданиям  региональных  политиков,  изменять  общий  бюджет  путем
перехода от неуспешных проектов к более перспективным инициативам.
     Группа, осуществляющая мониторинг, формируется в составе:
· представителя губернатора,
· представителей  ключевых  департаментов  Администрации   области:
(Департамента    экономики    и   инвестиций,    Департамента    по
научно-технической политике,  высшему и среднему  профессиональному
образованию,   Департамента  промышленности   и   лесопромышленного
комплекса,  Департамента  финансов, Комитета  по  поддержке  малого
предпринимательства),
· представителей научного сообщества,
· представителей бизнес сообщества,
· представителей органов федеральной власти,
· независимых консультантов.
     Группа мониторинга   осуществляет   свою   деятельность    под
патронажем Наблюдательного совета  в конце каждого года  реализации
стратегии.
     Группа мониторинга осуществляет анализ результатов  реализации
программы в текущем  году и за  все время реализации  Инновационной
стратегии в целом. Она также оценивает успешность общей координации
работ  по  различным направлениям  Инновационной  стратегии.  Кроме
этого, группа мониторинга  может выступать в качестве  консультанта
для команд,  реализующих  проекты и  отдельные акции  Инновационной
стратегии,   а   также  для   Агентства   экономического   развития
территории.
     
               Основные функции группы мониторинга:

1. Подготовка и  согласование с  исполнителями графиков  выполнения
проектов и  процедур осуществления мониторинга,  включающих в  себя
перечень основных этапов  реализации проекта, сроки их  выполнения,
ожидаемые  результаты,  индикаторы  достижения  целей  и  критериев
мониторинга.
2. Осуществление  мониторинга  реализации  Инновационной  стратегии
посредством  анализа  деятельности  исполнителей  проекта,  анализа
изменений, произошедших в результате выполнения проектов (например,
в деятельности компаний), оценки ресурсов, переданных  исполнителям
проектов (финансы, квалифицированный персонал, помещения и т.д.).
3. Подготовка отчетов  по  результатам мониторинга,  представляющих
картину мероприятий  и  ее сравнение  с  планом реализации,  анализ
степени достижения ожидаемых результатов и конкретные  рекомендации
по корректировке  плана реализации  (интенсификация деятельности  в
определенных  направлениях,  перегруппировка сил,  инициация  новых
проектов и т.п.).

                  Оценка Инновационной стратегии

     Оценка выполнения   мероприятий   региональной   инновационной
стратегии   осуществляется  каждые   3   года.  Оценка   проводится
независимыми внешними  экспертами, выбираемыми  на основе  тендера.
Техническое  задание на  проведение  оценки формируется  исходя  из
результатов  текущего  мониторинга  и  утверждается  Наблюдательным
советом. Основная  задача  оценки -  определить степень  достижения
целей оцениваемого этапа  и выработать рекомендации для  подготовки
среднесрочного  видения  приоритетов Инновационной  стратегии  (3-5
лет).


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ


+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
|   №   | 1.1.1.1 Содержание мероприятий             |    Вид проекта     |      Курирующий      |       Исполнители       |     Сроки     |
|       |                                            |     документа      |     департамент      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| Направление 1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций                                               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.1.  | Проведение исследования компаний,          | Карта потребностей | Департамент по       | Отраслевые              | 2003          |
|       | работающих в инновационной сфере, и        | компаний в         | научно-технической   | департаменты, Томский   |               |
|       | определение их потребностей в инновациях   | инновациях         | политике, высшему и  | центр содействия        |               |
|       |                                            |                    | среднему             | инновациям (по          |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    | согласованию)           |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
|       |                                            |                    |                      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.2.  | Формирование механизмов софинансирования   | Положение о        |                      | Департамент по          | Ежегодно      |
|       | НИОКР и внедрения технологий НОК для       | конкурсе на        |                      | научно-технической      |               |
|       | компаний с целью решения наиболее важных   | получение          |                      | политике, высшему и     |               |
|       | технологических проблем                    | финансирования     |                      | среднему                |               |
|       |                                            | прикладных научных |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            | исследований       |                      | образованию             |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.3.  | Проведение инвентаризации                  | База данных        | Департамент по       | Организация,            | 2003          |
|       | интеллектуального потенциала НОК и         | технологий и       | научно-технической   | определенная по итогам  |               |
|       | подготовка базы данных технологий и        | завершенных НИОКР  | политике, высшему и  | конкурса.               |               |
|       | завершенных НИОКР                          | НОК                | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.4.  | Определение региональных приоритетов       | Закон о            |                      | Департамент по          | 2003          |
|       | (ключевых технологий) по итогам            | научно-технической |                      | научно-технической      |               |
|       | проведенной инвентаризации, способных      | политике           |                      | политике, высшему и     |               |
|       | оказать значительное влияние на развития   |                    |                      | среднему                |               |
|       | экономического потенциала региона в        |                    |                      | профессиональному       |               |
|       | контексте Программы                        |                    |                      | образованию,            |               |
|       | социально-экономического развития          |                    |                      | Департамент экономики и |               |
|       |                                            |                    |                      | инвестиций              |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.5.  | Подготовить перечень возможных источников  | База данных        | Департамент по       |                         | 2003          |
|       | финансирования инновационных компаний      |                    | научно-технической   |                         |               |
|       |                                            |                    | политике, высшему и  |                         |               |
|       |                                            |                    | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.7.  | Организация свободного доступа к           | Порядок            | Департамент по       | Центр                   | 2003          |
|       | международным информационным ресурсам по   | софинансирования   | научно-технической   | научно-технической      |               |
|       | инновациям и интеллектуальной              |                    | политике, высшему и  | информации (ЦНТИ) (по   |               |
|       | собственности через компенсацию расходов   |                    | среднему             | согласованию)           |               |
|       | организации, предоставляющей               |                    | профессиональному    |                         |               |
|       | информационные услуги                      |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.8.  | Создание офисов коммерциализации           | Порядок оказания   | Департамент по       | Организации             | 2003-2004     |
|       | разработок в организациях НОК для          | государственной    | научно-технической   | научно-образовательного |               |
|       | привлечения внебюджетного финансирования в | поддержки (в том   | политике, высшему и  | комплекса (НОК),        |               |
|       | науку посредством лицензирования           | числе на           | среднему             | Томский центр           |               |
|       | интеллектуальной собственности,            | конкурсной основе) | профессиональному    | содействия инновациям   |               |
|       | привлечения заказов на научные             |                    | образованию          | (по согласованию)       |               |
|       | исследования и т.д.                        |                    |                      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.9.  | Стимулирование компаний ко внедрению       | План мероприятий,  | Департамент          | Департамент по          | 2003          |
|       | инноваций через механизмы финансовой       | в том числе        | экономики и          | научно-технической      |               |
|       | поддержки, а так же введения стандартов и  | законотворческих   | инвестиций           | политике, высшему и     |               |
|       | норм экологических, энергосберегающих и    |                    |                      | среднему                |               |
|       | т.д.                                       |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию, Комитет по |               |
|       |                                            |                    |                      | поддержке малого        |               |
|       |                                            |                    |                      | предпринимательства,    |               |
|       |                                            |                    |                      | Отраслевые департаменты |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.10. | Привлечение международных проектов,        |                    | Департамент по       | Отраслевые              | Постоянно     |
|       | направленных на стимулирование инноваций и |                    | научно-технической   | департаменты, Комитет   |               |
|       | развитие международного сотрудничества     |                    | политике, высшему и  | по поддержке малого     |               |
|       |                                            |                    | среднему             | предпринимательства,    |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    | Агентство развития      |               |
|       |                                            |                    | образованию          | Томской области         |               |
|       |                                            |                    |                      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.11  | Поиск инвесторов для формирования          |                    | Департамент по       |                         | 2003-2010     |
|       | регионального венчурного фонда и           |                    | научно-технической   |                         |               |
|       | организация его работы.                    |                    | политике, высшему и  |                         |               |
|       |                                            |                    | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.12. | Проведение конкурсов на право получения    | Положение о        | Департамент          | Межведомственный        | Ежегод-       |
|       | льготного финансирования инновационных     | конкурсе           | экономики и          | научно-образовательный  | но            |
|       | проектов компаний на возвратной основе.    | инновационных      | инвестиций, Комитет  | центр (МНОЦ) (по        |               |
|       |                                            | проектов           | по поддержке малого  | согласованию)           |               |
|       |                                            |                    | предпринимательства, |                         |               |
|       |                                            |                    | Департамент по       |                         |               |
|       |                                            |                    | научно-технической   |                         |               |
|       |                                            |                    | политике, высшему и  |                         |               |
|       |                                            |                    | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию,         |                         |               |
|       |                                            |                    | организации          |                         |               |
|       |                                            |                    | инфраструктуры       |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.13. | Разработка механизмов закрепления молодых  | План мероприятий   |                      | Департамент по          | 2003          |
|       | ученых в томском регионе (специальные      |                    |                      | научно-технической      |               |
|       | стипендии, помощь в трудоустройстве в том  |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       | числе посредством стимулирования компаний  |                    |                      | среднему                |               |
|       | к привлечению молодых специалистов,        |                    |                      | профессиональному       |               |
|       | специальные программы обеспечения жильем)  |                    |                      | образованию             |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1.14  | Организация продвижения продукции          | План участия в     | Комитет по поддержке | ОАО ТМДЦ «Технопарк»    | 2003-2010     |
|       | инновационных компаний в других регионах   | выставках,         | малого               | (по согласованию)       |               |
|       |                                            | ярмарках           | предпринимательства  |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| Направление 2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий                                                                   |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.1.  | Анализ лучшего российского и               | Рекомендации       | Комитет по поддержке | Организация,            | 2003-2004г.   |
|       | международного опыта стимулирования        |                    | малого               | определенная по итогам  |               |
|       | создания МИП и адаптация его для томского  |                    | предпринимательства  | конкурса.               |               |
|       | региона                                    |                    |                      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.2.  | Проведение исследования и анализ проблем   | Отчет об           | Департамент по       | Организация,            | 2003          |
|       | недавно созданных МИП                      | исследовании с     | научно-технической   | определенная по итогам  |               |
|       |                                            | анализом           | политике, высшему и  | конкурса.               |               |
|       |                                            | результатов        | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию, Комитет |                         |               |
|       |                                            |                    | по поддержке малого  |                         |               |
|       |                                            |                    | предпринимательства  |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.3.  | Организация курсов по предпринимательству  | Учебный план       |                      | Комитет по поддержке    | 2003-2010     |
|       | для ученых НОК.                            |                    |                      | малого                  |               |
|       |                                            |                    |                      | предпринимательства,    |               |
|       |                                            |                    |                      | ВУЗы (по согласованию)  |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.4.  | Организация консультационной поддержки     | Положение о        | Департамент по       | Организация,            | 2004          |
|       | ученых-предпринимателей по созданию        | конкурсе           | научно-технической   | определенная по итогам  |               |
|       | собственного бизнеса. Разработка схемы     |                    | политике, высшему и  | конкурса                |               |
|       | гос.финансирования работы профессиональных |                    | среднему             |                         |               |
|       | консультантов.                             |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию, Комитет |                         |               |
|       |                                            |                    | по поддержке малого  |                         |               |
|       |                                            |                    | предпринимательства  |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.5.  | Проведение конкурса научно-технических     | Положение о        | Департамент          | Департамент по          | Ежегодно      |
|       | проектов по безвозвратному финансированию  | конкурсе           | экономики и          | научно-технической      |               |
|       | проектов ученых НОК, имеющих рыночный      |                    | инвестиций           | политике, высшему и     |               |
|       | потенциал и собирающихся открыть свои      |                    |                      | среднему                |               |
|       | бизнес (прединкубационные проекты).        |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию, МНОЦ,      |               |
|       |                                            |                    |                      | организации НОК,        |               |
|       |                                            |                    |                      | компании, организации   |               |
|       |                                            |                    |                      | инфраструктуры (по      |               |
|       |                                            |                    |                      | согласованию)           |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.6.  | Организация работы с частными инвесторами  |                    | Департамент по       | Департамент по          | 2003-2004     |
|       | по финансированию начинающих               |                    | научно-технической   | научно-технической      |               |
|       | технологических предприятий                |                    | политике, высшему и  | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    | среднему             | среднему                |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    | образованию          | образованию, Новая      |               |
|       |                                            |                    |                      | структура, созданная по |               |
|       |                                            |                    |                      | проекту с Oxford        |               |
|       |                                            |                    |                      | Innovation              |               |
|       |                                            |                    |                      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.7.  | Создание инновационных бизнес-инкубаторов  |                    | Комитет по поддержке | Организации НОК (по     | 2003 - 2005   |
|       |                                            |                    | малого               | согласованию),          |               |
|       |                                            |                    | предпринимательства, | Инфраструктура,         |               |
|       |                                            |                    | Департамент по       | выбранная по конкурсу   |               |
|       |                                            |                    | научно-технической   |                         |               |
|       |                                            |                    | политике, высшему и  |                         |               |
|       |                                            |                    | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 2.8.  | В несение изменений в федеральное и        | План               | Департамент по       | Компании, НИИ, ВУЗы,    | 2003          |
|       | региональное законодательство с целью      | законотворческих   | научно-технической   | (по согласованию)       |               |
|       | стимулирования созданию малых              | работ              | политике, высшему и  |                         |               |
|       | инновационных предприятий, использующих    |                    | среднему             |                         |               |
|       | технологии НОК, и гарантирования защиты    |                    | профессиональному    |                         |               |
|       | прав на интеллектуальную собственность     |                    | образованию, Комитет |                         |               |
|       | НОК.                                       |                    | по поддержке малого  |                         |               |
|       |                                            |                    | предпринимательства  |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| Направление 3. Привлечение внешних инвестиций                                                                                            |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 3.1.  | Создания Международного офиса трансфера    | Положение о        | Департамент по       | Агентство развития      | 2003-2004     |
|       | технологий для развития международных      | конкурсе           | научно-технической   | Томской области         |               |
|       | научных контактов                          |                    | политике, высшему и  | Организации НОК (по     |               |
|       |                                            |                    | среднему             | согласованию)           |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 3.2.  | Проведение технологического аудита и выбор | Перечень           | Департамент по       | МНОЦ,                   | 2003          |
|       | технологий НОК мирового уровня, способных  | технологий         | научно-технической   | организации             |               |
|       | внести вклад в развитие экономики региона  |                    | политике, высшему и  | инфраструктуры (по      |               |
|       |                                            |                    | среднему             | согласованию)           |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 3.3.  | Анализ международной деятельности          |                    | Департамент по       | МНОЦ (по согласованию)  | 2003          |
|       | организаций НОК                            |                    | научно-технической   |                         |               |
|       |                                            |                    | политике, высшему и  |                         |               |
|       |                                            |                    | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 3.4.  | Провести подготовку проектов к             | Инвестиционные     | Департамент          | Организации             | 2004          |
|       | инвестированию на базе отобранных          | проекты            | экономики и          | инфраструктуры (по      |               |
|       | технологий с учетом имеющихся источников   |                    | инвестиций           | согласованию)           |               |
|       | финансирования                             |                    |                      |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
|       | Формирование пакета условий, благоприятных | План мероприятий   | Департамент          | Агентство развития      | 2003-2010     |
|       | для инвестиций                             |                    | экономики и          | Томской области,        |               |
|       |                                            |                    | инвестиций           | Отраслевые департаменты |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 3.5.  | Продвижение имиджа Томской области как     | План мероприятий   | Департамент          | Агентство развития      | 2003-2010     |
|       | региона, привлекательного для инвестиций в | по продвижению     | экономики и          | Томской области         |               |
|       | инновационную сферу                        | имиджа региона     | инвестиций           |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| Направление 4. Создание эффективной инфраструктуры                                                                                       |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 4.1.  | Оценка и анализ возможностей               | Карта компетенции  | Департамент          | Агентство развития      | 2003          |
|       | инфраструктуры в соответствии с            | инфраструктуры     | экономики и          | Томской области         |               |
|       | потребностям инновационных компаний, НОК   |                    | инвестиций           |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 4.2.  | Организация взаимодействия поддерживающей  | План совместных    | Департамент          |  Агентство развития     | 2003          |
|       | инфраструктуры с инновационными компаниями | мероприятий        | экономики и          | Томской области,        |               |
|       | и НОК                                      |                    | инвестиций           | Департаменты по         |               |
|       |                                            |                    |                      | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию, Комитет по |               |
|       |                                            |                    |                      | поддержке малого        |               |
|       |                                            |                    |                      | предпринимательства     |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 4.3.  | Создание научного технологического парка,  | План работы по     | Комитет по поддержке | Департамент по          | 2003-2004     |
|       | как структуры предоставляющей помещение,   | созданию парка     | малого               | научно-технической      |               |
|       | оборудование, офисные услуги для           | (поиск,            | предпринимательства  | политике, высшему и     |               |
|       | инновационных компаний, а так же           | приобретение       |                      | среднему                |               |
|       | оказывающей информационную,                | площадей,          |                      | профессиональному       |               |
|       | консультационную и иную поддержку.         | определение        |                      | образованию,            |               |
|       |                                            | команды менеджеров |                      | Департамент             |               |
|       |                                            | и т.д.)            |                      | промышленности и        |               |
|       |                                            |                    |                      | лесопромышленного       |               |
|       |                                            |                    |                      | комплекса,              |               |
|       |                                            |                    |                      | Организация,            |               |
|       |                                            |                    |                      | определенная по итогам  |               |
|       |                                            |                    |                      | конкурса.               |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 4.4.  | Формирование и ежегодное ведение рейтинга  | Положение о        |                      | Департамент экономики и | Ежегодно      |
|       | деятельности организаций поддерживающей    | конкурсе           |                      | инвестиций, Департамент |               |
|       | инфраструктуры                             | организаций        |                      | по научно-технической   |               |
|       |                                            | инфраструктуры на  |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            | присвоение позиции |                      | среднему                |               |
|       |                                            | рейтинга           |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию, Комитет по |               |
|       |                                            |                    |                      | поддержке малого        |               |
|       |                                            |                    |                      | предпринимательства     |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| Направление 5. Повышение уровня инновационной культуры                                                                                   |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.1.  | Проведение анализа потребностей в обучении | Схемы и программы  |                      | Департамент по          | 2003          |
|       | различных целевых групп (сотрудников       | обучения, выбор и  |                      | научно-технической      |               |
|       | компаний, сотрудников организаций          | преподавателей     |                      | политике, высшему и     |               |
|       | инфраструктуры ) и организация подготовки  |                    |                      | среднему                |               |
|       | и переподготовки кадров.                   |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию, Вузы (по   |               |
|       |                                            |                    |                      | согласованию)           |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.2.  | Осуществление проектов по реформированию   | Программа          | Департамент по       | Управление образования, | Ежегодно      |
|       | образования на всех уровнях                | мероприятий        | научно-технической   | Учреждения среднего,    |               |
|       |                                            |                    | политике, высшему и  | среднего специального и |               |
|       |                                            |                    | среднему             | профессионального       |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    | образования             |               |
|       |                                            |                    | образованию          |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.3.  | Проведение обучающих семинаров для         | Учебный план       |                      | Департамент по          | 2003-2004     |
|       | работников государственных и муниципальных |                    |                      | научно-технической      |               |
|       | структур о целях и задачах инновационной   |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       | стратегии                                  |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию             |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.4.  | Проведение тренинга журналистов СМИ по     |                    |                      | Департамент по          | 2003          |
|       | инновационной тематике                     |                    |                      | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию             |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.5.  | Организация совместных мероприятий ученых  | План мероприятий   |                      | Комитет по поддержке    | Ежегодно      |
|       | и предпринимателей (конференции, семинары, |                    |                      | малого                  |               |
|       | круглые столы) для обмена опытом, мнениями |                    |                      | предпринимательства,    |               |
|       | и т.д.                                     |                    |                      | Департамент по          |               |
|       |                                            |                    |                      | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию             |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.6.  | Организация стажировок студентов,          | План стажировок    |                      | Департамент по          | Ежегодно      |
|       | аспирантов, молодых специалистов на        |                    |                      | научно-технической      |               |
|       | предприятиях, в том числе зарубежных, для  |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       | закрепления и развития бизнес-навыков      |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию,            |               |
|       |                                            |                    |                      | Департамент             |               |
|       |                                            |                    |                      | промышленности и        |               |
|       |                                            |                    |                      | лесопромышленного       |               |
|       |                                            |                    |                      | комплекса, Комитет по   |               |
|       |                                            |                    |                      | поддержке малого        |               |
|       |                                            |                    |                      | предпринимательства     |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.7.  | Информационная поддержка в СМИ реализации  | Медиа - план       |                      | Комитет по              | Ежегодно      |
|       | Региональной Инновационной стратегии,      |                    |                      | информационной          |               |
|       | включая проведение пресс-конференций,      |                    |                      | политике, Департамент   |               |
|       | брифингов, подготовку публикаций           |                    |                      | экономики и инвестиций, |               |
|       |                                            |                    |                      | Департамент по          |               |
|       |                                            |                    |                      | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию, Агентство  |               |
|       |                                            |                    |                      | развития Томской        |               |
|       |                                            |                    |                      | области                 |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.8.  | Пропаганда информационных технологий в     |                    | Департамент          | Департамент по          | 2003-2010     |
|       | органах власти, частных компаниях и т.д.   |                    | экономики и          | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    | инвестиций           | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию,            |               |
|       |                                            |                    |                      | Департамент экономики и |               |
|       |                                            |                    |                      | инвестиций              |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.9.  | Выпуск информационного бюллетеня о         | Формат бюллетеня,  |                      | Комитет по              | Ежегодно      |
|       | результатах реализации Региональной        | график выходов     |                      | информационной          |               |
|       | Инновационной стратегии                    |                    |                      | политике, Департамент   |               |
|       |                                            |                    |                      | экономики и инвестиций, |               |
|       |                                            |                    |                      | Департамент по          |               |
|       |                                            |                    |                      | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию             |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.10. | Проведение конкурса на лучшую              | Положение о        |                      | Департамент по          | Ежегодно      |
|       | инновационную компанию                     | конкурсе           |                      | научно-технической      |               |
|       |                                            |                    |                      | политике, высшему и     |               |
|       |                                            |                    |                      | среднему                |               |
|       |                                            |                    |                      | профессиональному       |               |
|       |                                            |                    |                      | образованию,            |               |
|       |                                            |                    |                      | Департамент экономики и |               |
|       |                                            |                    |                      | инвестиций, Комитет по  |               |
|       |                                            |                    |                      | поддержке малого        |               |
|       |                                            |                    |                      | предпринимательства     |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 5.11. | Проведение инновационных форумов           | Постановление      | Департамент по       | ОАО ТМДЦ «Технопарк»,   | Ежегодно      |
|       |                                            | Главы              | научно-технической   | Организации             |               |
|       |                                            | Администрации      | политике, высшему и  | инфраструктуры (по      |               |
|       |                                            |                    | среднему             | согласованию)           |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию,         |                         |               |
|       |                                            |                    | Департамент          |                         |               |
|       |                                            |                    | экономики и          |                         |               |
|       |                                            |                    | инвестиций, Комитет  |                         |               |
|       |                                            |                    | по поддержке малого  |                         |               |
|       |                                            |                    | предпринимательства  |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 6. Дополнительные мероприятия                                                                                                            |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+
| 6.1.  | Мониторинг и оценка реализации             |                    | Департамент,         | Агентство развития      | Ежегодно      |
|       | Инновационной стратегии                    |                    | экономики и          | Томской области, группа | (мониторинг), |
|       |                                            |                    | инвестиций,          | мониторинга, внешние    | каждые 3 года |
|       |                                            |                    | Департамент по       | эксперты (по            | (оценка)      |
|       |                                            |                    | научно-технической   | согласованию)           |               |
|       |                                            |                    | политике, высшему и  |                         |               |
|       |                                            |                    | среднему             |                         |               |
|       |                                            |                    | профессиональному    |                         |               |
|       |                                            |                    | образованию.         |                         |               |
+-------+--------------------------------------------+--------------------+----------------------+-------------------------+---------------+





Информация по документу
Читайте также