Расширенный поиск

Решение Государственной Думы Томской области от 26.07.1995 № 137

                         ГОСУДАРСТВЕНАЯ ДУМА
                          ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
                              РЕШЕНИЕ



от 26.07.95 г.                N 137
г.Томск


О проекте закона Томской области
"О выборах Главы администрации 
Томской области"


     В  соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации
и статьей 76 Устава Томской области

                Томская областная Дума Р Е Ш И Л А:

     1. Принять  в  первом  чтении проект Закона области "О выборах
Главы администрации Томской области" согласно приложению.
     2. Правовому  комитету  Томской  областной  Думы  (Ильин С.П.)
доработать  указанный законопроект с учетом поступивших предложений
и  представить  его  на  рассмотрение очередного собрания областной
Думы во втором чтении.


      Председатель Томской областной Думы          Б.Мальцев




                       ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
           О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


     Настоящий  закон  регулирует  условия,  порядок  подготовки  и
проведения выборов Главы администрации Томской области.


                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья  1.  Законодательство  о  выборах  Главы  администрации
Томской области
     Выборы   Главы  администрации  Томской  области  проводятся  в
соответствии   с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральным
Законом   "   Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  граждан
Российской Федерации", Уставом Томской области, настоящим законом.
     Настоящий   закон  действует  на  территории  Томской  области
Российской Федерации.

     Статья   2.  Основные  принципы  выборов  Главы  администрации
Томской области
     Глава  администрации  Томской  области  избирается  населением
области  сроком  на  четыре  года  путем  всеобщих, равных и прямых
выборов  при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является
добровольным.

     Статья   3.  Ограничения  на  право  занятия  должности  Главы
администрации Томской области
     Главой  администрации  Томской области может быть избран любой
гражданин  Российской  Федерации  независимо  от  его  политической
принадлежности,  имущественного  состояния,  социального положения,
отношения  к  религии,  не  моложе 30 лет, обладающий избирательным
правом, проживающий в Томской области не менее одного года.
     Одно  и  тоже  лицо  не  может быть избрано на должность Главы
администрации   Томской   области  более  двух  раз  подряд.  Глава
администрации области не имеет права:
     быть    депутатом    областной   Думы,   а   также   депутатом
представительных органов местного самоуправления;
     состоять     в    руководящих    органах    зарегистрированных
политических партий и движений, общественных объединений;
     состоять  в  органах  управления коммерческих и некоммерческих
организаций;
     занимать    оплачиваемые    должности    в    других   органах
государственной    власти,    органах    местного   самоуправления,
общественных   объединениях,   на  предприятиях,  в  учреждениях  и
организациях всех организационно-правовых форм;
     состоять на действительной военной службе.

     Статья   4.   Право   граждан   на  участие  в  выборах  Главы
администрации Томской области
     В  голосовании  по выборам Главы администрации Томской области
участвуют  граждане РФ, проживающие на территории Томской области и
достигшие на день голосования 18 лет.
     Не   имеют   права   избирать   граждане,   признанные   судом
недееспособными,   или  граждане,  содержащиеся  в  местах  лишения
свободы по приговору суда.
     Любые  иные,  не предусмотренные настоящим законом, прямые или
косвенные  ограничения  прав  граждан  на  участие  в выборах Главы
администрации  Томской  области  в  зависимости  от национальности,
пола,   языка,   происхождения,   образования,   имущественного   и
должностного    положения,    отношения   к   религии,   убеждений,
принадлежности   к   общественным  объединениям,  продолжительности
проживания   в   Томской   области,   рода   и   характера  занятий
запрещаются.

     Статья   5.   Принципы   участия   граждан   в  выборах  Главы
администрации Томской области
     Граждане участвуют в выборах Главы администрации Томской
     области на основе всеобщего равного и прямого избирательного
     права при тайном голосовании.
     Каждый  гражданин  имеет  один  голос  и  участвует  в выборах
непосредственно, лично и добровольно.
     Никто  не  имеет  права  оказывать воздействие на гражданина с
целью  принудить  его к участию или неучастию в выборах, а также на
его свободное волеизъявление.

     Статья  6.  Органы,  обеспечивающие  подготовку  и  проведение
выборов Главы администрации Томской области
     Подготовка  и  проведение  выборов Главы администрации Томской
области,   подведение   итогов  выборов,  контроль  за  соблюдением
избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.
     При  подготовке  и проведении выборов избирательные комиссии в
пределах  своей  компетенции  независимы от органов государственной
власти и местного самоуправления.
     Органы   государственной  власти  и  местного  самоуправления,
областные   общественные   объединения,   предприятия,  учреждения,
организации,   а   также  их  должностные  лица  обязаны  оказывать
избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.

     Статья  7. Гласность при подготовке и проведении выборов Главы
администрации Томской области
     Подготовка  и  проведение  выборов Главы администрации Томской
области осуществляются открыто и гласно.
     Избирательные   комиссии  в  установленные  сроки  информируют
граждан   о   своем   составе,   местонахождении,   об  образовании
избирательных  участков,  о списках избирателей, итогах регистрации
кандидатов  на  должность  Главы  администрации Томской области, их
биографических   данных,   о  результатах  голосования  по  каждому
кандидату и итогах выборов.
     На  заседаниях  соответствующей  избирательной комиссии вправе
присутствовать   кандидаты  и  их  доверенные  лица,  представители
областных   избирательных  объединений  и  аккредитованных  средств
массовой информации, депутаты областной Думы.
     В   день  голосования,  с  момента  начала  работы  участковой
избирательной  комиссии  и  до  подписания  ее членами протокола об
итогах    голосования,    на    избирательных    участках    вправе
присутствовать  наблюдатели,  направленные областными общественными
избирательными  объединениями,  кандидатами,  а  также  иностранные
(международные)     наблюдатели.     Иностранные    (международные)
наблюдатели   осуществляют   свою  деятельность  в  соответствии  с
федеральными законами.
     Полномочия  лиц,  указанных  в части третьей настоящей статьи,
должны    быть    удостоверены    соответствующим    документом   -
удостоверением  личности или членским билетом и выпиской из решения
руководящего  органа  областного  общественного  или избирательного
объединения,   зарегистрированного   в  территориальной  (районной,
городской) избирательной комиссии.


         ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ
                   АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья  8.  Назначение  выборов  Главы  администрации  Томской
области
     Выборы   Главы   администрации   Томской  области  и  дата  их
проведения  назначаются  Томской  областной Думой не позднее чем за
два месяца до выборов.
     Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
     При   невозможности   Главы   администрации   Томской  области
осуществлять  свои  полномочия  вследствие  его личного заявления о
сложении  полномочий,  выезда  на  постоянное  место  жительства за
пределы  Томской  области,  утрата  им  российского гражданства или
приобретение  двойного  гражданства (подданства), а также по другим
причинам  -  выборы Главы администрации Томской области назначаются
Томской  областной  Думой  не  позднее  чем через две недели со дня
прекращения  исполнения  Главой  администрации  Томской области его
функций.

     Статья 9. Избирательный округ
     Избирательным  округом  по выборам Главы администрации Томской
области является единая территория в границах Томской области.

     Статья 10. Образование избирательных участков
     Для  проведения  голосования  и  подсчета  голосов избирателей
образуются избирательные участки.
     Избирательные  участки образуются Главой местной администрации
по   согласованию   с   областной   и   территориальной  (районной,
городской)  избирательными  комиссиями  с  учетом  местных  и  иных
условий,  с  целью  создания  удобств для избирателей из расчета не
более  3000  избирателей  на  каждом участке и не позднее чем за 45
дней до дня выборов.
     В   больницах,   санаториях,  домах  отдыха  и  других  местах
временного  пребывания  избирателей, в отдаленных и труднодоступных
районах  избирательные  участки могут образовываться в тот же срок,
а  в  исключительных  случаях  - не позднее чем за пять дней до дня
выборов.
     Военнослужащие  голосуют  на  общих  избирательных участках. В
порядке  исключения  допускается образование избирательных участков
в  воинских  частях,  расположенных  в  обособленных,  удаленных от
населенных   пунктов   местностях.  В  этих  случаях  избирательные
участки  образуются  в  том  же  порядке  по  решению избирательной
комиссии  Томской  области. При этом должен быть обеспечен доступ в
помещение  для  голосования  всем  членам  избирательной  комиссии,
наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
     Списки  избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых   избирательных   комиссий   должны   быть  опубликованы
территориальной  (районной,  городской)  избирательной комиссией не
позднее чем за 40 дней до дня выборов.


                   ГЛАВА III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

     Статья 11. Список избирателей и порядок его составления
     Списки  избирателей  составляются  участковыми  избирательными
комиссиями  отдельно по каждому избирательному участку на оснований
сведений,  предоставляемых  по  установленной форме главами местной
администрации.
     Уточнение      списков      зарегистрированных     избирателей
осуществляется  главой  местной  администрации  по  состоянию  на 1
января и 1 июля каждого года.
     Сведения  о  количестве  избирателей проживающих на территории
района  (города),  направляются  в  избирательную  комиссию Томской
области сразу после назначения дня выборов.
     Списки  избирателей  составляются в двух экземплярах по форме,
утверждаемой    избирательной    комиссией   Томской   области,   и
подписываются  председателем  и секретарем участковой избирательной
комиссии.
     Список  избирателей составляется в алфавитном или ином порядке
(по   населенным   пунктам,   улицам,   домам,  на  основе  адресов
избирателей),  В  списке  указываются  фамилия,  имя, отчество, год
рождения   и  место  проживания  (адрес)  избирателя.  В  отношении
граждан,   которым   в   день   голосования   исполняется  18  лет,
дополнительно указываются день и месяц рождения.
     Список   избирателей,   которые   в   день  голосования  будут
находиться  в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и
других  стационарных  лечебно-профилактических учреждениях, а также
в  иных  местах  временного  пребывания,  составляется на основании
данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
     Список   избирателей-военнослужащих,  находящихся  в  воинских
частях,  а  также членов семей военнослужащих и других избирателей,
если   они   проживают  в  районах  расположения  воинских  частей,
составляются   на  основании  сведений,  представляемых  командиром
воинской   части   в   сроки,  установленные  в  настоящей  статье.
Военнослужащие,   проживающие  вне  воинской  части,  включаются  в
список избирателей по месту жительства на общих основаниях.

     Статья 12. Порядок включения граждан в списки избирателей
     В    списки   избирателей   включаются   граждане   Российской
Федерации,  проживающие  на  территории Томской области, обладающие
активным   избирательным   правом   в  соответствии  со  статьей  4
настоящего закона.
     Основанием  для  включения  граждан  в  список  избирателей на
конкретном  избирательном  участке  является факт его проживания на
территории   этого   избирательного   участка,   устанавливаемый  в
соответствии  с  федеральным  законом,  определяющим  права граждан
Российской   Федерации   на   свободу   передвижения,  выбор  места
пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
     Избиратель  может  быть включен в список избирателей только на
одном избирательном участке.
     Избиратели,  находящиеся  в  день  голосования  в  санаториях,
профилакториях,  домах  отдыха,  больницах  и  других  стационарных
лечебно-профилактических   учреждениях,   а  также  в  иных  местах
временного  пребывания, включаются в списки по месту их нахождения.
Аспиранты,  студенты  и учащиеся высших и средних учебных заведений
дневной  формы  обучения,  проживающие  в  общежитиях, включаются в
списки по месту нахождения общежития.
     Избиратели,  поселившиеся на территории избирательного участка
после  представления списка избирателей для всеобщего ознакомления,
а  также  избиратели,  по  какой-либо  иной причине не включенные в
список,    дополнительно    включаются   участковой   избирательной
комиссией   в   список   избирателей   на   основании   документов,
удостоверяющих  личность  и  подтверждающих  их место жительства на
территории данного избирательного участка (справка ЖЭКа).
     Данные  об  избирателях,  проголосовавших досрочно в помещении
территориальной    (районной,    городской)   комиссий,   а   также
проголосовавших  в  день  выборов  вне  помещения  для голосования,
вносятся   в   отдельные   списки,  с  последующей  соответствующей
отметкой в основном списке.

     Статья 13. Ознакомление избирателей со списками избирателей
     Списки  избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления
не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
     Каждому    гражданину    предоставляется   право   заявить   о
невключении  его  в  список избирателей, а также о любой ошибке или
неточности в списке избирателей.
     Заявление  об  ошибке  или  неточности  в  списке  избирателей
подается в участковую избирательную комиссию.
     В  течение  24 часов участковая избирательная комиссия обязана
проверить  заявление  и  либо устранить ошибку, либо дать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
     Решение   избирательной   комиссии  может  быть  обжаловано  в
вышестоящую  избирательную  комиссию  или  в  суд,  которые обязаны
рассмотреть   жалобу   в   трехдневный   срок,  а  в  день  выборов
немедленно.
     При  положительном  для заявителя решении исправление в списке
избирателей   производится   участковой   избирательной   комиссией
немедленно.
     Вносить   исправления   в   списки  избирателей  после  начала
подсчета голосов запрещается.


                 ГЛАВА IY. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

     Статья 14. Система избирательных комиссий
     Организацию    подготовки    и    проведения   выборов   Главы
администрации Томской области обеспечивают избирательные комиссии:
     областная (окружная) избирательная комиссия;
     территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
     участковые избирательные комиссии.
     В  пределах  одной  административно- территориальной единицы с
большим     количеством     избирателей     создаются     несколько
территориальных избирательных комиссий.

     Статья   15.   Порядок   формирования  избирательной  комиссии
Томской области
     Избирательная   комиссия   Томской   области   формируется   в
соответствии   с   федеральными  законами"  Об  основных  гарантиях
избирательных  прав  граждан  Российской  Федерации"  и " О выборах
Президента Российской Федерации"

     Статья  16.  Порядок  формирования  территориальных (районных,
городских) избирательных комиссий
     Территориальные  (районные,  городские) избирательные комиссии
образуются  избирательной  комиссией Томской области не позднее чем
за  60  дней  до  дня выборов Главы администрации Томской области в
составе председателя и 4-8 членов комиссии.
     Состав   территориальной  избирательной  комиссии  назначается
выборным   органом   местного   самоуправления.   При   определении
кандидатур   в   состав   территориальной   избирательной  комиссии
выборный   орган   местного  самоуправления  учитывает  предложения
общественных  организаций,  собраний  избирателей  по месту работы,
службы, учебы, жительства.
     Председатель,    заместитель    председателя    и    секретарь
территориальной    избирательной    комиссии    избираются   тайным
голосованием  на  ее первом заседании из числа членов избирательной
комиссии.
     В  случае,  если  выборный  орган  местного  самоуправления не
назначил  состав  территориальной  избирательной  комиссии  в срок,
установленный  частью  первой  настоящей  статьи,  либо  на  данной
территории  выборный  орган  местного  самоуправления  отсутствует,
формирование  территориальной  избирательной  комиссии производится
избирательной комиссией Томской области.
     Каждый   зарегистрированный   кандидат   на   должность  Главы
администрации   Томской   области   вправе   назначить   в   каждую
территориальную    избирательную    комиссию    по   одному   члену
избирательной  комиссии  с правом совещательного голоса, полномочия
которого   заканчиваются  после  опубликования  итогов  выборов  на
соответствующей территории.

     Статья   17.  Порядок  формирования  участковых  избирательных
комиссий
     Участковые       избирательные       комиссии      формируются
территориальными  избирательными  комиссиями  не  позднее чем за 40
дней  до  дня выборов в составе председателя и 4-10 членов комиссии
из     числа    кандидатур,    предложенных    органами    местного
самоуправления.
     При  определении  кандидатур в состав участковой избирательной
комиссии   органы  местного  самоуправления  учитывают  предложения
областных  общественных объединений, трудовых коллективов, собраний
военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства.
     Председатель  участковой  избирательной  комиссии  назначается
территориальной  (районной,  городской)  избирательной комиссией на
основании представления органов местного самоуправления.
     Заместитель  председателя и секретарь участковой избирательной
комиссии   избираются  на  ее  первом  заседании  из  числа  членов
избирательной комиссии.
     В  случае, если выборный орган местного самоуправления не внес
предложений  по  составу  участковой избирательной комиссии в срок,
установленный  частью  первой  настоящей  статьи,  либо  на  данной
территории  выборный  орган  местного  самоуправления  отсутствует,
формирование   участковой   избирательной   комиссии   производится
территориальной (районной, городской) избирательной комиссией.
     Каждое  областное  избирательное объединение и каждый кандидат
на  должность  Главы  Томской  области  вправе  назначить по одному
члену  комиссии  с правом совещательного голоса в каждую участковую
избирательную комиссию.
     В  день  голосования каждое избирательное объединение и каждый
депутат  на  должность  Главы  администрации  Томской области также
вправе  назначить  в  каждую  участковую  избирательную комиссию по
одному  наблюдателю,  который  вправе  присутствовать  в  помещении
избирательного   участка   с   начала   голосования  до  подписания
протокола  по  итогам  голосования членами участковой избирательной
комиссии.

     Статья 18. Статус члена избирательной комиссии
     Члены  избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса,
обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
     В  состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на
должность  Главы администрации Томской области, их доверенные лица,
супруги   и   близкие   родственники   кандидатов,  а  также  лица,
находящиеся у них в непосредственном подчинении.
     Члены  избирательной комиссии с правом решающего голоса, так и
совещательного голоса:
     заблаговременно   извещаются   о   заседаниях  соответствующей
избирательной комиссии;
     вправе  выступать на заседании избирательной комиссии, вносить
предложения  по  вопросам,  входящим  в компетенцию соответствующей
избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
     вправе   задавать   другим   участникам  заседания  вопросы  в
соответствии  с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе    знакомиться    с   любыми   документами   и   материалами
соответствующей избирательной комиссии.
     При    принятии   решения   избирательной   комиссией,   члены
избирательной   комиссии   с   правом   совещательного   голоса   в
голосовании не участвуют.
     Члены   избирательной   комиссии,   освобожденные   на   время
проведения    выборов   от   основной   работы,   вправе   получать
соответствующую  денежную  компенсацию  за счет средств, выделенных
на проведение выборов.
     Члены   избирательной   комиссии,   освобожденные   на   время
проведения  выборов от основной работы, не могут быть по инициативе
администрации  (работодателя)  уволены с работы во время проведения
выборов или без их согласия переведены на другую работу.

     Статья 19. Полномочия избирательной комиссии Томской области
     Избирательная    комиссия    Томской    области,   обеспечивая
организацию  подготовки  и  проведения  выборов Главы администрации
Томской области:
     руководит  работой  территориальных  (районных,  городских)  и
участковых   избирательных   комиссий,  рассматривает  заявления  и
жалобы  на  решения  и  действия  этих  комиссий и принимает по ним
решения;
     осуществляет   контроль   за  соблюдением  избирательных  прав
граждан Томской области;
     осуществляет    контроль   за   соблюдением   законности   при
подготовке   и   проведении  выборов  Главы  администрации  Томской
области;
     дает  разъяснения  о  порядке  применения  настоящего закона и
обеспечивает его единообразное применение;
     регистрирует избирательные блоки;
     устанавливает   единую  нумерацию  избирательных  участков  по
округу;
     регистрирует   кандидатов  на  должность  Главы  администрации
Томской  области  и  их  доверенных  лиц,  выдает  им удостоверения
установленного образца;
     обеспечивает  соблюдение равных условий участия в выборах всем
кандидатам на должность Главы администрации Томской области;
     распределяет     между    территориальными    и    участковыми
избирательными   комиссиями   денежные   средства,   выделенные  на
организацию  и  проведение  выборов,  и  обеспечивает  контроль  за
целевым расходованием этих средств на территории округа;
     устанавливает    форму   избирательного   бюллетеня,   списков
избирателей, подписных листов и других избирательных документов;
     утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
     утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
     обеспечивает    изготовление    избирательных   бюллетеней   и
снабжение ими участковых избирательных комиссий;
     контролирует     обеспечение     территориальных    (районных,
городских)   и   участковых   избирательных  комиссий  помещениями,
транспортом,     связью     и    рассматривает    другие    вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
     устанавливает результаты выборов;
     избранному   Главе   администрации   Томской   области  выдает
удостоверение об избрании;
     организует   повторные   выборы  Главы  администрации  Томской
области;
     осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.
     Избирательная    комиссия   Томской   области   действует   до
образования  избирательной комиссии Томской области в новом составе
в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья  20.  Полномочия  территориальной (районной, городской)
избирательной   комиссии   Территориальная   (районная,  городская)
избирательная
     комиссия:
     осуществляет  контроль за организацией подготовки и проведения
выборов  Главы  администрации  Томской  области  на соответствующей
территории;
     содействует работе участковых избирательных комиссий;
     совместно   с   избирательной  комиссией  Томской  области  на
соответствующей  территории обеспечивает соблюдение равных правовых
условий  участия  в  выборах  всех  кандидатов  на  должность Главы
администрации Томской области;
     организует  доставку бланков и другой выборной документации, а
также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
     оказывает    организационно-техническую    помощь   участковым
избирательным  комиссиям  в проведении голосования на избирательных
участках;
     организует досрочное голосование в помещении комиссии;
     устанавливает  итоги голосования на соответствующей территории
и   передает   протоколы  об  итогах  голосования  в  избирательную
комиссию Томской области;
     контролирует  расходование  денежных  средств,  выделенных  на
проведение выборов;
     осуществляет  другие  полномочия  в  соответствии  с настоящим
законам.
     Территориальные  (районные,  городские) избирательные комиссии
действуют  до  истечения  полномочий избирательной комиссии Томской
области.

     Статья   21.   Полномочия  участковой  избирательной  комиссии
Участковая избирательная комиссия:
     оповещает    население    о    месте   нахождения   участковой
избирательной  комиссии  и времени ее работы, а также о дне выборов
и месте голосования;
     составляет списки избирателей по избирательному участку;
     проводит  ознакомление  избирателей  со  списком  избирателей,
рассматривает   заявления   об   ошибках  и  неточностях  в  списке
избирателей  и  решает  вопросы  о  внесении в него соответствующих
изменений;
     обеспечивает    подготовку    помещения    для    голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования;
     организует  на  участке  голосование  в  день выборов, а также
досрочное голосование;
     производит  подсчет голосов, определяет результаты голосования
на избирательном участке;
     рассматривает   заявления  и  жалобы  по  вопросам  подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
     осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.
     Полномочия   участковой  избирательной  комиссии  прекращаются
после   опубликования  общих  итогов  выборов  Главы  администрации
Томской области.

     Статья 22. Организация работы избирательных комиссий
     Организация      деятельности      избирательных      комиссий
осуществляется  на  основе коллегиальности. Заседания избирательной
комиссии   являются   правомочными,   если   на   нем  присутствует
большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
     Решение  избирательной  комиссии  Томской  области, принятое в
пределах  ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных
комиссий.
     Решения  избирательных  комиссий  о регистрации кандидатов, об
отмене   регистрации   кандидатов,   об   установлении  результатов
голосования,    о    признании    выборов    несостоявшимися    или
недействительными  принимаются  на заседаниях комиссии большинством
голосов  от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения  избирательной  комиссии  по  другим  вопросам  принимаются
простым  большинством  голосов  присутствующих членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
     Решения  избирательной  комиссии подписываются председателем и
секретарем  комиссии.  Члены избирательной комиссии, не согласные с
решением  принятым  избирательной  комиссией,  вправе  в письменной
форме   высказать  особое  мнение,  которое  должно  быть  доведено
председателем   комиссии   до  сведения  вышестоящей  избирательной
комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
     Решение   избирательной   комиссии,   принятое  с  превышением
установленных     полномочий,     подлежит    отмене    вышестоящей
избирательной комиссией или судом.
     Заседания   избирательной  комиссии  созываются  и  проводятся
председателем   или  по  его  поручению  заместителем  председателя
комиссии.  Заседания  проводятся также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
     По  решению  избирательной  комиссии Томской области отдельные
члены  избирательной  комиссии  Томской  области с правом решающего
голоса  могут работать в комиссии в период организации и проведения
выборов   с   отрывом  от  основной  работы  в  течение  срока,  не
превышающего 60 дней.
     По    решению    территориальной    избирательной    комиссии,
утвержденному     избирательной    комиссией    Томской    области,
председатель   и   отдельные  члены  территориальной  избирательной
комиссии  с  правом  решающего  голоса  могут работать в комиссии в
период  организации  и  проведения  выборов  с  отрывом от основной
работы в течение срока, не превышающего 45 дней.
     По  решению  участковой  избирательной комиссии, утвержденному
соответствующей     территориальной     избирательной    комиссией,
председатель  и отдельные члены участковой избирательной комиссии с
правом   решающего  голоса  могут  работать  в  комиссии  в  период
организации  и  проведения  выборов  с отрывом от основной работы в
течение срока, не превышающего 30 дней.
     Оплата  работы  освобожденных  членов  избирательных  комиссий
производится  в  пределах  бюджетных  ассигнований,  выделенных  на
содержание избирательных комиссий.

     Статья 23. Обжалование нарушений избирательных прав граждан
     В  соответствии с Конституцией Российской Федерации, решения и
действия  (или бездействия) органов государственной власти, органов
местного   самоуправления,  общественных  областных  объединений  и
должностных  лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы в
суд.   Решение   суда   по   существу  жалобы,  заявления  являются
окончательными.
     Решения  и действия (или бездействия) избирательных комиссий и
их   должностных   лиц,   нарушающие   права  граждан,  могут  быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
     Предварительное    обращение   в   вышестоящие   избирательные
комиссии  не  является  обязательным  условием для обращения в суд.
Решения  по  жалобам,  поступившим  в  ходе  выборов, принимаются в
пятидневный  срок,  а  вдень  выборов  - немедленно. В случае, если
факты,  содержащиеся  в  жалобах,  требуют дополнительной проверки,
решения  по  ним  принимаются  не позднее чем в десятидневный срок.
При   этом  вышестоящая  избирательная  комиссия  вправе  принимать
самостоятельное  решение  по  существу  жалобы,  отменив  при  этом
решение нижестоящей избирательной комиссии.


     ГЛАВА Y. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ
                ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 24. Право выдвижения кандидатов
     Право     выдвижения    кандидатов    принадлежит    областным
избирательным  объединениям,  блокам  избирательных  объединений  и
избирателям  непосредственно,  в том числе по месту работы, службы,
учебы и жительства.
     Кандидаты  на  должность  Главы  администрации Томской области
выдвигаются     областными     избирательными    объединениями    и
избирателями,   которые   в  течение  трех  дней  после  выдвижения
информируют об этом окружную избирательную комиссию.
     Каждое     областное     избирательное    объединение,    блок
избирательных  объединений, а также избиратель (группы избирателей)
могут выдвинуть не более одного кандидата.
     Период  выдвижения  кандидатов  должен  составлять не менее 30
дней.
     Статья  25.  Выдвижение  кандидатов  областными избирательными
объединениями
     Областными  избирательными  объединениями  являются: областные
отделения   общефедеральных  партий,  политических  движений,  иных
общественных    объединений,    блоки   общественных   объединений,
политических  партий  и  движений, создаваемые за период проведения
выборов   Главы   администрации  Томской  области,  уставы  которых
зарегистрированы  в  порядке,  установленном федеральными законами,
законами  области  не  позднее  чем  за шесть месяцев до объявления
выборов и предусматривают участие в выборах.
     Партия,  политическое  движение  и общественная организация не
могут  входить  в состав более чем одного областного избирательного
объединения.
     Партия,  политическое  движение  и  общественная организация в
случае  вхождения  в  состав  блока  не  могут выступать в качестве
самостоятельного избирательного объединения.
     Блок   избирательных   объединений   подлежит   регистрации  в
избирательной  комиссии  Томской  области  после  предоставления им
совместного кандидата.
     Решения   о   выдвижении  кандидатов  принимаются  на  съездах
(конференциях) областных избирательных объединений.
     Выдвижение   кандидата   проводится  на  съезде  (конференции)
представителей  общественных  объединений, входящих в избирательный
блок.
     Решения    о    выдвижении   кандидатов   принимаются   тайным
голосованием.
     В    поддержку   кандидатов,   выдвинутых   от   избирательных
объединений  и избирательных блоков, собираются подписи избирателей
в  количестве  двух  процентов от числа избирателей, установленного
при  составлении  списков  избирателей  в  соответствии с настоящим
законом.
     Подписные   листы   изготавливаются   по  форме,  указанной  в
приложении  №  1  к  настоящему  закону.  В  каждом подписном листе
указывается   принадлежность   к   соответственному  избирательному
объединению,  фамилия,  имя,  отчество,  дата  рождения,  занятие и
постоянное место жительства кандидата.
     Избиратель,  ставя  свою подпись на подписном листе, указывает
свою  фамилию,  имя,  отчество, дату рождения, адрес, серию и номер
паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
     Избиратель  вправе ставить свою подпись в поддержку кандидатов
от  различных  избирательных  объединений,  но  только  один  раз в
поддержку одного и того же кандидата.
     Подписной  лист  удостоверяется  лицом,  собиравшим подписи, с
указанием  своей  фамилии,  отчества,  места  жительства,  серии  и
номера  паспорта  или  заменяющего  его  документа и уполномоченным
представителем  избирательного объединения, выдвигающего кандидата.
Избирательное  объединение  вправе  начать  сбор  подписей  со  дня
регистрации  избирательной  комиссией Томской области представления
избирательного объединения о выдвижении кандидата.

     Статья 26. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
     Выдвижение  кандидатов непосредственно избирателями проводится
путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
     Гражданин  Томской  области,  достигший  30  лет вправе подать
заявление   о   своем  выдвижении  кандидатом  на  должность  Главы
администрации  Томской  области  в  избирательную  комиссию Томской
области.  В  заявлении  указываются  фамилия,  имя,  отчество, дата
рождения,  место  работы,  занимаемая  должность и место жительства
кандидата.    Заявление    должно    быть   подписано   избирателем
(избирателями).
     Заявление   о   выдвижении   кандидата  может  быть  подано  в
избирательную   комиссию   Томской   области   и  от  имени  группы
избирателей.  В этом случае в заявлении должны содержаться сведения
об уполномоченном представителе группы избирателей.
     В  заявлении  о  выдвижении кандидата указываются его фамилия,
имя,  отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и
место жительства.
     Не  позднее  чем  через  три  дня  после получения заявления о
выдвижении  кандидата избирательная комиссия Томской области выдает
кандидату  или  уполномоченному  представителю  группы  избирателей
письменное  подтверждение  о  принятии  документов.  Отказ в выдаче
письменного   подтверждения   о   принятии  документов  может  быть
обжалован  в  суд. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого
непосредственно    избирателями,    начинается    со   дня   выдачи
избирательной    комиссией    Томской    области    кандидату   или
уполномоченному   представителю   группы   избирателей  письменного
подтверждения о приеме документов.
     В  поддержку  кандидата  должно  быть  собрано  не  менее двух
процентов   подписей   избирателей  от  общего  числа  избирателей,
установленного  при  составлении списков избирателей избирательного
округа.
     Подписи  могут собираться только среди избирателей, обладающих
активным избирательным правом.
     Сбор  подписей  проводится  по  месту  работы  (в  том числе в
трудовых   коллективах),  службы,  учебы  и  жительства.  При  этом
недопустимо  принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего
подписи.
     Администрация  и  трудовые  коллективы  предприятий  всех форм
собственности,   учреждений   и   организаций   обязаны   оказывать
содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов.
     Подписные  листы  изготавливаются  по  форме,  установленной в
приложении   2  к  настоящему  закону.  В  каждом  подписном  листе
указываются  фамилия,  имя,  отчество, дата рождения, место работы,
занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
     Избиратель,  ставя  подпись на подписном листе, указывает свою
фамилию,  имя,  отчество  (инициалы), дату рождения, адрес, серию и
номер паспорта или заменяющего его документа.
     Подписной  лист  удостоверяется  лицом,  собиравшим подписи, с
указанием  своей  фамилии,  имени, отчества, даты рождения, адреса,
серии   и   номера   паспорта  или  заменяющего  его  документа,  и
кандидатом.

     Статья   27.   Регистрация   кандидатов   на  должность  Главы
администрации Томской области
     Кандидаты  на  должность  Главы  администрации Томской области
регистрируются   избирательной   комиссией   Томской   области   по
представлению  избирательных объединений и избирателей, выдвинувших
кандидатов.
     Для  регистрации  кандидатов, баллотирующихся от избирательных
объединений,  уполномоченные  представители  этих  объединений  или
сами  кандидаты  представляют  в окружную избирательную комиссию не
позднее   25   дней  до  дня  выборов  подписные  листы,  данные  о
кандидате,  включающие  его  фамилию, имя, отчество, дату рождения,
место  работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства
кандидата,  заявление  кандидата  о его согласии баллотироваться по
данному  округу,  а  также  решение  (представление) избирательного
объединения о выдвижении этого кандидата.
     Кандидат,  выдвинутый  непосредственно  избирателями, вносит в
избирательную  комиссию  Томской  области не позднее чем за 25 дней
до  дня  выборов  подписные  листы  с  подписями  избирателей в его
поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться.
     Подписные   листы   представляются  в  избирательную  комиссию
Томской  области  в  сброшюрованном  и пронумерованном виде. При их
приемке  избирательная комиссия Томской области удостоверяет каждый
подписной    лист    печатью   и   затем   выдает   уполномоченному
представителю  или  кандидату  письменное  подтверждение о принятии
подписных листов.
     Избирательная  комиссия Томской области в течение пяти дней со
дня  принятия  документов проверяет соответствие порядка выдвижения
кандидата  требованиям  настоящего  закона  и  принимает  решение о
регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
     При   проверке   избирательной   комиссией   Томской   области
правильности   оформления  подписных  листов  и  других  документов
вправе  присутствовать  уполномоченные  представители избирательных
объединений  и  кандидаты  на должность Главы администрации Томской
области.
     В  случае  сомнения  в  достоверности  данных,  содержащихся в
подписных   листах,   или   достоверности   подписей   избирателей,
избирательная  комиссия  Томской области организует соответствующую
проверку подписных листов.
     Решение  избирательной  комиссии Томской области о регистрации
кандидата,  либо  об отказе в его регистрации может быть обжаловано
в  областной  суд.  Жалоба  должна  быть рассмотрена в течение трех
дней.    Решение    по   результатам   ее   рассмотрения   является
окончательным.
     Каждому  зарегистрированному  кандидату выдается удостоверение
о регистрации с указанием ее даты и времени.
     Данные  о  зарегистрированных кандидатах в течение суток после
регистрации сообщаются средствам массовой информации.
     Если  в  период после завершения регистрации кандидатов до дня
выборов  остается  менее  двух  кандидатов, выборы откладываются по
решению  избирательной  комиссии  Томской области на два месяца для
дополнительного  выдвижения  кандидатов и осуществления последующих
избирательных  действий  в  соответствии  со  сроками, указанными в
настоящем законе.


                    ГЛАВА YI. СТАТУС КАНДИДАТОВ

     Статья 28. Равенство кандидатов
     Все    зарегистрированные   кандидаты   на   должность   Главы
администрации  Томской  области  обладают  равными  правами и имеют
равные обязанности.

     Статья 29. Права и гарантии деятельности кандидатов
     После  регистрации  кандидаты на должность Главы администрации
Томской  области,  находящиеся на государственной или муниципальной
службе,  а  также  работающие  в  средствах массовой информации, на
время  их  участия  в выборах освобождаются от выполнения служебных
обязанностей   и   не   вправе   использовать  преимущества  своего
служебного положения.
     После  регистрации  кандидаты на должность Главы администрации
Томской  области  по  личному  заявлению  освобождаются  от работы,
военной  службы  и  военных  сборов  на  время участия в выборах. В
течение  этого  срока  избирательная  комиссия  Томской  области из
средств,   выделенных   на   организацию  подготовки  и  проведения
выборов,  выплачивает  кандидатам  на должность Главы администрации
Томской  области  денежную  компенсацию  в  размере, не превышающем
десятикратный размер минимальной заработной платы.
     Кандидаты  на должность Главы администрации Томской области не
могут  быть  по  инициативе  администрации (работодателя) уволены с
работы  во  время проведения выборов или без их согласия переведены
на другую работу.
     Время  участия  кандидата  на  должность  Главы  администрации
Томской  области  в  выборах  засчитывается  в трудовой стаж по той
специальности, по которой он работал до регистрации.
     Кандидат  на  должность  Главы  администрации  Томской области
может   иметь   до   10   доверенных  лиц,  которые  регистрируются
избирательной  комиссией  Томской области. Доверенные лица получают
от  избирательной  комиссии  Томской  области удостоверения и ведут
агитационную   и   другую   деятельность,  способствующую  избранию
кандидатов.  Работодатели  обязаны представлять доверенным лицам по
их просьбе недоплачиваемый отпуск.
     Кандидаты,  назначившие  доверенных  лиц, вправе в любое время
отозвать  их,  уведомив  об  этом  избирательную  комиссию  Томской
области, которая аннулирует выданные таким лицам удостоверения.
     Кандидат  на  должность Главы администрации Томской области не
может  быть  привлечен  без  согласия  прокурора  Томской области к
уголовной   ответственности,   арестован   или   подвергнут   мерам
административного  взыскания,  налагаемым  в  судебном порядке. При
даче   согласия   прокурор  обязан  немедленно  известить  об  этом
избирательную комиссию Томской области.


                 ГЛАВА YII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

     Статья 30. Предвыборная агитация и сроки ее проведения
     Предвыборная  агитация  может  осуществляться  через  средства
массовой  информации,  путем  проведения  предвыборных  мероприятий
(собраний  и  встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов
и  дискуссий,  митингов,  шествий, демонстраций и иных предвыборных
мероприятий)  выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и
иных агитационных материалов.
     В   предвыборной   агитации   не   могут   участвовать  органы
государственной  власти  и  местного самоуправления, их должностные
лица и члены избирательных комиссий.
     Должностные  лица  органов  государственной  власти и местного
самоуправления,   являющиеся   кандидатами,   могут  участвовать  в
проведении  предвыборной  агитации  на  общих с другими кандидатами
основаниях.
     Предвыборная  агитация не может вестись на территории воинских
частей,  деполитизированных учреждений и в помещениях избирательных
участков.
     Предвыборная    агитация   проводится   со   дня   регистрации
кандидатов и прекращается за день до дня выборов.
     Печатные  агитационные  материалы, ранее вывешенные вне зданий
и  помещений  избирательных  комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.   В   течение  трех  дней  до  дня  выборов,  включая  день
голосования,   опубликование   результатов   опросов  общественного
мнения,  прогноз результатов выборов и иных исследований, связанных
с выборами, не допускается.
     Журналистам,   должностным  лицам  редакций  средств  массовой
информации  запрещается  вести информационные теле и радиопрограммы
(передачи),  участвовать  в освещении выборов через данные средства
массовой  информации,  если  указанные лица являются кандидатами на
должность  Главы  администрации  Томской  области,  их  доверенными
лицами или членами избирательных комиссий.

     Статья    31.   Недопустимость   злоупотребления   правом   на
проведение предвыборной агитации
     При    проведении   предвыборной   агитации   не   допускается
злоупотребление    свободой   массовой   информации.   Предвыборные
программы,  агитационные  предвыборные  материалы  и выступления на
собраниях,  митингах,  в  средствах  массовой  информации не должны
содержать     призывы    к    насильственному    изменению    основ
конституционного   строя   и   нарушению   целостности   Российской
Федерации.   Запрещается   агитация   или  пропаганда  социального,
расового,  национального, религиозного или языкового превосходства,
выпуск  и  распространение  сообщений  и  материалов,  возбуждающих
социальную,   расовую,   национальную,   или   религиозную  вражду,
ущемляющих   честь,   достоинство   и  деловую  репутацию  граждан,
избирательных объединений.
     Избирательные  комиссии контролируют соблюдение установленного
порядка проведения предвыборной агитации.
     В  случае  совершения  указанных  в  части  1 настоящей статьи
нарушений  соответствующие избирательные комиссии вправе обратиться
в  избирательную  комиссию Томской области или в суд с предложением
об  отмене  решения  о регистрации кандидата. Указанное предложение
рассматривается  судом  в трехдневный срок, а за три дня до выборов
- немедленно.

     Статья  32.  Предвыборная  агитация  через  средства  массовой
информации
     Кандидаты  на  должность  Главы администрации Томской области,
избирательные  объединения имеют право на бесплатное предоставление
им  эфирного  времени  по  каналам  региональных  государственных и
муниципальных  телерадиокомпаний,  осуществляющих  телевизионное  и
радиовещание на территории Томской области, на равных основаниях.
     Кандидаты  на  должность  Главы администрации Томской области,
избирательные  объединения  имеют право на основании заключенного с
государственной   или   муниципальной  телерадиокомпанией  договора
получить   за   плату   эфирное   время,   сверх  эфирного  времени
предоставляемого   бесплатно.   Условия   оплаты   по  отношению  к
кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.
     Порядок    предоставления    эфирного   времени   по   каналам
региональных  государственных  и  муниципальных телерадиокомпаний и
его  использование  устанавливается избирательной комиссией Томской
области.
     Кандидат,  областное  избирательной  объединение  имеют  право
требовать  от  негосударственной  телерадиокомпании, действующей на
территории  Томской  области  и  предоставившей  другому кандидату,
избирательному    объединению    эфирное   время   для   проведения
предвыборной  агитации,  предоставить  ему  равное эфирное время на
равных условиях.
     Предвыборная  агитация на радио и телевидении осуществляется в
виде    публичных    предвыборных    дебатов,   "круглых   столов",
пресс-конференций,  интервью, выступлений, политической рекламы и в
иных не запрещенных законом формах.
     Запрещается   прерывать   теле   и  радиопередачи,  содержащие
предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
     В   информационных   теле-   и   радиопрограммах   (передачах)
сообщения   о   проведении   предвыборной   агитации   кандидатами,
избирательными  объединениями,  инициативными  группами избирателей
должны  даваться  исключительно  отдельным  блоком,  как  правило в
начале  указанных программ, без комментариев. Данные информационные
блоки  кандидатами,  избирательными  объединениями  и инициативными
группами избирателей не оплачиваются.
     Журналистам,   должностным  лицам  редакций  средств  массовой
информации,    должностным    лицам    и    творческим   работникам
государственных   (муниципальных)   телерадиокомпаний   запрещается
участвовать   в   освещении   выборов   через   средства   массовой
информации,  в том числе на государственных (муниципальных) радио и
телевидении,   если   указанные   лица  являются  кандидатами  либо
доверенными лицами кандидатов.
     Журналист,   являющийся   кандидатом   либо  доверенным  лицом
кандидата,  обязан  приостановить свое участие в подготовке передач
на телевидении и радио в качестве журналиста.
     Теле-   и  радиопередачи,  содержащие  предвыборную  агитацию,
выпускаются  в  эфир  с  параллельной видео и аудиозаписью, которая
храниться в течение 6 месяцев со дня выхода передачи в эфир.

     Статья 33. Предвыборная агитация в периодической печати
     В   период   агитационной   компании  редакция  периодического
печатного  издания,  предоставившая  кандидату  на  должность Главы
администрации Томской области, областному избирательному
     объединению  место  на  полосе,  не  вправе  отказать  другому
кандидату   на   должность  Главы  администрации  Томской  области,
областному  избирательному  объединению  в  предоставлении места на
полосе  на  тех  же  условиях  и  обязана  это  сделать в ближайших
выпускаемых номерах.

     Статья 34. Условия проведения предвыборных собраний, встреч
     с избирателями
     Государственные    органы    власти    и    органы    местного
самоуправления   обязаны   оказывать   содействие   кандидатам   на
должность   Главы   администрации   Томской   области  и  областным
избирательным  объединениям в организации и проведении предвыборных
собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
     Заявления  о выделении помещений для проведения таких встреч и
собраний  рассматриваются соответствующими органами государственной
власти   и   местного   самоуправления   в   пятидневный   срок   и
удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной ко



Информация по документу
Читайте также