Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 № 220

 
                ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)                
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                       

                     от 25 мая 2006 года № 220

   О проблемах и перспективах развития топливно-энергетического
 комплекса Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) на 2007
                 год и на перспективу до 2010 года


    Заслушав   и   обсудив   доклад  руководителя  рабочей  группы,  
созданной  распоряжением  Правительства Республики Саха (Якутия) от 
24  ноября  2005  года  №  1477-р,  Правительство  Республики Саха 
(Якутия) отмечает:
    В  топливно-энергетическом  балансе  Республики  Саха  (Якутия)  
значительная   роль   отведена   Западному   энергорайону.   29   %   
топливно-энергетических ресурсов от всего производства в республике 
приходится  на  этот район. Западным энергорайоном вырабатывается 3 
млрд.  кВт.  час.  электроэнергии,  добывается 335 тыс. тонн нефти, 
 1454   млн.   куб.   метров   природного   газа,   75   тыс.  тонн  
газоконденсата,          77         тыс.         тонн         угля.         
    С  завершением  строительства  Светлинской  ГЭС  ОАО "Вилюйская 
ГЭС-3"   значительно   улучшится   энергообеспеченность   Западного   
энергорайона,  однако  изолированность  энергорайона  не  позволяет  
рационально и экономически эффективно использовать источник энергии 
-  Каскад  Вилюйских  ГЭС.  В  связи  с  этим  остро стоит проблема 
оптимизации баланса энергии и мощности, а для полного использования 
гидроэнергетического  потенциала  энергорайона необходимо ускорение 
формирования  объединенной  энергосистемы Республики Саха (Якутия). 
    Особенностью  энергосистемы  Республики  Саха (Якутия) является 
значительный   уровень  перекрестного  субсидирования,  когда  есть  
необходимость   субсидирования   малой  энергетики,  представленной  
дизельными  электростанциями.  Из-за  отсутствия  других источников 
субсидирование  малой  энергетики  происходит  за счет промышленных 
предприятий,  что  сдерживает  развитие  бюджетообразующих отраслей 
экономики.
    В  связи с изолированностью Западного энергорайона, отсутствием 
источников  возмещения  затрат  по  выработке электрической энергии 
дизельными  электростанциями  Северного энергорайона, Правительство 
Республики   Саха   (Якутия)   
п о с т а н о в л я е т:  
    1.  Установить,  что  до решения вопроса определения источников 
финансирования  объемов  перекрестного субсидирования электрической 
энергии  между  энергорайонами,  балансы  электрической  энергии  и  
мощности  Западного  энергорайона  по Каскаду Вилюйских ГЭС-1, 2 АК 
"Якутскэнерго" и Светлинской ГЭС ОАО "Вилюйская ГЭС-3" АК "АЛРОСА" 
утверждаются  отдельными  решениями  Правительства  Республики Саха 
(Якутия).
    2.   Министерству   экономического   развития  Республики  Саха  
(Якутия)    (Ефимов   В.П.),   Министерству   жилищно-коммунального   
хозяйства  и  энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), 
Государственному   комитету  по  ценовой  политике  -  Региональной  
энергетической  комиссии  Республики  Саха (Якутия) (Лемешева В.И.) 
при  участии  АК  «Якутскэнерго»  (Ильковский  К.К.),  АК  «АЛРОСА»  
(Ничипорук  А.О.), ОАО «Вилюйская ГЭС-3» (Терешков Н.Н.) ежегодно в 
течение первого квартала составлять баланс электроэнергии Западного 
энергорайона  на  следующий  год с учетом оптимального расходования 
гидроресурсов,   проектного   назначения   генерирующих  источников  
электрической  энергии,  спроса,  интересов сторон, прогнозируемого 
уровня          водности         и         других         факторов.         
    3.    Государственному   комитету   по   ценовой   политике   -   
Республиканской  энергетической  комиссии  Республики Саха (Якутия) 
при  формировании  тарифов  на  2007  год учесть полезный отпуск со 
Светлинской   ГЭС   в   объеме   не   более   250  млн.  кВт.  час.  
    4.   Министерству   экономического   развития  Республики  Саха  
(Якутия)    (Ефимов   В.П.),   Министерству   жилищно-коммунального   
хозяйства  и  энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), 
Министерству  финансов  Республики  Саха (Якутия) (Николаев А.С.), 
Государственному   комитету  по  ценовой  политике  -  Региональной  
энергетической  комиссии  Республики  Саха (Якутия) (Лемешева В.И.) 
продолжить работу по получению из федерального бюджета субвенций на 
компенсацию  тарифов  на  электроэнергию, вырабатываемую дизельными 
электростанциями.
    5.  Министерству  жилищно-коммунального  хозяйства и энергетики 
Республики    Саха    (Якутия)   (Антоненко   А.А.),   Министерству   
промышленности    Республики   Саха   (Якутия)   (Стручков   А.А.),   
Министерству   экономического  развития  Республики  Саха  (Якутия)  
(Ефимов  В.П.)  с участием АК «Якутскэнерго» (Ильковский К.К.), АК 
«АЛРОСА»  (Ничипорук  А.О.),  ОАО  «Сургутнефтегаз» (Богданов В.Л.) 
продолжить   работу   по   расширению  рынка  сбыта  электроэнергии  
Западного  энергорайона  за  счет реализации проектов строительства 
линий  электропередач  Мирный  -  Якутск,  Светлый  -Накын,  Каскад  
Вилюйских   ГЭС   -   Олекминск,  Каскад  Вилюйских  ГЭС  -  Ленск.  
    6. Государственному комитету по ценовой политике - Региональной 
энергетической  комиссии Республики Саха (Якутия) (Лемешева В.И.) в 
срок до 1 мая 2006 года провести работу по установлению отдельного 
тарифа      на     электроотопление     в     Сунтарском     улусе.     
    7.  Министерству  жилищно-коммунального  хозяйства и энергетики 
Республики   Саха   (Якутия)   (Антоненко  А.А.),  Государственному  
комитету по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии 
Республики   Саха   (Якутия)   (Лемешева   В.И.)   совместно  с  АК  
«Якутскэнерго»  (Ильковский  К.К.)  провести  совместную  работу по 
расширению  рынка  сбыта электроэнергии за счет установления нового 
тарифного меню.
    8.  С целью достижения максимальной экономической эффективности 
и  окупаемости  магистрального  газопровода  «Мирный-Айхал-Удачный»  
Министерству  промышленности  Республики  Саха  (Якутия)  (Стручков  
А.А.),  Министерству  жилищно-коммунального  хозяйства и энергетики 
Республики  Саха  (Якутия) (Антоненко А.А.) совместно с АК "АЛРОСА" 
(Ничипорук А.О.) провести работу по наращиванию объема инвестиций в 
строительство  газовых  котельных  п.  Айхал  и  ускорения  ввода в 
эксплуатацию  газопотребляющих  установок  промышленных объектов п. 
Айхал.  Считать  приоритетным  использование  природного  газа  для  
производства   тепловой   энергии  в  п.  Айхал  и  в  г.  Удачный.  
    9.   Признать   утратившим   силу   распоряжение  Правительства  
Республики  Саха  (Якутия)  от  24  ноября  2005  года  № 1477-р «О 
создании рабочей группы по определению влияния цены энергоносителей 
на  показатели  деятельности  предприятий  топливно-энергетического  
комплекса   Западного   энергорайона   Республики  Саха  (Якутия)».  
    10.  Контроль  исполнения настоящего постановления возложить на 
первого  заместителя  Председателя  Правительства  Республики  Саха  
(Якутия) Г.Ф. Алексеева.



Председатель Правительства 
Республики Саха (Якутия)                                         Е. БОРИСОВ
 
                       ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к проекту постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О
    проблемах и перспективах развития топливно-энергетического
комплекса Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) на 2007 и
                   на перспективу до 2010 года»



    Министерство  экономического  развития Республики Саха (Якутия) 
выносит  на  рассмотрение  Правительства  Республики  Саха (Якутия) 
проект  постановления,  составленного  на  основании Отчета рабочей 
группы  по  определению  влияния цены энергоносителей на показатели 
деятельности    предприятий    топливно-энергетического   комплекса   
Западного   энергорайона   Республики   Саха   (Якутия),  созданной  
распоряжением  Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  № 1477-р. 
    В  топливно-энергетическом  балансе  Республики  Саха  (Якутия)  
значительная  роль  отведена  Западному энергорайону. С завершением 
строительства  Светлинской  ГЭС  ОАО  "Вилюйская ГЭС-3" значительно 
улучшится   энергообеспеченность   Западного  энергорайона,  однако  
изолированность    энергорайона    не   позволяет   рационально   и   
экономически  эффективно  использовать  источник  энергии  - Каскад 
Вилюйских  ГЭС.  В  связи  с этим, остро стоит проблема оптимизации 
баланса   энергии   и   мощности,   а   для  полного  использования  
гидроэнергетического  потенциала  энергорайона необходимо ускорение 
формирования  объединенной  энергосистемы Республики Саха (Якутия). 
    Особенностью  энергосистемы  Республики  Саха (Якутия) является 
значительный   уровень  перекрестного  субсидирования,  когда  есть  
необходимость   субсидирования   малой  энергетики,  представленной  
дизельными  электростанциями.  Из-за  отсутствия  других источников 
субсидирование  малой  энергетики  происходит  за счет промышленных 
предприятий,  что  сдерживает  развитие  бюджетообразующих отраслей 
экономики.
    В  ходе  деятельности  рабочей  группы рассмотрены проблемы ТЭК 
Западного энергорайона.
    Одно  из важнейших проблем, требующее незамедлительного решения 
-  это  проблема  отпуска  электроэнергии  с энергомощностей ОАО АК 
«Якутскэнерго» и АК «АЛРОСА».
    АК  «АЛРОСА» предлагает довести объем отпуска электроэнергии со 
Светлинской  ГЭС  в 2007 году до 535 млн. кВт. час. С 2008 года и в 
последующие   годы   -  до  1068  млн.  кВт.  час.  для  достижения  
оптимального расходования гидроресурсов, обеспечения энергетической 
безопасности и, при условии сохранения тарифа за электроэнергию как 
для  промышленных  потребителей  ОАО  АК  «Якутскэнерго», тем самым 
обеспечить    возврат   инвестиций,   вложенных   в   строительство   
Светлинской ГЭС.
    ОАО  АК  «Якутскэнерго»  предлагает  установить  объем  отпуска  
электроэнергии  со  Светлинской  ГЭС  на 2007 и последующие годы не 
более  190  млн.  кВт.  час.,  тогда  не  произойдет  значительного  
сокращения   объема   товарной  продукции,  сохранится  возможность  
проведения   всех   мероприятий,   предусмотренных  республиканской  
целевой   Программой   развития  электроэнергетики,  с  постепенным  
сокращением перекрестного субсидирования.
    Членами  рабочей  группы  на  основе  поступивших  материалов и 
предложений проведены расчеты:
·       по объемам отпуска электроэнергии в зависимости от водности;
    ·      по   возможному   увеличению   расходов  бюджета  в  связи  с  
выпадающими       доходами       ОАО       АК       «Якутскэнерго»;       
    ·      по   уровням   тарифов   при   исполнении  условий  Программы  
ликвидации перекрестного субсидирования.
В результате рабочая группа пришла к следующим выводам: 
    1. На основе работы АО "Ленгидропроект" "Уточнение энергоотдачи 
ГЭС  Вилюйского  каскада  в условиях нормальной эксплуатации" (2001 
год)  выполнен  расчет  возможных объемов выработки на ГЭС-1,2 и на 
ГЭС-3   в   многоводный,   средневодный   и   маловодный   периоды.   
    При   всех   уровнях   водности  мощности  трех  электростанций  
полностью обеспечивают потребности энергорайона.
    Избыток  электроэнергии  возникает в средневодный и многоводный 
периоды  (до  735 и до 975 млн. кВт. час. соответственно), при этом 
объем  выработки  на Светлинской ГЭС, работающей на гарантированном 
стоке, в меньшей степени зависит от уровня водности и соответствует 
заявленному   АК  «АЛРОСА»  объему  отпуска  электроэнергии.  Объем  
выработки  с  ГЭС-1,2  в многоводный период может достичь 2840 млн. 
кВт. час., в средневодный - 2600 млн. кВт. час. (в 2005 году - 2819 
млн. кВт. час.).
    В  маловодный  период  объемы  выработки  с ГЭС-1, 2 сократится 
значительно  - до 2100 млн.кВт. час., с ГЭС-3 - с 1260 до 1020 млн. 
кВт. час.
    2.  Избыток электроэнергии вызван также проведением газификации 
Айхальского  промузла.  Объем  потребления электроэнергии в связи с 
переводом на газ к 2010 году сократится более, чем на 200 млн. кВт. 
час.         по        сравнению        с        2006        годом.        
    В  среднесрочный  период  потребление электроэнергии в Западном 
энергорайоне  значительно  не  изменится.  Сокращение потребления в 
связи с газификацией будет компенсироваться увеличением потребления 
АК  «АЛРОСА»  (порядка 200 млн. кВт. час.) при вводе в эксплуатацию 
рудника   «Айхал»   и   «Мир».   В   Ленском   районе   потребление   
электроэнергии   сохранится   на   прежнем   уровне.   Перевод   на   
электроотопление   населенных  пунктов  Сунтарского  и  Нюрбинского  
улусов,  согласно  топливно-энергетических  балансов  этих  улусов,  
увеличит   потребление   электроэнергии  в  целом  по  энергорайону  
незначительно.
    3.   В   результате   снижения   полезного   отпуска   ОАО   АК   
«Якутскэнерго»  из-за  выхода на проектную мощность Светлинской ГЭС 
выпадающие доходы Компании составят (в ценах 2006 года) в 2007 году 
-  677 млн. рублей, в 2008 и в последующие годы - 1481 млн. рублей. 
    4.    Для   исполнения   Программы   ликвидации   перекрестного   
субсидирования   между  категориями  потребителей  при  отпуске  со  
Светлинской  ГЭС  в  2007  году  535  млн. кВт. час. электроэнергии 
тарифы,  только  от  влияния одного этого фактора, должны в среднем 
возрасти  (в  ценах  2006  года)  на  8,9%.  При  этом по сценарным 
условиям   МЭР   и  Т  РФ  на  2007  год  средний  рост  тарифов  в  
электроэнергетике  не  должен  превысить  верхнюю  границу целевого 
уровня инфляции 6,0-7,5%.
    В  2008 году при максимальном объеме отпуска со Светлинской ГЭС 
(1068 млн. кВт. час.) тарифы к уровню 2007 года (в ценах 2006 года) 
возрастут  в среднем на 12,2% при целевом уровне инфляции 4,0-5,5%. 
    5. Кроме вышеперечисленных проблем, которые необходимо решать в 
ближайшее  время,  есть  проблемы  долговременного  характера - это 
организация  работ  по  сокращению  издержек  на производстве и при 
распределении  электроэнергии  ОАО  АК «Якутскэнерго», включающие в 
себя  реконструкцию и строительство электрических сетей, проведение 
работ  по  замещению  дизельных электростанций энергоисточниками на 
местных   топливных   ресурсах,   возобновляемыми   нетрадиционными   
источниками энергии и т.д.
    В    соответствии    с    приведенными   расчетами   достигнуто   
согласованное мнение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и 
энергетики  Республики  Саха (Якутия), Государственного комитета по 
ценовой  политике - Региональной энергетической комиссии Республики 
Саха  (Якутия)  и  Министерства  экономического развития Республики 
Саха   (Якутия)  о  том,  что  полезный  отпуск  электроэнергии  со  
Светлинской  ГЭС на среднесрочную перспективу (на 3 года) не должен 
превышать  535  млн.  кВт. час., а в 2007 году должно составить 250 
млн. кВт. час.
    Для  сохранения  уровня рентабельности ОАО АК «Якутскэнерго» на 
уровне  2005  года  потребуется  возмещение  удорожания из-за роста 
объема отпуска со Светлинской ГЭС до 250 млн. кВт. час. в сумме 246 
млн. рублей.
    Реестр   замечаний   к   проекту   постановления  Правительства  
Республики Саха (Якутия)
    "О  проблемах  и перспективах развития топливно-энергетического 
комплекса Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) на 2007 и 
на           перспективу           до           2010          года"          
   По проекту      Предложено      Отметка об изменении    
    I.  Министерство  жилищно-коммунального  хозяйства и энергетики 
Республики Саха (Якутия)
    1      Второй  абзац преамбулы: "С вводом Светлинской ГЭС улучшается 
энергетическая   безопасность   энергорайона,   при   этом  излишки  
электроэнергии  в многоводные годы могут составить более 3 500 млн. 
кВт.  час.,  а  в  маловодные  годы  дефицит  электроэнергии  может  
составить   800   млн.   кВт.   час.   На   Каскаде  Вилюйских  ГЭС  
электроэнергию вырабатывают два собственника. В связи с этим встает 
проблема  оптимизации  баланса  электроэнергии на каскаде Вилюйской 
ГЭС,  исходя  из  интересов  собственников и интересов потребителей 
республики.  Значительное  влияние окажет строительство газопровода 
Мирный-Айхал-Удачный,  с  вводом  которого  прогнозируется снижение 
спроса  на  электроэнергию".  Изложить  в редакции: "С завершением 
строительства  Светлинской  ГЭС  ОАО  "Вилюйская ГЭС-3" значительно 
улучшится   энергообеспеченность   Западного  энергорайона,  однако  
изолированность    энергорайона    не   позволяет   рационально   и   
экономически  эффективно  использовать  источник  энергии  - Каскад 
Вилюйских  ГЭС.  В  то  же  время с учетом пуска на полную мощность 
Светлинской  ГЭС  Каскад  Вилюйских  ГЭС  в  многоводные годы может 
выработать  более  4  млрд.  кВт.час., а в маловодные около 3 млрд. 
кВт.час.,  при  этом  избыток электроэнергии составит более 1 млрд. 
кВт.час.  В  связи с этим, остро стоит проблема оптимизации баланса 
энергии     и     мощности,    а    для    полного    использования    
гидроэнергетического  потенциала  энергорайона необходимо ускорение 
формирования  объединенной  энергосистемы Республики Саха (Якутия), 
путем   системных   связей  между  энергорайонами  и  по  Западному  
энергорайону, в том числе за счет реализации проектов строительства 
линий  электропередачи  Мирный-Якутск и Светлый-Накын, с дальнейшим 
объединением  с энергосистемами Сибири и Дальнего Востока".        Принято 
частично,    подробно    включено    в    Отчет   рабочей   группы.   
    2      Третий   абзац  преамбулы:  "Сегодня  отсутствует  взвешенная  
политика в вопросах расширения рынка сбыта электроэнергии, в защите 
интересов производителей и потребителей электроэнергии, в том числе 
предприятий-недропользователей".   Исключить.      Принято
    3      Правительство    Республики   Саха   (Якутия)   постановляет:   
Постановочную  часть  проекта  начать  с  преамбулы и дополнить 
пунктом:   "В  связи  с  изолированностью  Западного  энергорайона,  
отсутствия  источников возмещения затрат по выработке электрической 
энергии   дизельными   электростанциями   Северного   энрегорайона,   
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет: 1. Установить, 
что  для  решения  вопроса  определения  источников  финансирования  
объемов  перекрестного  субсидирования  элекрической  энергии между 
энергорайонами,  балансы  элекрической энергии и мощности Западного 
энергорайона  по  Каскаду Вилюйских ГЭС-1,2 ОАО АК "Якутскэнерго" и 
Светлинской  ГЭС  ОАО  "Вилюйская  ГЭС-3"  АК "АЛРОСА" утверждаются 
отдельными      решениями     Правительства     Республики     Саха     
(Якутия)". Принято
    4      1.   Министерству  экономического  развития  Республики  Саха  
(Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики 
Республики  Саха  (Якутия),  Государственному  комитету  по ценовой 
политике  -  Региональной  энергетической  комиссии Республики Саха 
(Якутия)  совместно с АК «АЛРОСА», ОАО АК «Якутскэнерго» ежегодно в 
течение первого квартала составлять баланс электроэнергии Западного 
энергорайона  с  учетом спроса на электроэнергию, интересов сторон, 
прогнозируемого уровня водности и других факторов. Пункт 1 изложить 
в  редакции:  "Министерству экономического развития Республики Саха 
(Якутия)    (Ефимов   В.П.),   Министерству   жилищно-коммунального   
хозяйства  и  энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), 
Государственному   комитету  по  ценовой  политике  -  Региональной  
энергетичекой комисси Респуболики Саха (Якутия) (Лемешева В.И.) при 
участии  ОАО  АК  "Якутскэнерго"  (Ильковский  К.К.)  и АК "АЛРОСА" 
(НичипорукА.О.)    ежегодно    в    течение    первого    квартала,    
предшествующему    периоду    регулирования    утверждать    баланс    
электрической  энергии  Западного  энергорайона  с учетом спроса на 
электрическую  энергию,  прогнозируемого  уровня  водности и других 
факторов". Учтено. Пункт № 2.
    5      3.2  совместно  с  ОАО АК «Якутскэнерго» предусмотреть в 2007 
году  на  условиях  софинансирования  обновление  энергомощностей и 
линий  электропередач в арктических районах республики в объеме ___ 
млн.  рублей.   В  подпункте  3.2 после слов "...предусмотреть в 2007 
году"  дополнить  "...и  ежегодно включать в Инвестиционную программу 
Республики  Саха  (Якутия)..."  и  далее  указать  сумму  -  100 млн. 
рублей. Не  принято,  т.к.  принятие объемов финансирования за счет 
Инвестиционной   программы   происходит   только   при  прохождении  
регламинтиро-ванных  процедур  и зависят от возможностей госбюджета 
РС(Я) на 2007 год.
    6      4.   Государственному   комитету   по   ценовой   политике  -  
Региональной  энергетической  комиссии  Республики  Саха (Якутия) в 
срок  до 1 мая 2006 года провести работу по установлению отдельного 
тарифа  на  электроотопление  в  Сунтарском  и Нюрбинском улусах.       В 
связи  с  тем,  что  реализация  программы перевода потребителей на 
электроотопление   в   2006-2007   годах  осуществляется  только  в  
Сунтарском  улусе, из пункта 4 исключить "Нюрбинский улус"    Принято. 
Пункт № 6.
    7      5.  Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики 
Республики  Саха  (Якутия),  Государственному  комитету  по ценовой 
политике  -  Региональной  энергетической  комиссии Республики Саха 
(Якутия)  совместно  с  ОАО  АК  «Якутскэнерго» провести совместную 
работу   по   расширению   рынка   сбыта   электроэнергии  за  счет  
установления   нового   тарифного  меню. В  пункт  5  дополнительно  
включить   Министерство  экономического  развития  Республики  Саха  
(Якутия)   (Ефимов   В.П.) Не   принято.  Находится  в  компетенции  
отраслевого      министерства      и      Госкомцен-РЭС      РС(Я).      
    8         Дополнительно  включить  пункт  следующего содержания: "АК 
"АЛРОСА"  (Ничипорук А.О.), ОАО АК "Якутскэнерго" (Ильковский К.К.) 
при  участии  Правительства  Республики  Саха  (Якутия)  в  течение  
первого  2006  года представить Президенту Республики Саха (Якутия) 
предложения  по вариантам создания энергетического холдинга на базе 
Каскада   Вилюйских   ГЭС-1,2   и  Светлинской  ГЭС,  в  том  числе  
рассмотреть   вариант  включения  в  структуру  холдинга  дизельных  
электростанций Северного    энергорайона"  Не    принято,    т.к.    
противоречит существующему законодательству.
                       II. АК "АЛРОСА" (ЗАО)

    1      2.   Государственному   комитету   по   ценовой   политике  -  
Республиканской  энергетической  комиссии  Республики Саха (Якутия) 
при  формировании  тарифов  на  2007  год учесть полезный отпуск со 
Светлинской  ГЭС  в  объеме  ___  млн.  кВт.  час. В соответствии с 
расчетом    окупаемости   инвестиционного   проекта   строительства   
Светлинской ГЭС, выполненным специалистами АК "АЛРОСА" в 2004 году, 
эти  объемы  составляют  (млн.кВт.час.):  2007  г. - 535; 2008 г. - 
1068;  2009  г.  - 1068; 2010г. - 1068. Для обеспечения окупаемости 
инвестиционного  проекта  строительства Светлинской ГЭС АК "АЛРОСА" 
настаивает  на  включение  именно  этих  объемов.  Не принято, т.к. 
Президентом  РС(Я) принято решение об отпуске со Светлинской ГЭС не 
более 250 млн.кВт.час. электроэнергии..
              III. ОАО "Вилюйская ГЭС-3" АК "АЛРОСА"

    1      2  абзац:  С вводом Светлинской ГЭС улучшается энергетическая 
безопасность   энергорайона,  при  этом  излишки  электроэнергии  в  
многоводные  годы  могут  составить более 3 500 млн. кВт. час., а в 
маловодные  годы  дефицит  электроэнергии  может составить 800 млн. 
кВт.  час. На Каскаде Вилюйских ГЭС электроэнергию вырабатывают два 
собственника.  В  связи  с этим встает проблема оптимизации баланса 
электроэнергии  на  каскаде  Вилюйской  ГЭС,  исходя  из  интересов  
собственников  и  интересов  потребителей  республики. Значительное 
влияние  окажет  строительство  газопровода Мирный-Айхал-Удачный, с 
вводом  которого  прогнозируется снижение спроса на электроэнергию. 
 Во  втором абзаце вводной части проекта ошибка - излишки (избыток) 
электроэнергии  не могут иметь значение 3500 млн. кВт.час., так как 
вся  выработка  за  2005  года  составила 3045 млн.кВт.час. дефицит 
электроэнергии   обязательно   будет  в  маловодный  год,  так  как  
водохранилище   ВГЭС   1,2   эксплуатируется  с  нарушением  Правил  
Эксплуатации.  Выработка  ГЭС 1,2 на 38% больше проектной, при этом 
ОАО   АК   "Якутскэнерго"   получает   дополнительную  прибыль,  но  
срабатывается  многолетняя  составляющая  регулирования  и Западный 
энергорайон    в    маловодные   годы   ждут   ограничения   подачи   
электроэнергии потребителям, если распределение нагрузок между ВГЭС 
1,2   в   предшествующие   годы   будет  отличаться  от  проектного  
(расчетного).   При  правильном  распределении  выработки  дефицита  
электроэнергии  не  должно  быть. Принято  частично. Второй абзац и 
изменения   в   Отчет  рабочей  группы  внесены  в  соответствии  с  
замечаниями           МЖКХ           и           Э           РС(Я).           
    2      Из  2  абзаца:  "...излишки электроэнергии в многоводные годы 
могут  составить более 3 500 млн. кВт. час...." Нагрузки 2005 года по 
результатам  замеров: зимний максимум ВГЭС 1,2 - 610 МВт, СГЭС - 26 
МВт,  Мирнинская  ГРЭС  -  24  МВт,  всего  -  660 МВт. По условиям 
надежного электроснабжения потребителей должно-быть: 5% вращающийся 
резерв  и  горячий  резерв  -  в  размере единичной мощности самого 
мощного  работающего  агрегата.  Для  соблюдения этих условий в ЗЭР 
необходим  вращающийся  резерв  -  33  МВт  и  резерв  90  МВт. При 
установленной  мощности  ВГЭС 1,2 680 МВт для обеспечения надежного 
электроснабжения потребителей - необходимо 783 МВт. Без Светлинской 
ГЭС налицо дефицит мощности. Не принято, т.к. мнение рабочей группы 
основывалось   на   расчетах,   произведеных   МЖКХ   и   Э  РС(Я).  
    3         Проектная  выработка  ВГЭС-1,2  2090 млн.кВт.час. в год, в 
2005  году было выработано 2900 млн.кВт.час., т.е. Сверх проектного 
на  38,8  %,  к  тому  же  выработка  Светлинской ГЭС составила 141 
млн.кВт.час., выработка МГРЭС - 4,5 млн.кВт.час.Общая потребность в 
выработке  электроэнергии  3045  млн.кВт.час.  На  Мирнинской  ГРЭС  
отработан  ресурс  газотурбинных  установок  на  85-90%  и  станция  
вероятно  будет  выведена в ближайшее время из баланса генерирующих 
мощностей  ЗЭР.  Без  Светлинской  ГЭС  дефицит  энергии в Западном 
энергорайоне  составляет 955 млн.кВт.час. Указанный дефицит энергии 
наметился  в  80-е  годы  и сохраняется по настоящее время. Для его 
ликвидации  было  запланировано  строительство  ГЭС-3,  а на период 
строительства  ГЭС-3  дефицит  электроэнергии должны были покрывать 
Мирнинская  ГРЭС  мощностью  120  МВт  и  электростанция "Сосновка" 
мощностью  порядка  40  МВт.  Фактическая выработка электроэнергии, 
которую   дает   ВГЭС-1,2   сверх   проектной,  является  проектной  
выработкой   ГЭС-3.    Не   принято,  т.к.  мнение  рабочей  группы  
основывалось   на   расчетах,   произведеных   МЖКХ   и   Э  РС(Я).  
    4         За 2005 год ВГЭС-1,2сбросила 18,5 куб.км воды, повторно на 
выработку   э/э   Светлинской  ГЭС  использовано  5,6  куб.км,  что  
составляет  30%.  Оптимально  повторное  использование  воды должно 
составлять100%.
    5      1.   Министерству  экономического  развития  Республики  Саха  
(Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики 
Республики  Саха  (Якутия),  Государственному  комитету  по ценовой 
политике  -  Региональной  энергетической  комиссии Республики Саха 
(Якутия)  совместно с АК «АЛРОСА», ОАО АК «Якутскэнерго» ежегодно в 
течение первого квартала составлять баланс электроэнергии Западного 
энергорайона  с  учетом спроса на электроэнергию, интересов сторон, 
прогнозируемого уровня водности и других факторов. После слов "ОАО 
АК  "Якутскэнерго"..."  добавить "ОАО Вилюйская ГЭС-3". После слов "с 
учетом   ..."  добавить  "...оптимального  расходования  гидроресурсов,  
проектного   назначения   генерирующих   источников   электрической   
энергии..."    и     далее    по    тексту.        Принято.    Пункт    №2.    
    6      2.   Государственному   комитету   по   ценовой   политике  -  
Республиканской  энергетической  комиссии  Республики Саха (Якутия) 
при  формировании  тарифов  на  2007  год учесть полезный отпуск со 
Светлинской  ГЭС  в объеме ___ млн. кВт. час. После слов "полезного 
отпуска..." сформулировать "...электроэнергии, выработанной Светлинской 
ГЭС  в объеме 535 млн. кВт.час." Не принято, т.к. Президентом РС(Я) 
принято  решение  об  отпуске  со  Светлинской  ГЭС  не  более  250  
млн.кВт.час. электроэнергии..
                       IV. ОАО "АЛРОСА-ГАЗ"

    1      Правительство    Республики   Саха   (Якутия)   отмечает:   В   
топливно-энергетическом    балансе    Республики    Саха   (Якутия)   
значительная   роль   отведена   Западному   энергорайону.   29   %   
топливно-энергетических ресурсов от всего производства в республике 
приходится  на  этот район. Западным энергорайоном вырабатывается 3 
млрд. кВт. час. электроэнергии, добывается 335 тыс. тонн нефти 1454 
млн.  куб.  м природного газа, 75 тыс. тонн газоконденсата, 77 тыс. 
тонн   угля.   В  абзаце  записать,  что  в  Западном  энергорайоне  
добывается  203  млн.куб.м  природного  газа,  4  тыс.тонн газового 
окнденсата.   Указанные  в  проекте  постановления  данные  о  1454  
млн.куб.м  газа  и 75 тыс.тонн газового конденсата неверны, так как 
является  суммарными  цифрами  добычи  природного  газа  и газового 
конденсата  по  Республике Саха (Якутия) в целом. ОАО "Якутгазпром" 
не  занимается добычей газа и конденсата в Западном энергорайоне, а 
территория  его деятельности относится к Центральному энергорайону. 
К  тому  же  возникают  сомнения  о  фактах  добычи угля в Западном 
энергорайоне. Не  принято, т.к. вилюйская группа улусов относится к 
Западному энергорайону.
    2         Дополнить  проект  постановления  следующим  абзацем после 
абзаца  4:  "Вместе с тем необходимо отметить высокую экономическую 
эффективность   замены   электроэнергии   на   природный   газ  при  
производстве    тепловой   энергии". Не   принято,   т.к.   высокая   
экономическая  эффективность  замены элеткроэнергии на газ не может 
рассматриваться  однозначно и в ряде случаев экономически не всегда 
обосновано.
    3        В постановочную часть добавить пункт 6: "С целью достижения 
максимальной     экономической    эффективности    и    окупаемости    
магистрального   газопровода   "Мирный-Айхал-Удачный"  Министерству  
промышленности     Республики     Саха    (Якутия),    Министерству    
жилищно-коммунального    хозяйства    Республики   Саха   (Якутия),   
Госкомцен-РЭК  Республики  Саха  (Якутия)  совместно  с АК "АЛРОСА" 
(ЗАО)   провести   работу   по   наращиванию  объема  инвестиций  в  
строительство  газовых  котельных  п.  Айхал  и  ускорения  ввода в 
эксплуатацию  газопотребляющих  установок  промышленных объектов п. 
Айхал.  Считать  приоритетным  использование  природного  газа  для  
производства  тепловой энергии в п. Айхал и в г. Удачный". Принято. 
Пункт №8.

              V. Администрация МО "Мирнинский район"

    1      4.   Государственному   комитету   по   ценовой   политике  -  
Региональной  энергетической  комиссии  Республики  Саха (Якутия) в 
срок  до 1 мая 2006 года провести работу по установлению отдельного 
тарифа    на    электроотопление    в   Сунтарском   и   Нюрбинском   
улусах. Добавить:  "...в  с.  Сюльдюкар  Мирнинского района" Учтено в 
Отчете рабочей группы.

                     VI. ОАО АК "Якутскэнерго"

    1      4 абзац: Для расширения рынков сбыта электроэнергии с каскада 
Вилюйских   ГЭС   необходимо  строительство  ЛЭП  в  направлении  в  
Иркутскую  область и соединение с Восточно-Сибирской энергетической 
системой     с    участием    крупных    инвесторов    на    основе    
частно-государственного  партнерства.  В четвертом абзаце текст "На 
Каскаде  Вилюйских  ГЭС"  заменить  на "В Западном энергорайоне" Не 
принято.  Абзац  исключен,  т.к.  данный  вопрос  рассматривается в 
рамках  развития  ЕНЭС  (единой  национальной  электрической  сети)  
Востока.
    2      3  абзац:  Сегодня отсутствует взвешенная политика в вопросах 
расширения   рынка   сбыта   электроэнергии,   в  защите  интересов  
производителей   и   потребителей   электроэнергии,   в  том  числе  
предприятий-недропользователей.   В  третьем  абзаце текст "Сегодня 
отсутствует  взвешенная  политика в вопросах расширения рынка сбыта 
электроэнергии"   заменить   на   следующий   "Сегодня  отсутствует  
взвешенная  тарифная  политика  в  вопросах  расширения рынка сбыта 
электроэнергии" Не  принято. Абзац исключен т.к. данная проблема не 
имеет     прямого    отношения    к    рассматриваемой    проблеме.    
    3          В   преамбулу  Постановления  включить  текст:"Увеличение  
объемов  выработки  электроэнергии  Светлинской  ГЭС  вызывает рост 
выпадающих   доходов  ОАО  АК  "Якутскэнерго".  Увеличение  отпуска  
электроэнергии   Светлинской  ГЭС  на  2  млн.кВт.час.  приводит  к  
увеличению   дотации   из  республиканского  бюджета  на  1,3  млн.  
рублей." Не  принято,  т.к.  отпуск  со  Светлинской ГЭС в объеме 2 
млн.кВт.час. не рассматривается.
    4      3.2  совместно  с  ОАО АК «Якутскэнерго» предусмотреть в 2007 
году  на  условиях  софинансирования  обновление  энергомощностей и 
линий  электропередач в арктических районах республики в объеме ___ 
млн.  рублей.  Пункт 3.2 изложить в следующей редакции:"Совместно с 
ОАО  "Сахаэнерго"  предусмотреть  в  2007-2010  годах  на  условиях  
софинансирования  обновление энергомощностей и линий электропередач 
в   арктических   районах  республики  в  объеме  100  млн.  рублей  
ежегодно". Не принято. Абзац исключен т.к. данная проблема не имеет 
прямого       отношения       к      рассматриваемой      проблеме.      
    5         Включить  пункт 3.3. следующего содержания: "Предусмотреть 
государственное инвестирование в строительство линий электропередач 
Каскад  ВГЭС-Олекминск,  Мирный-Сунтар-Нюрба,  Каскад  ВГЭС-Ленск и 
сельские      населенные     пункты.    Учтено.     Пункт     №5.     
    6      2.   Государственному   комитету   по   ценовой   политике  -  
Республиканской  энергетической  комиссии  Республики Саха (Якутия) 
при  формировании  тарифов  на  2007  год учесть полезный отпуск со 
Светлинской  ГЭС в объеме ____ млн. кВт. час. Пункт 2 постановления 
изложить:"Государственному        комитету        по        ценовой        
политике-Республиканской  энергетической  комиссии  Республики Саха 
(Якутия) при формировании тарифов на 2007-2008 годы учесть полезный 
отпуск  Светлинской  ГЭС  в  объеме 190 млн. кВт.час., на 2009-2010 
годы   -   не   более   240   млн.кВт.час.  до  момента  ликвидации  
перекрестного  субсидирования". Принят оптимальный объем отпуска со 
СГЭС   на   2007   год   в  объеме  250  млн.кВт.час.  Пункт  №  3.  

   VII. Министерство промышленности Республики Саха (Якутия)       

    1          Проблемы   развития   топливно-энергетического  комплекса  
Западного   энергорайона   республики   не   должны  ограничиваться  
несоответствием  в  выработке  электроэнергии двух собственников на 
Каскаде  Вилюйских  ГЭС.  В преамбуле постановления достаточно ясно 
определена  доля  каждого  из  энергоресурсов  региона.  В процессе 
работы   рабочей   группы   рассматривались  все  ключевые  аспекты  
проблемных   вопросов  топливно-энергетического  баланса  Западного  
энергорайона республики. Вместе с тем, в тексте постановления кроме 
как  об  электроэнергетике ни о каких других энергоресурсах речи не 
идет.   Введен  пункт 8, согласно которого Минпрому РС(Я), МЖКХ и Э 
РС(Я),  АК  "АЛРОСА"  предоложено  провести  работу  по наращиванию 
объема   инвестиций   для   достижения  окупаемости  магистрального  
газопровода "Мирный-Айхал-Удачный".
    2         Западный  энергорайон  территориально  включает  в себя не 
только Мирнинский, но и Вилюйский, Сунтарский, Нюрбинский и Ленский 
районы.   В   связи  с  этим  необходимо  комплексное  рассмотрение  
перспектив  развития  не только всех улусов Западного энергорайона, 
но  и  перспективы  развития  месторождений  углеводородного  сырья  
Западной   Якутии,   направления   работ  по  возможному  замещению  
природным  газом  потребляемой нефти и угля, увеличения доли вывоза 
нефти   за  пределы  республики  и  т.д.  Учитывая  вышеизложенное,  
предлагаем  либо  скорректировать  название проекта постановления и 
изложить в следующей редакции: "О проблемах и перспективах развития 
электроэнергетики  Западного  энергорайона Республики Саха (ЯКутия) 
на  2007  год  и на перспективу до 2010 года", либо дополнить проет 
постановления  перспективами  развития других отраслей. Не принято, 
Рабочей  группой  определены  наиболее  острые  проблемы, требующие 
решения  в ближайшее время. Поэтому внимание было уделено проблемам 
э/энергетики и газоснабжения.
    3         Предлагаем  п.2 и п. 4 проекта постановления, адресованные 
Госкомцен-РЭК РС(Я) объединить в один пункт с двумя подпунктами. Не 
принято.     Пункт     2     имеет     принципиальное     значение.     

    VIII.   Государственный   комитет   по   ценовой   политике   -   
Региональная   энергетическая  комиссия  Республики  Саха  (Якутия) 
 
    1      1.   Министерству  экономического  развития  Республики  Саха  
(Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики 
Республики  Саха  (Якутия),  Государственному  комитету  по ценовой 
политике  -  Региональной  энергетической  комиссии Республики Саха 
(Якутия)  совместно с АК «АЛРОСА», ОАО АК «Якутскэнерго» ежегодно в 
течение первого квартала составлять баланс электроэнергии Западного 
энергорайона  с  учетом спроса на электроэнергию, интересов сторон, 
прогнозируемого  уровня  водности  и  других  факторов.  После слов 
"Западного    энергорайона"    добавить    слова    "на   следующий   
год".      Принято. Пункт №2.
    2      3.2  совместно  с  ОАО АК «Якутскэнерго» предусмотреть в 2007 
году  на  условиях  софинансирования  обновление  энергомощностей и 
линий  электропередач в арктических районах республики в объеме ___ 
млн.  рублей.   П.  3.2  исключить,  так  как данный пункт не имеет 
отношение      к      рассматриваемому     вопросу     в     данном     
постановлении.  Принято.

    VIII.   Государственный   комитет   по   ценовой   политике   -   
Региональная  энергетическая  комиссия  Республики Саха (Якутия) по 
заключению ОАО АК "Якутскэнерго"

    1         Формулировку  третьего  абзаца следует оставить в редакции 
проекта    Постановления.    Поскольку   расширение   рынка   сбыта   
электроэнергии  только  тарифным  регулированием  в  ЗЭР обеспечить 
невозможно   (в  частности  расширением  электроотопления  в  жилом  
секторе)". Абзац  3  исключен т.к. данная проблема не имеет прямого 
отношения к рассматриваемой проблеме.
    2        Не  вносить  правки  в  пункт  3.2,  поскольку он не имеет 
отношения  к  данному проекту Постановления. Нами предложено п. 3.2 
исключить,   так   как   данный   пункт   не   имеет   отношение  к  
рассматриваемому    вопросу    в   данном   постановлении.      Принято.   
    3         С п.6 не согласны -объем полезного отпуска Светлинской ГЭС 
необходимо определять ежегодно. Учтено.


Информация по документу
Читайте также