Расширенный поиск

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 14.10.1993 № 577

 
                               УКАЗ
                ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             г. Якутск
                    14 октября 1993 года № 577

  О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) и
 возложении на нее обязанностей окружной избирательной комиссии по
   выборам депутатов в Федеральное Собрание Российской Федерации



    1.  Утвердить  Положение  о  выборах в Законодательное Собрание 
Республики Саха (Якутия) (прилагается).
    2.   Утвердить   следующий   состав  Центральной  избирательной  
комиссии Республики Саха (Якутия):
    Михайлов Владимир Николаевич - 1930 года рождения, председатель 
комиссии;
    Ксенофонтов   Григорий   Григорьевич   -  1944  года  рождения,  
заместитель  министра юстиции Республики Саха (Якутия), заместитель 
председателя комиссии;
    Федоров Павел Иванович - 1934 года рождения, заведующий отделом 
законопроектной   работы  правового  управления  Верховного  Совета  
Республики       Саха       (Якутия),      секретарь      комиссии.      

                          Члены комиссии:

    Ардышева  Мария Ивановна - 1941 года рождения, заведующая общим 
отделом   Высшего   арбитражного  суда  Республики  Саха  (Якутия);  
    Васильева   Валентина   Афанасьевна   -   1953  года  рождения,  
консультант      Хангаласского     улусного     народного     суда;     
    Гладких   Светлана   Александровна   -   1945   года  рождения,  
заместитель       главы       администрации       г.      Нерюнгри;      
    Евсеева Софья Дмитриевна - 1950 года рождения, начальник отдела 
по работе с местными администрациями Намской улусной администрации; 
    Данчикова   Галина   Иннокентьевна   -   1954   года  рождения,  
заместитель    министра    финансов   Республики   Саха   (Якутия);   
    Кладкина  Екатерина  Тимофеевна  -  1960  года  рождения, юрист 
Якутского государственного университета;
    Магданов   Лев   Антонович  -  1957  года  рождения,  начальник  
юридического    отдела    Мирнинской    городской    администрации;    
    Марков  Валентин  Петрович  -  1946  года рождения, заместитель 
председателя    республиканского    комитета    профсоюза   рабочих   
автомобильного      транспорта      и      дорожного     хозяйства;     
    Сурикова  Надежда  Тахоновна - 1937 года рождения, председатель 
Алданского райкома профсоюза работников государственных учреждений; 
    Суворова  Ангелина  Егоровна  -  1950  года  рождения,  старший  
прокурор отдела по надзору за исполнением законов и законодательных 
правовых    актов    Прокуратуры    Республики    Саха    (Якутия).    
    3.  Возложить  обязанности  окружной  избирательной комиссии по 
выборам  в Федеральное Собрание Российской Федерации на Центральную 
избирательную      комиссию      Республики      Саха     (Якутия).     
    4.  Поручить  Управлению  Делами  Правительства Республики Саха 
(Якутия)  обеспечить  Центральную избирательную комиссию Республики 
Саха  (Якутия)  соответствующим  рабочим  помещением,  оргтехникой,  
связью и автотранспортом.



Президент
Республики Саха (Якутия)                                М.НИКОЛАЕВ



Утверждено
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 14 октября 1993 г. № 577


                                                                      
                             ПОЛОЖЕНИЕ
  О ВЫБОРАХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА
                             (ЯКУТИЯ)



                     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные принципы выборов
    Выборы   депутатов   в   Законодательное  Собрание  (Ил  Тумэн)  
Республики  Саха (Якутия) осуществляются гражданами Республики Саха 
(Якутия)  на  основе  всеобщего,  равного  и прямого избирательного 
права при тайном голосовании.

    Статья 2. Избирательное право
    1.  Право  избирать  депутатов  в  Законодательное Собрание (Ил 
Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  имеет гражданин Республики Саха 
(Якутия),   достигший   на  момент  проведения  выборов  18-летнего  
возраста.
    2.   Депутатом  Законодательного  Собрания  может  быть  избран  
гражданин   Республики   Саха   (Якутия)   не   моложе   21   года.   
    3.  Не  могут  избирать  и быть избранными граждане, признанные 
судом  недееспособными,  и  граждане, содержащиеся в местах лишения 
свободы по приговору суда.

    Статья 3. Законодательное Собрание (Ил Тумэн)
    1.  Законодательная власть Республики Саха (Якутия) принадлежит 
Законодательному  Собранию  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  
(далее   -   Законодательное  Собрание),  которое  является  высшим  
представительным  и  законодательным органом государственной власти 
Республики       Саха       (Якутия)       и       состоит      из:      
    -  верхней  палаты  -  "Палата  Республики"  (далее  -  верхняя  
палата);
    -  нижней  палаты  -  "Палата  Представителей"  (далее - нижняя 
палата).
    2. Верхняя палата состоит из 35 депутатов, избираемых на основе 
мажоритарной  системы, по одному депутату от каждого улуса (района) 
и города республиканского подчинения по одномандатным избирательным 
округам,            сроком           на           4           года.           
    3.  Нижняя  палата  действует  на  постоянной  профессиональной  
основе  и состоит из 21 депутата, избираемых на основе мажоритарной 
системы  по  одномандатным избирательным округам (один округ - один 
депутат),  образуемых  на  основе  единой  нормы представительства, 
сроком на 4 года.

    Статья 4. Сроки повторных выборов
    Сроки  повторных выборов в Законодательное Собрание назначаются 
Президентом Республики Саха (Якутия).

    Статья 5. Право выдвижения кандидатов
    1.   Кандидаты   в   депутаты   в   верхнюю   и  нижнюю  палату  
Законодательного  Собрания по соответствующим избирательным округам 
выдвигаются  избирательными  объединениями  данного  избирательного  
округа.
    2. Избирательным объединением является:
    а)  добровольное  объединение граждан Республики Саха (Якутия), 
численностью  не  менее  50  человек,  имеющих избирательное право, 
создаваемое  на  период  проведения  выборов  по  месту постоянного 
проживания,   работы   или   иным   признакам,   создание  которого  
подтверждается   протоколом   общего  собрания,  подписанным  всеми  
членами объединения граждан;
    б)  общественная  организация  (партия,  политическое движение, 
общественная  организация  и  их  объединения),  устав  (положение)  
которой   зарегистрирован  Министерством  юстиции  Республики  Саха  
(Якутия)    в   лице   улусных   (районных),   городских   органов;   
    в)  блок  общественных  организаций, уставы (положения) которых 
зарегистрированы  Министерством  юстиции Республики Саха (Якутия) в 
лице  улусных  (районных), городских органов, создаваемый на период 
проведения выборов.
    3.  Общественная  организация  не может входить в состав более, 
чем  одного  избирательного  объединения,  а  в  случае вхождения в 
состав   блока  не  может  выступать  в  качестве  самостоятельного  
избирательного объединения.
    4.   Документы   для   регистрации   кандидатов  в  депутаты  в  
Законодательное  Собрание,  после сбора необходимого числа подписей 
избирателей,  представляются соответствующим органом избирательного 
объединения  в  соответствующую  окружную  избирательную  комиссию:  
    а)   по  избирательным  округам  по  выборам  в  нижнюю  палату  
Законодательного Собрания;
    б)  по  избирательным  округам  по  выборам  в  верхнюю  палату  
Законодательного Собрания.

    Статья 6. Финансирование выборов
    1.  Финансирование  мероприятий,  связанных  с  организацией  и  
проведением  выборов  в Законодательное Собрание, осуществляется за 
счет  средств  республиканского  бюджета  Республики Саха (Якутия). 
    2.  Для  финансирования  предвыборной  агитации, до официальной 
регистрации  выдвигаемого лица кандидатом в депутаты, избирательные 
объединения  и  лица,  выдвинутые  кандидатом  в  депутаты,  вправе  
использовать  избирательные  фонды, создаваемые за счет собственных 
средств   и   средств,   выделенных   избирательным   объединением,   
выдвинувшим кандидата.

    Статья  7.  Виды  избирательных  комиссий.  Проведение  выборов  
избирательными комиссиями
    1.  Для  организации  и  проведения  выборов  в Законодательное 
Собрание     образуются     следующие    избирательные    комиссии:    
    а)  Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) 
(далее       -       Центральная      избирательная      комиссия);      
    б)  окружные  избирательные комиссии по выборам в нижнюю палату 
Законодательного   Собрания   (далее   -   окружные   избирательные   
комиссии);
    в)  окружные избирательные комиссии по выборам в верхнюю палату 
Законодательного    Собрания   в   улусах   (районах)   и   городах   
республиканского  подчинения (далее - территориальные избирательные 
комиссии);
    г) участковые избирательные комиссии.
    2.  По вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, 
Центральная  избирательная  комиссия,  окружные,  территориальные и 
участковые  избирательные  комиссии  в  пределах своей компетенции, 
установленной   настоящим   Положением,   не   зависимы  от  других  
государственных органов.
    3.  Избирательные  комиссии работают коллегиально. Подготовка и 
проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто 
и гласно.

   Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ
                            ИЗБИРАТЕЛЕЙ

    Статья  8.  Избирательные  округа  по выборам в Законодательное 
Собрание
    1.   Избирательные   округа   по   выборам   в   нижнюю  палату  
Законодательного   Собрания   образуются  на  основе  единой  нормы  
представительства      путем      объединения      и     разделения     
административно-территориальных  единиц Республики Саха (Якутия) и, 
в совокупности, включают всю территорию Республики Саха (Якутия), а 
также  избирательные  участки  по  месту  нахождения  постоянных  и  
торговых представительств Республики Саха (Якутия) за ее пределами. 
    Избирательные    округа    по    выборам    в   нижнюю   палату   
Законодательного  Собрания  определяются  Центральной избирательной 
комиссией,  исходя  из  средней  нормы представительства - 30 тысяч 
избирателей        в       каждом       избирательном       округе.       
    2.   Избирательные   округа   по   выборам   в  верхнюю  палату  
Законодательного               Собрания               соответствуют               
административно-территориальному делению в Республике Саха (Якутия) 
и,   в   совокупности,  включают  всю  территорию  Республики  Саха  
(Якутия).
    3.  Перечни  избирательных  округов  утверждаются и публикуются 
Центральной  избирательной  комиссией  не  позднее  50  дней до дня 
выборов,   а   при   проведении   первых   выборов   за   40  дней.  

    Статья 9. Образование избирательных участков
    1.  Избирательные участки образуются не позднее, чем за 40 дней 
до  дня  выборов,  а  при  проведении  первых  выборов  за 30 дней, 
решениями   глав   администраций   улусов   (районов)   и   городов   
республиканского  подчинения из расчета от 100 до 3 000 избирателей 
на   один   участок.   В  сельских  районах  республики  и  в  иных  
малонаселенных  местностях  допускается  образование  избирательных  
участков     из    расчета    от    20    до    100    избирателей.    
    2.  Избирательные участки образуются с учетом границ населенных 
пунктов  в  улусах (районах) и на территориях, отнесенных к городам 
республиканского  подчинения,  районирования  в  городах, в улусных 
(районных)  центрах,  в  городах,  в  поселках  и наслегах, с целью 
создания    максимальных    удобств    для   избирателей.   Границы   
избирательных   участков   не   должны  пересекать  границ  смежных  
избирательных округов.
    3.   Избирательными   участками  для  граждан  Республики  Саха  
(Якутия),   имеющих   постоянное   место  жительства  за  пределами  
Республики   Саха   (Якутия),   являются   постоянные   и  торговые  
представительства  по месту их нахождения. Избирательные участки за 
пределами    Республики   Саха   (Якутия)   включаются   в   состав   
избирательного  округа  по выборам в нижнюю палату Законодательного 
Собрания,    на    территории    которого   находится   Центральная   
избирательная комиссия.
    4. Список избирательных участков с указанием адресов участковых 
избирательных  комиссий и приложением графической схемы публикуется 
в    местной   (республиканской)   печати   по   месту   нахождения   
избирательных  участков  в  течение  трех  дней и в виде плакатов в 
течение   десяти   дней   после  принятия  решения  об  образовании  
избирательных  участков,  указанных  в  части  1  настоящей статьи. 

    Статья 10. Списки избирателей
    1.  Администрация  улусов  (районов) и городов республиканского 
подчинения,  местная  администрация в городах, поселках, наслегах и 
иных  населенных  пунктах  обеспечивает учет избирателей и передает 
Центральной,  окружным,  территориальным и участковым избирательным 
комиссиям   сведения  об  избирателях,  проживающих  на  территории  
соответствующего избирательного округа.
    2.  Уточнение  списков  избирателей  должно  быть  завершено не 
позднее  30 дней до дня выборов, а при проведении первых выборов за 
20 дней.
    Избиратели,  поселившиеся  на территории избирательного участка 
после  установленного срока и до дня выборов, включаются участковой 
избирательной  комиссией  в  дополнительный  список  избирателей на 
основании   документов,   подтверждающих   их   место   жительства.   
    3.  В  список  избирателей  включаются граждане Республики Саха 
(Якутия)   в   соответствии  с  требованиями  статьи  2  настоящего  
Положения  (на  день выборов) и имеющие постоянное место жительства 
на     территории    соответствующего    избирательного    участка.    
    4.  Список  избирателей  составляется  в  алфавитном  или  ином  
порядке  (по  населенным  пунктам, улицам, домам, на основе адресов 
избирателей).  В  списке  избирателей  указываются:  фамилия,  имя,  
отчество,      дата      рождения      и      адрес     избирателя.     
    5.  Улусная  (районная), городская и местная администрация, а в 
период проведения избирательной кампании - участковая избирательная 
комиссия   обеспечивает   гражданам   возможность  ознакомления  со  
списками избирателей.
    6.   Списки   граждан   Республики   Саха   (Якутия),   имеющих   
избирательное  право  и  постоянное  место  жительства за пределами 
Республики  Саха  (Якутия),  составляются  постоянными  и торговыми 
представительствами Республики Саха (Якутия).

                 Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

    Статья   11.  Порядок  формирования  Центральной  избирательной  
комиссии
    1.  Центральная  избирательная  комиссия  формируется в составе 
Председателя  и 12 членов избирательной комиссии не позднее, чем за 
60  дней  до  выборов  в Законодательное Собрание, а при проведении 
первых            выборов           за           50           дней.           
    2.  Председатель Центральной избирательной комиссии назначается 
Президентом Республики Саха (Якутия).
    3.   Члены   Центральной  избирательной  комиссии  утверждаются  
Президентом  Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя 
Центральной    избирательной    комиссии   из   числа   кандидатур,   
представленных   Правительством,   главами   администраций   улусов   
(районов)      и      городов      республиканского     подчинения.     
    4.  Председатель  Центральной избирательной комиссии и не менее 
половины  членов  Центральной  избирательной  комиссии должны иметь 
высшее  юридическое  образование либо высшее образование или ученую 
степень       в      иной      области      гуманитарных      наук.      

    Статья  12.  Порядок  формирования  окружных  и территориальных 
избирательных комиссий
    1. Окружная (территориальная) избирательная комиссия образуется 
в соответствующем избирательном округе согласно схеме, утвержденной 
Центральной избирательной комиссией.
    2.    Окружная    (территориальная)    избирательная   комиссия   
формируется не позднее, чем за 50 дней до проведения выборов, а при 
проведении  первых  выборов  не  позднее, чем за 40 дней, в составе 
Председателя   и   6   -   10   членов  окружной  (территориальной)  
избирательной  комиссии  из  числа кандидатур, предложенных главами 
администраций   улусов   (районов)   и   городов   республиканского   
подчинения.   Состав   окружной   (территориальной)   избирательной   
комиссии    утверждается   Центральной   избирательной   комиссией.   
    3.   Председатель   окружной   (территориальной)  избирательной  
комиссии  должен  иметь  высшее юридическое образование либо высшее 
образование  или  ученую степень в иной области гуманитарных наук и 
назначается Центральной избирательной комиссией.

    Статья   13.   Порядок  формирования  участковых  избирательных  
комиссий
    1.  Участковые  избирательные  комиссии формируются не позднее, 
чем  за  40  дней  до  выборов  в  Законодательное  Собрание, а при 
проведении  первых выборов за 30 дней, в составе Председателя и 4 - 
12  членов  участковой  комиссии.  Численность  и состав участковой 
комиссии  определяется  и  утверждается  главой улусной (районной), 
городской  администрации по предложению глав местных администраций. 
    2.  Председатель  участковой избирательной комиссии назначается 
главой     улусной     (районной),     городской     администрации.     

    Статья    14.   Представители   и   наблюдатели   избирательных   
объединений         и         кандидатов         в         депутаты         
    1.   Избирательное   объединение,   зарегистрировавшее   своего   
кандидата    в    депутаты,   каждый   кандидат   в   депутаты   по   
соответствующему  избирательному  округу  вправе  направить  одного  
представителя  в  соответствующую  окружную,  территориальную  и  в  
участковую  избирательную  комиссию с правом совещательного голоса. 
    2.  Помимо  этого,  в  день  выборов избирательные объединения, 
зарегистрировавшие своего кандидата в депутаты, а также кандидаты в 
депутаты  вправе направить в соответствующую избирательную комиссию 
по   2   наблюдателя  от  каждого  избирательного  объединения  или  
кандидата  в  депутаты  и  по  одному  представителю  в Центральную 
избирательную   комиссию.   Наблюдатели  вправе  присутствовать  до  
окончания  подсчета  голосов  в  участковой избирательной комиссии. 

    Статья 15. Статус члена избирательной комиссии и представителей
    1. Члены избирательной комиссии и представители, направленные в 
соответствующую      избирательную      комиссию     избирательными     
объединениями,  зарегистрировавшими  своих  кандидатов в депутаты и 
представители кандидатов в депутаты:
    а)  заблаговременно  извещаются  о  заседаниях  соответствующей  
избирательной      комиссии      и     присутствуют     на     них;     
    б)   имеют   право   выступать   на  заседании  соответствующей  
избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в 
компетенцию  соответствующей  избирательной  комиссии,  и требовать 
проведения по ним голосования;
    в)  имеют  право знакомиться с любыми документами и материалами 
соответствующей избирательной комиссии.
    2. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий, 
утвержденные  органами  государственной  власти  республики,  имеют  
право  решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях 
соответствующей   избирательной   комиссии.  Решения  избирательной  
комиссии принимаются голосованием, в котором участвуют только члены 
избирательной комиссии.
    3.  Представители,  направленные избирательными объединениями и 
кандидатами  в  депутаты  в  избирательные  комиссии,  имеют  право  
совещательного голоса.

    Статья 16. Полномочия Центральной избирательной комиссии
    Центральная избирательная комиссия:
    а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и 
обеспечивает его единообразное исполнение;
    б)  руководит  работой окружных и территориальных избирательных 
комиссий;
    в)  рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения и действия 
окружных и территориальных избирательных комиссий, принимает по ним 
решения;
    г)  в  случаях,  предусмотренных  настоящим  Положением, издает 
инструкции   и   иные   акты   по   вопросам  организации  выборов;  
    д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной 
деятельности   для   всех   граждан  и  избирательных  объединений,  
выдвинувших  кандидатов  в  депутаты  в  верхнюю  и  нижнюю  палаты  
Законодательного Собрания;
    е)   осуществляет   контроль   за  соблюдением  законности  при  
проведении       выборов      в      Законодательное      Собрание;      
    ж)  на  основании  данных, представленных Министерством внешних 
связей   Республики   Саха  (Якутия),  решает  вопросы  о  приписке  
избирателей,  находящихся  за  пределами территории Республики Саха 
(Якутия);
    з)   устанавливает   формы  избирательных  бюллетеней,  списков  
избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, 
утверждает      образцы     печатей     избирательных     комиссий;     
    и)   распределяет   выделенные   из   республиканского  бюджета  
Республики Саха (Якутия) средства на финансовое обеспечение выборов 
и        контролирует        их        целевое       использование;       
    к)  рассматривает  вопросы материально-технического обеспечения 
подготовки и проведения голосования;
    л)  устанавливает  результаты голосования в целом по Республике 
Саха  (Якутия)  и  публикует  их  в  печати,  обеспечивает передачу 
документации,  связанной  с  проведением  и  организацией выборов в 
архивы;
    м)  подтверждает  избрание  лиц, избранных депутатами верхней и 
нижней палат Законодательного Собрания;
    н)  составляет  списки  лиц, избранных депутатами в верхнюю и в 
нижнюю   палаты   Законодательного   Собрания,  передает  списки  и  
документацию,   необходимую   для   проверки  полномочий  избранных  
депутатов,     мандатной     комиссии     соответствующей    палаты    
Законодательного Собрания;
    о)   организует   повторное   голосование  и  повторные  выборы  
депутатов в Законодательное Собрание;
    п)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии с настоящим 
Положением.

    Статья  17. Полномочия окружной (территориальной) избирательной 
комиссии
    Окружная  (территориальная) избирательная комиссия по выборам в 
Законодательное Собрание:
    а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения на 
территории своего избирательного округа;
    б)  руководит  работой  участковых  избирательных  комиссий  по  
выборам   в  нижнюю  (верхнюю)  палату  Законодательного  Собрания,  
рассматривает  заявления  и жалобы на решения и действия участковых 
избирательных    комиссий    и    принимает    по    ним   решения;   
    в) регистрирует кандидатов в депутаты в нижнюю (верхнюю) палату 
Законодательного   Собрания   и   их   доверенных  лиц,  выдает  им  
удостоверения установленного образца;
    г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной 
деятельности      для      всех      кандидатов     в     депутаты;     
    д)   распоряжается   денежными   и   материальными  средствами,  
выделенными  Центральной  избирательной  комиссией  для  проведения  
выборов      по     соответствующему     избирательному     округу;     
    е)    утверждает    текст   бюллетеней   для   голосования   по   
соответствующему  избирательному  округу, обеспечивает изготовление 
бюллетеней     и     снабжение     ими     участковых     комиссий;     
    ж)  контролирует  обеспечение  участковых комиссий помещениями, 
транспортом,     связью     и     рассматривает     иные    вопросы    
материально-технического обеспечения выборов;
    з)    устанавливает   результаты   голосования   в   целом   по   
соответствующему  избирательному округу и передает их в Центральную 
избирательную   комиссию,   обеспечивает   передачу   документации,   
связанной       с      проведением      выборов      в      архивы;      
    и)  устанавливает  лицо, избранного депутатом в Законодательное 
Собрание  по  соответствующему  избирательному  округу и направляет 
результаты    в   Центральную   избирательную   комиссию   для   их   
подтверждения,      выдает      удостоверение      об     избрании;     
    к)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии с настоящим 
Положением.

    Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
    Участковая избирательная комиссия:
    а) организует составление дополнительного списка избирателей по 
участку;
    б)  проводит  ознакомление  избирателей со списком избирателей, 
принимает  и  рассматривает  заявления  об  ошибках и неточностях в 
списках  избирателей  и  решает  вопросы о внесении соответствующих 
изменений;
    в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
    г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов 
в   порядке   и   объемах,  предусмотренных  настоящим  Положением;  
    д)   обеспечивает   подготовку   помещения   для   голосования,   
избирательных   ящиков   и   другого  избирательного  оборудования;  
    е) организует на своем избирательном участке голосование в день 
выборов;
    ж)    производит   подсчет   голосов,   определяет   результаты   
голосования   на  участке  и  обеспечивают  передачу  документации,  
связанной   с   проведением   и  организацией  выборов,  в  архивы;  
    з)  рассматривает  заявления  и  жалобы  по вопросам подготовки 
выборов  и  организации  голосования  и  принимает  по ним решения; 
    и)  осуществляют  иные  полномочия  в  соответствии с настоящим 
Положением.

    Статья 19. Организация работы избирательных комиссий
    1.  Заседание  избирательной  комиссии  является  правомочным в 
присутствии  не  менее  двух третей членов избирательной комиссии и 
проводится  под  руководством  Председателя  избирательной комиссии 
либо его заместителя.
    Заместитель  Председателя  и  секретарь  избирательной комиссии 
избираются    на    первом    заседании   избирательной   комиссии.   
    Заседание   избирательной   комиссии  созывается  Председателем  
избирательной  комиссии или заместителем Председателя по инициативе 
Председателя  избирательной  комиссии  либо  по требованию не менее 
одной        трети       членов       избирательной       комиссии.       
    Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов 
от  присутствующих  на  заседании  членов  избирательной  комиссии.  
    2.   Инструкции   и   иные  решения  Центральной  избирательной  
комиссии,  имеющие  нормативный  характер, принимаются большинством 
голосов  от  общего  числа  членов  избирательной комиссии. Решения 
Центральной  избирательной  комиссии, имеющие нормативный характер, 
подлежат   опубликованию   в   республиканской  и  местной  печати.  
    3.   По   решению   Центральной,   окружных  и  территориальных  
избирательных комиссий в пределах выделенных бюджетных ассигнований 
Председатели  окружных,  территориальных и участковых избирательных 
комиссий, а также члены соответствующих комиссий могут осуществлять 
свои  обязанности в избирательной комиссии постоянно или временно с 
отрывом от основной работы.
    4.   Смета  расходов,  связанных  с  деятельностью  Центральной  
избирательной   комиссии,   включается   в  республиканский  бюджет  
Республики       Саха       (Якутия)       отдельной       строкой.       
    5.   На  заседаниях  Центральной,  окружных  и  территориальных  
избирательных  комиссий  могут присутствовать представители средств 
массовой    информации,    аккредитованные    при   соответствующей   
избирательной  комиссии,  а  на заседаниях участковых избирательных 
комиссий    представители   средств   массовой   информации   могут   
присутствовать без специальной аккредитации.
    6. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий имеют 
право   присутствовать   представители   заинтересованных   сторон.   
    7.   Протоколы   заседаний  и  решения  избирательной  комиссии  
подписываются  председательствующим  на соответствующем заседании и 
секретарем избирательной комиссии.
    8.  Все государственные органы, органы местного самоуправления, 
а   также   их   должностные   лица  обязаны  оказывать  содействие  
избирательным   комиссиям,   необходимое   для   выполнения  задач,  
связанных     с     выборами     в     Законодательное    Собрание.    

    Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
    1.  Решения  и  действия  Центральной  избирательной  комиссии,  
совершенные   с   нарушением   настоящего   Положения,  могут  быть  
обжалованы   в   суде   в  порядке,  установленном  республиканским  
законодательством.
    2.  Решения  и  действия окружных, территориальных и участковых 
избирательных   комиссий,   совершенные   с  нарушением  настоящего  
Положения,   могут  быть  обжалованы  в  вышестоящую  избирательную  
комиссию   или  в  суд  в  порядке,  установленном  республиканским  
законодательством. При этом предварительное обращение в вышестоящую 
избирательную   комиссию  не  является  обязательным  условием  для  
обращения в суд.
    3.    Центральная    избирательная    комиссия,    окружные   и   
территориальные избирательные комиссии в пределах своей компетенции 
рассматривают    жалобы   на   решения   и   действия   нижестоящих   
избирательных комиссий и обязаны не позднее, чем в пятидневный срок 
дать   ответ   по   существу,   а  в  день  выборов  -  немедленно.  

    Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
                        СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)

    Статья  21.  Несовместимость статуса депутата с занятием других 
должностей и иной
    1.  Лицо, избранное депутатом в верхнюю палату Законодательного 
Собрания,  не  может  занимать  оплачиваемые  должности  в  органах  
государственной  власти  и  управления  Республики  Саха  (Якутия),  
Российской   Федерации   и   в   органах  местного  самоуправления.  
    2.  Лицо,  избранное депутатом в нижнюю палату Законодательного 
Собрания,  не  может  занимать должностей в органах государственной 
власти   и   управления,   в  органах  местного  самоуправления,  в  
предприятиях,  учреждениях,  организациях  и в иных структурах всех 
форм  собственности,  а также получать вознаграждение, кроме как за 
исполнение     депутатских     обязанностей,     за     исключением     
преподавательской,   научной,   литературной   и   иной  творческой  
деятельности,  не  связанной  с исполнением депутатских полномочий. 
    3.  Лицо,  избранное  депутатом  в Законодательное Собрание, не 
может  быть  избрано на другую выборную должность в Республике Саха 
(Якутия)  и  Российской  Федерации,  без  сложения  в установленном 
порядке своих депутатских полномочий.
    4.  Лицо, у которого должность, мандат или занятия несовместимы 
по  настоящему Положению с мандатом депутата соответствующей палаты 
Законодательного  Собрания, зарегистрированное в качестве кандидата 
в   депутаты,   дает   письменное   обязательство   о   прекращении   
соответствующей  деятельности,  в  случае  его  избрания  депутатом  
Законодательного Собрания.
    5.  Лицо,  зарегистрированное  кандидатом  в депутаты в одну из 
палат  Законодательного  Собрания в одном из избирательных округов, 
не может одновременно быть зарегистрировано кандидатом в депутаты в 
другую  палату  Законодательного Собрания или кандидатом в депутаты 
по другому избирательному округу.
    6.  Несоблюдение  ограничений, установленных настоящей статьей, 
влечет  за  собой  отказ  в  регистрации кандидатом в депутаты либо 
признание недействительным избрание соответствующего лица депутатом 
верхней    или    нижней    палаты    Законодательного    Собрания.    

    Статья  22.  Выдвижение  кандидатов  в избирательных округах по 
выборам в Законодательное Собрание
    1.  Право  выдвижения  кандидатов  в депутаты в Законодательное 
Собрание  имеют избирательные объединения в соответствии со статьей 
5 настоящего Положения.
    2.  Для  официальной  регистрации лица кандидатом в депутаты по 
избирательному  округу по выборам в верхнюю палату Законодательного 
Собрания  требуется  предъявление  в  соответствующую избирательную 
комиссию  подписных  листов  о  поддержке  выдвинутой кандидатуры с 
подписями  не  менее 3 (трех) процентов от общего числа избирателей 
данного избирательного округа и финансового отчета об использовании 
средств    избирательного    фонда    избирательного   объединения,   
выдвинувшего   данного   кандидата   или   кандидата   в  депутаты.  
    3.  Для  официальной  регистрации лица кандидатом в депутаты по 
избирательному  округу, по выборам в нижнюю палату Законодательного 
Собрания,  требуется  предъявление  в соответствующую избирательную 
комиссию  подписных листов о выдвижении данного лица с подписями не 
менее   трехсот   избирателей   данного   избирательного  округа  и  
финансового  отчета  об  использовании средств избирательного фонда 
избирательного  объединения,  выдвинувшего  данного  кандидата  или  
кандидата в депутаты.
    4.  Подписные  листы  изготавливаются  по  форме, установленной 
Центральной    избирательной   комиссией,   и   выдаются   окружной   
(территориальной)  избирательной  комиссией  после подачи заявки на 
выдвижение   кандидатом   в  депутаты.  В  каждом  подписном  листе  
указываются:  наименование  избирательного  округа,  фамилия,  имя,  
отчество,  дата  рождения,  образование, занятие и постоянное место 
жительства кандидата в депутаты.
    Избиратель,  ставя  свою  подпись на подписном листе, указывает 
свою  фамилию,  имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер 
удостоверения  личности  гражданина  Республики  Саха  (Якутия) или 
паспорта.  Подписной лист удостоверяется лицом, собирающим подписи, 
с  указанием  фамилии,  имени, отчества этого лица, адреса, серии и 
номера   его  удостоверения  личности  или  паспорта  и  лицом,  за  
выдвижение      кандидатуры      которого      собраны     подписи.     
    Граждане Республики Саха (Якутия), находящиеся за ее пределами, 
могут   присылать   подписные  листы  в  Центральную  избирательную  
комиссию  или  окружную  избирательную комиссию по месту нахождения 
Центральной  избирательной  комиссии  через  постоянные  и торговые 
представительства Республики Саха (Якутия).
    5.  Избирательное  объединение,  выдвинувшее кандидата, или сам 
кандидат  вносят подписные листы и заявление кандидата в депутаты о 
выдвижении  своей  кандидатуры  по данному избирательному округу на 
регистрацию  в  окружную или территориальную избирательную комиссию 
по  выборам  в Законодательное Собрание для официальной регистрации 
не  позднее 30 дней до дня выборов, а при проведении первых выборов 
за 20 дней.
    Окружная  (территориальная)  избирательная  комиссия  проверяет  
соответствие выдвижения кандидата в депутаты требованиям настоящего 
Положения  и в течение 3 - 5 дней производит регистрацию, публикует 
данные  о  кандидате  в депутаты, перечисленные в части 3 настоящей 
статьи,  в местной (республиканской) печати, и выдает удостоверение 
о  его регистрации кандидатом в депутаты с указанием даты и времени 
либо    отказывает    в    официальной    регистрации.   Данные   о   
зарегистрированных  кандидатах  в  течение  суток после регистрации 
сообщаются  также республиканским и иным местным средствам массовой 
информации.
    6.  Если  в период после дня завершения официальной регистрации 
кандидатов   в   депутаты   и  до  дня  выборов  в  соответствующем  
избирательном  округе  останется  менее двух кандидатов в депутаты, 
выборы в этих избирательных округах откладываются на два месяца для 
дополнительного  выдвижения  кандидатов и осуществления последующих 
избирательных действий.

    Статья 23. Права и обязанности кандидатов в депутаты
    1.  Работодатель  обязан  предоставить кандидату в депутаты, по 
его   желанию,   неоплачиваемый   отпуск   с   момента  официальной  
регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение 
этого   срока   средний   заработок   или  иной  регулярный  доход,  
исчисленный   за   предшествующие   дате  регистрации  три  месяца,  
ежемесячно  выплачивается  кандидату  в депутаты зарегистрировавшей 
его  избирательной  комиссией из бюджетных средств, предназначенных 
для проведения выборов, но в размере, не превышающем вознаграждения 
депутата Законодательного Собрания, а при проведении первых выборов 
-  депутата Верховного Совета республики, работающего на постоянной 
основе.
    2.   Кандидаты   в   депутаты  в  Законодательное  Собрание  по  
соответствующим  избирательным округам, со дня регистрации и до дня 
опубликования   итогов   выборов   включительно,   имеют  право  на  
территории  округа,  где  они  баллотируются,  пользоваться  любыми  
видами  общественного  транспорта  за  исключением такси и заказных 
рейсов          на         других         видах         транспорта.         
    Если  кандидат  в  депутаты  по соответствующему избирательному 
округу    имеет    постоянное   место   жительства   вне   пределов   
избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в 
течение    указанного   периода   на   три   поездки   общественным   
железнодорожным,  водным и автомобильным транспортом (кроме такси и 
заказных  рейсов)  или  на  две  поездки  авиационным транспортом в 
избирательный округ и обратно.
    В   городах,   где  имеется  несколько  избирательных  округов,  
кандидат  в  депутаты  может  бесплатно  пользоваться  городским  и  
пригородным   общественным  транспортом  (кроме  такси  и  заказных  
рейсов)   на   территории   всего   города.   Оплата  этих  поездок  
производится  соответствующей  избирательной комиссией из бюджетных 
средств,       выделенных       для       проведения       выборов.       
    3.  Кандидат  в  депутаты  может баллотироваться только в одном 
избирательном округе.
    4.   Кандидат   в   депутаты  не  может  состоять  ни  в  одной  
избирательной комиссии.
    5.  Кандидат  в  депутаты  не  может быть привлечен к уголовной 
ответственности  или  подвергнут мерам административного взыскания, 
налагаемым  в  судебном  порядке, без согласия Прокурора Республики 
Саха  (Якутия). Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры 
могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного 
суда Республики Саха (Якутия).
    6. Кандидат в депутаты Законодательного Собрания может иметь до 
8  доверенных  лиц,  регистрируемых той же избирательной комиссией, 
которая зарегистрировала кандидата.
    7.  Избирательное  объединение, выдвинувшее зарегистрированного 
кандидата  в  депутаты,  может  назначить  доверенных  лиц, которые 
регистрируются  окружной,  территориальной избирательной комиссией, 
зарегистрировавшей       этого      кандидата      в      депутаты.      
    8.   Доверенные  лица  должны  отвечать  требованиям  статьи  2  
настоящего  Положения.  Доверенные лица получают от соответствующей 
избирательной  комиссии  удостоверения  и ведут агитационную и иную 
деятельность,  способствующую  избранию  кандидатов. На указанный в 
части  1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять 
доверенным    лицам    по   их   просьбе   неоплачиваемый   отпуск.   
    9.   Кандидаты   в   депутаты   и   избирательные  объединения,  
назначившие  доверенных  лиц,  вправе  в  любое  время отозвать их, 
уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует 
выданные       таким      доверенным      лицам      удостоверения.      
    10.  Кандидат  в  депутаты  вправе в любое время до дня выборов 
снять свою кандидатуру.
    11.  Избирательное  объединение  может  в  любое  время  до дня 
выборов отменить выдвижение любого зарегистрированного им кандидата 
в  депутаты,  если не истек установленный настоящим Положением срок 
регистрации  либо  внести  в установленном порядке на регистрацию в 
окружную   или   территориальную   избирательную   комиссию  нового  
кандидата.
    Информация    о   выбытии,   замене   кандидатов   в   депутаты   
Законодательного   Собрания   не   позднее  трех  дней  публикуется  
соответствующей избирательной комиссией в местной (республиканской) 
печати   и   сообщается   в   иные  средства  массовой  информации.  

                  Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

    Статья 24. Право на участие в предвыборной агитации
    1. Граждане Республики Саха (Якутия), избирательные объединения 
и  иные  общественные  организации  вправе  беспрепятственно  вести  
агитацию    "за"    или    "против"    кандидатов    в    депутаты.    
    2.  Непосредственное  участие государственных органов и органов 
местного  самоуправления  в предвыборной агитации "за" или "против" 
кандидатов         в         депутаты        не        допускается.        

    Статья 25. Порядок проведения предвыборных мероприятий
    1.  Государственные  органы  Республики  Саха (Якутия) и органы 
местного  самоуправления  обязаны оказывать содействие кандидатам в 
депутаты,  гражданам  и  избирательным объединениям в организации и 
проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их 
доверенных  лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для 
проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими 
государственными  органами  и  органами  местного  самоуправления в 
пятидневный  срок  и  удовлетворяются  в  порядке,  устанавливаемом  
окружной (территориальной) избирательной комиссией.
    Предвыборные  митинги  организуются  и  проводятся  в  порядке,  
установленном действующим законодательством.
    Проведение   агитации   в   помещениях  избирательных  участков  
запрещается.
    2.  Владельцы  государственных,  коммунальных  и  муниципальных  
общественных  залов  обязаны  по  требованию избирательных комиссий 
предоставлять  их  в  пользование на установленное время для встреч 
кандидатов  и доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии 
оплачивают  пользование  этими  залами  в  пределах,  установленных  
Центральной   избирательной   комиссией,   из   бюджетных  средств,  
выделенных  для  подготовки  и проведения выборов в Законодательное 
Собрание.  При  этом  избирательные  комиссии  обязаны обеспечивать 
равные      возможности     всем     кандидатам     в     депутаты.     

    Статья   26.  Предвыборная  агитация  через  средства  массовой  
информации
    1.  За  семь  дней  до  дня  выборов  запрещается опубликование 
результатов  опросов общественного мнения, связанных с предстоящими 
выборами.
    2.  Средства  массовой информации, одним из учредителей которых 
выступают  государственные  органы, организации, учреждения, органы 
местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя 
бы  частично  финансируемые  за  счет  государственных  средств или 
средств   органов  местного  самоуправления,  обязаны  обеспечивать  
равные  возможности  для предвыборных выступлений всех кандидатов в 
депутаты.
    3.  Кандидаты  в  депутаты имеют равное право на выступления по 
государственному  телевидению  и  радиовещанию. Порядок выступлений 
кандидатов   в   депутаты   по   государственному   телевидению   и   
радиовещанию    и   их   количество   устанавливается   Центральной   
избирательной комиссией по представлению окружных и территориальных 
избирательных  комиссий  и  должен  обеспечивать получение эфирного 
времени  на  равных  основаниях  (по продолжительности выступления, 
времени      выхода      в     эфир     и     другим     условиям).     
    4. Государственное телевидение и государственное радиовещание в 
соответствии  с  порядком  выступлений,  установленным  окружными и 
территориальными  избирательными  комиссиями,  должно  предоставить  
избирательным    объединениям,    выдвинувшим    зарегистрированных    
кандидатов  в  депутаты  в  данном  избирательном округе, равное по 
продолжительности    эфирное    время    при    равных    условиях.    

    Статья 27. Выпуск агитационных печатных материалов
    1.   Граждане,  избирательные  объединения,  иные  общественные  
объединения,   участвующие   в   выборах,   кандидаты   в  депутаты  
Законодательного   Собрания   вправе   беспрепятственно   выпускать   
плакаты,     листовки     и     иные     агитационные    материалы.    
    Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию 
об    организациях   и   лицах,   ответственных   за   их   выпуск.   
    2.   Распространение   анонимных   и   подложных   агитационных   
материалов запрещается.
    Окружные и территориальные избирательные комиссии, поставленные 
в   известность   о   распространении   анонимных   либо  подложных  
агитационных  материалов,  обязаны  принять меры по пресечению этой 
деятельности   и   вправе   обратиться   в  соответствующие  органы  
внутренних  дел  с  представлением  о  применении  необходимых  мер  
пресечения противоправной агитационной деятельности.
    3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы 
не   должны   содержать   призывов   к   насильственному  изменению  
конституционного  строя  и  нарушению  целостности  Республики Саха 
(Якутия), разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную 
рознь,   а  также  оскорблять  честь  и  достоинство  кандидатов  в  
депутаты.  При распространении таких программ и материалов окружные 
и территориальные избирательные комиссии действуют в соответствии с 
правилами,    установленными    частью    2    настоящей    статьи.    
    4.  Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом 
помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме 
зданий и помещений избирательных комиссий, избирательных участков и 
зданий,  занимаемых  органами  государственной  власти и управления 
Республики  Саха  (Якутия),  с согласия собственника или владельца. 

    Статья 28. Сроки проведения агитационной кампании
    1.   Агитационная   кампания   проводится  со  дня  регистрации  
кандидата  в  депутаты и прекращается за одни сутки до дня выборов. 
    2.   В  день  выборов  любая  публичная  агитация  запрещается.  
Печатные   агитационные   материалы  распространению  не  подлежат.  
    3.  За  пять  дней  до  дня выборов запрещается распространение 
материалов,  могущих нанести ущерб чести и достоинству кандидатов в 
депутаты.

                 Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

    Статья  29.  Финансовое  обеспечение  подготовки  и  проведения  
выборов
    1.  Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики 
Саха  (Якутия)  на  организацию  и  проведение выборов, поступают в 
распоряжение  Центральной  избирательной  комиссии  сразу  после ее 
формирования   и   распределяются  ею  между  всеми  избирательными  
комиссиями.
    2.    Окружные   и   территориальные   избирательные   комиссии   
представляют    Центральной    избирательной   комиссии   отчет   о   
расходовании  выделенных  им  Центральной  избирательной  комиссией  
средств  не  позднее  30  дней  со  дня  официального опубликования 
результатов выборов.
    3.  Центральная  избирательная  комиссия  представляет в нижнюю 
палату  Законодательного  Собрания  отчет  о  расходовании средств, 
указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после 
официального  опубликования  результатов  выборов.  Указанный отчет 
должен  быть  опубликован  Центральной  избирательной  комиссией  в  
республиканской   печати  не  позднее  одного  месяца  со  дня  его  
представления    в   нижнюю   палату   Законодательного   Собрания.   

    Статья  30. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок 
их создания
    1.   Избирательные   объединения,   участвующие   в  выдвижении  
кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, и лицо, выдвинутое 
кандидатом  в  депутаты,  вправе  создавать избирательные фонды для 
финансирования  предвыборной  агитации  до  официальной регистрации 
лица,   выдвинутого  кандидатом.  Такие  фонды  могут  состоять  из  
следующих средств:
    а) средств, выделенных зарегистрированному кандидату в депутаты 
на  предвыборную агитацию Центральной, окружной или территориальной 
избирательной комиссией;
    б) собственных средств лица, выдвинутого кандидатом в депутаты;
    в)  средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным 
объединением.
    2.   Сумма   средств,  выделяемых  избирательным  объединением,  
выдвинутому кандидату в депутаты, а также сумма собственных средств 
кандидата   в   депутаты,   в   совокупности,  не  может  превышать  
минимального  размера  оплаты  труда  более  чем в одну тысячу раз. 
    3.  Не допускаются привлечения и использования пожертвований со 
стороны иностранных граждан, организаций и государств, российских и 
якутских   юридических   лиц   с   иностранным  участием,  а  также  
международных организаций и международных общественных объединений. 
    4.   Право   распоряжения   средствами   избирательных   фондов   
принадлежит   исключительно   создавшим   эти  фонды  избирательным  
объединениям      либо      лицам,      выдвинутым      кандидатом.      
    5.  Избирательные  объединения  и лица, выдвинутые кандидатом в 
депутаты,  создавшие  избирательные фонды в соответствии с частью 1 
настоящей  статьи,  обязаны  в срок, указанный в части 3 статьи 31, 
представить   окружной  (территориальной)  избирательным  комиссиям  
соответственно   отчеты   об  использовании  средств  этих  фондов.  
    Указанные  отчеты  должны  быть  переданы  в  средства массовой 
информации     соответственно    окружной    или    территориальной    
избирательными комиссиями одновременно с представлением Центральной 
избирательной   комиссией   отчета   о   расходовании   средств   в   
соответствии        с        частью        3       статьи       29.       

    Статья 31. Порядок расходования средств избирательных фондов
    1.  Все  денежные  средства,  поступающие  в избирательный фонд 
избирательного  объединения  или  лица,  выдвинутого  кандидатом  в  
депутаты  Законодательного  Собрания,  перечисляются на специальный 
счет   в  банке,  который  открывается  окружной  (территориальной)  
избирательной  комиссией  после  подачи  заявки  о  выдвижении лица 
кандидатом в депутаты.
    Использование    денежных    средств    избирательного    фонда    
избирательного  объединения  и лица, выдвинутого кандидатом, должно 
быть   приостановлено   по  решению  соответствующей  избирательной  
комиссии, после официальной регистрации выдвинутого лица кандидатом 
в депутаты.
    По   истечении   срока   регистрации   кандидатов   в  депутаты  
приостанавливается    использование   всех   избирательных   фондов   
избирательных   объединений   и   лиц,   выдвинутых   в  кандидаты.  
    2.  Порядок  учета расходования денежных средств избирательного 
фонда    устанавливается   Центральной   избирательной   комиссией.   
    3.  Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по 
округу  избирательное объединение или лицо, выдвинутое кандидатом в 
депутаты,   обязаны   представить   в   окружную  (территориальную)  
избирательную  комиссию  финансовый  отчет,  в  котором указываются 
источники  денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, 
совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета 
устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию 
с     Министерством     финансов    Республики    Саха    (Якутия).    
    4.  По  завершении выборов, неизрасходованные денежные средства 
избирательных фондов избирательных объединений и лиц, выдвигавшихся 
кандидатом   в   депутаты,   за  исключением  собственных  средств,  
внесенных  лицом,  выдвигавшимся  кандидатом,  направляются  в фонд 
социальной    защиты    населения    Республики    Саха   (Якутия).   

     Глава VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

    Статья 32. Помещение для голосования
    1.  Помещения  для  голосования  предоставляются в распоряжение 
участковых  избирательных  комиссий улусной (районной), городской и 
местной  администрацией.  Если нет возможности использовать здания, 
находящиеся   в  республиканской,  коммунальной  или  муниципальной  
собственности,  администрация  арендует подходящие здания у частных 
собственников.
    Оплата   и   возмещение   убытков  производятся  избирательными  
комиссиями  за  счет  бюджетных  средств, выделенных для проведения 
выборов.
    2.  Помещение  для  голосования  должно  иметь  зал,  в котором 
оборудуются  кабины  для  тайного  голосования,  либо пригодные для 
тайного  голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного 
голосования,  выход  из  них,  а  также путь от них к избирательным 
ящикам  должны  находиться  в  поле зрения участковой избирательной 
комиссии, представителей и наблюдателей.

    Статья 33. Избирательные бюллетени
    1.  Для  выборов  в  Законодательное Собрание каждый избиратель 
получает избирательные бюллетени:
    а)  один  - по избирательному округу по выборам в нижнюю палату 
Законодательного Собрания;
    б)  один - по избирательному округу по выборам в верхнюю палату 
Законодательного Собрания.
    Форма,  цвет  и  другие  особенности  избирательных  бюллетеней  
устанавливаются Центральной избирательной комиссией.
    2.  В  избирательный  бюллетень  для  голосования  по выборам в 
Законодательное  Собрание  вносятся  в  алфавитном порядке фамилии, 
имена   и   отчества  всех  зарегистрированных  по  данному  округу  
кандидатов        в        депутаты        и       их       данные.       
    В  каждом  избирательном  бюллетене  должно помещаться указание 
избирателю        о       порядке       заполнения       бюллетеня.       
    Текст в каждом избирательном бюллетене печатается, как правило, 
на    обоих    государственных    языках    (саха    и    русский).    
    3. Избирательные бюллетени печатаются:
    а)  по  выборам  в нижнюю палату Законодательного Собрания - по 
распоряжению   соответствующей   окружной  избирательной  комиссии;  
    б)  по  выборам в верхнюю палату Законодательного Собрания - по 
распоряжению    соответствующей    территориальной    избирательной    
комиссии.
    4.  Участковые  избирательные  комиссии  получают от окружных и 
территориальных избирательных комиссий по выборам в Законодательное 
Собрание  избирательные  бюллетени  не  позднее  трех  дней  до дня 
выборов.   По   каждому   избирательному  округу  число  комплектов  
избирательных  бюллетеней,  передаваемых  участковой  избирательной  
комиссии,   не   может   превышать   число   зарегистрированных  по  
избирательному  участку  избирателей более, чем на два процента, но 
не  менее чем на три комплекта избирательных бюллетеней. На обороте 
полученных  бюллетеней  ставится  печать  участковой  избирательной  
комиссии        или       подписи       двух       ее       членов.       
    5.  В  случае  выбытия  отдельных  кандидатов в депутаты до дня 
выборов,  но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные, 
территориальные  или  участковые избирательные комиссии по указанию 
соответствующей  окружной  (территориальной) избирательной комиссии 
вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах 
в   депутаты  либо  изготовляются  новые  избирательные  бюллетени.  

    Статья 34. Порядок голосования
    1.  Голосование  производится  в  день  выборов с 8 часов до 22 
часов   по   местному   времени.  Если  по  избирательному  участку  
проголосовали   все   зарегистрированные   избиратели,   участковая   
избирательная  комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов 
последнего дня выборов.
    2.  Избиратель,  который  в  период  начиная  за 20 дней до дня 
выборов  уедет  и в день выборов не сможет пребывать в месте своего 
постоянного  жительства,  может  проголосовать  досрочно,  заполнив  
избирательные бюллетени в помещении окружной (территориальной) - за 
4  - 20 дней до дня выборов или участковой избирательной комиссии - 
за  1  -  3 дня до дня выборов так, чтобы при этом не была нарушена 
тайна голосования.
    Если избиратель голосует в помещении окружной (территориальной) 
или участковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему 
избирательных  бюллетеней  ставится печать соответствующей окружной 
(территориальной),  участковой  избирательной комиссии либо подписи 
двух   членов   избирательной   комиссии.   Заполненные   бюллетени   
избиратель  помещает  в  конверт,  который  заклеивает  и  передает  
дежурному   члену   окружной   (территориальной)   или   участковой   
избирательной  комиссии.  На  месте  склейки  на  конверте ставится 
печать  соответственно  окружной  (территориальной)  или участковой 
избирательной  комиссии  либо  подписи  двух  членов  избирательной  
комиссии.
    Окружные  (территориальные) избирательные комиссии по выборам в 
Законодательное    Собрание    передают    списки   проголосовавших   
избирателей   и   конверты   с  их  бюллетенями  в  соответствующую  
участковую   избирательную   комиссию   одновременно   с  передачей  
комплектов избирательных бюллетеней.
    Участковая  избирательная  комиссия  отмечает  в  своем  списке  
избирателей     проголосовавших    таким    образом    избирателей.    
    3.  В  8  часов утра дня выборов Председатель каждой участковой 
избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет 
членам  комиссии,  представителям,  наблюдателям  и  присутствующим  
избирателям  пустые  избирательные  ящики,  которые  вслед  за этим 
опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии 
вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно 
выбывшими  избирателями,  и опускает извлеченные из них бюллетени в 
избирательные  ящики,  после  чего  приглашает избирателей получать 
избирательные  бюллетени.  Число конвертов оглашается и заносится в 
протокол участковой избирательной комиссии.
    4.    При   получении   избирательных   бюллетеней   избиратель   
предъявляет  удостоверение  личности  или паспорт и расписывается в 
списке  избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это 
самостоятельно,   вправе   воспользоваться   помощью   другого,  не  
входящего  в  состав избирательной комиссии лица или представителя, 
фамилия        которого        указывается        на        списке.        
    5.   Заполнение   избирательных   бюллетеней   производится   в   
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого 
бы   то   ни   было,  кроме  голосующего.  Избиратель,  не  имеющий  
возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в 
кабину  или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена 
избирательной     комиссии,    представителя    или    наблюдателя.    
    6.  В  каждом  избирательном  бюллетене  по выборам в верхнюю и 
нижнюю  палаты  Законодательного  Собрания  избиратель  вычеркивает  
фамилии  всех кандидатов в депутаты, кроме фамилии одного кандидата 
в        депутаты,       за       которого       он       голосует.       
    7.  Заполненные  избирательные  бюллетени  избиратель,  покинув  
кабину   или   комнату   для   тайного   голосования,   опускает  в  
избирательный  ящик.  Избирательные  ящики должны находиться в поле 
зрения  членов  участковой избирательной комиссии, представителей и 
наблюдателей.
    8.  Председатель  участковой  избирательной  комиссии следит за 
порядком  в  помещении  для  голосования. Его распоряжения для всех 
присутствующих  обязательны.  В  случае отсутствия Председателя его 
заменяет  заместитель Председателя комиссии, а при его отсутствии - 
секретарь  или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 
    9.  В  тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в 
выборах,  не  могут прибыть на участок для голосования по состоянию 
здоровья  или  другим  уважительным Причинам, по их письменному или 
устному  заявлению  участковая  избирательная  комиссия  организует  
голосование   по   месту  нахождения  этих  граждан  в  присутствии  
наблюдателей,  если последние находятся на участке для голосования, 
и  с  использованием специального переносного избирательного ящика. 
Данных  ящиков  не  должно  быть  более двух на одном избирательном 
участке.  Устное  заявление  должно быть подтверждено избирателем в 
письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной 
комиссии.  В  этом  случае члены участковой избирательной комиссии, 
выезжающие   по   заявлениям,   получают   под  роспись  количество  
бюллетеней,   соответствующее   количеству  письменных  или  устных  
заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в 
отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается 
в  получении  бюллетеня,  а  член  избирательной  комиссии  - в его 
выдаче.
    10.  В  случае,  когда  назначенные выборы проводятся в течение 
двух  и  более  дней  в  22  часа текущего дня выборов Председатель 
участковой  избирательной  комиссии объявляет о завершении текущего 
дня   выборов   голосования   и   проверяет  в  присутствии  членов  
избирательной  комиссии,  представителей и наблюдателей целостность 
пломб   и   печатей   на   избирательных  ящиках.  Неиспользованные  
избирательные бюллетени, списки избирателей укладываются в конверты 
(пакеты)   и  опечатываются  либо  оклеиваются  бумажной  лентой  с  
подписями   всех   присутствующих  членов  избирательной  комиссии.  
Избирательные ящики и опечатанные конверты (пакеты) с бюллетенями и 
списками  избирателей  помещаются в комнату либо в сейф в помещении 
для   голосования,   исключающие  возможность  несанкционированного  
проникновения.  Комната  (сейф)  опечатывается и сдается под охрану 
сотрудникам  органов  Министерства  внутренних  дел Республики Саха 
(Якутия)  по акту. При невозможности обеспечить полную безопасность 
сохранности  материалов связанных с выборами, по решению участковой 
избирательной  комиссии  организуется  дежурство  членов участковой 
избирательной     комиссии    в    помещении    для    голосования.    

    Статья 35. Подсчет голосов на избирательном участке
    1.  По  истечении  времени голосования (как правило - в 22 часа 
последнего  дня  выборов),  Председатель  участковой  избирательной  
комиссии  объявляет  голосование  оконченным.  После  этого времени 
могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, 
уже      находящиеся      в      помещении     для     голосования.     
    2.  Перед  началом  подсчета  голосов  Председатель  участковой  
избирательной  комиссии  в  присутствии всего состава избирательной 
комиссии   погашает   неиспользованные   избирательные   бюллетени,   
оглашает   их  число,  заносимое  в  протокол.  Неиспользованные  и  
погашенные   бюллетени   укладываются   в   конверты   (пакеты)   и   
опечатываются  либо  оклеиваются  бумажной  лентой с подписями всех 
присутствующих    членов   избирательной   комиссии,   после   чего   
Председатель    участковой    избирательной    комиссии   проверяет   
целостность  печатей  или пломб на избирательных ящиках и вскрывает 
их.    Все    извлеченные   из   избирательных   ящиков   бюллетени   
распределяются    по    избирательным   округам   (республиканский,   
территориальный).
    3.  По  каждому  избирательному  округу прежде всего отделяются 
недействительные    бюллетени.    Таковыми   считаются   бюллетени:   
    а) неустановленного образца;
    б)   не   отмеченные  печатью  окружной  (территориальной)  или  
участковой   избирательной  комиссии  либо  подписями  двух  членов  
участковой избирательной комиссии;
    в)  в  которых  при  голосовании оставлены фамилии более одного 
кандидата в депутаты.
    4.  Участковая  избирательная  комиссия  по спискам избирателей 
устанавливает  общее  число  избирателей  на участке, а также число 
избирателей,  получивших  бюллетени,  и  на основании избирательных 
бюллетеней,   находящихся   в   избирательных   ящиках  по  каждому  
избирательному  округу,  по  которому  проводилось  голосование  на  
данном    участке,    устанавливает    и    заносит   в   протокол:   
    а)    общее    число    избирателей,    зарегистрированных   по   
избирательному участку;
    б)  по  каждому избирательному округу, в состав которого входит 
избирательный участок:
    - число погашенных неиспользованных бюллетеней;
    -  число  избирательных  бюллетеней,  выданных  в день выборов, 
включая    оставленные    ранее    проголосовавшими   избирателями;   
    -  число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных 
ящиках;
    - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
    - число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
    -   по   каждому  избирательному  округу,  фамилии  и  инициалы  
внесенных  в  избирательный бюллетень кандидатов в депутаты и число 
голосов  поданных "за" и число голосов поданных "против" каждого из 
них;
    в)  поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним 
решения.
    По фамилиям, дополнительно вписанным в избирательные бюллетени, 
голоса не подсчитываются.
    Протокол  составляется  в двух экземплярах и подписывается всем 
составом  избирательной  комиссии.  Член избирательной комиссии, не 
согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе 
приложить         к         протоколу         особое        мнение.        
    5.  По  одному  экземпляру  протокола  участковой избирательной 
комиссии    направляется    в    соответствующие    окружную    или    
территориальную  избирательные  комиссии,  один экземпляр протокола 
вместе   с   опечатанными  избирательными  бюллетенями  хранится  у  
секретаря   избирательной   комиссии   до   окончания   ее  работы.  
    6.  Избирательная документация, включая бюллетени, передается в 
соответствующие  окружные  (территориальные) избирательные комиссии 
не  позднее  чем через 10 дней после официального объявления итогов 
выборов.

    Статья  36.  Определение  результатов  выборов  в одномандатном 
избирательном   округе   по   выборам  в  Законодательное  Собрание  
    1. Окружная (территориальная) избирательная комиссия по выборам 
в  Законодательное Собрание немедленно по получении протоколов всех 
участковых  избирательных  комиссий  данного  избирательного округа 
производит  подсчет  голосов,  поданных по избирательному округу по 
выборам  в нижнюю (верхнюю) палату Законодательного Собрания, путем 
суммирования    данных,    содержащихся    в    этих    протоколах.    
    2. Окружная (территориальная) избирательная комиссия по выборам 
в   Законодательное   Собрание   составляет   протокол,  в  котором  
указывается:
    а)   общее   число   избирателей,   включенных   в   списки  по  
избирательному округу;
    б) число выданных избирательных бюллетеней;
    в) число избирателей, принявших участие в голосовании;
    г) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
    д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
    е)  фамилии  и  инициалы  внесенных  в  избирательный бюллетень 
кандидатов  в  депутаты  и  число  голосов,  поданных "за", и число 
голосов,  поданных "против" каждого из них (если фамилия и инициалы 
двух   и   более   кандидатов   совпадают,   для   них  указываются  
дополнительные идентифицирующие данные);
    ж)  поступившие  в  избирательную комиссию жалобы и заявления и 
принятые по ним решения.
    3.  Окружная  (территориальная)  избирательная комиссия выносит 
одно из следующих решений:
    а)  признание  выборов  состоявшимися при участии в голосовании 
большинства     зарегистрированных     избирателей    по    данному    
избирательному округу;
    б)  признание  кандидата  избранным в депутаты нижней (верхней) 
палаты   Законодательного   Собрания,  получившего  более  половины  
голосов    избирателей,    принявших    участие    в   голосовании;   
    в)  признание  необходимым  проведения  второго тура (повторное 
голосование)  с  участием  двух  кандидатов  в  депутаты, набравших 
наибольшее  количество  голосов,  но  не  достаточных для признания 
одного  из  них  быть  избранным в депутаты нижней (верхней) палаты 
Законодательного Собрания;
    г)   признание   выборов   по   данному  избирательному  округу  
недействительными,  если совершенные и допущенные при их проведении 
нарушения   настоящего  Положения  не  позволяют  с  достоверностью  
установить результаты волеизъявления избирателей;
    д)   признание   выборов   по   данному  избирательному  округу  
несостоявшимися, если в голосовании приняло участие меньше половины 
от      числа      избирателей,      включенных      в      списки.      
    3.  Протокол  составляется  в  двух экземплярах и подписывается 
всеми  членами  окружной  (территориальной) избирательной комиссии. 
Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную 
избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря избирательной 
комиссии   до   окончания   ее  работы  или  формирования  окружной  
(территориальной)   избирательной   комиссии   в   новом   составе.   

    Статья 37. Установление общих итогов выборов
    1.   На   основании   протоколов   окружных  и  территориальных  
избирательных   комиссий  по  выборам  в  Законодательное  Собрание  
Центральная  избирательная  комиссия  в  течение  десяти дней по их 
получению  проверяет  и определяет результаты голосования раздельно 
по  каждому  избирательному округу и публикует общие итоги выборов. 
    2.      Центральная     избирательная     комиссия     признает     
недействительными  выборы  по  отдельным  избирательным  округам по 
выборам в Законодательное Собрание, если установит, что совершенные 
или  допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов 
нарушения   настоящего  Положения  не  позволяют  с  достоверностью  
определить результаты волеизъявления избирателей.
    В  избирательных  округах,  выборы  в  которых  не  состоялись,  
признаны  недействительными  или не был избран депутатом ни один из 
кандидатов в депутаты, Центральная избирательная комиссия назначает 
новые  выборы  не  позднее  двух  месяцев после проведения выборов. 
    В  случае,  если  в избирательные бюллетени было включено более 
двух  кандидатов  в  депутаты  и  ни  один  из  них  не  был избран 
депутатом,  Центральная  избирательная комиссия назначает повторное 
голосование с включением в избирательные бюллетени двух кандидатов, 
набравших  наибольшее  количество  голосов,  не позднее двух недель 
после проведения выборов.
    Повторное  голосование  в  избирательном  округе  проводится не 
позднее,   чем   в  двухнедельный  срок  с  соблюдением  требований  
настоящего Положения. Сообщение о проведении повторного голосования 
публикуется в местной (республиканской) печати. Избранным считается 
кандидат   в   депутаты,   получивший   при  повторном  голосовании  
большинство  голосов  избирателей, принявших участие в голосовании, 
при условии принятия участия в голосовании не менее одной четвертой 
от   числа   избирателей,   внесенных   в   избирательные   списки.   
    Сроки  избирательных  действий  могут быть сокращены, однако не 
более            чем            на            одну           треть.           
    Центральная  избирательная  комиссия,  в  этих  случаях,  может  
распорядиться о формировании окружных, территориальных и участковых 
избирательных        комиссий        в        новом        составе.        

    Статья 38. Регистрация избранных депутатов
    1.  Окружная  (территориальная)  избирательная  комиссия  после  
подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата в 
депутаты,  избранного  депутатом  в  одну из палат Законодательного 
Собрания.   В  соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения  
кандидат   в   депутаты,   избранный  депутатом  в  одну  из  палат  
Законодательного  Собрания,  в  трехдневный  срок в письменном виде 
обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении 
с   себя   обязанностей,   несовместимых   со   статусом   депутата   
соответствующей палаты Законодательного Собрания.
    2.  Центральная избирательная комиссия на основании протокола о 
результатах  выборов  в  Законодательное  Собрание  не позднее, чем 
через   десять   дней   после   подписания   протокола   официально   
подтверждает   избрание   кандидата   по   соответствующему  округу  
депутатом  Законодательного  Собрания, оповещает об итогах выборов, 
на   основании   чего,   окружная  (территориальная)  избирательная  
комиссия  производит  регистрацию лица, избранного депутатом в одну 
из  палат  Законодательного Собрания, и выдает ему удостоверение об 
избрании  при  условии  выполнения  им требований части 1 настоящей 
статьи.

               Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

    Статья 39. Оспаривание списков избирателей
    1.   Любой   гражданин   Республики   Саха   (Якутия),  имеющий  
избирательное  право,  может  заявить  в  участковую  избирательную  
комиссию  о  любой  ошибке  или  неточности в списке избирателей. В 
течение   24   часов   участковая  избирательная  комиссия  обязана  
проверить  заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю 
справку       о      мотивированном      отклонении      заявления.      
    2.   Действия  и  решения  избирательной  комиссии  могут  быть  
обжалованы   в   суд   в   порядке,  установленном  республиканским  
законодательством.

    Статья 40. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов
    1.  В  случае  отказа  зарегистрировать  кандидатом  в депутаты 
Законодательного  Собрания окружная (территориальная) избирательная 
комиссия     обязана     выдать    уполномоченному    представителю    
избирательного  объединения либо кандидату или его доверенному лицу 
справку  с изложением мотивов отказа. Мотивами может служить только 
невыполнение требований настоящего Положения.
    2.  Отказ  в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного 
Собрания  или  невыполнение  избирательной  комиссией  обязанности,  
предусмотренной   в   части   1   настоящей  статьи,  избирательное  
объединение   либо   кандидат   могут   обжаловать   в  Центральную  
избирательную   комиссию   либо  в  суд  в  порядке,  установленном  
республиканским законодательством.

Информация по документу
Читайте также