Расширенный поиск
Постановление Администрации Приморского края от 04.04.2014 № 114-па
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 апреля 2014 года г. Владивосток N 114-па
О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 395-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы"
На основании Устава Приморского края Администрация Приморского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 395-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы" (в редакции постановлений Администрации Приморского края от 16 мая 2013 года N 180-па, 27 сентября 2013 года N 358-па, 20 декабря 2013 года N 487- па) изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается). 2. Департаменту информационной политики Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.
И. о. Губернатора края – Главы Администрации Приморского края А. И. Костенко
Приложение к постановлению Администрации Приморского края от 04 апреля 2014 года № 114-па
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017 годы ПАСПОРТ государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017 годы
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа определяет цели, задачи и направления развития образования в Приморском крае, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности. Общая характеристика сферы реализации Программы Сложившаяся система образования Приморского края включает в себя образовательные учреждения и организации 34 муниципальных образований Приморского края, среди которых два закрытых административно-территориальных образования Приморского края: Большой Камень и Фокино, 11 городских округов Приморского края и 23 муниципальных образования Приморского края, имеющих в своем составе городские и сельские, в том числе поселковые, поселения. Специфика региональной системы образования Приморского края определяется близостью к границе с Китайской Народной Республикой, наличием в Приморском крае городов-портов, расположенных на побережье Японского моря, вдоль восточных границ Российской Федерации: города Находка, Владивосток. На территории Приморского края, по данным на 1 января 2012 года, функционирует 533 учреждения дошкольного образования (далее - ДОУ), 526 учреждений общего образования (далее - общеобразовательных учреждений) и 116 учреждений дополнительного образования (далее - УДО). Доля сельских образовательных учреждений среди учреждений дошкольного образования составляет 35,5%, среди учреждений общего образования 50,4% и 28,6% среди образовательных учреждений дополнительного образования детей. Таким образом, доля учреждений, расположенных в городской местности и поселках городского типа, преобладает. В системе образования Приморского края функционирует 13 негосударственных ДОУ и 14 негосударственных общеобразовательных учреждений, что составляет соответственно 0,9% и 2,6% от общего числа учреждений данного типа, и 34 вечерних общеобразовательных учреждения, то есть 6,4%. Из 496 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений доля общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем образования: лицеев, гимназий, общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов - составляет 8,3%. Система образования представлена 63 образовательными учреждениями, то есть 10% от общего числа общеобразовательных учреждений, в том числе 29 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями (школы, школы-интернаты), 2 школами-интернатами для детей-сирот, 28 детскими домами, 1 санаторной школой-интернатом, 1 специальной общеобразовательной школой закрытого типа, 2 общеобразовательными школами-интернатами. В государственных (краевых) учреждениях в 2012 году обучается 5831 воспитанник, из которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 46%, что говорит об актуальности проблемы работы с детьми данной категории в Приморском крае. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII видов обучается 3737 воспитанников, из них детей-инвалидов - 921, в том числе 147 обучаются на дому. Полностью удовлетворяются потребности населения Приморского края в устройстве детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Несмотря на уменьшение в последние годы числа детей школьного возраста, в учреждениях общего образования сохраняется двухсменная система работы, доля таких учреждений в Приморском крае составляет на сегодня 42,1%, а учеников, обучающихся во вторую смену, - 19,6%. Группы продленного дня открыты в 27% общеобразовательных учреждений. Охват учащихся группами продленного дня составляет в среднем - 1%. На территории Приморского края работает 116 учреждений дополнительного образования (в них занимается 108346 человек), охват дополнительным образованием детей составляет в Приморском крае в среднем 60,5%. Имеет место разница по муниципальным образованиям Приморского края. Наибольшую долю среди них составляют детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств (62 учреждения), спортивные школы (49 учреждений дополнительного образования и 16 детско-юношеских спортивных клубов и школ), далее по численности идут учреждения, работающие по всем видам деятельности (45 учреждений), 8 учреждений составляют художественные школы, 5 - военно-патриотические и спортивно-технические, 4 - с эколого-биологической направленностью, по 2 с технической и туристско-краеведческой направленностью. Наибольшая доля детей Приморского края (55%) занимается в учреждениях, работающих по всем видам образования, а также в спортивных школах (40%), 16% школьников посещает детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств. Эти показатели определяют на сегодня возможности системы дополнительного образования детей в Приморском крае. При этом в постсоветский период развития значительно сократилось дополнительное образование в области детского технического творчества. В 2011 году в муниципальных и государственных учреждениях общего, дошкольного, дополнительного образования детей и для детей, оставшихся без попечения родителей, трудилось 22783 педагогических работника, это на 3% меньше, чем в 2010 году. Из них в системе общего образования Приморского края количество работников сократилось на 5,5%, в остальных учреждениях сокращение кадров ниже - до 1%. Между тем потребность в педагогических кадрах за последние три года выросла и составляет 928 человек, то есть 3,2%. Доля учителей в возрасте от 25 до 30 лет составляет 8,05%, а учителей пенсионного возраста - 25,6%. Ежегодно обновление кадров за счет прихода в учреждения образования молодых специалистов составляет 0,7%. Привлечение кадров для работы на село продолжает оставаться актуальной проблемой. Число учителей, не имеющих высшего профессионального образования, также пока остается высоким и составляет 24,5%, в основном это учителя начальных классов, воспитатели ДОУ и педагоги дополнительного образования. Основной состав работающих (92%) составляют женщины. В учреждениях Приморского края трудятся около 90% аттестованных работников образования, из них первую или высшую квалификационные категории имеют 73%. Развитие региональной системы образования Приморского края осуществлялось в соответствии с общими направлениями развития системы образования Российской Федерации, обозначенными в федеральной целевой программе развития образования (далее - ФЦПРО) и содержащимися в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Развитие системы дошкольного образования Приморского края было направлено на создание условий для максимального удовлетворения индивидуальных потребностей детей и их родителей. Созданная система дошкольного образования Приморского края ориентирована на детей с различным уровнем умственного и физического развития. Большая часть учреждений - это детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития - 36,9%. Центры развития ребенка в Приморском крае составляют 27,4%. Доля детских садов, реализующих действующий стандарт дошкольного образования, 25,4%. Кроме того, в Приморском крае действуют 1 детский сад для детей раннего возраста (0,2%), 5 - компенсирующего вида (1%), 38 - комбинированного вида (7,4%), 9 - присмотра и оздоровления (1,7%). В Приморском крае функционирует 82 образовательных учреждения, имеющие 201 специализированную группу компенсирующей (коррекционной) и 51 - оздоровительной направленности для детей с нарушением слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта, задержкой психического развития. В детских садах Приморского края реализуются все разновидности комплексных и парциальных образовательных программ, представленных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Наибольшее распространение в практике работы педагогических коллективов получили комплексные программы «Воспитание и обучение в детском саду», «Радуга», «Детство», «Сообщество», «Школа 2100». Наряду с этим в Приморском крае остается актуальной проблема общедоступности дошкольного образования, нехватка мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольное образование получает на сегодня 62,1% детей дошкольного возраста. В городах и районах Приморского края процент охвата детей в возрасте до 7 лет дошкольным образованием колеблется от 37,3% до 84,8%. Наиболее благоприятно ситуация складывается в 11 муниципальных образованиях Приморского края, где этот показатель выше среднекраевого. В городах: Арсеньеве - 82,3%, Большом Камне - 80,7%, Спасске - Дальнем и Дальнегорске - 77,9%, Артеме - 68,6%, Находке - 64%, и Уссурийске - 63,5%; муниципальных районах: Пожарском - 84,8%, Кавалеровском - 69,4%, Черниговском - 65,6%, Надеждинском - 63,8% и Октябрьском - 63%. В четырех районах Приморского края, относящихся преимущественно к сельской местности, образовательные учреждения, реализующие программу дошкольного образования, посещают менее 45% детей дошкольного возраста (г. Дальнереченск, Ханкайский, Спасский, Яковлевский районы). В целях увеличения показателей охвата детей дошкольным образованием проводятся меры по увеличению мощности сети детских садов, обеспечению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении и др. Для улучшения положения в области дошкольного образования во всех муниципальных образованиях Приморского края действуют муниципальные целевые программы развития дошкольного образования, в рамках которых решаются приоритетные проблемы развития дошкольного образования. Так, для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием в Приморском крае ведется работа по развитию вариативных форм дошкольного образования. В образовательных учреждениях Приморского края открываются группы кратковременного пребывания детей, создаются группы по присмотру и уходу за детьми; оказывается содействие гражданам, желающим заняться индивидуальным предпринимательством по оказанию услуг дошкольного образования и (или) услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Решению проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Приморского края способствует открытие дополнительных дошкольных групп в действующих ДОУ, на базе общеобразовательных учреждений и в учреждениях дополнительного образования. Продолжается работа по возвращению зданий детских садов, использующихся не по целевому назначению; государственные (ведомственные) ДОУ принимаются в муниципальную собственность, проводится реконструкция зданий муниципальной собственности для использования под детские сады, строятся новые дошкольные образовательные учреждения. Несмотря на принимаемые меры, вновь введенных мест недостаточно для того, чтобы удовлетворить все потребности населения Приморского края. Основную часть не определенных в детские сады составляют дети в возрасте до 3-х лет, в том числе значительная доля детей до 1 года, родители которых подают заявления для определения детей в детские сады заблаговременно из-за дефицита мест. В двух муниципальных образованиях края: Арсеньевском городском округе и Анучинском муниципальном районе очередь в детские сады отсутствует. Наиболее остро стоит проблема нехватки мест в ДОУ в городах: Владивостоке, Лесозаводске, Дальнереченске, Яковлевском, Михайловском, Ольгинском, Ханкайском, Шкотовском, Красноармейском и Октябрьском муниципальных районах. Начиная с 2009 года количество детей, состоящих на учете для определения в ДОУ, возросло на 30% и, по прогнозам департамента образования и науки Приморского края, эта тенденция будет в ближайшие 3 - 5 лет иметь устойчивый характер. Между тем потребность очередников в получении мест в ДОУ ежегодно удовлетворяется в среднем лишь на 47%, несмотря на то, что данные показатели ежегодно наращиваются с динамикой, примерно, в 6%. Выход из создавшегося положения может быть осуществлен только в результате строительства и открытия новых детских садов. Так, в период до 2015 года предполагается ввести в строй 21 детский сад, что даст дополнительно около 4 тыс. мест и позволит снизить потребность в местах для детей в учреждениях дошкольного образования. Основные направления деятельности в системе общего образования в предыдущие годы способствовали обеспечению в Приморском крае государственных гарантий на доступное бесплатное начальное, основное, среднее (полное) общее образование, реализацию государственной политики в сфере общего образования, обеспечению организационных и методических условий по ведению образовательного процесса с предпрофильной и профильной подготовкой в рамках государственного стандарта общего образования, обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей. В результате реализации мер по развитию системы общего образования Приморского края ежегодно стало снижаться число детей, не посещающих школы. За пять лет эта цифра уменьшилась более чем в два раза - до 0,13%, на 2,3% стало меньше занятий, пропущенных учащимися без уважительных причин. Сократилось количество незамещенных уроков до 17%. Средний показатель числа учащихся, обучающихся на "4" и "5", составляет 41%: более 50% в начальной школе, 33,3% в основной и 34% в старшей. За прошедший период произошел переход к новым формам государственной аттестации учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ: государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) и единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ). В Приморском крае разработана оптимальная организационно-технологическая схема проведения ЕГЭ, учитывающая транспортную доступность и географическое расположение учреждений края. Государственная (итоговая) аттестация девятиклассников (ГИА-9) проходит в образовательных учреждениях всех муниципальных образований Приморского края. Успешно проходит государственную аттестацию об основном общем образовании 99 % выпускников 9-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений. Количество выпускников, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, составляет около 2%. Доля учащихся, получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике, составляет за последние три года в среднем 9%. Среди выпускников успешно проходит аттестацию от 94 до 97% учащихся общеобразовательных школ. По большинству предметов наблюдается положительная динамика улучшения результатов ЕГЭ. Однако результаты сдачи ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла (физике, химии, биологии), а также по математике остаются пока ниже, чем средние по Российской Федерации, что потребует проведения дополнительной работы по устранению причин низких результатов в последующий период. Удовлетворенность уровнем преподавания, содержанием образования, школьной инфраструктурой подтвердили 75,1% старшеклассников и 67,5% родителей обучающихся; удовлетворены организацией образовательного процесса в школе 78% педагогов. За последние годы произошло изменение сети общеобразовательных учреждений: так, только в 2010 году произошла реорганизация 16 школ, а в 2011 году - 33 школ. В отдельных населенных пунктах проведена работа по формированию сети базовых школ и их структурных подразделений с целью создания условий для получения учащимися качественного образования. В базовые школы 32 муниципальных образований осуществляется подвоз учащихся на школьных автобусах (около 6% школьников). В последующие годы предполагается решение проблемы повышения доступности качественного образования для учащихся сельских, в том числе малокомплектных, школ с помощью дистанционного обучения. В этих целях уже начата работа по созданию центров дистанционного обучения: в 2012 году открыто 10 таких центров и в последующие годы планируется их число увеличить до 20, что позволит решить проблему доступности качественного образования для всех категорий детей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального (коррекционного) образования в Приморском крае увеличивается количество разнообразных интегрированных форм их обучения. Основными направлениями развития системы образования в Приморском крае для детей-инвалидов являются: психолого-медико-педагогическое сопровождение; разработка нормативов организации учебного и реабилитационного процессов; интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; дистанционное образование детей-инвалидов. В образовательных учреждениях I, II видов для глухих и слабослышащих детей имеется стационарная слуховая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, функционируют слуховые кабинеты для индивидуальной работы, все воспитанники обеспечены индивидуальными слуховыми аппаратами. В коррекционных учреждениях III, IV видов для слепых и слабовидящих работают кабинеты охраны зрения, проводится реабилитационное лечение нарушений зрения с использованием специального офтальмологического оборудования. В коррекционной школе-интернате VI вида (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) в девяти медицинских кабинетах осуществляется комплексное реабилитационное лечение воспитанников без прерывания их участия в образовательном процессе. В коррекционной школе для детей с задержкой психического развития содержание образования определяется образовательной программой VII вида, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. В учреждении работает служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Психолого-педагогическая коррекция нарушенных функций позволяет вывести ребенка с проблемами в развитии на такой уровень психофизического развития, который дает ему возможность максимально рано влиться в общеобразовательную среду. В коррекционных образовательных учреждениях VIII вида в мастерских осуществляется профессионально-трудовое обучение по более чем 10 профилям (специальностям), в том числе ведется подготовка воспитанников к индивидуальной трудовой деятельности. В Приморском крае в г. Артеме создан Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2011/2012 учебном году количество детей-инвалидов, получающих дистанционное образование, увеличилось на 80 человек и составило 239 человек. В Ресурсном центре подключены к сети Интернет и оснащены оборудованием для организации дистанционного образования детей-инвалидов 50 педагогических работников. 23 учителя Ресурсного центра прошли очно-дистанционную курсовую подготовку по теме: "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий" в Центре Образования "Технологии обучения" г. Москвы. В Ресурсном центре создан банк детей-инвалидов, проживающих на территории Приморского края и нуждающихся в обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. В Приморском крае начата работа по созданию системной модели совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определяются различные варианты интеграции/инклюзии, позволяющие подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. В числе основных направлений работы по развитию образования стало улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В органах опеки и попечительства на учете состоит 12894 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 8971 человек (72%) воспитывается в семьях, 3859 (28%) детей - в государственных учреждениях. Ежегодно увеличивается количество детей, усыновленных российскими гражданами, в 2011 году этот показатель на 30% превысил число детей, усыновленных иностранными гражданами (в 2009 году - на 15%). В Приморском крае также продолжается работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 652 приемных семьях воспитывается 1258 детей. В связи с сокращением количества воспитанников детских домов проведена оптимизация сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведена реорганизация государственного образовательного учреждения «Детский дом № 2 г. Уссурийска» в форме присоединения к нему государственного образовательного учреждения «Детский дом № 1 г. Уссурийска». Завершена реорганизация государственного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» путем присоединения к нему государственного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих». На базе двух учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: государственного образовательного учреждения «Детский дом № 2 г. Уссурийска» и государственного образовательного учреждения «Детский дом г. Арсеньева» созданы Службы сопровождения замещающих семей. На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), финансирование приемных семей осуществляется из краевого бюджета перечислением денежных средств на счета приемных родителей и опекунов (попечителей) в следующих объемах: на содержание каждого ребенка ежемесячно 4800 рублей, средняя заработная плата приемного родителя составляет на сегодня 12465,95 рублей. На отдых и оздоровление детей, находящихся в приемных семьях, выплачивается материальная помощь в сумме 2200 рублей в год на каждого ребенка. Единовременная выплата при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью при всех формах устройства составляет 14886,36 рублей на одного ребенка. В 2012 году общая сумма выплат единовременного пособия составила 14,8 млн рублей. В 2012 году в краевом бюджете предусмотрено 203,4 млн рублей на финансирование приемных семей и 355,2 млн рублей на содержание детей в семьях опекунов (попечителей). Финансирование приемных семей и семей опекунов (попечителей) производится в полном объеме, без задержек. В целях пропаганды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информация о формах семейного устройства размещается на сайте департамента образования и науки Приморского края. Социальные видеоролики и радиоролики, посвященные развитию семейных форм устройства детей, выходят в региональных средствах массовой информации: «Общественное телевидение Приморья», «Приморское радио». Во всех муниципальных образованиях Приморского края информация о детях, оставшихся без попечения родителей, о формах семейного устройства таких детей ежемесячно выходит на каналах местного телевидения, озвучивается на радио, печатается в местных газетах, размещается на сайтах органов опеки и попечительства. Для перехода региональных операторов на эксплуатацию новой автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях обеспечена закупка, установка и подключение к сети Интернет аппаратных средств и программного обеспечения. Проведена работа по созданию во всех детских домах и коррекционных образовательных учреждениях попечительских советов. В состав советов вошли представители органов исполнительной власти Приморского края (вице-губернаторы края), депутаты Законодательного Собрания Приморского края и помощники депутатов, представители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, заместители глав по социальным вопросам), представители средств массовой информации, правоохранительных органов. С целью оказания экстренной социальной и психологической помощи детям и подросткам, их родителям на базе краевого государственного казенного специального коррекционного образовательного учреждения «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» функционирует единый общероссийский номер детского телефона доверия. На территории Приморского края ежегодно утверждается сводный список на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В сводном списке 2012 года - 1693 человека. Ежегодно жилищная проблема решается примерно для 80 - 230 человек, что говорит о сохранении данной проблемы. Проводится работа и по устройству выпускников детских домов и школ-интернатов в учебные заведения Приморского края - до 37% от общего числа выпускников детских домов ежегодно направляются для обучения в учреждения профессионального образования Приморского края. Развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования, а также системы работы с детьми-инвалидами и детьми-сиротами требует качественного кадрового обеспечения системы образования Приморского края, наращивания его кадрового потенциала. Анализ ресурсного обеспечения развития системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей показывает, что приоритетным направлением в развитии кадрового потенциала системы образования являются на сегодняшний день задачи привлечения в образовательные учреждения молодых педагогов, повышения квалификации педагогических кадров, создания условий для развития их творческого потенциала. В Приморском крае стало уделяться значительно большее внимание улучшению социального положения молодых учителей: осуществление выплат единовременных пособий в размере от одного до пяти должностных окладов из средств муниципальных бюджетов; осуществление доплат к должностному окладу от 20% до 50%; предоставление служебных квартир и комнат в общежитиях. В 2012 году в г. Артеме был сдан «учительский» дом. Новоселье отметили 30 педагогов г. Артема, из них 10 молодых специалистов и 9 молодых учительских семей. В результате конкурсных мероприятий по привлечению перспективных выпускников вузов в школы по 500 тыс. рублей из средств федерального бюджета получили 19 молодых специалистов из 15 муниципальных образований Приморского края. В Приморском крае продолжена работа по обучению специалистов на целевой контрактной основе: на педагогические специальности в Дальневосточный федеральный университет подали заявки 28 человек. В сентябре 2011 года 99 молодых специалистов начали свою трудовую деятельность в муниципальных образованиях края по месту жительства. Особое внимание уделяется созданию условий для реализации творческих возможностей педагогов: проводится краевой тур Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», краевые конкурсы «Учитель года», «Мир увлечений педагога» и «Стоп, кадр, - учитель!», мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Приморский форум образовательных инициатив. Для развития творческого потенциала и самореализации молодых педагогов, формирования у них активной профессиональной позиции организуется региональный конкурс «Педагогический дебют». Ежегодно в Приморском краевом институте развития образования повышают свою квалификацию более 6 тысяч педагогов. Институт также проводит обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки «Логопедия», «Педагогика и психология», «Менеджмент в образовании». В сфере экономики образования за анализируемый период был осуществлен переход к принципу нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, внедрена новая система оплаты труда. Оплата труда работников по отрасли по итогам 2011 года составила 12244 рубля в месяц, учителей - 19335 рублей, учителей, осуществляющих функции классного руководителя, - 21218 рублей. Средняя заработная плата учителя по итогам 1 полугодия 2012 года составляет 25491 рубль, классного руководителя - 27135 рублей. Модернизация коснулась и системы аттестации педагогических кадров. Совершенствованию механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов эффективно способствуют новые модели аттестации. Квалификационные испытания являются теперь обязательной процедурой аттестации педагогов и проводятся в письменной форме, где предлагается на выбор подготовка конспекта педагогического мероприятия с участниками образовательного процесса или решение педагогических ситуаций. Аттестацию по новой модели на подтверждение соответствия занимаемой должности на сегодня успешно прошли 76 педагогов Приморского края. В целях создания комфортной и безопасной образовательной среды для дошкольников и учащихся проведены меры по улучшению материально-технической базы: осуществляется капитальный и текущий ремонт учреждений образования, безопасность краевых учреждений образования обеспечивается установкой пожарно-охранной сигнализации, кнопок экстренного вызова наряда полиции. Большинство образовательных учреждений имеют ограждение по всему периметру территории. Проблема обеспечения безопасного пребывания детей в учреждениях образования остается актуальной для определенного количества муниципальных образований. Большие средства краевого и федерального бюджетов были затрачены на приобретение для общеобразовательных учреждений нового компьютерного оборудования. Это позволило обеспечить 100% учреждений Приморского края высокоскоростным Интернетом, оборудовать новые компьютерные классы. Все общеобразовательные учреждения края имеют на сегодня интерактивные доски, в том числе и общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности. В целом проведенная работа по оснащению учреждений компьютерной техникой значительно улучшила условия для введения в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и федеральных государственных требований (далее - ФГТ). На 100 учащихся, занимающихся в одну смену, приходится 6 компьютеров в сельской местности и около 9 - в городских учреждениях образования, т.е. соответственно на 1 компьютер 16 человек на селе и 9 человек в городе. Эти цифры пока ниже, чем в других регионах Российской Федерации (7 человек на 1 компьютер). Между тем общей проблемой для всех звеньев системы образования на Дальнем Востоке является износ основных фондов, высокая доля зданий, требующих проведение капитального ремонта. Износ оборудования в школах приближается к 70 %, значительное число общеобразовательных учреждений - это помещения, капитальный ремонт в которых не производился более 50 лет. В области модернизации управления учреждениями образования осуществляется развитие государственно-общественного управления, создание органов государственных образовательных учреждений (далее - ГОУ), введение практики публичной отчетности образовательных учреждений через сайты. По итогам учебного года на общешкольных собраниях, сайтах учреждений, в средствах массовой информации, на сельских сходах граждан, расширенных заседаниях органов представительной власти представляются публичные доклады общеобразовательных учреждений. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих собственные сайты, составляет 100%. Таким образом, анализ сферы образования показывает, что в Приморском крае наблюдается в целом положительная динамика по всем, содержащимся в государственной политике, направлениям развития образования. Однако это не уменьшает необходимость в продолжении начатой работы и устранении актуальных проблем, в связи с которыми могут увеличиться риски развития региональной системы образования. Таким образом, к наиболее острым проблемам развития образования Приморского края можно отнести: недостаток 8500 мест для детей в учреждениях дошкольного образования (охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием колеблется от 37,3% до 84,8% по разным муниципальным образованиям Приморского края; низкие результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике - 9% выпускников учреждений общего образования имеют неудовлетворительные оценки; недоступность качественного образования для детей, обучающихся в отдельных сельских территориях, прежде всего, в малокомплектных школах, а также для примерно 1000 детей-инвалидов; недостаток услуг дополнительного образования в области технического творчества: наибольшая доля детей Приморского края (55%) занимается в образовательных учреждениях, работающих по всем видам образования, а также в спортивных школах (40%), 16% школьников посещает детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств; низкая, в сравнении со средними показателями по России (7 человек на 1 компьютер), оснащенность школ компьютерами: 1 компьютер на 16 человек на селе и на 9 человек в городе, что затрудняет переход к дистанционному обучению, использованию электронных образовательных ресурсов и учебников; нехватка (928 человек) и старение педагогических кадров: доля учителей в возрасте от 25 до 30 лет составляет 8,05%, а учителей пенсионного возраста - 25,6%; средний возраст педагогических работников - 49 лет; износ основных фондов школьных зданий, приближающийся к 50%. Система учреждений профессионального образования представлена: 38 государственными профессиональными образовательными учреждениями (37 краевого и 1 федерального подчинения), 6 негосударственными учреждениями среднего профессионального образования и 20 структурными подразделениями образовательных организаций высшего образования (далее - вуз); 7 государственными вузами, 2 негосударственными вузами. Профессиональные образовательные учреждения и организации реализуют 322 образовательные программы высшего образования, программы среднего профессионального образования – 45; программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) – 49. Сохраняется устойчивая привлекательность для абитуриентов следующих направлений: экономика и управление, сфера обслуживания, транспортные средства. За последние годы стал наблюдаться устойчивый спрос населения Приморского края на специальности в области гуманитарных наук. Показатели трудоустройства выпускников по данным группам являются наиболее высокими и составляют к настоящему времени в среднем 80-85%. Вместе с тем, специальности в таких областях наук, как физико-математические науки, естественные науки, социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, геология, разведка и разработка, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, морская техника, информатика и вычислительная техника привлекают, в среднем, не более 1-5% от общего количества абитуриентов. Не более 17-12% от общего количества выпускников общеобразовательных учреждений выбирают для себя обучение по профессиям рабочих, спрос на которые преобладает в Приморском крае во всех сферах деятельности. Развитие энергетики, машиностроения формирует устойчивый спрос на кадры рабочих и специалистов инженерно-технического направления. На регистрируемом рынке труда стабильно преобладает реализация крупных инвестиционных проектов в Приморском крае, в частности, строительство объектов инфраструктуры саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 года в городе Владивостоке, строительство Морского нефтеперегрузочного и нефтеперерабатывающего комплекса в бухте Козьмино (г. Находка), возобновление работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в связи с задачами возрождения отечественного судостроения и судоремонта. Деятельность профессиональных образовательных учреждений Приморского края направлена на создание новой, современной, гибкой системы подготовки рабочих кадров в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, обеспечение государственных гарантий доступности бесплатного профессионального образования, повышение его качества и эффективности управления. В соответствии с заключенным договором с открытым акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» открыто новое образовательное учреждение среднего профессионального образования «Промышленный колледж энергетики и связи» для подготовки и переподготовки кадров электроэнергетической отрасли, в том числе для завода по производству комплектных распределительных устройств компании Хендай Индастрис. На базе четырех лучших учреждений начального профессионального образования созданы колледжи, проведена работа по лицензированию в них специальностей среднего профессионального образования. Таким образом, формируется сеть опорных базовых учреждений профессионального образования с целью повышения качества подготовки рабочих и специалистов по основным отраслям экономики края. С целью уменьшения неэффективно используемых мощностей (проектная наполняемость всех учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) составляет 14500 мест, фактически же в них ежегодно обучается около 10 тыс. человек) и в связи с демографической ситуацией три филиала были закрыты, два учреждения реорганизованы путем присоединения, одно учреждение ликвидировано, один филиал передан в состав университетского комплекса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее - ВГУЭС). В Приморском крае проведена работа по устранению дублирующих профессий в подготовке рабочих кадров, закрыты невостребованные (портной, бухгалтер, оператор электронно-вычислительных машин и др.), открыта подготовка по новым профессиям: рыбообработчик (Профессиональное училище № 50 с. Лазо), сборщик электрических машин и аппаратов (Профессиональный лицей № 16 г. Уссурийска), электромонтер по ремонту электрических сетей, электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей в Энергетическом колледже г. Владивостока; наладчик аппаратного и программного обеспечения в Профессиональных лицеях №№ 11, 32, 39, Профессиональном училище № 31. Все учреждения перешли на подготовку кадров в соответствии с новой формой государственного задания. Формирование плана приема ведется на основе четырехсторонних договоров: профессиональное училище - глава муниципального образования - служба занятости населения - департамент образования и науки Приморского края. Профессиональная подготовка кадров по договорам с предприятиями и службами занятости населения остается стабильной. Среднегодовой объем бюджетной подготовки имеет тенденцию к снижению. С 1 сентября 2011 года все профессиональные образовательные учреждения перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. С 1 января 2011 года все учреждения начального профессионального образования переведены в краевые государственные образовательные бюджетные учреждения. В течение 2011 года на базе 13 учебных заведений начального профессионального образования Приморского края созданы автономные учреждения путем изменения их типа. Активно ведется работа по привлечению внебюджетных источников финансирования для развития материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений. Повышению качества обучения в учреждениях способствовало усиление информационных ресурсов. Большое значение в Приморском крае отводится выполнению социальной миссии профессиональных образовательных учреждений. В них обучается 1269 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, 418 учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, и 312 человек, не имеющих основного общего образования. Все обязательства по социальной поддержке учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются в полной мере. Так, в общежитиях на бесплатной основе проживают более 2500 учащихся, в их числе 540 человек - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В учреждениях должное внимание уделяется развитию способностей учащихся и организации их досуга. Охват учащихся, занимающихся в кружках технического и художественного творчества, предметных кружках, клубах по интересам, составляет 37% от общего контингента обучающихся. В учреждениях введена новая система оплаты труда, которая привела к изменению структуры фонда оплаты труда педагогических работников, что позволило повысить качество и результативность их работы. В соответствии с современными потребностями экономики Приморского края в 2011/2012 учебном году учреждения среднего профессионального образования получили лицензии на право реализации девяти новых специальностей, среди них «Переработка нефти и газа», «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Операционная деятельность в логистике» и 13 программ дополнительного профессионального образования, в их числе «Капитан морского судна», «Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств», «Администратор гостиницы (дома отдыха)». В целом образовательные учреждения среднего профессионального образования Приморского края осуществляют подготовку специалистов практически для всех отраслей экономики края: промышленности, энергетики, транспорта, строительства, судостроения и судоремонта, здравоохранения, образования и культуры, сельского хозяйства. Подготовка специалистов осуществляется по 103 специальностям среднего профессионального образования, из которых 75 % технического профиля. Отраслевая структура подготовки специалистов среднего звена в основном соотносится со структурой занятости населения Приморского края по видам экономической деятельности. Во всех учреждениях есть центры содействия трудоустройству выпускников. С целью повышения уровня трудоустройства выпускников краевыми учреждениями заключено около 200 договоров на подготовку кадров с предприятиями. Среди них открытое акционерное общество «Дальприбор», открытое акционерное общество «Изумруд», общество с ограниченной ответственностью «Востокстройсервис», подразделения Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации Приморского края, Управление Федеральной службы судебных приставов, общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Альянс», закрытое акционерное общество «Тихоокеанская мостостроительная компания», «Примтеплоэнерго», открытое акционерное общество «Водоканал», открытое акционерное общество «Сбербанк России», открытое акционерное общество «Ростелеком». Наиболее востребованы на предприятиях Приморского края выпускники, освоившие специальности медицинского, а также технического профиля: «машиностроение», «энергетика», «морская техника», «транспорт», «судостроение и судоремонт», «информатика и вычислительная техника». Численность нетрудоустроенных выпускников составляет 4%. Проблемы с трудоустройством испытали выпускники специальностей «Правоведение» и «Экономика и бухгалтерский учет». С 2012 года на территории Приморского края работает семь учреждений высшего профессионального образования, три учреждения были реорганизованы путем присоединения. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2011 года № 113 к Дальневосточному федеральному университету (далее - ДВФУ) присоединены: Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 10 тыс. населения в Российской Федерации в вузах обучается 522,6 студента, в Приморском крае - 507,1. За последнее время общее число студентов в вузах Приморского края уменьшилось на 16%. На 9% снизился прием абитуриентов на очную форму обучения. В Приморском крае осуществляется подготовка по 322 специальностям (направлениям) высшего профессионального образования, что демонстрирует устойчивое развитие предоставления образовательных услуг. В последние годы в вузах края были открыты 62 специальности и направления подготовки. Доля отдельных образовательных программ по техническим и естественнонаучным направлениям к общему числу образовательных программ на сегодня составляет 60,2%. Количество обучающихся по этим программам студентов составляет 38%. Распределение специальностей по укрупненным группам (отраслям наук) показывает, что в регионе сохраняется устойчивая привлекательность для абитуриентов следующих направлений: «Экономика и управление», «Сфера обслуживания», «Морская техника». Наблюдается устойчивый спрос на специальности в области гуманитарных наук. Показатели трудоустройства выпускников по данным группам специальностей - 80 - 85%. В целях повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда большое внимание уделяется вопросу их трудоустройства. Ежегодно совместно с органами государственной службы занятости населения по Приморскому краю проводится анализ трудоустройства выпускников образовательных учреждений всех уровней. Активно работают два региональных центра содействия трудоустройству выпускников вузов (на базе ДВФУ и ВГУЭС). Администрацией Приморского края и ВГУЭС создан Региональный научно-методический центр профессиональной адаптации и содействия трудоустройству молодежи. Осуществляется взаимодействие учреждений профессионального образования с территориальными службами занятости населения по содействию в трудоустройстве выпускников, их переподготовке по востребованным специальностям и профессиям. В целях совершенствования работы по адаптации выпускников на рынке труда Приморского края практически в каждом образовательном учреждении высшего и среднего профессионального образования созданы центры (службы, отделы) содействия трудоустройству выпускников. Взаимодействие этих структур с департаментом образования и науки Приморского края, органами государственной службы занятости населения Приморского края также позитивно отражается на результатах их деятельности. В результате проведенного мониторинга число трудоустроенных выпускников вузов Приморского края увеличилось на 7%, а процент нетрудоустроенных снизился до 5 - 6%. Большое внимание в Приморском крае уделяется вопросам воспитания толерантности студентов вузов по отношению к иностранным студентам, вопросам приобщения студентов к культурам стран Азиатско-Тихоокеанского региона, борьбе с наркотиками. К числу наиболее актуальных проблем развития профессионального образования Приморского края относятся: отсутствие объективного комплексного прогноза потребностей Приморского края в кадрах и перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности профессионального образования по техническим профессиям и специальностям; на краевом и муниципальном уровнях отсутствует эффективная система профессиональной ориентации, построенная на основе программно-целевого подхода; невысокая наполняемость краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по Приморскому краю - 60%; устаревшая материально-техническая база большинства краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, что затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 10 из 42 учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края); подготовка рабочих и специалистов в краевых государственных образовательных учреждениях профессионального образования часто не соответствует требованиям работодателей (по содержанию, по численности обученных по профессиям, по изменяющимся требованиям к профессиям); отсутствие эффективной системы социального партнерства в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, что сдерживает выработку профессиональных стандартов, получение практических знаний обучающимися и создание системы независимой оценки качества профессионального образования; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии из-за слабой профориентации и отсутствия мотивации в получении профессий для производственной сферы, в связи с этим ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении профессиональных компетенций; нуждается в совершенствовании система государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров; отсутствует нормативно-правовой механизм, мотивирующий социальных партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству с учреждениями профессионального образования; сложившаяся в учреждениях начального и среднего профессионального образования практика профессионального образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья, особенно выпускников средних общеобразовательных коррекционных школ 1 - 2 и 7 - 8 видов, не обеспечена в достаточном объеме нормативно-правовой базой для организации образовательного процесса и реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Действующий перечень профессий для названной категории не учитывает особенностей и возможностей современного оборудования, применяемого при оснащении рабочих мест по различным профессиям; существует проблема кадрового обеспечения системы профессионального образования профессионально-компетентными специалистами (преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастерами производственного обучения) - их пополнения, стимулирования и подготовки к решению современных профессиональных задач; наблюдается тенденция старения инженерно-педагогических кадров системы; слабо используются возможности учреждений высшего профессионального образования и производственных предприятий для организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы начального и среднего профессионального образования; неэффективна система оплаты труда и стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в краевых государственных образовательных учреждениях профессионального образования, что усугубляет процесс старения педагогических кадров и является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики; серьезной системной проработки требует вопрос информатизации - в учреждениях профессионального образования всех уровней имеется потребность как в приобретении нового компьютерного оборудования, так и в модернизации имеющегося, отмечен недостаточный процент оснащения автоматизированными рабочими местами преподавателей и мастеров производственного обучения; результаты организации работы образовательных учреждений по содействию в трудоустройстве выпускникам свидетельствуют о недостаточной консолидации усилий исполнительных органов государственной власти, предприятий (организаций) и образовательных учреждений, что является следствием отсутствия нормативно-правовой базы обязательного трудоустройства выпускников системы профессионального образования. Прогноз и риски развития образования Приморского края По численности населения Приморский край занимает 1 место в Дальневосточном федеральном округе (удельный вес в общей численности в Дальневосточном федеральном округе - 31,1%, в общей численности Российской Федерации - 1,4%). Согласно предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянно проживающего населения в Приморском крае составила 1 миллион 953 тысячи 474 человека. Из них 76,1% - городские жители, 23,9% - сельские жители. В целом в 2010 году в Приморском крае отмечена положительная динамика основных показателей экономического и социального развития, которую обеспечили промышленное производство и развитие инфраструктурных видов экономической деятельности, в том числе: транспорта, связи, торговли, развитие малого и среднего предпринимательства - его доля в валовом региональном продукте Приморского края увеличилась до 22,3%. Позитивные тенденции в экономике поддерживали рост доходов населения, улучшили ситуацию на рынке труда, уровень жизни населения. Важным показателем социально-экономического развития является уровень занятости граждан. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения Приморского края, постепенно уменьшается. В 2011 году поставлено на учет в целях поиска подходящей работы 44554 человека, что составляет 87,4% к январю - июню 2010 года. В последние годы в Приморском крае доля населения трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста стала увеличиваться. Напротив, доля населения моложе трудоспособного - уменьшается, что влечет за собой уменьшение объемов образовательных услуг, оказываемых в Приморском крае, влияет на процессы оптимизации и реструктуризации образовательной сети. В Приморском крае, как и в Российской Федерации в целом, сохраняются негативные тенденции превышения смертности над рождаемостью, высокой детской смертности, смертности среди мужского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, превышения численности женского населения над мужским. Помимо перечисленных демографических проблем, ведущих к нестабильности и росту напряженности в обществе, к другим проблемам, влияющим на развитие образования, можно отнести социальное расслоение общества, нарастание в нем агрессии, приводящей к возникновению различных межнациональных, межэтнических и иных конфликтов; распространение, особенно среди молодежи, наркомании, алкоголизма. Несмотря на рост заработной платы, уровень жизни населения Приморского края пока остается низким. Можно прогнозировать, что такая ситуация, характеризующаяся высокой степенью нестабильности и неопределенности развития современного общества, будет вести к нарастанию в дальнейшем факторов риска: биологических, семейных, социальных, оказывающих негативное влияние на развитие и становление молодого поколения. Анализ состояния, а также модернизации системы образования Приморского края выявил ряд нерешенных проблем, которые ведут к необходимости системного развития отрасли на основе государственной целевой программы развития. В предыдущий период управление образованием Приморского края осуществлялось на основе краевых и муниципальных целевых программ развития и носило преимущественно реактивный характер. Образование развивалось на основе единичных программ, разработанных вследствие возникновения острых проблем, уже имеющих серьезные негативные последствия. К таким программам относятся программы усиления мер по обеспечению противопожарной безопасности учреждений образования, развитию сети ДОУ, информатизации отрасли, работе с одаренными детьми, мерам предупреждения наркомании, воспитанию патриотизма учащихся образовательных школ и молодежи и ряд других. В данных программах направления изменений, происходящих в системе образования Приморского края, преимущественно были нацелены на осуществление организационно-управленческих, ресурсных и экономических сторон системы образования без определения долгосрочных стратегических социокультурных результатов ее развития и соответствующих им изменений в содержании и технологиях образовательной деятельности. Происходило игнорирование уже ставших актуальными проблем и рисков социализации учащихся, вызванных глобальными изменениями в области информатизации общества, развивающейся системы коммуникаций, молодежной субкультуры, негативных последствий миграционных процессов и демографической ситуации, кризиса современной семьи. В большинстве муниципальных образований Приморского края отсутствуют долгосрочные стратегические программы системного развития отрасли и социокультурных условий внешней среды, которые могут изменить качество современного образования в соответствии со стратегическими целями развития Российской Федерации и Приморского края, реализовать меры, направленные на решение острых проблем современного образования и приостановление усиления негативных тенденций. При условии отсутствия системного развития отрасли и компетентного управления данными процессами на основе качественной государственной комплексной целевой программы можно прогнозировать дальнейшее усиление следующих негативных тенденций и рисков для успешной социализации подрастающего поколения. К рискам, связанным с наличием в регионе демографических проблем, можно отнести следующие. На объем потребности в образовательных услугах влияет миграция населения. Миграционный приток мигрантов в Приморском крае ежегодно увеличивается примерно на 7%. Количество выбывающих из Приморского края ежегодно растет на 16%. Внутрикраевые перемещения населения характеризуются также миграцией из села в город, обеспечивающей ежегодный приток городского населения, динамика данного процесса ежегодно возрастает. В связи с нерешенностью демографической проблемы, превышением смертности над рождаемостью можно прогнозировать дальнейшее увеличение объемов миграции, в том числе из соседних с Россией стран, особенно КНР, стран СНГ, ближнего зарубежья. Это приведет к тому, что мигранты все чаще будут приезжать на работу семьями, вместе с детьми, с желанием приобрести в крае постоянную работу и место жительства. Такая ситуация приведет к потребности создания адаптационных программ и проектов, позволяющих желающим мигрантам стать частью населения Приморского края, полноценными гражданами Российской Федерации. Вместе с тем, сохранится группа мигрантов, не имеющих намерений постоянного проживания на территории Приморского края и, как правило, представляющая для региона наиболее опасную группу. При отсутствии специальных, в том числе законодательных мер, позволяющих управлять миграционными потоками и привлекать для работы в Россию наиболее квалифицированные рабочие кадры, сложившаяся ситуация может привести к усилению на территории Приморского края социальной напряженности, агрессивности, подростковой и юношеской преступности, насилию, проблемам социализации и обучения детей данной категории наименее адаптированной части мигрантов. Большинство мигрантов имеют низкий уровень образования и квалификации. Невысокий образовательный уровень мигрантов, а также безработных, среди которых велика доля молодежи, (52% не имеют профессионального образования) потребует их переучивания, переквалификации, получения второй специальности. Следующей группой являются риски, вызванные наличием социально-экономических проблем развития Приморского края и Российской Федерации в целом. Резко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни значительных групп населения приведет к нарастанию групповых различий в траекториях развития детей из разных слоев. Еще одну угрозу в российском обществе будет в ближайшие годы представлять возникшая социальная аномия (беззаконие, отсутствие норм и ценностей), состоящая в исчезновении одной системы ценностей при несформированности другой. Результатом ее является проявляющийся уже сейчас отказ части молодежи от принятия мира взрослых ценностей как устаревших в силу их быстрой сменяемости и неадекватности быстро меняющейся реальности. Значительный, отсутствующий ранее, разрыв между поколениями детей, их родителей и педагогов сохранится. Замена поддерживающего типа в детско-родительских отношениях, замещение эмоционального принятия ребенка на оградительный вариант воспитания и тревожно-избегающие типы привязанности будут иметь негативные социальные последствия. При отсутствии в этом направлении социальных детско-взрослых проектов и программ у подростков может развиваться чувство одиночества, усиливаться явление социального эскапизма - ухода молодого человека за пределы традиционных институтов социализации в область интересов, увлечений и жизнедеятельности, не контролируемых обществом. Будет усугубляться бегство части молодых людей и подростков от реальности в мир иллюзорный, заменяющий реальную жизнь, деятельность и общение. Возможно расширение явления саморазрушающего поведения, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимости, особенно ярко выраженной у подростковых групп. Необходимость для молодежи выступления инициатором смены ценностей культурной парадигмы приведет к необходимости поиска ими таких новых ценностей и, как следствие, приведет к расширению числа различных молодежных субкультур, организаций и объединений, в том числе в социальных сетях. Может произойти возрастание числа деструктивных и асоциальных подростковых и молодежных групп, замещающих собой привлекательные институты, в которых ранее происходила социализация детей и подростков. Ограниченность доступных и качественных ресурсов для занятий спортивной, эстетической, туристической и другими видами деятельности приведет к росту асоциальных подростковых и молодежных групп, в которых будет происходить социализация детей и подростков. На фоне агрессивности, существующей в обществе, сохранится и может возрасти агрессивность детей и подростков, получить более широкое распространение в школе явление буллинга (психологического и иного насилия, травли), в отношении представителей других культур, религий, национальностей, взглядов. Препятствиями развитию толерантности в школьной и молодежной среде будет являться отсутствие в стране устоявшихся традиций плюрализма и уважения прав других, получившее распространение в массовом сознании чувство «национального унижения». Следствием этого среди старших школьников и молодежи увеличится риск распространения националистических настроений, популярности экстремистских идей, освоения под влиянием взрослых негативных стереотипов в отношении представителей других культур. Еще одну угрозу для становления молодого поколения будет представлять трансформация ценностного сознания общества в направлении расширения ценностей потребления, материального достатка и благополучия в ущерб ценностям творчества, саморазвития и заботы о благосостоянии общества, что отрицательным образом скажется на ценностных ориентациях подростков и молодежи. В этих условиях сохранится изменение мотивационной сферы ребенка в направлении снижения познавательных мотивов и интересов, любознательности и любопытства и повышения значимости потребительских интересов. Для подростков наибольшую ценность будут иметь прагматические ценности и ценности личного успеха и достижений при снижении значимости общественного благосостояния и свободы личности. На этом фоне, а также в условиях глобальной информатизации и произошедшего разрыва поколений, возникнут серьезные трудности формирования гражданской идентичности личности. В подростковой и молодежной среде может шириться явление негативной идентичности, проявляющейся в отказе принять те нормы, ценности, идеалы и правила, которые им предлагают родители и общество. Будет продолжаться развиваться кризис (перестройка) института семьи. Данные органа государственной статистики по Приморскому краю свидетельствуют о росте уже сегодня числа разводов, увеличении количества неполных семей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста, росте числа гражданских браков, девиантного материнства, отложенного «родительства», насилия в семье, увеличения числа неблагополучных семей, возникновения социального сиротства. В крупных городах Приморского края более широкое распространение получит институт нянь, однодетных семей. Все перечисленные риски потребуют значительного усиления мер в направлении духовно-нравственного развития подрастающего поколения, поиска эффективных средств социализации молодежи, консолидации усилий органов управления образованием, образовательных учреждений и общественности, родителей в направлении решения указанных проблем. Кроме того, уже сейчас имеют место риски, связанные с наличием проблем в развитии самой системы образования: дифференциацией образовательных учреждений, недостатками мощности сети учреждений разных типов, инновационной усталостью системы и т.д. Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях привела к необходимости развития различных форм дошкольного образования, однако уровень оказания этих услуг в учреждениях разных типов различный. Дифференциация дошкольных образовательных учреждений и различных форм получения дошкольного образования на базе иных учреждений по качеству реализации образовательных программ, условиям пребывания ребенка, подготовке ребенка к школе, в том числе в рамках предоставления дополнительных (платных) образовательных услуг, как следствие, приведет к неравным условиям в получении дошкольного образования для семей, принадлежащих к разным социальным стратам. Следствием этого может стать недоступность качественного дошкольного образования для детей из слабых социальных страт городского населения: малообеспеченных семей, в которые могут попасть неполные, многодетные семьи, семьи, в которых родители имеющие высшее образование, являются безработными. Могут ухудшиться возможности для получения качественного дошкольного образования для детей слабых социальных страт сельских территорий вследствие появления неэффективных государственных ДОУ и форм получения дошкольного образования (на базе общеобразовательных школ, семейных детских садов, в учреждениях дополнительного образования и др.) с устаревшей материально-технической базой и низко-квалифицированными кадрами. Это усугубляется наличием проблемы - нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях для большого количества дошкольников. Вместе с тем, в результате нарастания процессов инновационного развития образования, возрастания требований к выпускникам образовательных учреждений может распространяться явление форсирования интеллектуального развития детей и подростков в форме искусственной акселерации за счет вымывания типично детских видов деятельности (игры, рисования) и замещения их псевдоучебной деятельностью; происходить перенос акцента на интеллектуальное развитие детей в ущерб их личностному развитию. Дифференциация общеобразовательных учреждений по результатам предоставляемого общего образования, возможностям для его вариативности и индивидуализации, материально-техническому оснащению и кадровому потенциалу, необходимому для внедрения современных образовательных технологий, наличие группы так называемых неэффективных школ, приведет к недоступности получения качественного общего образования и, как следствие, к неготовности выпускников к профессиональной подготовке и работе в условиях высокой конкуренции и необходимости создания инновационной экономики. Сохранение значительной дифференциации образовательных учреждений по результатам образования и условиям пребывания в них детей, кадровому потенциалу педагогических коллективов будут приводить к неравным стартовым условиям в получении образования, задавать ситуацию предопределенности для детей из слабых социальных страт. Все перечисленное может в совокупности привести к замене возрастной стратификации социальной, результатом чего явится то, что судьба человека будет в большей степени определяться не возрастом и способностями, а принадлежностью к сословию. В условиях перенасыщения и фрагментарности информации, роста социальной неопределенности, предоставления обществом широкого спектра осуществления альтернативных личностных выборов и в то же время отсутствия равных стартовых возможностей для представителей разных социальных страт, будут происходить размывание ориентиров для самоопределения, удлиняется период самоопределения молодежи. Среди подростков все более возможен личностный инфантилизм, нежелание взрослеть. Может возрасти число безработных, воспринимающих данный тип адаптации как норму, а в отсутствии видения социальных возможностей принимающих свое положение как предрешенность. Следующая группа рисков может возникнуть на фоне глобальной информатизации современного общества. Можно прогнозировать, что в условиях постиндустриальной цивилизации информационные ресурсы с раннего возраста станут доступны самым широким слоям населения Приморского края. Еще более широкое распространение получат интеллектуальные коммуникативные сети и сетевые сообщества (социальные сети). Важной особенностью информационной культуры станет электронный способ коммуникации, интерактивность: интерактивное радио, интерактивное телевидение, образование, игры, средства, создающие социальную сопричастность. Границы между государствами, центром и периферией станут проницательным и размытыми. Произойдет глобализация информационного пространства. Возрастут информационные потребности населения и, соответственно, индустрии средств их удовлетворения. Рисками информационного общества станет увеличение вариативности и разнообразия, движение от порядка к хаосу, плюрализму и либерализму, увеличение риска стресса неопределенности, неустойчивость культуры, что получило название «текучей современности» и «ускользающего мира». В условиях глобальной информатизации молодому человеку будет угрожать информационная перенасыщенность и фрагментарность знания, возрастающая сложность социальной реальности, увеличение в мире процессов неустойчивости и дифференциации. В этих условиях роль информации и информационных технологий в социализации и социокультурном развитии человека может значительно возрасти. Речь будет идти об информационной социализации и снижении роли других ее институтов, в частности традиционного образования. Позиционирование средств массовой информации как важнейшего института социализации нового поколения также приведет к замещению сложившихся форм социализации информационной социализацией. Качество данного типа социализации будет определяться доступом человека к информации и способностью ее перерабатывать. Негативными сторонами информационной социализации станет клиповая культура, порождающая у молодежи клиповое сознание, приводящее к трудностям формирования понятийного мышления, отсутствию рефлексии и воображения. Следствием феномена информационной социализации может стать обессмысливание реальной жизни, возрастание у подростков чувства тревоги и одиночества. Электронный способ коммуникации может породить риски манипуляции индивидуальным и коллективным сознанием, навязывая определенные установки и восприятия, негативно влияющие на духовно-нравственное развитие, психическое и физическое здоровье молодежи. Можно прогнозировать в дальнейшем нарастание сложностей когнитивной и информационной культуры и той среды, в которой находится человек. В ситуации высокой нестабильности современного общества, которое подвержено стремительным социальным изменениям, человеку, чтобы выстроить адекватное поведение, необходимо будет уметь правильно интерпретировать как ближайшие социальные ситуации, так и глобальные перспективы. В условиях информационной социализации будут особо актуальными не только оградительные концепции воспитания и образования, распространенные в России сейчас, но, прежде всего коммуникативная компетентность, развитый социальный и эмоциональный интеллект. Для адаптации в данных условиях молодому человеку потребуются в противовес нынешней предметности и профильности получаемого школьного образования интегративные знания и универсальное образование. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|