Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 19.12.2014 № 968-рп

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 968-рп

 

 19 декабря 2014 г.    габаровск

 

О ходе выполнения распоряжения Правительства Хабаровского

края от 09 декабря 2011 г. N 767-рп "Об основных

направлениях развития горнодобывающей промышленности

Хабаровского края на период до 2015 года"

 

В результате осуществляемых в Хабаровском крае мер по созданию инвестиционной привлекательности, правовой и финансовой поддержке горнодобывающих предприятий с 2012 по 2014 год удалось привлечь в развитие отрасли 21,9 млрд. рублей инвестиций, построить и ввести дополнительные производственные мощности в условиях неустойчивого уровня цен на драгоценные металлы, заложить базу для дальнейшего увеличения объемов добычи полезных ископаемых в крае.

Обществом с ограниченной ответственностью "Белая Гора", входящим в структуру международного холдинга "Хайланд Голд Майнинг", в 2013 году введен в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на месторождении Белая Гора в Николаевском муниципальном районе мощностью 1,5 млн. тонн руды и выпуском 3,0 тонны золота в год. В 2014 году на предприятии ожидается добыть 1,5 тонны золота.

Открытым акционерным обществом "Полиметалл Управляющая Компания" в 2013 году завершено строительство в г. Амурске гидрометаллургического комбината, предназначенного для переработки золотосодержащего концентрата Албазинского горно-обогатительного комбината. Проектная мощность комбината - 225,0 тыс. тонн переработки концентрата. В обогатительной схеме комбината внедрена новая эффективная и экологически безопасная автоклавная технология. В 2013 году комбинатом выпущено 4,9 тонны золота в слитках Доре.

В 2012 году вышел на проектные параметры по переработке руды Албазинский горно-обогатительный комбинат в муниципальном районе имени Полины Осипенко, построенный открытым акционерным обществом "Полиметалл Управляющая Компания". В 2013 году здесь было получено 7,4 тонны золота в концентрате, в 2014 году ожидается получить 6,8 тонны золота.

Обществом с ограниченной ответственностью "Охотская горно-геологическая компания", 100,0 процентов доли уставного капитала которого принадлежит открытому акционерному обществу "Полиметалл Управляющая Компания", в 2012 году началась опытно-промышленная эксплуатация золоторудного месторождения Авлаякан в Аяно-Майском муниципальном районе. На месторождении добыто и доставлено через морской порт Охотск для переработки на Хаканджинскую золотоизвлекательную фабрику 200,0 тыс. тонн руды.

В результате принятых мер объемы добычи золота в крае удалось увеличить по сравнению с 2011 годом в 1,4 раза и довести их в 2013 году до 20,6 тонны.

Привлечение инвестиций закрытым акционерным обществом "Русские Фонды" в модернизацию производственных мощностей общества с ограниченной ответственностью "Правоурмийское" в Верхнебуреинском муниципальном районе позволило сохранить в крае, единственном регионе России, разработку оловорудных месторождений, увеличить по сравнению с 2011 годом объем добычи олова в концентрате в 1,6 раза.

В то же время в связи с увеличением до 20 метров залегания продуктивных пластов и усложнением горно-технических условий разработки месторождения Уоргалан в Аяно-Майском муниципальном районе добыча платины открытым акционерным обществом "Артель старателей "Амур" снижена по сравнению с 2011 годом на 650 килограммов и составила в прошлом году 3,5 тонны.

В связи с превышением роста издержек производства над темпами роста цен на драгоценные металлы на 53,0 процента снизился уровень рентабельности в отрасли, на 40,0 процентов уменьшилась прибыль горнодобывающих предприятий. Это привело к снижению на 400,0 млн. рублей уплаты налогов в бюджет края, которые составили в 2013 году 3,4 млрд. рублей.

Необходимо отметить нестабильность работы горнодобывающей отрасли в 2014 году.

Добыча золота ожидается в объеме 20,4 тонны, что составит 98,0 процентов к заданию и 98,8 процента к уровню 2013 года.

При этом в связи с падением на 20,0 процентов содержаний золота в руде снижение добычи золота на 200 килограммов прогнозирует закрытое акционерное общество "Многовершинное".

В 2013 году не вышло на плановые показатели по добыче золота общество с ограниченной ответственностью "Белая Гора" по причине низкого процента извлечения металла и необходимости строительства дополнительных обогатительных мощностей.

В связи с отсутствием подготовленных песков по причине невыполнения запланированных объемов вскрышных работ добыча платины открытым акционерным обществом "Артель старателей "Амур" составила всего 2,4 тонны, что на 1 150 килограммов ниже утвержденных контрольных показателей 2014 года и уровня 2013 года.

В то же время добыча олова обществом с ограниченной ответственностью "Правоурмийское" ожидается в объеме 300,0 тонн, что составит 167,0 процентов к заданию и 182,0 процента к уровню 2013 года.

Уплата налогов в бюджет края ожидается на уровне 3,4 млрд. рублей, или 100,0 процентов к установленным контрольным показателям по мобилизации доходов в бюджет края.

В целях воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории края с 2011 по 2013 год выросли с 2,2 до 3,7 млрд. рублей объемы проведения геологоразведочных работ, в том числе за счет средств федерального бюджета с 176,0 до 367,4 млн. рублей. В то же время полученный за последние три года прирост запасов золота на 30,5 тонны, или в 1,9 раза ниже объемов их погашения.

В целом из 49 мероприятий, предусмотренных Основными направлениями развития горнодобывающей промышленности Хабаровского края на период до 2015 года, утвержденными распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 декабря 2011 г. N 767-рп, не выполнено два мероприятия.

Обществом с ограниченной ответственностью "Амур Золото" в связи с падением цен на золото в 2013 году не начато строительство горно-обогатительных комбинатов по освоению золоторудных месторождений Перевальное и Малютка в Аяно-Майском муниципальном районе.

По причине отсутствия финансовых ресурсов обществом с ограниченной ответственностью "Русолово" не начаты работы по строительству нового горно-обогатительного комбината на Правоурмийском месторождении в Верхнебуреинском муниципальном районе.

Имеющиеся проблемы в отрасли не позволяют значительно нарастить объемы добычи основных видов полезных ископаемых в крае, влияют на перспективы ее развития.

Прежде всего это низкая степень обеспеченности запасами имеющихся производственных мощностей горнодобывающих предприятий, которая по россыпному золоту составляет в среднем 3 - 5 лет, по рудному - 8 - 10 лет. При этом наиболее острая ситуация сложилась в закрытом акционерном обществе "Многовершинное", обществах с ограниченной ответственностью "Охотская горно-геологическая компания" и "Амур Золото", на долю которых приходится 49,5 процента объемов добычи рудного золота в крае и 48,0 процентов уплаты налогов в бюджет края по отрасли.

Ухудшились горно-геологические условия добычи платины на месторождениях Уоргалан и Кондер открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур" в связи с увеличением до 20 метров глубины залегания продуктивных пластов и падением в 2,2 раза содержания платины в песках.

В настоящее время в нераспределенном государственном фонде недр края находится всего лишь 3,0 процента запасов промышленных категорий рудного золота и 39,0 процентов россыпного золота.

Острой для отрасли является кадровая проблема. Отрицательно на развитие горнодобывающей промышленности влияет несовершенство некоторых федеральных законов, нормативных документов.

Решение вышеуказанных проблем требует совместных действий федеральных органов власти, Правительства Хабаровского края и горнодобывающих предприятий.

Исходя из сложившейся ситуации министерством природных ресурсов края совместно с горнодобывающими и геологоразведочными предприятиями, федеральными органами исполнительной власти разработана комплексная региональная программа развития горнодобывающей промышленности в крае на период до 2017 года.

В этих целях необходимо решить ряд вопросов по повышению эффективности действующих производств, строительству и вводу в эксплуатацию новых горнодобывающих комбинатов.

Прежде всего необходимо завершить обществом с ограниченной ответственностью "Белая Гора" строительство дополнительных мощностей на горно-обогатительном комбинате Белая Гора и вывести его в 2016 году на проектную мощность.

В целях обеспечения сырьевой базой Многовершинного горно-обогатительного комбината закрытым акционерным обществом "Многовершинное" планируется оценка и разведка запасов Северо-Западного фланга и нижних горизонтов Многовершинного золоторудного месторождения, прогнозные ресурсы по которым по категориям Р1+Р2 оцениваются в 54,8 тонны золота.

Строительство новых горно-обогатительных комбинатов общей проектной мощностью свыше 5,0 тонн золота в год будет начато на золоторудных месторождениях Нони в Верхнебуреинском муниципальном районе, Дурмин в муниципальном районе имени Лазо, Светлое в Охотском муниципальном районе, Дяппе в Ульчском муниципальном районе.

В целях предотвращения падения объемов добычи золота обществом с ограниченной ответственностью "Амур Золото" планируется восстановление Юбилейной золотоизвлекательной фабрики и возобновление разработки месторождения Красивое, строительство до 2017 года горнодобывающих мощностей на месторождениях Перевальное и Малютка в Аяно-Майском муниципальном районе.

В целях увеличения объемов добычи цветных металлов в крае инвестором - закрытым акционерным обществом "Русские Фонды" предусматривается возобновление с 2015 года добычи руды на Фестивальном месторождении в Солнечном муниципальном районе, строительство нового горно-обогатительного комбината проектной мощностью 3,0 тыс. тонн олова в концентрате в год на Правоурмийском месторождении в Верхнебуреинском муниципальном районе.

Кроме того, обществом с ограниченной ответственностью "Забайкальская горнорудная компания" планируется разведка запасов Соболиного оловорудного месторождения в Солнечном муниципальном районе, обществом с ограниченной ответственностью "Геопроминвест" - оценка ресурсного потенциала техногенных образований хвостохранилища центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината.

В целях решения вышеуказанных проблем разработана комплексная региональная программа "Развитие горнодобывающей промышленности в Хабаровском крае на период до 2017 года", в которой предусмотрены меры по наращиванию сырьевой базы в целях прироста запасов на выявленных золоторудных месторождениях Многовершинное и Белая Гора в Николаевском муниципальном районе, Кутын в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе. Также планируется проведение поисково-оценочных работ на участках, перспективных на поиски месторождений золота, серебра, меди, молибдена и вольфрама, освоение которых обеспечит развитие отрасли на период до 2025 года.

Данная программа содержит также мероприятия по совершенствованию государственной координации и правового регулирования недропользования, решению кадровой проблемы, в том числе содержит разработку и сопровождение инвестиционных предложений и проектов, мониторинг текущей перспективной потребности в специалистах для горнодобывающих предприятий края, работу с федеральными органами государственной власти, общественными организациями по совершенствованию нормативной правовой базы в области недропользования.

Реализация мероприятий вышеуказанной программы позволит привлечь в развитие отрасли 20,0 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, увеличить к 2017 году объемы добычи золота до 21,3 тонны, платины - до 3,5 тонны, олова в концентрате - до 800,0 тонн, создать около 2 тыс. новых рабочих мест и благоприятные условия для российских и иностранных инвесторов.

В целях дальнейшего усиления влияния на эффективное использование имеющейся минерально-сырьевой базы, увеличения вклада горнодобывающей промышленности в решение социально-экономических задач в крае, обеспечения достижения целевых показателей развития горнодобывающей промышленности:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную региональную программу "Развитие горнодобывающей промышленности в Хабаровском крае на период до 2017 года" (далее - Программа).

2. Министерству природных ресурсов края (Шихалев В.М.):

2.1. Обеспечить реализацию плана основных мероприятий Программы и достижение целевых показателей Программы.

2.2. Проводить постоянный мониторинг Программы.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Хабаровского края от 09 декабря 2011 г. N 767-рп "Об основных направлениях развития горнодобывающей промышленности Хабаровского края на период до 2015 года".

4. Контроль за выполнением плана основных мероприятий Программы возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Шихалева В.М.

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением

Правительства Хабаровского края

от 19 декабря 2014 г. N 968-рп

 

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА"

 

1. Характеристика текущего состояния горнодобывающей

промышленности в Хабаровском крае, основные проблемы

и прогноз развития отрасли на период с 2015 по 2017 год

 

Комплексная региональная программа "Развитие горнодобывающей промышленности в Хабаровском крае на период до 2017 года" (далее также - Программа) разработана в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с распоряжением министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края от 08 августа 2014 г. N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке комплексных региональных программ (основных направлений)".

Одной из стратегических целей социально-экономического развития Хабаровского края является развитие высококонкурентной экономики на основе конкурентных преимуществ края, главным из которых является богатый по структуре и запасам природный потенциал.

 

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность в Хабаровском крае представлена 23 предприятиями, на которых работают свыше 8,6 тыс. человек, или 2,4 процента от занятых в крае.

Горнодобывающая промышленность играет значительную роль в экономике Хабаровского края. На ее долю приходится 6,9 процента объемов отгруженных товаров и 5,4 процента поступлений в бюджет края.

 

Основные показатели деятельности горнодобывающих

предприятий края в 2009 - 2013 годах


 

N п/п

Показатель

Единица измерения

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Численность работающих

тыс. человек

8,8

8,6

9,3

9,4

9,2

2.

Объем добычи:

 

 

 

 

 

 

 

Золото - всего

килограммов

14 576

15 022

14 505

18 056

20 624

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

- золоторудное

- " -

10 669

11 136

10 798

13 939

16 259

 

- золото россыпное

- " -

3 907

3 886

3 714

4 118

4 365

 

платина

- " -

3 654

2 955

3 772

3 769

3 542

 

серебро

- " -

62 987

92 947

90 062

142 210

90 704

 

олово

тонн

130

149

182

281

187

3.

Объем товарной продукции

млн. рублей

19 616

24 183

29 367

39 858

36 011

4.

Налоги в бюджет края

- " -

2 129

2 958

3 828

4 349

3 391

5.

Инвестиции

- " -

5 778,9

8 367,6

9 813,1

9 341,7

9 701,0

6.

Индекс промышленного производства

процентов

93,3

99,0

103,4

121,8

105,5


 

В 2013 году в Хабаровском крае добыто более 20,6 тонны золота, в том числе 16,2 тонны - рудного и 4,3 тонны - россыпного, 3,5 тонны платины и 90,7 тонны серебра. Доля добычи рудного золота составляет 78,6 процента, россыпного - 24,4 процента. По Дальневосточному федеральному округу данное распределение соответствует 69,6 и 30,4 процента. По добыче золота Хабаровский край занимает 5 место в Дальневосточном федеральном округе и 7 место в России после Красноярского края, Амурской области, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областей, Чукотского автономного округа.

По сравнению с 2009 годом объем добычи золота в крае вырос на 41,5 процента, в основном за счет наращивания объемов добычи рудного золота обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Ресурсы Албазино".

Добычу рудного золота в крае осуществляют:

- ООО "Ресурсы Албазино" (7,4 тонны) на месторождении Албазино в муниципальном районе имени Полины Осипенко;

- закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Многовершинное" (4,5 тонны) на месторождении Многовершинное в Николаевском муниципальном районе;

- ООО "Охотская горно-геологическая компания" (3,2 тонны) на месторождениях Хаканджинское и Озерное в Охотском муниципальном районе, месторождении Авлаякан в Аяно-Майском муниципальном районе;

- ООО "Амур Золото" (0,8 тонны) на месторождениях Дар, Тукчи в Аяно-Майском муниципальном районе;

- ООО "Белая Гора" (0,2 тонны) на месторождении Белая Гора в Николаевском муниципальном районе.

Добычу россыпного золота производят 15 предприятий. Среди них наиболее крупные по объемам добычи: открытое акционерное общество (далее - ОАО) старателей "Дальневосточные ресурсы" (1 189,0 килограммов), артель старателей "Восток" (1 023,2 килограмма), ООО "Артель старателей "Ниман" (480,8 килограмма), ООО "Артель старателей "Заря" (351,0 килограмм).

Платина добывается из россыпных месторождений рек Кондер и Уоргалан в Аяно-Майском муниципальном районе ОАО "Артель старателей "Амур". Уровень добычи платины в последние годы держится на уровне 3,5 - 3,8 тонны за исключением 2010 года, когда из-за отсутствия подготовленных к выемке запасов было добыто около 3,0 тонн платины.

Серебро извлекается при переработке руд месторождений Хаканджинское, Многовершинное, Белая Гора, Тукчи и Дар. В 2013 году основной объем серебра (76,9 тонны, или 84,8%) добыт на Хаканджинском месторождении. Показатели по добыче серебра по сравнению с 2009 годом выросли более чем в 1,4 раза.

Благодаря инвестиционной политике, проводимой компанией "Русские Фонды", в крае, единственном регионе России, где продолжается его добыча, стабилизировалось положение дел по добыче олова. В 2013 году ООО "Правоурмийское" добыто 187,0 тонн олова в концентрате, что составляет 143,5 процента к уровню добычи олова 2009 года.

ООО "Правоурмийское" разрабатывает Правоурмийское месторождение в Верхнебуреинском муниципальном районе.

Для поддержки предприятий, осуществляющих добычу цветных металлов, по предложению министерства природных ресурсов Хабаровского края, поддержанному Правительством Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г. налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке 0 процентов при добыче кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа сроком на пять лет.

Производственные мощности действующих предприятий следующие:

1) золотоизвлекательные фабрики: общая производительность - 4 960 тыс. тонн руды в год, в том числе:

- ЗАО "Многовершинное" - 1 200 тыс. тонн в год;

- ООО "Амур Золото": рудник Тас-Юрях (месторождение Тукчи) - 160 тыс. тонн в год;

- ООО "Охотская горно-геологическая компания" - 600 тыс. тонн в год;

- ООО "Ресурсы Албазино" - 1 500 тыс. тонн в год;

- ООО "Белая Гора" - 1 500 тыс. тонн в год;

2) обогатительные фабрики по извлечению цветных металлов:

- ОАО "Оловянная рудная компания" - 300 тыс. тонн в год;

- ООО "Правоурмийское" - 70 тыс. тонн в год;

3) при разработке россыпных месторождений используется:

- землеройная техника (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и др.) - 593 единицы;

- техника, используемая в транспортной и технологической схеме, - 243 единицы (автосамосвалы, скреперы);

- дражный флот - 7 драг: ООО "Артель старателей "Ниман" - 4 единицы, ООО "Артель старателей "Заря" - 3 единицы.

Объем переработки горной массы при разработке россыпных месторождений золота в 2013 году составил 23 037,2 тыс. куб. метров, в том числе:

- вскрыша - 15 664,2 тыс. куб. метров;

- промывка песков - 7 383,0 тыс. куб. метров.

Объем переработки горной массы при разработке месторождения россыпной платины "Кондер" - 17 874,7 тыс. куб. метров, в том числе:

- вскрыша - 12 472,9 тыс. куб. метров;

- промывка песков - 5 401,8 тыс. куб. метров.

Продолжается освоение новых золоторудных месторождений. В 2011 году введен в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат производственной мощностью 1,5 млн. тонн переработки руды в год на месторождении Албазино в муниципальном районе имени Полины Осипенко. В 2013 году переработано 1,5 млн. тонн руды и получено 7 419,3 килограмма золота во флотоконцентрате. В строительство комбината ОАО "Полиметалл Управляющая Компания" инвестировано более 10,0 млрд. рублей.

В 2013 году ОАО "Полиметалл Управляющая Компания" в городе Амурске завершена реализация крупного инвестиционного проекта по строительству гидрометаллургического комбината. В целом в реализацию проекта было вложено 6,0 млрд. рублей. Годовая производительность комбината составляет 225,0 тыс. тонн переработки золотосодержащего концентрата. Конечный товарный продукт - слитки золота в виде сплава Доре. В 2013 году на Амурском гидрометаллургическом комбинате переработано 130,0 тыс. тонн концентрата и выпущено 4,9 тонны необработанного золота (в сплаве Доре).

Впервые в России переработка концентрата производится по высокотехнологичной и экологически безопасной схеме с применением автоклавного окисления, показавшей высокую эффективность на ряде месторождений США и Канады. Преимущества автоклавного выщелачивания заключаются в возможности перерабатывать различные виды сырья, более высоком коэффициенте извлечения золота из концентрата, снижении эксплуатационных расходов, уменьшении воздействия на окружающую среду. При строительстве комбината было использовано оборудование и технологии более 50 поставщиков из 11 стран.

В перспективе Амурский гидрометаллургический комбинат может стать центром (хабом) по извлечению золота из концентратов, полученных при переработке упорных руд с не вовлеченных в эксплуатацию мелких и средних месторождений, расположенных на территории Дальнего Востока с объемом выпуска 13 - 14 тонн золота в год.

ООО "Белая Гора", входящее в структуру международного холдинга "Хайленд Голд Майнинг", завершает строительство горно-обогатительного комбината проектной производственной мощностью 3,0 тонны золота в год на месторождении Белая Гора в Николаевском муниципальном районе. В ходе реализации проекта по освоению месторождения Белая Гора освоены инвестиции в сумме 7,1 млрд. рублей.

Вместе с тем в горнодобывающей отрасли края сложились проблемы, которые не позволяют резко нарастить объемы добычи основных видов полезных ископаемых, влияют на перспективы ее развития.

Прежде всего это низкая степень обеспеченности запасами полезных ископаемых производственных мощностей горнодобывающих предприятий. Так, по россыпному золоту она составляет в среднем 3 - 5 лет, по рудному - 8 - 10 лет. К примеру, по Дальневосточному федеральному округу данные показатели составляют 43 и 9 лет соответственно.

В нераспределенном государственном фонде недр в Хабаровском крае состоит всего 3,0 процента балансовых запасов рудного золота и 39,3 процента россыпного золота, по Дальневосточному федеральному округу - 13,3 и 58,6 процента соответственно.

Острой для отрасли является кадровая проблема. С внедрением в производство современной зарубежной бульдозерной, автомобильной и буровой техники, высокоэффективных обогатительных технологий возросла потребность в высококвалифицированных специалистах. Ежегодная их потребность составляет около 900 человек, замещение идет в основном за счет привлечения иностранной рабочей силы, доля которой составляет 10,0 процентов в общей численности работающих в отрасли.

Отрицательно на развитие горнодобывающей промышленности влияет несовершенство некоторых федеральных законов, нормативных документов.

Решение их требует совместных действий федеральных органов власти, Правительства Хабаровского края и горнодобывающих предприятий. Такое взаимодействие позволит решить организационные, разрешительные и иные вопросы, обеспечивающие наращивание производственных мощностей по добыче и переработке полезных ископаемых, стабилизирует развитие горнодобывающей отрасли края по следующим направлениям:

- совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере недропользования;

- модернизация горнодобывающего комплекса, использование инновационных технологий в сфере добычи и обогащения полезных ископаемых;

- развитие минерально-сырьевой базы драгоценных и цветных металлов на территории края;

- освоение новых месторождений драгоценных металлов;

- дальнейшее развитие горно-обогатительного комбината на месторождении Албазино в условиях отсутствия круглогодичного транспортного сообщения с основными автодорогами края и подключения к стационарным сетям электроснабжения;

- освоение золоторудных месторождений Перевальное, Малютка, Нони, Дяппе, Светлое, Дурмин, оловорудного месторождения Соболиное;

- развитие минерально-сырьевой базы Хаканджинского горно-обогатительного комбината;

- вывод на проектную мощность горно-обогатительного комбината на месторождении Белая Гора;

- наращивание минерально-сырьевой базы ЗАО "Многовершинное"; ООО "Охотская горно-геологическая компания", ООО "Амур Золото";

- стабилизация работы ОАО "Оловянная рудная компания";

- начало строительства ООО "Правоурмийское" новой обогатительной фабрики производительностью 400 тыс. тонн руды в год и хвостохранилища емкостью 4 500 тыс. куб. метров;

- решение острой для горнодобывающей отрасли края проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами.

 

Минерально-сырьевые ресурсы

Минерально-сырьевые ресурсы являются одним из основных конкурентных преимуществ Хабаровского края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине - 50,0 процентов, меди - 50,0 процентов, олову - 20,0 процентов, золоту - 8,0 процентов, углю - 7,5 процента.

В крае разведаны месторождения 34 видов минерального сырья, 24 вида минерального сырья добывается. Важное значение для экономики края в настоящее время имеет добыча драгоценных и цветных металлов, каменного и бурого угля, подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых. На период до 2017 года существенных изменений в структуре добываемых полезных ископаемых на территории края не прогнозируется.

Государственным балансом запасов полезных ископаемых по Хабаровскому краю (далее - Баланс) учитываются 26 месторождений рудного золота с запасами 210,3 тонны. Выявлены и в различной степени изучены более 30 перспективных площадей с прогнозными ресурсами рудного золота более 1,4 тыс. тонн.

Запасы россыпного золота в 355 месторождениях составляют 46,3 тонны. Ресурсный потенциал россыпного золота оценен по 23 рудно-россыпным узлам в количестве 74,9 тонны.

Запасы попутного серебра учтены в 20 золоторудных и полиметаллических месторождениях в объеме 1 998,0 тонн. Значительная часть из них содержится в рудах Хаканджинского золото-серебряного месторождения. После его отработки прогнозируется, что объемы добычи серебра в крае снизятся до уровня 20,0 тонн в год.

Балансом учитываются запасы трех россыпных месторождений платиноидов Кондер, Уоргалан и Моховой, содержащих 37,1 тонны шлиховой платины. Разведанные запасы россыпной платины позволяют сохранить объемы ее добычи на уровне 3,2 - 3,5 тонны в год.

Имеются значительные запасы цветных и редких металлов.

Запасы олова учтены в 12 месторождениях, расположенных в Солнечном и Верхнебуреинском муниципальных районах, в том числе 10 коренных и двух россыпных. Суммарные запасы олова составляют 360,0 тыс. тонн, прогнозные ресурсы - более 500,0 тыс. тонн.

Балансовые запасы меди сосредоточены в 6 комплексных оловорудных месторождениях - Фестивальном, Перевальном, Октябрьском, Придорожном, Соболином, Правоурмийском и составляют 291,0 тыс. тонн. Предварительно оцененные запасы меди на Малмыжском золото-меднопорфировом месторождении, изучение которого продолжается, составляют 0,9 млн. тонн.

Прогнозные ресурсы меди на Малмыжском рудном поле (Нанайский муниципальный район) оценены в 16,6 млн. тонн, в Лантарском и Геранском массивах с проявлениями медно-никелевой минерализации (Аяно-Майский муниципальный район) - в 650,0 тыс. тонн.

Балансовые запасы вольфрама содержатся в рудах Фестивального, Перевального, Октябрьского, Соболиного и Правоурмийского оловорудных месторождений и составляют 27,9 тыс. тонн. Перспективные площади с прогнозными ресурсами вольфрама более 700,0 тыс. тонн выявлены на территории Ванинского, Хабаровского и имени Лазо муниципальных районов.

На территории края учтено 6 месторождений угля, в том числе каменноугольных - Ургальское, Ургал-Солони в Верхнебуреинском муниципальном районе, Худурканское в Аяно-Майском муниципальном районе, и буроугольных - Лианское, Худурканское в Солнечном муниципальном районе, Мареканское в Охотском муниципальном районе.

Балансовые запасы каменного угля составляют около 2,0 млрд. тонн, бурого угля - более 300,0 млн. тонн.

Балансом учтено только одно мелкое месторождение железных руд - Будюрское с запасами 439,0 тыс. тонн, расположенное в Хабаровском муниципальном районе.

На территории Тугуро-Чумиканского муниципального района установлено 6 месторождений железных руд. Наиболее полно изучено Мильканское месторождение. Запасы железной руды по нему составляют 620,0 млн. тонн, прогнозные ресурсы - 3,2 млрд. тонн.

Промышленные месторождения марганцевых руд в крае не установлены. В Удско-Селемджинском рудном районе (Тугуро-Чумиканский муниципальный район) известны Ир-Нимийское месторождение и 23 проявления марганцевых руд. Прогнозные ресурсы марганцевых руд по ним оценены в 79,5 млн. тонн, в том числе ресурсы по Ир-Нимийскому рудному полю - 44,5 млн. тонн.

Проявления марганцевых руд известны также в пределах Ванданского рудного поля (Хабаровский муниципальный район). Ресурсы марганцевых руд по ним составляют 0,3 млн. тонн.

Ресурсы титановых руд сосредоточены в Геранском (Аяно-Майский муниципальный район) и Кэдиминском (муниципальный район имени Лазо) рудных районах и составляют 66,0 млн. тонн.

На территории Николаевского, Ульчского и Комсомольского муниципальных районов края выявлены 5 месторождений и более 20 проявлений алюминиевого сырья алунитового типа с запасами и прогнозными ресурсами глинозема более 1,6 млрд. тонн.

Ресурсы углеводородов в материковой части Хабаровского края и прилегающем шельфе Охотского моря и Татарского пролива оцениваются в 5,0 млрд. тонн условного топлива.

Финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы на территории края осуществляется в основном за счет средств недропользователей и средств федерального бюджета. Общий объем финансирования работ за 2013 год составил 3 685,6 млн. рублей, что в 2,5 раза выше уровня 2009 года. Объемы финансирования геологоразведочных работ из федерального бюджета за этот период выросли в 4 раза с 89,8 до 367,4 млн. рублей. Из внебюджетных источников - с 1 334,7 до 3 254,0 млн. рублей.

Такая тенденция в финансировании геологоразведочных работ наблюдается в целом по Дальневосточному федеральному округу, где общий объем финансирования за данный период увеличился в 2,1 раза с 19,7 до 42,3 млрд. рублей.

Доля средств федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы в Хабаровском крае в общем объеме составляет 10,1 процента. К примеру, по Дальневосточному федеральному округу данный показатель составляет 14,9 процента, в Магаданской области - 14,8 процента, в Республике Саха (Якутия) - 9,8 процента, Чукотском автономном округе - 9,7 процента, Амурской области - 4,9 процента.

 

Общераспространенные полезные ископаемые

Хабаровский край обладает практически неограниченными ресурсами многих видов общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе строительного камня, строительного песка, песчано-гравийного материала, глины и др. Перечень ОПИ Хабаровского края утвержден совместным Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2006 г. N 16-р/68-рп. При необходимости участки недр, содержащие ресурсы вышеуказанных ОПИ, могут быть оценены, разведаны и переведены в разряд месторождений.

Основная часть месторождений ОПИ в Хабаровском крае была выявлена и разведана в 1950 - 1990 годах. Часть этих месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экономическим либо экологическим причинам.

По состоянию на 01 января 2014 г. территориальными балансами ОПИ по Хабаровскому краю учитываются 218 месторождений ОПИ, в том числе: 33 месторождения строительного камня, 4 месторождения облицовочного камня, 30 месторождений глин и суглинков для грубой керамики, 15 месторождений керамзитового сырья, 3 месторождения тугоплавких глин, 32 месторождения песчано-гравийного материала, 15 месторождений строительного песка, 8 месторождений карбонатных пород, 2 месторождения туфа, 1 месторождение диатомитов, 1 месторождение сапропеля и 74 месторождения торфа. Кроме того, учтены запасы дорожно-строительных материалов по 51 притрассовому карьеру.

В промышленное освоение в той или иной степени вовлечено 41 месторождение ОПИ и 15 притрассовых карьеров, 7 месторождений подготавливаются к эксплуатации. Остальные месторождения числятся в нераспределенном фонде недр.

На территории Хабаровского края по состоянию на 01 января 2014 г. действовало 75 лицензий на пользование участками недр в целях геологического изучения, разведки и добычи ОПИ, выданных 49 недропользователям.

К 2013 году на территории края добыча общераспространенных полезных ископаемых составила: камня строительного - 1 782 тыс. куб. метров, песчано-гравийного материала - 2 247 тыс. куб. метров, песка строительного - 319 тыс. куб. метров, сырья для грубой керамики и керамзита - 139 тыс. куб. метров.

Распределение производств по добыче ОПИ и их переработки в Хабаровском крае крайне неравномерно. По итогам 2013 года в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе добыто 2 073 тыс. куб. метров, или 92,0 процента от общего объема добычи песчано-гравийного материала, 270 тыс. куб. метров, или 84,0 процента от общего объема добычи песка в крае, 1 468 тыс. куб. метров, или 82,0 процента - строительного камня, 69 тыс. куб. метров, или 53,0 процента - кирпичных и керамзитовых глин.

В остальных районах сосредоточена небольшая по объему добыча песка строительного, песчано-гравийного материала, глины кирпичной, строительного камня, туфов и др. Незначительная часть производства щебня, песчано-гравийной смеси, строительного песка приходится на дорожно-строительные организации.

Обеспеченность балансовыми запасами основных видов ОПИ действующих производственных мощностей составляет несколько сотен лет.

В настоящее время в деятельности предприятий Хабаровского края, добывающих и перерабатывающих ОПИ, выявляются следующие проблемные аспекты:

1) невысокая производительность большинства предприятий и малые объемы выпускаемой продукции. Объемы добычи легкоплавких глин и суглинков для производства керамического кирпича по сравнению с 2005 годом сократились более чем в два раза, вулканического туфа - в три раза. Легкоплавкие глины для керамзита добываются в незначительных объемах. Причина - спад промышленного и гражданского строительства, снижение спроса на строительные материалы;

2) технологическая отсталость и финансовая неустойчивость предприятий по добыче и переработке ОПИ, обусловленная использованием морально устаревших технологических схем и процессов производства, за исключением единичных организаций;

3) нарастающая тенденция зависимости предприятий строительной индустрии Хабаровского края от поставок отдельных видов строительных материалов из других регионов России и КНР. Предприятия стройиндустрии ввозят цемент, кирпич и ряд других строительных материалов. Вместе с тем потенциальные возможности собственной минерально-сырьевой базы позволяют сократить зависимость от внешних поставок цемента и кирпича как обыкновенного, так и лицевого;

4) значительная удаленность объектов недропользования от объектов строительства. В большинстве районов Хабаровского края, где намечается реализация крупных инфраструктурных проектов, отсутствуют подготовленные для использования строительными и автодорожными предприятиями месторождения строительного камня, строительного песка и песчано-гравийных смесей;

5) недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании недрами. За прошедшие годы ситуация на отдельных объектах недропользования значительно изменилась и они стали недоступны для отработки из-за застройки территории, по иным причинам.

Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, планируется к реализации ряд инвестиционных проектов, предусматривающих использование значительных объемов ОПИ и продуктов их переработки.

К ним относятся:

- строительство автомобильных дорог: "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре", "Селихино - Николаевск-на-Амуре", "Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын"; "Аян - Нелькан - Югоренок";

- строительство объектов портовой особой экономической зоны "Советская Гавань";

- строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан";

- реализация стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года.

Развитие строительного комплекса в ближайшее годы может привести к дефициту ОПИ. Реальный дефицит кирпича, строительных песков, гравийно-песчаных материалов и щебня ощущается уже сегодня.

В настоящее время актуален вопрос по созданию сырьевой базы в притрассовых зонах строительства дорог. В связи с реализацией проектов по строительству автомобильных дорог возрастает спрос на строительные камни, песчано-гравийные смеси (инертные наполнители в бетоны, асфальтобетоны), составляющие дорожную одежду и основания для дорог.

Создание сырьевой базы в притрассовых зонах автомобильных дорог позволит сэкономить транспортные расходы на доставку сырья и обеспечить кратчайшие сроки при их строительстве.

 

2. Цель и задачи Программы

 

Одной из основных целей Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, является формирование на территории края конкурентоспособного в контексте инновационной стратегии развития российской экономики хозяйственного комплекса, включающего в себя горнодобывающий сектор, который в свою очередь станет в предстоящей перспективе фундаментом динамичного и комплексного развития отдаленных территорий края, обеспечит воспроизводство минерально-сырьевой базы на действующих и проектируемых горнодобывающих предприятиях.

Формирование инновационного сценария развития Хабаровского края в 2015 - 2017 годах базируется наряду с другими на следующих структурных приоритетах и решениях в горнодобывающей промышленности:

- на повышении эффективности и устойчивости отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы края путем вовлечения в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых;

- на привлечении инвестиций в основной капитал и модернизацию действующих горнодобывающих производств;

- на диверсификации индустриального комплекса края путем проведения регулярных аукционов на право пользования участками недр местного значения, что позволит организовать современные перерабатывающие производства на базе использования местного минерального сырья.

В число безусловных приоритетов политики Правительства края входит создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье. Ведущее место здесь принадлежит предприятиям, добывающим драгоценные металлы.

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп "Об основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов" основными направлениями деятельности Правительства края по развитию цветной металлургии являются обеспечение реализации инвестиционных проектов по строительству и вводу в эксплуатацию горнодобывающих комплексов на золоторудных и оловорудных месторождениях, проведения реконструкции и модернизации действующих горнодобывающих предприятий, работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы края.

Сдерживает развитие отрасли истощение минерально-сырьевой базы россыпного золота, слабая обеспеченность горнодобывающих предприятий активными запасами рудного золота, изношенность горнодобывающего и обогатительного оборудования предприятий, ведущих добычу олова и меди в крае, и, как следствие, высокий уровень затрат на их производство.

Правительство края продолжит политику оказания предприятиям содействия по вводу в эксплуатацию новых месторождений, внедрению прогрессивных методов и технологических решений, обновлению основных фондов, техническому перевооружению.

Реализация инвестиционных проектов по строительству горно-обогатительных комплексов на золоторудных месторождениях Перевальное и Малютка в Аяно-Майском муниципальном районе, Белая Гора в Николаевском муниципальном районе, Светлое в Охотском муниципальном районе, Дяппе в Ульчском муниципальном районе, Нони в Верхнебуреинском муниципальном районе позволит компенсировать объемы добычи золота на отработанных месторождениях, увеличить объемы переработки руды и извлечения металла.

Гидрометаллургический комбинат, построенный в г. Амурске, после увеличения мощности сможет перерабатывать золоторудные концентраты не только из месторождений Хабаровского края, а также месторождений из других регионов Дальнего Востока.

Целью Программы является обеспечение устойчивого развития горнодобывающей промышленности края за счет эффективного освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Для достижения цели Программы предусмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на:

- воспроизводство минерально-сырьевой базы на действующих и проектируемых горнодобывающих предприятиях;

- вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, строительство и модернизация действующих горнодобывающих производств;

- оценка состояния и развитие минерально-сырьевой базы ОПИ в Хабаровском крае.

Перспективы развития горнодобывающего комплекса края на период до 2017 года связаны в первую очередь с увеличением добычи рудного золота, олова и меди.

В результате комплексного подхода, в том числе путем межведомственного взаимодействия, будет обеспечен ряд положительных экономических и социальных эффектов, выражающихся в приросте запасов полезных ископаемых, за счет освоения новых месторождений, во внедрении современных технологий, вовлечении в переработку отходов обогатительного производства (хвостохранилищ) и техногенных образований горнодобывающих предприятий, в увеличении доходной части бюджета края и росте благосостояния работающих в горнодобывающей отрасли и смежных отраслях.

 

3. Ожидаемые конечные результаты и целевые показатели

(индикаторы) реализации Программы

 

Реализация мероприятий Программы позволит:

- ввести в промышленную эксплуатацию 6 золоторудных месторождений;

- увеличить к 2017 году объем добычи золота в крае до 21,3 тонны в год;

- построить современный горно-обогатительный комбинат на Правоурмийском оловорудном месторождении;

- увеличить к 2017 году объем добычи олова в концентрате до 800 тонн в год;

- привлечь дополнительные инвестиции в объеме более 20,0 млрд. рублей в развитие минерально-сырьевого комплекса Хабаровского края;

- обеспечить прирост прогнозных ресурсов и балансовых запасов полезных ископаемых на территории края;

- повысить обеспеченность горнодобывающих предприятий разведанными запасами рудного золота и сопутствующих компонентов;

- получить данные об обеспеченности ОПИ действующих предприятий строительной индустрии;

- определить современное состояние запасов ОПИ, находящихся в месторождениях нераспределенного фонда недр;

- подготовить участки недр, содержащие наиболее востребованные ОПИ к предоставлению их в пользование на аукционной основе.

К основным ожидаемым результатам от реализации Программы, отражающим социальные и экономические выгоды края, относятся:

- обеспечение поступательного развития горнодобывающей промышленности в крае;

- увеличение поступления налогов и платежей в бюджет края до 3 597,4 млн. рублей в 2017 году;

- создание около 2 тыс. новых рабочих мест в результате реализации 6 сопровождаемых инвестиционных проектов;

- повышение благосостояния работающих в предприятиях горнодобывающей промышленности;

- развития строительной индустрии в области, потребляющей ОПИ и продукцию их переработки.

Для оценки эффективности реализации Программы планируется использовать следующие целевые показатели (индикаторы).

Показатели (индикаторы) Программы "Объем добычи золота", "Объем добычи платины", "Объем добычи олова", "Создание новых рабочих мест", "Количество введенных в эксплуатацию месторождений рудного золота", "Объем инвестиций в основной капитал", "Индекс промышленного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых, кроме ТЭПИ", "Индекс производительности труда", "Количество сопровождаемых инвестиционных проектов", "Объем налоговых поступлений в бюджет края", "Количество участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю", "Количество аукционов на право пользования участками недр местного значения" количественно характеризуют ход ее реализации, решение задач и достижение цели Программы.

Показатели (индикаторы) Программы "Объем добычи золота", "Объем добычи платины", "Объем добычи олова" определяются ежегодно территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю по отчетам предприятий отрасли согласно статистической форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг".

Показатель (индикатор) Программы "Количество введенных в эксплуатацию месторождений рудного золота" рассчитывается ежегодно ответственным исполнителем на основании отчетов предприятий отрасли, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы.

Показатель (индикатор) Программы "Объем инвестиций в основной капитал" рассчитывается ежегодно ответственным исполнителем на основании отчетов предприятий отрасли, представляемых по запросу ответственного исполнителя, а также определяется ежегодно территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю по отчетам предприятий отрасли согласно статистическому бюллетеню "Инвестиции в основной капитал в Хабаровском крае".

Показатель (индикатор) Программы "Индекс промышленного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых, кроме ТЭПИ" рассчитывается ежегодно ответственным исполнителем на основании отчетов предприятий отрасли, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы, а также определяется ежегодно территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю по отчетам предприятий отрасли согласно дополнительной информации "Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности по полному кругу организаций производителей".

Показатель (индикатор) Программы "Индекс производительности труда" рассчитывается ежегодно ответственным исполнителем исходя из объемов переработанной горной массы и объема вскрышных работ, соотнесенных к количеству человек, занятых в отрасли, на основании отчетов предприятий, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы.

Показатель (индикатор) Программы "Количество сопровождаемых инвестиционных проектов" рассчитывается ежегодно ответственным исполнителем на основании решения инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края, отчетов предприятий, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы.

Показатели (индикаторы) Программы "Создание новых рабочих мест", "Количество эксплуатируемых месторождений рудного золота", "Объем налоговых поступлений в бюджет края" рассчитываются ежегодно ответственным исполнителем на основании отчетов предприятий, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы.

Показатели (индикаторы) Программы "Количество участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю", "Количество аукционов на право пользования участками недр местного значения" рассчитываются на основании данных, сбор которых осуществляет ответственный исполнитель Программы самостоятельно.

Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой планируемых значений по годам приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.

 

4. Перечень и описание мероприятий Программы

 

В Программу включены мероприятия, направленные на:

1) совершенствование государственной координации и правового регулирования.

В результате их реализации ожидается снижение административных барьеров в области недропользования, повышение инвестиционной привлекательности объектов, связанных с использованием минерально-сырьевых ресурсов, обеспечение потребностей предприятий отрасли рабочими и специалистами в необходимом количестве и соответствующей квалификации;

2) проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В результате их реализации будут:

- оценены перспективы южного и восточного флангов Албазинского рудного поля, Херпучинской площади, Чогарской площади, Болоньской площади, Чульбатканской площади, Верхне-Удской площади, участка Корейский, Делькенского рудного поля, южной части Бекчи-Улского рудно-россыпного узла, Вьюнского рудно-россыпного узла, Пони-Мулинского рудно-россыпного узла на выявление промышленных месторождений золота. Кабачинско-Полянкинской площади на выявление промышленного золотого оруденения даны рекомендации о необходимости постановки разведочных работ на перспективных участках;

- оценены перспективы Кетавской площади, Саласинской площади, Шелеховской площади на выявление месторождений рудного золота и серебра;

- оценены перспективы Тырской площади на выявление месторождений рудного золота и меди;

- оценены перспективы Среднетемгинской площади, Анаджаканской площади на выявление месторождений рудного золота, меди и серебра;

- оценены перспективы Ясмальской, Кантагарской площадей на выявление месторождений рудного золота, меди и молибдена;

- определены масштабы золото-меднопорфирового оруденения на Малмыжском рудном поле и участке Северный Малмыж с выделением перспективных участков для постановки разведочных работ;

- оценены перспективы Уджакинского рудного поля на выявление промышленных месторождений олова;

- оценены перспективы Алгаминского рудопроявления на выявление промышленных месторождений циркония;

- оценены перспективы Янизаванской площади на выявление месторождений вольфрама и сопутствующих компонентов;

- оценены перспективы Коврижненской, Сулукской площадей на выявление месторождений меди, молибдена и сопутствующих компонентов;

- оценены перспективы Хвощевой площади на выявление месторождений меди, молибдена, вольфрама и сопутствующих компонентов;

- оценены запасы олова и сопутствующих компонентов хвостохранилища центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината;

- оценены перспективы Хунгарийского месторождения на выявление промышленных запасов бурого угля;

- завершены разведочные работы на рудопроявлении Мевачан;

- разведаны рудные тела на флангах золоторудного месторождения Белая Гора и западном фланге золоторудного месторождения Многовершинное (в случае их выявления);

- разведаны и подготовлены для промышленного освоения золоторудные месторождения Нони в Верхнебуреинском муниципальном районе, Светлое в Охотском муниципальном районе, Дяппе в Ульчском муниципальном районе;

- доразведано и подготовлено для эксплуатации оловорудное месторождение Соболиное в Солнечном муниципальном районе;

- составлены комплекты государственных геологических карт масштаба 1:200 000, оценен ресурсный потенциал изученных территорий на золото, серебро, платиноиды, медь и другие полезные ископаемые, локализованы объекты и площади для последующей постановки поисково-оценочных работ;

3) строительство и ввод в эксплуатацию горнодобывающих комплексов.

В результате реализации мероприятия будут:

- построены и введены в эксплуатацию горно-обогатительные комбинаты на золоторудных месторождениях Белая Гора, Нони;

- построены и введены в эксплуатацию горно-обогатительные комплексы на золоторудных месторождениях Перевальное, Светлое, Малютка, Дяппе;

- подготовлены технические проекты разработки Кутынского золоторудного месторождения, золото-серебряного месторождения Дурминское и оловорудного месторождения Соболиное;

4) реконструкцию и модернизацию действующих горнодобывающих предприятий, строительство объектов инфраструктуры.

В результате реализации мероприятия будет построен и введен в эксплуатацию новый горно-обогатительный комбинат на Правоурмийском оловорудном месторождении;

5) оценку состояния и развитие минерально-сырьевой базы ОПИ по Хабаровскому краю.

В результате реализации мероприятия будут:

- составлены ежегодные сводные отчетные балансы запасов ОПИ по Хабаровскому краю;

- сформирован перечень участков недр местного значения, содержащих ОПИ;

- подготовлены и проведены аукционы на право пользования участками недр местного значения;

6) реализацию мероприятий социального характера.

В результате реализации мероприятий:

- будет проведен анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на горнодобывающих предприятиях края;

- будут внесены предложения, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли "Добыча полезных ископаемых";

7) снижение негативных последствий программных решений.

В результате реализации мероприятий:

1) на стадии проектирования каждого конкретного инвестиционного проекта, планируемого к реализации в рамках Программы, будет определено состояние окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной деятельностью в результате ее реализации;

2) в соответствии с существующим природоохранным законодательством все проекты на строительство и эксплуатацию горнодобывающих предприятий проходят (будут проходить) государственную экологическую экспертизу, которая включает в себя как оценку воздействия на окружающую среду в период строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий, так и разработку мероприятий по охране окружающей среды;

3) будут разработаны мероприятия по технической и биологической рекультивации земель, нарушаемых при проведении горных работ и строительстве предприятий.

План основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и целевых показателях (индикаторах) приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

 

5. Оценка эффективности реализации Программы

 

Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается на основе степени достижения цели и решения задач Программы путем сопоставления достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) Программы запланированным значениям целевых показателей (индикаторов), содержащихся в приложении N 1 к настоящей Программе, по формуле:

 

 

где:

 - степень достижения целевого показателя (индикатора);

Ф - фактическое значение целевого показателя (индикатора);

П - плановое значение целевого показателя (индикатора).

Оценка степени достижения цели и решения задач Программы в целом осуществляется на основании следующей формулы:

 


 

где:

ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;

к - количество показателей (индикаторов) Программы;

Ф - фактическое значение показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период;

П - планируемое значение достижения показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период.

Результаты оценки эффективности реализации Программы служат основанием для принятия управленческих решений по корректировке поставленных задач и проводимых мероприятий.

Оценка эффективности реализации Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя Программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы.

Программа считается эффективной при достижении следующего значения показателя: 0,8 <= ДИ <= 1,0.

Оценка эффективности Программы производится ежегодно, а также по итогам завершения реализации Программы.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Комплексной региональной программе

"Развитие горнодобывающей промышленности

в Хабаровском крае на период до 2017 года"

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)

КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА"

 

N п/п

Целевой показатель

Единица измерения

Источник информации

Ожидаемое значение показателя за 2014 год

Планируемое значение показателя по годам

2015

2016

2017

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Объем добычи золота

тонн

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

20,38

20,48

20,80

21,33

2.

Объем добычи платины

- " -

- " -

2,40

3,00

3,33

3,50

3.

Объем добычи олова

- " -

- " -

300

450

500

800

4.

Создание новых рабочих мест

человек

министерство природных ресурсов края

200

-

615

1 368

5.

Количество введенных в эксплуатацию месторождений рудного золота

единиц

- " -

-

-

2

4

6.

Объем инвестиций в основной капитал

млн. рублей

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

4 523

3 845

8 780

7 386

7.

Индекс промышленного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых, кроме ТЭПИ"

процентов

- " -

93,2

102,7

103,5

104,3

8.

Индекс производительности труда

тыс. куб. метров/человек

министерство природных ресурсов края

7,5

7,8

8,1

8,5

9.

Количество сопровождаемых инвестиционных проектов

проектов

- " -

2

2

4

6

10.

Объем налоговых поступлений в бюджет края

млн. рублей

- " -

3 443,6

3 102,4

3 508,9

3 597,4

11.

Количество участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю

единиц

- " -

138

158

183

218

12.

Количество аукционов на право пользования участками недр местного значения

- " -

- " -

9

10

12

14


Информация по документу
Читайте также