Расширенный поиск

Решение городской Думы г. Хабаровска от 17.04.2007 № 419

 

                      ХАБАРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА                      


                               РЕШЕНИЕ


                                № 419                                

17 апреля 2007 г.                                          г.Хабаровск


         О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "ЗДОРОВЬЕ",          
      "ОБРАЗОВАНИЕ" И "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ       
       РОССИИ" В ГОРОДЕ ХАБАРОВСКЕ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В       
                              2007 ГОДУ                               


     Реализуя задачи национальных проектов  в  соответствии  с  Указом
Президента   Российской   Федерации,  учитывая  социальную  значимость
приоритетных    национальных    проектов    в    сфере    образования,
здравоохранения,   доступного  жилищного  строительства,  заслушав  на
заседании   Хабаровской   городской   Думы    информацию    управления
здравоохранения,  образования, департамента архитектуры, строительства
и землепользования, Хабаровская городская Дума решила:
     1.   Информацию    управлений    здравоохранения,    образования,
департамента  архитектуры,  строительства  и  землепользования "О ходе
реализации  в  городском   округе   "Город   Хабаровск"   приоритетных
национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, доступного
жилищного строительства в 2006 году  и  задачах  на  2007"  принять  к
сведению (приложения 1, 2, 3).
     2.   Управлениям   образования,   здравоохранения,   департаменту
архитектуры,  строительства  и  землепользования обеспечить выполнение
основных направлений национальных проектов в области  здравоохранения,
образования,  жилищного  строительства на территории городского округа
"Город  Хабаровск"  в  2007  году.  Информацию   о   ходе   реализации
национальных  проектов  предоставлять  в  Хабаровскую  городскую  Думу
ежеквартально.
     3. Рассмотреть  вопрос  "О  результатах  реализации  в  городском
округе   "Город   Хабаровск"   приоритетных  направлений  национальных
проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства
в 2007 году в IV квартале 2007 года.
     4. Решение вступает в силу со дня его подписания.
     5. Опубликовать решение в газете "Хабаровские вести".
     6.  Контроль  за  исполнением  решения  возложить  на  постоянный
комитет  по  социальным вопросам Хабаровской городской Думы (Гаврилова
А.А.).


                                           Председатель городской Думы
                                                            С.Н.Савков



                                                          Приложение 1
                                                             к решению
                                            Хабаровской городской Думы
                                            от 17 апреля 2007 г. N 419

                              ИНФОРМАЦИЯ                              
            О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ"             
                     НА ТЕРРИТОРИИ Г. ХАБАРОВСКА                      

     В соответствии с Указом Президента РФ муниципальными учреждениями
здравоохранения   с   января   2006   года  осуществлялась  реализация
национального проекта "Здоровье" по семи направлениям.
     1. Выплаты участковой службе за выполнение дополнительных объемов
работы    (вакцинация,    диспансеризация,    льготное   лекарственное
обеспечение) и выплаты медперсоналу ССМП.
     2. Диспансеризация работающего населения в возрасте от 35  до  55
лет и работающих на предприятиях с профвредностью.
     3.  Дополнительная  вакцинация  населения  (против  гепатита   B,
краснухи, полиомиелита и гриппа).
     4.   Оснащение   диагностическим   оборудованием   поликлиник   и
санитарным транспортом службы скорой медицинской помощи.
     5. Родовые сертификаты.
     6.  Выявление  врожденной  патологии  у  новорожденных  детей   в
роддомах.
     7. Раннее выявление и профилактика ВИЧ-СПИД.
     В  соответствии  с  задачами  национального  проекта   в   городе
Хабаровске     проведены     следующие     мероприятия:    управлением
здравоохранения издано 18  организационных  приказов  и  распоряжений,
подготовлено    5    постановлений   мэра   города,   в   министерство
здравоохранения Хабаровского края направлены заявки на  дополнительные
выплаты  участковой  службе,  ССМП,  на  оборудование,  на  санитарный
транспорт, на вакцину. С января  организован  еженедельный  мониторинг
выполнения  мероприятий  национальной  программы  "Здоровье"  по  всем
направлениям.
     Ежемесячно по  выполнению  национального  проекта  в  вышестоящие
инстанции  направляется  по  10  статистических  отчетов,  по запросам
краевой    и    районных    прокуратур    города    подготовлено    30
информационно-аналитических  справок  по  всем  направлениям проекта и
информации о выполнении предписаний по итогам проведенных проверок.
     Для  решения  вопроса   об   участии   в   национальном   проекте
ведомственных  и федеральных учреждений, обслуживающих территориальное
население, администрацией города подписано соглашение о  размещении  в
данных    учреждениях    муниципального    заказа    на   обслуживание
прикрепленного населения, для  чего  из  муниципального  бюджета  было
выделено 4,9 млн. руб.
     В управлении здравоохранения еженедельно проводятся  совещания  с
участием   руководителей  медицинских  учреждений,  фондов  ОМС,  ФСС,
санитарной службы по результатам мониторинга  и  оперативному  решению
организационных вопросов.
     Всего на выполнение задач  национального  проекта  "Здоровье"  из
федерального  бюджета  поступило  1719  млн.  рублей,  в  том числе на
дополнительные выплаты участковой службе - 65,7 млн. руб.,  работникам
ССМП  -  12,3 млн. руб., родовые сертификаты - 34,9 млн. руб., доплаты
за оказание первичной медицинской помощи населению - 14,5  млн.  руб.,
оборудование на сумму 56,6 млн. руб.
     Выплаты  участковой  службе  (346   участковых   врачей   и   293
медицинских  сестры)  за  дополнительные  объемы  работ осуществляются
через ФОМС и составляют участковым врачам по 10 тыс. руб.,  участковым
медсестрам  по  5  тысяч  рублей.  Для  проведения выплат все лечебные
учреждения заключили дополнительный договор с ФОМС и договоры со всеми
участковыми   врачами.  Средняя  заработная  плата  участковых  врачей
возросла с 6,2 тыс. руб. до 19,3 тыс. руб., у медицинских сестер  -  с
4,2 тыс. руб. до 11,7 тыс. руб.
     В  результате  повышения  заработной  платы  в  первичное   звено
трудоустроилось  88  участковых  врачей  и  109  участковых медсестер.
Укомплектованность врачами возросла с 64% до 88,1%, медицинских сестер
- с 30% до 60,3%.
     Дополнительной диспансеризацией в 2006 году  охвачено  15,4  тыс.
человек  от  35  до  55  лет, работающих в бюджетной сфере, и 5,4 тыс.
человек, работающих на предприятиях с вредными условиями труда.
     Дополнительная диспансеризация включает в  себя  осмотр  5  узких
специалистов  (невролог,  гинеколог,  уролог,  хирург, эндокринолог) и
выполнение  5  диагностических  процедур  с   последующей   выработкой
программы   наблюдения   и   лечения.  Для  проведения  дополнительной
диспансеризации   сформирован   реестр   предприятий,    прикрепленных
территориально к поликлиникам города с учетом половозрастной структуры
работающих.
     За каждый законченный случай диспансеризации поликлиники получили
500,0   рублей   (профвредники   -  535  руб.).  Всего  за  проведение
дополнительной   диспансеризации   бюджетников   и    работающих    на
предприятиях  с  вредными  условиями  труда  поликлиники дополнительно
заработали 9,2 млн. рублей, из  которых  91,6%  направлено  на  оплату
труда  специалистов,  участвующих  в  диспансеризации,  а  8,4%  -  на
приобретение  реактивов  и   изделий   медицинского   назначения   для
проведения диспансеризации.
     В  ходе  диспансеризации   у   83%   осмотренных   лиц   выявлены
заболевания,     в     структуре     которых    превалируют    болезни
сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертония), болезни глаз со
снижением  зрения,  болезни  суставов.  Определенную  долю в структуре
выявленной патологии занимают онкологические заболевания, что позволит
провести  их  лечение на ранних стадиях и избежать тяжелых осложнений,
сохранить трудоспособность.
     В  рамках  реализации  национального  проекта  в  полном   объеме
проведены мероприятия по дополнительной вакцинации населения: прививки
против гепатита B получили 57,3 тыс.  детского  населения;  73,7  тыс.
человек  привиты  против  гриппа;  17,8  тыс.  детей получили прививки
против  краснухи;  1,7   тыс.   ослабленных   детей   привиты   против
полиомиелита инактивированной вакциной.
     В течение 2006 года в  муниципальные  учреждения  здравоохранения
осуществлялись   поставки   медицинского  оборудования  и  санитарного
транспорта для ССМП. Всего получено 71 ед.  медицинского  оборудования
(19   ед.   УЗИ,   9   рентгенаппаратов,  6  комплектов  лабораторного
оборудования, 18 ед. эндоскопического оборудования, 19 - ЭКГ) на общую
сумму  47 млн. руб. и 16 ед. санитарного транспорта на общую сумму 9,5
млн. руб.
     Для приемки поступившего оборудования  за  счет  средств  бюджета
отрасли  проведен  ремонт  8 рентген. кабинетов на сумму 4,5 млн. руб.
Общая   стоимость   поступившего   рентгенологического    оборудования
составила 20,8 млн. рублей.
     В 2006 году по родовым  сертификатам  учреждения  родовспоможения
получили  34,9  млн.  рублей.  Из них на зарплату направлено 16,1 млн.
рублей, что позволило увеличить заработную плату врачам гинекологам на
2,9  тыс. руб. (средняя зарплата врачей возросла до 14,1 тыс. руб.), и
18,8 млн. рублей направлено на приобретение оборудования для  роддомов
и женских консультаций.
     В   родильных   домах   города   проведено   обследование    6125
новорожденных  по  раннему  выявлению  у них врожденных заболеваний. В
результате обследования патологии у детей не выявлено.
     Реализация национального проекта "Здоровье"  в  2007  году  будет
продолжена.  Ожидается поступление 34 ед. медицинского оборудования на
сумму  37,2  млн.  руб.  (потребность  59,8  млн.  руб.),  15   единиц
санитарного транспорта для скорой медицинской помощи. Будут продолжены
профилактические  мероприятия  по   диспансеризации   всех   категорий
работающего    населения,   вакцинации,   родовым   сертификатам,   по
профилактике СПИД. Кроме  этого,  на  уровне  Государственной  Думы  и
Правительства    Российской    Федерации    рассмотрены    вопросы   о
дополнительных  выплатах  в  2007   году   детским   поликлиникам   за
дополнительные  медицинские  услуги  и  повышение качества медицинской
помощи  детям  первого  года  жизни,  повышении  выплат   по   родовым
сертификатам до 7 тыс. роддомам и 3 тыс. женским консультациям.
     Принимаемые  на  уровне  Правительства  РФ  дополнительные   меры
направлены  на  повышение  доступности  и качества медицинской помощи,
сохранение здоровья населения, снижение заболеваемости и смертности.
     Вместе  с  тем  при  реализации  национального  проекта   имеются
проблемы.
     1. В принятых Правительством РФ нормативных  документах  на  2007
год  нет  механизма  доплат участковой службе ведомственных учреждений
(поликлиники ст.  Хабаровск-2  и  поликлиники  водников),  оказывающих
первичную  медицинскую помощь территориально прикрепленному населению.
Это может привести к отказу  данных  лечебных  учреждений  работать  с
населением  города,  так  как  доплаты  в  2007  г.  участковая служба
ведомственных поликлиник уже не получает.
     2. Отсутствует механизм доплат специалистам участковой службы  за
совмещение  на  период  отпуска, болезни и учебы специалистов, а также
при совмещении на другом участке в связи с его  неукомлпектованностью.
Это  приводит к массовому отказу от совместительства и оттоку среднего
управленческого звена. Заведующие отделениями, имея среднюю зарплату 8
- 10 тысяч рублей, не получают доплату за совмещение на участке.
     3. Не решен вопрос по начислению отпускных  с  учетом  доплат  по
национальному      проекту,     что     противоречит     существующему
законодательству.
     4. Не подтверждены лимиты на оборудование, которое поступит в ЛПУ
в  2007  году,  что затрудняет планирование подготовительных ремонтных
работ для  монтажа  оборудования,  что  является  одним  из  важнейших
условий для проведения поставок оборудования.
     5. На уровне федеральных органов здравоохранения  не  разработаны
нормативные документы по реализации национального проекта в 2007 году,
в том числе по проведению диспансеризации.
     6. На уровне МЗХК не утверждены плановые задания и  лимит  вакцин
на  проведение вакцинации населения в 2007 году в рамках национального
проекта "Здоровье",  не  представлен  согласованный  реестр  бюджетных
учреждений для проведения дополнительной диспансеризации населения.
     7. Не утвержден Порядок проведения дополнительной диспансеризации
работников бюджетной сферы.


                                                          Приложение 2
                                                             к решению
                                            Хабаровской городской Думы
                                            от 17 апреля 2007 г. N 419

                              ИНФОРМАЦИЯ                              
           О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"           
                     НА ТЕРРИТОРИИ Г. ХАБАРОВСКА                      

     Приоритетный национальный проект в сфере образования, объявленный
Президентом  РФ В.В.Путиным, представляет собой инновационный подход к
достижению обеспечения доступности качественного образования для  всех
граждан России.
     Мы в этом убеждаемся, видя постоянный интерес к проекту  на  всех
уровнях  власти  и  местного  самоуправления  и,  что  особо  важно, -
населения.  Национальный  проект  является   базовым   и   масштабным,
поскольку   результаты   его  реализации  выходят  далеко  за  пределы
отраслевых интересов и охватывают все сферы жизни общества.
     В соответствии с  федеральными  документами  национальный  проект
"Образование" в Хабаровске направлен на:
     -  стимулирование  общеобразовательных   учреждений,   внедряющих
инновационные образовательные программы,
     - поощрение лучших учителей,
     - дополнительное вознаграждение за выполнение  функций  классного
руководителя,
     - государственную поддержку талантливой молодежи,
     -  оснащение  школ  учебными,   учебно-наглядными   пособиями   и
оборудованием,
     - информатизацию образования.
     В  2006  году  9  общеобразовательных  школ  города  в  числе  28
учреждений  края,  ставших  лауреатами  грантов национального проекта,
получили государственную поддержку по 1 млн. рублей.
     Лицей информационных технологий, признанный лидер образовательных
учреждений  города,  подтвердил  свой  статус:  стал первым в рейтинге
общеобразовательных учреждений края.
     Расходование полученной государственной поддержки  осуществлялось
в  соответствии  с  программами  развития  учреждений,  благодаря чему
значительно улучшилась их материально-техническая база:
     приобретены   компьютерная   и   офисная   техника,    теле-    и
радиоаппаратура,  учебно-наглядные пособия, оборудование для кабинетов
физики,   химии,    биологии.    Школьные    библиотеки    пополнились
учебно-методической    и   художественной   литературой,   оборудованы
читальные залы.
     Современный  многофункциональный   лингафонный   центр   получила
гимназия  N 5. Кадетская школа N 1 приобрела оборудование для кабинета
основ безопасности жизнедеятельности.
     Кроме того, 36  педагогических  работников  получили  возможность
повысить  свою  квалификацию на курсах повышения в центральных городах
России.
     Победителями конкурса на денежное поощрение лучших учителей стали
28  педагогов  школ города из девяноста двух в крае. Денежные премии в
размере 100 тысяч рублей победители получили ко Дню учителя.
     Выдвижение школ и лучших учителей на конкурс проводилось советами
общеобразовательных  учреждений,  попечительскими  советами  и другими
органами государственного общественного  управления.  Претендентов  на
получение  гранта  было  в  полтора  раза  больше,  чем  предусмотрено
отведенной нашему городу квотой. Следует  отметить,  что  опыт  лучших
учреждений  и учителей обобщен и стал достоянием не только хабаровских
педагогов, но и России.
     Особое внимание в проекте уделено классному руководителю. Как  бы
ни  говорили  о  важности  роли  классного  руководителя  в воспитании
школьников, оплата труда была такова, что позволяла многим  формально,
на    уровне    оформления   классных   документов,   исполнять   свои
функциональные обязанности. А ведь от классного руководителя во многом
зависит уровень воспитательной работы в школах.
     Сегодня 2113 классных руководителей ежемесячно получают доплату в
размере  1000  рублей.  В  2006  году  было выплачено 37 млн. 700 тыс.
рублей, что составило более 30% от средств, выделенных для края.
     Такая поддержка стимулирует классного  руководителя  к  повышению
эффективности  своей  работы  и  самообразованию.  Сегодня  более  80%
педагогов стремятся к формированию воспитательных систем, где  главным
является  создание условий для совершенствования каждого воспитанника,
его адаптации в окружающем мире.
     По направлению "Государственная поддержка  талантливой  молодежи"
из  23  школьников  края  10  учащихся  школ города награждены премией
Президента РФ в размере 30 и 60 тысяч рублей.
     Участие в данном направлении способствовало развитию олимпиадного
движения.   Так,  уже  в  2007  году  в  краевом  этапе  Всероссийской
олимпиады участвовали 119 учащихся школ города, что на 34% больше, чем
в предыдущем учебном году.
     Анализ итогов олимпиад показал, что учащиеся  школ  города  имеют
явное   преимущество  над  учащимися  из  других  территорий  края  по
литературе,  русскому,  английскому   языкам,   экологии,   географии,
экономике,  математике.  В  рейтинге  муниципальных  образований город
Хабаровск в 2007 году  занял  1  место  по  количеству  победителей  и
участников,    награжденных   дипломами   и   грамотами   министерства
образования Хабаровского края - 82%.
     В  рамках  реализации  национального  проекта  в   школы   города
поступило  оборудование для 4 кабинетов химии, 5 кабинетов географии и
3 интерактивные доски на общую сумму 3  млн.  6  тыс.  рублей.  В  1-м
квартале 2007 года поступит оборудование для 3-х кабинетов биологии на
1 млн. 222 тыс. рублей.
     По  направлению  "Информатизация  образования"  в  2006  году  29
образовательных  учреждений  города  подключены  к  сети  Интернет.  В
настоящее время все общеобразовательные учреждения обеспечены учебными
компьютерными   классами   и   имеют  доступ  к  сети  Интернет.  Доля
современного  оборудования  учебного  компьютерного  парка  учреждений
составляет  92%. Показатель оснащенности учебной компьютерной техникой
в городе - 46 школьников на один персональный  компьютер  при  среднем
краевом показателе 45 человек на 1 компьютер.
     В   ходе   реализации   национального    проекта    "Образование"
муниципальная   система   получила  дополнительное  финансирование  из
федерального бюджета 51 млн. 49 тысяч рублей.
     Стимулирование общеобразовательных учреждений,  поощрение  лучших
учителей,  поддержка  талантливой  молодежи  осуществляется также и за
счет средств городского бюджета.
     При поддержке мэра города проводятся  ставшие  уже  традиционными
городские конкурсы "Школа года", конкурсы профессионального мастерства
"Педагогический звездопад", "Мастер "Физкульт-Ура", "Самый  "классный"
классный",   фестивали   детского  творчества,  олимпиады  школьников.
Администрацией города в 2006 году на эти цели выделено более  12  млн.
рублей.
     Подводя итоги первого года реализации приоритетного национального
проекта  "Образование",  следует отметить, что участие в нем позволило
создать условия для качественных  изменений  в  области  использования
информационно-компьютерных     технологий,    раскрытия    творческого
потенциала  педагогических  коллективов  и  учащихся   образовательных
учреждений.
     По  результатам  1-го  полугодия  2006  -  2007   учебного   года
уменьшилось  количество  пропусков  уроков  без  уважительных  причин,
уровень качества образования вырос на 1,9%  по  сравнению  с  этим  же
периодом  прошлого  учебного  года.  Повысилась успеваемость учащихся:
стопроцентную успеваемость имеют 39 школ города, что составляет 43%, в
2005 - 2006 учебном году таких школ было 27.
     Вместе с тем в ходе реализации  национального  проекта  есть  ряд
проблем.
     Нормативными документами,  регламентирующими  порядок  реализации
приоритетного  национального  проекта  "Образование", не предусмотрено
участие  в  нем  дошкольных  учреждений,  учреждений   дополнительного
образования,  учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  специальных  и  коррекционных   образовательных
учреждений,   так   как   они   юридически  не  подпадают  под  статус
"общеобразовательные  учреждения".  А   учреждения   такого   типа   в
муниципальной системе составляют 51%.
     В настоящее время в городе Хабаровске, как и  в  других  регионах
России,  увеличивается  потребность  населения  в  детских  дошкольных
учреждениях. Вопрос обеспечения дошкольными услугами для администрации
города  является  одним  из  приоритетных.  В  его  решении  серьезную
поддержку оказывает Хабаровская городская Дума.
     Начиная с 90-х годов, в муниципальную  собственность  города  при
поддержке   Хабаровской   городской  Думы  принято  52  здания  бывших
ведомственных детских садов.
     С 2003 года в муниципальных ДОУ  было  дополнительно  открыто  80
групп  на  1455 мест, на эти цели выделены 30,6 млн. рублей из бюджета
города. В текущем году начнет функционировать новый детский сад на 200
мест,  открытие  которого  обойдется  муниципальной  казне  в  10 млн.
рублей. Для  полного  обеспечения  населения  дошкольными  услугами  в
городе  Хабаровске  необходимо  открытие  20 детских садов на 200 мест
каждый.
     В настоящее время рассматривается вопрос возврата  зданий  бывших
детских  садов,  находящихся  в краевой и федеральной собственности, в
муниципальную   для   использования   их   по   прямому    назначению.
Рассматривается  вопрос  привлечения инвесторов, готовых участвовать в
долевом финансировании по организации новых ДОУ в городе.
     Для решения  данного  вопроса  необходима  законодательная  база,
которая  позволит  городу  в полной мере реализовать свои полномочия в
соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N  131-ФЗ  "Об  общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     Считаем,  что  в  национальном  проекте  "Образование"   проблема
доступности дошкольного образования должна найти достойное отражение.
     В части выплаты вознаграждения за  классное  руководство  имеется
противоречие  между  Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.12.2006 N 854 и статьей 317 Трудового кодекса в части начисления
северных надбавок.
     А именно: по своей правовой природе  вознаграждение  за  классное
руководство  является  не компенсационной выплатой, а составной частью
заработной платы. Следовательно, надбавка за  стаж  работы  в  районах
Крайнего  Севера  и  приравненных к ним районах должна также входить в
расчет субсидий. В связи с этим управлением образования данный  вопрос
поставлен перед министерством образования Хабаровского края.
     Кроме того,  отсутствует  единый  Порядок  начисления  выплат  за
классное  руководство в случае изменения численности учащихся в классе
менее  25  человек.  Это  явилось  причиной  нарушений  в   начислении
вознаграждений  за  классное  руководство  на  сумму  10  тыс. рублей,
выявленных в ходе проверок.
     В 2007 году работа по участию в приоритетном национальном проекте
"Образование"  продолжается. Работает муниципальная комиссия, в состав
которой  входят  депутаты  городской  Думы,  представители  совета  по
вопросам   образования  при  мэре  города,  городского  союза  женщин,
родительской общественности, ветераны педагогического труда.
     По результатам общественной экспертизы  для  участия  в  конкурсе
было  выдвинуто 20 общеобразовательных учреждений и 52 лучших учителя.
Восемь школ стали победителями и получат грант национального проекта в
1 млн. руб.
     С  принятием  национального  проекта  "Образование"  в   обществе
заметно  повысился  интерес  к  проблемам образования. Школа все более
становится  открытой  социально-педагогической  системой,  в   которой
важное  место  отведено органам общественного управления, родительской
общественности и семье, так как  национальный  проект  охватывает  все
сферы жизни нашего общества.


                                                          Приложение 3
                                                             к решению
                                            Хабаровской городской Думы
                                            от 17 апреля 2007 г. N 419

                              ИНФОРМАЦИЯ                              
      О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ      
                      ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"                       

     Приоритетный национальный проект в сфере жилищного  строительства
представляет  собой  социально  значимое  для  населения  направление,
однако одним из основных сдерживающих факторов роста объемов жилищного
строительства  является  отсутствие  земельных  участков, обустроенных
коммунальной инфраструктурой,  несовершенство  механизмов  привлечения
частных   инвестиционных   и  кредитных  ресурсов  в  строительство  и
модернизацию инженерных сетей, а также обременительные для застройщика
условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
     Обеспечение  земельных  участков   коммунальной   инфраструктурой
напрямую   зависит   от  решения  проблем  предприятий  и  организаций
коммунального комплекса по развитию и модернизации  сетей  и  объектов
тепло-, электро-, водоснабжения и канализации.
     Общие затраты,  необходимые  на  развитие  и  модернизацию  сетей
инженерно-технического обеспечения в городе Хабаровске, ориентировочно
составляют 30,6 млрд. рублей, в том числе:
     на электроснабжение - 1 млрд. рублей,
     на теплоснабжение - 8,2 млрд. рублей,
     на водоснабжение и канализацию - 21,4 млрд. рублей,
     на   развитие   и   модернизацию   сетей   инженерно-технического
обеспечения  по  программе  развития до 2010 года необходимы ежегодные
капиталовложения около 4,5 млрд. рублей.
     Если возлагать затраты на строительство и модернизацию инженерных
сетей  до  2010  года только на плечи застройщиков (с учетом того, что
плата за подключение введена только по водоснабжению и водоотведению),
складывается следующая картина:
     При предполагаемом вводе объектов жилья 800 тыс. м до  2010  года
затраты  на строительство и модернизацию инженерных сетей увеличатся в
4 раза и составят в расчете на 1 кв. м 14,6 тыс. рублей.
     Необходимо решать  проблему  финансирования  вышеуказанных  работ
совместными   усилиями  сетедержателей,  застройщиков  с  обязательным
привлечением денежных средств бюджетов всех уровней.
     Для этого необходимо разработать комплексную программу развития и
модернизации  коммунальной  инфраструктуры  города,  а также тарифы на
подключение   вновь   строящихся   объектов   к    сетям    инженерной
инфраструктуры.
     По объектам МУП "Водоканал" уже разработана и утверждена решением
Хабаровской   городской   Думы   "Инвестиционная   программа  развития
объектов водопровода и канализации МУП города  Хабаровска  "Водоканал"
на  2006 - 2010 гг. и до 2015 г.". Постановлением мэра города N 779 от
21.06.06  установлены  тарифы   на   подключение   вновь   создаваемых
(реконструируемых)  объектов  недвижимости  к  сетям  водоснабжения  и
водоотведения МУП города Хабаровска "Водоканал". Они составляют  53882
руб./1  куб.  м  -  на  подключение  к  системе  водоснабжения и 39309
руб./куб. м - на подключение к системе водоотведения.
     Тарифы  на  подключение  к  инженерным  сетям  теплоснабжения   и
электроснабжения  установить не представляется возможным до разработки
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" инвестиционной программы
развития   магистральных  тепловых  и  электрических  сетей  в  городе
Хабаровске.
     Вместе с тем, при  разрешении  на  подключение  объекта  к  сетям
теплоснабжения  и электроснабжения ОАО "Дальневосточная энергетическая
компания" предлагает заказчикам принимать долевое участие  в  развитии
магистральных  сетей в соответствии с подключаемой нагрузкой. Плата за
технологическое  присоединение  определена   на   основе   проработок,
выполненных  институтом  "Дальэнергосетьпроект"  (г.  Владивосток),  в
размере 4,0 млн. руб. за 1 Гкал тепловой энергии и 3,4 тыс. руб. за  1
кВт электрической энергии.
     На сегодняшний день ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
заинтересована  в  развитии  собственных  сетей  и  объектов  за  счет
средств  застройщиков.  Много  лет  застройщики  принимают  участие  в
развитии   сетей   ОАО   "Хабаровскэнерго",  правопреемником  которого
является ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", внося плату за
присоединение  дополнительных  нагрузок,  а  существенных  изменений с
возможностями   присоединения   строящихся   объектов   к   инженерным
коммуникациям  не  появляется. Собираемые средства от застройщиков ОАО
"Дальневосточная  энергетическая  компания"   использует   по   своему
усмотрению.
     В настоящее время затраты застройщика на строительство инженерной
инфраструктуры  варьируются от 5% до 30% от стоимости строительства. В
среднем по Хабаровску они составляют 15 - 17%, и это не считая  затрат
на  расселение  ветхого и аварийного фонда, благоустройство и т.д. Все
это отражается в конечном итоге на стоимости  квадратного  метра.  Для
примера  рассмотрим  стоимость строительства инженерных сетей в других
городах:

|————————————————|—————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|Город           |Стоимость строительства    инженерных    |Средняя стоимость              |
|                |сетей в % от общей стоимости             |квадратного метра в            |
|                |                                         |новостройках                   |
|————————————————|—————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|Хабаровск       |15 - 17%                                 |34 тыс. руб.                   |
|————————————————|—————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|Владивосток     |12 - 14%                                 |36 тыс. руб.                   |
|————————————————|—————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|Новосибирск     |13 - 14%                                 |32 тыс. руб.                   |
|————————————————|—————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|Омск <*>        |10 - 30% <*>                             |20 тыс. руб.                   |
|————————————————|—————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|

--------------------------------
     <*> - областной бюджет компенсирует все затраты на  строительство
сетей   инженерно-технического   обеспечения   и  выполнение  внешнего
благоустройства.

     Наличие  проблем  в  вопросах  обеспечения   земельных   участков
коммунальной  инфраструктурой  требует  совместных  программно-целевых
действий   организаций    коммунального    комплекса,    застройщиков,
Правительства края, администрации города.
     В  процессе  проработки  вопроса  участия  города  Хабаровска   в
подпрограмме     "Обеспечение    земельных    участков    коммунальной
инфраструктурой  в  целях  жилищного  строительства"  были  обнаружены
следующие "слабые" места:
     - расчет  по  кредиту  начинается  с  момента  его  получения,  а
средства  от  данного  "вложения"  появятся от реализации построенного
жилья через 1,5 - 3 года (проектирование, строительство);
     -  краткосрочное  предоставление  банковских  и   государственных
гарантий,    хотя    сложившаяся    практика   показывает   наибольшую
эффективность   так    называемой    "адресной"    поддержки,    когда
осуществляется  прямое  финансирование  реализации  проектов бюджетами
всех уровней,  при  условии  контроля  целевого  использования  данных
средств.
     Кроме этого, если в начале 2006 года  заемщиком  по  подпрограмме
"Обеспечение  земельных  участков коммунальной инфраструктурой в целях
жилищного строительства" могли  выступать  застройщики  и  организации
коммунального  комплекса  (по Хабаровску - муниципальное предприятие и
строительный холдинг), то накануне проведения конкурсного  отбора  (11
сентября   2006  года)  Правительством  РФ  принято  Постановление  "О
внесении  изменений  в  правила   предоставления   субсидий".   Данное
Постановление  внесло  корректировку  в  механизм участия, а именно из
числа  участников  реализации  подпрограммы  убрало   застройщиков   и
организации ЖКХ, то есть круг получателей кредитных ресурсов замкнулся
на субъекте РФ и органе местного самоуправления.
     В  связи  с  вышеобозначенными  проблемами   микрорайон   "Парус"
администрация города исключила из числа участников конкурсного отбора,
так как строительство  в  данном  микрорайоне  возможно  только  после
проведения целого комплекса работ:
     - Вынос ЛЭП  110  кВ,  расселение  ветхого  и  аварийного  фонда,
отсыпка  территории  и подведение инженерных сетей в полном объеме, на
что требуется более 2 млрд. рублей.
     Но, несмотря на невозможность принять участие  в  отборе  проекта
застройки  микрорайона  "Парус"  город  ищет  новые  пути  и механизмы
привлечения   инвестиций   для   дальнейшей    реализации    застройки
микрорайона.
     С целью изменения  сложившейся  ситуации  необходима  Федеральная
программа, предусматривающая целевое выделение средств на модернизацию
и развитие  объектов  инженерной  инфраструктуры  к  новым  площадкам,
предназначенным для жилищного строительства:
     -  в  настоящее  время  финансовую  нагрузку   по   реконструкции
существующих  и строительству новых объектов инженерной инфраструктуры
сетедержатели возлагают на застройщиков  или,  в  конечном  итоге,  на
приобретателей жилых помещений.
     Средства  на  развитие  инженерной  инфраструктуры  должны   быть
заложены  в  федеральный  бюджет  и выделяться по мере необходимости и
представлении     муниципальными     образованиями     соответствующих
документальных подтверждений.
     Предлагается внести дополнение в раздел 4  Ресурсное  обеспечение
подпрограммы     "Обеспечение    земельных    участков    коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства",  входящей  в  состав
ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы:
     Предусмотреть в 2007 - 2010 годах безвозвратное целевое выделение
денежных   средств   из   федерального   бюджета   на  модернизацию  и
строительство  объектов  коммунальной   инфраструктуры   к   земельным
участкам, предназначенным для жилищного строительства.

           Переселение граждан города Хабаровска из ветхого           
            и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 гг.            

     Одной из главных задач является задача по переселению граждан  из
ветхого  и  аварийного жилого фонда. Администрацией города разработана
Программа "Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в  2003
-  2010  г.",  утвержденная  решением  Хабаровской  городской  Думы от
16.09.2003 N 388.
     Результат Программы:
     Строительство 121 квартиры в жилых  домах  по  ул.  Стрельникова,
жилой  дом  по ул. Слободская - Шеронова, часть которого была отведена
под данную  Программу.  Общая  жилая  площадь  квартир  в  этих  домах
составила:  в  2004 году 2551,67 кв. м, в 2005 году 4974,67 кв. м, что
превышает показатель предыдущего года на 194,95%. Начато строительство
жилого  дома по пер. Байкальскому (общая жилая площадь 12319 кв. м) со
сроком сдачи в 2007 году.

                      Финансирование программы:                       

                               2004 год                               

             Соотношение объемов финансирования программы             
     "Переселение из ветхого и аварийного жилого фонда" 2004 год      

                        Рисунок не приводится.                        

     - объем финансирования составил  52,5  млн.  руб.,  из  них  доля
федерального  бюджета  - 10 млн. руб., краевого бюджета - 1 млн. руб.,
городского бюджета - 41,2 млн. руб.

                               2005 год                               

             Соотношение объемов финансирования программы             
     "Переселение из ветхого и аварийного жилого фонда" 2005 год      

                        Рисунок не приводится.                        

     - по данным объектам велось финансирование в прежнем соотношении:
общий  объем  -  90,003 млн. руб., из них федеральный бюджет - 40 млн.
руб., краевой бюджет - 1 млн. руб., городской  бюджет  -  49,003  млн.
руб.;
     - за 2005 год застройщиками города представлено 15000 кв. м жилой
площади (297 квартир) для решения вопросов расселения.

                               2006 год                               

     Объем финансирования за счет средств  местного  бюджета  составил
45,88 млн. руб.
     В данную Программу за период с 2003 года  по  октябрь  2006  года
было вложено целевых денежных средств:
     из федерального бюджета - 70 млн. рублей,
     из краевого бюджета - 2 млн. рублей,
     из городского бюджета - 141 млн. рублей.
     С 2006 года данная подпрограмма была исключена из ФЦП "Жилище", в
связи  с  чем  в  2006  году  финансовую  нагрузку несет только бюджет
города Хабаровска.

     В соответствии с основными  направлениями  национального  проекта
администрацией   города   разработаны  и  реализуются  две  программы:
"Социальная ипотека для жителей города Хабаровска на 2006 - 2017 годы"
и "Жилье для молодых семей на 2006 - 2009 годы".

           Социальная ипотека для жителей города Хабаровска           

     По вопросу ипотечного кредитования необходимо отметить следующее:
основным  сдерживающим  фактором  массового  развития  данного сектора
является снижение платежеспособности населения и  неразвитость  систем
накопительного  приобретения  жилья.  Реалии сегодняшнего дня таковы -
программа  ипотечного  строительства  жилья  для  населения  работает,
однако средний уровень заработной платы, величина процентной ставки за
ипотечный кредит, сложившаяся на сегодняшний день  по  г.  Хабаровску,
не    позволяет   среднему   хабаровчанину   активно   участвовать   в
строительстве собственного жилья. Данная программа  требует  доработки
и,  конечно,  особого  внимания Правительства. В решении этого вопроса
администрация города занимает активную позицию и в  результате  работы
Хабаровская  городская  Дума  приняла  решение от 20.06.2006 N 270 "Об
утверждении  городской  целевой  программы  "Социальная  ипотека   для
жителей  города  Хабаровска  на 2006 - 2017 годы", в рамках которой на
настоящий момент приняло участие 86 семей, которые получат в 2008 году
возможность  улучшить  свои  жилищные  условия.  Бюджет  Программы  (в
текущих ценах) составляет: средства городского  бюджета  -  30,8  млн.
руб.; внебюджетные средства - 120,0 млн. рублей.
     3 апреля 2007 года состоялась  жеребьевка  участников  Программы,
согласно  которой  были распределены квартиры в первом строящемся доме
микрорайона "Парус". Согласно паспорту Программы, работники  бюджетной
сферы имеют преимущественное право на вступление в число участников.

                   Строительство жилья для молодежи                   

     Программа "Жилье для молодых семей на 2006 - 2009  годы"  принята
решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2006 N 269.
     На  01.02.2007  количество  участников   1-го   этапа   Программы
составило 41 человек. В первом строящемся доме микрорайона "Парус" под
эту программу выделены 4 и 5 блок-секций.
     В бюджете города на 2007 год для выплаты субсидий  заложено  29,7
млн.  рублей. Из краевого бюджета ожидается поступление около 5,5 млн.
рублей. Из федерального бюджета  -  3,7  млн.  рублей.  Сдача  квартир
участникам первого этапа ожидается в конце 2008 года.
     Прием  документов  для  набора  участников  2  этапа   реализации
Программы планируется в марте 2007 года.

         Самостоятельная работа администрации города в части          
                   создания рынка доступного жилья                    

     Дополнительно  необходимо  отметить,  что  администрацией  города
ведется  самостоятельная  работа  по созданию условий для формирования
рынка доступного жилья.  На  настоящий  момент  в  данном  направлении
проведена следующая работа:
     В 2002 году, в  условиях  стабилизации  роста  объемов  жилищного
строительства  на  территории города Хабаровска, администрацией города
перед структурными подразделениями была поставлена задача  разработать
и  внедрить  на  практике механизмы, способствующие формированию рынка
доступного жилья. Произведя анализ накопленного на тот  момент  опыта,
собственных  возможностей, одним из направлений было выделено создание
небанковских схем кредитования жилья. Данные схемы выгодно  отличались
отсутствием коммерческой составляющей.
     В  рамках  РФ  подобная  схема  успешно  применялась   в   городе
Екатеринбурге.  В  целях  обмена  опытом  в  Свердловскую область была
направлена рабочая группа.  По  итогам  поездки  была  разработана,  а
позднее  утверждена  решением  Хабаровской  городской  Думы  Программа
"Накопительная схема приобретения жилья  через  ТСЖ  "СССТ"  в  городе
Хабаровске".
     ТСЖ   "СССТ"   -    это    Товарищество    Собственников    Жилья
"Ссудосберегательное   Строительное   Товарищество"  -  некоммерческая
организация, образованная в целях аккумулирования  средств  участников
для строительства и последующей эксплуатации жилых домов.
     Для подготовки реализации пилотного проекта был проведен комплекс
мероприятий,   включающий   в   себя   маркетинговые   исследования  и
разработку нормативной базы. При выборе места под строительство особое
внимание  было уделено вопросу наименьшего обременения участка в части
получения ТУ и сноса ветхого и аварийного жилья. В  результате  отбора
был   определен   участок   в  микрорайоне  ул.  Большая  -  Вяземская
Железнодорожного   округа   города.   Было    частично    осуществлено
финансирование  проектных  работ  за  счет  средств  местного бюджета.
Разделенный  на  4  пусковых  очереди  430-квартирный  жилой  комплекс
позволял  вводить  в  эксплуатацию жилые дома ежегодно, начиная с 2005
года, до окончания срока реализации Программы  -  2008  год.  Гарантом
качества   проведения   работ   выступил   МУП  г.  Хабаровска  "УКС",
исполняющий функцию заказчика и осуществляющий технический  надзор  за
процессом  строительства.  Привлекательным  моментом Программы явилось
то, что дома будут заселены  не  через  пять  лет,  а  по  мере  сдачи
возводимого жилья.
     В целях создания дополнительных условий  для  приобретения  жилья
гражданами,  для  которых первоначальный взнос является неподъемным, в
2006  году  был  организован  ЖНК  (жилищно-накопительный  кооператив)
"Парус".  Участникам  данного  строительства  представляется рассрочка
платежа за приобретаемое жилье на 10 лет. Отличительной чертой данного
направления   является   тот   факт,   что   участникам  строительства
предложена небанковская система кредитования, позволяющая  ежемесячно,
в  течение  10 лет вкладывать средства в строительство квартиры, в том
числе и после вселения.
     В рамках данных программ за период с октября 2003 года по декабрь
2006 года образовано:
     три ТСЖ "Ссудо-сберегательное строительное товарищество"
     Общая площадь построенного жилья составит 72541 кв. м;
     один Жилищно-накопительный кооператив "Парус"
     Общая площадь построенного жилья составит 22 тыс. кв. м;
     два ТСЖ по малоэтажному строительству
     Общая площадь построенного жилья составит 48200 кв. м.
     Итого, всего будет  построено  жилья  через  ТСЖ  общей  площадью
142741  кв.  м,  квартир - 1967 шт., будет привлечено денежных средств
около 3,5 млрд. рублей.
     На настоящий момент количество участников по всем программам  ТСЖ
составляет 1238 человек.
     Привлечено  денежных   средств   участников   строительства   (на
01.01.2007):
     - через ТСЖ СССТ - 678,9 млн. руб.;
     - через жилищно-накопительный кооператив - 32,429 млн. руб.
     Сдано жилой площади - 7601 кв. м.
     Благодаря  целенаправленной  работе  по  созданию  и   реализации
указанных  выше схем приобретения жилья, значительно вырос коэффициент
доверия горожан к политике, проводимой администрацией города  в  части
создания  дополнительных  условий для привлечения средств инвесторов в
жилищное строительство.




Информация по документу
Читайте также