Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 08.08.2002 № 389-ра

 



                 АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 8 августа 2002 г. N 389-ра
г. Южно-Сахалинск


О  региональном  плане  действий  по
гигиене окружающей среды Сахалинской
области на 2002-2001 годы


     Во  исполнение поручения Правительства Российской Федерации от
25.10.2001  N  6173-П-П12 "О Национальном плане действий по гигиене
окружающей  среды  Российской  Федерации  на  2001  -  2003  годы",
одобренного  на  заседании  Правительственной  комиссии  по  охране
здоровья граждан, протокол от 21.09.2001 N 4-пр:
     1. Утвердить    "Региональный   план   действий   по   гигиене
окружающей  среды  Сахалинской области на 2002 - 2003 годы" ( далее
- РПДГОС) (прилагается).
     2. Создать  при  администрации  Сахалинской  области  совет по
координации   деятельности   по   реализации   регионального  плана
действий  по гигиене окружающей среды Сахалинской области на 2002 -
2003 года в составе:

Скляренко М.В.       - вице-губернатор области, руководитель совета
Папиренко Е.В.       - главный  государственный  санитарный врач по 
                       Сахалинской  области,  координатор   РПДГОС, 
                       заместитель руководителя совета
Члены совета:
Грабовский А.И.      - начальник    Сахалинского   территориального 
                       управления    по     гидрометеорологии     и 
                       мониторингу        окружающей          среды 
                       (по согласованию)
Сибиркин В.А         - начальник    департамента    здравоохранения
                       Сахалинской области
Чибисов А.С.         - руководитель  комитета природных ресурсов по 
                       Сахалинской области (по согласованию)
     3.          Предложить         центру         государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора   в   Сахалинской   области
разработать  программу  "Обеспечение  санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Сахалинской области на 2004 - 2008 годах".
     4. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения возложить
на вице-губернатора области Скляренко М. В.

     Губернатор области                            И.П. Фархутдинов



                                Утвержден
                                распоряжением администрации области
                                от 8 августа 2002 г. N389-ра


 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ САХАЛИНСКОЙ
                              ОБЛАСТИ

                             Введение

     В  последние  десятилетия все в большей степени признается тот
факт,  что  успех  в области охраны и укрепления здоровья населения
во  многом  зависит, помимо социальных и экономических факторов, от
условий  и  состояния  окружающей среды, в которых живет нынешнее и
будет жить будущее поколение людей.
     Реализация   чрезвычайно   сложной  и  многообразной  проблемы
охраны         окружающей         среды        и        обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия  требует  выработки  и
осуществления  единой  государственной  политики в этой области как
на федеральном, так и на региональном уровнях.
     Одним  из механизмов решения этой проблемы является разработка
и реализация федеральных и региональных целевых программ.
     Вопросы  обеспечения  санэпидблагополучия нашли свое отражение
в  20  федеральных  целевых  программах: "Дети Севера", "Дети семей
беженцев  и  вынужденных переселенцев", "Охрана и улучшение условий
труда", "Федеральная миграционная программа" и другие.
     В   Сахалинской   области   реализуются  региональные  целевые
программы  "Обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия
населения  Сахалинской  области  на 1999 - 2003 годы", "Обеспечение
населения  Сахалинской  области питьевой водой", "Улучшение условий
труда в Сахалинской области на 2001-2005годы" и другие.
     Все    региональные    целевые    программы   по   обеспечению
санэпидблагополучия   населения   содержат  вопросы  предупреждения
влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье человека.
     Основными  целями  регионального  плана  действий  по  гигиене
окружающей  среды  Сахалинской области на 2002 - 2003 годы (далее -
РПДГОС)  являются определение приоритетов и разработка мероприятий,
направленных  на  решение  актуальных  проблем  гигиены  окружающей
среды  с  учетом социальных и экономических особенностей территории
Сахалинской       области,       стабилизация      и      улучшение
санитарно-эпидемиологической  обстановки,  снижение  уровня влияния
загрязненной   окружающей  и  производственной  среды  на  здоровье
человека,     предупреждение    инфекционной    и    неинфекционной
заболеваемости,   снижение   уровня  травматизма  на  производстве,
улучшение   других  показателей  состояния  общественного  здоровья
нации.
     Основная   задача   РПДГОС  -  охрана  здоровья  настоящего  и
будущего населения Сахалинской области.
     Документ   базируется  на  Конституции  Российской  Федерации,
Федеральном  законе  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии
населения",   "Основах  законодательства  Российской  Федерации  об
охране  здоровья граждан", Федеральном Законе "Об охране окружающей
природной   среды",   указах   Президента   Российской   Федерации,
постановлениях  Правительства  Российской  Федерации  и нормативно-
правовых актах Сахалинской области.

         1. Управление в области гигиены окружающей среды

     1.1. Системы информации по гигиене окружающей среды:
     В  области  существуют различные системы информации по гигиене
окружающей   среды.   Автоматизированная   информационная   система
санитарно-эпидемиологического благополучия населения включает:
     - данные о санитарном состоянии Сахалинской области;
     -  данные  о  сети, штатах и кадрах санитарно-профилактических
учреждений;
     - демографическую информацию;
     - данные об инфекционных и паразитарных заболеваниях;
     -  данные  о  профилактических  прививках  против инфекционных
заболеваний;
     -  экстренную  информацию  о  зарегистрированных особо опасных
инфекционных  заболеваниях,  вспышках  инфекционных  заболеваний  и
пищевых отравлений;
     -    информацию   о   состоянии   объектов   надзора,   данные
лабораторных  и инструментальных исследований атмосферного воздуха,
воды, почвы, продуктов питания;
     -     нормативно-справочную    информацию    по    санитарному
законодательству;
     -  ретроспективную  информацию  о  фактах  эпидемии,  массовых
неинфекционных  заболеваний  и  отравлений  и  их  последствиях  на
территории области;
     -  данные о деятельности учреждений госсанэпиднадзора и другую
информацию.
     Наиболее  развиты автоматизированные информационные системы по
инфекционным  заболеваниям.  Лечебные  учреждения сообщают обо всех
случаях   инфекционных   заболеваний   в  центры  госсанэпиднадзора
области.   Эти   системы   работают   в  реальном  режиме  времени,
существующие   данные   используются   для   оценки   связи   между
инфекционной заболеваемостью и факторами окружающей среды.
     В    областном    центре    госсанэпиднадзора    функционирует
составленный  по  индивидуальному признаку регистр профессиональных
заболеваний.
     В   течение   12  лет  функционирует  унифицированная  система
контроля  за  применением  средств  химизации  в сельском хозяйстве
"Пестотест".
     Существующие  информационные  системы  о  качестве  окружающей
среды    и   здоровье   населения   обладают   рядом   существенных
недостатков,  которые  не  позволяют  в полной степени использовать
данные этих систем для реализации задач гигиены окружающей среды.
     Из-за       отсутствия       межведомственных      документов,
регламентирующих  участие  различных  ведомств  в  реализации задач
социально-гигиенического    мониторинга,    недостаточно   доступны
первичные    данные    о   загрязнении   атмосферного   воздуха   и
поверхностных  вод,  выбросов  и сбросов специфических загрязняющих
веществ, в том числе свинца от автотранспорта. 
     Информационные    потоки    о   заболеваемости   поступают   в
департамент    здравоохранения    Сахалинской    области,    однако
систематический   контроль   качества  информации,  поступающей  от
организаций   здравоохранения  на  районный  и  областной  уровень,
отсутствует.   Обобщение   данных   при  их  передаче  с  местного,
областного   уровней  до  федерального  приводит  к  потере  важной
информации.
     В    начальной    стадии    организации   находятся   регистры
онкологических заболеваний и врожденных пороков развития.
     1. 2.  Оценка  риска  вредных для здоровья факторов окружающей
среды:  В  Декларации  Второй европейской конференции по окружающей
среде  и  охране  здоровья (Хельсинки, 1994) "О действиях по охране
окружающей  среды  и  здоровья  в Европе" подчеркнута необходимость
улучшения  деятельности служб в области гигиены окружающей среды, в
том  числе  систем  оценки  и  борьбы  с  факторами риска Население
должно   быть   информировано   относительно   опасности,   которую
представляет  деятельность  промышленных предприятий. В Сахалинской
области   отсутствуют   аккредитованные  центры  по  оценке  риска,
несмотря   на   принятое   в   1997   году  постановление  главного
государственного  санитарного врача Российской Федерации и главного
государственного  инспектора Российской Федерации по охране природы
"Об   использовании   методологии   оценки   риска  для  управления
качеством  окружающей  среды  и  здоровья  населения  в  Российской
Федерации".
     1. 3. Меры контроля и борьбы:
     Меры  борьбы  и  контроля  за  загрязнением  окружающей  среды
населенных   мест   основываются   на  законодательстве  Российской
Федерации,   санитарных   нормах   и   правилах  Минздрава  России,
государственных стандартах и других нормативных документах..
     В   1999   году   вступил   в   силу   Федеральный   закон  "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
     Другими   основными  законодательными  документами  в  области
гигиены окружающей среды Российской Федерации являются:
     1. Закон  РСФСР  "Об  охране окружающей природной среды" от 19
декабря 1991 года N2060-1;
     2. Земельный  кодекс  РСФСР от 25 апреля 1991 года (ред. от 24
декабря 1993 года N2287);
     3. Закон  Российской Федерации "О защите прав потребителей" от
7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 9 января 1996 года N 2-ФЗ);
     4. Закон  Российской  Федерации "О ветеринарии" от 14 мая 1993
года N 4979-1;
     5. Основы  законодательства  Российской  Федерации  об  охране
труда от 6 августа 1993 года N 5600-1;
     6. Основы  законодательства  Российской  Федерации  об  охране
здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1;
     7. Федеральный  закон  "О  защите  населения  и  территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера" от 24
декабря 1994 года N 68-ФЗ;
     8. Закон  Российской  Федерации  "О  сертификации  продукции и
услуг"  от  10  июня  1993  года  N  5151-1 (ред. от27 декабря 1995
года);
     9. Федеральный  закон  "Об  экологической  экспертизе!1  от 23
ноября 1995 года N 174-ФЗ;
     10. Федеральный  закон  "О безопасности дорожного движения" от
15 ноября 1995 года N 196-ФЗ;
     11. Федеральный  закон "О радиационной безопасности населения"
от 9 января 1996 года N 3-ФЗ;
     12. Федеральный  закон  "О  промышленной  безопасности опасных
производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ;
     13. Федеральный  закон  "Об уничтожении химического оружия" от
2 мая 1997 года N 76-ФЗ;
     14. Федеральный  закон "О безопасном обращении с пестицидами и
агрохимикатами" от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ;
     15. Федеральный  закон  "Об  охране атмосферного воздуха" от 4
мая 1999 года N 96-ФЗ;
     16. Федеральный  закон "Об отходах производства и потребления"
от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ;
     17. Федеральный  закон  "О  качестве  и  безопасности  пищевых
продуктов" от 2 января 2000 года N 29-ФЗ;
     18. Уголовный  кодекс  Российской Федерации. В нем имеется ряд
статей,    касающихся    атомной    промышленности,   обращения   с
радиоактивными  материалами  и  т.д.;  в  отдельные  главы выделены
"Преступления    против    здоровья    населения   и   общественной
нравственности" и "Экологические преступления".

          2. Конкретные вредные факторы окружающей среды

     2.1. Вода:
     Санитарное     состояние     водных     объектов     питьевого
хозяйственно-бытового  водопользования  первой категории в динамике
за   последние   два   года   по  санитарно-химическим  показателям
ухудшилось  от  5,67%  до  14%  и  улучшилось по бактериологическим
показателям от 8,4% до 5,0%.
     Высокий   уровень   загрязнения   водоемов   первой  категории
химическими  веществами регистрируется в Александровск-Сахалинском,
Поронайском,  Углегорском  районах,  г.  Южно-Сахалинске.  Наиболее
высокий  уровень бактериального загрязнения водоемов регистрируется
в Макаровском, Томаринском, Углегорском, Холмском районах.
     В  Александровск-Сахалинском, Корсаковском, Ногликском районах
и   г.   Южно-Сахалинске  высокий  уровень  микробного  загрязнения
водоемов  второй категории является результатом сбросов неочищенных
сточных вод.
     Для  отдыха  населения  используются  зоны  рекреации:  море и
береговая  полоса  вдоль уреза в Охинском, Ногликском, Макаровском,
Углегорском,    Томаринском,    Хомском,   Долинском,   Невельском,
Корсаковском, Анивском, Александровск-Сахалинском районах.
     Основной   проблемой   использования   зон   отдыха  населения
является  отсутствие  решений  органов  местного  самоуправления об
установлении  границ  и  размеров  рекреационных  зон суши, включая
воду   водоемов.   По   этой   причине  сложно  регулируется  режим
хозяйственной деятельности в местах массового отдыха населения.
     В    целях    стабилизации   ситуации   с   водоснабжением   и
водоотведением,   принята   региональная   программа   "Обеспечение
населения    Сахалинской    области    питьевой   водой",   которая
финансируется   с  1998  года.  Ежегодно  объем  финансирования  на
улучшение водоснабжение увеличивается.
     На  реализацию первоочередных мероприятий выделено в 1999 году
-  24,6  млн.  рублей,  2000  году  -  58 млн. рублей из областного
бюджета  и  внебюджетного  фонда,  в  2001  году - 117 млн. 25 тыс.
рублей,  в  том числе 101 млн. 551 тыс. рублей из бюджета развития,
4 млн. 125 тыс. рублей из экологического фонда области.
     Муниципальные    программы   обеспечения   населения   районов
питьевой   водой   приняты  в  5  районах  области  (Смирныховском,
Ногликском, Холмском, Поронайском, Анивском).
     В   2001   году  в  области  имелось  133  коммунальных  и  78
ведомственных  водопроводов,  что  на 10 и 11 больше соответственно
по  сравнению  с  2000  годом. Из общего количества поверхностных и
подземных   источников   централизованного   водоснабжения  28%  не
отвечают  санитарным  нормативам  и  правилам,  в  том числе 23,69%
из-за  отсутствия  зон санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО). В
2000  году 36,7% водоисточников не отвечали санитарно-гигиеническим
требованиям,   в   том   числе   27%  из-за  отсутствия  ЗСО.  Выше
среднеобластного  удельный  вес несоответствия водоисточников из-за
отсутствия  ЗСО  в  Анивском (38,5%), Макаровском (50%), Невельском
(40%),  Ногликском  (66%), Поронайском (44,4%), Томаринском (55,5%)
районах.  Наиболее  тяжелое  положение  сложилось  с поверхностными
источниками  водоснабжения.  В  Сахалинской  области  удельный  вес
источников   водоснабжения,   где   отсутствует   полный   комплекс
сооружений  по  очистке  и  обеззараживанию  воды, значительно выше
среднего значения по Российской Федерации.
     В  2002  году  усилен  надзор  за  режимом  в зонах санитарной
охраны  и  водопроводах  хозяйственно-питьевого  водоснабжения.  До
настоящего  времени  органами  местного  самоуправления  утверждены
размеры  зон  санитарной  охраны  только  27  источников  из 211. В
соответствии   с   СанПиН   2.1.4.027-95  "Зоны  санитарной  охраны
источников"  размеры  и  режим  хозяйственной  деятельности  в трех
поясах  ЗСО  определены  только  в  Углегорском,  Северо-Курильском
районах.
     В  2001  году  удельный  вес  нестандартных  проб в источниках
снизился    по   микробиологическим   показателям   на   1,9%,   по
санитарно-химическим   показателям   на   8,74%   по   сравнению  с
предыдущим годом.
     В   целом   в   Сахалинской  области  не  отвечают  санитарным
требованиям     53,4%     коммунальных    водопроводов.    Наиболее
неблагополучное          положение         регистрируется         в
Александровск-Сахалинском   (66,7%),  Курильском,  Макаровском  (по
100%),  Невельском  (80%),  Ногликском  (71,4%),  Охинском (88,9%),
Томаринском    (100%),    Углегорском   (54,5%)   районах,   в   г.
Южно-Сахалинске (86,4%).
     Из  ведомственных  водопроводов  не соответствовало санитарным
правилам  50%  источников  и  водопроводов.  Выше  среднеобластного
показатели  в  Анивском (60%), Курильском, Поронайском, Углегорском
(по  100%),  Ногликском  (65%)  районах,  г. Южно-Сахалинске (75%).
Наметилась   положительная   динамика  в  Ногликском,  Томаринском,
Тымовском,  Южно-Курильском районах. Отмечается тенденция ухудшения
показателей в Долинском, Углегорском районах, г. Южно-Сахалинске.
     Удельный   вес   нестандартных  проб  по  санитарно-химическим
показателям  среди  коммунальных  водопроводов составил 35,1%. Доля
проб,   не  отвечающих  стандартам  и  превышающих  среднеобластной
показатель    на    административных   территориях,   составила   в
Александровск-Сахалинском   районе   40,8%,   в   Охинском   76,1%,
Тымовском 74,1%, Углегорском 47,9%, Холмском 77,7%.
     Удельный     вес    неудовлетворительных    проб    воды    по
микробиологическим   показателям   в  коммунальных  водопроводах  в
среднем   по   области   -  10,4%,  в  Долинском  районе  -  13,2%,
Корсаковском  -  18,8%,  Макаровском  -  10,7%, Невельском - 27,4%,
Тымовском - 19,6%, Холмском - 18,1%.
     Несоответствие      проб     по     санитарно-химическим     и
микробиологическим  показателям  среди  ведомственных  водопроводов
составило   16,1%  и  11,4%  соответственно.  Наихудшие  показатели
качества  воды  из  ведомственных  водопроводов  следует отметить в
Долинском  (25,5%  и 12,3%), Тымовском районах (18,4% и 28,1%) и г.
Южно-Сахалинске (24,4% и 6,2%).
     По     ряду     муниципальных    образований    регистрируется
неудовлетворительное     санитарно-эпидемиологическое     состояние
источников   нецентрализованного  водоснабжения.  Из  общего  числа
таких   объектов   не  отвечают  санитарным  нормам  и  правилам  в
Александровск-Сахалинском  районе  - 69,2%, в Корсаковском районе -
71,4%,  Поронайском  районе  - 79,2%, Смирныховском районе - 83%, а
Макаровском,  Охинском, Тымовском районах и г. Южно-Сахалинске - по
100%,  Средний  показатель  по  Сахалинской  области  в 2001 году -
71,8%  ,  средний  многолетний  показатель по Сахалинской области -
66,3%.
     В  целом  по  Сахалинской  области  износ  водопроводных сетей
составляет  60%.  Изношенность  сетей приводит к их частым авариям.
Удельный   вес   несвоевременного   устранения   аварий  в  области
составляет  от  30  до 80%. По данным ЦГСЭН в Сахалинской области в
истекшем  году число аварии возросло на 34,5%. В г. Южно-Сахалинске
увеличилось  время  устранения  аварий  на  2,9  часа  и составляет
ориентировочно 9 часов.
     Сеансовая   подача   воды  осуществляется  в  г.  Холмске,  г.
Поронайске,   г.  Углегорске,  г,  Южно-Сахалинске,  г.  Корсакове.
Указанная  ситуация  оказывает  отрицательное  влияние  на качество
питьевой    воды,    обуславливая    вторичное    ее   загрязнение.
Неудовлетворительное  качество  питьевой  воды  из  разводящей сети
обусловлено органолептическими показателями.
     Высокие   показатели  несоответствия  качества  веды  в  сетях
коммунальных  и  ведомственных  водопроводов  по микробиологическим
показателям   регистрируются   в  Макаровском  (10,7%),  Невельском
(27,4%),   Корсаковском  (18,6%),  Тымовском  (22,4%),  в  Холмском
(18,3%), Южно-Курильском (15,7%), Долинском (13%) районах.
     Наиболее  неблагополучное  положение  с качеством воды в сетях
по   санитарно-химическим  показателям  отмечается  в  Корсаковском
(34%),   Охинском   (73,6%),  Тымовском  (41,5%),  Холмском  (55%),
Александровск-Сахалинском  (40,76%),  Углегорском  (47,9%) районах,
г. Южно-Сахалинске (25,3%).
     Благодаря   целенаправленной   и   систематической  работе  по
улучшению  водоснабжения,  замене изношенных водопроводных сетей, в
Сахалинской   области   прослеживается   тенденция   к  стабильному
улучшению   показателей   качества   воды.  Выполнение  мероприятий
программы   "Обеспечение  населения  Сахалинской  области  питьевой
водой"  позволило  сократить  дефицит  воды,  подаваемой населению.
Наряду с этим ситуация с водоснабжением остается неблагополучной.

     2.2. Воздух:
     В  Сахалинской  области  насчитывается  более  3000 источников
выбросов  загрязняющих веществ в атмосферу. В динамике за последние
5   лет   наблюдается  тенденция  незначительного  снижения  уровня
загрязнения   атмосферного   воздуха.  Однако  уровень  загрязнения
атмосферного    воздуха   по   области   в   два   раза   превышает
среднероссийские показатели.

                                                          Таблица 1 

 Уровни загрязнения атмосферного воздуха в динамике с 1997 по 2001
                               годы.
__________________________________________________________________
                     |1997 год|1998 год|1999 год|2000 год|2001 год|
_____________________|________|________|________|________|________|

удельный вес            14,8%    12,1%     9%     13,39%   12,72%
неудовлетворительных
проб с превышением
ПДК по области
удельный вес             7,1%     6,5%    6,1%     5,61%     - 
неудовлетворительных
проб с превышением
ПДК по Российской
Федерации

     * ПДК - предельно-допустимые концентрации
     В  структуре  загрязнений  основную  роль  играют сажа, окислы
азота,   сернистый   ангидрид,   сероводород,  бенз(а)пирен,  окись
углерода, тяжелые металлы, метилмеркаптан и диоксид азота.
     Наибольший  вклад  в  загрязнение  воздушного бассейна области
вносят   г.   Южно-Сахалинск,  Поронайский,  Углегорский,  Охинский
районы.
     Город  Южно-Сахалинск  относится  к  числу  городов  России  с
наибольшим  загрязнением  воздуха. Сложившаяся ситуация в областном
центре  характеризуется  тем, что загрязнение атмосферного воздуха,
вызванное  выбросами  автотранспорта, достигло значительного уровня
и  обусловлено  резким ростом количества автомобильного транспорта.
До  настоящего  времени  не  принято  постановление мэра о снижении
загрязнения    атмосферного    воздуха    вредными   выбросами   от
автомобильного  транспорта,  проект  которого был разработан в 1999
году.  За  период  с  1990  по  2001  годы  зарегистрировано резкое
возрастание  среднегодовых концентраций двуокиси азота - в 3,5 раза
(от  0,91  ПДК  в  1990  году до 3,2 ПДК в 1996 году) с последующей
тенденцией  снижения  до  1,95  ПДК  в  2001  году.  Кроме того, за
указанный  период  наблюдается умеренный рост концентрации двуокиси
углерода на 30% (от 0,7 ПДК в 1990 году до 1,0 ПДК в 2001 году.
     Ярко    демонстрирует    загрязнение    атмосферного   воздуха
повторяемость  концентраций вредных веществ, превышающих ПДК, в том
числе  в  5  и  10  ПДК.  Из  общего числа проведенных исследований
воздуха   за   последние  пять  лет  повторяемость  превышений  ПДК
наблюдалась  по показателю двуокиси азота в 44% - 61,3% случаев, по
показателю  окиси  углерода  в  8,2% - 26%. Регистрировались случаи
превышения более 10 ПДК.
     Слабо   проводятся   мероприятия   по   снижению   загрязнения
атмосферного воздуха от автотранспорта, в том числе:
     -  изучение  свинцового  загрязнения  атмосферного  воздуха на
автомагистралях,  в  зоне  жилой  застройки  с  целью  перевода  на
неэтилированный бензин;
     -   строительство   объездных  дорог  и  другие  планировочные
мероприятия;
     -    выход    автомашин    на    линию   из   автохозяйств   с
неотрегулированными   двигателями  и  без  предварительных  замеров
отработавших газов на содержание вредных веществ;
     - оснащение автомобилей нейтрализаторами.
     Влияние   загрязненного   атмосферного   воздуха  на  здоровье
населения:
     В   г.  Южно-Сахалинске  уровень  общей  заболеваемости  детей
первого  года  жизни  составляет  3522,4  на  1000  контингента, за
последние  5  лет  показатель увеличился на 46% и в настоящее время
на  30%  выше  среднеобластного  значения. Заболеваемость по классу
врожденных  аномалий  (пороки  развития),  деформаций и хромосомных
нарушений   в  2,3  раза  превышает  среднеобластной  показатель  и
является  самым высоким в области. По сравнению с данными 1996 года
показатель  заболеваемости  по  данному  классу  возрос в 2,5 раза.
Кроме  того,  уровень  заболеваемости  по  классу  "болезни органов
дыхания"  среди  детей  до  года  на  5,2%  выше  средне областного
показателя.
     Среди   взрослого   населения   отмечается   высокий   уровень
заболеваемости   злокачественными   новообразованиями,   показатель
заболеваемости  занимает  третье  место  по  Сахалинской области. В
последнее  время  в 7,2 раза возросла заболеваемость хроническими и
неуточненными    бронхитами    и    эмфиземой.   На   27%   выросла
заболеваемость   бронхиальной   астмой.   Вероятнее   всего,  в  г.
Южно-Сахалинске     неблагоприятным     экологическим     фактором,
определяющим    высокую    заболеваемость    является   загрязнение
атмосферного воздуха.

     2.3. Продукты питания:
     Качество   продовольственного   сырья   и  пищевых  продуктов,
производимых  и  реализуемых  на  территории  Сахалинской  области,
ухудшилось  по  санитарно-химическим  показателям  на  2,2% (с 5% в
2000  году  до  7,2% в 2001 году), в том числе продукция импортного
производства  на 0,3% (с 3,1 до 3,4%). За последние 5 лет это самый
высокий  показатель  несоответствия  продукции.  Улучшение качества
продукции в 2001 году произошло за счет:
     - прочие продукты - на 24,1%,
     - мясная продукция - на 3,6%,
     - молочная продукция - на 0,5%,
     - рыбная продукция - на 5,6%,
     - плоды и ягоды - на 9,5%,
     - консервы - на 0,9% (с 3,9 до 8,3%),
     - хлебобулочные изделия - на 4%.
     За    последние   5   лет   ухудшилось   качество   продукции,
вырабатываемой   предприятиями  пищевой  промышленности  (молочная,
рыбная  продукция,  хлебобулочные  изделия),  что свидетельствует о
нарушениях технологии производства продукции.
     Выше,  чем  в  среднем  по Сахалинской области, несоответствие
продукции  по  санитарно-химическим  показателям  регистрируется  в
Ногликском   (16,9%),   Невельском   (14%),   Углегорском  (13,3%),
Долинском (11,7%), Томаринском (10,5%), Холмском (8,5%) районах.
     При  анализе  загрязнения  контаминантами химической природы в
продуктах   питания   установлено,  что  наибольшее  несоответствие
гигиеническим     нормативам    выявлено    в    хлебобулочных    и
мукомольно-крупяных, рыбных продуктах питания.
     Данные   по   отдельным   контаминантам   химической   природы
свидетельствуют,   что   количество   продовольственного   сырья  и
продуктов   питания,   содержащих  эти  вещества  в  концентрациях,
превышающих  гигиенические  нормативы,  снижается,  за  исключением
таких контаминантов, как свинец и нитраты.
     Нитраты  остаются  наиболее значимым загрязнителем по критерию
удельного  веса  нестандартных  проб от общего объема исследованных
на протяжении последних 5 лет наблюдения.
     Качество    продукции    по   микробиологическим   показателям
улучшилось  на  1,5% (с 10,9% в 2000 году до 9,4% в 2001 году), при
этом  качество продукции импортного производства улучшилось на 3,6%
(с  6,4  до  2,8%).  Но  вместе с тем ухудшилось качество продукции
птицеводства  на  0,7%^  рыбной  продукции  на  2,5%, хлебобулочных
изделий на 0,5%.
     Выше,  чем  в  среднем  по  Сахалинской области несоответствие
качества  продукции  по микробиологическим показателям в Ногликском
районе   (19,4%),   Александровск-Сахалинском  (17,8%),  Невельском
(17,6%),   Корсаковском  (12,7%),  Углегорском  (11,6%),  Долинском
(10,7%), г. Южно-Сахалинске (10,7%).
     Причинами  неудовлетворительного  качества  продовольственного
сырья и пищевых продуктов остаются:
     -  несоблюдение требований санитарных правил и технологических
режимов на пищевых объектах;
     -  отсутствие  и  нарушение условий транспортировки и хранения
пищевых продуктов на предприятиях;
- отсутствие систем производственного контроля на предприятиях.

     2.4. Почва и отходы:
     В  2001  году  актуальность гигиенических проблем, связанных с
загрязнением  почвы  отходами  производства  и потребления, а также
бытовыми отходами продолжала оставаться приоритетной.

                                                          Таблица 2

 Процент неудовлетворительных проб почвы по санитарно-химическим и
   микробиологическим показателям за период с 1998 по 2001 годы
__________________________________________________________________
Наименование                  |1998 год|1999 год|2000 год|2001 год|
______________________________|________|________|________|________|
удельный вес                     25,2%    3,9%     9,04%    6,23%
неудовлетворительных
проб почвы по
сани-тарно-химическим
показателям по области
удельный вес                      5,9%   10,5%    11,08%    13,6%
неудовлетворительных
проб почвы по
микробиологическим
показателям по области
удельный вес                      12,7%  13,36%   13,57%      -
неудовлетворительных
проб почвы по
санитарно-химическим
показателям по Российской
Федерации
удельный вес                      17,9%   15,8%   16,28%      -
неудовлетворительных
проб по микробиологическим
показателям
по Российской Федерации

     Оценивая   статистические  данные  с  1998  по  2001  годы  по
санитарно-химическим   показателям,  отмечается  заметное  снижение
процента   неудовлетворительных   проб,   а  по  микробиологическим
показателям - стабильный рост нестандартных проб.
     Загрязнение    по    санитарно-химическим   показателям   выше
среднеобластного  регистрируется  в Корсаковском (7,1%), Невельском
(2%),  Тымовском (6,45%) районах, по микробиологическим показателям
в   Поронайском   (16,67%),   Смирныховском  (16,67%),  Томаринском
(35,29%) районах, г. Южно-Сахалинске (39,68%).
     Основными   источниками   загрязнения  в  Сахалинской  области
являются  нефтегазодобывающая  отрасль, предприятия автотранспорта,
сельского  хозяйства, рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия
топливно-энергетического     комплекса,    лечебно-профилактические
учреждения, ремонтно-механические заводы.
     Из-за     отсутствия    специализированного    полигона    для
обезвреживания  и захоронения токсичных отходов серьезной проблемой
остается   складирование  и  переработка  промышленных  отходов.  В
большинстве  территорий  токсичные  отходы  3 и 4 классов опасности
хранятся   в   складских  помещениях  промышленных  предприятий.  В
Сахалинской    области   имеется   два   разрешенных   захоронения,
запрещенных  к  применению  пестицидов  общим объемом 297,4 тонн. В
Охинском  районе  требуют  захоронения  20  тонн  ДЦТ.  Остро стоит
вопрос  ртутного загрязнения, вызванного применением ртутных ламп и
приборов  с  ртутным наполнителем. На предприятиях области хранится
свыше  200  тыс. штук отработанных люминисцентных ламп. В структуре
промышленных   отходов   3   класса  опасности  значительное  место
занимают   нефтешламы,   образующиеся   при  бурении  скважин,  что
составляет  ежегодно  22  тыс.  тонн или 58,2% от общего количества
токсичных   отходов.  Всего  в  Сахалинской  области  размещено  40
шламо-накопителей  для  сбора  и  хранения  отходов нефтедобывающей
отрасли.
     В  структуре  загрязнения  почвы преобладают тяжелые металлы и
свинец.   В   2001   году   наблюдалось  увеличение  загрязнения  в
селитебной  зоне  свинцом  от 0% до 2%, тяжелыми металлами от 9% до
12%.
     Положения   "О   порядке   и  условиях  содержания  территорий
городских  и  сельских  поселений" органами местного самоуправления
утверждены только в Корсаковском районе и в г. Южно-Сахалинске.
     В  настоящее  время из-за отсутствия нормативной базы не решен
вопрос   уничтожения  не  разрешенных  к  применению  лекарственных
средств  (лекарственные  средства  с  просроченным сроком действия,
конфискованные таможней, фальсифицированные и т.д.).
     В   2001   году   завершены   проектно-изыскательские  работы,
проектно-сметная  документация на строительство областного полигона
по сбору, обезвреживанию, захоронению токсичных отходов.
     В  течение  многих  лет  в  Сахалинской  области  недостаточно
решаются  вопросы  по  очистке  и  обеззараживанию  сточных  вод от
населенных пунктов.

     2.5. Ионизирующее излучение
     Регулирование  радиационной безопасности и защита населения от
воздействия   загрязняющих  веществ  регламентируется  Федеральными
законами:
     - "О радиационной безопасности населения" (1996);
     -   "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения"
(1999);
     - "Об использовании атомной энергии" (1996).
     На  основе  указанных  законов разработаны и утверждены "Нормы
радиационной  безопасности"  (НРБ-99,  Гигиенический  норматив ГН),
регламентирующие  требования  законов  в  форме  основного дозового
предела,  допустимого  уровня  воздействия ионизирующих излучений и
других требований по ограничению облучения человека.
     Санитарно-гигиенические  требования к обеспечению радиационной
безопасности  персонала  и  населения,  методы обеспечения основных
дозовых   пределов  и  некоторые  производные  нормативы  (мощности
эквивалентной  дозы,  допустимые уровни поверхностного загрязнения,
допустимые  удельные  активности  радионуклидов в различных средах)
изложены  в  "Основных санитарных правилах обеспечения радиационной
безопасности" (ОСПОРБ-99).
     Отдельные  вопросы  обеспечения  радиационной безопасности при
транспортировании     радиоактивных     веществ,     обращении    с
радиоактивными  отходами,  использовании  ионизирующих  излучений в
отдельных  отраслях производства, науки и медицины регламентированы
несколькими   десятками   санитарно-гигиенических  правил,  норм  и
гигиенических нормативов.
     В   соответствии   с   Федеральным   законом  "О  радиационной
безопасности   населения"   в  целях  оценки  вредного  воздействия
радиационного  фактора  на  население Сахалинской области в течение
четырех   лет   проводится   работа   по  радиационно-гигиенической
паспортизации организаций и территорий.
     Анализ  поступивших  паспортов за истекший год показывает, что
радиационная  обстановка  на  территории  области  по  сравнению  с
предыдущими годами не изменилась.
     Годовая  эффективная  коллективная  доза населения в 2001 году
составила 1744,8 Зв/чел, в том числе от:
     -    деятельности    предприятий,    использующих    источники
ионизирующих излучений (далее по тексту - НИИ), - 0,4 (0,02%);
     - глобальных выпадений - 48,54 (2,78%);
     - естественных источников - 925,68 (53,06%);
     - медицинских исследований - 770,18 (44,14%).
     Коллективный  риск появления стохастических эффектов в течение
всей оставшейся жизни для населения составляет 127 случаев в год.
     Наибольший   вклад  в  дозу  облучения  населения  Сахалинской
области   внесли  природные  источники  ионизирующего  излучения  и
медицинское  облучение. На долю всех иных источников, в том числе и
за счет прошлых глобальных выпадений приходится 2,8%.
     В   целом   по  Сахалинской  области  гамма-фон  не  превышает
естественного  фона.  Очагов  локального  загрязнения или природных
аномалий не обнаружено.
     Уровни    объемной    активности   радиоактивных   веществ   в
атмосферном   воздухе  очень  низки.  Средняя  объемная  активность
радиоактивных  веществ  в атмосферном воздухе в 2001 году составила
по цезию-137 - 0,044 Е-5Бк/м3, по стронцию-90 - 0,025 Е-5Бк/м3.
     За   последние  пять  лет  объем  исследований  почвы  и  воды
хозяйственного  водоснабжения и воды открытых водоемов увеличился в
4,9 раза.
     Анализ   данных   исследований   воды   хозяйственно-питьевого
водоснабжения  и  воды открытых водоемов показывает, что превышения
гигиенических  нормативов  по  содержанию техногенных радионуклидов
на  территории  Сахалинской  области не зарегистрировано. Все пробы
отвечают  скриннинговым  показателям общей альфа- и бета-активности
(0,1  Бк/кг и 1,0 Бк/кг соответственно), установленных в Российской
Федерации с 1997 года.
     В    2001    году   в   воде   открытых   водоемов   суммарная
альфа-активность  составила  - 0,05 Бк/л, суммарная бета-активность
- 0,085 Бк/л.
     В    воде   источников   питьевого   водоснабжения   суммарная
альфа-активность  -  0,02  Бк/л;  суммарная  бета-активность - 0,18
Бк/л.
     На  территории  Сахалинской  области радиоактивное загрязнение
почвы    имеет    фоновые   значения,   обусловленные   глобальными
выпадениями.
     Плотность  загрязнения  почвы  в 2001 году составила в среднем
по   цезию-137  0,07  кБк/м2  (макс  -  0,398;  мин  -  0,021),  по
стронцию-90 - 0,051 кБк/м2 (мак- 0,213; мин - 0,015).

     2.5.1. Продовольственное сырье и пищевые продукты: 
     В   2001  году  исследовано  257  проб  пищевых  продуктов  на
содержание  радиоактивных  веществ.  Все они отвечают гигиеническим
требованиям.
     
     2.5.2. Облучение населения:
     Уровни  облучения  населения радоном, а также гамма-излучением
природных  радионуклидов  определяется  радиационной  обстановкой в
жилых,   общественных   и   производственных   зданиях,  в  которых
население  области  проводит  более 80% суток. Поэтому радиационный
контроль  за этими источниками ионизирующего излучения направлен на
обследование  жилого  фонда, производственных здании и строительных
материалов.
     Осуществляемый   контроль  за  содержанием  радона  в  воздухе
помещений  показывает,  что  в  100%  исследуемых эксплуатируемых и
строящихся  зданиях  эквивалентная  равновесная объемная активность
радона   соответствует   гигиеническим   нормативам.  Среднегодовая
эквивалентная  равновесная  объемная  активность  радона  в жилых и
общественных  зданиях  по  результатам  исследования  в  2001  году
составила в среднем - 7,7 (мин. - 3, макс.- 17,5). I
     С  2001  года  начато  исследование плотности потока радона из
грунта   на   стадии  землеотвода.  Но  недостаточное  аппаратурное
обеспечение  не  позволяет  проводить  эти  исследования  в  полном
объеме.
     Длительное  время  в  Сахалинской области проводится работа по
проведению  радиационного  контроля местных и ввозимых строительных
материалов.   Проведен   радиационный   контроль  всех  карьеров  и
объектов  области,  где  добываются  или  производятся строительные
материалы.
     Средняя  удельная эффективная активность радиоактивных веществ
в  используемых  строительных  материалах  местного  производства -
59,25 Бк/кг (минимальная- 15,03, максимальная- 129,3).
     Средняя  удельная эффективная активность радиоактивных веществ
в  используемых  привозных  строительных  материалах  -  275  Бк/кг
(минимальная - 9,43, максимальная - 284,4).
     Все  строительные  материалы  местного производства отнесены к
первому классу.
     При   исследовании  строительных  материалов,  поступивших  по
импорту в 2001 году, также в 100 % отнесены к первому классу.

     2.5.3. Облучение работников:
     Отсутствие  аппаратуры  для  определения  радона и радиометров
для  измерения  гамма-фона  на  рабочих  местах персонала в шахтах,
добывающих  и  перерабатывающих  органическое  сырье,  не позволяет
контролировать  производственное  облучение  работников  природными
источниками данной категории.

     2.5.4. Медицинское облучение:
     Медицинское  облучение  населения Сахалинской области занимает
второе    место    после   естественных   источников.   По   данным
радиационно-гигиенической  паспортизации  вклад в коллективную дозу
населения  за  счет  медицинского  облучения в 2001 году составляет
44,14%, что соответствует 1,3 мЗв/чел.
     Значительный  вклад  в коллективную дозу населения Сахалинской
области  вносят  флюорография и рентгенография (38,6% - 0,5 мЗв/чел
и 38,5% - 0,5 мЗв/чел соответственно).
     Анализ  данных показывает, что медицинское облучение во многом
зависит  от  материально-технического  состояния  рентгенкабинетов,
качества    технического    обслуживания    аппаратуры,   структуры
проводимых  исследований,  обеспеченности средствами индивидуальной
защиты  персонала  и  пациентов,  грамотности  персонала  отделений
лучевой диагностики.
     Более  97,4% кабинетов лучевой диагностики по набору помещений
и   по   площадям   приведены   в   соответствие   с   действующими
санитарно-техническими  требованиями, из 115 стационарных кабинетов
не   соответствует   по   набору   основных   помещений   только  3
(отсутствует комната управления).
     Заменены   почти   все  двухфазные  стационарные  аппараты  на
трехфазные, из 82 аппаратов - двухфазных 3.
     В  2001  году за счет средств различных источников приобретено
7      современных     рентгендиагностических     комплексов,     2
флюорографических   аппарата,   2   стационарных   маммографических
аппарата.   Закончено  строительство  блока  ускорителя  электронов
областного онкологического диспансера.
     Вводятся  в  эксплуатацию рентгеновские аппараты с усилителями
рентгеновского  изображения,  что  в  десятки  раз  снижает лучевую
нагрузку  как  на персонал, так и на пациентов (из 82 аппаратов - с
УРИ 27 - 33,0%).
     В  лечебно-профилактических  учреждениях (далее по тексту ЛПУ)
установлены 6 стационарных маммографических аппаратов.
     В  последние  пять лет проводится интенсивная работа по замене
старых  средств  индивидуальной  защиты (СИЗ) персонала и пациентов
на  более  современные  и  облегченные.  Только  в 30% используются
старые СИЗ, срок эксплуатации которых превышает 8-10 лет.
     Внедрение   лечебно-профилактическими   учреждениями   методов
контроля  и  учета позволяет более точно проанализировать состояние
радиационной      безопасности     пациентов     при     проведении
рентгенорадиологических   процедур  и  наметить  пути  по  снижению
уровней   облучения   населения.   Из-за  отсутствия  аппаратурного
обеспечения   учет   индивидуальных   эффективных   доз   пациентов
проводится расчетным методом.
 
     2.5.5. Техногенные источники:
     Численность  объектов,  использующих  источники  ионизирующего
излучения  составила:  дефектоскопические - 7, геологоразведочные -
7,  отделения  медицинской  лучевой  диагностики - 116, медицинская
радиология - 1, прочие -27,
     Общая    характеристика   объектов,   использующих   источники
ионизирующего излучения:
     а) Промышленные:
     -  Дефектоскопия  - в работе используются 4 гамма-дефектоскопа
с  активностью  от  5  до  150  кюри,  32  аппарата  для проведения
рентгеновской  дефектоскопии.  Персонал:  группа  "А" - 18 человек,
группа "Б" - 3 человека;
     -  Геологоразведка - 78 источников ионизирующего излучения для
проведения  каротажных  работ  с  активностью  от 0,5 мКи до 20 Ки.
Персонал: группа "А" - 68 человек, группа "Б" - 6 человек;
     -  Прочие  - предприятия, использующие в работе радиоизотопные
приборы    (дымоизвещатели,   индикаторы   обледенил,   плотномеры,
уровнемеры),  интроскопы, аппараты для рентгенструктурного анализа,
для  градуировки и поверки аппаратуры, радиохимические лаборатории.
Персонал: группа "А" - 52 человека, группа "Б" - 46 человек.
     б) Медицинские:
     Для  проведения  процедур  с  диагностической и лечебной целью
используются  2  гамма-терапевтических  дистанционных  аппарата,  1
гамма-терапевтический   аппарат  для  контактной  гамма-терапии,  1
ускоритель    электронов,   радиофармацевтические   препараты,   81
стационарный  рентгенаппарат,  33 флюороаппарата, 1 магнито-ядерный
резонансный     томограф,     144    переносных    и    передвижных
рентгенаппаратов.
     Персонал: группа "А" - 287 человек, группа "Б" - 24 человека
     Все  предприятия имеют санитарно-эпидемиологическое заключение
на право работы с источниками ионизирующего излучения.
     Годовые  дозы облучения персонала соответствуют установленному
гигиеническому   нормативу   (менее   20   мЗв   в  год).  Вклад  в
коллективную   дозу   облучения   населения  за  счет  деятельности
предприятии, использующих в своей деятельности ИИИ равен 0,02%.
     Годовая  средняя  эффективная  доза  персонала: группа А- 0,92
мЗв; группа Б - 0,12, всего персонала - 0,8.
Коллективная доза (чел-Зв) группа А - 0,392; группа Б - 0,009.
     Индивидуальный  риск  для  персонала  составляет  4,48  х  105
случаев  в год, коллективный риск появления стохастических эффектов
для персонала равен 0,022 случая в год.
     Радиационных  аварий  на  территории  Сахалинской  области  не
зарегистрировано  с  1998  года.  Три  радиационные аварии, которые
произошли  в  1997  году,  -  утеря  источника цезия-137, взрыв 100
ракет  "Земля-воздух"  на  территории  полигона,  сброс источника в
акваторию  Охотского  моря,  были  связаны с деятельностью воинских
частей Министерства обороны Российской Федерации,
     Захоронение    всех    источников    ионизирующего   излучения
производится  через  специализированное предприятие "Зонд", которое
производит   демонтаж,   разборку   ИИИ  на  своей  базе  в  случае
необходимости,   временное   хранение  и  отправку  на  Хабаровский
спецкомбинат "Радон".
     На  территории  Сахалинской области определены силы и средства
для  ликвидации  возможных  радиационных  аварий, происшествий и их
последствий.
     При   главном   управлении  по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям Сахалинской области сформирована бригада по
ликвидации     радиационных     аварий,    оснащенная    средствами
индивидуальной и коллективной защиты, дозиметрическими приборами.
     В  центре  госсанэпиднадзора  в  Сахалинской  области в состав
санитарно-эпидемиологического  отряда  (СЭО) входит радиологическая
бригада,   оснащенная   средствами  индивидуальной  и  коллективной
защиты,   дистанционными   инструментами,  приборами  радиационного
контроля, дезактивирующими средствами.
     В  Сахалинской  областной  больнице  на базе гематологического
отделения  развернуто  пять  коек  для  оказания  квалифицированной
помощи пострадавшим при радиационных авариях.

     2.6. Электромагнитные поля и излучение:
     Среди  физических  факторов  неионизирующей  природы  наиболее
важное  значение  в  отношении  влияния на здоровье населения имеет
акустический шум и электромагнитные излучения.
     В  2001  году  санитарно-эпидемиологическая обстановка в части
воздействия  физических факторов как на производстве, так и в среде
населенных  мест  остается  достаточно  неблагоприятной.  С  каждым
годом  возрастает  число  объектов,  потенциально  опасных, с точки
зрения   воздействия  физических  факторов,  прежде  всего  шума  и
электромагнитных  полей.  Всего  в Сахалинской области под надзором
госсанэпидслужбы  в  2001  году  находится 3182 объекта, являющихся
источниками  физических  факторов  неионизирующей  природы,  из них
неблагополучны  по микроклимату 36%, по освещенности - 27%, по шуму
-  33%,  по  электро-магнитным полям (далее по тексту ЭМП) - 7%, по
вибрации - 13%.
     Наиболее  неблагоприятной  является обстановка на промышленных
объектах.  Из  обследованных  объектов  по уровню шума, не отвечали
санитарно-гигие-ническим  требованиям  55%, по освещенности - 36 %,
по  вибрации  -  24%,  по  микроклимату  -  56%. Это предприятия г.
Южно-Сахалинска,   Охинского,   Углегорского,  Тымовского  районов,
оборудование  которых  технически  и  морально  устарело  и требует
замены или модернизации.
     В  населенных  пунктах  ведущими факторами, воздействующими на
население, является акустический шум и ЭМП.
     Уровень   шума   на   территории  жилой  застройки  продолжает
возрастать  в  связи  с  интенсификацией  и  организацией дорожного
движения.
     Весьма  неблагоприятное  положение  складывается  по  шумовому
фактору  на автомагистралях г. Южно-Сахалинска, Холмска, Корсакова.
В  этих  городах  отсутствует кольцевая дорога, магистральные улицы
вследствие  своего расположения перенасыщены автотранспортом, в том
числе и грузовыми автомашинами.
     Строительство   объездных   дорог  и  рационализация  движения
транспорта  способствует  снижению  шумовой  нагрузки на население.
Так,  для  нормализации  обстановки  по  шуму  в г. Южно-Сахалинске
ведутся  работы  по  выводу  грузового  автотранспорта  за  пределы
города, для чего строится объездная автодорога.
     Решением  вопроса  о  защите  зданий  могло  бы  быть  широкое
применение   шумозащитных   оконных  и  дверных  балконных  блоков,
конструкции  которых  обеспечивают снижение шума в помещениях. В г.
Южно-Сахалинске   три   предприятия   выпускают  такие  конструкции
различной  степени  шумозащиты.  Однако  массовая установка в жилых
зданиях этих блоков сдерживается их высокой стоимостью.
     Жалобы   населения   вызывает   и  работа  предприятий  малого
бизнеса,  расположенных  в  жилых  домах. Шумы, проникающие в жилые
помещения  от  деятельности ночных кафе, холодильного оборудования,
превышают  допустимые  уровни на 5 - 10 дБ для ночного времени, что
вызывает обоснованные жалобы граждан, проживающих в этих домах.
     В   связи   с  продолжающимся  ростом  числа  источников  ЭМП,
обусловленных  внедрением  новых систем мобильной связи, появлением
новых  станций  радио-телевещания,  и  особенно  увеличением  числа
персональных  компьютеров,  возрастает  и  количество  лабораторных
исследований,  проводимых  центрами  госсанэпиднадзора в населенных
пунктах.
     В  Сахалинской области растет число пользователей персональных
компьютеров,  среди  которых  значительный  процент занимают дети и
подростки.  В  2000 году из общего числа обследованных рабочих мест
в     учебных     компьютерных     классах    не    соответствовало
санитарно-эпидемиологическим   требованиям   20,4%.   В  результате
активных  мер  по  предотвращению нарушения санитарно-гигиенических
норм  при  эксплуатации вычислительной техники в учебных заведениях
заменены   устаревшие  модели  компьютеров,  проведена  техническая
реконструкция  систем  заземления и электропроводки. Дооборудование
классов  информатики  проводится  техникой,  имеющей  гигиеническое
заключение.  В  2001  году  все  обследованные  классы  информатики
соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
     Важной   мерой,  предупреждающей  воздействие  неблагоприятных
физических  факторов  на  население,  является гигиеническая оценка
продукции,  поступающей  в  Сахалинскую область. Число испытаний на
соответствие  ее  гигиеническим  требованиям  неуклонно  растет и в
2001 году составило 1000.

                  3. Гигиена и безопасность труда

     Состояние  рабочих  мест  на  территории Сахалинской области в
динамике  за  последние  несколько  лет свидетельствует о некотором
улучшении  по содержанию паров и газов, пыли и аэрозолей, по уровню
шума, вибрации и показателям освещенности.
     Состояние   воздушной   среды  закрытых  помещений  и  воздуха
рабочей  зоны  исследовалось  на 18,8% объектов промышленности, что
практически  на  одном  уровне по сравнению с 2000 годом (19%). При
этом  удельный  вес  исследованных  проб  воздуха  превышающих  ПДК
снизился  по содержанию паров и газов с 12,2% в 2000 году до 7,1% -
в  2001 году. По содержанию пыли и аэрозолей несколько увеличился с
20,1% в 2000 году, до 22,4 % в 2001 году.
     Динамика  состояния рабочих мест по уровню физических факторов
свидетельствует   о   росте   числа  рабочих  мест,  не  отвечающих
санитарным  нормам по уровню вибрации, с 24,1% в 2000 году до 36,8%
в 2001 году.
     По отраслям промышленности наиболее неблагополучны:
     - Угольная - 69,2%
     - Транспорт - 66,6%
     - Стройматериалов - 44,4%
     По  административным  территориям:  Поронайский район - 89,8%,
Углегорский район - 77%.
     По  уровню  шума  показатель  обследованных  рабочих  мест, не
отвечающих  нормативным  требованиям,  остался  на  уровне прошлого
года  -  37,8  %  в 2000 году и 37,3 % в 2001 году. В ряде отраслей
этот показатель выше, чем в среднем по области:
     -  строительство  - 81% обследованных рабочих мест не отвечают
нормативным требованиям;
     - жилищно-коммунальное хозяйство - 75%;
     - деревообрабатывающая отрасль - 66,6%;
     - лесозаготовительная отрасль - 58%;
     - угольная промышленность - 56,8%;
     - рыбная промышленность - 48,7%.
     По территориям:
     Выше,  чем  в  среднем  по  Сахалинской области, показатели по
Поронайскому   району   -   90,6%,  Углегорскому  району  -  61,2%,
Томаринскому  району  -55,2%,  Тымовскому  району  -  61%  от числа
обследованных   рабочих   мест  не  отвечает  санитарным  нормам  и
требованиям.
     По   показателям  микроклимата  и  освещенности  рабочих  мест
удельный  вес  объектов,  не  отвечающих  гигиеническим нормативам,
снизился  с  44%  до  38,7%  (микроклимат)  и  с  31,6  % до 24,1 %
(освещенность) соответственно в 2000 и 2001 годах.
     По  показателям  микроклимата  наиболее  высокие показатели на
предприятиях:.
     -  судостроительной отрасли - 74,6% обследованных рабочих мест
не отвечают нормативным требованиям;
     - транспорта-63,7%;
     - лесозаготовительной отрасли - 56,7%;
     - стройматериалов - 50,6%.
     В   разрезе   административных   территорий:  на  предприятиях
Макаровского  района  - 72,5%, Анивского района - 61%, Углегорского
района-64,1%,  Невельского  района  -  58,5%  обследованных рабочих
мест   не   отвечает   требованиям   санитарных   правил,   норм  и
гигиенических нормативов.
     По показателям освещенности:
     - угольная промышленность - 50,3%;
     - жилищно-коммунальное хозяйство - 40,2%;
     - лесное хозяйство - 35,2 %;
     - полиграфия - 20,6 %.
     По    территориям    наиболее   неблагоприятная   ситуация   в
Углегорском  (56,3%),  Невельском  районе  (46,8%), Охинском (38%),
Поронайском (49,2%) районах области.

                4. Профессиональная заболеваемость

     Показатель   профессиональной   заболеваемости  в  Сахалинской
области  в 2001 году составил 8,8 на 10000 работающих, в 2000году -
9,2  на 10000 работающих. Абсолютное число заболевших составило 173
человека,  в  том  числе  3  женщины.  В  2000году число заболевших
равнялось 182.

                                                          Таблица 4

Показатели профессиональной заболеваемости в Сахалинской области в
              1997 - 2001 годах (на 10000 работающих)
__________________________________________________________________
Годы |                      Сахалинская область                   |
     |____________________________________________________________|
     |Абсолютное число | Показатель на 10000 | Абсолютный прирост |
     |                 |      работающих     |                    |
_____|_________________|_____________________|____________________|
1997        107                  3,8                  +0,42
1998        167                  8,09                 +4,29
1999        229                  11,1                 +3,01
2000        182                  9,2                   -1,9
2001        173                  8,8                  -0,37

     Проведенный  анализ  профессиональной  заболеваемости показал,
что ситуация несколько улучшилась по следующим показателям:
     1. Произошло   снижение   роста   абсолютного   числа  впервые
выявленных профессиональных заболеваний.
     2. Уменьшился показатель профессиональной заболеваемости.
     Однако  на  протяжении  пяти  лет  показатель профессиональной
заболеваемости  в  Сахалинской  области остается значительно выше в
сравнении со среднероссийским показателем.
     Наибольшее  число  заболевших (94,2%) работало на предприятиях
угольной  отрасли,  по  1,2%  - на предприятиях лесозаготовительной
отрасли  и  объектах  здравоохранения,  по  0,6%  - на предприятиях
электроэнергетики,  строительной  индустрии, рыбной промышленности,
морского и автотранспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
     По  территориальной  принадлежности: 47,4% - жители Долинского
района,  19,6% - Углегорского района, 6,4% - г. Южно-Сахалинска, по
0,6%  - Курильский и Тымовский районы, 14,5% - Поронайского района,
3,5% - Александровск-Сахалинского района.
     В    структуре    профессиональных   заболеваний   преобладают
заболевания   от   воздействия  физических  факторов:  вибрационная
болезнь,     заболевания     опорно-двигательного     аппарата    и
периферической нервной системы.
     В  Сахалинской  области  крайне  низкие  показатели  выявления
профзаболеваний  при медосмотрах. Об этом свидетельствует тот факт,
что  83,2%  больным первичный диагноз профессионального заболевания
выставлен  при  активном  обращении  больных  и  лишь  16,8%  - при
периодическом  медосмотре  (показатель  1999  -  2000 годов -7,8% и
13,8%   соответственно).  За  последние  годы  произошли  улучшения
показателей,  но  по  сравнению с Российской Федерацией Сахалинская
область выглядит не лучшим образом.
     Анализ  случаев  профзаболеваний  показал,  что патология чаще
регистрируется   если   стаж   работы   в   контакте   с   вредными
производственными  факторами  составляет 26 лет и более - 46,2 % (в
1999  и  2000  годах - 31 и 36,8 % соответственно). Возраст больных
ближе   к   50-ти  годам.  Болеют  люди  наиболее  работоспособного
возраста  и  профессионально  подготовленные,  которые  к  50 годам
становятся инвалидами.

                      5. Медицинские осмотры:

     Охват  медосмотрами в Сахалинской области составил в 2001 году
87,1% (в 2000 году-88,2%).
     Согласно  имеющимся  данным  установлено,  что  увеличилось на
2,1%    количество    предприятий,   работники   которых   подлежат
медицинскому  осмотру. В 2000 году число предприятий равнялось 615,
в 2001 году - 628.
     Наибольшее   число  предприятий,  работники  которых  подлежат
медосмотру,   расположено   в   наиболее  экономически  развитой  -
территории  г.  Южно-Сахалинска  -  209 (против 169 в 2000 году). В
Тымовском   районе   -  65  предприятий  (65  -  в  2000  году),  в
Углегорском - 42 (38 - в 2000 году).
     На  4,38%  увеличилось число лиц, подлежащих медосмотру (25910
и 27047 человек соответственно в 2000 и 2001 годах).
     От  общего  числа  подлежащих  медосмотру  удельный вес женщин
составил  31,62%,  что  на  1,68% больше по сравнению с аналогичным
показателем 2000 года.
     Положительным  результатом  работы  является  увеличение числа
лиц  фактически осмотренных. В 1999 году этот показатель составил -
86,1%,  в  2000  году - 88,2%, в 2001 году - 87,1%. Наиболее низкий
удельный  вес  числа  осмотренных  отмечен  в  г. Южно-Сахалинске -
78,5%,  в  Смирныховском  районе  - 80%, в Анивском районе - 82,3%.
Наиболее  высокий  - в Холмском районе 93,2%, в Ма-каровском районе
-  96,2%, в Александровск-Сахалинском районе - 93%, в Кор-саковском
районе 90,9%.
     Высокие  показатели  числа осмотренных по г. Южно-Сахалинску -
98,2%  (в 2000 году - 98,6%), по Холмскому району - 97% (2000 год -
100%), Анивский - 100 % (2000 год - 96,36%).
     В  течение  2001  года  при медицинском осмотре у 201 человека
выявлены  симптомы  профессиональной патологии, что составило 0,85%
от  числа  осмотренных (2000 год - 0,87%). У 2126 пациентов впервые
выявлено  соматическое  заболевание, по сравнению с 2000 годом рост
составил   18,5%  .  Рекомендован  перевод  на  другую  работу  280
работающим  (в 2000 году - 356 человек). Направлены на стационарное
или   амбулаторное  лечение  4,74%  от  числа  осмотренных,  что  в
абсолютных числах составило 523 и 595 человек соответственно.

                      6. Воздушный транспорт:

     Главными  факторами неблагоприятного воздействия на окружающую
среду при эксплуатации гражданских воздушных судов являются:
     -  загрязнение  атмосферы  отработавшими газами авиадвигателей
вблизи   аэропортов   (нижние   слои   атмосферы)   и   на  высотах
крейсерского полета (верхние слои атмосферы);
     -  загрязнение  атмосферы,  почвы  и  водоемов от стационарных
источников  авиапредприятий (химическое и физическое воздействие на
почву   и   растительность,   загрязнение  и  использование  водных
ресурсов);
     -  шум,  создаваемый  воздушными  судами  на  местности вблизи
аэропортов;
     -  отсутствие  санитарных  норм,  использование  ведомственных
нормативов  и  государственных  стандартов,  не учитывающих вопросы
обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия авиационных
пассажиров.
     В  2001 году проводился лабораторно-инструментальный контроль,
отобрано  79  проб  воздушной  среды  закрытых  помещений на пары и
газы,   из   них   превышает   ПДК  4,  в  2000  году  -  54  и  17
соответственно,  на  пыль  и аэрозоль отобрано 66 пробы, превышение
ПДК  в  7  пробах,  в  2000  году  -  2 и 0 соответственно. Уровень
физических  факторов  свидетельствует  о снижении числа выполненных
инструментальных  измерений,  не  отвечающих  санитарным  нормам по
уровню  шума  с  71,4%  в  2000  году  до  19,6%  в  2001  году. По
показателям  микроклимата с 42,8% до 41% по годам (соответственно),
освещенности с 41,1% до 8,1%.

         7. Приоритетные проблемы гигиены окружающей среды

     Загрязнение   окружающей  природной  среды  многих  населённых
пунктов  Сахалинской  области,  происшедшее вследствие интенсивного
развития  промышленности и энергетических систем в 1930-1989 годах,
а   в  последние  годы  и  автотранспорта,  наличие  на  территории
Сахалинской  области  многих  источников  природной и искусственной
радиации,  работа  во  вредных  и  опасных  условиях  труда создали
предпосылки  к  появлению производственно обусловленных заболеваний
и  заболевании,  связанных  с воздействием неблагоприятных факторов
среды обитания.
     Для  проведения  целенаправленной  государственной политики по
укреплению    здоровья   населения   необходимы   скоординированные
межведомственные     действия     по     уменьшению     воздействия
неблагоприятных  факторов  окружающей  и  производственной среды. В
первую  очередь,  эти  действия  должны  быть  ориентированы  на те
факторы,  которые  представляют  наибольшую  опасность для здоровья
населения Сахалинской области.

  8. Механизм реализации регионального плана действий по гигиене
                     окружающей среды (РПДГОС)

     Механизм  реализации  РПДГОС  определяет  основные направления
работ    органов    государственной    власти,   органов   местного
самоуправления,   а   также   различных   хозяйствующих  субъектов.
Финансирование  мероприятий  РПДГОС  должно  осуществляться за счет
средств  бюджета  Сахалинской  области,  внебюджетных источников, а
также иных источников.
     РПДГОС  содержит  Перечень основных первоочередных мероприятий
(прилагается).
     Основные   направления   и   отдельные  разделы  РПДГОС  могут
ежегодно       корректироваться       с       учетом       динамики
социально-экономического  положения Сахалинской области, а также на
основе   результатов   научных  исследований,  проводимых  по  этим
проблемам.
     Для    реализации   мероприятий   РПДГОС   при   администрации
Сахалинской  области создается совет по координации деятельности по
реализации  регионального  плана  действий  по  гигиене  окружающей
среды Сахалинской области на 2002-2003 годы.
     Основными  его  функциями  должны быть контроль за реализацией
РПДГОС,  подготовка  и  внесение  предложений по его корректировке,
контроль  за  использованием  выделенных финансовых средств, оценка
эффективности программных мероприятий.
     В  дальнейшем необходимо разработать мероприятия, направленные
на   обеспечение   санитарно-  эпидемиологического  благополучия  и
профилактику  заболеваемости населения, которые могут быть включены
в федеральные целевые программы и в областные программы.



Информация по документу
Читайте также