Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)»

 

 

от 01.11.2016 № 530

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 № 221 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия», постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.06.2013 № 310 «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Хакасия» (с последующими изменениями), постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 12.10.2016 № 124-п «Об основных прогнозных показателях республиканского бюджета Республики Хакасия на 2017 и на плановый период 20182019 годов» в целях реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики Республики Хакасия

Правительство Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (20172021 годы)».

2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2017 года.

 

 

Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия          В. Зимин

 

 

 

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Хакасия

от 01.11.2016 г. № 530

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (20172021 годы)»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Республики Хакасия

«Экономическое развитие и повышение инвестиционной

привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)»

 

Ответственный исполнитель

 

Министерство экономики Республики Хакасия

Соисполнители

Министерство финансов Республики Хакасия;

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия

 

Подпрограммы

подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия»;

подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия»;

подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы»

 

Цель

Содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов

 

Задачи

создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия;

повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

создание условий для эффективной реализации мероприятий государственной программы

 

Целевые показатели

показатель 1 «Объем инвестиций к валовому региональному продукту»:

2017 год – 17,2%;

2018 год – 17,3%;

2019 год – 17,8%;

2020 год – 17,9%;

2021 год – 18,0%;

показатель 2 «Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, ежегодно»:

2017 год – 1500 единиц;

2018 год – 1600 единиц;

2019 год – 1700 единиц;

2020 год – 1800 единиц;

2021 год – 1900 единиц;

показатель 3 «Доля своевременно выполненных мероприятий государственной программы от общего количества реализуемых мероприятий, ежегодно»:

2017 год – 100%;

2018 год – 100%;

2019 год – 100%;

2020 год – 100%;

2021 год – 100%

 

Этапы и сроки реализации

 

2017–2021 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

319532 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия из них: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 82910 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 34574 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 11000 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, 4000 тыс. рублей,

в том числе:

2017 год – 52930 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 8970 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 6522 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 1000 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, – 1000 тыс. рублей;

2018 год – 35138 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 6470 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 3526 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, – 500 тыс. рублей;

2019 год – 35138 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 6470 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 3526 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, – 500 тыс. рублей;

2020 год – 98163 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 30500 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 10500 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 5000 тыс. рублей; субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, – 1000 тыс. рублей;

2021 год – 98163 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 30500 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 5000 тыс. рублей; субсидии некоммерческим организациям – 10500 тыс. рублей, субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, – 1000 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации

в количественном выражении:

увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства до 1900 единиц;

увеличение объема инвестиций к валовому региональному продукту до 18%;

в качественном выражении:

улучшение условий ведения бизнеса в Республике Хакасия;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;

подготовка высокопрофессиональных управленческих кадров;

выполнение мероприятий государственной программы

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 1 «Формирование благоприятной
инвестиционной среды в Республике Хакасия
»

 

Ответственный исполнитель

 

Министерство финансов Республики Хакасия

Цель

привлечение инвестиций в основной капитал на территории Республики Хакасия

 

Задача

стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Хакасия

 

Целевой показатель

показатель 1.1 «Бюджетный эффект (увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия) от деятельности инвесторов»:

2017 год – 7000 тыс. рублей;

2018 год – 3500 тыс. рублей;

2019 год – 3500 тыс. рублей;

2020 год – 7000 тыс. рублей;

2021 год – 7000 тыс. рублей

 

Этапы и сроки реализации

 

20172021 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

4000 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, из них субсидии юридическим лицам, осуществляющим капитальные вложения, – 4000 тыс. рублей,
в том числе:

2017 год 1000 тыс. рублей;

2018 год 500 тыс. рублей;

2019 год 500 тыс. рублей

2020 год 1000 тыс. рублей;

2021 год 1000 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации

обеспечение условий для привлечения инвестиций, увеличения стоимости основных фондов предприятий, создания новых рабочих мест, наращивания доходной базы консолидированного бюджета Республики Хакасия и экономического роста региона;

бюджетный эффект (увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия) от деятельности инвесторов – 28000 тыс. рублей

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего

предпринимательства в Республике Хакасия»

 

Ответственный исполнитель

 

Министерство экономики Республики Хакасия

Цель

создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства

 

Задачи

содействие модернизации основных фондов, участвующих в производстве товаров (работ, услуг), субъектов малого и среднего предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержка внешнеэкономической и межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия;

поддержка мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства

 

Целевые показатели

показатель 2.1 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидии на модернизацию основных фондов, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 6 единиц;

2018 год – 7 единиц;

2019 год – 8 единиц;

2020 год – 11 единиц;

2021 год – 14 единиц;

показатель 2.2 «Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий), ежегодно»:

2017 год – 90077 тыс. рублей;

2018 год – 97283 тыс. рублей;

2019 год – 106039 тыс. рублей;

2020 год – 115582 тыс. рублей;

2021 год – 125985 тыс. рублей;

показатель 2.3 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде грантов на развитие бизнеса и субсидирования затрат, связанных с приобретением оборудования, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 4 единицы;

2018 год – 6 единиц;

2019 год – 8 единиц;

2020 год – 15 единиц;

2021 год – 22 единицы;

показатель 2.4 «Количество вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 3 единицы;

2018 год – 4 единицы;

2019 год – 5 единиц;

2020 год – 9 единиц;

2021 год – 13 единиц;

показатель 2.5 «Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 26199 тыс. рублей;

2018 год – 41159 тыс. рублей;

2019 год – 56119 тыс. рублей;

2020 год – 127179 тыс. рублей;

2021 год – 198239 тыс. рублей;

показатель 2.6 «Количество услуг (методических, информационных, консультационных, образовательных), оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах поддержки предпринимательства, ежегодно»:

2017 год – 8948 услуг;

2018 год – 9127 услуг;

2019 год – 9309 услуг;

2020 год – 9495 услуг;

2021 год – 9686 услуг;

показатель 2.7 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших микрозаймы, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 1 единица;

2018 год – 2 единицы;

2019 год – 3 единицы;

2020 год – 4 единицы;

2021 год – 5 единиц;

показатель 2.8 «Количество экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидии, а также количество субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в межрегиональной деятельности, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 4 единицы;

2018 год – 2 единицы;

2019 год – 8 единицы;

2020 год – 20 единиц;

2021 год – 22 единицы;

показатель 2.9 «Оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий, ежегодно»:

2017 год – 61129800 тыс. рублей;

2018 год – 65592300 тыс. рублей;

2019 год – 70380500 тыс. рублей;

2020год – 75518300 тыс. рублей;

2021 год – 81031100 тыс. рублей;

показатель 2.10 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидии на реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации, нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 2 единицы;

2018 год – 4 единицы;

2019 год – 6 единиц;

2020 год – 12 единиц;

2021 год – 18 единиц;

показатель 2.11 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в виде субсидирования части затрат, связанных с подтверждением соответствия продукции (работ, услуг), нарастающим итогом с 2016 года»:

2017 год – 2 единицы;

2018 год – 4 единицы;

2019 год – 6 единиц;

2020 год – 11 единиц;

2021 год – 16 единиц;

показатель 2.12 «Количество муниципальных образований, получивших субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на поддержку программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, ежегодно»:

2017 год – 13 единиц;

2020 год – 13 единиц;

2021 год – 13 единиц;

показатель 2.13 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку в рамках муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, ежегодно»:

2017 год – 13 единиц;

2020 год – 13 единиц;

2021 год – 13 единиц;

показатель 2.14 «Объем поступлений налогов на совокупный доход в доходы местных бюджетов, ежегодно»:

2017 год – 287717 тыс. рублей;

2018 год – 288350 тыс. рублей;

2019 год – 288984 тыс. рублей;

2020 год – 289620 тыс. рублей;

2021 год – 290257 тыс. рублей

 

Этапы и сроки реализации

 

20172021 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

147271 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, из них: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 82910 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 11000 тыс. рублей,

в том числе:

2017 год – 18117 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 8970 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 530 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 1000 тыс. рублей;

2018 год – 12229 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 6470 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 530 тыс. рублей;

2019 год – 12229 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 6470 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 530 тыс. рублей;

2020 год – 52348 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 30500 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 3000 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 5000 тыс. рублей;

2020 год – 52348 тыс. рублей, из них субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства – 30500 тыс. рублей, субсидии некоммерческим организациям – 3000 тыс. рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 5000 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации

увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) до 125985 тыс. рублей;

увеличение количества вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, до 13 единиц;

увеличение количества оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства услуг организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, до 9686 услуг;

увеличение оборота малых (включая микропредприятия) и средних предприятий до 81031100 тыс. рублей;

увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства до 1900 единиц;

количество муниципальных образований, получивших субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на поддержку программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, 13 единиц;

увеличение объема поступлений налогов на совокупный доход в доходы местных бюджетов до 290257 тыс. рублей

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 3 «Обеспечение реализации государственной программы»

 

Ответственный исполнитель

 

Соисполнитель

 

 

 

Министерство экономики Республики Хакасия,

 

 

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия

 

Цель

повышение эффективности реализации мероприятий государственной программы

 

Задача

обеспечение своевременного выполнения мероприятий и достижения целевых показателей государственной программы

 

Целевой показатель

показатель 3.1 «Доля исполненных в срок поручений Президента Российской Федерации в сфере экономического развития»:

2017 год – 100%;

2018 год – 100%;

2019 год – 100%;

2020 год – 100%;

2021 год – 100%

 

Этапы и сроки реализации

 

2017–2021 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

168261 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе:

2017 год – 33813 тыс. рублей;

2018 год – 22409 тыс. рублей;

2019 год – 22409 тыс. рублей;

2020 год – 44815 тыс. рублей;

2021 год – 44815 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации

выполнение мероприятий и достижение целевых показателей государственной программы;

своевременное исполнение поручений Президента Российской Федерации в сфере экономического развития

 

 

1. Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, анализ основных проблем

 

Социально-экономическое положение Республики Хакасия в течение 2015, 2016 годов характеризовалось разнонаправленными тенденциями развития основных макроэкономических показателей.

Среди отраслей реального сектора экономики положительная динамика наблюдалась в сфере добычи полезных ископаемых, производства электроэнергии, жилищном строительстве.

Организациями промышленности за январь – май 2016 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на общую сумму
67563200 тыс. рублей.

Структура промышленности республики в течение многих лет остается стабильной. Основную долю занимают предприятия обрабатывающей сферы деятельности, в которой сохранилась положительная динамика организация пищевой промышленности (102,8% к январю – маю 2015 года), производству кожи, изделий из кожи и производству обуви (159,6%), обработке древесины и производству изделий из дерева (123,8%), производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (106,3%).

В сфере электро- и теплоэнергетики с начала 2016 года наблюдался стабильный рост объемов выработки. За пять месяцев 2016 года предприятиями произведено электроэнергии 10240,5 ГВтч (107% к аналогичному периоду прошлого года), теплоэнергии – 2391,3 тыс. Гкал (114,3%).

Инвестиционная политика предприятий угольной промышленности, развивающихся в рамках топливно-энергетического кластера Абакано-Черногорской агломерации, имеет своей целью проведение мероприятий по комплексному развитию добывающих и перерабатывающих мощностей, модернизации и расширению действующего производства.

Одной из «точек роста» в добывающей отрасли стала добыча угля на новом участке Аршановский 1 Бейского каменноугольного месторождения. Это положительно сказалось на темпах роста угледобычи в целом по региону. За 2015 год горнодобывающими предприятиями добыто около 17 млн тонн угля, что на 13,1% больше, чем в 2014 году. В 2016 году горнодобывающими предприятиями добыто 7845 тыс. тонн угля, из которых 44,3% или 3481 тыс. тонн –обогащенный уголь (107,4% и 102,3% к уровню января – мая 2015 года).

Кроме этого, рост объемов добычи в 2016 году демонстрировали золотодобывающие предприятия и горно-обогатительный комбинат по производству молибденовых концентратов и ферромолибдена, а также по добыче медных концентратов (от 105,8 до 122,6% к январю – маю 2015 года).

Благодаря постоянному наращиванию производства в этих отраслях республика вошла в тройку лидеров субъектов Сибирского федерального округа (далее – СФО) по добыче полезных ископаемых в целом.

Объем продукции сельского хозяйства в январе – мае 2016 года составил 3199600 тыс. рублей, или 98,8% к такому же периоду 2015 года. По состоянию на 01.06.2016, в сравнении с аналогичной датой 2015 года, во всех категориях хозяйств увеличилось поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей (от 102,5 до 112,7%). Мяса скота и птицы произведено 15,2 тыс. тонн или 101,5% к январю – маю 2015 года, молока – 60,1 тыс. тонн (97,3%), яиц – 31,9 млн штук (83,8%). Доля хозяйств населения и фермерских хозяйств в производстве мяса скота и птицы возросла до 91,9%, молока – до 80,6% (в аналогичном периоде 2015 года соответственно 87,7% и 78,2%).

Объем и услуг по виду деятельности «Строительство» в январе – мае 2016 года составил 4448800 тыс. рублей, что на 25,5% больше, чем в соответствующем периоде 2015 года. Это обусловлено строительством объектов электроэнергетики в рамках реализации инвестиционных программ энергетических компаний. Населением за свой счет и с помощью заемных средств построено 18 тыс. м2 жилья или 50,2% от общего объема жилья, введенного в январе – мае 2016 года (в аналогичном периоде 2015 года – 77,5%).

Внешняя торговля Республики Хакасия в 2016 году характеризовалась снижением экспортных и импортных поставок. По итогам первого квартала внешнеторговый оборот составил 471012 тыс. долларов США (81,7% к 2015 году), из которого 86,8% – экспорт, 13,2% – импорт (в 2015 году соответственно 85,8% и 14,2%).

Торговые связи сохранились с 50 странами ближнего и дальнего зарубежья, при этом торговля со странами дальнего зарубежья обеспечила 99,7% всего товарооборота республики, наиболее крупными из которых являлись США, Турция, Япония, Австралия, Республика Корея, Китай, Нидерланды, Польша.

Индекс потребительских цен в июне 2016 года к июню 2015 года составил 105,2%. В Республике Хакасия отмечен минимальный уровень инфляции по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Высокий рост цен наблюдался на рынке продовольственных товаров (111,7% к 2015 году, по Российской Федерации – 114,1%) под влиянием дисбалансов на рынках. Практически на одном уровне с инфляцией на рынке продовольственных товаров был рост цен на непродовольственную продукцию – 111,6% (113,2%). В меньшей степени выросли цены на платные услуги (Республика Хакасия – 105,9%, Российская Федерация – 110,2%).

За январь – май 2016 года оборот розничной торговли составил 29326900 тыс. рублей (93,2% к январю – маю 2015 года), в том числе продовольственными товарами – 13367300 тыс. рублей (91,5%), непродовольственными – 15959600 тыс. рублей (94,6%).

Из социальных показателей следует отметить сохранение роста номинальной заработной платы. Среднедушевые денежные доходы населения Республики Хакасия составили 20 тыс. рублей в месяц и выросли к 2016 году на 5,5%, реальные денежные доходы – на 0,5%. По республике в январе – апреле 2016 года среднемесячная номинальная заработная плата составила 30 тыс. рублей, или 103,8% к январю – апрелю 2015 года, в реальном выражении – 97,3%. По темпу роста реальных денежных доходов Республика Хакасия среди субъектов Российской Федерации в 2015 году заняла седьмую позицию.

Основной тенденцией на рынке труда в республике с апреля 2016 года отмечено снижение числа безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, которых на 01.06.2016 зарегистрировано 5,9 тыс. человек (01.06.2015 – 6,4 тыс. человек). Уровень официальной безработицы снизился на 2,3% и составил 5,8% (42 место по Российской Федерации, 1 место среди субъектов СФО). Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2016 составил 2,1% (6 место среди субъектов СФО).

По данным территориального органа Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия в 2016 году в Республике Хакасия насчитывалось 7071 малое предприятие (включая микропредприятия) (2015 год – 6795 единиц), по отношению к 2015 году произошло увеличение на 4%, 49 средних предприятий (2015 год – 45 единиц), по отношению к 2015 году произошло увеличение на 9%, 15726 индивидуальных предпринимателей (2015 год – 16136 человек), по отношению к 2015 году произошло снижение на 2,5%.

Несмотря на сокращение индивидуальных предпринимателей, значительную часть в структуре малого и среднего предпринимательства республики составляют индивидуальные предприниматели (по количественному показателю) – 69,7% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Их деятельность, как правило, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг.

Снижение количества индивидуальных предпринимателей обусловлено рядом тенденций в развитии малого и среднего предпринимательства: кризисными явлениями, в том числе ростом процентных ставок по кредитным ресурсам, снижением спроса на продукцию на внутреннем рынке, а также негативное воздействие на численность индивидуальных предпринимателей продолжает оказывать высокий уровень страховых платежей, отмена льгот по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов.

Объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия за 2016 год составил 554 тыс. рублей, что на 39 тыс. рублей меньше поступлений 2015 года.

По числу и обороту малых предприятий (без микропредприятий) за январь – сентябрь 2015 года Республика Хакасия занимает 10 место в СФО (соответственно 706 единиц и 19700000 тыс. рублей), по инвестициям в основной капитал – 11 место (747000 тыс. рублей). По среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) за январь – сентябрь 2015 года республика находится на 10 месте в СФО (31,5 тыс. человек).

Положение Республики Хакасия в СФО во многом объясняется особенностью статистического расчета показателей в сфере малого и среднего бизнеса, который не учитывает результаты деятельности индивидуальных предпринимателей. В республике значительная часть субъектов бизнеса осуществляет свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Активно ведется работа по созданию благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности.

В целях продвижения инициатив по улучшению предпринимательского климата, содействия преодолению барьеров в развитии предпринимательства, содействия инициированию и продвижению общественно значимых проектов, в том числе межмуниципальных инвестиционных проектов, распространения лучших практик поддержки предпринимательства субъектов Российской Федерации с 2012 года функционирует Совет развития Республики Хакасия при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия, а также действует Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в функции которого входит привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к решению важнейших социально-экономических задач, изучение, анализ, обобщение и обсуждение, оказание содействия в разрешении имеющихся проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, вынесение предложений, направленных на определение эффективных мероприятий улучшения предпринимательской среды, условий ведения предпринимательской деятельности, устранения административных барьеров. Особое внимание в республике уделяется развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

На территории Республики Хакасия осуществляет свою деятельность Гарантийный фонд Республики Хакасия, основной задачей которого является повышению доступности кредитных ресурсов для компаний малого и среднего бизнеса. Выступая в качестве поручителя по кредитам, Гарантийный фонд Республики Хакасия содействует развитию предпринимательства в Хакасии.

Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Республиканский центр поддержки предпринимательства» (далее – ГКУ РХ «РЦПП») обеспечивает формирование доступной единой информационной среды, объединяющей основные направления поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства республики посредством оказания им разнообразных видов помощи и поддержки; повышения уровня информированности и правового сознания предпринимателей и населения Республики Хакасия в сфере малого бизнеса; организации взаимодействия и сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с различными органами государственной власти, общественными объединениями и другими структурами; выявления и комплексного решения существующих проблем деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В 2014 году создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия. Основными задачами уполномоченного являются содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Республике Хакасия, защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, содействие восстановлению нарушенных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах принадлежащих им прав и способов их защиты и др.

Отдельным направлением развития предпринимательства с 2012 года является создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в Республике Хакасия. Инвестору предлагают не просто промышленную площадку, а площадку, изначально ориентированную на развитие определённого производства.

На территории Республики Хакасия для размещения новых производственных объектов создаются три индустриальных парка (промышленный парк «Черногорский», агропромышленный парк «Алтайский», Аскизский индустриальный парк).

В 2014 году Правительством Республики Хакасия для создания благоприятного инвестиционного климата создана Некоммерческая организация «Фонд развития Республики Хакасия». Основные направления деятельности Фонда развития Республики Хакасия:

содействие в инициировании и участие в реализации инвестиционных, в том числе межмуниципальных и межрегиональных, проектов;

содействие развитию форм поддержки инвестиционных проектов и привлечение инвестиций в Республику Хакасия на основе принципов государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств институтов развития Российской Федерации;

продвижение инициатив по улучшению предпринимательского климата, содействие преодолению барьеров в развитии субъектов предпринимательства;

организация и обеспечение проведения публичных имиджевых мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Хакасия, направленных на привлечение инвестиций;

взаимодействие с общественными организациями и экспертным сообществом, институтами развития Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по вопросам привлечения инвестиций и работы с инвесторами.

Макроэкономическая ситуация в регионе и в стране целом оказывает существенное влияние на уровень развития малого и среднего предпринимательства в республике, отмечается низкий побуждающий эффект к занятию предпринимательством среди экономически активного населения, особенно молодежи. Кроме внешнеэкономических и внешнеполитических макроэкономических факторов, большое влияние оказывает инвестиционный климат в регионе, покупательная способность населения, уровень цен и занятость.

В республике разработан Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2030 года, утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 07.09.2015 № 87-п (с последующими изменениями), в трех вариантах, основным из которых является базовый вариант.

Прогнозный период до 2030 года характеризуется сохранением неопределенности относительно перспектив развития мировой экономики. Между тем продолжится реализация стратегических целей, обозначенных в документах стратегического планирования Республики Хакасия на долгосрочную перспективу, предполагающих улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, повышения уровня жизни на основе стабилизации и роста производства основных отраслей экономики, обеспечения нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости.

Развитие Республики Хакасия по базовому варианту развития будет опираться на действующие организационно-экономические механизмы, происходит постепенная адаптация к изменяющимся условиям, деятельность нацелена преимущественно на экстенсивное развитие. Базовый сценарий может обеспечить Республике Хакасия небольшой, но стабильный экономический рост (прирост ВРП – 0,5-2,0% в год). Реализуются наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты. Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2016–2018 годах прогнозируются на уровне 100,6%, в 2019–2021 годах – 101,0%.

К 2021 году ожидается увеличение количества малых (включая микропредприятия) и средних предприятий до 11043 единиц, оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий предполагается на уровне 69,7 млрд рублей.

Сохранение положительной динамики по ряду показателей социально-экономического развития республики основывается на согласованных действиях исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и бизнес-сообщества, в том числе в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014–2016 годы)».

Одним из наиболее востребованных видов поддержки является предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, субсидирование затрат связанных с приобретением оборудования в связи с чем предусмотрены мероприятия, направленные на возмещение указанных затрат.

Малый и средний бизнес оказывает значительное влияние на обеспечение социальной стабильности, организацию занятости населения и насыщение потребительского рынка товарами и услугами, является надежной базой налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В связи с этим Правительство Республики Хакасия уделяет большое внимание и ведет целенаправленную работу по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в республике. Реализация государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)» позволит создать предпосылки формирования конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития.

 

2. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации государственной программы, цель, задачи

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы обозначены в Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700 (с последующими изменениями) (далее – Стратегия).

В соответствии с перспективами и задачами социально-экономического развития Республики Хакасия основной целью государственной программы является содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Достижение заявленных целей потребует решения следующих задач:

создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия;

повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

создание условий для эффективной реализации мероприятий государственной программы.

В целях достижения задачи «Создание условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Хакасия» реализуется подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия», направленная на стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Хакасия путем предоставления субсидии за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.

Задача «Повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства» решается посредством реализации подпрограммы 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» путем:

содействия модернизации основных фондов, участвующих в производстве товаров (работ, услуг), субъектов малого и среднего предпринимательства;

финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

развития и повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержки внешнеэкономической и межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствования механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров;

поддержки мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Задача «Создание условий для эффективной реализации мероприятий государственной программы» решается через подпрограмму 3 «Обеспечение реализации государственной программы».

 

3. Перечень и характеристики основных
мероприятий государственной программы

 

Перечень основных мероприятий государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)» в разрезе подпрограмм с указанием сроков реализации основных мероприятий, ожидаемых результатов, во взаимосвязи основных мероприятий с целевыми показателями государственной программы представлен в таблице 1.

 


Таблица 1

 

Перечень основных мероприятий государственной программы

 

Номер и наименование основного мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнитель, исполнитель

Срок

Ожидаемый результат

Основные направления реализации

Связь с показателями государственной программы (номер показателя, харак-теризующего результат реали-зации основного мероприятия)

начало

оконча-ние

1

2

3

4

5

6

7

Государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение

инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (20172021 годы)»

Подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия»

Основное мероприятие 1.1 «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику»

Ответственный исполнитель: Министерство финансов Республики Хакасия

2017 год

2021 год

Созданы условия для привлечения инвестиций, увеличения стоимости основ-ных фондов предприятий, создания новых рабочих мест, наращивания доходной базы консолидированного бюджета Республики Хакасия и экономического роста региона;

бюджетный эффект (увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия) от деятельности инвесторов – 28000 тыс. рублей

Предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, привлекаемым предприятиями реального сектора экономики для осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия, и субсидии лизингополучателям на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия

1.1

Подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия»

Основное мероприятие 2.1 «Поддержка малого и среднего предприним-ательства»

Ответственный исполнитель: Министерство экономики Республики Хакасия

2017 год

2021 год

Созданы условия по увеличению объема инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) до 125985 тыс. рублей;

увеличено количество вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, до 13 единиц;

увеличено количество оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства услуг организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства до 9686 услуг;

увеличен оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий до 81031100 тыс. рублей;

увеличено количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства
до 1900 единиц;

количество муниципальных образований, получивших субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на поддержку программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, –
13 единиц;

увеличен объем поступлений налогов на совокупный доход в доходы местных бюджетов до 290257 тыс. рублей

Предоставление финансовой поддержки по следующим мероприятиям: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; субсидирование затрат при лизинге оборудования; субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам; поддержка действующих малых инновационных компаний – субсидии юридическим лицам – субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

гранты на развитие малого и среднего бизнеса; субсидирование затрат, связанных с приобретением оборудования, в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); поддержка экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; реализация массовых программ обучения и повышения квалификации; субсидирование части затрат, связанных с подтверждением соответствия продукции (работ, услуг).

Обеспечение деятельности Государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Республиканский центр поддержки предпринимательства»;

предоставление и распределение субсидии на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию микрофинансовых организаций; сбор и анализ информации о развитии малого и среднего бизнеса; проведение мероприятий, в том числе по награждению победителей конкурсов профессионального мастерства; организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

поддержка мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства

2.12.15

Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы»

Основное мероприятие 3.1 «Осуществление государственных функций в сфере экономического развития»

Ответственный исполнитель: Министерство экономики Республики Хакасия

Соисполнитель:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия

2017 год

2021 год

Выполнены мероприятия и достигнуты целевые показатели государственной программы;

своевременно исполнены поручения Президента Российской Федерации в сфере экономического развития

 

Разработка нормативной правовой базы в рамках исполнения возложенных полномочий, обеспечение деятельности подведомственных учреждений, кадровое и финансовое обеспечение процессов реализации государственной программы

3.1

 


Информация по документу
Читайте также